Произведение «Мёртвые души» было написано во второй половине 19 века. Первый том был издан в 1842 году, второй том практически полностью уничтожен автором. А третий том так и не был написан.
Коробочка — пожилая женщина, вдова. Живёт в маленькой деревни, сама ведёт хозяйство, занимается продажей продуктов и меха. Скупая женщина. Имена всех крестьян знала наизусть, письменного учёта не вела.
Сделка с Чичиковым
Особую роль играет эпизод покупки мертвых душ у Коробочки. Помещица, узнав, что Чичиков «покупщик», начинает предлагать ему различные товары. В ней говорит желание наживы. Она с сожалением говорит, что уже продала другим купцам мед, за который Чичиков, вероятнее всего, отдал бы больше.
Когда главный герой говорит, что именно он готов купить, Коробочка долго не может понять: как можно продать уже покойные души? Она растеряна, потому что никогда не продавала мертвых душ, поэтому не знает на них цены. Из-за этого героиня и медлит, боясь продешевиться, хотя понимает, что сделка «как будто выгодна».
Из-за боязни ошибиться с ценой Коробочка тратит много времени. Она решает «повременить» с продажей, узнать цены на покойных и после уж их продавать. Однако Чичикову все же удается другим способом вывести ее на заключение сделки. Павел Иванович, обещая купить у нее выращенные ее крестьянами продукты, отдает за души 15 ассигнаций.
Портрет: описание внешности, речевая характеристика
Помещицу Коробочку звали Настасья Петровна. Это была пожилая женщина, вдова, коллежская секретарша. У неё есть дети, она обмолвилась о них Чичикову. Автор не описывает лица героини, чтобы показать, что образ Коробочки типичен для русских помещиц. Когда Чичиков заехал к ней, заблудившись ночью, она была в спальном чепце, с фланелью на шее. Выспавшись, Чичиков вышел к хозяйке и увидел, что она одета «в тёмное платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё также было что-то навязано».
Коробочка немногословна, говорит с расстановкой, часто употребляет простонародные выражения, например: «маненько», «авось», «забранки пригинаешь». Обращаясь к Чичикову, она говорит ему «батюшка», «отец мой».
Экранизации
В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. М.Горького. Роль Коробочки досталась актрисе Анастасии Зуевой.
Анастасия Зуева в образе Коробочки
Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.
В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса Тамара Носова.
Тамара Носова в образе Коробочки
В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера Павла Лунгина и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе Елене Галибиной.
Любимые занятия
Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.
Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.
Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.
История создания
Впервые помещица Коробочка появляется в произведении Николая Гоголя «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.
Николай Гоголь
Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:
«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».
Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, Дмитрий Быков утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением Гомера «Одиссея».
Первое и современное издания «Мертвых душ»
В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи. Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой. Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.
Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.
Описание усадьбы, дома, деревни
Жила Коробочка в небольшом домике, рядом был курятник, дворик перед которым был наполнен множеством домашней птицы и другой живности. Далее был забор, за которым находились большие огороды с овощами. На огородах росли кое-где фруктовые деревья, которые были накрыты сетями от воробьев и сорок. Для отпугивания птиц были сооружены и несколько чучел, на одном из них был чепец хозяйки.
За огородами виднелась довольно большая деревня. Избы стояли врассыпную, но были ухожены: старый тёс на крышах был заменён новым, ворота не покосились, в сараях стояли запасные новые телеги. Видно было, что крестьяне здесь не страдают от бедности.
В доме на стенах были старинные обои, картины с птицами и маленькие старинные зеркала, за которыми было что-нибудь заложено (колода карт, письмо и т. п.), а также стенные часы, которые, если «им пришла охота бить», сначала шипят и хрипят.
Хозяйка угостила Чичикова вкусным пирогом с яйцом, а кроме того, пирожками, шанишками, блинами и много ещё чем. Еда была обильная, в патриархальном вкусе.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Образ Коробочки в поэме «Мертвые души»
- Вопрос 1 из 19
К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?- Роман в стихах;
Повесть;
- Поэма;
- Новелла.
(новая вкладка)
Меню статьи:
Образ помещицы Настасьи Петровны Коробочки удачно дополняет коллаж характерных типов помещиков. Нельзя сказать, что она наделена отрицательными качествами, но и причислить ее к приятным личностям нельзя.
Вывод
Образ Коробочки — один из лучших образов поэмы Н. А. Гоголя «Мёртвые души», поскольку доказывает, что даже ограниченная узкими рамками своего поместья, не получившая ни образования, ни развития, обладающая чрезвычайно узким кругозором женщина, не утрачивает своих лучших качеств. Она остаётся заботливой, доброжелательной, внимательной к мелочам. И странно обвинять её в недостатке ума, если только эта «дубинноголовая» пожилая помещица в поэме Гоголя настолько одержима желанием выяснить правду о махинации Чичикова, что едва не раскрыла его замысел.
Характеристика образа Коробочки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Характер
Коробочка — очень хозяйственная помещица, полностью поглощённая ведением хозяйства. Она бережлива, аккуратна, заботится о крестьянах, управляет поместьем так, что у неё остаются на продажу излишки муки, мёда, крупы и т. п. Черты её характера неплохие:
- она расчётлива;
- практична;
- бережлива;
- деловита;
- у неё практическая хватка.
Но замкнутый круг мелочных хозяйственных забот умертвил её душу. У неё нет живого хозяйственного ума, она просто знает, что нужно взращивать, продавать и покупать — и этой программе следует всю жизнь. У неё нет никаких духовных запросов, она не желает знать о том, что выходит за пределы её хозяйственных забот. Мышление этой помещицы ограничено, как и замкнутый круг её жизни. Перед читателем предстаёт мелочная, скупая, «дубинноголовая» помещица, которая «вся переселилась в хозяйственную жизнь».
Отношение к людям
Мертвые души становятся для Коробочки в один ряд с салом, мукой, медом и пенькой. Ей уже приходилось продавать все прочее (довольно выгодно, как мы знаем), а дело это для нее представляется неизвестным и новым. Здесь срабатывает стремление не продешевить. Гоголь пишет, что она «начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик». Помещица выводит из себя своей упертостью Чичикова, который уже было рассчитывал получить легкое согласие.
Здесь появляется эпитет, выражающий сущность не одной лишь Коробочки, но и целого типа людей, подобного этой помещице, — «дубинноголовая».
Николай Васильевич поясняет, что ни общественное положение, ни чин не являются причиной данного свойства. Явление «дубиноголовости» является весьма распространенным. Его представителем может быть даже государственный, почтенный человек, который выходит на деле «совершенная Коробочка». Автор поясняет, что суть этой черты в том, что если человек взял себе что-то в голову, его никак не пересилишь, независимо от количество доводов, ясных как божий день, от него все отскакивает, подобно тому, как от стены отлетает резиновый мяч.
Почему Коробочка «мертвая душа»
Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.
Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.
Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!
Цель в жизни
Главная цель жизни, которую преследует Коробочка («Мертвые души»), характеристика которой представлена в данной статье, — упрочение личного богатства, безостановочное накопительство. Хозяйственность, присущая Коробочке, обнаруживает вместе с тем ее внутреннее ничтожество. Кроме желания извлечь пользу и приобрести что-то, у нее нет иных чувств. Лишен некоторых «привлекательных» черт, свойственных Манилову, образ этой накопительницы. Интересы ее полностью сосредоточены на хозяйстве.
🗹