- Краткие содержания
- Горький
- Макар Чудра
Макар Чудра, сидя на морском побережье, рассказывает автору цыганские былины. Макар уже очень стар. Его мудрые советы говорят о том, человек слаб и ему нужно опасаться любовных отношений. Воля влюбленных бывает очень слаба. В подтверждение он поведал быль про Лойко Зобара.
Молодого цыгана знает во многих странах, благодаря его ловкости в конокрадстве. Из-за этого и врагов у Зобара было много. Больше всего цыган любил коней, к деньгам совсем равнодушен и расставался легко от них.
В таборе, по просторам Буковины кочует Данила – пожилой солдат. Красивая дочь у солдата. Зовут ее Радда. Многие мужчины были влюблены в красавицу. Один из богачей просил ее руки, кидая деньги к ее ногам. Орлица не живет в гнезде вороны – таков был ее ответ этому мужчине.
Случай привел Зобара в этот табор. Мужчина он был видный и красивый. Своей игрой на скрипке многих довел Лойко довел до слез. Радде тоже скрипач понравился и похвалила она скрипку. Ответил ей Зобар, пошутив в адрес девушки. Радда тоже была остра на язык.
Поселился цыган в этом таборе. Жили люди в нем хорошо и молодой мужчина тоже. Полюбили Зобара люди. А когда играла скрипка Зобара, то люди слушали музыку с замиранием сердца. Крепко Лойко полюбил Радду, но неприступна была девушка. Запел как-то цыган прекрасную песню и всех покорил своим пением. Только Радде смешно было.
Попросил Лойко у старого солдата руки его дочери. Получив согласие, цыган сказал Радде, что нельзя перечить воле мужа. Улыбалась в ответ Радда, повалив его кнутом на землю.
Убежал гордый цыган в степь. Несколько часов пробыл один. И пришла к нему Радда, и сказала, что любит его, но волю любит сильнее. Поставила девушка Лойко условие – поцеловать ее руку на глазах у всего табора.
Собрался весь табор. Все ждут поцелуя цыгана. Вдруг, в одно мгновение, вонзает Зобар нож в сердце Радды. Отец девушки поднимает нож и убивает молодого цыгана в спину.
Не смог уснуть автор после рассказа Макара Чудры. В мыслях его были влюбленные и гордые – молодой красивый Лойко и гордая девушка Радда.
Создание произведения
Алексей Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, написал своё первое произведение 1892 году. В то время он жил в провинциальном городе Тифлисе и работал в газете «Кавказ». «Макар Чудра», жанр которого — рассказ, стал первым литературным произведением Пешкова. Идея написать книгу возникла в результате частых и долгих бесед молодого Алексея с революционером-народником А. Калюжным.
Будущий писатель не был робким человеком, но не считал себя талантливым. В беседах он рассказывал революционеру о том, что видел и слышал. Однажды Калюжный взял его за плечи, повернул лицом к комнате, в которой лежали перо и бумага, и велел записать всё рассказанное. Так началась история создания «Макара Чудры». Алексей сделал заметки в форме дневника.
По настоянию Калюжного молодой писатель опубликовал произведение. Благодаря этому история о молодых цыганах стала известна читателям. Революционер стал настоящим проводником Максима Горького в мир литературы.
Рассказ назван по имени главного героя. В переводе с греческого языка «Макар» означает «счастливый», а фамилию цыган получил благодаря фантазии Горького. По некоторым данным, сначала писатель хотел назвать главного героя Марком, но потом решил, что это не самый удачный вариант для читательского восприятия. Литературоведы считают, что «Чудра» может быть отсылкой к слову «чудо», этот индивидуально-авторский неологизм должен был подчеркнуть динамику и остроту сюжета.
Примечания
- У цыган считается страшным унижением вставать на колени на людях, кроме особых ритуальных ситуаций, когда встают перед старшими родственниками, вроде свадьбы
- ? 12Максим Горький.
Макар Чудра и другие рассказы. — М: «Детская литература», 1970. — С. 195-196. — 207 с.
В Викицитатнике есть страница по теме Макар Чудра
Романы | Фома Гордеев (1899) • |
Повести | Горемыка Павел (1894) • |
Рассказы | Макар Чудра (1892) • |
Пьесы | Мещане (1901) • |
Поэзия | Песня о Соколе (1899) • |
Автобиографические повести | Детство • |
Статьи по теме | Литературный институт имени А. М. Горького • Среда • Знание |
Жанр и направление
Как и другие произведения Максима Горького, созданные на заре творческой деятельности, рассказ «Макар Чудра» наполнен атмосферой романтизма. Автор передаёт читателю свои размышления о смысле жизни, свободе и высоких идеалах. Для этого используется интересный приём: главный герой, который предстаёт мудрым пожилым человеком, повествует о событиях наивному юноше. Кроме изложения фактов собеседник показывает, как он относится к истинным ценностям. Всё это происходит ненавязчиво, без нравоучений.
Рассказ по объёму небольшой, поэтому лучше читать его целиком, а не в сокращении. После знакомства с произведением читатель не может не задуматься о том, что же является главным в судьбе. Кто-то находит счастье в оседлом образе жизни, а кому-то милее воля и просторы. Герои произведения «Макар Чудра» не задумываются об этом, они просто живут, отдаваясь порывам страсти, и следуют туда, куда позовёт сердце. Их мировоззрение позволяет не только ощущать свободу от условностей, но и умереть ради воли.
Быль о Радде и Лойко Зобаре
Когда в ночной тишине слышится песня Нонки, дочери Макара, он заговаривает о женской любви. Чудра считает, что любовь девки опасна, лжива и полна ложных обещаний. Этот обман становится непреодолимым препятствием на пути к свободе даже для самых сильных душ. В подтверждение своих слов он решает поведать своему слушателю рассказ о прекрасной и гордой Радде и отчаянном Лойко Зобаре. Эта история призвана уберечь сердце его собеседника от цепей любви.
Это интересно! О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения
Краткий пересказ этой были поможет раскрыть основной конфликт произведения. Цыган говорит о том, что давным-давно был на свете смелый и отчаянный цыган, Лойко Зобар. Был он невероятно удалым и ловким мужчиной. Если ему нравился какой-то конь, то невозможно было спрятать его от Зобара. Любую охрану он мог перехитрить и добыть вожделенную лошадь. Но, как только она ему надоедала, он продавал ее без сожаления, не оставляя себе денег. Образ Лойко Зобара – это образ свободного цыгана, не привязанного ни к кому и ни к чему. Лишь дорога, верный конь и скрипка были его спутниками. Остается лишь догадываться, сколько девичьих сердец было разбито молодым цыганом.
Композиция и конфликт рассказа
Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения. Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением. Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:
- Макар Чудра;
- автор (от его лица ведётся повествование);
- Нонка;
- Данило;
- Лойко;
- Радда;
- старый магнат.
Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями. Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию. Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.
Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.
В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей. Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость. Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.
Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.
Гибель двух молодых людей показана так ярко, что не может не вызвать восхищения. Для окружающих они навсегда остались влюблёнными и свободными, что и стало поводом для рождения легенды.
Подробный пересказ
На берегу по-осеннему неспокойного моря лежал старый цыган Макар Чудра. Холодный промозглый ветер овевал его тело, забираясь под распахнутый чекмень. Цыган не замечал холода. Он методически тянул из своей громадной трубки дым, выпуская его кольцами, и о чем-то думал. Мы неспешно говорили о жизни, свободе и вере. Макар не понимал утверждений верующих о том, что могут попросить у Бога все, и Он подаст им. Почему же они не попросят себе новую одежду взамен дырявой и слушают учения тех, кто сам не соблюдает своих наставлений?
Неподалеку слышался красивый густой голос дочери Макара, Нонки. Она всегда говорила с одинаковой интонацией, в которой слышались требовательные нотки девушки, привыкшей к поклонению ее красоте. Чудра поглядел на нее, а потом сказал, что от женщин нужно держаться подальше, если не хочешь, чтобы поработили, убив волю в сердце. В подтверждение словам Макар рассказал одну быль.
Был среди цыган Лойко Зобар. Во многих землях знали его, и многие люди хотели его смерти. Дерзок был и удачлив парень, если понравится чей-то конь, то хоть сто солдат будут сторожить его – уведет. Лошади были единственной страстью и любовью Лойко. Но недолго радовался он очередной игрушке, когда надоедала, то продавал, а вырученные деньги отдавал тому, кто попросит. Не нужно ему было богатство, а из всех радостей жизни ценил одну лишь свободу.
В то время табор Макара кочевал по Буковине. Среди всех женщин выделялась Радда, девушка сказочной красоты. Много сердец разбила она. Увидел ее как-то старый магнат на Мораве, кошель денег давал за один поцелуй, но отвергла его своевольная красавица. Отчаявшись, проскакал он тогда два дня следом за снявшимся табором и стал просить отца отдать в жены, но Радда рассмеялась и отказалась.
Как-то в ночи раздалась игра скрипки. Из темноты появился конь, а на нем играющий человек. Это был Лойко. Потрясла его музыка цыган, и не одна женщина не осталась равнодушной к горящим глазам и улыбке, подобной солнцу. Кроме Рады. Зевнув, ушла она, пожаловавшись на скуку. С тех пор стала она поддевать Лойко. А тот все чаще уезжал в степь и скрипка его пела печальные песни.
Вскоре Зобар, задетый Раддой в очередной раз, вспыхнул, вскочил и перед всем табором заявил о своей любви к ней и желании взять в жены. Одно условие поставил – останется он свободным человеком, будет жить по своему желанию, а Радда не должна перечить.
Подошел он к девушке, протянул руку и упал, скованный кнутом, захлестнувшим его ноги. А Радда стояла и молча усмехалась.
Снова в степь ушел Лойко. А цыгане стали переживать, чтобы не вышло чего и послали Макара Чудру приглядывать за парнем.
И увидел Макар, как спешно от табора идет Радда. Подошла она к Лойко, протянула к нему руку, а он вскинулся да за нож схватился. Хотел уже Чудра бежать на помощь, но заметил в руках девушки пистоль.
Спрятали они оружие, и Радда сказала свое условие: пойдет она за Лойко, если тот при всех отречется от вольной жизни, поклонившись ей в ноги как старшему и поцеловав правую руку.
Цыганка ушла, а Лойко пал на землю, плача и смеясь. Следующим вечером пришел он к костру и сказал перед всеми, что поклонится Радде в ноги, поскольку любит ее больше воли. Только вначале должен он узнать, крепко ли ее сердце настолько, как она показывала. С этими словами он вонзил ей нож в грудь. Умирая, Радда улыбнулась и сказала, что обо всем знала заранее. И тогда поклонился Лойко ей в ноги, поцеловав мертвую, а отец девушки, Данило, поднял нож и вонзил его в спину парню. Тот на это и рассчитывал, потому что не видел больше жизни без своенравной цыганки.
Для некоторых людей свобода имеет цену большую, чем жизнь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сюжетная линия
В первой части произведения Макар рассуждает о том, какие бывают люди, в чём их предназначение и как, по его мнению, нужно жить. Затем до собеседников доносится сильный и звучный голос красавицы Нонки — дочери старика. Это становится поводом к началу размышлений о любви, которая не всегда приносит счастье, а часто заставляет человека становиться рабом своей страсти. Макар предлагает собеседнику послушать одну быль и обещает, что если тот её запомнит, сможет на всю жизнь остаться «вольной птицей».
Лойко Зобар — красавец, удалец и любимец многих женщин. Любая была готова пойти за ним, но сердце молодого цыгана молчало. Встретив Радду, он понял, что только эта строптивая цыганка достойна быть его женой. Отец девушки дал разрешение на то, чтобы Лойко взял её в жёны, но только если сможет. Когда цыган стал просить руки девушки, она обвила его ноги кнутом, и молодой человек упал, ударившись затылком о землю.
Следующим сюжетным поворотом стало условие, поставленной Раддой. По её словам, выполнив это требования, Лойко сможет овладеть ею. Цыган должен был поклониться ей в ноги на глазах у всего табора. Такого унижения Лойко не мог стерпеть. Когда наступил кульминационный момент, он вонзил нож в сердце строптивой красавицы.
Никто не ожидал этого, ни у одного человека не поднялась рука, чтобы связать Лойко. Первым опомнился отец Радды — солдат Данило. Он подобрал нож, который умирающая дочь отбросила в сторону, посмотрел на кровь и вонзил клинок в спину Зобару. Этот поступок был не просто местью за гибель дочери. Глава семейства прекрасно понимал, что Лойко не сможет без Радды, как и она не хотела жить без него. Так влюблённые отправились на небеса, где, как считалось, соединяются души.
Макар Чудра
Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.
Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.
Продолжение после рекламы:
В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.
Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.
Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»
Брифли существует благодаря рекламе:
Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.
Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.
Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.
Продолжение после рекламы:
Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.
Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Характеристики главных героев
Первым Максим Горький описывает пожилого рассказчика — Макара Чудру. По возрасту это уже пожилой человек — ему 58 лет. Однако автор делает акцент на его внешнем виде: мощный, крепкий, как могучий дуб, и гордый своей силой.
С позиции мудрого учителя Макар ведёт с молодым человеком философский диалог, больше похожий на монолог. Старый цыган убеждён, что человек сам волен выбирать, как ему жить и распоряжаться судьбой. Все условности, навязанные обществом, необходимость следовать правилам, работать и подчиняться закону Божьему, Макар считает глупостью. Независимость — вот главная ценность, олицетворением которой стал для Макара Лойко Зобар.
Молодой, талантливый и гордый цыган показан как положительный герой. Для него не имело значения, что скажут люди, он умел радоваться жизни во всех её красках и наслаждаться просторами. Даже конокрадство — любимое занятие Зобара — Горький показывает с непривычной стороны. Молодой цыган показан не вором, а удалым человеком, любящим гарцевать на непокорных скакунах.
С учётом характера Лойко его поступок выглядит вполне естественно: гордый юноша не мог унизиться перед своей возлюбленной, но его сердце не выдержало бы и тоски по ней. Он выбрал единственный возможный путь — лишить жизни непокорную цыганку, понимая, что после этого гибель настигнет и его самого.
Темы и проблематика
Максим Горький раскрывает несколько ключевых тем и поднимает проблемы, актуальные во все времена. Это и есть вечные ценности, по поводу которых спорят философы на протяжении многих веков. Глубина рассказа — главный критерий, позволяющий отнести его к классическим произведениям. Темы, раскрытые в произведении «Макар Чудра»:
- Смысл жизни. Повествование заставляет задуматься о вещах, которые по-настоящему важны. На примере цыган рассказчик доносит до слушателя свою точку зрения, а последний проникается этими убеждениями настолько, что в конце ему представляется, как сама природа воспевает свободу.
- Любовь. По мнению автора, это прекрасное чувство стоит того, чтобы за него умереть. Когда любовь и свободолюбие вступают в противоречие, наступает конфликт, и разрешить его может только смерть.
- Природа. В «Макаре…» она показана разной. Перепаханное поле символизирует рабство, а бескрайняя степь — свободу. Непокорённая природа завораживает красотой, а когда человек пытается подчинить её своей воле, он понемногу теряет силы и умирает.
- Свобода. Высшие ценности для кочевых народов — независимость от материальных благ и возможность беспрепятственно перемещаться по миру, постигая мудрость и наслаждаясь разнообразием пейзажей.
М. Горький предлагает читателю поразмыслить над двумя проблемами. Первая — противостояние рабства и свободы, вторая — невозможность любить. Молодые люди оказались перед неразрешимым выбором. В ситуации, когда гордость и любовь начинают борьбу, ни одно чувство не может победить. И Лойко, и Радда это понимали. Можно сказать, что они сознательно выбрали смерть.
Конфликт между свободой и рабством выражается в позиции Макара. Традиционному образу жизни, основанному на накоплении богатства, он противопоставляет возможность обладать нематериальными ценностями.
Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра».
“Макар Чудра
” — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.
В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Радда — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.
Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.
Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.
Позиция писателя
Большинству читательской аудитории было сложно понять позицию М. Горького, которая заключалась в стремлении к свободной жизни. Большое влияние на мировоззрение писателя оказали беседы с революционером-народником. Одна из граней произведения — скрытый бунт против существующего в то время политического строя. М. Горькому были близки революционные идеи, но писать об этом открыто не представлялось возможным. Как мог, он показал своё неприятие рабской покорности.
«Человек — это звучит гордо», — так скажет М. Горький позднее. Однако уже в молодости его возмущали и удивляли многие качества людей, например:
- малодушие;
- завистливость;
- трусость;
- погоня за материальными ценностями;
- тщеславие.
Вместо того чтобы высмеивать эти пороки, талантливый автор показывает народ, которому они чужды, и на этом фоне ещё отчётливее видны недостатки общества того времени. Но проходят десятилетия, а всё остаётся по-прежнему, поэтому «Макар Чудра» очень актуален и сегодня. При любых обстоятельствах человек должен сохранять чувство собственного достоинства, не терять индивидуальности и не предавать своих идеалов.
По мотивам этого произведения снят фильм «Табор уходит в небо». Сейчас творчество Горького незаслуженно забыто. Только благодаря школьной программе учащиеся читают отрывки из его книг и повестей онлайн, составляют подробные цитатные планы и анализируют характеры персонажей.
🗹