- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Маленький человек в пьесе Бесприданница
Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению «маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов. Люди, имевшие в своих руках деньги и власть, считали допустимым унижение и насмешки над теми, кто был ниже их по социальному происхождению.
В произведении Островского «Бесприданница», роль такого человека играет мелкий служащий Юлий Капитонович Карандышев. С детства Карандышев рос и воспитывался в среде мелкого мещанства, и, будучи робким и слабохарактерным, он с детства испытывал над собой власть более сильных и богатых сверстников. Не имея возможности стать на одну ступеньку с сильными мира сего, Юлий Капитонович осуждает их взгляды на жизнь, в то же время, завидуя им черной завистью. Его честолюбие и тщеславие требуют уравнивания положения, Карандышев стремится всеми путями достичь достойного положения в высшем обществе.
Юлий знаком с Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым, Карандышев хочет показать, что не хуже их, хотя, по образованию и по уму, помещики намного превосходят этого завистливого и нелепого человека. Своим поведением Карандышев ничем не отличается от этих богатых «властелинов мира»: ради своего самоутверждения, Карандышев использует Ларису Огудалову. Юлию кажется, что женившись на ней, он, во-первых, облагодетельльствует девушку, отчасти опороченную Паратовым, а во-вторых, уколет и самого Паратова, тем что красивая «игрушка» будет принадлежать мелкому чиновнику.
Испытав на приеме, устроенным в честь невесты, страшное унижение, жалкий и смешной Карандышев убивает Ларису.
Мелочный и тщеславный чиновник не пробуждает сочувствия, а своими амбициозными претензиями никчемного человека, вызывает лишь брезгливость и презрение.
В «Бесприданнице» есть еще один герой, исполняющий миссию «маленького человека». Это опустившийся актер Аркадий Счастливцев, которого Паратов использует, как шута. Спившийся алкоголик за небольшую мзду готов исполнить любые капризы своего господина. Разница Счастливцева и Карандышева в том, что спившийся, но не корыстолюбивый актер, понимает низость и подлость высокопоставленных нуворишей.
В «Бесприданнице» описаны пороки общества, и к чему они приводят.
10 класс
Другие сочинения: <- Самоубийство Катерины в Грозе? ОстровскийТемное царство в пьесе Гроза ->
Портрет
Карандышев — молодой человек, жених главной героини драмы Ларисы Дмитриевны Огудаловой. Это мелкий чиновник с небольшим доходом. На службе, видимо, у него место не очень престижное, так как, судя по репликам, ему даже не предлагают взятки.
Он беден и не привлекателен. У него отсутствует вкус и чувство меры. Об этом можно судить по описанию комнаты чиновника, которое даёт Вожеватов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…»
В женихи Карандышев выбран случайно. Он почти три года добивался Ларисы, был в доме Огудаловых частым гостем. Его не гнали, держали, как запасной вариант, никто не выказывал молодому человеку своего расположения. Чаще его не замечали, иногда он был предметом насмешек и издевательств, как, например, в ссоре с Паратовым.
Лариса из-за безысходности своего положения, постоянных сборищ потенциальных женихов в доме матери и отъезда в неизвестном направлении любимого человека, соглашается выйти за Юлия Капитоновича замуж.
klassreferat.ru
70-80-е годы в творчестве А.Н. Островского знаменуют новый период, когда писатель обращается к иным социальным отношениям, иному общественному устройству. Так, в своей пьесе «Бесприданница» Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема «маленького человека». И в пьесе «Бесприданница» она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин — новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев — жених Ларисы Дмитриевны. Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак». Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, «что просто жалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца. Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним — оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он — маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих его достоинствах. Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова. У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на Волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако, вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису. Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоении так и не в силах понять. Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает. Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий…» «Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», — умоляет он Ларису. Карандышев, вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она любит его. Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над самолюбивым человеком . Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не понимает, что его спаивают. Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. «Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться. В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способен признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное — говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек. Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису. Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его «вещью». И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок. Но случайно ли то, что слова о «вещи» писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не «одарил» ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет в драме другого, более «достойного» персонажа. В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большее значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории «униженных и оскорбленных», о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток и озлоблен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису. Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, — жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.
Рекомендуем посмотреть:
- Паратов и Лариса в драме «Бесприданница»
- Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева
- Трагедия Ларисы. Островский «Бесприданница»
- Лучшее произведение Островского – «Бесприданница»
- Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцен из 2 го действия пьесы «Бесприданница»)
- Драма «горячего сердца» в пьесе «Бесприданница» — сочинение
- Сочинение на тему: Психологизм драмы А Н Островского «Бесприданница»
- Характеристика образа Ларисы. Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница»
- Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве». Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница»
- Трагедия Ларисы. Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница»
Характер
Во многих литературных произведениях «маленький человек» представляет собой жалкое зрелище, часто этому персонажу невольно сочувствуют. Карандышев не вызывает жалости. Этот человек обладает слишком большими амбициями для своего положения. Он не в меру эгоистичен и высокомерен.
Юлий Капитонович не обладает ни способностями, ни средствами, ни обаянием, хотя претендует на всеобщее уважение. Лариса нужна ему для престижа, чтобы занять соответствующую его эго нишу в обществе.
Ничтожество и непомерная гордыня Карандышева не раз подчёркиваются в пьесе. Особенно ярко эти качества проявились во время званого обеда в честь помолвки молодого человека с Ларисой, на которую он пригласил самых знатных людей города. При этом выявляются ещё такие качества чиновника, как жадность, спесь, глупость, болезненное самолюбие.
Карандышев слаб, труслив и не уверен в себе. Эти качества подчёркнуты во время разговора о его несостоявшемся самоубийстве.
Карандышев и общество
Стремление Карандышева стать барином вызывает насмешки и издевательства со стороны местных купцов. Возможно, если бы Юлий Капитонович так не «пыжился», то к нему относились бы по-другому, но нелепые попытки попасть в «высшее общество» вызывают лишь презрение. К Карандышеву относятся, как к шуту и паяцу, издеваются и насмехаются над ним. В ходе всей драмы можно наблюдать колкие реплики в его адрес и пересуды о нём во время разговоров купцов между собой. Самым показательным примером пренебрежительного отношения к жениху Ларисы является званый обед в доме Карандышева.
Карандышев и Лариса
Лариса нужна была Карандышеву для того, чтобы потешить своё самолюбие и попасть в высшее общество. Если даже он и любит свою будущую жену, то чувство это не возвышенное. В отношениях с Ларисой он проявляет только отрицательные качества своего характера: ревность, подозрительность, эгоизм.
Возможно, если бы он услышал Ларису, её просьбы и мольбы, то трагедии бы не случилось. Девушка просит Карандышева уехать в деревню, чтобы забыть о своей прежней жизни, говорит, что готова полюбить его, если он будет вести себя скромнее. Но Карандышев не внимает её просьбам. Ему нужен шик, признание его равным среди богатеев города. Поэтому он «выгуливает» Ларису по бульвару, покупает жалкую клячу и нанимает кучера, вместо поклонов во время встречи со знакомыми, теперь едва кивает им, подчёркивая этими выходками своё ничтожество.
Матери Ларисы он так и говорит, что хочет «повеличаться» потому, что долго ждал этого, перенеся «много уколов для своего самолюбия».
Ещё не став мужем Ларисы Дмитриевны, Карандышев ограничивает её свободу (не разрешает петь во время званого обеда), дурно отзывается о её доме и образе жизни, говоря, что дом похож на «цыганский табор», попрекает её за дружбу с Вожеватовым: « Называете его Васей. Что за фамильярность с молодым человеком!»
Возможно, смерть была для Ларисы лучшим выходом потому, что в любом случае с Карандышевым она не была бы счастлива. Девушка для него была такой же вещью, как и для других мужчин её окружения. Только для них она была дорогой вещью для удовольствия, а для Юлия Капитоновича вещью для престижа.
Маленький человек в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
Маленький человек — тип литературного персонажа, который определяет человека невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом чаще всего добрый, никому не делающий зла, безобидный. То есть, такой герой способен вызвать жалость, сочувствие. Такой тип персонажа встречается и в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Но в данном случае речь будет идти даже больше не о маленьком человеке, а лишь о жалком его подобии.
Этим героем заслуженно можно считать Юлия Капитоныча Карандышева.
Как и свойственно этому типажу персонажей, он низкого социального положения, неприметен — он не может считаться равным среди гостей дома Огудаловых. И здесь он действительно маленький: его не видно и не слышно, и держится он в доме на всякий случай, чтобы в отсутствии уважаемых гостей хоть какой-то мужчина был в доме. И это неравноправие раздражает, злит, обижает его: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена».
Это уже другой, видоизмененный маленький человек. Если раннее в литературе маленький человек мирился со своей судьбой, принимал это как есть и не ждали от судьбы большего, то у Карандышева чувство собственного достоинства настолько обостренно, гордыня и желание сорвать с себя «шинель» затмевают его разум. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Всё это делает героя ещё меньше, ничтожнее. Злость, обида, желание мести — это не свойственно маленькому человеку, безобидному, смирному. Даже несмотря на то, что, казалось бы, меньше маленького человека быть уже не может, но вот он — Карандышев.
Во-первых, о многом говорит его жажда самоутверждения, некоторой власти. То, что Лариса Дмитриевна выходит за него замуж, даёт ему повод для того, чтобы «повеличаться». Он же сам во время тоста подтверждает это, желая уколоть своих обидчиков: «Я имею право гордиться и горжусь. Она меня поняла, оценила и предпочла всем.» И вдобавок к этому он также хочет доказать свою власть над своей невесткой, запрещая ей петь, когда об этом просят все гости: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю». Даже в самом имени Карандышева есть претензия на некоторое величие — Юлий, имя римского полководца Цезаря. Но простое отчество словно напоминает о происхождении и настоящей сущности Карандышева — Капитоныч.
Он глуп, пуст и имеет довольное примитивное, пошлое, грубое, несуразное понимание жизни, ведь он считает, что деньги и оружие и есть признак власти, силы. Об этом говорит и коллекция турецкого оружия, висящая на стене для некоторого устрашения и доказательства силы Карандышева. И в момент, когда он понимает, что опозорен и унижен, он обращается именно к оружию с желанием мести. Также, не имея средств на хороший алкоголь, он всё равно изворачивается, желая удивить гостей и доказать, что он при таком же материальном достатке, что и они, подменяет этикетки на бутылках: «На бутылке-то «бургонское», а в бутылке-то «киндер-бальзам»». Его претензия на величие, власть есть также не что иное, как желание чувствовать зависть со стороны других, что по своей сути ничтожно, мелко, мерзко.
Во-вторых, о многом также говорит его отношение к любви, к женщине. Лариса для него лишь способ самоутвердиться, вещь, которая даст ему повод «повеличаться». Он не отрицает даже в последней сцене, что Лариса — вещь: «Я беру вас, я ваш хозяин.». Из-за самолюбия, гордыни, глупости он совершенно не способен понять и полюбить кого-либо — и в этом же его ничтожность. И даже в момент, когда он может потерять свою невестку, он чувствует досаду и обиду не из-за того, что упустил любовь, а что упустил такой шанс выглядеть солидно, достойно, на уровне, из-за того, что он теряет над ней власть. Ради того, чтобы не быть униженным, втоптанным в грязь, таким образом брошенным, чтобы не дать возможность кому-то отнять полученную дорогую «вещь», он решается на смертный грех, убийство: «Так не доставайся ж ты никому!». Это не Самсон Вырин, души не чаящий в своей дочери, добрый и чувствительный человек. Это не Акакий Акакиевич, заикающийся и не обидевший ни мухи, незаметно проживший в своем углу и незаметно умерший. Это убийца, ничтожный, злой, завистливый, жадный.
Над таким маленьким человеком смеяться уже совсем не хочется не потому, что его жалко, а потому что очевидна его опасность. Именно опасность: своей озлобленностью, глупостью он способен надругаться над чувствами других людей, думая лишь о своих, способен навредить и испортить жизнь тому, кто не смог «оценить» в нем тех качеств, которых в нем, собственно, и нет. Он, не желая признавать своей ничтожности, уверен в том, что способен вершить судьбы других. Маленький человек? Уже берет сомнение, а человек ли это..
Полезный материал по теме:
- анализ пьесы Островского « Бесприданница»
- отзыв по пьесе «Бесприданница»
- «Сравнение Ларисы и Катерины из пьес А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»»
- Причины жизненных трагедий Катерины и Ларисы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница»
- Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза