- Краткие содержания
- Оперы и балет (либретто)
- Пуччини — Тоска
Дж. Пуччини написал оперу «Тоска» на основе пьесы с таким же названием авторства Викторьена Сарду. Драма, в которой главную роль играла Сара Бернар, вдохновила композитора, и он долго добивался права на создание оперы. Сюжет упростили, убрали все лишние детали, а героиню сделали прекрасной итальянской актрисой, патриоткой своей родины.
События происходят летом 1800 года. В этот период Италия не была целостным государством, земли и города были независимыми, а в центре была Папская область. После ввода войск Наполеона в 1796 году, Рим был французским некоторое время, затем французам пришлось уйти по причине оккупации силами Неаполитанского королевства. А в 1800 году они снова вернулись и правили городом 14 лет.
Анджелотти, придерживающийся республиканских взглядов, бежал из заключения. Он нашел пристанище в храме Сант-Андреа-делла-Валле. Беглец спрятался в капелле Аттаванти. Маркиза Аттаванти, приходящаяся ему сестрой, спрятала для него ключ под статуей Мадонны. Здесь же работает и живописец Марио Каварадосси. К нему часто ходит ризничий, принося еду. Картина, над которой работает Марио, незавершена. Образ Марии Магдалины напоминает ему черты возлюбленной, он поет арию Recondita armonia, где вспоминает любимую Флорию Тоску.
К художнику приходит Флория, она ревнует его к сопернице и считает, что именно ее он изобразил на картине. Марио опровергает все подозрения, и влюбленные собираются встретиться снова после выступления актрисы. Художник сдружился с Анджелотти и принял решение спрятать его в своем доме. Они узнают новость о том, что Наполеон потерпел поражение на севере страны. В храме готовятся к торжественной службе.
В это же время приходит Скарпиа, неравнодушный к Тоске. Сыщик вышел на след беглого Анджелотти, и с помощью Тоски пытается выведать его местонахождение. Он находит улику – веер, на котором изображен герб сестры Анджелотти. Тоска ревнует своего возлюбленного к маркизе Аттаванти. Сыщик мечтает избавиться от соперника в борьбе за сердце Тоски. Художника ждет незавидная участь быть арестованным и казненным.
Во дворце Фарнезе все празднуют победу над Францией. Скарпиа сидит в кабинете, вдалеке от всех, он решил отправить записку Тоске. В доме Марио происходит обыск, но вместо преступника там нашли Флорию. Художника арестовали и допрашивают во дворце, однако так ничего и не узнали. Он успел сказать вошедшей Флории, чтобы она молчала о том, что было у него дома. Каварадосси будут пытать. Тоску тоже допрашивают, но когда она слышит крики Марио, то выдает тайну местонахождения Анджелотти. Каварадосси привели, он понял, что Флория проговорилась. Художник уже не скрывает радости по поводу победы Наполеона, и его решают казнить.
Скарпиа пытается переманить Тоску и предложил ей отношения взамен на спасение ее возлюбленного. Флория в растерянности, но ради любви готова пожертвовать собой. Скарпиа готовит все к казни и в то же время дает ей и художнику пропуск для отъезда из города. Но в ответ на попытку обнять ее, Флория наносит сыщику удар кинжалом и убегает с пропуском. Перед казнью она пришла к Марио и рассказала ему об убийстве, показывая пропуск, они надеются на спасение. Однако солдаты расстреливают художника. Скарпиа обманул Тоску, она понимает, что спасения нет, за ней уже гонятся. Отчаявшаяся женщина прыгает вниз с крыши тюрьмы.
