Образ и характеристика Плюшкина — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Описание деревни Плюшкина

Что нас окружает, то наше повторение. По образу жизни, который мы ведем можно понять наш характер, уклад, настроение, взгляды на жизнь.

Поместье.

Зря Чичиков смеется, въезжая в деревню, над ее названием Плюшкино, тут же встречает не радушное приветствие в виде «препорядочного толчка» от бревенчатой мостовой, находящейся в середине обширного села (у Плюшкина более тысячи крепостных). «Эти фортепьянные клавиши, поднимались то вверх, то вниз, и не оберегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб…» Поместье больше похоже на заброшенное место.

Далее открывается во всей красе неизбежность бытия самих крепостных. Полуразвалившиеся деревянные домишки, с разрушенными от старости и сгнившими крышами. Окна заткнуты старыми тряпками. В таких домах не хочется находиться, никто не торопится ремонтировать свое жилище. Везде царит запустение, нежелание поднимать уровень бытия. Лучше уж в кабак или куда душе угодно.

Вдалеке виднеются две церквушки, ранее действовавшие, теперь же и они покосились, никому не нужны. А ведь это сердце поселка.

За убогими строениями стоит не убранный хлеб, колосья сгнили, никто не пытается собрать урожай, все равно пропадет в амбаре. Ведь Плюшкин, отличаясь особой жадностью, урожаи не продает, собирает без определенной цели, копит, чтобы копить. Хозяйство настолько богатое, что все могли бы жить в достатке, но барин жаден, ему проще выбросить, чем раздать крестьянам.

Лучик солнца в темном царстве.

Старый сад еще хранит в себе напоминание прошлого, когда-то радостного, светлого существования. Покосившаяся беседка держится. Разнообразие кустов, посаженных радовать своим великолепием молодую семью Плюшкина, теперь брошенных, каким-то чудом пробился и осветил яркий лучик солнца. Хмель как образ жадности самого хозяина дома, еще не все успел оплести своими «цепкими крючьями».

Обитель помещика.

В стороне от остальных изб, находится сам господский дом. Он как король всего запустения, раскинул дряхлые стены посреди того, что раньше могло быть огородом. С первого взгляда дом похож на неживой. Стены давно облупились, окна закрыты ставнями, заколочены досками. Всего лишь два окна остались открыты, те, которыми пользуется сам хозяин. Он как будто закрылся от всех, предпочитая гостям уединение.

Во дворе много хозяйственных построек, напоминание о прошлом благополучии, в которых раньше кипела работа. Бабы стирали и развешивали белье, мужики пилили, заготавливая на зиму дрова. Сейчас все серо и пасмурно. На улицах не души, лишь мужик с нагруженной телегой, единственное доказательство присутствия жизни. В довершении огромный замок на воротах, жирная точка, поставленная благополучию данного места.

Внешность, речь

Рисуя портрет Плюшкина, Гоголь до предела сгущает краски: Чичиков даже не мог «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». Нормального человеческого облика лишила этого помещика его невероятная скупость. Крестьяне окрестных деревень дали ему прозвище «заплатанной».

Одежда Плюшкина была похожа на капот, на голове он носил колпак, какие носят дворовые бабы, так что Чичиков принял его за бабу, но услышав его сиплый голос, всё же решил, что это не женщина. По ключам, висевшим у этой фигуры за поясом и по тому, что она ругала мужика, приехавшего на телеге, Чичиков подумал, что это ключница, но затем решил, что это ключник, так как у него на лице была небритая щетина. Когда выяснилось, что это помещик Плюшкин, Чичиков был удивлён ветхим нарядом этого богатого человека, у которого крепостных крестьян более тысячи. Нельзя было понять, «из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, которая идёт на сапоги». На шее вместо галстука было повязано непонятно что: то ли чулок, то ли подвязка, то ли набрюшник.

