- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Отношение автора к Чичикову
Кто Чичиков для самого автора? Какое отношение у Гоголя к самому загадочному персонажу?
В письме к Жуковскому Гоголь называет своего героя скотиной. Чтобы опровергнуть сравнение с животным Гоголь каждый раз дает Павлу Ивановичу шанс проявить себя с лучшей стороны. Чичиков в глазах автора все-таки далек от животного: он испытывает человеческие чувства – смущение, замешательство, влюбленность. В отличие от помещиков, души которых давно мертвы и не могут испытывать любви, Чичиков еще может переживать это высокое чувство. Но натура все равно побеждает, и Чичиков продолжает заботиться только о своем обогащении. Гоголь не до конца разочарован в своем герое, поэтому пишет вторую часть «Мертвых душ». Возможно, и там он даёт подлому Чичикову переосмыслить свою идеологию.
К биографии Чичикова Гоголь приступает не сразу, а только в одиннадцатой главе. Осознавая всю сложность и неоднозначность прошлого Павла Ивановича, писатель освещает эту часть жизни героя с явной неохотой. Писатель акцентирует внимание на том, что могло послужить причиной омертвения души Павлуши. Гоголь с трудом признает, что Чичиков когда-то мог быть другим, зная того беспринципного Чичикова, который занимается скупкой мертвых душ.
В некоторых моментах сам автор сливался со своим героем, и в Чичикове появляются проблески живой души. Гоголь мог использовать слияние, для того, чтобы, пропустить образ героя сквозь себя.
То, что автор не до конца разочарован в Чичикове видно в сцене с быстрой ездой. Герой мчится на тройке и ощущает удовольствие, свойственное настоящей русской душе.
Стоит заметить, Гоголь видел в Павле Ивановиче не только недостатки, он высоко оценивал его благопристойность. Чичиков не позволял себе употреблять непристойных слов, и всегда относился к собеседникам с уважением. Он был тонким психологом и легко мог определить сильные и слабые стороны человека, при этом сам, оставаясь неопределенным. Чичиков умел, как хамелеон приспособиться к любой среде, где бы он ни находился. Хорошо видны положительные качества Чичикова в сравнении с помещиками: он не был пустым мечтателем как Манилов, не был так примитивен как Коробочка, слишком далек от безрассудного Ноздрева и умеет расположить к себе в отличие от Собакевича. Автор признает – у Чичикова есть желание преобразовать мир по своему вкусу, поэтому его душу нельзя назвать омертвевшей окончательно.
Эпитеты классика
В письме к В. А. Жуковскому создатель «Мертвых душ», называет Чичикова скотиной. Отношение Гоголя к Чичикову, судя по этому эпитету, резко отрицательное. Писатель говорит, что Чичиков прошел только половину странствования. Русский народ умеет остановить мошенников, не дает им развернуться во всю мощь. Характер народа сложен. Обманщикам нужно быть увертливыми. По мнению классика, грекам легче. В отношении к Чичикову красной нитью проходит у автора отношение к себе. Гоголь ругает свою душу, ведь это он создал образ покупателя «мертвых душ». Будь он лучше, Чичиков не был бы такой скотиной.
Ругательское, просторечное слово – скотина – уничижительно по отношению к предприимчивому помещику, стремящемуся накопить денег для будущего потомства. Гоголь сразу отсекает человечность героя, в нем только животные желания, скотская сущность и безнравственность.
ЧИЧИКОВ — КТО ЖЕ ОН? ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕРОЮ
Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь тем, что до новой переписи умершие крепостные документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет «на бумаге» вступить во владение ими для различных махинаций — в частности, для получения денег под залог из опекунского совета. Исходя из этого смысла названия, Чичиков — плут, герой плутовского романа; цель произведения в таком случае — сатирическая, а главный герой — инструмент сатиры. Такой сюжет, подсказанный автору, по его собственному свидетельству, Пушкиным, действительно предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во-первых, это возможность показать Русь «с одного бока»: через путешествующего плута можно панорамно охватить русскую жизнь, дать типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во-вторых, это возможность создать сгущенный образ российской бюрократической системы, в которой все ирреально и фиктивно, в которой бумажные «мнимости» замещают человека.
Если перед нами плутовской роман с уклоном в сатиру, то Чичиков — всего лишь пошляк (правда, «гигантского калибра»), «подлец», попавший в глупое положение. Так о нем и пишет В. Набоков: «Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцами фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому заду, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ), — эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума».
Так что же? Чичиков — пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически-бездушного значения слова «душа» (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение — «душа человека», в бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, сказали Гоголю, не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, о котором исследователь Гоголя Ю. Манн пишет следующим образом: «Чичикова интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность — «смерть». Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной: кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий «расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство». В дальнейшем «странное направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется».
В этом контексте «пошлость» выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут «смерти» (в предельном смысле этого слова — «смерть души»). Тема пошлости, удвоенная («пошлость пошлого человека») и абсолютизированная (еще о «Ревизоре» Гоголь говорил, будто публику испугала «пошлость всего вместе»), ведет человека вниз по лестнице мирозданья: лица превращаются в животные «рыла», «рыла» — в бездушные вещи. А самый «низ» этой лестницы — в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец («пора припрячь и подлеца»), а еще и мелкий бес, адский прислужник.
Но это еще не все — далеко не все. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: «Мертвые души» — не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь… не похожа ни на повесть, ни на роман… Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение». Почему поэма? «Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте — в трех частях: первая часть — «Ад», вторая часть — «Чистилище», третья часть — «Рай». Замысел, таким образом, не ограничился изображением «ада», «пошлости пошлого человека», предел его — спасение этого самого «пошлого человека». Кого же конкретно из первой части «Мертвых душ»? Чичикова прежде всего. Что же указывает на это в тексте первой части?
Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого — биографии. Биография Чичикова (так же как и Плюшкина) — это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение — через покаяние.
Что необходимо для покаяния, для очищения души? Внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). «С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы…»; «неприятно, смутно было у него на сердце…»; «какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им» — фиксирует Гоголь моменты «интроспекции» (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним — например, отступление об умерших мужиках Собакевича или о встретившейся Чичикову девушке («Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может и выйти дрянь, и выйдет дрянь!»).
Как герой поэмы, Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и. мелком бесовстве «подлеца» мерцают блики «живой души», для которой возможно восхождение в последующих томах поэмы. Обратим внимание на то, как автор «Мертвых душ» переходит к знаменитому отступлению о «птице-тройке», завершающему первый том «Мертвых душ». Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, «ибо любил быструю езду»; и тут же — авторское обобщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Далее: «Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?» И наконец, предельный, под стать грандиозной поэме, план обобщения: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?» От Чичикова с его бричкой к таинственно-патетическому вопрошанию: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». Получается, что и Чичиков причастен к этому «полету», а значит, и к «тайне»: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать.
Первый том «Мертвых душ» начинается с загадки: «два русских мужика» обсуждают, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы; а завершается той же бричкой, тем же словом — «русский», слившимся в «Русь-тройку», — и снова загадкой, выросшей до грандиозного символа: «Русь, куда ж несешься ты?» Кто же такой тот, кто в этой бричке находится, — Чичиков? Да, пошляк, да, мелкий бес — но и загадка. Вот как откликнулся на нее Герцен: «Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».
Автор и герой
Классик не сразу дает описание жизни главного героя поэмы. Он как будто задерживает время, оттягивает знакомство. Зачем предпринят такой интересный подход? Вероятно, автору не хочется сразу делать персонаж отрицательным. Гоголь надеется, что Чичиков оступится. Где-то при встрече с кем-то откажется от своей затеи, но под пером появляются строки другого содержания. Чичиков двигается от поместья к поместью, увеличивая свое состояние из мертвых душ, сам становясь все черствее.
Гоголь пытается отвлечь от цели поездки. Рассказывает, как тяжело живется на Руси бедным. Где взять капитал, если семья разорилась?
Как пробиться незаурядному молодому человеку, если нет семейного тыла и помощи родственников?
Классик кидает Павла Ивановича из одной стези в другую, пытаясь остановить развитие корыстных черт. Но мелочность берет верх над героем, жадность приводит к одному провалу за другим.
Сочинение: Отношение автора к Чичикову (в поэме «Мертвые души»)
(449 слов) Одним из выдающихся произведений Николая Васильевича Гоголя является поэма «Мертвые души». Известно, что Гоголь очень тщательно отнёсся к созданию своего произведения. Композиция задуманного триптиха была спланирована по мотивам культового литературного произведения — «Божественной комедии» Данте. Как и автор средневековой поэмы, Николай Васильевич рассказывает о человеческих пороках. Главным героем поэмы является Павел Чичиков — человек, который вобрал в себя все отрицательные черты нового времени. Чичиков стал одним из первых предпринимателей в сословной системе России. Рассмотрим, как относился автор к своему герою.
Уже многое можно понять, если вдуматься в название поэмы «Мёртвые души». Чичиков хотел ради собственной выгоды воспользоваться именами умерших крестьян, которые по документам официально числились живыми. Но читатель понимает, что под «мертвыми душами» автор подразумевает алчных, жадных и невежественных помещиков, которых погубила праздность. Писатель посчитал необходимым показать всю ничтожность положения паразитического высшего общества. В своем произведении автор показал «мёртвую Россию», которая лишена истинных нравственных качеств. Также в своей поэме писатель отмечает наступление нового времени «Чичиковых» и приход нового, более алчного поколения. В образе Чичикова известный писатель показал зачаток буржуазного сословия. Для того чтобы более подробно показать историческое место персонажа, автор раскрывает его характер, психологию и поведение. Писатель отмечает удивительную способность главного героя приспосабливаться к любой обстановке, расположить к себе любых людей, узнать все интересующие подробности. Он опрятен, любознателен, умен, бережлив, вежлив. Главный герой хорошо разбирался в психологии людей. Ему несложно было найти слабые и сильные стороны человека. Но все таланты Чичикова устремлены к наживе. Он убеждён, что только имея деньги, можно выжить, поэтому все его мысли зацикливаются на приобретении материальных благ. Даже думая о красивой белокурой девушке в колеснице, он тут же рассчитывает ее вероятное приданое. Павел Иванович не имеет искренних привязанностей, он все делает по расчету. И расчетом он может оправдать любую подлость.
Стоит отметить, что в одном из своих писем, посланных Жуковскому, Гоголь называет своего героя «скотиной». Однако автор желает, чтобы Чичиков показал себя и с положительной стороны, чтобы не все в его характере было так очевидно. Гоголь позволяет главному герою проявить некоторые достойные качества. Так, Чичиков способен испытывать влюблённость, стеснение, замешательство. Таких качеств нельзя заметить в образах других помещиков. Их души являются мёртвыми, они не могут испытывать высоких чувств. Также Чичикову нельзя отказать в способностях, он умен и находчив:
… спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.
… в госте не только любознательность, но и основательность…»
«… Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека
Таким образом, Николай Васильевич показывает не только отрицательные качества героя, но и его достойные черты. Все это подтверждает, что душа Чичикова не умерла окончательно. У него еще есть шанс возродиться. Однако на данном этапе автор не одобряет жизненного пути и ментальности Павла Ивановича. Одержимость деньгами впустую растрачивает все его положительные качества.
Автор: Виктория Комарова
Положительные черты характера Павла Ивановича
У персонажа очень много черт, которые не позволяют относиться к нему только к отрицательному персонажу. Его желание – скупить мертвых душ пугает, но до последних страниц читатель находится в недоумении, зачем помещику умершие крестьяне, что задумал Чичиков. Еще один вопрос: как додумался до такого способа обогащения и повышения своего статуса в обществе?
Какие черты можно считать положительными:
- бережет здоровье, он не курит и следит за нормой выпитого вина.
- не играет в азартные игры: карты.
- верующий человек, перед началом важного разговора мужчина по-русски крестится.
- жалеет бедных и подает милостыню (но это качество нельзя назвать сострадательностью, оно проявляется не к каждому и не всегда).
- лукавство позволяет герою скрыть истинное лицо.
- аккуратен и бережлив: вещи и предметы, которые помогают сохранить в памяти важные события, хранятся в шкатулке.
Чичиков воспитал в себе сильный характер. Твердость и убежденность в своей правоте несколько удивляет, но и покоряет. Помещик не боится делать то, что должно сделать его богаче. Он тверд в убеждении. Такая сила нужна многим, но большинство теряются, сомневаются и сходят со сложного пути.
Несколько интересных сочинений
- В каждой стране есть свои ценности, права, свобода и основы порядка. Каждая страна гордиться своими гражданами и их заслугами. Каждая страна хочет жить по своему уставу. Устав этот называется Конституцией страны
- Все школьные предметы можно сравнить с кирпичиками, из которых складывается наше общее образования. Они являются одинаково важными элементами этого образования, и нельзя, отдавая предпочтение одному, совсем не заниматься другими
- Много веков назад древний человек приручил кошку. Раньше этот зверек был единственным спасением от грызунов. Кошки по-прежнему остаются бок о бок с человеком.
- Этот рассказ показывает, что даже нищие могут сохранить себе благородство и честность. Произведение построено на контрасте, противопоставляются богатые и бедные, жизнь и смерть
- Произведение Пушкина рассказывает о том, как от стремления к лёгкой наживе можно потерять всё. Герой повести – небогатый офицер Германн. Он ведёт скромный образ жизни, мечтая, увеличить свой небольшой капитал за счёт трудолюбия
Примеры похожих учебных работ
Маленький человек в повести Гоголя Шинель
… крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела. Сочинение Образ … двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый …
Урок по литературе «Нравственный выбор героев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
… по главам Вы можете здесь. Проблема выбора в повести «Тарас Бульба» В повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» прослеживается очень явная проблема выбора. Казаку Тарасу Бульбе пришлось выбирать между сыном и Родиной. …
Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в “Записках …
… идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. Герой повести «Записки сумасшедшего» Аксентий Иванович Поприщин — мелкий … книги», 2004 Сочинение на тему пародия в петербургских повестях гоголя «Петербургские повести» Гоголя открывают тему …
Урок по литературе «Нравственный выбор героев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
… на выбор. Слайд №13 Написать сочинение по данным темам на выбор: 1) «Мог ли Тарас не убивать Андрия?» 2) «О чем заставляет задуматься повесть «Тарас Бульба» … просит дать письменный ответ на вопрос: какие нравственные уроки я получил сегодня? Слайд …
Проблема отношения человека к своему внешнему образу
… внутренних недостатков, развитии талантов. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id7951 по проблеме отношения человека к внешнему образу (ЕГЭ по русскому) По книге «Быть …
Личность героя
Павел Иванович Чичиков имеет довольно высокий чин. Он коллежский советник. Для человека
«…без племени и роду…»
такое достижение доказывает, что герой очень упорный и целеустремленный. С детства мальчик воспитывает в себе умение отказать себе в удовольствии, если это помешает большим делам. Для получения высокого чина Павел получил образование, причем он усердно занимался и приучал себя получать желанное всеми способами: хитростью, подхалимством, терпением. Павел силен в математических науках, значит, обладает логикой мышления и практичностью. Чичиков – человек осмотрительный. Он может рассуждать о различных явлениях жизни, подмечая то, что поможет добиться нужного результата. Герой много путешествует и не боится встреч с новыми людьми. Но сдержанность личности не позволяет ему вести длительные рассказы о прошлом. Герой – отличный знаток психологии. Он легко находит подход и общие темы разговора с разными людьми. Причем поведение Чичикова меняется. Он, как хамелеон, легко меняет внешность, манеру поведения, стиль речи. Автор подчеркивает, насколько необычны извороты его ума. Он знает цену себе и проникает в глубины подсознания собеседников.
🗹