В опере затрагивается тема патриотизма, жертвенности ради любви, дружбы и высоких чувств. В ситуациях, когда слабым легче всего сдаться, герои выбирают путь чести и достоинства, доказывая силу своих убеждений.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Начало первого действия
Занавес поднимается сразу же после вступительных аккордов. Зрителю предстает внутренний вид находящейся в Риме церкви Сант-Андреа делла Балле. В одну из ее боковых дверей заходит человек в оборванных одеждах, дрожащий от страха. Это Анджелотти, политический узник, бежавший из заключения. Он скрывается в церкви. Сестра его, маркиза Аттаванти, под статую Мадонны спрятала ключ от семейной капеллы, в которой и скрывается ее брат. Анджелотти сейчас лихорадочно его ищет. Опера Пуччини «Тоска» продолжается тем, что, этот герой, найдя его, поспешно отпирает дверь капеллы и скрывается в ней. Он успевает это сделать до того, как входит ризничий с едой и вещами для художника, работающего здесь.
Краткое содержание либретто оперы «Тоска»
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Церковь Сант-Андреа делла Валле, Рим, 1800 год.
Внутрь вбегает бежавший политический заключённый, измученный и оборванный. По перебираемым вслух наставлениям свой сестры, маркизы Аттаванти, находит спрятанный у ног Мадонны ключ и прячется в семейной капелле. В эту же секунду заходит Ризничий, принесший кисти и еду для художника. Непрерывно жалуясь на необходимость помогать и усталость, он вдруг слышит колокольный звон и тут же падает на колени для молитвы. В этом положении его застает вернувшийся Марио Каварадосси. Написанный портрет Марии Магдалины ужасно похож на прихожанку церкви Аттаванти, так что между двумя происходит диалог, в котором художник восхваляет красоту девушки, находя в ней черты своей возлюбленной, певицы Флории Тоски, а ризничий возмущенно бранит его за подобные вольнодумства в священном месте: «За шутки эти быть тебе в ответе». В конце разговора художник упоминает, что у него нет аппетита к принесенной в корзине еде, и ризничий удаляется. После этого Анджелотти уже может раскрыть себя и свой план побега художнику, Марио обещает ему помочь, но успевает только отдать корзину с едой и оправить обратно в капеллу, когда приходит Флория Тоска. От вида знакомой девушки на портрете певица страшно расстраивается и ревнует, но признания в любви и обещание вечерней встречи её успокаивают. Когда она уходит, Каварадосси и Анджелотти забирают женскую одежду-прикрытие и отправляются в дом к художнику.
Приходят новости о поражении Наполеона. Ризничий и певцы ликуют. В момент радости шеф полиции Скарпиа со своим помощником Сполетта приходят обыскать церковь в поисках беглеца и обнаруживают случайно забытый веер с гербом Аттаванти и пустую корзину для еды. Нить, которую немало помог протянуть ризничий, ведёт к художнику, так что когда Тоска возвращается, желая сообщить об отмене встречи, Скарпиа решает одним выстрелом вызвать в ней ревность, тем самым завладев её сердцем, и узнать местоположение художника. Обманутая и опечаленная Тоска идет искать любимого, и за ней отправляют слежку.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Палаццо Фарнезе. Кабинет Скарпиа.
Сполетта сообщает, что в домике никого кроме самого художника не обнаружилось, но его всё равно взяли под стражу. Каварадосси приводят в кабинет, но он продолжает отпираться и дерзить. Следом с праздника в честь победы прибегает Тоска. Задержанного уводят на допрос, и теперь уже очередь Флории, пообещавшей молчать, утаивать правду от властей. Вскоре становится понятно, что художника не просто допрашиваю, а пытают: Скарпиа приказывает открыть двери, чтобы Тоска могла это слышать. Признание девушки и раскрытие местоположения Анджелотти означают приговор для художника, но начальник полиции предлагает ей сделку, при которой он прикажет расстрелять осуждённого холостыми патронами, а затем они с Флорией с помощью пропускной грамоты покинут Рим. Предметом сделки с другой же стороны становится сама Тоска. Согласившись, певица вдруг замечает на столе с блюдами и вином нож и убивает Скарпиа, ругая и проклиная его. Забирает из его рук грамоту, кладёт распятье ему на грудь и уходит.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Площадка на башне тюремного замка Сант-Анджело.
Открывается песней пастуха об утерянной любви и смерти. Марио желает написать письмо Тоске перед казнью, но придаётся размышлениям. Приходит Тоска и рассказывает их план с подставной казнью, открывает ему, что произошло в кабинете. Обрадованные, они воспевают свою любовь друг к другу до того, как часы бьют четыре и приходит время казни. Но Скарпиа снова обманул девушку и патроны были настоящими. Скорбящую у тела Тоску уже собираются осудить за убийство, когда она вскрикивает, что своей жизнью будет платить не полиции, а Богу, и спрыгивает с края площадки.
Ризничий приходит к Каварадосси
Ризничий занят своими мыслями. Он говорит о чем-то сам с собой, идя к месту работы художника. Ризничий недоволен, что черты одной из прихожанок проступают в образе святой. Возможно, сам дьявол управляет рукой этого дерзкого живописца. Вот появляется и сам художник, Марио Каварадосси. Он начинает работать над изображением Марии Магдалины. На мольберте находится картина, законченная наполовину. Каварадосси поет арию «Свой лик меняет вечно». В ней он сравнивает с чертами своей возлюбленной, Флории Тоски (знаменитой певицы), наброски своего портрета.
Появление в церкви Флории Тоски
Хотите узнать, чем продолжается опера «Тоска»? Краткое содержание знакомит читателя с дальнейшими событиями. Флория Тоска просит открыть дверь в церковь. Каварадосси, едва заслышав голос женщины, заталкивает обратно в капеллу своего друга, чтобы он спрятался там. Флория входит. Это изумительно красивая женщина, одетая великолепно. Она, как и большинство других красавиц, легко поддается ревности. Сейчас это чувство возбуждает в ней портрет, который пишет Каварадосси. Она узнает белокурую красавицу. Художнику стоит некоторого труда успокоить свою возлюбленную. Флория не способна долго сердиться на Марио, и они договариваются после беседы встретиться на вилле художника после вечернего спектакля Флории во дворце Фарнезе. Анджелотти после ее ухода вновь выходит из своего укрытия. Его уводит Каварадосси, для того чтобы спрятать у себя дома.
Шеф полиции ищет беглеца
Сюжет оперы «Тоска» стремительно развивается. Приходят новости о том, что Наполеон потерпел поражение на севере Италии. Священники в церкви ведут приготовления для совершения богослужения по этому поводу. Скарпиа входит в самый разгар его подготовки. Шеф полиции ищет беглого Анджелотти. Вместе со Сполеттой, своим сыщиком, он находит множество свидетельств того, что именно здесь скрывается беглец. Среди улик эти действующие лица пьесы обнаруживают, например, веер с гербом Аттаванти. Скарпиа использует его хитроумно для того, чтобы возбудить ревность Флории, к которой пылает страстью.
ДЕЙСТВИЕ III
Площадь Тюрьмы Сант-Анджело Заключительное действие начинается довольно спокойно. За сценой звучит ранняя утренняя песнь пастушонка. Сценой этого действия является крыша тюремного замка Сант-Анджело в Риме, куда для казни должен быть приведен Каварадосси. Ему дается короткое время, чтобы приготовить себя к смерти. Он использует его, чтобы написать последнее письмо своей любимой Тоске. В этот момент он поет душераздирающую арию «E lucevan le stelle» («В небе звезды горели»). Вскоре появляется сама Тоска. Она показывает ему спасительные пропуска, которые ей удалось добыть у Скарпиа, она рассказывает ему, как она убила вероломного шефа полиции; и двое влюбленных поют страстный любовный дуэт, предвкушая свое счастливое будущее. Наконец Тоска объясняет, что Каварадосси должен пройти через фарс ложной казни, после чего они вместе убегут. Появляется расчет, ведомый Сполеттой. Марио встает перед ним. Они стреляют. Он падает. Солдаты уходят. Тоска падает на тело своего убитого возлюбленного. Только теперь она осознает, что Скарпиа коварно обманул ее: патроны были настоящими, и Каварадосси лежит мертвый. Рыдая над трупом Каварадосси, молодая женщина не слышит шагов возвратившихся солдат: они обнаружили, что Скарпиа убит. Сполетта пытается схватить Тоску, но она отталкивает его, вспрыгивает на парапет и бросается с крыши замка. Пока в оркестре гремит прощальный мотив предсмертной арии Марио, солдаты стоят замершие в ужасе.
Допрос Каварадосси и Тоски
Пока звучит голос Флории, исполняющей сольную партию, ее возлюбленного допрашивают в кабинете Скарпиа, однако безрезультатно. Когда появляется Флория, Каварадосси успевает ей шепнуть, что шефу полиции ничего не известно, и что ей не следует говорить о том, что она видела у него в доме. Скарпиа распоряжается увести художника в камеру пыток. Жандармы исполняют этот приказ, а вместе с ними и палач Роберти.
После этого Скарпиа принимается допрашивать Тоску. Женщина сохраняет самообладание, но лишь до тех пор, пока не слышит стоны Каварадосси, доносящиеся из камеры. Не в силах этого вынести, она выдает место, где находится Анджелотти. Это колодец в саду. Изможденного пытками Каварадосси доставляют в кабинет Скарпиа. Художник сразу же понимает, что его возлюбленная предала его друга. Сразу же после этого приходят новости о том, что Бонапарт одержал победу в Маренго. Каварадосси не может сдержать радости. Он поет песнь, восхваляющую свободу. Скарпиа приказывает отвести его в тюрьму и казнить на следующее утро.
ДЕЙСТВИЕ II
Дворец Фарнезе Вечером того же дня во дворце Фарнезе торжественно отмечается победа над Наполеоном; сквозь открытые окна полицейского отделения, которое находится здесь же, во дворце, слышны звуки музыки. Скарпиа один в своем кабинете размышляет о событиях уходящего дня. Со своим жандармом Скьярроне он посылает записку Тоске и теперь получает сообщение от Сполетты. Этот сыщик обыскал весь дом Каварадосси, но так и не нашел там Анджелотти, однако видел там Тоску. Он арестовал Каварадосси и привел его во дворец. Пока слышится голос Тоски, поющей во дворце сольную партию в победной кантате, ее возлюбленного приводят в кабинет Скарпиа и допрашивают, но безрезультатно. Когда появляется Тоска, Каварадосси удается шепнуть ей, что Скарпиа ничего не знает и что она ничего не должна говорить о том, чему была свидетельницей у него в доме. Скарпиа отдает приказ увести художника в другую комнату — камеру пыток, что и делают жандармы и с ними палач Роберти. Затем Скарпиа начинает допрос Тоски. Она сохраняет самообладание до тех пор, пока до ее слуха не доносятся из камеры стоны Каварадосси. Не в состоянии вынести этого, она выдает место, где скрывается Анджелотти — в колодце в саду. Каварадосси, изможденный пытками, доставлен в кабинет Скарпиа. Он сразу понимает, что Тоска предала его друга. В следующий момент приходят новости о победе Наполеона в Маренго. Художник не может скрыть своей радости и поет хвалебную песнь свободе. Скарпиа презрительно приказывает отвести художника в тюрьму и на следующее утро казнить. Затем Скарпиа вновь заводит свой коварный разговор с отчаявшейся Тоской. Во время этого диалога она поет арию «Vissi d’arte, vissi d’amore» («Только пела, только любила») — ее страстное обращение к любви и музыке, тем двум силам, которым она посвятила свою жизнь. В конце концов она соглашается принести себя в жертву, чтобы спасти жизнь любимого. Теперь Скарпиа объясняет, что, поскольку он уже отдал приказ казнить Каварадосси, должны быть произведены, по крайней мере фальшивые, приготовления к этому. Он призывает Сполетту, чтобы отдать необходимые распоряжения, и выписывает пропуска, чтобы Тоска и ее возлюбленный, могли покинуть Рим. Но в тот момент, когда он поворачивается к ней, чтобы заключить ее в свои объятия, она вонзает в него кинжал: «Тоска крепко целует!..» (Оркестр играет те самые три аккорда Скарпиа, но на сей раз pianissimo — очень тихо.) Флория быстро моет свои окровавленные руки, берет из безжизненной руки Скарпиа пропуска, ставит по свече с обеих сторон от его головы и кладет распятие на его грудь. Занавес падает, когда она тихо исчезает из кабинета.
Убийство Скарпиа
Затем шеф полиции снова начинает коварный разговор с Флорией. Во время этого диалога включается в такое произведение, как опера «Тоска», ария Тоски. Флория поет «Только пела, только любила». Это страстное обращение к музыке и любви — двум силам, которым Тоска посвятила всю свою жизнь. Женщина решается принести себя в жертву ради спасения любимого.
Скарпиа теперь объясняет, что, так как он уже распорядился казнить Каварадосси, следует произвести хотя бы фальшивые приготовления к казни. Он зовет Сполетту и дает ему необходимые распоряжения, а также выписывает пропуска для того, чтобы Каварадосси и Тоска могли покинуть Рим. Однако в тот момент, когда Скарпиа поворачивается к ней, намереваясь заключить женщину в свои объятия, Тоска вонзает в шефа полиции кинжал. Оркестр в это время играет три аккорда Скарпиа, но теперь очень тихо.
Флория моет руки, а затем берет пропуска из руки Скарпиа, ставит с обеих сторон от головы убитого по свече и кладет на его грудь распятие. Занавес падает тогда, когда Флория исчезает из кабинета.
Краткая характеристика творчества композитора
Джакомо Пуччини – один из наиболее известных итальянских композиторов. Многие его оперы и в настоящее время регулярно ставятся на ведущих театральных площадках мира. Он был крупнейшим после Верди автором крупных произведений. Вместе с тем он отличался от своего знаменитого предшественника приверженностью новому направлению в искусстве – веризму. Данный стиль предполагал акцент на социально-психологические конфликты между персонажами.
Это и определило особенности музыкальных произведений композитора («Богема», «Манон Леско» и другие). Он считал, что мелодия и действие на сцене должны быть неразрывно связаны между собой, поэтому в его сочинениях нет увертюр, которые исполняются без сценического представления. Музыка в операх Пуччини звучит сплошным потоком, без переходов, которые в произведениях его предшественников разделяли музыкальные номера. Такое новаторство не сразу встретило понимание не только публики, но и профессиональных критиков. Впрочем, многие из них уже тогда отмечали смелость музыкальных решений композитора, его оригинальный, ни с чем не сравнимый стиль, который оказал влияние на последующих авторов (И. Кальмана, И. Дунаевского и других). Произведения композитора отличаются ярким драматизмом и сложной оркестровкой, поэтому не все певцы могут петь под его музыку. Несмотря на оригинальность многих находок автора, он многое заимствовал у своих предшественников, в первую очередь у Верди (динамичный сюжет, драматизм).
Начало третьего действия
Довольно спокойно начинается заключительное действие. Ранняя утренняя песнь в исполнении пастушонка звучит за сценой. Местом третьего действия служит крыша римского замка Сант-Анджело. Именно сюда должен быть приведен для казни Каварадосси. Ему предоставляется короткое время для приготовления себя к смерти. Это время он использует для того, чтобы написать Тоске последнее письмо. Это очень трогательная сцена, которая предстает зрителям в третьем действии (опера «Тоска»). Ария «Тоски», которую поет Каварадосси в этот момент, называется «В небе звезды горели».
Кульминация
В этом моменте звучит одна из лучших арий в опере в исполнении героини: она сетует на свою судьбу и поддается отчаянию из-за разыгравшейся трагедии. Показателен тот факт, что сам композитор изначально не хотел включать этот номер в спектакль, так как он, по его мнению, замедлял динамичное действие представления, но ария оказалась так хороша, что в конце концов была вставлена и со временем стала знаменитой: многие известные певицы исполняют ее в концертных выступлениях.
Тоска соглашается на условие Скарпиа, получает пропуск на выезд из страны, после чего в порыве гнева и негодования убивает своего мучителя.
Трагический финал
Входит ведомый Сполеттой расчет. Перед ним встает Марио. Звучит выстрел, художник падает. Уходят солдаты. Флория падает на тело убитого возлюбленного. Она осознает лишь теперь, что Скарпиа обманул ее. Патроны оказались настоящими, и Каварадосси убит. Рыдая над его трупом, молодая женщина не замечает шагов вернувшихся солдат. Они нашли тело Скарпиа. Сполетта пытается схватить Флорию, однако женщина его отталкивает, взбирается на парапет и бросается вниз с крыши замка. Солдаты, замершие в ужасе, стоят неподвижно, пока звучит мотив предсмертной арии Каварадосси.
Так заканчивается опера «Тоска». Краткое содержание, изложенное нами, конечно, даже близко не передает всего великолепия этого произведения. Безусловно, стоит по возможности посмотреть его в театре. Итальянские композиторы считаются одними из лучших в мире. Опера, созданная Джакомо Пуччини, в очередной раз доказывает это.
Дж. Пуччини опера «Тоска»
В качестве основы либретто для своей оперы «Тоска» Дж. Пуччини выбрал одноименную пьесу В. Сарду. Эта великая история любви и предательства, облаченная итальянским композитором в оперный жанр, вот уже более века не перестает бередить сердца людей по всему миру. Спектакль настолько полюбился публике, что на сегодняшний день он является самым репертуарным в мире.
Краткое содержание оперы Пуччини «Тоска» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Флория Тоска | сопрано | известная певица, актриса, верная и ревнивая |
Марио Каварадосси | тенор | живописец, республиканец |
Барон Скарпиа | баритон | начальник римской полиции |
Чезаре Анжелотти | бас | бывший римский консул-республиканец, узник |
Сполетте | тенор | доносчик полиции |
Краткое содержание «Тоски»
Сюжет оперы разворачивается в Риме в самом начале XIX века. В центре водоворота событий – любовь певицы Флоры Тоски и художника Марио Каварадосси.
Пытаясь спасти от преследования своего друга, когда-то римского консула Чезаре Анджелотти, художник Каварадосси прячет его в колодце своего загородного дома. Начальник полиции Скарпиа догадывается, где прячется преступник. Чтобы схватить его, он следит за возлюбленной Марио Флорой Тоской, которая и приводит его к укрытию мятежника. Но вместо заключенного, в тюрьму попадает художник. Чтобы спасти любимого от пыток, девушке приходится выдать место укрытия Анджелотти. Но беспощадный начальник полиции приказывает убить и Каварадосси. Флора может спасти его, если подарит злодею свою любовь… Ей ничего не остается, как согласиться на этот шаг. Но полицейский не собирается спасать художника, он всего лишь «делает вид», что расстрел будет ненастоящим. Получив от Скарпиа документы на побег, Тоска убивает его.
С наступлением рассвета Флора бежит к возлюбленному и рассказывает о предстоящем побеге. А еще просит упасть «по-актерски», когда он услышит стрельбу «холостыми». Солдаты поднимают оружие, гремит выстрел, Каварадосси падает. Девушка бросается к любимому, ведь инсценировка закончилась, и они свободны! И только увидев окровавленное тело, понимает, что случилось на самом деле. А тем временем солдаты уже бегут к убийце Скарпиа. Тоска обречена…
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
45 мин. | 40 мин. | 30 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Тоска – опера с одной из самых необычных премьерных историй. Первый показ спектакля наделал много шума. Началось все с того, что театральный зал заполонила полиция. Кто-то сообщил о том, что в зале заложена бомба. После ее безуспешных поисков, спектакль все-таки начался. Едва грянули первые аккорды оркестрового вступления, как в зале послышались крики. Их причиной стала не угроза взрыва, а нарушение римской театральной традиции: в городе было принято начинать спектакли с опозданием. Публика собиралась как раз с этим расчетом, а на этот раз дирижер начал оперу вовремя. Только что пришедшие зрители возмутились и потребовали начать спектакль сначала. Дирижеру и солистам пришлось пойти на уступки. Ну что еще тут поделаешь!
- В одном спектакле, в сцене падения Тоски с крепостной стены, матрасы и подушки были заменены батутом, и до того как занавес закрылся, певица успела несколько раз взлететь над стеной.
- Австрийская певица Леони Ризанек пела молитву Тоски на животе. Так же она не верила в то, что Тоска может заранее спрятать нож, и в версиях спектакля с этой певицой разбивался бокал с вином, а в шею Скарпиа вонзался осколок.
- Монсеррат Кабалье попала в книгу рекордов Гиннеса, как единственная певица, которая исполняет четыре последние ноты молитвы Vissi d’Arte на одном дыхании.
- Рамон Винай прославился тем, что начинал карьеру в качестве тенора, а закончил басом. В опере «Тоска» он исполнял партии и Каварадосси, и Скарпиа.
- По свидетельствам биографов Пуччини, согласие В. Сарду на использование его сочинения для основы либретто он получил благодаря музыке — композитор исполнил для драматурга фрагменты своих опер, и музыка его покорила.
- Один из либреттистов настаивал на изменении финала. Он предлагал отказаться от гибели главной героини и заменить сцену ее падения с крыши замка на безумие. Но драматург на уговоры не поддавался: девушка должна кинуться вниз с парапета Замка Святого Ангела. Главным аргументом такого финала он назвал следующее — нехорошо задерживать зрителя сценой сумасшествия перед самым концом спектакля. И тогда в спор вмешался маэстро — он взял свой экземпляр либретто, открыл заключительную сцену и показал присутствующим свою пометку «ария пальто». Так он назвал финальный номер, который услышат не все зрители — ведь к этому моменту большая их часть покинет зал и устремится за верхней одеждой в гардероб. Это очень развеселило Сарду, и он доверил переработку последней сцены композитору, которого назвал «человеком театра», лучше других знающего предпочтения публики.
- Первую постановку оперы зрители восприняли достаточно холодно. Одной из причин такой реакции назвали неоригинальные мелодии и …. звуковой и сценический садизм. В данном случае публике пришлась не по вкусу сцена пыток.
- Пуччини всеми возможными способами пытался передать в своем произведении атмосферу Рима начала XIX века. Специально для этого при помощи служителя храма дона Паникелли в своем оперном детище он воссоздал подлинное звучание колоколов собора Святого Петра.
- В одном из спектаклей партию Каварадосси спел великий Энрико Карузо. Очень интересно прошло знакомство композитора с этим гением. Пуччини совершенно не представлял его вокальных возможностей, и поэтому попросил спеть. Как только Карузо завершил исполнение первой арии героя, маэстро поинтересовался, кто его к нему прислал, уж не сам ли Всевышний?
- В XX веке в России опера «Тоска» шла под названием «Борьба за коммуну». Для творения великого итальянца было написано новое либретто, его авторами стали Н. Виноградов и С. Спасский. Действие было перенесено во Францию конца XIX века, где главными героями стали революционерка и коммунар.
- Из-за специфики сюжета «Тоску» часто используют в различных произведениях, связанных с работой спецслужб и детективов. Среди наиболее известных фильмов, где упоминается это произведение или звучит музыка из него — «Дежа вю» (1989, реж. Ю. Махульский), «Суррогаты» (2009 г., Дж. Мостоу), «Розовая кукла» (1997, В. Ольшванг), «Сталинград» (2013, Ф. Бончарчук), «22 пули. Бессмертный» (2010, Р. Берри), «Метод» (2015, Ю. Быков). Любопытно, но сюжетные перипетии бессмертного оперного шедевра очень органично вплетаются в квесты и некоторых компьютерных игр, например «Hitman: Blood Money» (2006).
Популярные арии из оперы «Тоска»
Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» — слушать
Барон Скарпиа «Va Tosca! Te Deum» — слушать
Ария — молитва Тоски «Vissi D’arte» — слушать
Ария Каварадосси «Recondita armonia» — слушать
История создания «Тоски»
Пьесу «Тоска» В. Сарду написал специально для одной из самых выдающихся актрис за всю историю театра — Сары Бернар. С этим спектаклем Дж. Пуччини познакомился в миланском театре в 1889 году, и тогда же у него возникла мысль написать по этому произведению оперу. Однако в те годы он был только начинающим композитором, и поэтому особо не рассчитывал на внимание со стороны знаменитого драматурга. Именно поэтому все переговоры с автором пьесы Пуччини поручил вести своему издателю Джулио Рикорди. Но все осложнялось тем, что маэстро был не единственным желающим написать оперу на сюжет «Тоски» — пьесой как источником либретто заинтересовались Дж. Верди и А. Франкетти. В итоге честь создания оперы выпала на долю последнего, однако благодаря настоятельным рекомендациям Рикорди, ему пришлось отказаться от этой затеи.
Непосредственно работать над оперой Пуччини начал только в 1896 году. В это время он уже был хорошо известен, его оперные творения «Богема» и «Манон Леско» уже имели немалый успех. Сейчас композитор уже достаточно высоко оценивал свои шансы на благосклонность Сарду. И действительно, ему удалось провести с ним несколько плодотворных встреч. Написанием либретто занимались Л. Иллика и Дж. Джакоза, не упускал возможности поработать над сюжетом и сам композитор. Он провел активные переговоры с автором и настоял на некоторых изменениях в сюжете — так, он ускорил действие, сократил некоторые второстепенные сюжетные линии и внес изменения в судьбу главной героини. Опера была закончена осенью 1899 года.
Первые постановки
Премьерный спектакль «Тоски» прошел в знаменитом римском Театро «Констанци» 14 января 1900 года. Исполнителями главных ролей были Хариклея Даркле (Флория Тоска), Энрико де Марки (Марио Каварадосси), Эудженио Джиральдони (Барон Скарпья). У дирижерского пульта в тот вечер был композитор Леопольд Муньоне. Дебютная постановка вызвала небывалый ажиотаж — в зале находилось первое лицо государства — сама королева Италии Маргарита Савойская, которую сопровождала большая часть представителей правительства. Не упустили возможности услышать оперу соотечественники композитора — П. Масканьи, Ф. Чилеа, Дж. Сгамбатти. После спектакля Пуччини несколько раз вызывали на сцену, однако он остался недоволен реакцией зала.
Весной 1900 года «Тоску» смогла оценить миланская публика — она была поставлена на сцене легендарного «Ла Скала». Дирижировал оперой непревзойденный Артуро Тосканини.
За первый год своего существования на сцене это творение Пуччини было поставлено не только во всех крупных итальянских театрах — им заинтересовались и мировые оперные сцены. Исключением не стали и русские театры — первые постановки «Тоски» прошли в конце 1900 года в Одессе.
Эта опера Пуччини, пожалуй, самая чувственная и искренняя из всех им написанных. Многие считают ее настоящей мелодрамой, наилучшим образцом жанра.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Джакомо Пуччини «Тоска»
🗹