Любовь издавна вдохновляет художников и писателей. В их произведениях часто можно встретить любовную линию. Центральными фигурами выступают прекрасные юные девушки, помещики, молодые военные, овдовевшие супруги. Но не всегда события складываются так хорошо, как хотелось бы читателям. Ярким примером являются герои романа «Война и мир» Наташа Ростова и Анатоль Курагин. Их история любви не имела счастливого завершения.
Влюбленность и предательство
В мире очень часто случается так, что любовь заканчивается обманом. По сути, еще наивная девочка Наташа стремится к любви, считая, что это чувство должно быть ярким и необычным. Но ее первый избранник, князь Болконский — человек довольно опытный и не думает о том, что испытывает юная невеста, когда с ней обращаются так холодно. Относясь к ней с нежностью, Андрей скрывает свое истинное отношение, оставаясь с невестой слишком суровым даже наедине.
Девушки юного возраста всегда впечатлительны и им свойственно увлекаться, совершая ошибки. Именно это и произошло с Наташей. Курагин коварен, его жизнь построена на обмане. Автор говорит, что нельзя даже представить, сколько женщин стало несчастными по вине Анатолия.
Несмотря на то что в обществе ловеласа считают холостяком, в действительности он успел жениться на дочери поляка. Произошло это, скорее всего, под давлением ее родных. Но об этом молодой человек предпочитает забыть, откупаясь от новой семьи небольшими деньгами.
В противовес этому соблазнителю Толстой рисует образ Наташи, как девушки, обладающей следующими чертами:
- Порядочность.
- Сочувствие к бедам других людей.
- Наивность.
- Открытость.
Это удивительная натура совершено не готова к несправедливым ударам судьбы. Она уверена в том, что все окружающие ее люди — порядочные и понимающие. Молодая дворянка любит своего жениха, но и к Анатолю она испытывает похожие чувства. Такое разделение души доставляет девушке много страданий. Она старается уговорить себя, что новый возлюбленный благороден и добр. Для нее он был как самый романтичный богатырь Алеша из народной сказки. По мнению автора, Наташа Ростова и Анатоль Курагин никогда не смогли бы жить вместе. Капкан, в который по наивности угодила героиня, рано или поздно искалечил бы ее душу.
Показной романтизм избранника юная девушка принимает за истинное чувство, в которое нельзя не влюбиться. Как в книжных романах, ей предлагают устроить побег, чтобы вдали от родных можно было тайно обвенчаться.
После того как попытка сбежать провалилась, старый граф выразил недовольство поведением дочери. Он жестоко отругал свою любимицу, и девушка осознала, какой некрасивый поступок совершила по своей наивности. Измена Наташи Ростовой способствовала прекращению ее отношений с Болконским. Увидев Наташу, Андрей понял, что это уже не та наивная девочка, которой шел семнадцатый год. Перед ним была довольно зрелая особа, которую князь не понимает и пока не готов простить. По сути, увлечение подлецом было мучительным испытанием не только для героини, но и для близких ей людей.
Любовная лирика в романе
«Война и мир» Льва Николаевича Толстого — фундаментальный труд. Знакомство с ним происходит в школьные годы. События, описанные в книге, затрагивают несколько сфер жизни общества того времени: военную, светскую, духовную и прочие. Сквозь произведение тянется множество любовных линий, которые логичным образом завершаются на протяжении повествования. Любовные треугольники, интриги, свадьбы — все это присутствует и гармонично сочетается с условиями того периода.
Лев Николаевич устраивает жизнь действующих лиц романа таким образом, что они сталкиваются между собой, знакомятся, влюбляются и расходятся. Среди многообразия любовных линий сюжета можно выделить следующие молодые пары:
- Жюли Карагина — Борис Друбецкой.
- Пьер Безухов — Элен Курагина.
- Мари Болконская — Николай Ростов.
- Андрей Болконский — Лиза Болконская.
- Николай Ростов — Соня Ростова.
- Наташа Ростова — Андрей Болконский.
- Наташа Ростова — Анатоль Курагин.
- Наташа Ростова — Пьер Безухов.
- Вера Ростова — Адольф Берг.
Книга наполнена не только детской влюбленностью и красивыми картинами отношений юных пар. В ней можно встретить случаи супружеской измены, ревности, предательства, коварства и лжи.
Мужская двуличность
Первая встреча таких героев, как Наташа и Анатоль Курагин, была случайной. Они познакомились в театре. Очаровать милую простушку своему брату помогает Элен Безухова. Эта дама относится к тому же сорту людей, что и милый братец. Основными ее чертами являются:
- Алчность.
- Эгоизм.
- Непомерная гордость.
- Холодность.
- Презрение к окружающим людям.
В результате наивная Наташа даже не успела осознать, что стала для молодого Курагина мимолетным увлечением или даже обычной пустой интрижкой. Ведь если бы случилось так, что он успел полюбить ее, Анатоль даже предложение сделать не имел права, так как уже женат. Но Наташа считает, что судьба ее решена, и изменить ее уже никто не в силах.
Правда, даже тогда девушка остается честной и пишет личное послание князю с отказом. Она считает, что жених должен узнать об этом именно от нее. Отец отправляет Анатоля прочь из Москвы, чтобы избежать неприятностей.
Сама девушка после того, как осознала, каким подлецом был человек, сумевший влюбить ее в себя, пытается отравиться мышьяком. К счастью, ее вовремя спасают.
Приступая к написанию сочинения, тема которого — анализ отношений таких персонажей Толстого, как Наташа Ростова и Курагин, нужно учесть, насколько наивной и чистой была героиня перед встречей со свои соблазнителем. Девушка позволила себе увлечься этим жестоким ловеласом и чуть не разрушила свою жизнь. Мало того, начало их отношений чуть не стало для нее непоправимой трагедией.
Первая любовь
Любовь к князю Андрею – первое глубокое чувство, которое суждено испытать Наташе в жизни. Прелестная юная девушка в ожидании любви и умный взрослый человек, переживший неудачный брак – они не могли пройти мимо друг друга. Князь Андрей видит искреннюю, чуткую, жизнелюбивую натуру и тянется к ней. Наташа встречает прекрасного принца на балу и понимает, что его счастье зависит от нее. Но розовый флер мечтаний внезапно рассеивается. Старый князь Болконский, не одобряя выбора сына, ставит ему условие – отложить свадьбу на год, провести это время на военной службе.
«Отчего ж год?»
Для князя Андрея этот год – досадная помеха на пути к счастью. Он уравновешенный человек, который несет любовь в сердце и не хочет расстраивать старого отца. Но Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию. Она так просит Андрея не уезжать, словно понимает – ни к чему хорошему это не приведет.
Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сейчас, а не потом. К концу года остается скорее уверенность в любви, чем сама любовь. Ей хочется восхищения и преклонения, хочется быть нужной кому-то.
Сложность любви
Наташа – удивительная натура. Классик показывает, насколько сильна эмоциональная часть образа. Девушка открыта миру, не ждет от него ударов. Она надеется на порядочность окружения, забывая о «волках», не дремлющих вокруг, ждущих своей поживы. Автор показывает реальность чувств. Как сложно человеку понять и разобраться внутри себя. Наташа любит Андрея, но она любит и Анатоля. Муки и переживания не дают покоя. Такое разделение души не единично. Множество современниц Наташа и читателя попадают в капкан любви. Девушка видит в любимом только прекрасные черты: «…он добр, благороден…».
Как не полюбить коварного соблазнителя с таким огромным опытом наивной девчонке только еще вступающей во взрослую жизнь? Наташе интересно с романтичным артистичным Анатолем. Андрей не идет с ним ни в какое сравнение по манере общения и показной заботы. Как в любимых романах девушек мужчина предлагает обвенчаться тайно и бежать с любимым далеко от родного дома. Поведение девушки вызывает только осуждение. Недоволен старый граф. В его словах горе и неприязнь, забыт этикет и нормы культурной речи: «…бежит, кверху чешется и хвостом винтит». Граф признает, что Наташа не похожа на себя.
Ростова сама понимает, что совершила некрасивый поступок. Она теряет чистоту нравственности и душевной невинности. Автор проводит героиню через такое испытание, чтобы закалить характер, предупредить, остановить эмоциональную открытость и стремление окунуться в чувства без их контроля.
Отношения Андрея и Наташи заходят в тупик. Когда простит Андрей девушку, сможет ли ее понять? Любовь к подлецу приносит мучение не только девушке, но и всем, кто наблюдает за ней, находится рядом.
Жизненный путь, духовные искания
Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа. Писатель представил духовную эволюцию этой героини на пятнадцатилетнем отрезке её жизненного пути (с 1805 по 1820 год). В начале романа Наташе 13 лет. Главные черты её характера в этом возрасте — весёлый нрав, неудержимая эмоциональность, легкомыслие. У неё восторженное восприятие жизни, она живёт в состоянии любви ко всему свету, к родным людям. Любовь — сущность жизни героини, поэтому её духовные искания связаны именно с этим чувством.
Путь духовных исканий Наташи Ростовой:
- Радостное восприятие жизни, детская любовь к Борису.
- Кажущееся счастье, когда стала невестой Андрея Болконского.
- Не смогла выдержать испытания разлукой с женихом, увлеклась Анатолем Курагиным.
- Разочарование в себе, глубокий духовный кризис после разрыва с князем Андреем.
- Возрождение к жизни под влиянием необходимости спасения матери от безумия после гибели Пети.
- Первая осознанная высокая и трагическая любовь к раненому князю Андрею.
- Постижение своего предназначения быть женой и матерью. Смысл жизни нашла в семье.
Помолвка
Спустя время Андрей захотел оформить отношения официально, но встретил недопонимание со стороны отца, который предложил ему отложить женитьбу на год, а в это время поехать на службу.
Это душевная травма для юной Наташи и серьезная неприятность для Андрея. Графиня Ростова чувствует ужасную горечь по своему возлюбленному, так как она хочет показывать миру свою искреннюю и неповторимую любовь, но все-таки Болконский не хочет огорчать своего отца и отправляется в Турцию по службе.
Наташа Ростова и Андрей Болконский (Война и мир)
В своих произведениях Лев Толстой уделял внимание духовному развитию человечества, усматривая его в нравственном самосовершенствовании.
Автор заставлял своих героев переживать ситуации, которые делали их честнее, добрее, счастливее. Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир» олицетворяют отношения, меняющие личность.
Такая любовь способна на созидание, но таит в себе разрушительную силу.
Первая встреча
Вдовец Болконский два года переживал потерю жены Лизы. Опустошенная душа болела от одиночества, безысходности, горя. Мужчина сравнивал себя с дубом, отрицающим весну, как пору радости и обновления жизни. Проезжая по делам сына через имение Ростовых Отрадное, Андрей увидел, как играют подростки.
Среди играющих детей выделялась хрупкая девочка с черными глазами. Наташа отличалась буйной веселостью, неугомонной энергией. Она передавала окружающим свой запал юности, делилась со всеми любовью к миру, к природе, ко всему сущему.
Ночь в Отрадном князь запомнил навсегда. Юная Ростова стояла у открытого окна и восхищалась красотою неба, звезд и лета: «Так бы вот села на корточки, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы!» Это был призыв к жизни, осмысленной радости, естественного счастья.
Первый бал
В канун Нового 1810 года Наташа с сестрами и родителями отправилась на свой первый взрослый бал. Девушка не была испорчена светским этикетом, двигалась, говорила и танцевала естественно, без нарочитого кокетства. Все было в радость юной душе: новые знакомства, внимание мужчин, всеобщее новогоднее веселье.
Князь Болконский сразу вспомнил тонкий стан и приятный голос, вдохнувший в его опустошенное сердце желание жить, действовать, делиться опытом и знаниями. Неугомонная натура Наташи здесь тоже проявляла свои чувства искренне.
Князь надолго остался под впечатлением вальса. Улыбка девушки пробудила в нем ощущение молодости.
Жажда к жизни от нее передалась ему, незаметно в планах мужчины появилась некая новизна, прелесть и успокоение.
С ней легко было общаться, потому что каждое слово она произносила, исходя из того, что чувствовала. Наташа не руководствовалась рассудком или выгодой, женскими чарами или тайным умыслом.
Помолвка
Болконский стал часто бывать в доме Ростовых. Наташу тянуло к взрослому мужчине, их объединяло благосклонное отношение к людям, желание сделать мир лучше, все то, что называют духовной близостью. Отношения складывались традиционно, но не были оформлены окончательно.
Князь обратился к своему отцу за благословением, но встретил непонимание. Вельможа, которого почитал сам Кутузов, считал Наташу недостойной парой своему сыну в силу ее юности. Ведь внуку Коленьке нужна была мать. Отец настойчиво просит Андрея отложить свадьбу на год.
Для юной графини Ростовой это была душевная травма. Каждой девушке разлука с любимым представляется ужасной, ведь так хотелось доказать всему миру, что их любовь исключительная, что избранника она сделает счастливым единственно своим присутствием в его жизни. Но Болконский уехал по служебным делам в Турцию, оформив помолвку с любимой.
Измена
Для семнадцатилетней девушки должно было казаться, что ее предали. Юность диктует свои правила, хочется жить здесь, сейчас. Важно видеть объект своей страсти, изредка прикоснуться, пусть случайно, слышать милый голос. С отъездом Болонского Наташа пережила глубокое разочарование.
Анатоль Курагин ворвался в ее жизнь тогда, когда она нуждалась в признании. Красивый молодой человек имел богатый опыт в общении с женщинами. Для него Ростова была очередной победой, необходимой для самоутверждения и развлечения.
То, что девушка считала искренними чувствами князя, на самом деле было фарсом, мужской шуткой, капризом. Невеста Болконского стала объектом чужой интриги. Светские хищники Элен и Анатоль вцепились в свою жертву опытной хваткой.
Девушка в силу наивности не замечает странностей в поведении поклонника, предложившему ей побег. Зачем тайно венчаться, Наташа? Раскрытый секрет шокирует несостоявшуюся беглянку: Курагин женатый на польской дворянке. Болконский расторгает помолвку со словами: «Я говорил, что падшую женщину надо прощать! Но я не говорил, что я могу простить. Я не могу!»
Война
Наташа забыла свою боль, потому что под стенами Москвы стояли французы. Горожане покидали свои дома, не желая жить под гнетом врага. Улицы были заполненные ранеными русскими солдатами.
Девушка уговорила мать принять в дом тех, кто не мог самостоятельно идти дальше. Илья Андреевич распорядился снять с повозок имущество, погрузить раненных.
Так среди страдающих офицеров нашли князя Андрея.
С этого момента и до последнего вздоха любимого Ростова была рядом с ним. С ее лица не сходило выражение нежных чувств к нему, беспредельных и безусловных. Ей было близко и дорого все, кого и что ценил этот мужчина, прежде всего, его сын и сестра Марья.
Наташа страдала, потому что не могла отдать себя взамен его жизни, не могла вернуть Болконскому силу и здоровье. Героиня забыла о себе самой, она думала только о человеке, которому хотела помочь выжить. Война отнимает людей у тех, кто особо дорожит ими.
Трагическая сюжетная линия любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского отражает страдания всех обездоленных, потерявших своих любимых в пламени войны. Они гибнут, не изведав простых человеческих радостей, оставляя сиротами детей и матерей в угоду императорам.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1416-natasha-rostova-i-andrey-bolkonskiy-voyna-i-mir.html
Сравнение с другими дворянскими семьями
Как отмечалось выше, дворянские семьи имеют большое значение для понимания романа. И не зря Толстой берет сразу несколько семей для описания. Так, основными героями становятся члены пяти дворянских родов: Болконские, Ростовы, Друбецкие, Курагины и Безуховы.
Каждый дворянский род описывает различные человеческие ценности и грехи. Семья Курагиных в этом отношении сильно выделяется на фоне других представителей высшего света. И не в лучшую сторону. Кроме того, как только курагинский эгоизм вторгается в чужую семью, он тут же вызывает в ней кризис.
Роль высшего света в произведении
В романе Толстой занимает место судьи, который начинает процесс над высшим обществом. Писатель в первую очередь оценивает не положение человека в свете, а его нравственные качества. И важнейшими добродетелями для Толстого стали правдивость, доброта и простота. Автор стремится сорвать блестящие покровы светского лоска и показать истинную сущность дворянства. Поэтому читатель с первых страниц становится свидетелем низких поступков, совершенных дворянами. Вспомнить хотя бы пьяный разгул Анатоля Курагина и Пьера Безухова.
Семья Курагиных среди других знатных родов оказывается под пристальным взглядом Толстого. Каким же писатель видит каждого члена этой семьи?
Описание поступков Анатолия Курагина
Анатолий Васильевич Курагин — молодой человек, проживающий в Санкт-Петербурге в знатной семье. Он является отрицательным героем, так как обладает неподобающими чертами характера:
- эгоистичный;
- развратный;
- любит пьянствовать;
- самовлюблённый.
На протяжении всего произведения лицемерит людям, разбрасывается деньгами и накапливает долги, любит играть в азартные игры и пить алкогольные напитки. Он увлекается женщинами и флиртует с ними, чтобы развеять скуку.
Молодой человек никогда по-настоящему не влюблялся до встречи с Наташей, так как он заботился только о себе. Был готов жениться на Марии Болконской, чтобы разбогатеть.
Он был женат на польской девушке, но в России никому об этом не говорил и о его тайне знали лишь несколько человек. Вместе с сестрой Элен Курагиной совершал подлые и мерзкие вещи по отношению к другим людям. Не стремится построить карьеру и чего-то добиться в жизни, так как живёт на попечение родителей. Является офицером, но все хорошие места для службы ему находит отец. Молодой человек наслаждается тем, что происходит вокруг него, ведя порочный образ жизни.
Проблематика романа
В романе-эпопее можно выделить несколько центральных проблем. Все они являются основой для сюжета:
- Смысл жизни.
- Взаимоотношения между людьми.
- Любовь.
- Патриотизм.
Главной проблемой в произведении является жизненное искание героев. На примере Наташи Ростовой, Пьера Безухова и Андрея Болконского читатели могут увидеть, как на протяжении многих лет менялось мировоззрение героев, их судьба, как сменялись идеи и идеалы. Они совершали ошибки, но это им помогало приблизиться к истине.
Безухов после свадьбы с Элен решил стать масоном, но прекратил следовать их идеям, так как осознал, что в этом сообществе были лживые и лицемерные люди. После разговора с Платоном Каратаевым он понял, что смысл жизни заключается в простых вещах и нашёл своё предназначение. Наташа Ростова в юности сделала много ошибок по наивности и незнанию, но она смогла выдержать удар судьбы и в конце приобрела семейное счастье. Андрей Болконский так и не смог найти смысл жизни, так как был слишком горд и самоуверен, но был верен Родине и с достоинством участвовал в боевых действиях.
На протяжении романа читатели могут наблюдать за человеческими взаимоотношениями героев. В нём описаны любовь, ненависть, счастье, разочарование, предательство, самопожертвование, что является основой для сюжета. В произведении описаны вечные проблемы и пороки людей, поэтому оно будет всегда актуальным.
Элен Курагина
Еще один персонаж, воплощающий в себе двойственность, что несет в себе семья Курагиных. Характеристика Элен, как и Анатоля, отлично дается самим Толстым. Писатель описывает девушку как прекрасную античную статую, которая пуста внутри. За внешностью Элен нет ничего, она бездушна, хоть и прекрасна. Не зря в тексте постоянно встречаются сравнения ее с мраморными статуями.
Героиня становится в романе олицетворением порочности и безнравственности. Как и все Курагины, Элен — эгоистка, не признающая моральных норм, она живет по законам исполнения своих желаний. Отличным примером этого является ее брак с Пьером Безуховым. Элен выходит замуж только для того, чтобы улучшить свое благосостояние.
После вступления в брак она нисколько не изменилась, продолжая следовать только своим низменным желаниям. Элен начинает изменять мужу, при этом у нее нет никакого стремления завести детей. Именно поэтому Толстой оставляет ее бездетной. Для писателя, считающего, что женщина должна быть предана своему мужу и воспитывать детей, Элен стала воплощением самых нелицеприятных качеств, которые только могут быть у представительницы женского пола.
🗹