Чацкий и фамусовское общество
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».
Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.
Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».
Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать».
Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем». Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».
Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».
Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи».
А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к . На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.
Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.
Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие. Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.
Чацкий против фамусовской Москвы (урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Урок литературы в 9 классе
по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Учитель: Шишкина Т.С.
Тема урока: Чацкий против фамусовской Москвы (2 часа)
Цель урока: сопоставить двух основных персонажей комедии, Чацкого и Фамусова, выявить их мораль и жизненные ценности; выяснить, за что и против чего выступает Чацкий.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение: работа с литературоведческими понятиями
— К какому роду литературы относится пьеса Грибоедова А.С. «Горе от ума»? Почему? (Перед нами драма
(греч. drama, буквально - действие)
,т.к. произведение предназначено для постановки на сцене. Содержание драмы составляют речи, разговоры действующих лиц в формедиалогов, монологов. Речь действующих лиц сопровождаетсяремарками).
— Назовите особенности драмы? (1) характеры действующих лиц создаются речевым языком; 2) позиция автора скрыта больше, чем в лирическом и прозаическом произведении (поэтому изучение драматического произведения требует от читателя развитого воображения).
— Что такое конфликт? Какие конфликты можно обозначить в рассматриваемой пьесе? (Конфликт – столкновение противоречий, движущая сила действий в произведении. В пьесе можно выделить такие конфликты, как общественный, любовный).
— Почему нельзя говорить о соблюдении принципа трех единств в этом произведении? (В комедии А.С.Грибоедова несколько конфликтов)
2. Работа с текстом
Давайте выясним, в чем своеобразие конфликтов в этом произведении.
—
Напомните, зачем приезжает в Москву Чацкий? (
Чацкий возвращается в Москву прежде всего к Софье, он желает рассказать ей о своих чувствах)
— Как вы думаете, что послужило толчком к тому, что герой стал высказывать свои взгляды? (Словесная дуэль вокруг Софьи перерастает в столкновение воззрений, идей. Чацкий уязвлен холодностью Софьи, пытаясь выяснить, кто соперник, он невольно вступает в столкновение с обществом)
— Меняется ли ход пьесы, ее тональность вслед за встречей Чацкого и Фамусова? (Пьеса приобретает серьезный тон: затрагиваются важные проблемы)
— Почему автор вводит целую сцену одному только сообщению: «К вам Александр Андреевич Чацкий!» (д.2, я.2) (Подчеркивается значительность события и важность этого персонажа)
— Каково первоначальное отношение Фамусова к Чацкому? Кем они друг другу приходятся? Какого бы зятя желал Фамусов? Почему не видит в этой роли Чацкого? (Фамусов любит Чацкого: это сын его покойного друга. Поэтому первоначально он искренне рад встрече: «Здорово, друг; здорово, брат! Здорово». Но Чацкий не отвечает запросам отца, желающего выдать дочь замуж удачно).
— Насколько справедлива фраза Фамусова:
«Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди»?
— Как вы думаете, чем Чацкий занимался вдали от Родины? Согласны ли вы, что он бездельничал? (За границей Чацкий смотрит, как живет Европа, осознает, что в России многое происходит неправильно, там же герой задается вопросом смысла жизни)
3. Проверка домашнего задания:
1). Каковы представления Чацкого о службе, карьере? Что он думает о мундире? (д.
II
, я.2; д.
II
, я.5; д.
III
, я.3)
2). Расскажите об отношении Фамусова к службе, служащим, делам. Каково его положение в обществе? С какой фразой появляется Фамусов в пьесе? О чем это может говорить? (Фамусов – управляющий в казенном доме, богатый барин, свой человек в среде знати. Он гордится своим положением. Именно барство выделяется в Фамусове как в первом лице барской Москвы)
3). Таким образом, в чем разница в понимании службы, дела, карьеры этих двух персонажей?
4. Анализ текста
Выразительное чтение монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» (д.
II, я.1) заранее подготовленным учеником и его анализ:
— К кому обращен этот монолог?
— Как вы думаете, чувствует себя герой в этот момент? Каким мы его здесь себе представляем? Почему?
— Что за обновка у Петрушки? Как она характеризует барина?
— Какие фразы и почему автор выделяет курсивом? Что можно сказать о перечне дел Фамусова?
— Какие качества человеческого характера и поведения составляют для Фамусова «образец похвального житья»?
— Как вы думаете, в чем комический эффект слов: «А с чувством, с толком, с расстановкой», «Она не родила, но по расчету по-моему: должна родить»?
— Какова цель ведения этого монолога в комедию? Как он характеризует Фамусова и фамусовское общество в целом? (Герой философствует над мелкими житейскими делами. Фамусовское общество – большая семья, где все друг про друга все знают)
— Каков идеал человека и гражданина у Фамусова? О ком он говорит как «образце похвального житья»? Почему? (д. II, я.1; д. II, я.2) (Кузьма Петрович, Максим Петрович – это люди, которые живут лестью, низкопоклонством, раболепием, шутовством. Они готовы на все ради достижения положения в обществе. Идеальный человек — тот, который во всем ищет выгоду).
Индивидуальные сообщения двух учеников (д.
II, я. 2):
1). Как Фамусов оценивает «век нынешний»? Почему он называет его «ужасным веком»? Почему именно «век государыни Екатерины» кажется Фамусову самым прекрасным? (Фамусов – хранитель старинных традиций, его идеал – вельможа екатерининского времени, готовый при случае сыграть шутовскую роль, забыв про свой возраст и надменный нрав).
2). В чем Чацкий видит разницу между «веком минувшим» и «веком нынешним»? Показательна оговорка Чацкого «Я не об дядюшке об вашем говорю,/ Его не возмутим мы праха». Как ее можно понять? (Чацкий дает обобщенный образ вельможи «века минувшего»: двойственное отношение к людям («Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли; А тем, кто выше, лесть как кружево плели»). «Век минувший» называет «веком покорности и страха», «усердия к царю»).
5. Выводы по проведенному анализу текста:
-Таким образом, чем объясняется беспокойство Фамусова в отношении Чацкого? (Фамусову страшно в нынешнем поколении то, что «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов» и что в таких, как Чацкий, развито умение размышлять «не глядя на старших», привычка иметь свое суждение («Что говорит! и говорит как пишет!»).
6. Сопоставительный анализ монологов Чацкого и Фамусова
Выразительное чтение монологов заранее подготовленными учениками (д.
IIя. 5 «Вкус, батюшка, отменная манера», д.IIя. 5 «А судьи кто?»)
— Где происходит действие? О каком городе еще идет речь в произведении? Вспомните, пожалуйста, как исторически развивались южная столица России — Москва и северная — Петербург? (Петербург находился на границе, он больше ориентирован на западную культуру, тогда как Москва считалась в то время хранительницей старины, патриархальным городом)
«Как все московские, ваш батюшка таков…», — говорит Лизанька Софье, да и сам Фамусов подтверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток». Вот мы сейчас с вами и выясним, что это за характерные московские черты, и как к ним относится Чацкий.
— За что Фамусов хвалит Москву в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера»? Какие «законы» столицы упоминает?
— С каким чувством он произносит этот монолог? Искренен ли он? Что слышится в его последней фразе: «Решительно скажу: едва, / Другая сыщется столица как Москва!»? Почему? (Фамусов – патриот сложившихся устоев дворянской Москвы)
— Какие черты московского дворянства и как характеризует Чацкий в монологе «А судьи кто»? Какое настроение преобладает в этом монологе? В чем тайна его страстности? (Праздная жизнь дворянства наполнена обедами, балами, разорительными затеями. Чацкий бичует патриархальную Москву за отрицательное отношение к свободе мысли, слова, за нечестное добывание чинов и богатства, за презрение к человеческому достоинству)
— Оба персонажа говорят о любви к городу, но любовь эта разная. Здесь возникают такие понятия как «патриотизм ложный» и «патриотизм истинный». К кому они относятся и почему? (Фамусов – патриот нравов, он гордится московским обществом и доволен тем, что есть. Убеждения Фамусова непоколебимы, ибо проверены временем. Чацкий – патриот своей страны, своего народа. Он желает, чтоб его Отчизна была лучше, развивалась, отсюда сатирические нотки при характеристики устоев московского общества).
— Таким образом, что общего и различного в мнениях двух персонажей о Москве? Как эти монологи характеризуют героев? Какими вы их увидели в словесной дуэли? (Оба персонажа согласны, что жизнь в Москве застойная, но по-разному к этому относятся).
7. Выводы по проведенному анализу текста:
— Каковы жизненные ценности для Фамусова и для Чацкого? (Религия Фамусова –мнение света; ему важно, что будут говорить другие. Ценность для Чацкого — ум и внутренняя свобода)
8. Заполнение таблицы:
— За что и против чего выступает Чацкий?
за | против |
Идеал человека — свободная и просвещенная личность; идеал жизни – свобода от рабства во всех его проявлениях | Угодничество, низкопоклонство, раболепство |
Служба делу, а не лицам («Служить бы рад, прислуживаться тошно») | Служба из-за личных выгод |
Истинное просвещение («Теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…») | Внешний лоск в образовании («Набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле») |
Отмена крепостного права, уважение к простому народу | Крепостное право («А судьи кто?») |
Национальное достоинство | Засилие иностранного |
Чинопочитание, бюрократизм |
—
Приведите примеры из текста, в которых Грибоедов А.С. заклеймил низкопоклонство перед Западом? (д I, я.4;.д. III, я.22)
9. Домашнее задание
Прочитать действие III. Охарактеризовать гостей на балу у Фамусова. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого.
6
Чацкий и фамусовское общество
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».
Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.
Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».
Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать».
Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем». Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».
Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».
Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи».
Сочинение на тему москва глазами фамусова и чацкого
Комедия «Горе от ума» была закончена А.С. Грибоедовым в 1824 году. Написана комедия в стиле классицизма. За один день в доме московского туза Фамусова происходит масса событий: неожиданный приезд Чацкого, бал, объяснение в любви, измена. Действие комедии происходит в переломное для России время. После войны 1812 года растёт национальное самосознание русского народа. На общество влияют идеи декабристов. Старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям. Это то фамусовское общество, которому и посвящена моя работа. Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся фамусовская Москва. Так что же это такое фамусовское общество, фамусовская Москва? Москва первой четверти ХIХ века – это город, строящийся после войны и пожаров. С тех пор дороги, тротуары, Дома и все на новый лад. Но при этом Чацкий спрашивает: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. А.А. Чацкий вернулся в дом Фамусова, где провёл своё детство, после трёхлетнего отсутствия. Он путешествовал, «искал ума». И что же видит? Дворянское общество, друзья Фамусова (фамусовская Москва) не изменились. Дома новы, но предрассудки стары. Фамусовское общество консервативно, не терпит ничего нового. Ведь столбовые все, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их… беда! Не то, чтоб новизны вводили, – никогда, Спаси нас Боже! Фамусовское общество – это тесное общество консервативных московских дворян, таки как Скалозуб, Горичи, Тугоуховские , Хрюмины, Загорецкий, Репетилов, Хлёстова и сам московский Туз –П.А. Фамусов. Павел Афанасьевич – вдовец. Он уверен, что является для всех положительным примером. Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца. ………………………………… Монашеским известен поведеньем!.. Но он заигрывает с служанкой Лизой , у него связь с вдовой-докторшей. Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить… Что же беспокоит Фамусова и его окружение? Отсутствие морали? Нет. Служанка Лиза очень точно формулирует ответ: Грех не беда, молва не хороша. Да и самого Фамусова беспокоит, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Ведь «злые языки страшнее пистолета». Что же является главным в жизни для представителей фамусовской Москвы? Богатство и карьера. Для достижения этих целей все пути хороши. Примером служит «покойник дядя» Максим Петрович. Чтобы заслужить улыбку и благоволение государыни Екатерины, он три раза падал на пол, «да так, что чуть затылка не пришиб». Но зато именно он был чаще других играть в вист, слышал при дворе приветливое слово, он выводил в чины. давал пенсии. В результате он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; В обществе приветствуется тот, кто мастер услужить, сказать комплимент. нарочно проиграть в карты. И Молчалин, секретарь Фамусова, безродный дворянин, взятый из Твери, овладел этим мастерством в совершенстве. Я вашу партию составил: мосье Кок, Фома Фомич и я. ……………………………….. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка! Я гладил все его; как шелковая шерстка! За это Молчалина нежно благодарят и привечают в обществе. Спасибо, мой дружок. …………………………. Спасибо, мой родной. А Антон Антоныч Загорецкий ? человек он светский, Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий. При нем остерегись: переносить * горазд, И в карты не садись: продаст. Так отзывается о нём Платон Михайлович. Но ведь он мастер услужить, достанет и билеты на спектакль и арапку для Хлёстовой, поэтому и принят в обществе Фамусовых. Этакой услужливостью Молчалин и Загорецкий добиваются не только любви и признания в обществе, но и продвижения по карьерной лестницею В фамусовском обществе ценятся связи. Сам Фамусов придерживается принципа: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!.. Молчалин находит покровительство у Фамусова и Татьяны Юрьевны, у которой «…Чиновные и должностные-/ Все ей друзья и все родные». Характерна для консервативного дворянства и необразованность. Обсуждение лицеев, школ, гимназий, книг на балу вызывает всеобщее негодование. Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. Литературу и чтение они считают бесполезным занятием. В баснях их беспокоит насмешка над львами и орлами. ……………… басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари. Детям нанимают учителей «числом поболее, ценою подешевле», потому что это модно, это принято. Представители фамусовской Москвы преклоняются перед всем иностранным, презирают родную культуру и русский язык. В обществе говорят на французском. Как иронизирует Чацкий Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? Барышни увлекаются французскими романами. Зовут они друг друга Зизи и Мими. Теперь они не сударыни, а мадамы и мадмуазели. Над исконным русским обращением «сударыня» они смеются. Французик из Бордо чувствует себя царьком в Москве. Приехал – и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция. Надо также отметить, что представители фамусовского общества являются убеждёнными крепостниками. Хлёстова рассказывает Софье: ……… мне и сестре Прасковье Двоих арапченков на ярмарке достал; Купил, он говорит, ….. У Хлёстовой и её сестры появилась новая игрушка. Можно вспомнить и барина, который держал балет из крепостных, а потом «Амуры и Зефиры все / Распроданы поодиночке!!» Да и сам Фамусов обещает швейцару Фильке: « В работу вас, на поселенье вас…» Интересно, что в фамусовской Москве властвуют женщины. Они по силе характера не уступают мужчинам. Даже Фамусов признаётся, что женщины « Судьи всему, везде, над ними нет судей; …» Именно к Татьяне Юрьевне ездят на поклон и за покровительством, а Фамусова волнует, «…что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!». Женщины фаммусовского круга кокетливы. Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, * Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, … Это тоже способ добиться первенства. Мужья этих дам – «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – …» Ярким примером такой пары являются Горичи. До женитьбы Платон Михайлович был военным, человекм активным, храбрым. После женитьбы всё изменилось. Наталья Дмитриевна, его жена, руководит им, говорит за него, знает, что ему нравится и не нравится, командует им. Уверена, что у мужа « Все рюматизм и головные боли,» что муж слаб здоровьем. Платону Михайловичу позволено лишь сказать : «Ах! матушка!» Но кто же является завидным женихом? За кем охотятся матушки и батюшки барышень на выданье? Лиза отвечает на этот вопрос : Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами, да с чинами, …………………………………………………… И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; Вот, например, полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы. Прежде всего, жених должен быть при деньгах. Фамусов говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». И тот же Фамусов рассуждает: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених. Ценятся деловые, то есть те, которые делают карьеру любыми путями. В фамусовской Москве очень быстро распространяются сплетни и слухи. Софья лишь намекнула г. N, что Чацкий не в своём уме. Г. N тут же передаёт новость г. D. Новость обрастает подробностями. Загорецкий прибавляет, что Чацкий сидел в жёлтом доме на цепи. К концу бала всё общество обсуждало Чацкого, его сумасшествие, опасность общения с ним. Причиной было и вино. и мать его, которая тоже была не в своём уме. Воистину «злые языки страшнее пистолета»! Поскольку произведение написано в стиле классицизма, то для своих героев Грибоедов подобрал «говорящие» фамилии. Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!» Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова. Вон он на цыпочках, и не богат словами; …………………………….. Молчит, когда его бранят! Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия. Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям Единственный, кто противостоит этому обществу – Александр Андреевич Чацкий. Он хочет привлечь внимание общества к проблемам. которые губят Россию. Но фамусовская Москва не приемлет его взглядов и умело сплачивается перед лицом опасности. Поэтому намек Софьи на то, что Чацкий не в своём уме, так активно, без всяких сомнений воспринят обществом. Каждый заинтересован в очернении Чацкого. Ведь, если он сумасшедший. то он неопасен. В отчаянии Чацкий восклицает: Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, ………………………………………….. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Фамусовское общество губит ростки свободомыслия. Таким образом, в комедии «Горе от ума» А.А.Грибоедов описал конфликт между устаревшими формами жизни и новыми веяниями. Переход от старого к новому – всегда процесс болезненный и тяжёлый. Добавил
: Margarita1995 Беру!
Сочинение Чацкий и фамусовское общество
В основе произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» положен общественный конфликт. Это основной конфликт комедии, происходящий между Александром Андреевичем Чацким и московским, «фамусовским» обществом.
Круг знакомых Фамусова широк и демократичен. При выборе круга общения Павел Афанасьевич руководствуется сугубо личными принципами, потому среди его знакомых находятся вельможи и бедняки, люди без чина и не относящиеся к знати. К обществу Фамусова также относятся его секретарь Молчалин и полковник Скалозуб. Все эти люди представляют собой «век минувший»
Это общество поддерживает традиции и нравы Москвы. Люди, относящиеся к «фамусовской Москве» крайне недовольны модой на все иностранное, однако недовольство выражают лишь в состоянии раздражения. Для большей части общества Фамусова главное в жизни – завоевание хорошей репутации, ради которой они способны пойти на любые жертвы. Служба для людей Фамусова это способ удовлетворить собственные интересы.
В 1824 году А. С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Знаки грядущих больших социальных и общественных изменений проявлялись и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова, и в общем тоне комедии. В центре пьесы лежит столкновение сторонников барской Москвы с представителем «новых» людей — Александром Андреевичем Чацким. Этот герой один выступает против всего «фамусовского общества». Тем самым автор подчёркивает исключительное положение людей с прогрессивными взглядами. «В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Самым ярким представителем ретроградов в пьесе является Фамусов. Именно он является самым мощным и влиятельным противником Чацкого. Именно он ведет с Александром Андреевичем спор о жизни, об идеологических ценностях и приоритетах человека и всего московского общества. Можно сказать, что Фамусов и Чацкий, являясь представителями двух кардинально противоположных мировоззрений, представляют два типа патриотизма – две модели российского (в частности, московского) общества. Что же превыше всего ставит в жизни Павел Афанасьевич Фамусов? По-настоящему этого героя не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Фамусов боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в лице Фамусова автор обличает чинопоклонство старого московского света. Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» первого. Так, во втором действии (явл. 2) герои остаются наедине, и им удаётся поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он ещё не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик. В своём разговоре герои касаются сначала вопроса о службе. Чацкий сразу же о. Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается научить его, как надо добиваться «и мест, и повышенья в чин». Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва: А дядя! Что твой князь? Что граф? Когда же нужно послужиться, И он сгибался в перегиб… Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу и почёт. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере парирует: Но между тем? кого охота заберёт, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком? Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит «век минувший». Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего в этой жизни только с помощью способностей и ума: Нет, нынче свет уж не таков. Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает — Фамусов уже давно его не слушает, он заткнул себе уши. Таким образом, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот приём автор использует специально для того, что бы ещё чётче обрисовать положение Чацких – их доводы не слушают, потому что противопоставить им что-то невозможно. Единственное, чем может обезопасить Фамусов старый привычный режим, так это Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам. В справедливых, пылких нападках Чацкого на московское общество Фамусов видит опасность, вольность. Он считает, что причина кроется в том, что Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди. Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что говорит! И говорит, как пишет!». Оно относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких характеристик этого героя, как «опасный человек», «да он властей не признаёт!», «карбонари». Почему же это, с точки зрения Фамусова, ужасно? Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является «ученье», поэтому все книги надо сжечь. Для века раболепства учёность, мышление, собственное мнение действительно было опасным, потому что тогда за это наказывали. Но и теперь, когда уже нет правления Екатерины, Фамусов всё ещё боится. И самое ужасное, что такие люди, как он, занимали высокие посты в обществе, являясь примером для подражания. Таким образом, конфликт между Чацким и его противниками во главе с Фамусовым – это, в том числе, и борьба двух идей патриотизма, двух моделей человека и общества. Одна из них консервативна, косна, отягощена всевозможными пороками и предрассудками. Вторая же прогрессивна, построена на уважении к человеку, опирается на справедливость и гуманизм. На мой взгляд, несмотря на все сложности, победа модели Чацкого неминуема, потому что за ней — будущее.
.
Сочинение 2
Автор в комедии «Горе от ума» разделяет всех действующих лиц на положительных и отрицательных. Чацкий выступает персонажем полностью положительным, а вот Фамусов и общество, которое его окружает – персонажами полностью отрицательными, у которых нет даже качеств положительных, заложенных природой.
Да и сам Грибоедов считал Чацкого человеком передовым, таким которого постоянно будут помнить, а его образ будет в сердцах людей вечно. При этом фамусовсое общество станет прототипом всего дворянства в то время. Именно поэтому Чацкий всегда противостоит существующему в то время обществу.
При этом Фамусов, как самый яркий представитель того обществе, является человеком неразвитым, поэтому в его доме всегда царит неуважение и невежество, которое пропитывает буквально все.
Чацкий же полная противоположность данному герою, он привык мыслить и чувствовать, анализировать, с широко открытыми глазами смотреть на происходящее вокруг. Когда он возвращается на территорию Москвы, то сразу бросается в объятия своей возлюбленной, которая за это время совершенно изменилась. У нее уже не было той прежней любви, на нее воздействовало воспитание Фамусова. В этом проявляется его эгоистичность.
При этом Фамусов впускает его в собственный круг, стараясь показать, что он до сих пор остается с ним друзьями. А сам Чацкий до последнего надеется, что любовь Софии вернется, он сразу говорит о том, насколько она красива, но вот девушка никак не реагирует на его высказывания в ее адрес.
Чацкому тяжело в фамусовском обществе, которое не может его принять полностью. Оно понимает, что он достаточно умный человек, с которым нужно находить общий язык, но само общество не хочет меняться, оно намерено поменять Чацкого под себя, но вот молодой человек не согласен на такие изменения. Он привык мыслить и размышлять, его ум находится в постоянном поиске информации, он анализирует ее, старается применить на практике, но вот общество, в котором он живет, совершенно не в восторге от подобных движений, поэтому всячески старается заглушить имеющиеся в нем мотивы и порывы.
Противостояние человека и общества, которое его окружает – вот ключевая идея повествования и произведения в целом.
Отношение Чацкого к службе
С чего же разгорелся весь конфликт Чацкого с обществом? Все началось с беседы с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла полюбить такого человека. Когда в дом Фамусова съезжаются гости, Чацкому удается пообщаться с каждым, и с каждым таким разговором будет увеличиваться противостояние.
Чацкий в открытую выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Ему также ненавистны порядки екатерининского века.
Чацкий считает себя свободной и независимой личностью, которой чужда рабская принадлежность. Но Фамусов и все его общество — это вельможи екатерининского века и особые «охотники поподличать».
Отношение Чацкого к службе негативное, и поэтому он уходит со службы. Чацкий с огромным желанием мог бы служить Родине, но ему совсем не хочется прислуживать начальству, в то время так в светском обществе Фамусова бытует мнение о том, что служба лицам, а не делу является источником личных выгод.
🗹