Эссе «Век живи, век учись»
Порошина Елена Борисовна учитель технологии МБОУ СОШ №4
городского округа Стрежевой
с углубленным изучением отдельных предметов
Эссе
«Век живи – век учись или чему мы можем научиться у своих учеников».
Обучая других, обучаюсь сама.
(Мой девиз.)
Век живи – век учись. Какая великая мудрость заложена в этой короткой поговорке. Мы следуем ей каждодневно, при этом даже не задумываемся о глубочайшем смысле этой фразы. Великий педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Учитель ? это даже не профессия, это предназначение человека в этом мире.
Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в 21 веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни? «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Но только ли развитие обучающихся? Сегодня, в наш стремительный информационный век как никогда становится актуальным вопрос взаимоотношений поколений, их взаимовоспитание и взаимообучение.
Я – учитель. Как мало и как много можно сказать только одной этой короткой фразой. Каждый день, идя в школу, я думаю о встрече со своими учениками, о том, что я им скажу, о том, что они мне скажут. И я жду с нетерпением встречи с теми, кто своим ясным взглядом, своими неожиданными идеями в очередной раз откроет для меня этот мир. Чем дольше я работаю в школе, тем в большей мере убеждаюсь — я каждый день перенимаю у своих воспитанников что-то новое. Мои подопечные учат меня, воспитывают меня, направляют меня, удивляют меня каждый день.
Мой педагогический стаж относительно невелик, всего четырнадцать лет. За все эти годы я ни разу не пожалела, что пришла работать в школу. Ведь только здесь я в полной мере поняла, как мне улыбнулась судьба, познакомив с множеством замечательных интересных людей, предоставив возможность всесторонне реализовать себя, раскрыть те способности и стороны моего характера, о существовании которых я и не подозревала.
Предметная область «Технология» и, в частности, уроки трудового обучения наилучшим образом интегрируют в себе те компоненты, что мне близки и интересны. Это прикладное творчество, это общение и обмен опытом с детьми и коллегами, это освоение новых направлений и технологий, это, в конце концов, лирика, без которой невозможна любая творческая работа и которой так не хватает в нашей сегодняшней жизни.
Предмет «Трудовое обучение» очень многогранен. По моему мнению, именно эта дисциплина учит детей быть житейски мудрыми, полезными обществу, подготовленными ко всяким случайностям. Необходимо все дарования, данные ребенку свыше, развивать в совершенстве.
Общение педагога и учащегося на уроках трудового обучения — это в полной мере энергоинформационный обмен, диалог, сотворчество.
Трудовое обучение позволяет каждому ребенку раскрыться, самореализоваться, т.к. имеет множество направлений и обучающих подходов даже в рамках одной темы. Здесь легко определить, что именно интересует учащегося в данном вопросе, а когда ученик удовлетворен ответом учителя, его мысли могут настолько углубить его познания, что зачастую они удивляют и обогащают самого педагога новизной и нестандартностью. И именно здесь и начинается самое интересное, самое захватывающее.
Я получаю уроки творчества. Никакие книги, пособия и специальные курсы не могут научить творчеству, этому могут научить только дети. Они видят то, что мы – взрослые без их помощи увидеть не можем. Предметная область «Технология» — это постоянное обновление учебного материала по объективным и субъективным причинам (новые материалы, новая мода, новые технологии и ассортимент продуктов), это горячее желание учеников быть на пике моды, на гребне волны. Я начинаю видеть мир глазами детей, сначала это кажется странным, но в процессе работы над каким-либо проектом, начинаю понимать, насколько взгляд ребенка проницательней и дальновидней, чем мой взгляд, взрослого опытного человека.
Я получаю уроки терпения. Никакой психолог не смог бы провести работу так доступно и результативно. Мы – взрослые, всегда находимся в каких-то рамках, в том числе – временных, отсюда спешка, нервные срывы, неудовлетворенность собой и окружающими. Терпение, настойчивость, основательность, отсутствие паники и спешки в учебной и творческой работе детей зачастую вводят в ступор, но понимание их правоты позволяет взглянуть на мир по-новому. Делай то, что должно, и будь что будет.
Я получаю уроки любви. Очень часто для педагогов «хороший ребенок» – это хороший ученик, плохой ученик – «плохой ребенок». Но независимо от их успехов в учебе, дети любят нас, тянутся к общению, хотят поделиться детскими тайнами, получить житейский совет. Ты сегодня поставил «двойку» (бывает иногда не совсем заслуженно), а завтра этот ребенок бежит к тебе на перемене, несет в кулачке конфетку и хочет поделиться своей радостью, он любит тебя, он любит всех. Как можно не любить его и не любить весь мир в эту минуту. И становится не по себе за то вчерашнее настроение, которое и подтолкнуло быть строгой и не совсем справедливой.
Я получаю уроки мастерства. Учитель технологии – априори мастер, казалось бы, что может меня удивить в рамках обучения прикладным ремеслам. В моем распоряжении множество книг, специализированных магазинов, у меня на вооружении ресурсы интернет и новое прекрасное оборудование. Все так и есть, кроме того, что всегда найдется среди моих учеников девочка, которая в совершенстве владеет прикладным искусством, которое она освоила благодаря своей прабабушке. Она удивлена, то, что для неё рядовое повседневное занятие, для её учительницы – настоящее открытие. И тут ребенок рад обучить всех желающих тому ремеслу, что получил в своей семье. Благодаря детям я освоила ковроткачество, татарскую вышивку крючком, изготовление объемных поделок из бересты.
Мой девиз «обучая других, обучаюсь сама» — не надуманная пустая фраза. Я пришла к нему сознательно, путем экспериментов, проб и ошибок.
Ни для кого не секрет, что основная сущность учебно-воспитательной работы в том и заключается, чтобы научить молодое поколение самостоятельно ставить себе цели, планировать, выполнять и оценивать свою работу. Задача учителя – развивать у учащихся чувство ответственности за правильный выбор и направление, способствующие получению наилучшего результата. Подлинное обучение достигается лишь путем личной практики учащегося. Самостоятельная проработка развивает у ребенка творческие способности, одновременно развивая в нем и чувство ответственности, а наибольшее чувство ответственности у учащегося пробуждает только то, что он сделал сам своими руками.
Я считаю своей задачей предоставлять детям максимальную самостоятельность в работе, оказывая им помощь лишь тогда и постольку, когда и поскольку она необходима. По моему мнению, лучшая помощь со стороны учителя – это «помогать учащимся, помогать самим себе». И вот уже великая мудрость «век живи — век учись» становится девизом и для обучающихся в том числе. Чтобы избежать стагнации, необходимо постоянно развиваться, идти вперед, идти вперед, пропуская впереди себя наше будущее – наших детей, их молодость, любознательность укажут правильный путь. А нам взрослым лишь остается не отставать, чтобы не прервалась нить взаимопонимания, взаимовоспитания, взаимообучения, всего того, что так актуально в наш стремительный, информационный век.
Эссе «Моя педагогическая философия» «Век живи- век учись».статья по теме
ЭССЕ
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —
«ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ»
«Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится.
Как только он перестает учиться, он перестает быть учителем»
К.Д.Ушинский
Педагогическая философия.… Звучит немного пафосно, не правда ли? Что скрывается за этими словами? Думаем ли мы о высоких материях, выбирая эту профессию? Наверное, нет. Мы думаем о любви к детям, о том, что это очень здорово делиться с ними своими знаниями и получать их от наших маленьких всезнаек. Помните, как сказала героиня комедии «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» Э.Рязанова: «Я учу их, а они учат меня…» И это действительно так. Педагог не только учит всю жизнь, но и учится. Учится терпению, пониманию, преодолению трудностей. Ведь ученик – это не всегда отличник с готовым домашним заданием и примерным поведением. Чаще – это «почемучка» в младших классах, «сорвиголова» в средних и человек с «богатым жизненным опытом» — в старших. И нам, людям, выбравшим эту нелёгкую профессию, приходится учиться маневрировать в лабиринте подводных рифов, то есть школьных проблем, и, как смелому кормчему, вести свой «классный» корабль через все препятствия к цели.
Но мы не из тех, кто боится трудностей. Учить и учиться – для нас естественный процесс. Мы учимся на курсах, готовимся к урокам, усваиваем новинки педагогической мысли, проверяем тетради.… И это только малая толика того, что делает учитель. Но в этом-то весь и смысл нашей жизни. Мы не из тех, кто боится трудностей!
В отличие от многих профессий, учитель имеет возможность учиться чему-то новому каждый день. Со стороны посмотришь: что нового? Бесконечные уроки, тетради, одинаковые предметы, темы. Согласна, но отчасти. А дети? Они-то ведь каждый день разные. Они стремительно растут, меняются, и мы должны не отстать от них и всегда быть рядом, чтобы, если вдруг понадобится, подставить плечо. Поэтому и приходится учителю, независимо от возраста и стажа, «учиться, учиться и ещё раз учиться», как было завещано нам в нашем далёком пионерском детстве.
Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. Свою задачу вижу в том, чтобы убедить и родителей найти в своем чаде тот крошечный бутончик, который есть в каждом и помочь вместе со мной ему распуститься и превратиться в прекрасный цветок. Это ли не мечта каждого из нас! Я убеждена, что ребенок — главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип — очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий. Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он — мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.
Наша профессия сродни актёрскому мастерству. Ведь актёр каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так и учитель свой каждый урок, свою каждую тему пытается довести до совершенства. А это очень непросто. Ты не только должен красиво и в полном объёме преподнести материал, но дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребёнок в твоём классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новенькое, «зацепить» его, развить его интерес. А как учитель может достичь такого совершенства? Опять же, только учась.
Думая, анализируя, обмениваясь опытом, мы растём профессионально. И это не может не радовать нас. Получился хороший, интересный урок – прекрасно, не получился – нужно не зацикливаться на неудаче, а, осознав ошибки, идти вперёд. Я думаю, что и дети любят больше уроки творческого, ищущего педагога. Вот поэтому и люблю свою профессию: за поиск, за новизну, за полёт мысли, за чувство удовлетворения, когда на уроке видишь горящие глаза детей и понимаешь – это им интересно.
Из года в год анализируя свои уроки, вношу в них коррективы. В наш стремительный век одна информация мгновенно сменяет другую. А я хочу добиться, чтобы на каждом моём уроке учащиеся чувствовали связь со временем. Я хочу помочь им научиться быть адаптированными в информационном пространстве, научиться совместному решению поставленных перед ними задач, умению слушать и слышать друг друга. А потому и я, как педагог, должна иметь крайне разносторонние интересы, чтобы удовлетворить все потребности учащихся на пути к познанию. И опять же, я должна учиться. Вот я и учусь. Помню, как растерялась года три назад, когда один мой ученик-третьеклассник подошел ко мне и попросил дать ему мой UIN. Показать ему, что я и не представляю, что это такое я не могла. Не помню, что я тогда ему ответила, но поняла, что для того, чтобы быть «в теме», нужно эту «тему» знать.
Древнеегипетский философ-мыслитель Суфий сказал: «Учи дитя только тому, что хорошо знаешь сам». Через месяц купила себе компьютер и начала его осваивать, а ICQ загрузила в телефон и стала общаться с моими детками «на равных». А теперь я уже два года подряд повышаю свой педагогический уровень через дистанционные курсы при университете «Первое сентября». И я согласна учиться, потому что это интересно и увлекательно. А ещё в учёбе есть своя тайна: она нам позволяет чувствовать себя всегда молодыми. Жизненный канон гласит: «Ребёнок учится познавать мир». А каждый учитель в душе (хотя бы наполовину) навсегда остаётся ребёнком. Ровесники понимают друг друга лучше, и поэтому мы, отбросив назад годы, становимся детьми – сверстниками того класса, который учим. И ещё раз, шаг за шагом, преодолеваем все тяготы науки, соучаствуя, сочувствуя и сопереживая своим маленьким друзьям, а наша вторая, взрослая половина души, помогает им в трудную минуту. Мы вместе растём, вместе учимся. Мысли и чувства ребёнка, который учится у тебя, не должны быть тайной. Он должен доверять тебе, знать, что поможешь и не предашь. Стать другом и наставником ученика — это высшая форма доверия ребёнка педагогу. А потому каждый учитель ещё и психолог. Именно поэтому двенадцать лет назад я получила второе образование психолога-педагога. Нет одинаковых детей, нет одинаковых ситуаций. И каждый раз, решая очередную проблему ребёнка, мы снова учимся. Учимся жить и быть полезными.
«Век живи – век учись», — гласит русская народная пословица. Это про нас, про учителей. Наша учёба не заканчивается институтской скамьёй. Мы учимся всё отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам быть активными людьми. Желание учиться – это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужным своей стране, своей школе, своим любимым детям.
Но хочу снова возвратиться к мысли, что постоянно уча и учась, нужно все время помнить, что нет ничего важнее здоровья детей, с которыми ты работаешь. А как организовать свою и их деятельность так, чтобы не навредить их здоровью? Ведь этому тоже необходимо учиться. Давно всем известно, что только у здоровых родителей бывают здоровые дети. А ведь мои детки проводят со мной пока большую часть своего времени. Поэтому и мне надо здравствовать. Можно сказать, что здоровый учитель – это высокая результативность работы, интерес к жизни, стремление узнавать новое. Хотелось бы привести слова древнего философа. Когда его спросили, что для него более ценно – СЛАВА или БОГАТСТВО, он ответил: «ЗДОРОВЬЕ! Ибо ни слава, ни богатство не делают человека счастливым. Здоровый нищий — счастливее больного короля». Так вот и будем здравствовать, учить и учиться всю оставшуюся часть отведённого нам века.
🗹