Плюшкин был худощавым стариком, ему шёл седьмой десяток. Подбородок его выступал далеко вперёд, а маленькие глазки «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высунулись из норок и высматривают, нет ли здесь опасности. На лице его постоянно заботливое выражение. Когда он задумывался или был в недоумении, жевал губами, будто что-то ел.

Речь Плюшкина при разговоре с Чичиковым состояла почти из одних жалоб на нищету. Дворовых своих людей он постоянно ругал.

Интерьер дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

(358 слов) Плюшкин – последний помещик, имение которого посещает Чичиков. Этот герой занимает важное место в системе персонажей. По мнению автора, он уже лишился человеческих качеств характера, полностью деградировал. Плюшкин – мёртвая душа. Однако неслучайно нам представлена его предыстория. Герой, который раньше был трудолюбивым помещиком с процветающим хозяйством, ещё имеет шанс на возрождение. В усадьбе Плюшкина, как и в портретной характеристике, совмещается «мертвое» с «живым» («глазки еще не потухнули»).

При первом взгляде на усадьбу везде можно увидеть беспорядок, грязь, отпечаток смерти. Дома крестьян находятся в непригодном состоянии, хозяйство заброшено. Всё хрупкое, дряхлое. Детали внутренней обстановки также указывают на всеобщее отмирание. В этот дом уже давно не проникает жизнь: почти все окна были заколочены (осталось только два окна), так что дневной свет почти не поступал, в помещениях было холодно. Плюшкин отличался своей скупостью, излишней бережливостью. Так, посередине комнаты он скапливал ненужный мусор, который мог лежать здесь годами. Плюшкин сюда складывал все необходимые, по его мнению, вещи.

На всех предметах в его доме был отпечаток гнилости. На столе лежит поношенный колпак, два пера, которые были испачканы чернилами, зубочистка, «совершенно пожелтевшая». При первом взгляде на комнату трудно представить, что здесь кто-то обитает. Всё находится в непригодном состоянии. Мебель была расположена в хаотичном порядке, словно кто-то мыл полы, везде была грязь, скапливался мусор. Даже сломанные предметы помещик не выбрасывает: на столе лежали давно остановившиеся часы, на которых уже была паутина, сломанный стул. На стенах висели пожелтевшие и почерневшие картины, что также отражало гнилость, отмирание. Люстра, покрытая слоем пыли, уже стала похожа на кокон с червяком. Так, каждая деталь внутренней обстановки отражала запущенность, безжизненность.

Однако, несмотря на всеобщее отмирание, в усадьбе еще остался «живой уголок». Только сад, находившийся за домом Плюшкина, напоминал о том, что когда-то здесь всё процветало, имело совершенно иной вид. По мнению автора, Плюшкин ещё может возродиться, начать все заново.

Таким образом, имение Плюшкина отражает его внутренний мир. Все заброшено, носит отпечаток разрушения. На предметах годами скапливается пыль, дома стоят ветхие, полуразваленные. Хозяйство давно запущено, им никто не занимается, Однако как в портрете Плюшкина, так и в усадьбе, есть еще частичка живого, что напоминало о прежней жизни. Именно поэтому можно полагать, что и герой, и его поместье еще имеет шанс на преображение, на возрождение.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Описание деревни, усадьбы, дома Плюшкина

Деревня, принадлежавшая этому помещику, была большая. Во всём были видны запустение и ветхость. Брёвна мостовой при езде по ним поднимались то вверх, то вниз, как клавиши фортепьяно. Избы были ветхие, с крышами, походившими на решето, с окнами без стёкол. Около изб были огромные клади очень застоявшегося господского хлеба. Цветом они походили «на старый, плохо выжженный кирпич», на их верхушке росли какие-то растения, а сбоку — даже кустарник.

В селе стояли две церкви — опустевшая деревянная и каменная, вся истрескавшаяся, испятнанная. Там, где прервалась цепь изб, был пустой огород, обнесённый городьбою, местами изломанной.

Множество обветшалых строений (погребов, амбаров, и т. п.) стояло во дворе около господского дома, тоже обветшавшего. Помещичий дом был непомерно длинным, местами в два этажа, местами в один. На стенах дома кое-где была видна штукатурная решётка. Окна этого длинного дома были забиты досками или заставлены ставнями, только два были открыты. Всю это безрадостную картину оживлял только большой заросший сад позади дома.

В доме Чичиков увидел ужасный беспорядок, всё было в пыли и паутине. На бюро лежала всякая всячина: засохший лимон, ручка кресла, кусочек тряпочки, пожелтевшая зубочистка и много подобного мусора. В углу комнаты виднелась куча предметов, которые недостойны были лежать на столе. Куча была покрыта толстым слоем пыли. Пыль была и на люстре, висевшей в холстинном мешке и сделавшейся похожей на кокон, в котором сидит червяк.

На въезде в деревню Плюшкина

Подъезжая к деревне, Чичиков был ошарашен видами, которые ему открывались: старые обветшалые избы, заброшенные дома с прорехами в крышах, две церкви, такие же унылые и мрачные, как и общее впечатление от вида деревни. А ведь церковь – это душа села, её состояние говорит о духовности прихожан, о том, чем живут люди. Об отношении хозяина к своему поместью говорит и въезд в деревню – бревенчатый мостик, проезжая который можно было набить шишку, прикусить язык или удариться зубами. Такая не тёплая встреча ожидала каждого, кто пересекал границу именья Плюшкина.

Крестьянские дома напоминали исхудавших сутулых стариков: их стены подобно рёбрам торчали страшно и неказисто. Старые, покрытые зелёным мхом, почерневшие стены избушек выглядели бесприютно и тоскливо. Гоголь отмечает, что крыши у некоторых домов были, как решето, окна заткнуты тряпками, стёкол вовсе не было. Автор с пониманием и горьким юмором объясняет этот факт возможностью провести время в кабаке, коли свой дом не мил и руки не берутся навести в нём лад. Отсутствие хозяйской руки, нежелание ухаживать за своим жилищем читалось в каждом дворе. Крестьяне Плюшкина бедствовали, виной тому была жадность и болезненная экономность хозяина.

Характер

Главная черта характера этого богатого помещика — невероятная скупость. Автор пишет, что «подобное явление редко попадается на Руси», Плюшкин — не типичный герой, а своего рода исключительность, «какая-то прореха на человечестве».

Хозяйство Плюшкина разваливается, так как он не заботится о нём, не заботится и о крестьянах, которые от нищеты и голода умирают или сбегают. Плюшкин весь ушёл в скопидомство, в мелочное крохоборство. Он морит голодом своих дворовых и сам недоедает, всех подозревает в воровстве. Плюшкин — раб вещей, скупость изуродовала его личность, его ничего не интересует кроме сбора различных вещей и продуктов. Кладовые у него забиты овощами, сушёной рыбой, холстами и т. д., и всё это портилось. На рабочем дворе скопилось столько дерева и посуды, сколько невозможно было употребить за всю жизнь даже на два таких имения, как у Плюшкина.

Биография

Автор сообщает своеобразную «историю болезни этого помещика». Имя этой «болезни» — скупость. Гоголь рассказывает, как появилась у Плюшкина разрушительная страсть скопидомства. Когда-то этот человек был экономным, бережливым, трудолюбивым хозяином, была у него хорошая семья: приветливая, хлебосольная жена, две дочки и сынишка. После смерти жены его несколько скупой характер обострился от одиночества. Ему пришлось самому заниматься мелкими хозяйственными заботами. Когда разъехались сын и старшая дочь, а младшая умерла, скупость взяла над помещиком полную власть. Эта всепоглощающая страсть стала причиной того, что Плюшкин перестал общаться с людьми, разорвал родственные отношения, детей своих он стал считать расхитителями имущества. Полное одиночество развило ужасную скупость, жажду стяжательства.

Плюшкин утратил способность отличать полезное от несущественного, важного от мелочей. Он перестал обращать внимание на главные части хозяйства, заботясь о сохранении всякой мелочи (бумажек, пёрышек и т. п.). Он подбирал на улицах деревни негодные вещи и складывал в угол своей комнаты.

Покупщики перестали покупать у него зерно, сено, сукно, холсты, так как он был очень неуступчив в торгах. Всё это гнило, ветшало, мука превратилась в камень.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» — восклицает автор.

Отношение Плюшкина к предложению Чичикова

Предложение Чичикова принять на себя обязанность платить подати за 120 с лишком умерших крестьян Плюшкина изумило и обрадовало. «Ах, батюшка! ах, благодетель мой!» — вскричал растроганный старик. Но радость, показавшаяся на его «деревянном лице», быстро исчезла, и оно приняло заботливое выражение. На предложение Чичикова совершить на мёртвые души купчую крепость, как на живые, Плюшкин ответил, что по купчей будут большие издержки, так как нужно будет платить приказным чиновникам. Услышав от Чичикова, что он и эти издержки примет на себя, Плюшкин решил, что гость глуп, но от радости пожелал «всяких утешений» ему и даже его деткам. Он расщедрился и хотел угостить гостя сухарём из кулича и ликёром из «графинчика, который был весь в пыли, как в фуфайке», но Чичиков отказался.

Когда Чичиков узнал, что у Плюшкина 78 беглых крестьян, он согласился их приобрести по 25 копеек за душу. Плюшкин попросил, ради его нищеты, дать за душу 40 копеек. Тут начался торг, в итоге сошлись на 32 копейках. Плюшкин, получив деньги, осторожно уложил их в ящик бюро, где они будут лежать, наверно, до самой смерти владельца. После того, как неожиданный благодетель уехал, Плюшкин решается на невиданный для него поступок: хочет завещать ему свои карманные часы.

Дом помещика

На подъезде к дому самого помещика картина нисколько не изменилась в лучшую сторону. Усадьба, хозяйственные постройки, их количество и размах говорили о том, что когда-то здесь кипела жизнь, велось огромное хозяйство ( у Плюшкина около 1000 душ!). Несмотря на такое количество душ, деревня казалась мёртвой, нигде не велась работа, не было слышно человеческих голосов, не встречались прохожие. Несуразность и заброшенность того, что некогда было помещичьей усадьбой, хозяйской крепостью настолько испугала Чичикова, что желание поскорее решить вопрос и покинуть это место не давало ему покоя.

Сад, находящийся за строениями, был единственным приятным зрелищем, несмотря на неухоженность и несуразность. Он представлял собой сборище деревьев, которые годами оставались без ухода, обломанные, спутанные, забытые человеком. Старая покосившаяся беседка в глубине заросшего шатра из разнообразных деревьев говорила о том, что когда-то здесь была жизнь, а ныне всё умирает. Гниль и тлен – будущее, которое ожидало своего часа, всё вокруг медленно угасало.

Отношение автора к герою

Плюшкин — самый богатый из тех помещиков, к которым ездил Чичиков. Гоголь, подробно описав запустение в его усадьбе и доме, подчёркивает, что «подобное явление редко попадается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться». Так что Плюшкин, по мнению писателя, — личность, нетипичная для России. Он называет его прорехой на человечестве и поражается, до какой ничтожности дошёл этот человек. Гоголь призывает юношей, выходящих в суровую жизнь, забирать с собой все человеческие чувства, иначе старость будет бесчувственна и холодна.

Автор показывает, что в Плюшкине осталась малая искорка живой души. Когда Чичиков спросил, нет ли у него какого-нибудь знакомого в городе, чтобы он совершил купчую за Плюшкина, тот вспоминает, что действительно председатель палаты — его школьный приятель. Старик вспомнил юность, и на его лице появилось «какое-то бледное отражение чувства». Значит, в этой душе, порабощённой страстью к наживе, осталась крошечная живая её часть. Известно, что писатель предполагал показать в следующих частях поэмы возрождение души Плюшкина.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: