Вступая в самостоятельную жизнь, Павел Иванович Чичиков, тогда еще мальчишка, получил от отца «умное наставление»:
Учиться, а не повесничать;
Больше всего угождать начальникам;
Водиться с товарищами, которые побогаче;
Не угощать никого, а вести себя так, чтобы тебя угощали;
А главное — беречь и копить копейку: «Все сделаешь и все
Прошибешь на свете копейкой».
Отец Чичикова не очень, вероятно, следовал этим принципам, а потому оставил после себя в наследство сыну ветхий домишко, старые личные вещи да одну семью крепостных. Сын же его Павлуша помнил слова отца всегда, следовал его советам и, как ни трудно это ему давалось, преуспел в жизни. Как же Чичиков исполнял заветы отца?
Учился Павлуша с большим старанием. Но так как способностями к наукам не обладал, то больше добивался успеха тем, что угождал учителю. Не столько из уважения, сколько из желания отличиться, обратить на себя внимание, заслужить похвалу. И добился своего: был на отличном счету у администрации училища. Умение угождать начальству, угадывать желание начальника, льстить, быть нужным человеком пригодилось Чичикову, когда он служил и в казенной палате, и на таможне, и в звании поверенного. Но с детства он не был искренним. Все его поведение можно назвать притворством, лицемерием. Особенно это проявилось в истории с повытчиком, в доверие к которому вошел Чичиков и даже якобы собирался жениться на его дочери.
Чичиков и в юные годы, и позже «не повесничал», а много и настойчиво работал. Отказывал себе в отдыхе, в хорошей еде, в развлечениях. И все ради карьеры, ради того, чтобы в будущем вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками». Он ревностно служил на любом поприще, входил в доверие к начальству и другим чиновникам и тем самым заслуживал повышение в должности. А затем путем мошенничества, обмана умножал свое незначительное сначала состояние.
Товарищей у него не было. Он не только не угощал однокашников в училище, но даже, «припрятав полученное угощение, потом продавал им же». Или же дразнил пряником или булкой проголодавшегося товарища побогаче и потом «брал деньги, соображаясь с аппетитом». Во взрослой жизни у него тоже не было друзей. Был один, которого Чичиков привлек для исполнения рискованного дела с контрабандистами. Но кончилось все ссорой и доносом. Но более всего Чичиков следовал совету беречь копейку. И не только берег, но и приумножал. И в этом проявил оборотистость почти необыкновенную. В училище продавал булочки товарищам, соразмеряя цену со степенью голода; сделал из воска снегиря и продал его очень выгодно. Столь же выгодно продал выдрессированную им мышь. Это были детские способы. На службе же Чичиков проявлял чудеса изобретательности, прикрытые внешней обходительностью и видимостью благородства, для получения взяток.
Не погнушался возможностью обобрать государственную казну во время работы в комиссии по строительству казенного дома. Сумел тайно связаться с контрабандистами и получить «на этом деле четыреста тысяч капиталу». Оправдывал он себя словами: «Кто же зевает на должности? — все приобретают». Но верхом его находчивости, смекалки и ума была идея с покупкой мертвых душ, с тем чтобы заложить их в опекунский совет как живых и на разнице в цене составить новый капитал тысяч этак в двести, как просчитал наперед Чичиков.
Не один раз обстоятельства отбрасывали Чичикова назад, опять в грязь и нищету. Но Павел Иванович, умудрявшийся припрятать часть денег, находил в себе силы подняться и предпринять новые шаги для продвижения вверх. И в этом он проявлял незавидное упорство, настойчивость и изобретательность. «Кто же он? стало быть, подлец?» — задает вопрос Гоголь. И сам же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».
Читаешь «Мертвые души» и диву даешься, насколько верно Н. В. Гоголь отразил нравы дельца-предпринимателя. Гоголь увидел их еще в зародыше в середине XIX века. В XX веке они укоренились. И сейчас, в годы расцвета «дикого капитализма» в нашей стране, дают достойные плоды. Наставления отца юному Чичикову становятся «кодексом чести» современного предпринимателя.
В начале своего жизненного пути Павлуша Чичиков вместе с полтиной меди получил от отца в «наследство» совет, «умное наставление»: «учись… и не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, кото-рые побогаче», «не угощай… никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи ко-пейку: эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Отец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства, а мальчик сам не спросил, но понял вскоре, что отцовскому завету не нужны никакие дополнения, которые только мешают в жизни, бу-доража совесть.
Способностей к наукам у Павлуши не оказалось, но он отличался «прилежанием и опрятностью». Угождая учи-телю даже по мелочам, угадывая его желания, Чичиков быстро сделался любимцем, заслужил похвалу и «при вы-пуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Учиться и угождать начальни-кам стало первостепенным делом для Чичикова на пути к главной, самой заветной его цели — накоплению богат-ства, поэтому он всегда был на хорошем счету у началь-ства. Ловкость, смекалка, изощренное приспособленчество, умение пользоваться достоинствами и недостатками лю-дей в своих целях, лесть пригодились Чичикову не только в училище, но и когда он служил в казенной палате, на таможне, в звании поверенного. Рано научившись лицеме-рить, угадывая желания и склонности начальства, герой поэмы легко делал карьеру.
Для того чтобы скопить капитал и вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками», Чичиков «не повесничал» даже в ранней молодости: «еще ребенком, он умел уже отказать себе во всем». Он никогда не был мо-том, напротив, зачастую отказывал себе в отдыхе, развлече-ниях, хорошей еде, маленьких, но приятных радостях — и все для того, чтобы получить повышение по службе, понра-виться начальству, которое он сам потом безжалостно об-манывал.
Друзей у Чичикова никогда не было, да он в них и не нуждался. Никогда и никого он без корыстной надобнос-ти не угощал, а, напротив, старался устроиться так, чтобы «его угощали». И после окончания училища, исполняя дол-жностные обязанности, Чичиков без зазрения совести брал взятки и подношения.
Совет беречь и копить копейку Чичиков взял за основное правило своей жизни. Даже будучи маленьким мальчиком, он «из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращение, показав оборотистость почти необыкновен-ную». Не довольствуясь одними лишь безобидными спо-собами накопления денег (продал дрессированную мышку, слепленного из воска снегиря), Чичиков шел на подлости, мошенничество, совершал недостойные поступки: мог в училище продать ребятам их же угощение, до времени припрятанное; присвоил деньги, отпущенные на построй-ку казенного дома; работая на таможне, связался с кон-трабандистами и получил за помощь им большую сум-му. Чичиков был уверен в своей правоте: «Кто же зевает на должности? — все приобретают». И эта неутолимая жажда приобретения вела его по чужим головам, серд-цам, душам. Чичиков часто оглядывался назад, на про-шлый опыт, но не затем, чтобы посмотреть, не обидел ли он кого, не сделал ли больно, а чтобы удостовериться: он не упустил ничего важного на пути достижения своих корыстных целей. Материал с сайта
Лучше всего внутренний мир дельца-приобретателя Чичикова раскрылся во время выполнения плана заду-манной им великой аферы: при покупке «мертвых душ», а после — их продажи как живых. На этом деле Чичиков рассчитывал собрать достаточный капитал, чтобы нако-нец-то зажить в свое удовольствие. И здесь ему пригодил-ся опыт всей предшествующей жизни и заветы отца. Во всем своем безобразии раскрылись перед нами приспособ-ленчество, хитрость, лицемерие, подхалимаж, подлость глав-ного героя. «Кто же он? стало быть, подлец?» — спраши-вает у себя Гоголь и тут же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает на-звание не очень чистых».
В образе Чичикова Гоголь изобразил новый тип чело-века, дельца, предпринимателя, зародившийся в России, ког-да старинные патриархальные устои начали разрушатся. Этот человек явился предвестником нового класса — бур-жуазии и новой угрозы для косного самодержавного мира — угрозы бессовестного хищничества, бескомпромисс-ного и беспринципного приобретательства.
