М.Горький (настоящее имя Алексей Пешков) является самой крупной литературной фигурой Советской эпохи. Писать он начал еще в 19 веке, уже тогда его произведения казались всем революционными и пропагандистскими. Однако раннее творчество писателя значительно отличается от последующего. Ведь начал автор с романтических рассказов. Пьеса же Горького «На дне» являет собой пример реалистической драмы, в центре которой изображение угнетенной, беспросветной жизни низов русского общества. Помимо социальных вопросов, в произведении есть обширный философский пласт: герои пьесы рассуждают о важных вопросах, в частности, о том, что лучше: истина или сострадание?
Проблема жанра
Что касается жанра данного произведения, то не все исследователи едины во мнениях. Некоторые считают, что справедливее всего назвать пьесы социальной драмой. Ведь главное, что показывает Горький — проблемы людей, опустившихся на дно жизни. Герои пьесы — пьяницы, шулеры, проститутки, воры… Действие происходит в богом забытой ночлежке, где никому не интересен свой «ближний». Другие же считают, что правильнее будет назвать произведение философской драмой. Согласно этой точке зрения, в центре изображения столкновение взглядов, некий конфликт идей. Основной вопрос, о котором спорят герои: что лучше — истина или сострадание? Безусловно, каждый на этот вопрос отвечает по-своему. И вообще, до конца непонятно, существует ли однозначный ответ. Так или иначе философский пласт в пьесе связан с появлением в нем Луки, который побуждает жителей ночлежки к размышлениям о собственной жизни.
Сочинение 4
М.Горький в своей пьесе «На дне» показал читателю мир, в котором люди несчастны, открыл душевный мир глубоко несчастных людей. Эпизодичность пьесы позволяет окунуться в мир настоящей драмы, где разные миры сталкиваются друг с другом. Где правда факта, правда веры, правда утешения и лжи, представлены настоящими мирами.
Правда факта связана с таким персонажем, как Бубнов. Его представление о мире довольно прозаично: человек рожден, чтобы умереть. Он не жалеет людей, считая, что у каждого есть свое предназначение в жизни, которое он должен исполнить. Такое мышление Бубнова складывается из эпизодов его жизни: жена изменила, он уходит от нее, но также ему приходится оставить ей свое заведение, и по итогу сам он остался ни с чем. Бубнов пьет, отказывается признавать себя или других людей, потому что люди угнетают его, и он не верит их поступкам.
Правда Луки включает в себя несколько составляющих. Лука добр к людям, помогает нуждающимся, Лука оказывает людям содействие в обретении Бога, учит их состраданию и жалости. Утешая каждого, неся надежду в своих словах, он лжет во благо, считая, что исцеление — это путь веры, а правда иногда может стать причиной смерти.
Третья правда — это правда ключевого героя Сатина. Этот человек уверен в самом человека, как существе — Боге. Сатин уверен, что человек должен надеяться только на самого себя и верить в свои силы. Человек способен на строительство собственного мира по собственным законам, что доступно только Богу.
Ночлежка, в которой происходит действие пьесы, — это мир покорившихся судьбе людей, но какой-то своей частью еще способных бороться. Размышляя над правдами героев, оценивая их положительные и отрицательные моменты, мы понимаем, что невозможно прийти к однозначному выводу о том, какой путь человек должен выбрать. Три правды должны работать, как единое целое, чтобы человек не оказался в таком безвыходном положении, как герои пьесы М.Горького, только восприятие ситуации с разных сторон может указать путь из сложившегося положения. Такой мыслью наполнены рассуждения героев об истине и ее смысле, о человеке и его роли.
Сталкивая между собой эти правды, М.Горький говорит обществу о том, что человек должен прожить свою жизнь честно, отвергнув ложь. Человек должен воспитывать в себе милосердие, сострадание, доброжелательность, готовность прийти на помощь своему ближнему, человек должен быть терпимым к окружающим его и уметь преподносить правду в таком ключе, чтобы она не ранила других.
11 класс
Герои пьесы
Основные персонажи пьесы — это жители ночлежки. В действии участвуют хозяин ночлежки Костылев, его жена Василиса, Актер (бывший актер провинциального театра), Сатин, Клещ (слесарь), Наташа -сестра Василисы, вор Васька Пепел, Бубнов и Барон. Один из героев — «чужак», это странник Лука, который появился из ниоткуда и исез в никуда после третьего акта. Именно эти герои фигурируют на протяжении всей пьесы. Естьи другие персонажи, однако их роли вспомогательные. Костылевы — это семейная пара, которые с трудом друг друга переваривают. Оба они грубы и скандальны, к тому же жестоки. Василиса влюблена в Ваську Пепла и подговаривает его убить своего пожилого мужа. Но Васька не хочет, так как знает ее, и знает, что она хочет сослать его наторгу, дабы разлучить со своей сетрой Натальей. Актеру и Сатину отведена особая роль в драме. Актер давным-давно спился, его мечтам о большой сцене не суждено сбыться. Он, подобно человеку из рассказа Луки, верившему в праведную землю, совершает самоубиство в конце пьесы. Монологи Сатина несут важну. Смысловую нагрузку, он противостоит Луке, хотя в то же время, он не винит его во лжи, в отличие от других жителей ночлежки. Именно Сатин отвечает а вопрос: что лучше — истина или сострадание. В пьесе «На дне» происходит несколько смертей. Анна, жена Клеща, умирает в самом начале пьесы. Ее роль хоть и не долгая, но очень важная. Смерть Анны на фоне игры в карты придает ситуации трагичность. В третьем акте умирает в драке Костылев, что еще бульше усугубляет положение жителей ночлежки. А в самом конце происходит самоубийство Актера, на которое, впрочем, практически никто не обращает внимания.
«Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»»
Максим Горький пишет свою пьесу «На дне» в 1902. Это время, когда человеческая жизнь обесценивается, когда процветают босяки и бедняки, потерявшие веру в себя и в людей. Герои драмы – жители костылёвской ночлежки, спившиеся, утратившие надежду люди, которые оказались на «дне» жизни. Живя в одном месте, они не хотят помогать друг другу, всё человеческое эти люди утратили, во многом из-за того, что и к себе хорошего отношения не видели. Ночлежники отвержены обществом. В их жизни нет ни одного светлого дня.
Неожиданно в ночлежке появляется странник Лука. Именно он вселяет в героев крупицы надежды и порождает спор о человеке, о жестокой правде и спасительной лжи.
Лука в переводе – «лукавый», но он ещё и «несёт свет», значит ложь Луки светлая, во имя добра, он сострадает жителям ночлежки и желает пробудить в них лучшие, но скрытые, стороны их натуры. Лука рассказывает истории и притчи, которые напоминают людям то, что надежда, вера в лучшее и вообще мечта есть опора жизни, а если это исчезает, то и человек умирает. Лука как врач, но в больнице неизлечимо больных, он не может полностью убрать боль, но может её уменьшить, заставляя ночлежников мечтать о новой лучшей жизни. К тому же он не разделяет людей на плохих и хороших, для него и люди «дна» – «честный народ»: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают». Все люди изначально одинаково честны и добры, и лишь социальные обстоятельства делают их порочными.
Сначала мы видим Анну, измученную болезнью женщину, которая всем мешает своим постоянным кашлем, даже своему собственному мужу. И Лука становиться её отдушиной на пороге смерти, ему она может выговориться и получить понимание, сострадание. Лука убеждает Анну, что после смерти будет всё хорошо и спокойно, что там она обретёт отдых от несчастий, выпавших на её долю.
В Актёра, спившегося человека, который некогда действительно работал актёром, Лука вселяет надежду в то, что есть лечебницы для алкаголиков. Странник говорит, что, вылечившись, Актер сможет исправить свою жизнь. А когда разбивается хрупкая мечта малодушного Актёра о возвращении на сцену, он вешается.
Настю, девушку «лёгкого поведения» странник утешает, поддерживает. Она мечтает о чистой любви, что абсурдно в её положении. Лука полностью поддерживает Настю, уверяет девушку, что в ее жизни обязательно будет исключительная любовь.
Для Сатина Лука «как кислота для старой и грязной монеты». Лука провоцирует его на размышления о правде и человеке. «Правда – бог свободного человека!» – говорит Сатин. В его взглядах видна позиция автора пьесы, он верит в лучшее, что есть в человеке.
Ваську Пепла, потомственного вора, Лука убеждает в возможности честной жизни.
Лука разговаривает с жителями ночлежки, вселяя в них веру. Он лжет, но делает это во спасение, из жалости к людям. Но Лука мог помогать лишь словами, его «утешительная ложь» только обостряет конфликт. Выйдя в общество, окрылённые его ложью, эти униженные люди столкнулись с суровостью жизни и не смогли подняться. Возможно, они так и не обрели веру в себя, а ведь главное, по мнению Горького, это увидеть в себе человека. Поэтому автор все-таки осуждает позицию Луки и его теорию о «спасительной лжи».
Правда в пьесе
Герой Лука — старец, приходит в ночлежку и начинает обещать всем героям светлое будущее. Анне он говорит, что после смерти она попадет в рай, где ее ждет спокойствие, не будет никаких бед и мучений. актеру Лука рассказывает том, что в каком-то городе (название он забыл) есть лечебницы для пьяниц, где можно избавиться от алкоголизма абсолютно бесплатно. но читатель сразу понимает, что Лука не забыл название города, ведь того, о чем он говорит, просто нет. Пеплу Лука советует отправиться в Сибирь и забрать с собой Наташу, только там они смогут наладить свою жизнь. Каждый из жителей ночлежки понимает, что Лука обманывает их. Но что есть правда? Об том и ведется спор. по мнению Луки, правдой не всегда можно исцелить, а вот ложь, которая произносится во благо — это не грех. Бубнов и Пепел заявляют, что лучше горька правда, пусть даже она невыносима, чем ложь. А вот Клещ настолько запутался в своей жизни, что ему не интересно уже ничего. Правда в том, что нет работы, нет денег и нет надежды на более достойное существование. Эту правду герой ненавидит так же, как и и лживые обещания Луки.
Популярные сочинения
- Сочинение Мое отношение к Герасиму из рассказа Муму 5 класс
Уже в самом начале произведения становится понятно, что Герасим положительный персонаж повести. Это порождает чувство симпатии нему. - Сочинение Где начинается Родина
Кажется, что вопрос «Где начинается Родина?» не должен быть спорным. Ведь Родина – это место, где родился человек – всё просто. Но нет. У каждого относительно этой темы своё мнение. И в какой-то степени каждый по-своему прав. - Сочинение Евгений Базаров в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) 10 класс
Роман «Отцы и дети» интересен и проблемами, поднятыми в нём, и, конечно, главным героем. Общеизвестен факт, что это произведение при выходе из печати вызвало много споров
Что лучше: истина или сострадание (по пьесе Горького «На дне»)
Это главный вопрос. Лука решает его одназначно: лучше соврать человеку, чем приносить ему боль. В пример он приводит человека, который верил в правденую землю, он жил и надеялся на то, что когда0нибудь попадет туда. Но когда узнал, что такой земли нет, не осталось надежды, и человек удавился. Пепел и Бубнов отрицают такую позицию, они резко негативны по отношению к Луке. Немного другой позиции придерживается Сатин. Он считает, что Луку нельзя обвинять во лжи. Ведь он врет из-за жалости и милосердия. Однако сам Сатин такого не приемлет: человек — это звучит гордо, и нельзя унижать его жалостью. Вопрос «что лучше — истина или сострадание» в пьесе «На дне» оказывается нерешенным. А есть ли вообще ответ на такой сложный и жизненный вопрос? Пожалуй, однозначного ответа быть и не может. Каждый герой решает его по-своему, да и каждый человек в праве выбрать, что лучше — истина или сострадание.
По пьесе Горького «На дне» пишут сочинения и стать на разные темы, но одна из самых популярных касается именно этой проблемы, проблемы лжи «во спасение».
Что есть истина? (сочинение по пьесе «На дне» Горького)
В определённых жизненных ситуациях человеку приходится выбирать между двумя возможностями, решая вопрос о том, что лучше преподнести ближнему — горькую правду или спасительную ложь. Ответ на него ищут и обитатели ночлежки Костылёвых из пьесы М. Горького «На дне». Каждый из них предлагает свой рецепт достижения счастья, поскольку счастье, правда, истина становятся в контексте разговора словами-синонимами, а спор об истине превращается в спор о человеке, о правде и лжи. Герои по-разному трактуют понятие правды.
У одних обитателей ночлежки преобладает её бытовое понимание: то, что есть, то и правда. Она понимается ими как факт, реальность. Такой точки зрения придерживаются «правдолюбцы» Бубнов, Барон, Квашня, Медведев, Костылёвы. Бубнов и Барон не верят в человека, не мечтают, но верно судят о жизни, бессознательно тоскуя по правде и воле. Их природный ум обречён на бездействие, поэтому они равнодушно относятся к окружающему: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки прочь… ».
Другие герои — Настя, Анна, Наташа, Актёр, Пепел, Клещ — понимают правду как мечту, идеал, справедливость. Они верят в человека, и эту веру поддерживает новый жилец ночлежки — сладкоречивый старик Лука. Настя мечтает об идеальной любви — красивой, настоящей, чистой — и выдумывает её для себя, так как не находит ничего похожего в реальной жизни. Анна, веря в Бога, мечтает о рае — счастливой загробной жизни, так как её реальная жизнь подобна аду. Наташа надеется на чудо, мечтает об идеальном мужчине, который был бы избавителем и героем. Она хотела бы устроить самостоятельную семейную жизнь, избавиться от тирании сестры. Актёр грезит о былой славе, надеется вернуться на сцену. Пепел мечтает уйти в Сибирь, где ему видится вольная и праведная жизнь. Честный Клещ, не имея работы, верит в труд, успех.
В лагере «мечтателей» противостоят друг другу иллюзорная мечта и грубая реальность. Среди обитателей ночлежки выделяются милосердный Лука и внешне грубый Сатин. Кто из них прав?
С появлением Луки, который всех утешает и каждому сулит счастливое будущее, призрачные надежды несчастных растут. Но крушение их иллюзий приводит к цепной реакции трагедий. Настя и Клещ впадают в отчаяние. Анна умирает. Едва не погибает Наташа. Актёр вешается, не выдержав правды жизни. Пепел, убивший Костылёва, в тюрьме. При появлении Луки обитатели ночлежки впервые ощущают боль по поводу загубленной жизни. Он виноват в серии потрясений и смертей тех, кто ему так доверчиво внимал.
«Не всегда правдой душу вылечишь», — полагает Лука. Он утешает людей выдумкой, ложью. Правда, считает Лука, не нужна, ибо положение человека безнадёжно. А может быть, не так уж и плохо, что он поддерживает уже сложившуюся у каждого из героев мечту, стремится помочь каждому найти свою правду? «Во что веришь, то и есть», — убеждён он.
«Человек — вот правда», — говорит Сатин. Ложь — костыль для человека, а он настолько силён, что в состоянии встать на ноги без подпорок. Сатин верит во внутренние силы человека, в то, что он способен обойтись без поддержки извне. По логике Сатина, спасение человека — в нём самом. Человек — творец, преобразователь жизни.
Так кто же из двух философов «дна» прав? С одной стороны, можно согласиться с Лукой: вера, высокая мечта необходимы каждому человеку. Сильная вера позволяет мечте стать реальностью, правдой.
Однако прав и Сатин: только уверенность человека в собственных силах и его мужество могут изменить окружающий мир. Борись, и ты всё преодолеешь, если умеешь мечтать. Таким образом, правда Луки дополняет правду Сатина, как и наоборот.
Истина или сострадание? Ответа в пьесе нет. Да и в жизни его быть не может. У каждого свой выбор. У каждого своя правда.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004
Как написать сочинение?
Прежде всего необходимо помнить о правильной композиции. Кроме того, в сочинении-рассуждении в пример нужно приводить не только эпизоды из произведения, но и подкреплять сказанное примерами из жизни или других книг. Тема «Что лучше: истина или сострадание» не допускает однобокой трактовки. необходимо сказать о том, что в каждой ситуации следует действовать по-разному. Иногда истина может убить человека, тогда вопрос в следующем: сказал ли это человек, убоявшись греха, или, наоборот, решил навредить ближнему своему и поступить жестоко. Однако, обманутым тоже хочет быть не всякий. Если у человека есть шанс что-то исправить, начать жизнь по-другому, то не лучше ли знать истину? А вот если другого пути нет, и правда окажется губительной, то можно и наврать. Что лучше: истина или сострадание, что нужнее — каждый решает по-своему в определенный момент своей жизни. Всегда нужно помнить о человеколюбии и милосердии.
Итак, пьеса являет собой сложное произведение с двухуровневым конфликтом. На уровне философском — это вопрос: что лучше — истина или сострадание. На дне жизни оказались герои горьковской пьесы, пожалуй, ложь Луки для них — единственный светлый момент в жизни, так можно ли тогда считаеть то, что произносит герой, ложью?
Вариант 2
Во многих произведениях преподносят те или иные темы, которые близки человеку, но о которых он пытается умалчивать. Одним из таких произведений является спектакль «На дне», в котором нам повествуют о нелегкой судьбе нескольких человек проживающих вместе по воле судьбы.
В произведении автор показывает героев как людей уже сдавшихся на волю судьбе, но ещё пытающих бороться. В нём автор рассказывает нам три вещи, называя это тремя незыблемыми правдами.
Первая правда выявляется в персонаже Лука, который в прошлом был проповедником. Он убеждён в том, что если ложь сказана во благо, то это и не плохо, а даже хорошо. Он считает, что лучше сладкая ложь, сказанная во благо, чем горькая правда.
Вторая правда раскрывается в персонаже Сатине. Он убежден, что ложь не имеет под собой никакого оправдания, и её не должно быть в речи у уважающего себя человека. Он считает, что лучше вообще ничего не говорить , чем соврать
Третью же правду мы видим в персонаже Бубнове. Он является сторонником идеи, что лучше сказать горькую правду, чем ходить вокруг да около. Он привык говорить людям правду, насколько неприятной она бы не была.
В произведении автор даёт нам пищу для размышлений, а именно какую же правду выбрать нам, что же лучше из трёх предложенных вариантов. В каждом из них есть как плюсы, так и минусы, и читатель, или же зритель, должен сам решить в каком случае, для него конкретно плюсы склоняют чашу весов в свою пользу. Он говорит нам, что нет однозначно верного выбора, и скорее всего, придётся совмещать все три правды, дабы руководствоваться в своём выборе. Данной мыслью пропитаны почти все произведения Горького, и в частности пьесы “На дне”, которая могла повлиять на множество умов того времени, и поначалу её даже не хотели выпускать в театры. Горькому даже пришлось сменить название пьесы, чтобы она прошла придирчивую цензуру. С горем пополам она прошла её, и в свет вышло это замечательное произведение.
В своём сочинении я попытался раскрыть тему трёх правд в произведении Горького “На дне” и постарался объяснить свою точку зрения с помощью аргументированных точек зрения и анализа произведения.
🗹