Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души

Читая поэму Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, мы можем увидеть несколько отступлений, так называемых “новелл” — лирических отступлений, вставок, повествующих не о прямом сюжете, а о каких-то поучительных или идейных историях. Одна из таких новелл — “Повесть о капитане Копейкине”, расположенная в десятой главе произведения. Зачем Гоголь добавил ее в поэму? Что он хотел до нас донести? Попробуем разобраться.

В этом отступлении повествуется о некоем офицере, участвовавшем в военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года — капитане Копейкине. На войне он потерял руку и ногу, превратившись в беспомощного инвалида. Это было настоящей катастрофой: теперь он не мог работать. А, поскольку он жил в деревне, это было единственным средством существования. Однако на войне Копейкин очень храбро сражался и получил множество наград, поэтому он решился на последнюю оставшуюся авантюру — поехать в Петербург и “просить Государя о монаршей милости”.

Гоголь хорошо передает нам ошеломление капитана, когда он попал в Петербург. Повсюду золото, франты, балы, свечи, блеск… Жизнь прекрасна, человек может жить такой жизнью, это не сказка, а реальность! Именно такие мысли были у офицера в первые часы. Эта невиданная роскошь буквально “окрылила” Копейкина, дав ему веру в будущее.

Однако мечты разбиваются о первую же попытку добраться до уполномоченного по пенсионным делам. “Вельможа”, как назвал его наш герой, забыл о капитане сразу же, как отвел взгляд: «Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств». Нет дела до ветерана и другим служащим. Так Копейкину и пришлось уехать ни с чем.

Гоголь в “Повести…” использует яркие контрасты. Невероятная бедность, простота Копейкина и слепящая роскошь богатой петербургской жизни; честность, отзывчивость, справедливость капитана и полнейшее равнодушие служащих и чиновников к человеку, человеческой жизни. Таким образом автор показывает нам, насколько сильно отошли государственные служители от любых норм морали и даже обязанностей.

Именно этими вымышленными чиновниками Николай Васильевич символизирует чиновников настоящих, служащих то время в Российской империи. Он показывает пороки, реально существующие в государственном аппарате. Больше того, он предупреждает власть: в повести рассказывается, что добрый и честный Копейкин после такого приема стал разбойником, а, значит, это может случиться и со всем народом, если ничего не изменится.

Так почему автор ввел в поэму повесть, не относящуюся к сюжету? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, кто такие те самые “мертвые души”, о которых говорится в названии. Это вовсе не числящиеся живыми на бумагах крестьяне, это живые, но морально умершие люди, встречающиеся Чичикову на протяжении всей поэмы. Вот и чиновники, показанные в повести, точно так же являются “мертвыми душами” — у них не осталось ни сострадания, ни совести, ни уважения, ни даже чего-либо святого.

Таким образом, “Повесть о капитане Копейкине” играет в поэме ничуть не меньшую роль, чем все другие части. Она позволяет показать еще один вид порочности, еще один пример того, как человек может быть “мертвой душой”…

«Повесть о капитане Копейкине» (анализ фрагмента поэмы Гоголя «Мертвые души»)

В поэме Гоголя «Мертвые души» повествуется об афере Чичикова, о мелких интригах и сладкой лжи этого низкого человека. И вдруг читатель доходит до «Повести о капитане Копейкине». Казалось бы, эта история не имеет никакого отношения к действию поэмы. Да и действие поэмы происходит в губернском городе NN и в близлежащих помещичьих имениях, а действие «Повести о капитане Копейкине» — в Петербурге. Но связь, несомненно, имеется.

Эту повесть рассказывает чиновникам почтмейстер в тот момент, когда они решают кто же такой Чичиков. Рассказывает с явным желанием внушить им, что Чичиков и есть Копейкин. Это и есть самая видимая нить, соединяющая «Повесть о капитане Копейкине» с действием поэмы. Если убрать эту повесть из произведения, то, казалось бы, ничего не изменится. Но Гоголь не зря ввел эту повесть в свою поэму.

Читатель на миг отвлекается от повествования, и одно впечатление сменяется другим. Гоголь нарушает связь событий, история о купле – продаже «мертвых душ» нарушается, но в конце повести понимаешь, что писатель продолжил основную тему поэмы о застывшей, омертвевшей человеческой душе. В этом месте тема стала более четкой и яркой.

Капитан Копейкин был участником войны тысяча восемьсот двенадцатого года, потерял в той войне руку и ногу, прибыл в Петербург, чтобы выпросить для себя пенсию. Вот каков Петербург Гоголя: «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада… мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения, — словом, Семирамида…». Он устроился в недорогой трактир, так как денег на житье у него было очень мало и решил, что пойдет к знатному вельможе на прием. Здесь Гоголь с присущим ему блеском рассказывает и в гротесковой манере высмеивает роскошь и богатство высших чинов: «… какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете, забежать наперед в мелочную лавку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решился ухватится за нее…» или еще : «избенка, понимаете, мужичья: стеклышки в окнах, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть комнатах кажутся как бы внаруже, драгоценные мраморы на стен! ах, металлические галантереи…».

Вот туда-то и попал Копейкин на прием и даже получил надежду на решение своего дела: «… без сомнения, вы будете вознаграждены как следует; ибо не было еще примера, чтобы у нас в России человек, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству, был оставлен без призрения!» Но с каждым приходом надежда его таяла, пока его самого не выслали из города. Копейкин-инвалид войны обивает пороги высокой комиссии, прося пенсию, и так и не получает ее. Капитан столкнулся с тупым равнодушием чиновников, с безразличием к своей судьбе. Эти «мертвые души» не хотят видеть в нем человека, пострадавшего на войне, терпеливого, непритязательного и честного: «Нельзя, не принимает, приходите завтра!». Доведенный до отчаяния, Копейкин решает: «Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе… хорошо, найду средства!» Не прошло и двух месяцев, как в рязанских лесах объявилась шайка разбойников «и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой» — нетрудно догадаться, что этокапитан Копейкин. С помощью этой повести Гоголь, как через увеличительное стекло, показал нам жестокость и черствость власть имущих, нежелание последних увидеть боль и горести простого народа, раскрыл нам гнилую сущность чиновничьего аппарата.

Краткое содержание

Глубокий смысл повести о Копейкине в «Мертвых душах» состоит в том, чтобы раскрыть бездушье чиновничьего аппарата. Повесть о капитане предстаёт перед нами отдельным сюжетом в виде рассказа почтмейстера о некогда существующем человеке, с которым он сравнил Чичикова.

Смысл истории о капитане Копейкине довольно прост. Этот герой 1812 года потерял на войне руку и ногу. Он знает, что ему нужно на что-то жить, а значит работать, но левой рукой много не заработаешь. Копейкин понимает, что он стал обузой для своего престарелого отца.

Капитан отправился в Петербург искать помощь. Он ходит из инстанции в инстанцию, но кроме выслушивания рассказа чиновнику о его проблеме ничего так и не добился. Денег у Копейкина мало, жить в столице очень дорого и ждать решение чиновников Копейкин долго не может. После третьего похода в комиссию, капитан Копейкин смысл прийти в четвертый раз не увидел, и устроил скандал, за что его выгнали из города. Герою ничего не осталось, как пойти в разбойники.

Объяснение сюжета

Смысл 10 главы о Копейкине показывает и равнодушие к судьбам простых людей чиников. Гоголь выразил в этой повести всю боль за людей, пострадавших за своё Отечество. Автор хотел показать Россию всесторонне. И, хотя повесть непосредственно не связана с основным сюжетом «Мёртвых душ», но смысл повести о Копейкине тесно переплетается с поведением главных героев. На частном примере мы видим, как всё устроено изнутри. Гоголь в Повесть о капитане Копейкине закладывает смысл уже в названии. Небольшой чин, небольшой человек, требующий не так много внимания инвалид, защищавший родину, просто просит помочь со средствами к существованию.

На заметку! Интересно, что первая редакция «Мёртвых душ» была запрещена цензором Никитенко, именно из-за идейного смысла Повести о капитане Копейкине. Ему не понравился и смысл фамилии Копейкина, который показывал незначительность человека для чиновников. Гоголь категорически отказался запустить поэму в печать без повести о капитане Копейкине. Он считал это место в поэме самым лучшим, показательным, ярким. В итоге автору пришлось отредактировать статус чиновников, понизив им звания.

Повесть о капитане Копейкине (анализ эпизода поэмы Н. Гоголя «Мертвые души»)

«Повесть о капитане Копейкине» — вставной эпи­зод в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, посредст­вом которого автор вводит в произведение тему взаи­моотношений «маленького человека» и верховной власти. Капитан Копейкин «после кампании двена­дцатого года… вместе с ранеными прислан был…». Ос­тавшись инвалидом после войны («ему оторвало руку и ногу»), капитан остался без средств к существова­нию. Отдавший много лет своей жизни служению Ро­дине, Копейкин стал не нужен даже собственной се­мье: «Наведался было домой к отцу, отец говорит: «Мне нечем тебя кормить, я… сам едва достаю хлеб» ». Солдат готов работать, но не может: «только рука-то у него… левая». Остается у него последняя надежда на государя, на его «монаршую милость». Приехав в Пе­тербург, он идет на прием к вельможе, который обна­деживает Копейкина и просит прийти на днях. Этот вельможа — само олицетворение власти, достатка. С неприкрытой иронией Н. В. Гоголь описывает дом, в котором проживает генерал: «Избенка… мужичья: стеклушки в окнах… полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже… драгоценные мраморы на стенах, металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно… забежать наперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решишься ухватиться за нее,— словом: лаки на всем такие — в некотором роде умапомрачение».

А уж как «уважают» вельможного чиновника! «Все, что ни было в передней, разумеется, в ту же ми­нуту в струнку, ожидает, дрожит, ждет решенья, в не­котором роде, судьбы». Но все дело в том, что генера­лу безразличны судьбы людей, обращающихся к нему за помощью. Ему не понять Копейкина, который уже голодает и перебивается селедкой или огурцом соле­ным да хлебом. Оголодавший, Копейкин решается «во что бы то ни стало пролезть штурмом» и, дождав­шись вельможу, осмеливается на «грубость»: «Но, ваше высокопревосходительство, я не могу ждать…. Как хотите, ваше высокопревосходительство, …не сойду с места до тех пор, пока не дадите резолюцию», вследствие чего рассерженный генерал отправляет его домой «на казенный счет».

Почтмейстер говорит о том, что, куда делся Копейкин, неизвестно, но с некоторых пор «появилась в ря­занских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был… не кто другой…»…. Рассказ ему не удает­ся закончить, но читатель догадывается, что предво­дителем этой шайки стал капитан Копейкин. Навер­няка она состоит из бедных крестьян, которые грабят богатых на дорогах.

Можно ли осуждать Копейкина за это? Я думаю, нет. Ведь он просил помощи у государственных чи­новников, но они ему отказали, заботясь лишь о своих собственных интересах, с удовольствием, а иногда и обходя закон, помогая только себе подобным (Чичи­кову, например).

Русский народ терпелив и может вынести самые тя­желые испытания, но если довести его до крайности — он способен на многое! Доказательством тому может служить случай, описанный автором в девятой главе поэмы, когда мужики убили заседателя Дробяжкина.

Н. В. Гоголь задумал показать все темные стороны российской жизни в первом томе «Мертвых душ». Од­ной из таких «темных сторон» является произвол и бездушие государственных чиновников. Самое страшное, что с подобным мы встречаемся и по сей день, а бюрократизм современных российских чинов­ников стал притчей во языцех.

Актуальные проблемы

В повести о капитане Копейкине смысл заложен в поиске правды. Гоголь пытается донести до нас, что милости от государства маленькому человеку не добиться. Все предлагаемые блага только на бумаге. Гоголя возмущали:

  • безнравственность чиновников,
  • безразличие,
  • слепота и глухота к проблемам других.

Доказывать свою правоту в кабинетах чиновников, как оказалось, совсем бессмысленно. У бюрократов свои цели, которые никак не пересекаются с интересами простых людей. Какое им дело до какого-то капитана Копейкина? Ну воевал, ну потерял ногу, ну потерял руку, но так лично они же здесь не причём.

Гоголь считал, что не должно быть такого расслоения и аморального поведения власти. Справедливость должна быть для всех одна.

Понять, в чём смысл повести о капитане Копейкине, способен каждый. Бездушные бюрократы калечат судьбы людей. Работа чиновников состоит в том, чтобы помогать таким людям, как Копейкин, не умереть с голоду и не отчаяться. Раздавая помощь, они отдают не свои деньги, а деньги государства, но добиться справедливости у этих людей практически невозможно.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: