- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души
Читая поэму Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, мы можем увидеть несколько отступлений, так называемых “новелл” — лирических отступлений, вставок, повествующих не о прямом сюжете, а о каких-то поучительных или идейных историях. Одна из таких новелл — “Повесть о капитане Копейкине”, расположенная в десятой главе произведения. Зачем Гоголь добавил ее в поэму? Что он хотел до нас донести? Попробуем разобраться.
В этом отступлении повествуется о некоем офицере, участвовавшем в военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года — капитане Копейкине. На войне он потерял руку и ногу, превратившись в беспомощного инвалида. Это было настоящей катастрофой: теперь он не мог работать. А, поскольку он жил в деревне, это было единственным средством существования. Однако на войне Копейкин очень храбро сражался и получил множество наград, поэтому он решился на последнюю оставшуюся авантюру — поехать в Петербург и “просить Государя о монаршей милости”.
Гоголь хорошо передает нам ошеломление капитана, когда он попал в Петербург. Повсюду золото, франты, балы, свечи, блеск… Жизнь прекрасна, человек может жить такой жизнью, это не сказка, а реальность! Именно такие мысли были у офицера в первые часы. Эта невиданная роскошь буквально “окрылила” Копейкина, дав ему веру в будущее.
Однако мечты разбиваются о первую же попытку добраться до уполномоченного по пенсионным делам. “Вельможа”, как назвал его наш герой, забыл о капитане сразу же, как отвел взгляд: «Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств». Нет дела до ветерана и другим служащим. Так Копейкину и пришлось уехать ни с чем.
Гоголь в “Повести…” использует яркие контрасты. Невероятная бедность, простота Копейкина и слепящая роскошь богатой петербургской жизни; честность, отзывчивость, справедливость капитана и полнейшее равнодушие служащих и чиновников к человеку, человеческой жизни. Таким образом автор показывает нам, насколько сильно отошли государственные служители от любых норм морали и даже обязанностей.
Именно этими вымышленными чиновниками Николай Васильевич символизирует чиновников настоящих, служащих то время в Российской империи. Он показывает пороки, реально существующие в государственном аппарате. Больше того, он предупреждает власть: в повести рассказывается, что добрый и честный Копейкин после такого приема стал разбойником, а, значит, это может случиться и со всем народом, если ничего не изменится.
Так почему автор ввел в поэму повесть, не относящуюся к сюжету? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, кто такие те самые “мертвые души”, о которых говорится в названии. Это вовсе не числящиеся живыми на бумагах крестьяне, это живые, но морально умершие люди, встречающиеся Чичикову на протяжении всей поэмы. Вот и чиновники, показанные в повести, точно так же являются “мертвыми душами” — у них не осталось ни сострадания, ни совести, ни уважения, ни даже чего-либо святого.
Таким образом, “Повесть о капитане Копейкине” играет в поэме ничуть не меньшую роль, чем все другие части. Она позволяет показать еще один вид порочности, еще один пример того, как человек может быть “мертвой душой”…
«Повесть о капитане Копейкине» (анализ фрагмента поэмы Гоголя «Мертвые души»)
В поэме Гоголя «Мертвые души» повествуется об афере Чичикова, о мелких интригах и сладкой лжи этого низкого человека. И вдруг читатель доходит до «Повести о капитане Копейкине». Казалось бы, эта история не имеет никакого отношения к действию поэмы. Да и действие поэмы происходит в губернском городе NN и в близлежащих помещичьих имениях, а действие «Повести о капитане Копейкине» — в Петербурге. Но связь, несомненно, имеется.
Эту повесть рассказывает чиновникам почтмейстер в тот момент, когда они решают кто же такой Чичиков. Рассказывает с явным желанием внушить им, что Чичиков и есть Копейкин. Это и есть самая видимая нить, соединяющая «Повесть о капитане Копейкине» с действием поэмы. Если убрать эту повесть из произведения, то, казалось бы, ничего не изменится. Но Гоголь не зря ввел эту повесть в свою поэму.
Читатель на миг отвлекается от повествования, и одно впечатление сменяется другим. Гоголь нарушает связь событий, история о купле – продаже «мертвых душ» нарушается, но в конце повести понимаешь, что писатель продолжил основную тему поэмы о застывшей, омертвевшей человеческой душе. В этом месте тема стала более четкой и яркой.
Капитан Копейкин был участником войны тысяча восемьсот двенадцатого года, потерял в той войне руку и ногу, прибыл в Петербург, чтобы выпросить для себя пенсию. Вот каков Петербург Гоголя: «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада… мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения, — словом, Семирамида…». Он устроился в недорогой трактир, так как денег на житье у него было очень мало и решил, что пойдет к знатному вельможе на прием. Здесь Гоголь с присущим ему блеском рассказывает и в гротесковой манере высмеивает роскошь и богатство высших чинов: «… какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете, забежать наперед в мелочную лавку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решился ухватится за нее…» или еще : «избенка, понимаете, мужичья: стеклышки в окнах, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть комнатах кажутся как бы внаруже, драгоценные мраморы на стен! ах, металлические галантереи…».
Вот туда-то и попал Копейкин на прием и даже получил надежду на решение своего дела: «… без сомнения, вы будете вознаграждены как следует; ибо не было еще примера, чтобы у нас в России человек, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству, был оставлен без призрения!» Но с каждым приходом надежда его таяла, пока его самого не выслали из города. Копейкин-инвалид войны обивает пороги высокой комиссии, прося пенсию, и так и не получает ее. Капитан столкнулся с тупым равнодушием чиновников, с безразличием к своей судьбе. Эти «мертвые души» не хотят видеть в нем человека, пострадавшего на войне, терпеливого, непритязательного и честного: «Нельзя, не принимает, приходите завтра!». Доведенный до отчаяния, Копейкин решает: «Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе… хорошо, найду средства!» Не прошло и двух месяцев, как в рязанских лесах объявилась шайка разбойников «и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой» — нетрудно догадаться, что этокапитан Копейкин. С помощью этой повести Гоголь, как через увеличительное стекло, показал нам жестокость и черствость власть имущих, нежелание последних увидеть боль и горести простого народа, раскрыл нам гнилую сущность чиновничьего аппарата.
Краткое содержание
Глубокий смысл повести о Копейкине в «Мертвых душах» состоит в том, чтобы раскрыть бездушье чиновничьего аппарата. Повесть о капитане предстаёт перед нами отдельным сюжетом в виде рассказа почтмейстера о некогда существующем человеке, с которым он сравнил Чичикова.
Смысл истории о капитане Копейкине довольно прост. Этот герой 1812 года потерял на войне руку и ногу. Он знает, что ему нужно на что-то жить, а значит работать, но левой рукой много не заработаешь. Копейкин понимает, что он стал обузой для своего престарелого отца.
Капитан отправился в Петербург искать помощь. Он ходит из инстанции в инстанцию, но кроме выслушивания рассказа чиновнику о его проблеме ничего так и не добился. Денег у Копейкина мало, жить в столице очень дорого и ждать решение чиновников Копейкин долго не может. После третьего похода в комиссию, капитан Копейкин смысл прийти в четвертый раз не увидел, и устроил скандал, за что его выгнали из города. Герою ничего не осталось, как пойти в разбойники.
Объяснение сюжета
Смысл 10 главы о Копейкине показывает и равнодушие к судьбам простых людей чиников. Гоголь выразил в этой повести всю боль за людей, пострадавших за своё Отечество. Автор хотел показать Россию всесторонне. И, хотя повесть непосредственно не связана с основным сюжетом «Мёртвых душ», но смысл повести о Копейкине тесно переплетается с поведением главных героев. На частном примере мы видим, как всё устроено изнутри. Гоголь в Повесть о капитане Копейкине закладывает смысл уже в названии. Небольшой чин, небольшой человек, требующий не так много внимания инвалид, защищавший родину, просто просит помочь со средствами к существованию.
На заметку! Интересно, что первая редакция «Мёртвых душ» была запрещена цензором Никитенко, именно из-за идейного смысла Повести о капитане Копейкине. Ему не понравился и смысл фамилии Копейкина, который показывал незначительность человека для чиновников. Гоголь категорически отказался запустить поэму в печать без повести о капитане Копейкине. Он считал это место в поэме самым лучшим, показательным, ярким. В итоге автору пришлось отредактировать статус чиновников, понизив им звания.
Повесть о капитане Копейкине (анализ эпизода поэмы Н. Гоголя «Мертвые души»)
«Повесть о капитане Копейкине» — вставной эпизод в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, посредством которого автор вводит в произведение тему взаимоотношений «маленького человека» и верховной власти. Капитан Копейкин «после кампании двенадцатого года… вместе с ранеными прислан был…». Оставшись инвалидом после войны («ему оторвало руку и ногу»), капитан остался без средств к существованию. Отдавший много лет своей жизни служению Родине, Копейкин стал не нужен даже собственной семье: «Наведался было домой к отцу, отец говорит: «Мне нечем тебя кормить, я… сам едва достаю хлеб» ». Солдат готов работать, но не может: «только рука-то у него… левая». Остается у него последняя надежда на государя, на его «монаршую милость». Приехав в Петербург, он идет на прием к вельможе, который обнадеживает Копейкина и просит прийти на днях. Этот вельможа — само олицетворение власти, достатка. С неприкрытой иронией Н. В. Гоголь описывает дом, в котором проживает генерал: «Избенка… мужичья: стеклушки в окнах… полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже… драгоценные мраморы на стенах, металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно… забежать наперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решишься ухватиться за нее,— словом: лаки на всем такие — в некотором роде умапомрачение».
А уж как «уважают» вельможного чиновника! «Все, что ни было в передней, разумеется, в ту же минуту в струнку, ожидает, дрожит, ждет решенья, в некотором роде, судьбы». Но все дело в том, что генералу безразличны судьбы людей, обращающихся к нему за помощью. Ему не понять Копейкина, который уже голодает и перебивается селедкой или огурцом соленым да хлебом. Оголодавший, Копейкин решается «во что бы то ни стало пролезть штурмом» и, дождавшись вельможу, осмеливается на «грубость»: «Но, ваше высокопревосходительство, я не могу ждать…. Как хотите, ваше высокопревосходительство, …не сойду с места до тех пор, пока не дадите резолюцию», вследствие чего рассерженный генерал отправляет его домой «на казенный счет».
Почтмейстер говорит о том, что, куда делся Копейкин, неизвестно, но с некоторых пор «появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был… не кто другой…»…. Рассказ ему не удается закончить, но читатель догадывается, что предводителем этой шайки стал капитан Копейкин. Наверняка она состоит из бедных крестьян, которые грабят богатых на дорогах.
Можно ли осуждать Копейкина за это? Я думаю, нет. Ведь он просил помощи у государственных чиновников, но они ему отказали, заботясь лишь о своих собственных интересах, с удовольствием, а иногда и обходя закон, помогая только себе подобным (Чичикову, например).
Русский народ терпелив и может вынести самые тяжелые испытания, но если довести его до крайности — он способен на многое! Доказательством тому может служить случай, описанный автором в девятой главе поэмы, когда мужики убили заседателя Дробяжкина.
Н. В. Гоголь задумал показать все темные стороны российской жизни в первом томе «Мертвых душ». Одной из таких «темных сторон» является произвол и бездушие государственных чиновников. Самое страшное, что с подобным мы встречаемся и по сей день, а бюрократизм современных российских чиновников стал притчей во языцех.
Актуальные проблемы
В повести о капитане Копейкине смысл заложен в поиске правды. Гоголь пытается донести до нас, что милости от государства маленькому человеку не добиться. Все предлагаемые блага только на бумаге. Гоголя возмущали:
- безнравственность чиновников,
- безразличие,
- слепота и глухота к проблемам других.
Доказывать свою правоту в кабинетах чиновников, как оказалось, совсем бессмысленно. У бюрократов свои цели, которые никак не пересекаются с интересами простых людей. Какое им дело до какого-то капитана Копейкина? Ну воевал, ну потерял ногу, ну потерял руку, но так лично они же здесь не причём.
Гоголь считал, что не должно быть такого расслоения и аморального поведения власти. Справедливость должна быть для всех одна.
Понять, в чём смысл повести о капитане Копейкине, способен каждый. Бездушные бюрократы калечат судьбы людей. Работа чиновников состоит в том, чтобы помогать таким людям, как Копейкин, не умереть с голоду и не отчаяться. Раздавая помощь, они отдают не свои деньги, а деньги государства, но добиться справедливости у этих людей практически невозможно.
🗹