Чичиков задержался в мире, ему комфортно и сегодня, ведь всегда есть люди, которых легко обдурить и облапо-шить. Надевая различные маски, то улыбаясь, то угрожая, чичиковы добиваются своих целей, и в этом им, безуслов-но, помогает «умное наставление», полученное в детстве от отца главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Отец привёз Павлушу в город к своей дальней родственнице, где мальчику суждено было обучаться в городском училище. Последний разговор перед отъездом – это наставление отца Чичикова сыну о том, как нужно вести себя, как строить свои отношения с окружающими, что ценить, а чего избегать. Судьба распорядилась так, что это был последний разговор Павлуши с родителем, больше они не виделись, а через несколько лет отец умер.
Родительский завет
Отец Павлуши наказывал сыну “не повесничать”, не баловаться, а заниматься только учёбой, что говорит о том, насколько далёк взрослый родитель от мира детства. В своей строгости и постоянном недовольстве ребёнком, он позабыл о том, что игры, забавы и баловство – неотъемлемая часть жизни детей. Именно таким и стал маленький Чичиков – “степенным”, “взрослым” ребёнком. Его мысли были заняты тем, как заработать копейку, он не водился со сверстниками, не знал искренней дружбы. Глубоко в душу мальчика запали слова отца о том, что товарищи могут предать в трудный момент, а выручат только деньги: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был”.
Жизнь сложилась именно так, как завещал отец: лучшим другом Павла Ивановича стали деньги.
Анализ эпизода Наставление отца Чичикова (9 класс)
Отец не просто наставлял Павлушу, то есть не просто учил его, а ещё и провожал в другой город – далекий. И наверное, отец понимал, что после нескольких лет учебы Павел не вернётся домой работать – там и места нет. Сын взрослый останется в городе, там будет карьеру делать. Про женитьбу речь не идёт совсем. Только про друзей…
Наставление это начинается нормально вроде бы… Учиться нужно, не стоит хулиганить, вести разгульный образ жизни. То есть не гулять и пить! А то студенты могут плохо повлиять… Но тут же всё это привычное и нормальное сворачивает на то, чтобы угодить учителям, а ещё начальникам, то есть тем, кто «важней». Отец поясняет, какой толк от хороших отношений с начальством. Если там всё хорошо, то и учиться не нужно. Тут же он противоречит тому, что сказал выше. Вроде нужно учиться, но не нужно, если всё у вас хорошо с начальниками. Если таланта нет, то тем более нужно угождать. Наверное, отец считает, что у его сына особого таланта нет…
Нужно, по его мнению, всех опередить! А с ровесниками отец не советует дружить. Толку от них? Но вдруг так получится, то дружить можно с богатыми. Ведь от них может быть польза! Если что, то они тебя выручат… Вообще, это уже всё ужасно, ведь отец учит его дружить («оценивать людей») по их достатку. Если человек потеряет своё состояние, то потеряет и дружбу! И ещё учит его не угощать людей, а делать так, чтобы они его угощали. Это уже совсем некрасиво! Есть и пить за чужой счёт! А самому экономить… И тут отец говорит, что самое важное – беречь копейку. Она вроде как не выдаст! А товарищ, типа, выдаст. Но с нашим курсом денег всё может быть – и копейка предаст. Вот так будешь копить, а тут деноминация какая-нибудь, кризис или реформа.
Понятно, почему он так говорит, но всё-таки это слишком подло, так мелочно. Если услышать такое, то и не захочешь дружить с таким человеком. А ведь Павлуша ни разу не возразил отцу! Хотя это было бы, может, и не очень вежливо – спорить со старым человеком. Но после ведь говорится, что Павел Иванович впитал эти слова родителя, следовал им всю жизнь. И мы знаем, к чему это его привело! Скупать мертвые души! Сориентировал его отец на деньги, против людей.
Наверное, отец у Чичикова не самый добрый человек. Вот сын его и не приезжал к нему. Сбиты ориентиры с людей, просто с чего-то хорошего, на просто деньги. А они ведь средство! Чего хотел Чичиков (отец) этими деньгами добиться? Власти – задавить других.
Об отношениях с людьми
“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.
Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”. Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.
Новое сословие
Если не знать содержания поэмы «Мертвые души», цитата «береги копейку» может ввести в заблуждение по поводу сюжетной линии и действующих лиц. Подобное жизненное кредо характерно для купеческого и мещанского сословия, в то время как Чичиковы были дворяне «столбовые или личные — Бог ведает». Дворяне же в большинстве своем не отличались рачительностью в хозяйственных делах и скопидомством и до полного разорения были готовы поддерживать внешний лоск.
Павел Иванович Чичиков, будучи потомственным дворянином, изо всех преимуществ сословия усвоил только барское отношение к слугам. Противоречивое авторитарное воспитание (иначе не могло быть, так как Павлуша на протяжении многих лет имел общение исключительно с отцом) вылепило не менее противоречивые черты характера:
- Упорство в достижении цели можно было бы отнести к числу достоинств, если бы в ход не пускались ложь, лицемерие и прочие порочные качества.
- Готовность к ограничению потребностей, вплоть до аскетизма, была бы похвальной, если бы не заключалась исключительно в стремлении сберечь копейку как подателя благ в перспективе.
- Доброжелательность и тактичность, но только как инструмент для того, чтобы войти в доверие к более или менее порядочным и отзывчивым людям, получить расположение и личную выгоду. В других случаях использовались лесть, подкуп, предательство.
В Чичикове обозначаются черты зарождающейся категории людей — дельцов новой формации, руководствующихся пуще всего материальными интересами, чуждых всяким моральным принципам, не вмещающихся в традиционные сословные рамки. Для таких особ человек интересен до тех пор, пока это необходимо, для того чтобы исполнить свои делишки, а потом «как будто не бывал в его памяти».
Павлуша превзошел завет отца и вполне отомстил обществу за «кисло-неприютное» существование.
Отцовские слова о деньгах
Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…
210 лет назад, 1 апреля 1809 года, родился НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ: Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5x7,5 см). Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!» Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком. Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову — министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I. В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений — повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко». Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным. Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец. Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает. Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.
Путевка в жизнь
Речь, которую произнес Чичиков старший при расставании с сыном, стала жирной точкой, завершающей «кисло-неприютное» детство мальчика, прошедшее без друзей, игр и материнской ласки. Только присутствие отца — наставника и учителя в одном лице — запечатлелось в памяти Павлуши:
- хождением по комнате;
- болезненными вздохами;
- наказаниями за невнимательность в учебе.
Автор подчеркивает томительное однообразие жизненного устройства в доме детства, несколько раз употребляя на коротком участке текста слово «вечно».
Несомненно, что в связи с отсутствием альтернативных вариантов, родительский авторитет для ребенка вырос, можно сказать, до размеров конечной истины. В «Мертвых душах» цитата «береги копейку» стала сквозной темой не только отцовского наказа, но и описания всей жизни главного героя с момента поступления в городское училище.
Отношения с одноклассниками и начальством
С первых дней учебы стало ясно, что Павлуша не имеет особенных способностей к предметам, но отличается от прочих учеников большей «опрятностью и прилежанием». Обозначился в мальчике и несообразный со столь юным возрастом «практический ум». Отцовский завет — «пуще всего береги и копи копейку» — был принят безоговорочно и начал воплощаться в жизнь немедленно.
Отказывая себе в маленьких удовольствиях, Павлуша мог поставить себя с товарищами таким образом, что ухитрялся никому и ничего не давать, но тем не менее получать от них угощение, а затем выгодно перепродавать полученное даром. Приращение к полтине, оставленной отцом, осуществлялось терпеливо и разнообразно:
- Был удачно продан вылепленный из воска и раскрашенный красками снегирь.
- Два месяца ушло на дрессировку мышки, которая была выгодно сбыта с рук.
- Булки, закупленные на рынке, предлагались голодным одноклассникам по двойной цене.
Каждые накопленные пять рублей мальчик зашивал в мешочек, который ни под каким предлогом не мог быть раскрыт.
Быстро постиг маленький Чичиков и психологию начальства. Усвоив, что классный наставник более всего ценит почтительность и смирное поведение, поэтому главный герой вел себя на уроках «тише воды, ниже травы». Вместе со звонком, оповещающим об окончании занятий, Павлуша бросался к столу, чтобы услужливо подать учителю головной убор, а в коридоре специально забегал по нескольку раз навстречу, «беспрестанно снимая шапку».
Таким поведением, основанном на родительском завете «угождай начальству», мальчик заслужил одобрение руководства училища. На протяжении всех лет учебы он был на отличном счету, а по завершении обучения получил хороший аттестат и наградную книгу с надписью «за примерное прилежание и благонадежное поведение».
На государственной службе
Не забыл Чичиков, какой наказ дал отец об угождении начальству и сбережении накоплений, и когда устроился на службу в казенную палату. Не имея протекции, он не мог рассчитывать на хорошую должность. Местечко, которое занял молодой чиновник, было таким же ничтожным, как и годовое жалование. Здесь ему довелось терпеть чрезвычайные материальные ограничения не потому, что не было денег, но по зароку не тратить отложенное.
Иногда он даже ел со сторожами, но одевался всегда очень прилично и даже щегольски, если смотреть со стороны. Показное служебное рвение и мелкие услуги непосредственному начальнику не возымели успеха. Тогда Павлуша зашел с другого конца, очаровав очень некрасивую дочь повытчика. Это был верный ход, и уже вскоре:
- Чичиков был принят в доме начальника своим;
- сослуживцы начали говорить о скорой свадьбе;
- повытчик ходатайствовал о назначении будущего зятя на довольно высокую должность.
Но как только повышение по службе произошло, молодой человек тайно съехал из дома своего благодетеля, ограничив общение с ним случайными встречами в палате.
Вся дальнейшая карьера Чичикова прошла под девизом «не водись, не потчуй, угождай, береги, копи». Герой:
- не имел и не стремился приобрести друзей, а знакомства заводил только для пользы;
- умел подольститься и войти в доверие к начальству, произвести положительное впечатление на людей, отношение с которыми обещали определенную выгоду;
- имеющийся капитал использовал только для приращения.
Дважды он почти достигал намеченного уровня благосостояния — являясь членом казенной строительной комиссии и состоя на таможенной службе. Но в обоих случаях был уличен в преступной деятельности, едва ускользнул от уголовного наказания и потерпел полный финансовый крах, что, однако, не умерило амбиций Павла Ивановича. Дело, которое он курировал в Опекунском совете на последнем месте службы, натолкнуло его на идею новой аферы, связанной с покупкой умерших крестьян с тем, чтобы впоследствии заложить их, как реально существующих.
Что значили для героя деньги
Отцовский завет беречь и копить копейку упал на благодатную почву, и в изощренных методах увеличения капитала Павел Иванович значительно превзошел родителя, который был больше горазд на совет, а не на дело. Однако деньги ради денег никогда не были целью Чичикова. Капитал был для него инструментом, с помощью которого открывались чудесные жизненные перспективы:
- комфортные экипажи;
- великолепные дома;
- вкусные обеды;
- элегантная одежда из тонкого заграничного сукна.
Какой в понимании героя должна быть сумма, достаточная для того, чтобы «прошибить» стену, отделяющего мелкого служащего от богатого помещика, остается неизвестным. Пятьсот тысяч рублей, сколоченные вследствие контрабандных предприятий на таможне, видимо, казались ему недостаточными. С другой стороны, на афере с мертвыми душами он надеялся нажить тысяч двести и был бы вполне этим доволен.
🗹