Что делать? (Чернышевский Н. Г., 1863)
* * *
(Посвящается моему другу О.С.Ч.)
{1}
I. Дурак
Поутру 11 июля 1856 года прислуга одной из больших петербургских гостиниц у станции московской железной дороги была в недоумении, отчасти даже в тревоге. Накануне, в 9-м часу вечера, приехал господин с чемоданом, занял нумер, отдал для прописки свой паспорт, спросил себе чаю и котлетку, сказал, чтоб его не тревожили вечером, потому что он устал и хочет спать, но чтобы завтра непременно разбудили в 8 часов, потому что у него есть спешные дела, запер дверь нумера и, пошумев ножом и вилкою, пошумев чайным прибором, скоро притих, — видно, заснул. Пришло утро; в 8 часов слуга постучался к вчерашнему приезжему — приезжий не подает голоса; слуга постучался сильнее, очень сильно — приезжий все не откликается. Видно, крепко устал. Слуга подождал четверть часа, опять стал будить, опять не добудился. Стал советоваться с другими слугами, с буфетчиком. «Уж не случилось ли с ним чего?» — «Надо выломать двери». — «Нет, так не годится: дверь ломать надо с полициею». Решили попытаться будить еще раз, посильнее; если и тут не проснется, послать за полициею. Сделали последнюю пробу; не добудились; послали за полициею и теперь ждут, что увидят с нею.
Часам к 10 утра пришел полицейский чиновник, постучался сам, велел слугам постучаться, — успех тот же, как и прежде. «Нечего делать, ломай дверь, ребята».
Дверь выломали. Комната пуста. «Загляните — ка под кровать» — и под кроватью нет проезжего. Полицейский чиновник подошел к столу, — на столе лежал лист бумаги, а на нем крупными буквами было написано:
«Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту [1], между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
— Так вот оно, штука-то теперь и понятна, а то никак не могли сообразить, — сказал полицейский чиновник.
— Что же такое, Иван Афанасьевич? — спросил буфетчик.
— Давайте чаю, расскажу.
Рассказ полицейского чиновника долго служил предметом одушевленных пересказов и рассуждений в гостинице. История была вот какого рода.
В половине 3–го часа ночи — а ночь была облачная, темная — на середине Литейного моста сверкнул огонь, и послышался пистолетный выстрел. Бросились на выстрел караульные служители, сбежались малочисленные прохожие, — никого и ничего не было на том месте, где раздался выстрел. Значит, не застрелил, а застрелился. Нашлись охотники нырять, притащили через несколько времени багры, притащили даже какую-то рыбацкую сеть, ныряли, нащупывали, ловили, поймали полсотни больших щеп, но тела не нашли и не поймали. Да и как найти? — ночь темная. Оно в эти два часа уж на взморье, — поди, ищи там. Поэтому возникли прогрессисты, отвергнувшие прежнее предположение: «А может быть, и не было никакого тела? может быть, пьяный, или просто озорник, подурачился, — выстрелил, да и убежал, — а то, пожалуй, тут же стоит в хлопочущей толпе да подсмеивается над тревогою, какую наделал».
Но большинство, как всегда, когда рассуждает благоразумно, оказалось консервативно и защищало старое: «какое подурачился — пустил себе пулю в лоб, да и все тут». Прогрессисты были побеждены. Но победившая партия, как всегда, разделилась тотчас после победы. Застрелился, так; но отчего? «Пьяный», — было мнение одних консерваторов; «промотался», — утверждали другие консерваторы. — «Просто дурак», — сказал кто-то. На этом «просто дурак» сошлись все, даже и те, которые отвергали, что он застрелился. Действительно, пьяный ли, промотавшийся ли застрелился, или озорник, вовсе не застрелился, а только выкинул штуку, — все равно, глупая, дурацкая штука.
На этом остановилось дело на мосту ночью. Поутру, в гостинице у московской железной дороги, обнаружилось, что дурак не подурачился, а застрелился. Но остался в результате истории элемент, с которым были согласны и побежденные, именно, что если и не пошалил, а застрелился, то все-таки дурак. Этот удовлетворительный для всех результат особенно прочен был именно потому, что восторжествовали консерваторы: в самом деле, если бы только пошалил выстрелом на мосту, то ведь, в сущности, было бы еще сомнительно, дурак ли, или только озорник. Но застрелился на мосту, — кто же стреляется на мосту? как же это на мосту? зачем на мосту? глупо на мосту! — и потому, несомненно, дурак.
Опять явилось у некоторых сомнение: застрелился на мосту; на мосту не стреляются, — следовательно, не застрелился. — Но к вечеру прислуга гостиницы была позвана в часть смотреть вытащенную из воды простреленную фуражку, — все признали, что фуражка та самая, которая была на проезжем. Итак, несомненно застрелился, и дух отрицания и прогресса побежден окончательно.
Все были согласны, что «дурак», — и вдруг все заговорили: на мосту — ловкая штука! это, чтобы, значит, не мучиться долго, коли не удастся хорошо выстрелить, — умно рассудил! от всякой раны свалится в воду и захлебнется, прежде чем опомнится, — да, на мосту… умно!
Теперь уж ровно ничего нельзя было разобрать, — и дурак, и умно.
Другие персонажи
- Павел Константиныч Розальский — отец Верочки, управляющий домом Сторешникова и служащий в департаменте. Слабовольный человек, во всём подчиняется жене.
- Марья Алексевна — мать Верочки, очень корыстолюбива, груба с домашними.
- Федя — девятилетний брат Верочки.
- Сторешников Михаил Иваныч — офицер, владелец доходного дома, где проживают и Розальские. Самолюбивый, бесхарактерный, пошлый человек.
- Рахметов — студент филологического факультета. Ради уважения простых людей развивал физическую силу, даже ходил бурлаком. Сочувствовал угнетённым, готовил себя к борьбе за права народа.
- Крюкова Настасья Борисовна — горничная, затем работница швейной мастерской Веры Павловны. Была сожительницей Кирсанова, который отучил её от пьянства.
- Мерцалов Алексей Петрович — священник, друг Лопухова.
- Мерцалова Наталья Андреевна — его жена.
- Полозов — разорившийся миллионер, деловой человек.
- Полозова Катерина Васильевна — дочь Полозова. Добрая девушка, склонная к задумчивости.
- Чарльз Бьюмонт — гражданин США, родился и вырос в России.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Начинается роман с информации о том, что некий человек застрелился ночью на Литейном мосту. Далее рассказывается, что Вера Павловна узнала о трагической гибели мужа. Затем идёт рассказ о её взрослении в родительском доме, о сватовстве офицера Сторешникова и том, что девушка предпочла его студенту Лопухову. Брак с ним позволил ей вырваться от опостылевших родителей. Лопуховы стали жить на съёмной квартире.
Через несколько месяцев Вера решила организовать швейную мастерскую по пошиву дамских платьев. Прибыль справедливо распределяли между работницами мастерской. Вскоре многие из них стали жить в одной большой квартире, так как это было выгодно. У них был строгий распорядок труда и отдыха, часто ходили в театр, устраивали загородные прогулки.
Веру Павловну полюбил друг её мужа Кирсанов. Он перестал из-за этого бывать у них, но болезнь друга заставила часто их посещать.
Через некоторое время Вера Павловна поняла, что она не любит мужа, а только признательна ему за то, что вырвал её из родительского дома. Вера Павловна влюбилась в Кирсанова. Чтобы дать ей свободу выбора, Лопухов решил «сойти со сцены» и совершил самоубийство (об этом — в начале романа). Вера Павловна вышла замуж за Кирсанова. Она хотела быть независимой и увлеклась медициной.
Вера Павловна открыла магазин мод. Кирсанов стал профессором, помог вылечиться Екатерине Полозовой. Её отец, Полозов, познакомился с торговым агентом из США Чарльзом Бьюмонтом. Американец скупил акции Полозова и женился на Екатерине.
Затем выяснилось, что Бьюмонт — это Лопухов. Он не застрелился, а уехал в Америку. Бьюмонты и Кирсановы стали жить по соседству, их связывала тесная дружба.
Школьные сочинения
Как написать сочинение? Методические рекомендации по написанию сочинения
Типичные ошибки в сочинениях
Подготовка к урокам литературы (Все сочинения приведены для примера)
Устное народное творчество и древнерусская литература
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Мифологические представления славян Народные приметы О пословицах и поговорках Загадки Скороговорки
А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов
К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения
И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин
Мастерство Крылова-баснописца Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль» Статья о творчестве И. А. Крылова Н. М. Карамзин и русский сентиментализм Когда Иван Андреевич Крылов был маленьким
А. С. Грибоедов
Как написать сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? «Век нынешний и век минувший» (основной конфликт в комедии «Горе от ума»)
В. А. Жуковский, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков
Гавриил Романович Державин — «отец русских поэтов» Поэзия В. А. Жуковского М. И. Цветаева. Два «Лесных Царя» Великий поэт и гуманист (О В. А. Жуковском) «Чудотворец» поэзии Батюшков
Пушкин А. С.
Тема любви в лирике А. Пушкина Тема любви в лирике А. Пушкина (2) Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина Тема дружбы в лирике Пушкина (2) Русская природа в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 1 В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 2 Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (2) Онегин и Ленский Онегин и Татьяна Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 1 Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 2 «…Я так люблю Татьяну милую мою» «Татьяна русская душою…» Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах «Татьяны милый идеал» «Лишний человек» Онегин Подготовительные вопросы к сочинению по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов») Случаи из жизни лицеистов Статья о поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Где живет Черномор? «Летучие черты…» Портреты А. С. Пушкина Мой первый друг…
М. Ю. Лермонтов
Образ Лермонтова. Статья М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов о своем поколении Жизнь и подвиг Мцыри «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем трагедия Печорина? «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман Материалы к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким
Н. В. Гоголь
Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»? Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков — рыцарь наживы Чиновничество в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — гениальная сатира на крепостническую Русь Материалы к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Ф. И. Тютчев, А. А. Фет
Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Темы вечные в лирике Тютчева и Фета Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Тютчева и Фета Русский поэт-философ «Крылатый слова звук»
А. Н. Островский
«Жестокие нравы» города Калинова Живая душа в «темном царстве» Проблематика пьесы Островского «Гроза» Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского «Бесприданница») Судьба бесприданницы (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
И. А. Гончаров
Обломов и обломовщина Роман о повседневной жизни обыкновенных людей (по роману «Обыкновенная история») Что такое «обломовщина»?
И. С. Тургенев
Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Разночинец-демократ в «дворянском гнезде» Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Проблематика романа «Отцы и дети» Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам «Рудин» и «Дворянское гнездо») К 180-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Рассказ о детских годах писателя
Н.Г. Чернышевский
«Новые люди» Чернышевского (по роману «Что делать?») Особенный человек Рахметов (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
Н. А. Некрасов
Город в изображении Н. А. Некрасова Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Картины родной природы в лирике Н. А. Некрасова Гражданственность поэзии Некрасова В поисках народного счастья (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Образ русской женщины в поэзии Некрасова
Ф. М. Достоевский
Теория Раскольникова и ее крушение Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Смысл названия романа «Преступление и наказание» Преступление и наказание Родиона Раскольникова Петербург Достоевского Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского
Л. Н. Толстой
Женские образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Два полководца Путь исканий Андрея Болконского Духовная эволюция Пьера Безухова Необычный портрет Пьера Безухова Портрет Пети Ростова Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1912 года (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Народный полководец Кутузов (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Семья Болконских и семья Ростовых Андрей Болконский и его дорога чести Поиск смысла жиэни Пьером Безуховым
Н. С. Лесков
«Положительный тип» русского человека в творчестве Лескова Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник» Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)
М. Е. Салтыков-Щедрин
Боевая сатира Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Сатирический талант писателя Щедрина
А. П. Чехов
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Примерный текст сочинения по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» «Вишневый сад» — комедия, драма или трагедия? Особенности рассказов А.П. Чехова Новаторство Чехова-драматурга Чеховский «Вишневый сад»
И. А. Бунин
Материалы к сочинению по творчеству И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества Реалистические черты прозы Бунина Мотив любви и смерти в рассказах Бунина Бунин и русская революция Творческий путь И. А. Бунина
А. И. Куприн
«Любовь всегда трагедия…» (по произведениям А. И. Куприна) В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»? Автор и его герой в повести А. И. Куприна «Поединок» Певец возвышенной любви (по повестям Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь») Поединок насилия и гуманизма (По повести Куприна «Поединок»)
А. М. Горький
Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне» Ранний романтизм Горького Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе «На дне») Изображение купечества в повести М. Горького «Фома Гордеев»
В. Брюсов, Н. Гумилев, А. Ахматова, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, М. Волошин
«Серебряный век» русской литературы Мое открытие «серебряного века» русской поэзии Судьба и стихи Николая Гумилева Мифология Николая Гумилева Совесть народа — поэт… Очерк о М. Волошине Дон Жуан, Наполеон, Клеопатра, Данте и другие «любимцы веков» в творчестве А. Брюсова Акмеизм Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Основоположник символизма в русской поэзии. Сочинение о Бальмонте
А. А. Блок
Материалы к сочинению по поэме А. Блока «Двенадцать» Россия в лирике А. А. Блока Художественные особенности лирики Блока Тема Родины в поэзии Блока Поэмы Александра Блока
В. В. Маяковский
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского В. Маяковский и революция Сатира В. Маяковского Новаторство поэзии Маяковского Отрывок из статьи Б. Пастернака о В. Маяковском и о С. Есенине Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского Мои впечатления от поэмы В.Маяковского «Облако в штанах» Сатирическая линия поэмы В.Маяковского «Хорошо»
С. А. Есенин
Тема родины в лирике С. Есенина Тема родины в творчестве Сергея Есенина Образы-символы в поэзии Сергея Есенина Лирический герой Есенина Человек и природа у Есенина О поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»
А. Фадеев, Б. Пастернак, М. Булгаков
Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Почерк, похожий на журавлей. Статья о творчестве Б. Пастернака Борис Леонидович Пастернак. Краткий очерк творчества Материалы к сочинению по творчеству Бориса Пастернака Шариков и шариковщина
М. И. Цветаева
Стихи не могут быть бездомными… Статья о творчестве М. Цветаевой
М. Шолохов, Б. Можаев, Ф. Абрамов
Судьба донского казачества (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Материалы к сочинению по роману «Тихий Дон» Материалы к сочинению по роману «Поднятая целина» Энциклопедия казачьей жизни (по романам М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина») Судьба русского крестьянства в период коллективизации (по произведениям М. Шолохова, Б. Можаева, Ф. Абрамова)
А. Солженицын, В. Шаламов, В. Гроссман, Ю. Домбровский, В. Быков. Великая Отечественная война в современной литературе и поэзии
Трагедия и надежды поколения 30-х годов Тема Великой Отечественной войны в современной литературе Великая Отечественная война в современной литературе Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Активное противление злу (по произведениям Василя Быкова) Стихи о войне. А. Т. Твардовский. Очерк Стихи о войне. О. Берггольц. Очерк Военная лирика Твардовского Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ войны в произведениях Константина Симонова Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Другие писатели советского периода
О творчестве Ч. Айтматова Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» «Зубр» — повесть Гранина о великом ученом Как пишутся книжки. Статья о М. М. Пришвине Наш общий друг. Сергей Владимирович Михалков Завещанная потомкам поэзия (Николай Алексеевич Заболоцкий)
Зарубежная литература
Трагедия Гобсека Героический гомеровский эпос Наш современник Вильям Шекспир Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер) Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете) Романтизм великого французского писателя (Виктор Гюго) Гениальный автор «Человеческой комедии» (Оноре де Бальзак) Коловращение Уильяма Сиднея Портера (О. Генри) Трагедия индивидуалиста. (Джек Лондон) Человек в XX веке глазами Хемингуэя Переход подростка в мир взрослых (По роману Дж. Селинджера «Над пропастью во ржи») «Зорко одно лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери) Загадка стихотворения Р.-Л. Стивенсона «Бурная ночь»… Гимн загадочной свободе (Французский поэт Артюр Рембо) Калевала — великая поэма Севера
Русские пословицы, скороговорки и загадки
Хоть видит око, да зуб неймет. Цикл пословиц У волка всегда одна песенка. Цикл пословиц Трусливому зайке и пенек волк. Цикл пословиц Каковы сами, таковы и сани. Цикл пословиц Выше солнца сокол не летает. Цикл пословиц Один с сошкой, а семеро с ложкой. Цикл пословиц Не бей Фому за Еремину вину. Цикл пословиц Высоко летает, да где-то сядет. Цикл пословиц Худой мир лучше доброй ссоры. Цикл пословиц Смелость города берет. Цикл пословиц Хрупкие плечи абитуриента. «Перлы» из сочинений, написанных на вступительных экзаменах в МГУ
🗹