А. И. Куприн, «Гранатовый браслет»: краткое содержание по главам, анализ рассказа


Четвертая глава

Вскоре начали прибывать гости. Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет» по главам, составленное нами, опускает перечисление гостей, так как для развития сюжета оно несущественно. Однако следует отметить, что среди них был генерал Аносов, которого сестры очень любили. Он был им словно родной дедушка. Аносова сестры встретили возле экипажа и проводили в дом. Генерал был другом семьи и очень привязался к Анне и Вере, так как своих детей у него не было. Он прошел несколько войн, и все называли его храбрым. Аносов получил множество ранений, а также заработал болезни. Однако он решил не уходить в отставку, поэтому служил комендантом в крепости. В городе его все знали и уважали.

Пятая глава произведения «Гранатовый браслет» (краткое содержание)

Анализ этой главы позволяет выделить следующие основные события. Ужин проходил успешно, было приятно и тепло. Всех развлекал Василий Львович, муж Веры, рассказывая сочиненные им истории. За основу он брал реальные ситуации и до невозможности их утрировал, так что выходило очень забавно. Рассказами он затронул и Николая Николаевича (брата Шеиной), и Густава Ивановича Фриессе, мужа Анны Николаевны. В разгар покера Веру позвала горничная. Она передала Шеиной подарок — гранатовый браслет. Вместе с ним была записка от тайного поклонника Веры. Уже 7 лет этот человек подписывался как Г.С.Ж. Он поздравил свою возлюбленную с днем ангела, а также рассказал историю этого браслета, передававшегося по женской линии в его семье. Поклонник поменял серебряные части, лишь камни оставил. Теперь стал золотым гранатовый браслет. Краткое содержание по главам переходит к описанию шестой главы.

V

За обедом всех потешал князь Василий Львович. Он рассказывал о присутствующих смешные истории, в которых правда искусно переплеталась с вымыслом. После обеда стали играть в покер. Вера, не принимавшая участия в игре, вышла нa террасу, где накрывали к чаю, но ее позвала из гостиной Горничная Даша.

Она положила на стол небольшой квадратный предмет, аккуратно завернутый в белую бумагу и перевязанный розовой ленточкой, и сказала, что его принес посыльный. Вера отпустила горничную и разрезала ленту. В бумагу оказался завернут небольшой ювелирный футляр, в котором находились браслет и записка. Браслет был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов, каждый величиной с горошину. Луч света попал на браслет, и внутри камней вдруг загорелись густо-красные живые огни. С неожиданной тревогой Вера подумала, что это похоже на кровь.

Лотом она развернула письмо. Неизвестный мужчина поздравлял ее с днем Ангела и просил ее принять его подарок. Он признавался, что не обладает тонким вкусом и деньгами, но этот браслет принадлежал еще его прабабке. Посередине, между большими камнями, княгиня увидит очень редкий зеленый гранат, который имеет свойство сообщать носящим его женщинам дар предвидения и отгоняет тяжелые мысли, а мужчин охраняет от насильственной смерти. Княгиня может выбросить браслет или подарить, но он счастлив уже тем, что этой вещи касались ее руки. Он просит простить его за дерзость и те глупые письма, которые писал ей семь лет назад.

Теперь в нем остались только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность ей. Записка была подписана инициалами Г. С. Ж. Княгиня Вера раздумывала, когда лучше показать подарок мужу и показывать ли вообще, а сама не могла отвести глаз от кровавых огней, дрожавших внутри гранатов.

Шестая глава

Продолжается вечер. В покере большой успех имеет полковник Пономарев. Некоторые из гостей играют в вист. А князь Василий Львович решает показать собравшимся домашний юмористический альбом. В нем в шуточной форме ведется летопись событий в семье. Князь показывает гостям последний рисунок: «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Эта страница посвящена истории, как Вера получала письма от своего тайного поклонника. Женщина не дает ему никакого шанса, и обожатель даже проникает в дом под видом судомойки и трубочиста. После того как этот загадочный человек проводит некоторое время в сумасшедшем доме, он решает уйти в монастырь. Поклонник завещает Вере перед смертью 2 телеграфные пуговицы и флакон его слез.

Главные герои повести

  • Вера Николаевна Шеина — молодая женщина, спокойная, благоразумная, с «нежным, но холодным и гордым лицом».
  • Князь Василий Львович Шеин — её муж. Является губернским предводителем дворянства. Умён, чуток, мягкосердечен, любит жену, хочет, чтобы она была спокойна и счастлива.
  • Г. С. Желтков — чиновник контрольной палаты, влюблённый в Веру Николаевну. Досаждает ей своими письмами, поздравлениями. Следит за её жизнью уже в течение семи лет. Для него эта любовь — единственное содержание жизни.

Седьмая глава

Переходим к седьмой главе, описывая рассказ «Гранатовый браслет» (краткое содержание). Генерал Аносов рассказывал сестрам истории, совсем как в детстве. Они за ним ухаживали, нарезали сыр, подливали вино. В числе прочего он рассказал о романе с болгаркой, у которой ему пришлось квартировать, а также о том, что им пришлось расстаться, когда полк отправился дальше. Затем Аносов сообщил, что, вероятно, никогда не любил по-настоящему. Вечер подошел к концу, все начали прощаться, а Анна и Вера отправились провожать до экипажа Аносова.

История создания

Писатель Александр Куприн
Куприн начал работать над «Гранатовым браслетом» осенью 1910 года в то время, когда находился в Одессе. Первоначально писатель планировал написать небольшой рассказ, однако текст разросся, и в конечном счете работа над ним заняла три месяца. В октябре 1910 года Куприн уже занимался редактурой и «полировкой» повести. В письмах Куприн сообщал, что работа над рассказом продвигается с трудом из-за «светского тона», который выбрал автор, и невежества Куприна в вопросах музыки.

У героев повести есть реальные прототипы. Вера Шеина была списана Куприным с Людмилы Ивановны Любимовой, жены члена Государственного совета, в которую был влюблен некий телеграфный чиновник Желтиков.

Гранатовый браслет

Первая публикация «Гранатового браслета» состоялась в 1911 году в альманахе «Земля».

Восьмая глава

Вера шла под руку с генералом, а с Бахтинским — Анна, сестра Веры из повести «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам подробно не останавливается на их разговоре. Передадим лишь некоторые его моменты. Они говорили, что в это время женщины и мужчины не способны на настоящую любовь. Генерал рассказал 2 истории о том, что это чувство все-таки встречается, однако принимает порой странные формы. Первая история — о том, как в старую развратницу влюбился молодой прапорщик. Он очень быстро надоел этой женщине. Прапорщик хотел совершить самоубийство, бросившись под поезд. Однако его в последний момент кто-то схватил. Прапорщику отрезало кисти, он стал попрошайкой и через некоторое время замерз. Вторая история — о том, как любил муж свою жену, открыто ему изменявшую и не ставившую его ни во что, хотя он был честным и смелым офицером. Вера сообщила о своем поклоннике, на что генерал сказал, что, может быть, ее жизнь пересеклась как раз с бескорыстной настоящей любовью. Вам интересно, чем закончится краткое содержание рассказа Куприна «Гранатовый браслет»? Рекомендуем дочитать его до конца — финал очень интересен.

III

Сестры сидели на скамейке у обрыва, смотрели на море и болтали. Анна любила море, восхищалась и не уставала любоваться им. Вера сказала, что ее море волнует, лишь когда она видит его после долгого перерыва, а потом оно начинает ее давить. Она гораздо больше любит лес.

Анна вдруг вспомнила, что привезла сестре подарок. Это была записная книжка в старинном бархатном переплете с тонкой, как нить, золотой цепочкой, вместо страниц — таблетки из слоновой кости. Настоящее произведение искусства. Вера поцеловала сестру, и они пошли в дом.

Девятая глава

Когда Вера вернулась в дом, она услышала, как разговаривали ее муж Василий Львович с ее братом Николаем Николаевичем. Перед уходом Вера попросила супруга посмотреть подарок поклонника, и теперь они обсуждали его. Николай был настроен очень категорично. Он хотел решительно покончить с записками, чтобы те не могли запятнать репутацию его сестры. Николай Николаевич корил Шеиных за то, что те не отнеслись серьезно к этому поступку, хотя он мог привести к печальным последствиям. Василий Львович и брат княгини решили отыскать на следующий же день таинственного поклонника, вернуть подарок и попросить не беспокоить больше Веру Николаевну письмами.

Характер

Главная героиня повести прекрасна лицом и душой. И хотя внешне она кажется высокомерной и немного холодной, всё же главные черты её характера — чуткость и доброта. Вера Николаевна сострадательна, чувствительна. Ей присуща забота о близких людях. Свои материнские чувства она переносит на племянников и на мужа, оказывая ему помощь во всём. И хотя княгиня грешила некоторым высокомерием (все-таки к этому её обязывало социальное положение), всё же в ней не было черствости и тем более равнодушия.

Юная влюбленность в мужа у героини постепенно начинает увядать и превращаться в дружбу, уважение. Эти чувства переходят в привычку. Дни Веры тянутся однообразно и скучно, из-за чего любовные эмоции становятся приглушенными.

Когда Вера Николаевна узнала о самоубийстве Желткова, она, с согласия мужа, решилась взглянуть на своего поклонника. Ведь он столько времени испытывал к ней пылкую любовь, на которую она так и не ответила. Когда княгиня возвратилась домой и услышала, как Женни играет сонату Бетховена, которую упомянул в письме Желтков, она начала понимать, что у неё был шанс узнать, что это значит — любить. Музыка — это своего рода признание Желткова в любви. Вера начинает осознавать, что даже безответная любовь приносит счастье. Личность героини как бы пробуждается под влиянием этого понимания.

Читателю становится понятно, что главная героиня «Гранатового браслета» уже никогда не будет такой, как прежде. Ей не вернуть прежнее спокойствие, которое кажется холодным, даже полусонным. В этом и есть трагедия Веры Николаевны.

Десятая глава

Николай Николаевич и Шеин на другой день посетили Желткова, снимавшего квартиру. Поднявшись к нему, они нашли молодого человека 30-35 лет, хорошего лицом, белокурого. Именно так описал его Александр Куприн («Гранатовый браслет»). Краткое содержание не даст вам ответ на вопрос о смысле фамилии этого человека. Однако, прочитав анализ, представленный ниже, вы узнаете и об этом. Они представились, однако никто не сел, несмотря на то, что Желтков предлагал это сделать дважды. Николай попросил поклонника Веры не писать ей больше и вернул подарок. Желтков согласился, однако он хотел говорить лишь с Василием. Супругу Веры он объяснил, что любит его жену, но очень извиняется и не будет большей ей писать. Затем он попросил разрешить написать Вере последнее письмо. Брат княгини был категорически против, однако муж согласился. Желтков пообещал, что его больше не услышат и не увидят. Шеин рассказал обо всем своей жене, и ту посетило предчувствие, что поклонник убьет себя.

VIII

Когда почти все гости разъехались, Вера пошла провожать Аносова, но прежде тихо велела мужу посмотреть на содержимое футляра, что у нее в столе, и прочесть письмо.

Старый генерал, взяв Веру под руку. Говорил о том, что люди разучились любить. Он не видит настоящего чувства. Княгиня спросила, неужели Аносов не считает ее брак с Василием счастливым. Он довольно долго молчал, потом неохотно ответил, что они исключение, но он имел в виду несколько другое: любовь, которая сильна, как смерть. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Он в своем жизни видел только два подобных случая.

И по просьбе Веры Аносов поведал ей две истории. Прислали как-то в их дивизию молодого прапорщика, и имел он несчастье влюбиться в жену полкового командира, костлявую, рыжую, чрезвычайно властную и со страстью к разнообразию в связях с мужчинами. Она сделала из него пажа, слугу, раба. Но очень скоро юноша надоел старой развратнице. Она вернулась к одному из своих прежних кавалеров, а прапорщик ходил за ней, как привидение.

Измучился, исхудал. Почернел. Ревновал ее ужасно. Однажды весной устроили в полку пикник, выпито было много. Обратно возвращались ночью, пешком, по полотну железной дороги. Навстречу им шел товарный поезд, и только паровоз поравнялся с компанией. Командирша шепчет прапорщику, что если он и правда любит ее, то пусть докажет-бросится под поезд! Тот, ни слова не говоря, бегом — и под поезд.

Рассчитал верно — между передними и задними колесами, — так бы пополам и перерезало. Да какой-то идиот вздумал его удерживать. Но не осилил. Юноша уцепился руками за рельсы, и ему отрезало обе кисти. Пришлось ему оставить службу. Пропал человек.

А другой «случай был совсем жалкий». И того же типа женщина была, как и первая, только молодая. Всех коробили ее романы. А муж знал все и молчал. Под конец сошлась она с поручиком из их роты, так втроем и жили, точно это самый законный вид супружества. А тут война.

Провожая обоих, она требовала у мужа беречь ее любовника. И что же?! Муж ухаживал за этим трусом и лодырем, как нянька, укрывал его своей шинелью, ходил вместо него в караулы. Все обрадовались, когда узнали, что поручик скончался в госпитале от тифа.

Выслушав генерала очень внимательно, Вера Николаевна спросила. Знал ли он женщин, способных на такую самоотверженную любовь. Аносов ответил утвердительно, добавив, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Потом он попросил Веру открыть ему историю с телеграфистом.

Княгиня подробно рассказала о неизвестном безумце, который начал преследовать ее еще за два года до замужества. Она никогда его не видела и не знает его фамилии. Письма он подписывал Г. С. Ж. и однажды обмолвился. Что служит в каком-то казенном учреждении мелким чиновником. Сначала послания носили вульгарный и курьезно-пылкий характер, но однажды Вера ответила, попросив молодого человека более не утруждать ее любовными излияниями, и он замолчал. Только поздравлял с праздниками.

Рассказала она и про сегодняшнюю посылку. Аносов помолчал, а потом заметил, что, может быть, этот человек действительно ненормальный, а может, ее жизнь пересекла именно та любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Одиннадцатая глава

Вера не любила газет, однако ей случайно попалась на глаза заметка о том, что Желтков застрелился у себя в квартире из-за растраты казенных средств. Женщина удивилась, что заранее почувствовала его смерть. Вечером ей вручили письмо, написанное поклонником. Тот извинялся за то, что потревожил ее и так долго был ей помехой. Он признавался, что любит ее, однако обещал, что уедет скоро и больше она его никогда не увидит. Желтков попросил Веру сыграть сонату из оркестра Бетховена (D-dur №2). Женщина сказала мужу, что в их жизнь вмешалось что-то ужасное. Тот ответил, что верит в чувства ее поклонника, что он вовсе не был сумасшедшим. Княгиня решила посмотреть на него, спросив разрешения у своего супруга, так как не хотела его обижать.

II

День ее именин — семнадцатое сентября. Муж, Василий Львович, уезжая в город, положил на ночном столик футляр с серьгами из прекрасных грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил её. Она находилась в доме одна. К обеду муж обещал привезти нескольких — лишь самых близких знакомых. Хорошо было, что именины выпали на дачный сезон: в городе пришлось бы давать парадный обед, а сейчас можно было обойтись скромными расходами и узким кругом пригашенных. Дело в том, что князь Шеин едва сводил концы с концами.

Имение было практически разорено предками, а жить приходилось выше средств: он занимал видное положение в обществе, и следовало соответствующе выглядеть, содержать дом, делать приемы, заниматься благотворительностью. Прежняя страстная любовь к мужу давно уже переросла в чувство верной и истинной дружбы, и Вера всеми силами старалась помочь ему спастись от разорения.

Княгиня ходила по саду и срезала цветы к обеденному столу, когда приехала ее сестра Анна — помочь по хозяйству. Сестры радостно поцеловались. Они с детства были очень привязаны друг к другу, хотя внешне поражали несхожестью. Старшая — Вера — пошла в мать, красавицу англичанку. У нее была высокая гибкая фигура, нежное, но холодное и гордое лицо, прекрасные руки и очаровательная покатость меч.

Анна – унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, род которого восходил до самого Тамерлана. Анна была на полголовы ниже сестры, немного шире в плечах, живая и легкомысленная. Лицо — монгольского типа, с довольно заметными скулами, узкими глазами, которые она по близорукости щурила, с надменным выражением чувственного рта и немного выдвинутой вперед нижней губой.

Ее грациозная не красивость привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры. Анна была замужем за очень богатым человеком, мужа терпеть не могла, но родила ему двух детей. У Веры детей не было, хотя она страстно желала их. Анна была безалаберна и охотно предавалась флирту, но никогда не изменяла мужу, которого презрительно высмеивала в глаза и за глаза, была расточительна, любила азартные игры и острые ощущения, но отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью. Вера же была строго проста, со всеми холодно любезна, независима и спокойна.

Двенадцатая глава

Шеина приехала к его дому на экипаже и попросила увидеть Желткова. Ее проводила хозяйка. Вера увидела его, а затем вспомнила слова генерала Аносова о настоящей любви. Женщина подошла и поцеловала своего поклонника дружеским поцелуем в лоб. Когда Шеина собиралась уходить, хозяйка вдруг задержала ее, чтобы передать записку от покойного. Желтков сказал ей передать ее, если придет дама. В ней было написано, что лучшим произведением Бетховена является соната № 2 из его оркестра. Шеина вдруг заплакала. Хотя она сказала хозяйке, что всегда так реагирует на смерть, на самом деле Вера плакала по Желткову. Уже подходит к финалу повесть «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам завершается событиями, описанными в 13-й главе.

X

На другой день Василий Львович и Николай поднимались по заплеванной лестнице. Перед шестым этажом князь Василий остановился отдышаться и сказал, что не следовало бы этого делать. Он поднялись еще на марш, позвонили в дверь и спросили господина Желткова.

Сероглазая седая женщина проводила их к дверям его комнаты. Булат-Тугановский постучал, и слабый голос пригласил их войти. Желтков предложил посетителям сесть, и теперь они внимательно его разглядывали. Высокий, худощавый, чрезвычайно бледное лицо, голубые глаза и упрямый детский подбородок с ямочкой посередине. Лет ему было около тридцати. Гости представились, и Николай начал говорить.

Прежде всего он вернул футляр с браслетом, поблагодарил за подарок, но попросил, чтобы этих сюрпризов больше не было. Желтков очень нервничал, руки его тряслись. Он извинился за дерзость и, глядя в пол и краснея, предложил им чаю. Николай продолжал говорить о том, что господин чиновник уже давно преследует княгиню Шеину и что если он не прекратит этого делать. То они вынуждены будут обратиться к помощи властей.

Желтков изумился было, но вдруг успокоился, удобно сел в угол дивана и закурил. Князь Василий с недоумением и жадным живым любопытством глядел в лицо этого странного человека. Николай с некоторой наглостью продолжал свою речь, но Желтков перебил его и сказал, что у него есть несколько слов для князя. Говорил он словно одними челюстями, губы были белые и не двигались, как у мертвого.

Он согласился. Что вел себя глупо, но объяснил, что не в силах перестать любить Веру Николаевну, прекратить это чувство может только смерть, и, если князь Шеин пожелает, он примет ее в какой угодно форме. Затем он попросил у князя позволения отлучиться на десять минут, чтобы позвонить Вере Николаевне. Когда Василий Львович и Булат-Тугановский остались одни, Николай набросился на своего зятя, заявив, что так вести себя нельзя. Князь возразил: у Желткова лицо человека, который не может лгать. И он не виноват в своей безумной любви: разве можно управлять таким чувством, как любовь?

Неужели Николай не чувствует, что они присутствуют при какой-то громадной трагедии души? Через десять минут чиновник вернулся. Его глаза блестели и были глубоки, словно наполнены непролитыми слезами. Видно было, что он совсем забыл о приличиях. И опять с нервной чуткостью это понял князь Шеин. Желтков сказал, что больше они о нем не услышат. Но попросил разрешения написать Вере Николаевне последнее письмо.

Шеин разрешил. Желтков, надменно улыбаясь, заметил, что княгиня не захотела с ним говорить, лишь сказала, что ей надоела вся эта история. И попросила ее прекратить. И вот он прекращает эту историю.

Вечером, приехав на дачу. Василий Львович очень подробно рассказал жене о свидании с Желтковым, словно чувствовал себя обязанным сделать это. Вера была встревожена, но не удивилась и не пришла в замешательство, а ночью, когда муж пришел к ней в постель, вдруг сказала, отвернувшись к стене: «Оставь меня, — я знаю, что этот человек убьет себя».

Тринадцатая глава

Когда Шеина вернулась домой, она нашла у себя пианистку Женни Рейтер. Женщина была расстроена. Она попросила Женни сыграть что-нибудь и вышла в цветник. Шеина была уверена, что та сыграет именно сонату Бетховена. Так и произошло. В доносившейся музыке княгине слышались слова, приносившие успокоение. Вера плакала, прислонившись к акации. Когда Рейтер пришла к ней, княгиня целовала ее и говорила, что теперь он простил ее, и все будет хорошо. Так повлияла на нее музыка. Скорее всего, Желтков хотел добиться именно этого, так как он всегда желал только благополучия и счастья своей возлюбленной. На этом завершает Куприн «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам было нами изложено, перейдем теперь к анализу повести.

XII

Княгиня Шеина оставила свой экипаж за две улицы и без труда нашла квартиру Желткова. Седая сероглазая хозяйка, впуская ее, заметила, что постоялец был чудным человеком и казался ей словно родным сыном. Вера Николаевна представилась другом покойного квартиранта и попросила рассказать о последних минутах его жизни. Хозяйка поведала, что приходили два важных господина, а когда они ушли, пан Ежий сел писать письмо.

Затем он вышел и опустил письмо в ящик, а потом они с прислугой слышали, как из комнаты жильца раздался какой-то странный звук — будто бы из детского пистолета выстрелили, но они не обратили на это внимания. В семь часов прислуга пошла звать квартиранта пить чай, а он не отвечает. Пришлось взломать дверь, а он мертвый. Перед тем как написать письмо, пан зашел к ней и, уточнив, что хозяйка католичка, вспомнил католический обычай вешать на изображение кольца, ожерелья, подарки. Пан Ежий попросил ее повесить на икону браслет.

Собравшись с силами, Вера вошла в комнату покойного, Пахло ладаном, горели свечи. Наискось комнаты лежал на столе Желтков. В его закрытых глазах была глубокая важность, а губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто перед смертью он узнал сладкую тайну, разрешившую всю его жизнь. Вера достала из кармана кофточки большую красную розу и, приподняв голову трупа, положила цветок ему поп шею. В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее. Она крепко сжала его виски и поцеловала в холодный и влажный лоб.

Провожая посетительницу. Хозяйка вдруг вспомнила, что покойный в случае своей смерти предполагал возможность прихода некой дамы и просил передать ей, что у Бетховена самое лучшее произведение … и седовласая женщина протянула бумажку. Вера Николаевна вдруг заплакала. Она взяла бумажку, на которой хорошо знакомым ей почерком было написано: L. сап Beethoven. Son. . 2, ар. 2. Largo Appassionato.

Анализ произведения

Известно, что в основу произведения лег случай, произошедший в действительности. Мать автора была когда-то в ситуации, аналогичной описанной. Отметим, что темой любви пронизано большинство произведений Александра Ивановича (фото Куприна представлено выше). Не случайно автор называет свой рассказ «Гранатовый браслет». Краткое содержание его дало вам представление о смысле названия. Добавим, что красный гранат, с точки зрения автора, — символ любви, и притом опасной. Отправитель подарка — Г.С. Желтков, тайный воздыхатель. Это молодой человек лет 30-35, худоватый, имевший желтоватое лицо (скорее всего, именно поэтому он получил такую фамилию). По роду занятий Желтков — мелкий чиновник. Однако чувства к Шеиной у него были великими и кипели около 8 лет. Иногда эта безответная любовь доходила до сумасшествия. Поклонник Веры собирал все вещи, принадлежавшие ей или находившиеся хоть одно мгновение в руках его возлюбленной. Он раскрыл себя своим подарком, открыл перед всей семьей Веры свои чувства.

Заметим, что в разговоре с поклонником Веры Шеин проявляет благородство. Князь видит, что чувства Желткова настоящие. Его любовь была настолько сильна, что поклонник Веры не в силах был ничего с ней сделать. В разговоре с ним звучит мысль, что Желтков не может выкинуть из головы свою возлюбленную, что его смерть является единственным выходом из данной ситуации. Вера Николаевна после этого предчувствует скорую гибель Желткова. После его смерти у нее появляется желание увидеть его, и она вдруг понимает, что именно этот человек был ей нужен. Чувства к мужу у этой женщины давно переросли в уважение и понимание. Возможно, ее судьба сложилась бы иначе, если бы она приняла гранатовый браслет.

Краткое содержание, анализ, биография автора — все это часто задают школьникам. Выполняя любой вид работ по литературе, мы часто встречаемся с теми или иными проявлениями любви и их ролью в произведении или в жизни автора. И это не случайно, ведь данная тема является одной из главных у писателей и поэтов. Без этого чувства не было бы человечества, ведь это одна из непременных составляющих общества. Многие писатели и поэты воспели его, в том числе и Куприн. «Гранатовый браслет», краткое содержание по главам и анализ которого были изложены, — одно из лучших произведений, посвященных любовной теме.

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала «Мой университет»

Урок литературы в 10 классе «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Цели урока: -познавательные: поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви; понять, как писатель изображает влияние любви на человека в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; -развивающие: развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся; -воспитательные: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание. Методические приемы: групповая форма работы детей, чтение и анализ произведения, защита проекта, межпредметные связи (литературы, информатики, живопись). Оборудование: медиапроектор, рисунки учащихся, музыка (Л. Ван Бетховена “Соната №2.”, Ричард Клайдерман “Лунная соната”, Е. Мартынова “Лебединая верность”) Используемые ЦОР: мультимедийная презентация Ход урока На доске – портрет А. И. Куприна, слова писателя “Любовь — это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я”. Учитель. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Что такое любовь? Во все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. И если вы обратите внимание на высказывания поэтов и писателей, на репродукции картин художников, на музыку и даже на ваше собственное творчество, то поймете, что каждый отвечает на вопрос о любви по-своему. Одним из примеров размышления о любви является стихотворение Р. Рождественского (слайд 1) Звучит мелодия Бетховена в исполнении Ричарда Клайдермана “Лунная соната”. Любовь, любовь – загадочное чувство, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всём старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать? Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца? А может быть ты лишь воспоминанье О том, что всех нас неизбежно ждёт? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот? Учитель. Любовь – высшее человеческое чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо. У Куприна своё мнение о любви. И наша с вами сегодня цель выяснить, как писатель изображает влияние любви на человека в рассказе «Гранатовый браслет» (слайд 2). Центральные задачи на уроке: — Определить основную мысль рассказа? -Ответить на вопрос: «Что хотел сказать нам Куприн, что предложить, от чего предостеречь?» Учитель. Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут нам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ (слайд 3). II. Вопросы для викторины 1) В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.) 2) Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.) 3) Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.) 4) Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.) 5) Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.) 6) Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.) 7) Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплете.) 8) Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.) 9) Кто такой Желтков? (Влюбленный в Веру телеграфист.) 11) Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.) 12) О каком персонаже идет речь: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала…»? (О Вере Шеиной.) III. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет» — О чем идет речь в рассказе? Ученик. Рассказывается о судьбе «маленького» человека, о истории его любви, которая заканчивается трагически. — Как могло случиться, что любовь становится причиной гибели человека? Кто виноват в этом? Ученик. Вера Николаевна. Она не испытывала никаких чувств к этому человеку. — А если бы Вера Николаевна полюбила Желткова, такой трагедии не произошло бы? Ученик. Произошла бы, потому что не только она не приняла эту любовь, но и окружающие ее люди, в частности муж и брат. — А что можно сказать о людях, окружавших Веру Николаевну, о их чувствах? Ученик. Впервые мы видим этих людей на именинах Веры Николаевны. Перед нами добрые, милые, заботящиеся друг о друге люди, обладающие несомненными достоинствами. Но когда князь Шеин, человек веселый и остроумный, начинает шутить над еще незнакомым ему Ж., показывая гостям юмористический альбом с «историей любви несчастного телеграфиста», создается впечатление, что перед нами бездушные люди. Они смеются над чувствами другого человека, считают, что любовь ничего не значит, она удел сумасшедших. — Если для них любовь-сумасшествие, тогда что связывает Веру Николаевну и ее мужа? Ученик. Прежняя страстная любовь Веры Николаевны к мужу давно перешла в чувство «прочной, верной, истиной дружбы», уважения и привычки. Возможно, в юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, недаром Куприн упоминает о прежней страстной любви к мужу. Но прошло время, и ничего не осталось от тех чувств. Теперь она вряд ли пустит кого-нибудь в свою душу. — А что вы можете сказать о душевном состоянии Веры Николаевны? Играет ли здесь какую-то роль природа? (слайд 4) Ученик. Душевное состояние В.Н. в начале произведения и в финале можно проиллюстрировать изменением погоды на день именин: «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря». «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». В описании осеннего пейзажа возникает ощущение неизбежности увядания природы. Подобно природе увядает и княгиня, ведя однообразный, дремотный образ жизни. Ее чувства словно уснули. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини «деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, все эмоции давно притупились, на душе у нее покой. Ничто ее не привлекает в этой жизни. Холодная и высокомерная красота осенних цветов ассоциируется с холодным гордым лицом Веры, с холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». — Неужели в окружении Веры Николаевны нет ни одного человека, который верил бы в силу любви, который не смеялся бы над чувствами других людей? Ученик. Есть. Генерал Аносов. -Что имеет в виду генерал Аносов, когда говорит: «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» (слайд 5) Ученик. Генерал Аносов рассказывает Вере историю своей женитьбы. При этом он признает, что его чувства можно назвать чем угодно, только не настоящей любовью. » Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – «желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной… К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо». У мужчин другие мотивы – «усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах… от долгов, от бесцеремонных товарищей… Чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее… Также он рассказывает о ситуациях, с которыми ему пришлось столкнуться в собственной жизни. В каждой из этих историй прекрасное человеческое чувство любви предстает в каком-то извращенном виде. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано _ «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» история о прапорщике, который пожертвовал собой ради любви, с одной стороны убеждает гостей, что необыкновенная любовь бывает в жизни, а с другой стороны подтверждает мысль о том, что такая любовь осталась в прошлом и сегодняшним людям недоступна, так как современные чувства необычайно измельчали. — Какое событие нарушает спокойный ход именин? Ученик. Письмо и браслет. -Сравните подарки гостей с подарком Желткова. В чем ценность его подарка? Ученик. Подарок Желткова выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но его ценность совсем в другом… Ведь Желтков дарит самое ценное, что есть у него, — фамильную драгоценность. — Прочитайте описание браслета. Какие свойства имеет гранат? (слайд 6) Ученик. Обращает на себя внимание разительное несоответствие «низкопробного», «очень толстого браслета» – и украшающих его камней. Создается впечатление, что браслет как бы отражает сущность Ж. «, бедного, социально униженного «маленького» человека, таящего, однако, в себе незаурядное чувство прекрасного. Особенно выделяется помещенный посередине редчайший в своем роде зеленый гранат, окрашенный в цвет жизни. Окружающие его пять гранатов-кабашонов – «пять алых кровавых огней» также наделены таинственной силой («густо-красные живые огни»). — Что почувствовала княгиня, когда увидела браслет? Ученик. В плохо отшлифованных гранатах перед огнем лампочки загораются «густо-красные живые огни». В тревожных предчувствиях Веры они ассоциируются с кровью, смертью, с роковыми поворотами жизненного пути. («Точно кровь!»-подумала с неожиданной тревогой Вера). — Что мы узнаем из письма о свойствах зеленого граната? Ученик. Редкий сорт граната-зеленый-«имеет свойство сообщать дар предвиденья носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Учитель. Обратите внимание, у Желткова нет теперь талисмана-и ничто теперь не защитит несчастного влюбленного от гибели. — Что мы узнаем о чувствах Желткова к княгине? Ученик. Чувства Желткова необычайно возвышенны – «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите». Учитель. Это жертвенная, в какой-то мере даже безумная любовь. Ж. предан возлюбленной до смерти и «после смерти покорный слуга». Но он несчастен, это подтверждает и Вера: «…теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним». -Этот рассказ – чистый вымысел или Куприн сумел найти в реальной жизни сюжет, отвечающий авторской идее? Ученик. В основу этого рассказа, написанного в тысяча девятьсот одиннадцатом году, положено реальное событие — печальная история любви одного телеграфиста к жене важного чиновника, в семье которого этот случай вспоминается как странный и курьёзный. Но перо писателя превращает его в трагическую истории жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Она погубила его потому, что была неразделённой, но мы не можем сказать, что она была несчастной. Этот редчайший дар высокой и безответной любви, скорее наоборот, является «громадным счастьем», единственным содержанием жизни Желткова. — Каким предстает Желтков в предсмертном письме?(слайд 7) Ученик. Желтков оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в вас»,- пишет он в прощальном письме княгине Вере. Смерть не страшит Желткова. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, в котором царит злоба и несправедливость. Именно поэтому, уходя из жизни, герой благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё». Это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» — любовь. — Какова судьба гранатового браслета? Ученик. Несчастный влюбленный просил повесить браслет-символ святой любви-на икону. Губы мертвого героя «улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую тайну и сладкую тайну, разрешившую его жизнь» И Вера поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее» Звучит вторая соната Бетховена — Вторая соната Бетховена. Почему Желтков просит любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? Ученик. Соната № 2 Бетховена – «исключительное, единственное по глубине произведение». Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: «Да святится имя Твоё». В этих нежных звуках – жизнь, которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Сквозь рыдания княгини Веры музыка словно продолжала ее успокаивать: «Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь?» Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». Героиня понимает, что прощена, понимает, что в действительности любила Желткова, но не могла раньше в этом признаться даже себе самой. Гениальная бетховенская соната, как и всякое великое произведение искусства, способна излечить от страданий одиночества душу человеческую. IV. Подведем итог нашему занятию. -В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви? Ученик. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно- психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть не легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выходе и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Второй ученик. Куприн показывает благородство души простого человека, его способность к глубокому, возвышенному чувству. Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертна. Именно такая любовь воспета Куприным. Третий ученик Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье. Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Четвертый ученик. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. — Что вы взяли для себя? Ученик. Любовь должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Я говорю о любви, которую надо нести в себе всю жизнь, следовать ей, не предаваясь мимолетным страстям и увлечениям, о которых, кстати, и вспоминал генерал. Домашнее задание Мини-сочинение «Мои мысли о рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Учитель. Ещё в XVII веке известный драматург Ж.- Б. Мольер сказал: В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот всё равно, Что не жил…. Звучит песня в исполнении Е. Мартынова “Лебединая верность”.
Источник: https://mm-festival.letitbit.net/download/609eea0c0db16e4956bc43a38fc3fc55f/________.rar.html
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: