Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Образ и характеристика Софьи Фамусовой

В великолепной комедии Грибоедова каждый герой обладает своими неповторимыми индивидуальными чертами. Одним из противоречивых характеров в пьесе изображена Софья. В ней смешаны хорошие черты с ложью. От природы девушка наделена умом, независимым характером. Она может переживать и любит от всего сердца. К тому же Софья имеет прекрасное образование и воспитание, которое она получила в семье. Помимо увлечения литературой французских авторов, она к тому же еще всесторонне развита. Именно, читая произведения сентиментальных авторов, наша героиня научилась мечтательности и чувствительности. Вот, поэтому, она стала заглядываться на Молчалина, который своим нравом был похож на героев ее романов.

Возможно, этот молодой человек, ей понравился, потому что она могла им управлять, как хотела. Любовь к Чацкому поможет нам понять то, что эти два героя чем- то похожи друг на друга. И хотя ей всего 17 лет, она чувствует себя независимой. Ей безразлично, что о ней говорят окружающие. Вот Чацкий это понимает, и свои слова говорит девушке, так как считает ее своим единомышленником.

Софья, как и Чацкий, пережила любовное разочарование, так как случайно подслушала беседу Молчалина с Лизой. И ее избранник уже ей видится совсем по-другому, так как она нужна была ему для того, чтобы продвинуться по службе. Вовремя девушка это узнала. Ведь если бы это было бы в браке, то она получила бы разочарование в любви. Она совсем не хотела Чацкого в роли супруга, именно он открыл ей всю правду. Но, так как она выросла в фамусовском обществе, то и человека она выбрала недостойного себе.

Почему же она так поступила? Видно проблема заключалась в воспитании всех девушек того времени. Она совсем не может быть в ответе за каждый свой шаг. И все романтические герои совсем не похожи на реальных людей. Девушка не может отличить истинное чувство от подделки. И мы понимаем, что она отказавшись от Молчалина, все равно выберет себе избранника того же типа.

Грибоедов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.

Вариант 2

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает нравы дворянства XIX века. При этом автор демонстрирует противостояние устаревших взглядов крепостников и взглядов нового поколения дворянства. Старое поколение упрямо отстаивает свой личный комфорт, в то время как молодежь с прогрессивными взглядами стремится изменить общество.

Однако в произведении присутствуют и противоречивые персонажи, чьи жизненные взгляды не вписываются ни в одну из этих позиций. Таким персонажем является дочь обеспеченного чиновника – Софья Фамусова.

Главный герой комедии – Александр Чацкий был влюблен в Софью. Ему нравилось, что она не похожа на других московских барышень. Однако именно любовь к этой девушке явилась причиной страданий героя, и именно из-за нее он был изгнан из общества.

Софья обладает острым умом, сильна и независима. В отличие от других людей фамусовского круга, она ненавидит сплетни и противостоит общественному мнению. Но, зная порядки этого общества, она мастерски хитрит и подстраивается. Эти черты характера удивительным образом сочетаются с ее мечтательностью и отзывчивостью.

Однако героиня плохо разбирается в людях и окружающем мире, все ее мировоззрение сформировано исключительно французскими романами. Благодаря этим книгам у нее сформировался образ идеального, по ее мнению, спутника жизни. Воплощение этого абстрактного образа Софья нашла в секретаре своего отца, Молчалине, которого несчастная девушка идеализировала. Однако эта любовь приносит героине много боли. Юная девушка осознает, что отец не одобрит ее выбор, и ей не суждено быть вместе с любимым.

Позже Софья узнает, что Молчалин неравнодушен к Елизавете. Это разбивает девушке сердце и вынуждает ее отречься от возлюбленного.

С главным героем комедии у девушки сложные и противоречивые отношения. По началу Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но со временем все изменилось. К моменту возвращения героя в Москву после отъезда девушка была влюблена в другого. Софья проявила хитрость и коварство, желая отомстить бывшему возлюбленному, и пустила слух о безумии Чацкого, после чего на героя обрушилась травля.

Софья является одним из самых умных и здравомыслящих персонажей произведения. Она чиста и мечтает о настоящей любви, однако рядом с ней нет достойного человека. Она умна и очень начитана, но очень далека от реальной жизни. Из-за этого девушка не всегда ведет себя достойно и совершает множество ошибок.

Героиня очень несчастна и страдает сильнее других персонажей, даже сильнее Чацкого. Из-за своего противоречивого характера и тяжелой судьбы героиня вызывает у читателей одновременно и жалость, и сочувствие.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Сочинение про Софью

А.С. Грибоедов известен как блестящий дипломат, публицист и драматург. Его комедия «Горе от ума» действительно обрела бессмертность. Образы, которые подарил нам автор, можно встретить и в наши дни. По-прежнему, Фамусовы и Скалозубы живут по принципу «века минувшего». Барыни Хлестовы и Хрюмины все также грубы, невоспитанны и верят, что их мнение исключительно в своей правильности. Чацких считают сумасшедшими и изгоями. А «Молчалины блаженствуют на свете», очень уж это живучий тип.

Ну а что же Софья? Дочь Фамусова самый туманный, на первый взгляд, образ, будто автор не счел нужным его прописать. Но это не так. У самых ярких, колоритных персонажей классических произведений всегда «говорящие» фамилии. Они сразу дают понять читателю с кем мы имеем дело, какой это тип людей. «Горе от ума» здесь не исключение. Софья – дочь главного героя и носит фамилию отца. Но ее имя нам может что-то рассказать. В переводе с греческого оно означает «мудрая».

Характеристика ее противоречива. Девушка получила неплохое образование, по крайней мере, так считает ее отец. Рано лишилась матери и отец «сумел принанять в мадам Розье вторую мать». Сам же он мало внимания уделял ребенку. И девочка выросла на французских романах. Поэтому она легко влюбляется в Молчалина, в котором видит идеал романтического героя, приписывая ему добродетели. Его скромность, немногословность, отсутствие пререканий, трактует героиня по-своему, считая их достоинствами. Она верна и упряма. Искренне борется за честь возлюбленного, отстаивая его перед Чацким и отцом. Не боится выступить против светского общества, защищая свою любовь.

Софья своеобразный мостик между миром Чацкого и «фамусовской Москвой». Какое-то время она мечется между двумя мирами. И есть надежда, что для нее не все потеряно. Общество ее отца – это меркантильные люди, защищающие свои интересы и личный комфорт. Они готовы стелиться и выслуживаться ради получения личных благ. Молчалин также готов на все, чтобы достичь «степеней известных». Софья не такая. Она верит в идеалы, любовь, верность, честность. Девушка открыто выражает свои мысли и чувства. Ей присущи решительность и смелость. Но, в конечном итоге, влияние окружения и воспитание берет свое. К тому же ее очень оскорбляет отношение Чацкого к ее возлюбленному. Ведь это ее выбор, он не может быть плохим. В конце она понимает, что Молчалин низок и подл. Но обида на Чацкого остается. Героиня некрасиво и мелочно, но очень по-женски мстит Чацкому. Софья объявляет его сумасшедшим.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Ей отчасти присущи черты «фамусовского» окружения. В чем-то есть схожесть и с Чацким, поэтому он приехал в Москву из-за любви к ней. С другой стороны, она живет так, как удобно ей. И когда ей нужно отомстить Чацкому, она идеально подстраивается под отцовское общество.

Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?

Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.

Известный писатель И. А. Гончаров о — произведение, которое «переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». И, думается, депо здесь не только в «картине нравов», но и в том, что герои пьесы настолько ярки, своеобразны, что их переживания находят отклик в душах читателей. Традиционно принято говорить о двух сюжетных пиниях этого произведения, при этом первенство отдается социально-политическому конфликту, обличению «века минувшего». Однако все действия комедии развиваются лишь благодаря изображению крушения любви Чацкого к Софье Фамусовой. Поэтому, как мне кажется, можно назвать героиню «скрытой пружиной», «двигателем» пьесы. И хотя этому образу уделялось гораздо меньше внимания, чем Александру Чацкому, Фамусову, Молчалину, но существуют его различные трактовки. Некоторые критики без всякого сомнения причисляют Софью к сатирически изображаемому фамусовскому обществу, другие — противопоставляют ев этому лагерю, третьи — отмечают, что героиня вынуждена примкнуть к консерваторам, опасаясь общественного мнения.

Попытаемся же без предубеждения проанализировать образ Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума». В начале XIX века роль женщины в обществе практически ограничивалась «семейным кругом». Единственную, пусть и маловероятную, возможность обрести какую-либо свободу женщина могла лишь в любви. Именно это чувство позволяло раскрыть как сильные, так и слабые стороны ее характера. В то же время женщина могла быть и властительницей в семье и создавать общественное мнение. Софья воспитывалась в Москве, отец искренне ее любил, заботился о ее образовании настолько, насколько это было принято в обществе: «Уж об твоем ли не радели о воспитании! С колыбели!»

Из текста произведения мы узнаем, также, что Софья Павловна читает по-французски, играет на фортепьяно, следит за всеми модными новинками. Ее отец с понятным возмущением произносит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам и авторы, и музы, губители карманов и сердец!» Софья увлечена сентиментальными романами, они формируют ее взгляды на жизнь, в том числе и на любовь. В то же время она не лишена и ума, и практической смекалки. Понимая условность требований света, Софья Павловна то проявляет презрение к ним, сознательно демонстрирует свою независимость, то прислушивается к общественному мнению, то вполне успешно использует известные ей законы света в собственных интересах.

Определяет восприятие жизни героиней любовь, точнее желание любви, это же чувство и раскрывает читателю характер Софьи. Жизнь молодой девушки ограничена ее семьей, мать давно умерла, с отцом они не всегда понимают друг друга, единственный друг, Чацкий, чье общество могло бы изменить Софью, уезжает. Героиня уже в начале пьесы достаточно определяет свое отношение к Александру Чацкому: «Остер, умен, красноречив. В друзьях особенно счастлив». В этом проявляется и ум, и способность Софьи оценивать людей. Она невольно признается в том, что отъезд Чацкого обидел ее: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Эти же слова во многом объясняют и то, почему героиня выбрала Молчалина, убедила себя в том. что любит его. Он ищет человека близкого; присущие ей, по мнению И. Гончарова, «путаница понятий, умственная и нравственная слепота» приводят к тому, что она считает едва ли не совершенством качества, которые свидетельствуют об ограниченности ее избранника: «враг дерзости», «уступчив, скромен, тих». Вероятно, прав Чацкий, который, беседуя с Софьей, говорит: «Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему…»

Но не только влиянием сентиментальных романов, наивностью и молодостью героини можно объяснить ее выбор. Она прислушивается и к мнению окружающих о Молчалине, который стал незаменимым человеком, «дружбу всех… в доме приобрел». По мнению Фамусова, у Молчалина — один, но важный недостаток. Он заявляет дочери еще до приезда Чацкого, когда та рассказывает якобы виденный сон: «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара!» Может быть, знание этого и мешает Софье признаться отцу, хотя и сложности, и тайны, окружающие ее чувство, лишь придают остроты ощущениям героини. В то же время Молчалин вполне отвечает представлениям общества, московского в особенности, об идеальном муже: «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей», который «молчит, когда его бранят». Некоторые критики не без основания полагали, что Софья желает не только покровительствовать избраннику, но и «иметь в нем вечного раба». Однако героиня, безусловно, искренна в своем чувстве, Молчалин для нее важнее всего в мире, она, гордая и своенравная, способна на жертвы для него: «Хотите вы? … Пойду любезничать сквозь слез…». Софья оценивает других людей по тому, как они относятся к ее кумиру. Об отце она говорит так: «Брюзглив, неугомонен, скор». Чацкий же, осмелившийся вышучивать Молчалина, по ее мнению, «не человек! Змея!» Софья стремится по-своему защитить любимого, у нее зарождается план мести. Весть о сумасшествии главного героя возникает как бы случайно. Размышляя о страстном и несколько неожиданном, объяснении Чацкого в любви, Софья произносит, как отмечено в ремарке, «про себя»: «Вот нехотя с ума свела». Зато забывает об этих словах. Но на балу, когда Чацкий вновь язвительно и резко отзывается о Молчалине («В нем Загорецкий не умрет…»), она в гневе и раздражении говорит«он не в своем уме». При этом у Софьи еще нет определенного плана, однако она быстро и верно оценивает ситуацию, разыгрывает свою партию виртуозно. Все свершилось, механизм сплетен, правящий в Москве, запущен, и Софья торжествует, ее Молчалин отомщен: «А! Чацкий, любите ли вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?»

Мне кажется, что героиня не ожидала того, какой эффект будут иметь ее слова, месть ее не простиралась так далеко. Но законы жизни таковы, что каждый поступок вызывает противодействие. Софье «достается свой «мильон терзаний». Лишь одно, как ей кажется, несколько ослабляет удар судьбы, Софья «сама довольна тем, что ночью все узнала, нет укоряющих свидетелей в глазах…». Но и этого героиня лишена. В этой ситуации вновь, как мне думается, проявляется характер героини. Хотя она и потрясена, но находит в себе силы сказать в ответ на обличения Чацкого: «Не продолжайте, я виню себя кругом. Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен». Совсем не случайно Гончаров отмечал, что Софье «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого». Ведь Чацкий — хозяин своей судьбы, а она вынуждена подчиняться воле отца, оставаться в обществе, жить по его законам, а «сильные задатки недюжинной натуры» не могут развиваться в этом узком мирке.

Мне кажется, что Софья — одно из самых ярких лиц в пьесе. Этот персонаж многомерен, но в то же время во многом типичен…

  1. «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично» (И. А. Гончаров).
    (Софья вызывает сочувствие: она умна, но не разбирается в людях. У нее не сформированы идеи и убеждения. Преувеличенное самолюбие, желание покровительствовать более слабому, доверчивость, «книжное» представление о жизни — вот качества, которые объясняют ее любовь к Молчалину и неприятие Чацкого.)
  2. Противоречивость в моей оценке личности и поведения Софьи.
  3. Искренность поведения девушки в отношениях с людьми — прекрасное качество.
    (Софья никому, кроме отца, не лжет. Отец — исключение: она предвидит скандал, если тот узнает о ее любви к «безродному» секретарю («кто беден, тот тебе не пара»). Разлюбив Чацкого, она холодна с ним, видит недостатки в том, что раньше казалось ей достоинствами, достаточно язвительна и иронична. В Молчалине видит (увы!) искреннего, честного, влюбленного в нее, порядочного, но зависимого, а оттого робкого человека. Стремится подбодрить его, а потому не скрывает своей нежности.)
  4. Ей только семнадцать!
    (Софья очень молода, поэтому ее трогает кажущаяся искренность Молчалина, его робость, неуверенность в себе, стремление всем понравиться, даже бессловесность, над которой издевается Чацкий. Я думаю, семнадцатилетней девушке, знающей жизнь только по французским романам, это можно простить.)
  5. Уродливость воспитания Софьи в доме отца.
    (Меня поражает, что у Софьи нет собственных идей, убеждений. Но откуда им быть? Отца не заботило ее воспитание. Может, это и к лучшему: чему он мог научить дочь?! Сентиментальные романы, Кузнецкий мост, «вторая мать» — француженка, нанятая отцом, светские сплетни — вот откуда черпала она знание жизни. Умная от природы, Софья не получила духовной пищи и создала свой выдуманный мир, в котором чувствовала себя госпожой, покровительницей слабых. Из жалости к Молчали- ну родилась любовь. Я ее понимаю, а потому прощаю многое.)
  6. Что повлияло на отношение Софьи к Чацкому?
    (Приезд Чацкого, его активность, язвительные высказывания о том, что ей стало дорого, Софья восприняла (и правильно!) как покушение на выдуманный ею мир. Я думаю, будь Чацкий осторожнее в своих высказываниях (особенно о Молчалине!), она бы спорила с ним, отстаивая свою правоту, а так, его злость, язвительность вызвали в ней враждебное отношение к нему (ведь она верила в любовь Молчалина). Мне трудно осуждать Софью за это. Опять-таки виноваты ее неопытность, незнание жизни и людей. Я понимаю ее состояние, искреннее волнение, когда Молчалин упал с лошади, и мне жаль девушку, которая позволила так себя обмануть.) Материал с сайта
  7. Как повлияет на Софью преподанный ей жестокий урок?
    (Думаю, что он изменит ее, хотя не уверена, что к лучшему. Возможно, лицемерие Молчалина разрушит ее веру в людей, в их искренность и порядочность. Что же останется ей в жизни? Идей, убеждений, общественных интересов и раньше не было, да и неоткуда им взяться. Случайно пущенный ею слух о сумасшествии Чацкого, который к тому же стал свидетелем ее унижения, навсегда отдалил их друг от друга. Станет Софья госпожой Скалозуб? Это — окончательная моральная гибель. Жаль девушку!)
  • Сложность отношения к Софье неизбежна.
    (Юная Фамусова соткана из противоречий. После Чацкого она самая трагическая фигура в комедии).
  • Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим. Её горячее сердце не даёт ей прекращать мечтать. Софья давно привыкла, что она хозяйка в доме, и все должны это чувствовать, а значит подчиняться. Возможно, это от того, что она давно воспитывается без материнской любви.

    Софья обладает самостоятельность и властным тоном, не смотря на свой юный, семнадцатилетний возраст. Речь её имеет даже некий отпечаток крепостных, ведь с ними она часто общается, но также и французские книги отложили свой отпечаток. Софью волнуют душевные переживания людей. Девушка воспитывалась французскими гувернантками.

    Не смотря на свои положительные особенности, в обществе Фамусовых, всё это не находит развития. Благодаря своему воспитанию, она имеет общепринятые взгляды, думает так же, как и другие представители этого общества, которое привило ей ложь и лицемерность. Софья представляет себе людей только из своих наблюдений над людьми из книг, французских романов. Наверное, именно эта литература и оказало влияние на развитие в ней сентиментальности и чувственности. Из книг она подчеркнула все черты, которыми должен обладать герой её романа. Благодаря всему этому, она обратила своё внимание на Молчалина, который отдаленно напоминал героев из её любимых произведений. Другого идеала нельзя было встретить в этом окружении. Софья живёт настоящими чувствами. Пусть даже объект ее любви на самом то деле жалкий и убогий – всё это не даёт ситуации комедийный окрас. Скорее, наоборот, придаёт больше драмы и печали.

    Софья поделил свой мир две части: предмет её обожания – Молчалин и всё остальное. Все её мысли заняты только им, особенно, когда его нет рядом. Не смотря на всё, любовь эта не приносит радости. Потому что девушка прекрасно понимает, что такого человека никогда не примет её отец. Эта мысль делает её жизнь невыносимой. Софье настолько тяжело жить с этими чувствами, что она готова рассказать о своей любви совершенно посторонним людям. Например, Лизе – служанке их дома, а потом и Чацкому. Для своей любви она выбрала человека безропотного. Именно так она представляет себе Молчалина. Но финальная сцена, где Софья Павловна становится свидетельницей проявления внимания Молчалина к Елизавете. Это разбивает ей сердце, унижает все её чувства. Становится понятно, что Софья хоть и разрывает с недостойным Молчалиным, но типаж этого мужчины остаётся для неё приоритетным.

    Кратко для 9 класса

    Сочинение 4

    А.С.Грибоедов был человеком, который много сделал для своей Родины. Он вошел в литературу как создатель величайшей комедии «Горе от ума».

    Немаловажное место в ней занимает изображение пороков современного писателю социума. Проблемы, которые поднимает автор в своем творении, волнуют российскую общественность и спустя многие годы после выхода комедии в свет. “Горе от ума” — это высокопатриотические размышления Грибоедова об участи России, о возможностях реформации, преобразования ее жизни. В связи с этим поднимаются в комедии важные государственно-правовые, духовные и общекультурные задачи эпохи. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” повествует о конфликте человека передовых суждений — Александра Чацкого — с затхлым фамусовским обществом. Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь — Софья Павловна Фамусова.

    Стоит отметить, что пьеса А.С. Грибоедова является реалистическим произведением, характеры героев не прописаны однозначно: отсутствует четкая стратификация героев на «плохих» и «хороших». Таким образом, промежуточное положение занимает в пьесе Софья Фамусова. Она очень противоречивая и неоднозначная героиня. В некотором роде, отмечается внутренними характеристиками присущими взрослому человеку, но с другой стороны — инфантилизмом. Девушка желает искренней любви и глубоких, настоящих чувств. ее окружают мелочные и скверные люди. Ей тяжело сопротивляться давлению общества на нее. Девушка намерена быть счастливой, но что-то посоветовать ей для достижения цели никто не способен. Поэтому Софья вынуждена поступать неверно, совершая ошибки и тут же исправлять их. Софья —так же как и Чацкий, она натура пылкая, живущая сильным и неподдельным чувством. В заключение хотелось бы сказать, что в произведении «Горе от ума» Софья несомненно отличается от общества, которое ее окружает.

    Девушка во многих своих суждениях отличается от своего отца, а главное – от всего светского общества дворян. Она не боится не боится защищая свою любовь, и выступать против общества меркантильных и недобросовестных дворян, она сильная личность которая не упустит своего.

    Подведем итоги

    Показывает нам драматизм героини характеристика Софьи. «Горе от ума» обличает и раскрывает суть многих общественных явлений, в том числе и затрагивает положение женщины в современном автору мире. Софья — умная, незаурядная и страстная натура, которая могла бы составить Чацкому достойную пару. Но воспитание и окружение исказили эти благородные черты, в каком-то смысле изуродовали героиню и привели к драматическому финалу. Роль Софьи в комедии «Горе от ума», таким образом, является ключевой и сюжетообразующей.

    В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.

    Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии «Горе от ума». О нем мы и поговорим сегодня.

    Характеристика Софьи (Горе от ума)

    Каждый персонаж в комедии Грибоедова «Горе от ума» обладает своими неповторимым и качествами. Здесь происходит противостояние взглядов крепостников, которые уже устарели и взглядов нового поколения дворянства. Поколение крепостников борется за свой комфорт в жизни, в то время как дворяне хотят полностью поменять общество. Софья Фамусова обладает как положительными, так и отрицательными качествами. Если сразу говорить об отрицательной черте, то это ложь. Но её выделяет её ум, независимый характер. Она очень искренний человек.

    Все переживания героиня принимает близко к сердцу. Соответственно и любит она искренне, от сердца. В детстве ей дали отличное образование и хорошо её воспитали. Софья увлекается французской литературой. Благодаря этому она стала мечтательной и чувственной натурой. Она представляет себе будущего супруга таким, о которых она читала в романах, а это сильно отличается от реальной жизни. Она очень ненавидит различные сплетни и бесстрашно противостоит общепринятому мнению в обществе. Молчалин своим характером был очень похож на героев её любимых романов. Именно это ей в нём и понравилось. К тому же она управляла им так, как ей хотелось. Чацкий чем-то похож на Молчалина. Софье ещё только семнадцать лет, а она уже чувствует себя взрослой и независимой девушкой. И ей абсолютно все равно что о неё думают или даже говорят окружающие.

    После того, как Софья случайно услышала разговор Молчалина с Лизой, она глубоко разочаровалась. Теперь она поняла, что нужна своему избраннику лишь для того, чтобы продвинуться по службе, а также, что ему нравится Елизавета. Но хорошо что это произошло сейчас, до того, как они вступили в брак. Но как говорится, что не делается, все к лучшему. Софья выбрала супруга, который был её недостоин. К тому же она не очень то и хотела выходить за него замуж. Так что события развивались только ей на пользу.

    Возникает вопрос, почему она собиралась выйти замуж за человека, которого почти не любила? Большую роль играло воспитание того времени. Девушка часто не могла отвечать за каждый свой шаг. Расторгнув отношения с Молчалиным, она снова выбирает молодого человека с похожим характером. К сожалению, она не умеет отличать искреннюю любовь от поддельных чувств. В результате она совершает много ошибок, и больше всех страдает.

    Пьеса «Горе от ума» — это пьеса о жизни, о любви. Интересно, что именно Софья Фамусова стала началом создания образа женщины во многих произведениях русской литературы.

    Качества, сближающие Софью с обществом отца

    Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:
    «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».

    Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

    🗹

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: