Характеристика героев в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» имеет особое значение, потому что необходимо понять сущность человека для того, чтобы правильно оценить его поступки. Это одна из самых популярных повестей о неразделённой любви в русской литературе. Здесь идёт речь об искреннем чувстве, о котором мечтают все представительницы женского пола. В основу произведения взята реальная история, услышанная Куприным в гостях у его друга губернатора Любимова. Писатель планировал написать рассказ, но идея его вдохновила на нечто большее. Три месяца создавал Александр Иванович «Гранатовый браслет», тщательно прорабатывая все детали.
Сюжет повести начинает разворачиваться на даче супругов Шеиных, где они праздновали день рождения главной героини – княгини Веры Николаевны Шеиной. Праздник проходил в кругу самых близких людей. В середине вечера Вера Николаевна получила неожиданный подарок – гранатовый браслет. Человек, который его подарил, решил остаться неизвестным, поэтому подписал записку только тремя буквами ГСЖ. Но всем сразу же стало понятно, что это давний поклонник Веры, который уже долгое время присылает ей любовные письма. Муж главной героини быстро определил кто это такой, и на следующий день с братом своей жены отправился к нему домой. Дверь им открыл мелкий чиновник по фамилии Желтков, он покорно забрал свой подарок и согласился исчезнуть из жизни Веры Николаевны, если она сама ему это скажет во время телефонного разговора. Разумеется, что Вера так и сделала, попросив его больше никогда не появляться в её жизни. На следующий день стало известно из утренних газет, что какой-то незначительный чиновник покончил жизнь самоубийством, указав в предсмертной записке, что он растратил казённое имущество.
А.И. Куприн уделил много внимания каждому персонажу, отведя большую часть повести для портретного описания. Таким образом, он раскрыл через внешность характер всех героев.
Вера Николаевна Шеина
Княгиня Вера Николаевна Шеина – жена Василия Львовича Шеина. Княгиня была воплощением идеальной представительницы светского общества, она соответствовала своему происхождению во всём: внешность, характер, манеры, образ жизни. Её мать была урождённой англичанкой, а отец – татарским князем. Вера Николаевна унаследовала свою холодную красоту от матери. О наружности главной героини писатель говорит совсем немного: она обладала привлекательной внешностью и гибкой фигурой с красивыми плечами. Черты лица были добрыми, но в то же время гордыми и надменными. Все окружающие восхищались её необычайной красотой и утончённостью.
Несмотря на то, что она была простой и дружелюбной женщиной, все её повадки носили черты аристократизма. Она была замужем уже долгое время, и хотя в её браке уже давно не было страстной всепоглощающей любви, Вера считала себя вполне счастливой. Её отношения с мужем напоминали нежную дружбу, полную уважения и взаимопонимания. Именно с дружбы и начинались их отношения, переросшие затем в семейные узы. Единственное, что беспокоило главную героиню – это отсутствие собственных детей, поэтому она отдавала всё своё нерастраченное тепло и ласку своим племянникам.
Основной чертой характера Веры Николаевны было спокойствие, чужие люди замечали в ней лишь холодную учтивость и порядочность. Только близкие люди знали Веру как весёлую, открытую и радушную личность. В первую очередь молодая женщина всегда думала о своём муже, зная о неудачах в его делах, старалась жить по средствам, чтобы не ставить его в неудобное положение. Считала, что лучше лишний раз себе отказать в чём-нибудь, чтобы облегчить заботы супруга.
Вера была честной женщиной и не скрывала от мужа ухаживания другого мужчины. Она уже 8 лет получала письма от тайного поклонника, но не отвечала ему взаимностью. Ей было искренне жалко Желткова, поэтому с пониманием относилась к сложившейся ситуации и не делала из неё проблемы. Только после смерти своего воздыхателя, главная героиня задумалась о том, что возможно это была истинная любовь всей её жизни. Это осознание далось ей нелегко, но слишком поздно. Находясь в доме Желткова, Веру посетило раскаяние и чувство стыда за то, что она не отвечала на его письма.
Главные герои: характеристика ключевых образов
Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:
- «Гранатовый браслет»: жанр, краткое содержание. К какому жанру относится Гранатовый браслет Куприна?
- Вера Николаевна Шеина – княгиня, центральный женский образ;
- Василий Львович Шеин – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
- Георгий Степанович Желтков – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
- Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
- Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
- Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.
Вера Николаевна Шеина
Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.
“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”
Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.
Василий Львович Шеин
Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.
Георгий Степанович Желтков
С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:
“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”
Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.
Василий Львович Шеин
Князь Василий Львович Шеин – это муж главной героини. Писатель не описывает толком ни его внешность, ни характер. Известно лишь, что это мягкий, спокойный, уравновешенный и отзывчивый человек. Он окружил заботой свою любимую супругу, относился к ней с уважением и не переставал восхищаться. Василий Львович занимал почётное место губернского предводителя дворянства, но это не помогало его финансовым делам – семья Шеиных находилась на грани полнейшего разорения. Причиной такого бедственного положения стало необходимое участие в светской жизни: званые обеды, балы и другие торжества. Князю было необходимо соответствовать своему титулу, чтобы сохранить родовое имя. Муж Веры Николаевны спасался от гнетущих мыслей рисованием забавных картинок и повествованием увлекательных историй. В конце повести Василий Львович проявляет благородство по отношению к тайному поклоннику своей жены, который писал ей любовные послания на протяжении целых восьми лет: он не унижает его и не скандалит, хотя имел на это полное право. Кроме того, он с пониманием относится к желанию Веры Николаевны проститься со своим воздыхателем. Как порядочный человек, он понимал привязанность Желткова и чувство вины собственной жены. Ему было искренне жалко человека, неспособного справиться со своими проблемами. По его мнению, Желтков не был виноват в сложившейся ситуации, никто не может совладать с такой сильной любовью.
Характеристика центральных персонажей
Александр Иванович Куприн — признанный мастер литературного портрета, о чем свидетельствуют многочисленные хвалебные статьи в Википедии. Его умение прорисовывать характер действующих лиц через их внешность заслуживает отдельного упоминания. Особенно много внимания уделяется описанию героев в «Гранатовом браслете».
Вера Шеина
Ключевая фигура произведения — молодая, царственно спокойная дама с тонким гибким станом и утонченными чертами лица — княгиня Вера Николаевна Шеина. Некоторая холодность, зачастую присущая особам благородных кровей, подчеркивала ее красоту и грациозность. Со своим супругом, князем Василием Львовичем, она познакомилась, еще будучи ребенком. За продолжительный период совместного проживания некогда пылкая любовь к нему переросла в глубокую привязанность и уважительные партнерские отношения.
Княгиня помогала мужу вести хозяйство и, чтобы хоть как-то улучшить их пошатнувшееся финансовое положение, во многом себя ограничивала. Поскольку Вера Николаевна была бездетной, весь свой нереализованный материнский потенциал она вложила в мужа и детей сестры.
Ей не было чуждо сострадание к чужим переживаниям, она искренне жалела человека, который в силу обстоятельств не мог быть с ней вместе. Несмотря на то что Желтков доставлял ей неприятности своими знаками внимания, Вера, само воплощение спокойствия, не гневалась на него. Она чувствовала, с какой трагедией столкнулся Желтков, поэтому с пониманием относилась к своему обожателю.
Господин Желтков
Занимал должность мелкого чиновника в контрольной палате. Куприн специально создает такой образ, чтобы сделать акцент на том, что главный герой является маленьким человеком. Автор даже не раскрывает читателю его имени. В своих любовных письмах к княгине Желтков оставляет лишь загадочные инициалы ГСЖ. Главный герой изображен таким, каким читатель обычно представляет человека невысокого социального статуса:
- долговязый;
- бледнокожий;
- неопрятный.
У него нежные девичьи черты лица, голубые глаза и детский подбородок с ямочкой посредине. На вид ему не больше тридцати лет, испытывает нехватку денег, но тем не менее порядочен и благороден, на что обращает внимание даже муж княгини.
Желтков уже много лет питает теплые чувства к Вере Николаевне, считая ее идеалом женской красоты. По праздникам он отправляет ей письма и не теряет надежды когда-нибудь встретиться с ней в приватной обстановке. Его душа продолжает пылать обжигающим огнем, даже когда он понимает, что его мечте не суждено сбыться. Спокойствием и счастьем своей возлюбленной он дорожит больше всего, и это в конечном счете наводит его на мысль о самоубийстве.
Князь Василий Львович
Василий Шеин — муж княгини, о котором Куприн говорит еще меньше, чем о Вере Николаевне. Автор подробно не описывает ни его внешний облик, ни его поведенческую модель, лишь в самой концовке повести раскрывая лучшие качества персонажа. О князе известно, что он любитель устраивать светские рауты, владеет большим имением и занимается благотворительной деятельностью, как положено людям его величины. Его хозяйство находится в упадке, и он прилагает немалые усилия, чтобы не разориться.
Во время знакомства с Желтковым Шеин узнает о тайной любви молодого человека к его жене, однако же не ставит ему это в укор, как мог бы поступить на его месте любой другой ревнивый супруг. После смерти поклонника Веры он с пониманием относится к ее желанию проститься с этим человеком. Кроме того, Василий не считает Желткова безумным фанатиком, ведь тот на протяжении 8 лет всячески пытался завоевать внимание женщины, принадлежавшей к другому сословию. Это показывает, что он не насмехается над чужими чувствами и способен к эмпатии.
Генерал Аносов
Этот боевой офицер высокого ранга стал другом отца Веры и Анны, когда проходил службу в качестве коменданта крепости. С тех пор прошло много лет. Генерал стал близким другом семьи, по-отечески относился к девочкам.
Отважный, всегда ратующий за справедливость, он никогда не стеснялся взывать к совести, одинаково уважал как дворян, так и бедняков. В своих поступках Аносов руководствовался самыми благородными принципами. Даже сбежавшую от него жену он не бросил на произвол судьбы и выплачивал ей пособие. Своими детьми он так и не обзавелся, отцовские чувства перенес на дочек своего товарища Тугановского. Играл с Верой и Анной и делился с ними жизненным опытом. Впрочем, генерал Аносов становился наставником для всех, кто был младше него и нуждался в моральной поддержке.
Анна Фриессе
Анна Николаевна является полной противоположностью своей старшей сестры. В отличие от характеристики Веры в «Гранатовом браслете», образ этой кокетливой девушки представлен не в самом лучшем свете.
Она живет с влиятельным мужчиной, которого на дух не переносит, но родила ему двоих очаровательных детей. Если Вера не ведает о своей нелюбви к мужу, то Анна не стеснятся открыто говорить о том, что ее чувства давно остыли.
Её характер соткан из противоречий. Она пользовалась невероятной популярностью у представителей сильного пола, однако никогда не переступала тонкую грань, оставаясь верна хоть и не любимому, но мужу. Анна без ума от ярких впечатлений и азартных игр, что не мешает ей быть набожным человеком.
Николай Мирза-Булат-Тугановский
Брат княгини Веры Николаевны и Анны Фриессы, которого зовут Николай, слывет заядлым карьеристом и реалистом до мозга костей. Высокий пост и значительное положение в обществе позволили ему обзавестись влиятельными связями, которыми он регулярно пользуется для достижения своих корыстных целей. Это твердый и прагматичный по своей натуре человек, пытающийся во всем найти для себя выгоду. Для него характеры:
- эмоциональная холодность;
- эгоизм;
- отстраненность.
Будучи убежденным холостяком, отрицательно относится к тем, кто стремится сковать себя узами брака. Инцидент, произошедший в день именин его сестры, вызвал неприятный осадок у Николая Николаевича. Он принимает активное участие в поиске поклонника своей замужней родственницы, так как дорожит репутацией семьи.
Георгий Степанович Желтков
Георгия Степановича Желткова можно считать основным героем повести, потому что вокруг него закручивается весь сюжет и именно благодаря его образу И.А. Куприну удалось раскрыть главную тему. Об этом персонаже в повести говорится очень мало, только то, что это высокий молодой человек с кудрявой шевелюрой и худощавым телосложением, в возрасте 30-35 лет. Георгий Степанович живёт на съёмной квартире и находится в финансово стеснённом положении, потому что занимает незначительную должность в государственном учреждении. Он привык на протяжении жизни покорно сносить все неудачи, но не смог вытерпеть слов любимой женщины, просившей его исчезнуть из её судьбы. Он влюбился в Веру Николаевну с первого взгляда, повстречав её 8 лет назад на опере. На тот момент она была ещё одинока, но у Желткова не хватило духу признаться в своих чувствах и начать ухаживания. Он нашёл единственный выход для своей привязанности – письма, которые отправлял регулярно, несмотря на отсутствие ответа. Со временем княгиня стала для него единственным смыслом в жизни, в ней заключалась вся радость его существования. Но, тем не менее, он в письме, отправленном вместе с подарком, раскаивался за свою назойливость и просил прощения. Для Георгия Степановича благополучие любимого человека оказалось важнее собственного счастья, но он не смог пережить просьбу Веры прекратить всяческое общение, поэтому покончил жизнь самоубийством. Он любил княгиню настолько сильно, что не мог жить в этом мире, не имея даже малой надежды на осуществление свой мечты.
Аносов
Аносов был боевым генералом, который стал другом семьи Тугановских очень давно. Его назначили комендантом крепости, и с тех пор он подружился с отцом Анны и Веры, и привязался к девочкам, как отец. Он был настоящим русским человеком, солдатом до мозга костей, честным, благородным и смелым. Несмотря на то, что он дослужился до генерала, он всегда вел себя со всеми на равных, уважал солдат так же, как и офицеров. Он никогда не поступал не честно, всегда и во всем руководствовался своей совестью, но делал это так, что все его уважали и считали стоящим человеком. Он не боялся воевать, и прошел несколько войн, участвовал во множестве сражений, но когда его не позвали на еще одну войну, он не стал проситься, так как считал, что трусить не следует, но если тебя не зовут на смерть, лучше и не ходить.
Он всегда старался поступать честно и справедливо, поэтому выплачивал своей сбежавшей жене пособие до конца жизни, так как считал, что он должен исполнять свои обязанности мужа несмотря ни на что. Но он не захотел впустить ее обратно, хотя она очень просилась, потому что был горд и имел чувство собственного достоинства. Он не хотел жить с нелюбимой нечестной женой, которой он не доверял. Но, несмотря на это, он не бросил ее на произвол судьбы, а поступил, как настоящий мужчина. Генерал Аносов был очень хорошим рассказчиком и очень любил детей. Так как своих детей у него не было, он перенес все свое отцовское чувство на детей своего друга, Анну и Веру, он играл с ними, рассказывал им истории из своей военной жизни, полной походов. Они отвечали ему взаимностью. Такое же отеческое отношение у него наблюдается ко всем, кто является младше его и кто нуждается в помощи. Например, он приказывал носить обед со своего стола для тех, кто не имел возможности нормально питаться в крепости, комендантом которой он был.
Анна Николаевна Фриессе
Анна Николаевна Фриессе была родной младшей сестрой княгини Веры Николаевны Шеиной. Её образ не играет для сюжета особой роли, но автор уделил описанию Анны гораздо больше внимания, чем главной героине. Если Вера походила на свою мать англичанку, то её сестра унаследовала черты отца татарина: узкие монгольские глаза и широкие скулы, невысокий рост, стройную фигуру, красивые и широкие плечи. У девушки было плохое зрение, поэтому глаза казались ещё более узкими из-за того, что она постоянно прищуривалась.
Анна Николаевна была прирождённая кокетка, она любила флиртовать с мужчинами, но при этом оставалась верна своему мужу. Ей было просто необходимо мужское внимание, не более того. Она любила смелые наряды, которые приличные девушки не могли себе позволить. В Анне Николаевне словно уживалось два разных человека, она была легкомысленной, но заботливой, истинно верующей, но любила азартные игры. Её расточительство не мешало девушке заниматься благотворительностью. У неё были очень хорошие взаимоотношения с сестрой, и Анна безмерно любила своих двух детей.
Краткий пересказ
В день, когда княгиня Вера Николаевна Шеина праздновала свои именины, ей передали презент от тайного воздыхателя, долгие годы являющегося почитателем ее красоты. В руках дамы оказался золотой браслет, украшенный вставками из редких гранатов темно-бордового цвета. Она отказалась от драгоценного украшения, посчитав, что будет неправильно, если женщина, состоящая в браке, примет подарок от постороннего мужчины.
Ее родной брат, Николай Николаевич, узнал обо всём и немедленно рассказал о случившемся мужу сестры, князю Василию Львовичу. Мужчинам не составило труда найти анонимного отправителя. Им оказался рядовой городской служащий Желтков. Когда-то давно на цирковом представлении его взгляд упал на ложу, где сидела княгиня Вера, и в его сердце поселилась чистая, но, увы, безответная любовь к этой девушке. Единственное, что он мог себе позволить, чтобы выразить свои чувства, — это периодически писать ей письма.
Когда брат Веры и ее супруг, ворвавшись в дом к Желткову, вернули ему гранатовый браслет и в беседе намекнули о возможности обращения к стражам правопорядка с целью, чтобы мужчина прекратил преследовать княгиню, тот попросил разрешение написать прощальную записку своей возлюбленной.
В ней он говорит, что без Веры Николаевны его жизнь лишена всякого смысла. Если она вдруг вспомнит о нем, то пусть послушает ре-мажорную часть «Сонаты № 2» Бетховена. Желтков выражает княгине глубокую благодарность за то, что она была единственным светлым пятном в его жизни. Затем он отнес владелице съемного жилья возвращенное ему украшение с просьбой повесить его на икону Божьей Матери, после чего застрелился, чтобы больше не досаждать Вере. Он покончил с собой из-за любви и ради блага объекта своего обожания, но в предсмертной записке в качестве причины самоубийства указал растрату казенных средств.
Княгиня, услышав трагическую весть о кончине своего поклонника, решает поехать к нему на квартиру, чтобы увидеть лицо человека, который столько лет был в нее безответно влюблен. Вернувшись домой, Вера просит свою знакомую пианистку сыграть бетховенскую сонату, о которой писал Желтков. В финальной сцене героиня наслаждается прекрасной мелодией и плачет, прижавшись к стволу акации, так как к ней приходит понимание, что та любовь, о которой грезят все женщины, обошла ее стороной.
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны. Николай занимал должность заместителя городского прокурора. Это властный, строгий, рассудительный, прижимистый человек, добившийся успехов в своей карьере. Николай не женат и у него нет детей, всё своё время он посвящает продвижению по службе и заведению нужных связей. Он никогда не рассуждает о чувствах и не приемлет, когда нарушают нормы приличия, поэтому сразу же вызывается отправиться вместе с мужем Веры к её тайному поклоннику, чтобы заставить его прекратить докучать семейной паре. Общается он в грубоватой манере, проявляя своё высокомерие. Так он разговаривал и с Желтковым, особо не церемонясь, возможно именно его визит стал последней каплей в решении поклонника Веры расстаться с жизнью.
Второстепенные герои
Николай Николаевич стал свидетелем подарка, адресованного его замужней сестре. Как брат Веры, он был глубоко возмущен. Николай Николаевич самоуверен и холост, он не любит говорить о чувствах, всегда груб и нарочито серьезен. Он вместе с князем решает нанести визит таинственному поклоннику. При виде высоких гостей Желтков теряется. Но после угроз Николая Николаевича успокаивается и понимает, что любовь — это чувство, которое невозможно отнять и оно останется с ним до конца дней. После разговора Желтков окончательно укрепился в решении уйти из жизни, чтобы не мешать жить Вере.
Сестра Веры, Анна Николаевна, была совершенно на нее не похожа. Она замужем за человеком, терпеть которого не может, но имеет от него двоих детей. Ее характер состоит из множества милых привычек и противоречий. Она пользовалась невероятным успехом у мужчин и любила флиртовать, но мужу никогда не изменяла. Любила яркие впечатления и азартные игры, но была набожна и добра. Почему важна ее характеристика?
Герои «Гранатового браслета», сестры Анна и Веры, с одной стороны, в чем-то похожи, обе замужем за влиятельными людьми. Но Анна – полная противоположность Веры. Это проявляется внешне: «грациозная некрасивость» одной сестры и английская породистость другой. Уделив больше внимания описанию Анны, автор дает возможность понять и внутренне состояние героев. Анна не скрывает своей нелюбви к мужу, но терпит этот брак. Вера же не ведает о своей нелюбви, потому что не знала настоящей любови. Куприн как бы подчеркивает, что Вера «потеряна» в обычной жизни, поэтому и незаметна красота главной героини, и стерта ее исключительность.
Яков Михайлович Аносов
Яков Михайлович Аносов – это хороший друг покойного отца Веры Николаевны Шеиной. Это военный человек старой закалки, он принимал участие в русско-турецкой войне и дослужился до звания генерала, но не зазнался и относился к простым солдатам на равных. В бою был ранен и практически потерял слух, поэтому на момент происходящих событий занимал должность городского коменданта. Основными его качествами были честность и благородство. Ему не удалось сохранить свою семью, поэтому он относится к Вере и Анне как к родным дочерям. Девушки отвечают Якову Михайловичу взаимностью и называют его дедушкой. Пожилой генерал был настолько совестливым, что даже выплачивал ежемесячно определённую сумму денег своей жене, которая подлым образом предала его, сбежав с другим мужчиной. Она быстро раскаялась и поняла свою ошибку, но Яков Михайлович отказался принять её обратно. Аносов – воплощение благородства и достоинства, поэтому его слова высоко ценятся всеми окружающими.
Несмотря на большое количество действующих лиц, главная роль в повести отведена вещи – гранатовому браслету. Это драгоценное украшение – символ искренней любви. Основная идея произведения А.И. Куприна заключается в том, что настоящая любовь существует, но её трудно вовремя заметить и оценить по достоинству.
Анализ произведения
Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.
Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..
В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.
Главная тема произведения
Центральная тема повести «Гранатовый браслет» — это, безусловно, безответная любовь маленького человека. На примере бедного госслужащего Желткова Куприн показывает всю силу бескорыстного, искреннего, жертвенного чувства, которым главный герой дорожит, даже глядя в лицо смерти.
Автор сразу же дает понять читателям, что у богатой княгини и простого романтика не может быть совместного будущего: различие в материальном положении, социальном статусе, наконец, замужество Веры — все это создает преграду. В этой безвыходной ситуации проявляется некий романтизм, вложенный Александром Ивановичем в свое произведение.
Гранатовый браслет, подаренный Желтковым Вере, символизирует:
- лебединую верность;
- поклонение красоте.
Несмотря на грустный конец повести, княгиня понимает, что любовь — самое волшебное и прекрасное чувство на земле, которому не страшны никакие ограничения, особенно навязанные обществом.
Повесть «Гранатовый браслет» — это не только бриллиант отечественной литературы, но еще и бессмертная ода настоящей любви.
🗹