Образ дороги в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»

Назначение образа

Дорожные путешествия встречаются в большинстве произведений Гоголя. Центральные персонажи постоянно находятся в движении, куда-то направляются, устремляются. В таком состоянии «пути» находится вся Россия. Образ дороги в «Мертвых душах» призван выступать в роли яркого противопоставления омертвлению. Будучи в движении, невозможно утратить качества настоящего человека. Хотя главному герою удается разрушить этот стереотип.

Дорожный образ, в авторском понимании, позволяет осветить такие важные темы:

  • Ходьба либо езда по накатанному жизненному пути.
  • Выбор направления умышленно или же потому, что кто-то так сказал.
  • Самостоятельное движение или подталкивание кем-либо.
  • Неверное направление движения всей страны.
  • Ожидание счастливого либо несчастного конца дороги.

Освещая все эти проблемы, символический образ дороги в поэме показывает свою многогранность. Он указывает, насколько верным или неправильным может быть путь по жизни человека. При этом он выступает в качестве символа истории России, развития нации, судьбоносных решений, отличительных черт характеров, судьбы народа.

Основной сюжет поэмы

Главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков разъезжает по окрестностям одного небольшого губернского города. Он выдает себя за помещика и скупает у землевладельцев умерших крестьян, которые в ведомостях числятся живыми. Главная цель Чичикова заключается в том, чтобы получить денежный кредит, предоставив купленных крестьян в качестве залога.

Во вступлении присутствует подробное описание города, его жителей, а также самого героя.

Но о мотивах и намерениях Чичикова читатель сможет узнать только в последней, одиннадцатой главе поэмы. Однако кратко можно пояснить, что главный герой стремится заполучить высокое социальное положение и нажить немаленький капитал.

Видение дороги автором и Чичиковым

Писатель вместе с центральным героем поэмы «Мертвые души» путешествует по городским окрестностям неизвестного населенного пункта. Читая отрывки с упоминаниями о дороге и цитаты, создается впечатление, что Николай Васильевич прекрасно знаком с городом.

Несмотря на нелицеприятные пейзажи, автор вспоминает родные края. Ему кажется, что такие тернистые тропы — это пути, ведущие к славе, известности и признанию. Творчество Гоголя всегда считалось неоднозначным. Ему приходилось пройти через множество трудностей.

Чичиков — персонаж, любящий ездить по дорогам. Ему нравится быстрая езда, бездорожье, мягкие грунтовые тропы. При этом увиденные им пейзажи вызывают неприязнь. Местность выглядит разбросанной, бедной, покрытой ухабами.

Для Чичикова же дорога становится олицетворением его жизненного пути. Он путешествует по заброшенным тропинкам и городским закоулкам. Он движется навстречу грязи, шатким мостам, шлагбаумам. Это говорит о ложном направлении героя.

Образ дороги в поэме «Мертвые души» как жизненного пути

Гоголь отождествляет дорогу с внутренним развитием личности, жизнью человека. Путь главного действующего лица превращается в жизненный путь. Ключевые моменты, созданные дорогой:

  1. Чичиков едет через глушь – обманная тропинка, выбранная им при согласии на покупку мертвых душ.
  2. Коробочка сетует, что заблудиться на дороге несложно, много заворотов. Человек часто сталкивается с соблазнами, сбивающими его с пути.
  3. Поиск тропки к большой дороге – нужно преодолеть множество препятствий, трудностей, чтобы прийти к успеху.
  4. Беспорядочность тропок предприимчивых аферистов характеризует безрассудство, жизненный путь человека. После горя, бед, сложностей люди меняются, становятся черствыми, жестокими.

Путь главного героя

Писательский язык, обогащенный образами, сравнениями, помогает читателям понять мотив сравнения дороги с жизненным путем главного героя поэмы. Она характеризует движение Чичикова. Он едет по городу NN на бричке. В это время мужики-попутчики рассуждают о том, доедет ли гость к пункту назначения.

Шаткая конструкция становится настоящим спасением героя от Ноздрева. В описании колеса композиционно становится образ замкнутого круга. Каждое движение поломанного устройства скрывает глубокий авторский смысл. Писатель умышленно задерживает Чичикова в городе, чтобы тот не пошел по кривой дорожке, отказался от плохой затеи, отказался от кощунства и сохранил человеческий облик.

Помещик становится заложником собственной судьбы (дороги). Он утрачивает отзывчивость. Остается лишь безрассудство, черствость, жадность, поэтому дорожные тропы предприимчивого афериста настолько беспорядочны, извилисты, тернисты, глухи.

«О толстых и тонких чиновниках»

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «тоненьких» и «толстых». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вторые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». Здесь — рассуждение не только о двух типах российских чиновников, но и о двух иных людей, о двух типах характеров.

«Тоненькие» в авторском представлении — щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны»: они никогда «не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко…».

Толстые чиновники — «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описании этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

Часто автор сопровождает повествование общими ироническими замечаниями. Например, рассказывая о Петрушке и Селифане, Гоголь замечает, что ему неудобно занимать читателя людьми низкого класса. И далее: «Таков уж русский человек: страсть сильная зазнаться с теми, который бы хотя бы одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений».

Лирическое отступление

Нередко школьникам задают задание — написать на тему лирических отступлений в «Мертвых душах» сочинение. В таком случае следует упомянуть о нескольких из них, несущих значение отдельных, вполне полноценных произведений. Отступление от проблематики дороги является наиболее лиричным, раскрывающим образ пути. Авторские слова заставляют сердца читателей трепетать, представлять пейзажи максимально четко, слышать дорожные звуки:

  • прохватывающая дрожь;
  • лошадиный сап;
  • освещенное светилом небо;
  • блестящие крыши домов;
  • дома из бревен;
  • открывающиеся одинокие пустыри;
  • белоснежные строения;
  • красиво сияющий месяц;
  • мелькающие, развивающиеся на ветру платки и прочее.

Каждое авторское слово рисует в уме образы. Гоголь наслаждается своим путешествием. Дорога становится для него товарищем и собеседником — милым, приятным, умеющим выслушивать, не отвлекающим, не мешающим, откровенным. Автор радуется тишине и одиночеству, освежающему холоду, завораживающей ночной темноте.

Эмоции писателя позволяют позабыть о том, какой путь выбрал русский помещик, приведший того к гибели души. Дорожные виды вдохновляют, спасают от переживаний, навевают приятные воспоминания, отвлекают от тяжелых мыслей. Для Николая Васильевича именно дорога стала причиной зарождения чудных замыслов и поэтических грез. Говоря кратко, автор пытается донести идею того, что каждый сам вправе выбирать свой путь, играть особую роль, вести определенный образ жизни.

«О литературе и писательском труде»

В лирических отступлениях Гоголь рассуждает и о литературе, о писательском труде, о различных художественных стилях. В этих рассуждениях тоже присутствует авторская ирония, здесь угадывается скрытая полемика писателя-реалиста с романтизмом.

Так, изображая характер Манилова. Гоголь иронически замечает, что гораздо легче изображать характеры большого размера, щедро бросая краски на полотно: «черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов…». Но гораздо труднее описывать не романтических героев, а обычных людей, «которые с вида очень похожи между собою, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей».

В другом месте Гоголь рассуждает о двух типах писателей, намекая, очевидно, на писателя-романтика и писателя-реалиста. сатирика. «Завиден прекрасный удел» первого, предпочитающего описывать характеры возвышенные, являющие «высокое достоинство человека». Но не такова судьба второго, «дерзнувшего вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». «Сурово его поприще», и не избежать ему современного суда, считающего произведения его «оскорблением человечества». Несомненно, что Гоголь говорит здесь и о собственной судьбе.

«О русском и национальном»

В авторских отступлениях писатель рассуждает и о российском дворянском сословии, показывает, насколько далеки эти люди от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком количестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе». В этом лирическом отступлении очевидна авторская сатира. Гоголь здесь призывает соотечественников быть патриотами своей страны, любить и уважать родной язык, обычаи и традиции.

«О жизненном укладе русских помещиков»

Сатирически описывает Гоголь жизненный уклад русских помещиков. Так, рассказывая о времяпрепровождении Манилова и его супруги, Гоголь как бы мимоходом замечает: можно бы заметить, что в доме есть много других занятий кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов… Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница?.. Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо».

Манеры общения героев в поэме Мертвые души

В главе, посвященной образу Коробочки, писатель рассуждает о «необыкновенном умении» русского человека общаться с окружающими. И здесь звучит откровенная авторская ирония. Отметив достаточно бесцеремонное обращение Чичикова с Коробочкой, Гоголь замечает, что русский человек перегнал иностранца в умении общаться: «пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения».

Причем характер этого общения зависит от размеров состояния собеседника: «у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста…» — замечаем писатель.

Образ Ноздрева в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В главе о Ноздреве Гоголь касается той же темы «русского общения», однако в другом, более «позитивном», аспекте ее. Здесь писатель отмечает своеобразие нрава русского человека его добродушие, отходчивость, незлобивость. Характер Ноздрева вполне узнаваем — это «разбитной малый», лихач, кутила, игрок и дебошир. Он имеет обыкновение плутовать во время игры в карты, за что его неоднократно поколачивали. «И что всего страннее, — замечает Гоголь, — что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, говорится, ничего, и они ничего».

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: