В этой статье мы опишем созданный Гоголем образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица, составленная нами, поможет запомнить информацию. Мы последовательно расскажем о пяти героях, представленных автором в этом произведении.
Образ помещиков в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя вкратце охарактеризован в следующей таблице.
Помещик | Характеристика | Отношение к просьбе о продаже мертвых душ |
Манилов | Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь. | Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. |
Коробочка | Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница. | Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве. |
Ноздрев | Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, «разбитной малый». Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань. | У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем. |
Собакевич | Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды. | Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой для себя. |
Плюшкин | Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным. | Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ). |
Изображение помещиков Гоголем
В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.
Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.
Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.
Композиционное построение поэмы
Образы помещиков в поэме «Мертвые души», крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает «мертвые души». О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества.
Захолустная жизнь
На следующем портрете женский образ – помещица Коробочка. Женщина ориентируется в прошлое страны, поэтому она в одежде старых, ушедших сословий: чепец с рюшами, салоп, платок из фланели вместо шарфа. Домовитая хозяйка сидит за столом с самоваром. Она хочет произвести вид хлебосольной хозяйки, на столе стопка блинов и склянки с вареньем. Вокруг по стенам куча разных предметов непонятного назначения и полезных. Полуоткрытый рот делает женщину непривлекательной, тупость и глупость видны в чертах лица. Но чувствуется, что помещица хитра и корыстна. На заднем плане комод, где спрятаны мешочки с деньгами.
Знакомство с Маниловым
Манилов — первый человек, представляющий образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица лишь кратко описывает его. Познакомим вас поближе с этим героем. Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной «заманить» местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английскому саду с прудом, кустиками и надписью «Храм уединенного размышления». Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме «Мертвые души».
Манилов – описание помещиков в «Мертвых душах», цитаты
Манилова главный герой узнает в начале композиции. Когда поэма стала популярной, многие люди начали называть маниловщиной бездельничество, тунеядство. Манилов – мечтатель, он ежедневно выдвигает грандиозные планы, не продвигаясь ни на йоту к их осуществлению. Проекты персонажа совершенно бесполезны. Яркий пример – создание подземного хода или строительство вышки. В обществе о проектах персонажа отзывались с иронией:
– Все эти прожекты так и оканчивались только одними словами.
При общении с другими помещиками он всячески старался им нравиться. Герой – приятный, добрый, отрешенный от мира человек. Общение с ним – скучное, неинтересное. В городе его характеризовали так:
– Весьма обходительный и учтивый помещик.
Другая цитата:
– В приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Горожане видели неприкрытую лесть, попытки стать другом для каждого человека.
Манилов: характер героя
Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. Этот помещик сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, — это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме «Мертвые души». Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда «чего-нибудь недоставало», а также о слащавых отношениях его с супругой.
Отношение помещиков к предложению Чичикова
Для того, чтобы глубже раскрыть характер каждого из помещиков, автор использует один и тот же микросюжет (посещение Чичиковым их усадеб) и показывает реакцию помещиков на предложение Чичикова продать ему мёртвые души.
Отношение помещиков к просьбе Чичикова:
- Манилов был удивлён, ошеломлён, но успокоился, когда Чичиков уверил его, что сделка будет законной. Этот услужливый помещик решил подарить мёртвые души своему гостю и даже расходы за совершение этой сделки взял на себя. Он сказал Чичикову, что его не стоит благодарить за это, поскольку «умершие души в некотором роде совершенная дрянь». Эти слова показывают, что Манилов, несмотря на свою сентиментальность, человек бесчувственный, с омертвевшей душой.
- Коробочка восприняла это предложение буквально, решив, что Чичиков будет откапывать умерших крестьян из земли. Это показывает её глупость. Когда Чичиков сказал, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге, она забеспокоилась, как бы не продешевить, ведь она ещё мёртвых никогда не продавала. Чичикову пришлось долго уговаривать «дубинноголовую» помещицу, и она согласилась продать их за 15 рублей за душу.
- Ноздрёв начал выпытывать у Чичикова для чего он это затеял, заподозрил, что это мошенничество. Предложил отдать умершие души бесплатно, но в придачу купить коня или кобылу, или собак, или же шарманку. Получив отказ, он предложил сыграть на мёртвые души в карты. Чичиков согласился играть на них только в шашки. Когда он отказался продолжать игру из-за плутовства Ноздрёва, тот чуть не устроил драку, призвав двух дюжих крепостных мужиков. Помешал избиению Чичикова только приезд капитана-исправника, который приехал объявить, что Ноздрёв находится под судом за очередную свою «историю».
- Собакевич сразу согласился продать мёртвые души и назначил цену — по 100 рублей за каждую. Он сразу понял, что Чичиков — мошенник. Цену Собакевич не уменьшал и не хотел слушать о том, будто тот хочет совершить эту покупку из-за семейных причин. «Вам понадобились души, я и продаю вам, и будете раскаиваться, что не купили», — сказал Собакевич. Но Чичиков тоже был упорен и в результате торга сбил цену до 2,5 рублей (двух с полтиной) за душу.
- Плюшкин пожаловался Чичикову, что у него умерло 120 душ. Тот быстро разобрался в характере хозяина поместья и сказал, что готов помочь ему и взять убытки по оплате налогов за этих умерших крестьян. Растроганный Плюшкин воскликнул: «Ах, батюшка! ах, благодетель мой!» — и пожелал «всяких утешений» Чичикову и даже его деткам. Предложение Чичикова пробудило в нём вполне человеческие чувства — радость и даже доброту. Правда, это всё быстро куда-то исчезло, но стало ясно, что что-то человеческое всё же осталось в Плюшкине. Узнав, что Чичиков готов и издержки по купчей крепости взять на себя, Плюшкин решил, что гость глуп, от радости Плюшкин так расщедрился, что решил угостить Чичикова сухарём из кулича и ликёром из графина, который был весь в пыли, но тот от такого угощения отказался. После отъезда Чичикова Плюшкин решился на невиданный для него поступок: хотел завещать неожиданному благодетелю свои карманные часы. Так внимание Чичикова, хоть и не бескорыстное, всколыхнуло искалеченную душу этого одинокого помещика.
Коробочка
Опишем еще один образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица уже кратко познакомила вас с Коробочкой. О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.
Цитатная характеристика помещиков в поэме «Мертвые души» – Настасья Коробочка
При создании образа Коробочки Николай Гоголь учел взгляды одиноких, зажиточных женщин того времени. Ярко выраженные отрицательные черты отсутствуют. Персонаж нельзя назвать добрым, приятным. В Настасье противоречит бережливость, практичность с жадностью, подозрительностью. Предложение Павла она воспринимает как истинный делец, отвечая:
– Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам… Ее не смущает духовная сторона сделки. Главное задание помещицы – не продешевить. Муж Настасьи был секретарем. Он скончался, и вдова сама следила за усадьбой. У нее жили восемьдесят крепостных, слаженно работавших. Это позволяло всему поместью обеспечивать себя продуктами собственного изготовления. О быте хозяйки отзывались хорошо:
– У вас, матушка, хорошая деревенька… мужички на вид дюжие, избенки крепкие…
Недостатки персонажа:
- Глупость, необразованность;
- Подозрительность;
- Алчность;
- Боязнь нового.
Вдову за глаза называли глупой старухой. Она изначально подозревала человека в обмане, поэтому старалась максимально обезопасить себя от будущих проблем.
Ноздрев
В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой — человек, что называется, «на все руки». В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также «широта натуры». По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев — «исторический человек», поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все «просаживает». Этот герой — несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер «лить пули». Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть «нагадить ближнему». Гоголь в образе Ноздрева создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое изображение следующих героев описано ниже.
Значение образов помещиков в «Мертвых душах» – Ноздрево, владелец имения
Для Ноздрева главное – ярмарки, балы, собрания. Чичиков знакомится с ним, посетив трактир. Это энергичный, активный человек, который:
- Любит играть в карты, гулять, веселиться;
- Не имеет моральных ценностей;
- Часто скандалит, дерется;
- Ленится работать;
- Оговаривает окружающих.
В персонаже автор объединяет характерные черты безнравственного повесы, говоря: – Ноздрев долго еще не выведется из мира.
Смотри также:
- Главная тема «Мертвых душ»: как связаны все части произведения
- Образ России в поэме «Мертвые души»: краткий обзор поэмы
Собакевич
Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, «помещик-кулак». Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно. Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она — «тоже Собакевич».
Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью. Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о рабочей силе заботится о собственных крестьянах. Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности «негодяя» Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое содержание произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика.
Характеристика помещиков в «Мертвых душах» – образ Собакевича
Собакевича автор называет истинным медведем. Если провести анализ персонажа, то можно заметить, как просматривается ирония в сравнении фамилии и образа. Герой объединяет в себе внешность сильного, опасного животного, оставаясь в душе собакой, гавкающей на окружающих. – Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, – так отзывались горожане о Собакевиче. Основные черты характера:
- Практичность;
- Невоспитанность;
- Негативное отношение к окружающим.
Плюшкин
Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков в поэме «Мертвые души» завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом была заметна на всех строениях «особенная ветхость». Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика «прорехой на человечестве». Сам внешний облик его характерен — это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование.
Неуклюжий медведь
Сильный здоровый богатырь среднего роста – следующий портрет галереи. Его взгляд холоден и тяжел. Он сидит за столом с огромным блюдом из телячьей ноги, или поросенка, или осетра. Одежда сидит мешковато, цвет ее как мех у медведя. Помещик смотрит исподлобья. Вокруг крупная массивная мебель, похожая на хозяина. Хищный взгляд и огромного размера ноги. На стенах картины с богатырскими фигурами персонажей истории. Нет ничего, напоминающего о просвещении: книг, журналов или интересных дизайнерских украшений. Все просто и как будто вырублено топором.
Вывод
Образ помещиков в поэме «Мертвые души» (таблица представлена выше) раскрыт автором многогранно. Пять характеров, которые создал в произведении Гоголь, рисуют разносторонне состояние данного класса. Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов — разные формы одного явления — духовного, социального и экономического упадка. Характеристики помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» доказывают это.
🗹