Портрет Плюшкина в поэме Мертвые души (описание внешности) Гоголя сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Портрет Плюшкина в поэме Мертвые души

Степан Плюшкин — это один из тех помещиков, у которых Чичиков скупал мертвые души. Герой посещает его последним. Образ Плюшкина символизирует максимальное падение человеческой личности, которая уже не может измениться и исправиться. Это потерянный человек, которому нет пути обратно. Конечно же, на авторская задумка воплощается в портрете героя.

Как только Чичиков увидел силуэт Плюшкина, ему было сложно понять какого пола этот человек. Фигура помещика отличается худобой, нескладностью и горбатостью. Главный герой решил сначала, что перед ним не помещик, а старуха-ключница. Понять, что Плюшкин — мужчина, Чичиков смог только после того, как помещик заговорил. Его голос был хриплым и резким.

Одет Плюшкин был в лохмотья, по которым было сложно понять, какой одеждой они были раньше. На голове у старика был колпак. Все вещи героя были грязные и неопрятные.

Внешность

Его внешность в целом можно описать как неприятную. Герой имел худое лицо, но чего-то особенного и необычного в нем не было. Только один подбородок слишком сильно выделялся на его морщинистом лице.

Все лицо героя имело небрежный вид. Автор описывает его, подчеркивая растительность на лице персонажа, которая символизирует его неухоженность и равнодушие к себе. На выступающем подбородке виднелась щетина. Плюшкин редко брился, а если и делал это, то очень неаккуратно. У героя были короткие усы. Густые, разросшиеся, взъерошенные брови прикрывали маленькие глаза. У Плюшкина был неуверенный, нервный, бегающий взгляд. Автор сравнивает его с мышиным, когда мышка выглядывает из норки и проверяет, не затаился ли враг рядом.

Чичиков подчеркивает, что ни за что бы не понял, что Плюшкин — помещик. Если бы он встретил героя у церкви, то дал бы ему монету, так как принял бы Плюшкина за нищего.

Портрет героя дополняет, подчеркивает и раскрывает задумку автора. Гоголь хотел показать в образе Плюшкина падшего человека, которым бы полностью овладела скупость, жадность, вещизм. Плюшкин потерял такие качества как доброта, сочувствие, милосердие, ответственность, мудрость. Плюшкин был богат физически, но был нравственно бедным. Именно его духовная нищета и подчеркивается таким портретом. Герой потерял уважение к себе, из-за чего перестал уважать других. Плюшкин полностью замкнулся на своем собирательстве и потерял другие духовные интересы.

Портрет Плюшкина — это образ неопрятного и грязного человека.

Сочинение 3

Эта фамилия стала нарицательной у россиян. Так мы говорим об очень жадном человеке, который может быть и богат, но прибедняется. Например, вместо того чтобы носить дорогую одежду (или хотя бы просто приличную), он одет в обноски. Экономит на всём, чем только можно и нельзя.

Портрет, конечно, это не только внешность, но и характер. Вообще, характер показан часто через портрет. Вот Чичиков сначала принял барина за ключника и даже за ключницу из-за нестриженых волос. Брови тоже заросли, а под ними – маленькие бегающие глазки. Они настороженные, как будто мыши. Далее говорится, что этот обеспеченный помещик похож на нищего у церкви, который милостыню просит. Он очень худой, какой-то скрюченный. Плюшкин часто не доедает, несмотря на свою «сдобную» фамилию. Лицо тоже, конечно, очень худое, небритое, с выпирающим подбородком. Курит табак, а нос не особенно вытирает. Чичиков много уже общался с разными людьми, но вот такого ему ещё видеть не приходилось! Гость называет мысленно лицо хозяина деревянным. Думаю, что это из-за неприятного цвета и из-за того, что эмоций отражается очень мало. Даже непонятно уже – мужчина это или женщина, до такой степени Плюшкину плевать на себя. Он стал каким-то просто существом.

Вся его одежда старая, запачканная, с дырами, нитками! На него просто неприятно смотреть. Непонятно, что именно у него на шее (галстук, платок, тряпка), а на голове (какой-то непонятный колпак)… До такой степени вся древнее и грязное.

Деньги стали для Плюшкина навязчивой идеей, то есть их сохранение. Когда он получает деньги от Чичикова, то складывает их в ящик, где они, как говорится в книге, и останутся. То есть его деньги не работают (на благо), а лежат грузом. Из-за денег он поссорился со всеми своими детьми, всех подозревает в желании потратить его «денежки».

В общем, Плюшкин не только жадный и трусливый, а ещё и неаккуратный, неприятный человек. Соответствующая и внешность у него – худой, грязный оборванец. И это при больших деньгах! До чего он себя довел службой им? Почти потерял, как говорится, человеческий облик. Зато создал облик Плюшкина, прославился, хотя и в очень неприятном смысле.

Портретная характеристика Плюшкина

Плюшкин – один из главных персонажей поэмы “Мертвые души”. В отличие от других героев Гоголь подробно описывает жизненный уклад, историю жизни, и события, которые привели его к нынешнему состоянию. В произведении он появляется последним, уже после Манилова, Собакевича и Коробочки. В сравнении с другими персонажами он сильно себя запустил: появился перед Чичиковым в лохмотьях, с настолько неопрятным внешним видом, что Чичиков долго не мог понять, мужчина перед ним или женщина. Казалось бы, богатый помещик с несколькими деревнями и тысячью крепостными, должен выглядеть представительно и соответствовать своему статусу. Однако Плюшкин больше похож на нищего, которому хочется подать милостыню.

Внешность Плюшкина повергает в шок даже Чичикова, который видел много разных людей разного социального положения. Вот как происходит описание внешности Плюшкина: “Ему случалось видеть немало всякого рода людей […] но такого он еще не видывал…” (впечатление Чичикова о Плюшкине). Лицо у него было самое обычное, худое, небритое и совсем невзрачное. Нос был крючковатым, а несколько зубов отсутствовало. Кроме отталкивающей внешности у Плюшкина и одежда была старой и потрепанной, при одном взгляде на которую появлялось чувство брезгливости: “… никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук…”

Описание деревни Плюшкина (цитаты)

Узнав у мужика дорогу, Чичиков направляется в деревню Плюшкину. Ехать до неё недалеко. Чичиков и

не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатою мостовою, пред которою городская каменная была ничто. Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб, или же случалось своими собственными зубами откусить пребольно хвостик собственного же языка.

Принадлежащее богачу Плюшкину село поражает своей ветхостью и заметной даже беглому взгляду нищетой крестьян:

Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр. Кажется, сами хозяева снесли с них дранье и тес, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не каплет, бабиться же в ней незачем, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, – словом, где хочешь. Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева, по мере того как бричка делала повороты, две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся.

Обстановка дома Плюшкина (цитаты)

Внутреннее убранство дома Плюшкина вполне соответствует его внешнему виду:

[Чичиков] вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.

История жизни

Скрягой и скупердяем Плюшкин был не всегда. Когда-то он был состоятельным помещиком, которого все уважали и ставили в пример. Многие помещики приезжали к нему в гости, что бы перенять опыт по ведению хозяйства. У него была любимая жена и трое детей. Но годы шли, жена умерла, а дети покинули дом, не спросив отца. И тогда что-то надломилось в душе у этого человека, огонь в его глазах погас. Если и присутствовали тогда в нем какие-то положительные качества, то постепенно исчезли. Так в его душе образовалась пустота, которую он стал заполнять вещами и продуктами. Он мог бы обеспечить достойную жизнь себе и своим крепостным, мог бы накормить их, починить их старые покосившиеся избушки, но вместо этого Плюшкин по-прежнему облагает их оброком. Плюшкин опустился морально и нравственно на самое дно, откуда теперь вряд ли выберется.

Внешний вид дома Плюшкина (цитаты)

Той же ветхостью и бедностью отличается господский дом:

Частями стал выказываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и наместо их остался пустырем огород или капустник, обнесенный низкою, местами изломанною городьбою. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги.<…> Сделав один или два поворота, герой наш очутился наконец перед самым домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, – наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! Только одни главные ворота были растворены, и то потому, что въехал мужик с нагруженною телегою, покрытою рогожею, показавшийся как бы нарочно для оживления сего вымершего места; в другое время и они были заперты наглухо, ибо в железной петле висел замок-исполин.

К дому примыкает «старый и обширный», но «заросший и заглохлый» сад (см. Сад Плюшкина). Он крайне неухожен. Необрезанный, невыполотый хмель глушит здесь кусты и деревья.

Было все окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. У иных из них отдернутые и не вполне отделенные ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями.

Глазами Чичикова

Первое описание Плюшкина главный герой поэмы слышит от Собакевича. Он отзывается о соседе как о «мошеннике», затем не удерживается привести и другие эпитеты: «скряга» и «собака». Суть обвинения со стороны Собакевича состоит в том, что сосед обедает хуже, чем его пастух. Но внимание Чичикова с самого начала не задерживается на характере Плюшкина; его больше интересует известие об умирающих у него крестьянах.

Следующее описание Плюшкина в поэме «Мертвые души» вложено в уста мужика. Употребленное им словцо веселит Чичикова, но само выражение, видимо, занимает его больше, чем тот, к кому оно относится. Вместе с главным героем читатель обращает внимание на опущенное в целях соблюдения приличия слово, рассуждает о силе русской речи, забывая о самом человеке.

При первой встрече Чичикову предстает по внешнему виду ключница. Не зная, кто перед ним, он занят вопросом: ключница это или ключник? Особенности внешности его мало интересуют. Даже услышав, что это сам помещик, и видя на нем ветхий халат, он пытается определить, из какого материала сделана одежда, а не почему хозяин ходит в старье. Оглядывая груды собранного в комнатах хлама, он не думает о том, как барин дошел до такого скряжничества, а подбирает слова, которыми все это назвать, чтобы удобнее завязать беседу.

Чичиков замечает те внешние черты, которые как-то проявляются по ходу совершения купли-продажи. Если бы автору не был интересен характер Плюшкина как человека, то текст поэмы содержал бы образ типичного скряги, может быть и любопытный, но не оставляющий ничего в душе читателя. Именно так смотрит на него Чичиков; и вот какие штрихи портрета Плюшкина предстают его взгляду.

  • Лицо характеризовалось всего двумя словами: «ничего особенного». Худощавый старик с выступающим подбородком и острыми глазками.
  • Глаза вытаращивались, когда их обладатель удивлялся. Когда он начинал смекать какую-либо выгоду, губы начинали жевать (так как зубов не было).
  • Если лицо из деревянного на мгновение становилось оживленным, из носа мог показаться табак.
  • Движения, несмотря на возраст, были быстрые и уверенные. Даже когда он, обмакнув перо в чернильницу, начал выводить буквы, и ему пришлось сдерживать руку, это было не от старческой слабости, а для экономии места на бумаге.
  • Была свободной и речь, особенно когда нужно было отчитать кого-то из крестьян. Говорить мог много, но только по делу: например, если он предупреждал мальчишку от воровства, то не забывал сказать, что будет следить за ним, и что следить будет из конкретного места.
  • Вообще, в словах виден был ясный ум, в делах — воля, направленная на получение выгоды. Однако, когда вдруг свалилась на него удача, которую надо было не упустить, дрожь в руках показала, что воля его порабощена страстью.

Характерно, что Чичиков после отъезда от Плюшкина ни разу не вспомнил его. Ни разу он не дал никакой характеристики ни его внешности, ни характеру. Только при расставании у него промелькнула отвлеченно-безразличная мысль: «странный старичишка».

Характер Плюшкина

Плюшкин – противоречивая фигура. Он богат, но живет, словно самый нищий из крестьян. В его доме полно еды, но он ее не ест, оставляя гнить в погребах. При встрече с ним трудно определить его пол. В этом человеке нет ни капли сострадания. Его крепостные умирают от голода и невыносимых бытовых условий. Плюшкин же, имея возможность им помочь, не прилагает никаких усилий. Его характер вздорен, он постоянно спорит с крестьянами и другими помещиками. При всем при этом он очень религиозен и богобоязнен.

Однако обладал он таким скверным характером не всегда. В пору своей юности он имел обожаемую жену и троих детей. В какой-то момент в его жизни произошел перелом: жена умерла, а сын и дочь по собственной воле покинули дом отца. В душе Плюшкина погас огонь, он начал заполнять свою жизнь вещами, позабыв про людей.

Быт и привычки

Плюшкин не славится гостеприимством, ему крайне важно, чтобы гость как можно скорее покинул дом. Имея огромные запасы продуктов, тканей, кожи, мехов, посуды и много другого, помещик доводит свой дом до крайней степени запустения, опускается сам и заставляет своих крестьян прозябать в нищете. Он мастер на ругань, клевету и обман. Ежедневно унижая своих дворовых подозрением в воровстве и растрате, он унижает себя, подчёркивает собственное самодурство и глупость.

Речь и манеры персонажа говорят о его нежелании мириться с наличием других людей в своём окружении, возможно, полное отшельничество, стало бы спасением для такого типажа. Тяжёлый нрав и невозможность жить с таким хозяином подтверждает тот факт, что крестьяне у Плюшкина не только мрут, как мухи, но и бегут от помещика.

Более семидесяти беглых душ (помимо мёртвых) продал он Чичикову. Даже искусный мошенник и хамелеон Павел Иванович не может подобрать нужной манеры в общении, так как перед ним человек явно опустившийся (при встрече у церкви он обязательно подал бы подобному существу подаяние), с резким вздорным характером. Чего стоило предложение Плюшкина угостить гостя чёрствым пряником или старой настойкой, в которой плавали насекомые. Дополняет картину отвратительная привычка помещика собирать по деревне всякий мусор и забытые крестьянами вещи. “Рыболов вышел на охоту” – так говорили в деревне, когда он двигался по улице в поисках “наживы”.

Эта цитата говорит о том, что крестьяне привыкли к отвратительной манере “собирательства” помещика, насмехались над ним и открыто презирали. Привычка приносить в свой дом то, что другие выбросили, потеряли (мусор, хлам, тряпьё) характеризует персонажа, как человека, который достиг высшей степени деградации, не поддающейся пониманию, оправданию. Попытка ли это заполнить внутреннюю пустоту либо душевный недуг – есть ли разница, если от этого страдают другие люди?!

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: