Сочинение Отношение Чичикова к Плюшкину (Мертвые души)

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

Павел Иванович Чичиков завершает цепь своих визитов по приобретению мёртвых душ посещением Плюшкина. В его имении он рассчитывал на большую удачу, и его надежды полностью оправдались. У этого помещика за несколько лет умерло более 120 крепостных, к тому же набралось более 80 беглых. Чичиков приобрёл их всех по 30 копеек за душу и остался очень довольным результатом поездки.

И Чичиков, и все встреченные им на пути к сомнительным сделкам помещики живут идеей обогащения. Гоголь показал в образах помещиков различные степени одержимости этой идеей.

Последнюю стадию поглощения страстью наживы воплощает Плюшкин. На этой ступени у человека не остаётся даже искры добра, и, лишённый духовного начала, он превращается в фантом, призрак, мёртвую душу.

Фигура Плюшкина – единственная из всех обрисованных в поэме Гоголя «Мёртвые души» выступает как зловещее предупреждение: страшитесь превратиться в Плюшкина, потому что это воплощённое разрушение всех живых связей с миром и людьми. Плюшкины сеют одичание и смерть.

Деревня помещика – это полуразрушенные дома, их рассохшиеся щелястые стены напоминают голые рёбра, в окнах вместо стёкол тряпьё. В помещичьем доме заколочены все окна, кроме двух.

Будучи владельцем тысячи душ крепостных, Плюшкин весь их труд превращает в пыль. Зерно гниёт в кладях, до холстов и сукон нельзя дотронуться – они распадаются на клочья. Жадность хозяина отвадила всех покупщиков. Произведённое крестьянами становится навозом. Они сами умирают от голода и болезней или пускаются в бега. Имена умерших людей на бумаге показались Чичикову мошками, усеявшими белый лист.

Символом бессмысленной скупости и жадности стала плюшкинская куча хлама в углу комнаты, вся покрытая пылью десятилетий. Она свидетельствует, до какой «гадости и подлости» мог дойти человек, равнодушный не только к участи крестьян, но и к судьбам своих детей: старшие сбежали (сын – в полк, дочь – замуж за ротмистра), младшая дочь умерла. Ещё ранее оставила этот мир жена.

Оставшись один, Плюшкин не чувствует сожалений из-за пустоты, окружающей его, и, как паук, суетится в паутине своего разрушающегося хозяйства и потерявшего человеческие черты быта. Он утратил даже внешние признаки пола. Чичиков долго сомневался, баба перед ним или мужик, а потом решил, что это ключница. Связка ключей на поясе Плюшкина – ещё один символ ложных ценностей, служению которым продал свою жизнь и душу этот герой.

В эпизоде встречи Чичикова с Плюшкиным автор показал абсурдность накопительства ради голого обогащения, не имеющего целью принести кому-нибудь пользу, благо.

Другие темы: <- Ай да Вакула, какой молодец? ГогольНравы и обычаи уездного города Н ->

`

Популярные сочинения

  • Образ Руси в поэзии Блока — сочинение 11 класс
    Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает
  • Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)
    Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной.
  • Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир
    Пьера Безухова мы впервые видим в салоне Анны Павловны Шерер. Он выступает как нарушитель общественного спокойствия и светского вечера, в общем. Молодого человека от всех присутствующих отличал не сколько его высокий рост

Разговор Чичикова у Плюшкина (Анализ эпизода главы 6 первого тома Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

1. Композиционное построение. 2. Сюжетная линия. 3. «Мертвая» душа Плюшкина. 4. Анализ эпизода. 5. Символический образ «мертвых» душ.

Сюжетная композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» построена таким образом, что здесь можно рассмотреть три идейных линии или направления, логически связанных и переплетенных между собой части. Первая раскрывает жизнь помещиков, вторая — городских чиновников, а третья — самого Чичикова. Каждое из направлений, проявляясь, способствует более глубокому проявлению двух других линий.

Действие поэмы начинается с приезда нового лица в губернский город NN. Происходит завязка сюжета. Сразу же в первой главе Чичиков знакомится почти со всеми героями поэмы. Во второй главе проявляется движение сюжета, которое происходит вместе с главным героем, отправляющимся в путешествие по окрестным селам по собственной надобности. Чичиков оказывается в гостях то у одного, то у другого помещика, причем просматривается интересная особенность. Автор как будто специально расставляет своих героев так, что каждый новый персонаж еще более «пошлее другого». Плюшкин самый последний, схем приходится общаться Чичикову в этом ряду, а значит, можно предположить, что именно у него наиболее античеловеческая сущность. Чичиков возвращается в город, и, перед читателем разворачивается красочная картина из жизни городского чиновничества. Эти люди давно уже позабыли о значении таких слов, как «честность», «справедливость», «порядочность». Занимаемые должности в полной мере позволяют им вести благополучную и праздную жизнь, в которой нет места для осознания государственного долга, сострадания к ближним. Гоголь не старается отдельно обострить внимание на самой общественной верхушке жителей города, однако мимолетные зарисовки, быстрые разговоры — и читателю уже все известно об этих людях. Вот, к примеру, генерал, на первый взгляд и неплохой вроде человек, однако «…было набросано в нем в каком-то картинном беспорядке… самопожертвование, великодушье в решительные минуты, храбрость, ум — и ко всему этому — изрядная подмесь себялюбья, честолюбья, самолюбия и мелочной щекотливости личной».

Доминирующая роль в сюжете произведения отводится Павлу Ивановичу Чичикову. И именно он, его качества характера, его жизнь оказываются под пристальным вниманием автора. Гоголю интересна эта новая разновидность людей, появившаяся в тогдашней России. Капитал выступает единственным их устремлением, и ради него они готовы обманывать, подличать, льстить. То есть «Мертвые души» — это не что иное, как способ как можно глубже рассмотреть и понять насущные проблемы общественной жизни России того времени. Безусловно, сюжет построен так, что основное место в поэме занимает изображение помещиков и чиновников, но Гоголь не ограничивается только описанием действительности, он стремится натолкнуть читателя на мысль о том, насколько трагична и беспросветна жизнь простого народа.

Плюшкин оказывается последним в галерее помещиков, проходящих перед глазами читателя. Об этом помещике Чичиков случайно узнал от Соба-кевича, давшего довольно неблагоприятную рекомендацию своему соседу по имению. В прошлом Плюшкин был человеком опытным, трудолюбивым и предприимчивым. Он не был обделен умом и житейской смекалкой: «Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины». Однако скоро все пошло прахом. Жена умерла. В Плюшкине, ставшим вдовцом, прибавилось подозрительности и скупости. Затем со штабс-ротмистром сбежала старшая дочь, сын вместо гражданской службы выбрал военную, и был отлучен от дома. Младшая дочь умерла. Семья развалилась. Плюшкин оказался единственным хранителем всех богатств.

Отсутствие семьи, друзей привело к еще большему обострению подозрительности и скупости этого человека. Постепенно он опускается все ниже и ниже, пока не превращается в «какую-то прореху на человечестве». Даже процветающее хозяйство постепенно разваливается: «…неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались-торговались и, наконец, бросили его вовсе, сказавши, что это бес: а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи в них капусту, мука в подвалах превратилась в камень… к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль». Он наложил проклятие на всех оставшихся в живых детей, чем еще более усугубил свое одиночество.

В таком бедственном состоянии его и увидел Чичиков. В первые моменты знакомства главный герой долго не мог разуметь, кто перед ним находится: женщина или мужчина. Бесполое существо в старом грязном халате было принято Чичиковым за ключницу. Однако после главный герой был очень удивлен и шокирован, узнав, что перед ним стоит хозяин дома. Автор, описывая богатства Плюшкина, тут же рассказывает о том, как ранее бережливый человек морит голодом своих крестьян, и даже самого себя, носит вместо одежды всякую рвань, тогда как в его кладовых и подвалах пропадают продукты, портится хлеб и сукно. Более того, скупость помещика приводит к тому, что весь хозяйский дом оказывается заваленный всяким хламом, поскольку проходя по улице, Плюшкин собирает любые предметы и вещи, забытые или оставленные крепостными без присмотра, приносит их в дом и сваливает в кучу.

В разговоре с Чичиковым хозяин жалуется на свою жизнь, сетуя на крепостных, которые обворовывают его. Именно на них ответственность за столь бедственное положение помещика. Плюшкин, владея тысячью душ, погребами и амбарами, полными всевозможной снедью, пытается угостить Чичикова засохшим заплесневелым куличом, оставшимся от приезда дочери, напоить подозрительной жидкостью, которая когда-то была настойкой. В описаниях Плюшкина Гоголь старается доказать читателю, что подобная история жизни помещика — это не случайность, а заранее предопределен ход событий. Причем здесь на первом плане не столько личная трагедия главного героя, сколько сложившиеся условия социального бытия. Плюшкин с радостью соглашается на сделку с заезжим господином, тем более что все расходы по оформлению документов тот берет на себя. Помещику невдомек даже задуматься над тем, зачем гостю «мертвые» души. Жадность настолько овладевает хозяином, что ему не до размышлений. Основная забота хозяина — это как бы сэкономить бумагу, которая требуется для письма председателю. Даже пробелы между строчками и словами вызывают у него сожаление: «…стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что все еще останется много чистого пробела». Во время беседы главный герой узнает, что у Плюшкина есть еще и беглые крепостные, которые так же вводят его в разорение, поскольку за них приходится платить в ревизию.

Чичиков предлагает совершить хозяину еще одну сделку. Разворачивается бурная торговля. От волнения у Плюшкина дрожат руки. Хозяин не желает уступать двух копеек, только для того чтобы получить деньги и поскорее спрятать их в один из ящиков бюро. После завершения сделки Плюшкин бережно пересчитывает денежные купюры несколько раз, осторожно укладывает их для того, чтобы больше никогда уже не вынимать. Болезненное стремление к накопительству настолько овладевает помещиком, что он уже не в силах расстаться с попавшими к нему в руки сокровищами, даже если от этого зависит его жизнь или благополучие его близких. Однако человеческие чувства еще не совсем оставили помещика. В какой-то момент он даже размышляет, не подарить ли Чичикову часы за его великодушие, однако благородный порыв быстро проходит. Плюшкин вновь погружается в пучину скупости и одиночества. После отъезда случайного господина старик медленно обходит свои кладовые, проверяет сторожей, «которые стояли на всех углах, колотя деревянными лопатками в пустой бочонок». День у Плюшкина закончился как обычно: «…заглянул в кухню… наелся препорядочно щей с кашею и, выбранивши всех до последнего за воровство и дурное поведение, возвратился в свою комнату».

Гениально созданный Гогдлем образ Плюшкина как нельзя наглядно показывает читателям черствость и омертвление его души, всего, что есть человеческого в человеке. Здесь как нельзя ярче проявляется вся пошлость и низость крепостного помещика. Неминуемо возникает вопрос: кого писатель называет «мертвыми» душами: бедных умерших крестьян или чиновников и помещиков, управляющих жизнью в российских уездах.

Описание деревни, усадьбы, дома Плюшкина

Деревня, принадлежавшая этому помещику, была большая. Во всём были видны запустение и ветхость. Брёвна мостовой при езде по ним поднимались то вверх, то вниз, как клавиши фортепьяно. Избы были ветхие, с крышами, походившими на решето, с окнами без стёкол. Около изб были огромные клади очень застоявшегося господского хлеба. Цветом они походили «на старый, плохо выжженный кирпич», на их верхушке росли какие-то растения, а сбоку — даже кустарник.

В селе стояли две церкви — опустевшая деревянная и каменная, вся истрескавшаяся, испятнанная. Там, где прервалась цепь изб, был пустой огород, обнесённый городьбою, местами изломанной.

Множество обветшалых строений (погребов, амбаров, и т. п.) стояло во дворе около господского дома, тоже обветшавшего. Помещичий дом был непомерно длинным, местами в два этажа, местами в один. На стенах дома кое-где была видна штукатурная решётка. Окна этого длинного дома были забиты досками или заставлены ставнями, только два были открыты. Всю это безрадостную картину оживлял только большой заросший сад позади дома.

В доме Чичиков увидел ужасный беспорядок, всё было в пыли и паутине. На бюро лежала всякая всячина: засохший лимон, ручка кресла, кусочек тряпочки, пожелтевшая зубочистка и много подобного мусора. В углу комнаты виднелась куча предметов, которые недостойны были лежать на столе. Куча была покрыта толстым слоем пыли. Пыль была и на люстре, висевшей в холстинном мешке и сделавшейся похожей на кокон, в котором сидит червяк.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЧИЧИКОВ У ПЛЮШКИНА

Эх ты, подлец-Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положительного героя. Но не было его в этом несправедливом мире. Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, «свихнувшись» на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются прореху на человечестве». Таков Плюшкин. «А ведь было время -когда он только был бережливым хозяином! был женат и се-” и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, — – -хозяйству и мудрой скупости… Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей… перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее… по-4 пйтельнее… скупее. » Бережливость переродилась в скаредсть, а некогда богатое поместье — в развалившееся хозяйство. Переехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает «какую-то особенную ветхость… на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек… Окна в избенках были без стекол. » Господский дом глядел «каким-то дряхлым инвалидом», только сад, «заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении». Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: «баба или мужик». Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель», все ветхо, грязно и убого. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами». Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен. «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высматривают кота, боясь попасться ему в зубы. Встреть его Чичиков в церкви, «то, вероятно, дал бы ему медный грош». Но Плюшкин «не нищий… У этого помещика была тысяча с лишком душ». В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, «не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни», заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок». И все тащил к себе в комнату. «Вон уж рыболов Шел на охоту»,— говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе. Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвертинкv бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея нельзя обойтись «восьмушкой».

«восьмушкой». ° В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящего о «ничтожности» и «гадости», до которой может дойти человек подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах которым стремился в юности. «Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!»-—», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости». Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла — крепостного права делающего из людей рабов мелких «страстишек», вытравляющего душу. Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ «птицы-тройки», способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства».

Биография

Автор сообщает своеобразную «историю болезни этого помещика». Имя этой «болезни» — скупость. Гоголь рассказывает, как появилась у Плюшкина разрушительная страсть скопидомства. Когда-то этот человек был экономным, бережливым, трудолюбивым хозяином, была у него хорошая семья: приветливая, хлебосольная жена, две дочки и сынишка. После смерти жены его несколько скупой характер обострился от одиночества. Ему пришлось самому заниматься мелкими хозяйственными заботами. Когда разъехались сын и старшая дочь, а младшая умерла, скупость взяла над помещиком полную власть. Эта всепоглощающая страсть стала причиной того, что Плюшкин перестал общаться с людьми, разорвал родственные отношения, детей своих он стал считать расхитителями имущества. Полное одиночество развило ужасную скупость, жажду стяжательства.

Плюшкин утратил способность отличать полезное от несущественного, важного от мелочей. Он перестал обращать внимание на главные части хозяйства, заботясь о сохранении всякой мелочи (бумажек, пёрышек и т. п.). Он подбирал на улицах деревни негодные вещи и складывал в угол своей комнаты.

Покупщики перестали покупать у него зерно, сено, сукно, холсты, так как он был очень неуступчив в торгах. Всё это гнило, ветшало, мука превратилась в камень.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» — восклицает автор.

? Портрет Плюшкина: цитаты Чичикова о Плюшкине.

Чичиков долго не мог понять, какого пола была стоявшая перед ним фигура: баба или мужик. «Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Со временем Чичиков признал в нем старика — как оказалось, ему шел седьмой десяток. «Лицо его не представляло ничего особенного <…> один подбородок только выступал очень далеко вперед <…> маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши <…> Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. <…> Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик».

Отношение автора к герою

Плюшкин — самый богатый из тех помещиков, к которым ездил Чичиков. Гоголь, подробно описав запустение в его усадьбе и доме, подчёркивает, что «подобное явление редко попадается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться». Так что Плюшкин, по мнению писателя, — личность, нетипичная для России. Он называет его прорехой на человечестве и поражается, до какой ничтожности дошёл этот человек. Гоголь призывает юношей, выходящих в суровую жизнь, забирать с собой все человеческие чувства, иначе старость будет бесчувственна и холодна.

Автор показывает, что в Плюшкине осталась малая искорка живой души. Когда Чичиков спросил, нет ли у него какого-нибудь знакомого в городе, чтобы он совершил купчую за Плюшкина, тот вспоминает, что действительно председатель палаты — его школьный приятель. Старик вспомнил юность, и на его лице появилось «какое-то бледное отражение чувства». Значит, в этой душе, порабощённой страстью к наживе, осталась крошечная живая её часть. Известно, что писатель предполагал показать в следующих частях поэмы возрождение души Плюшкина.

Реакция на предложения Чичикова

За время скупки мертвых душ Чичиков объездил множество поместий и познакомился с разными помещиками. Каждый из них по-своему реагировал на необычное предложение главного героя о скупке мертвых душ. Так какая реакция на предложение Чичикова последовала со стороны главных персонажей поэмы?

  1. Реакция Манилова и Коробочки на предложение Чичикова
  2. Реакция Ноздрева и Собакевича на предложение Чичикова
  3. Реакция Плюшкина на предложение Чичикова

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Реакция Ноздрева и Собакевича на предложение Чичикова

Ноздрев – драчун и скандалист, не имеющий никаких моральных принципов. Имея двоих детей, он совершенно не заботится о них и не уделяет им внимания. Собак и волчонка, которые живут в его доме, он любит больше, чем собственных отпрысков. Какова же реакция Ноздрева на предложение Чичикова? В отличии от Коробочки и Манилова он нисколько не удивился. В этом предложении он увидел лишь возможность с выгодой провести время. Он предложил Чичикову сыграть на «мертвые души», и если тот выигрывает, то забирает их бесплатно. В результате у них чуть не завязалась драка, и Чичикову ели удалось спастись. Ноздрев – единственный помещик в произведении, у которого Чичиков не смог купить крепостных.

? Плюшкин, его «души» и Чичиков.

Предложение Чичикова платить подати за умерших крестьян совершенно изумило Плюшкина, от радости он даже потерял дар речи. Но на его «деревянном лице» радость исчезла мгновенно: он озаботился тем, как это сделать, и стал опять вздыхать о расходах, связанных с оформлением купчей крепости. Услышав, что и это Чичиков берет на себя, Плюшкин подумал, что он служил в офицерах, потому что, по его мнению, они глупы. Это убеждение было у него давнее и неискоренимое: всех военных он считал «картежниками и мотишками»; не доверял Плюшкин и соседу-капитану, набивавшемуся в его родственники; своему зятю-офицеру: он только «мастер притопывать шпорой».

Всех своих дворовых Плюшкин подозревает в воровстве; черты «великодушия»Чичикова тоже стали казаться ему невероятными, и он, к радости Чичикова, поспешил со сделкой. «Ведь черт его знает, может быть, он просто хвастун, как все эти мотишки; наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет!» – подумал Плюшкин

От удовольствия, что так ладится продажа, Плюшкин решил угостить Чичикова«ликерчиком», в котором, было, «козявки и всякая дрянь… напичкались», но хозяин сор повынимал и теперь он годится к употреблению. Отказ Чичикова привел Плюшкина в еще более благостное настроение. «Пили уже и ели! – сказал Плюшкин. – Да, конечно, хорошего общества человека хоть где узнаешь: он не ест, а сыт; а как эдакой какой-нибудь воришка, да его сколько ни корми… Ведь вот капитан приедет: “Дядюшка, говорит, дайте чего-нибудь поесть!” А я ему такой же дядюшка, как он мне дедушка».

Для окончательного завершения сделки потребовалось доверенное лицо в городе, потому что Плюшкин боялся оставить дом — «народ или вор, или мошенник». Оказалось, что сам председатель палаты — его «однокорытник» («вместе по заборам лазили»), и на этом деревянном лице «вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего. <…> Но напрасно обрадовавшиеся братья и сестры кидают с берега веревку и ждут, не мелькнет ли вновь спина или утомленные бореньем руки, — появление было последнее. Глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее».

Чичиков наблюдает, как Плюшкин распоряжается по хозяйству и въедливо упрекает своих дворовых Прошку и Мавру в воровстве: он уверен, что Прошка может что-нибудь стащить в кладовой, а Мавра — «подтибрить» листок бумаги, и стращает служанку («…на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками»).

Отношение к хозяйству

Плюшкин богатый, но очень скупой помещик. Однако, несмотря на огромные запасы, ему кажется, что их недостаточно. В итоге огромное количество неиспользованных продуктов приходит в негодность, не покидая хранилища.

Имея в распоряжении крупное состояние, включая 1000 крепостных крестьян, Плюшкин питается сухарями и носит лохмотья – одним словом, живет как нищий. Помещик уже много лет не следит за тем, что творится у него в хозяйстве, но при этом не забывает контролировать количество наливки в графине.

Чичиков у Плюшкина (сочинение)

Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30-х – начала 40-х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или раба.

Визит к помещику Плюшкина автор начинает с описания деревни и поместья. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н. В. Гоголь до предела довел эту черту в «Мертвых душах», и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы. Чичиков в своих разъездах и хлопотах посещает потенциальных продавцов мертвых душ, и каждое дворянское поместье точно отражает характер хозяина.

На всех строениях Чичиков заметил «какую-то особенную ветхость». Все дома в деревне были словно ободранные, в окнах стекол не было, даже церковь «испятнанная, истрескавшаяся». Господский дом тоже выглядел инвалидом: облупившаяся штукатурка, забитые досками окна. Вся эта обстановка говорила о беспросветной участи обитателей. И то, что всеобщий упадок произошел не из-за мотовства ее владельца, а стал следствием болезненной скупости, говорит о полном распаде личности. На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в «неопределенном платье, похожем на женский капот», таком рваном, замасленном и заношенном, что «если бы Чичиков встретил его так принаряженного где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош». Между тем в амбарах у него хранились огромные запасы, сушилы были загромождены множеством холстов, сукон, овчин, на рабочем дворе хранилась посуда, никогда не употреблявшаяся, да и крепостных крестьян у него было больше, чем у других помещиков уезда. Вся жизнь этого человека свелась к одному: тащить все к себе, копить, обирать крестьян. Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Он постоянно ворует у крестьян, собирает всякую дрянь, пополняя кучу в углу дома. Страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама. Люди у него «мрут как мухи», десятками числятся в бегах. Крестьян он считает тунеядцами и ворами, питает к ним ненависть и видит в них существа низшего порядка.

«Вон наш рыболов пошел на охоту», – говорят о нем мужики. В этой метафоре заложен глубокий смысл – «вылавливания душ человеческих». Плюшкин, в рубище, как святой подвижник, вспоминает о том, что он должен был «вылавливать» и собирать вместо бесполезных вещей души человеческие. «Святители мои!» – восклицает он, когда эта мысль озаряет его подсознание.

Гоголь рассказывает обо всей жизни Плюшкина, что в корне отличает его от других помещиков и сближает с Чичиковым. Его прошлая жизнь трагически противоположна его плачевной старости. Было время, был и он хозяином рачительным, и семьянином счастливым. Его поместье было образцовым, посмотреть на которое и перенять опыт хозяина приезжали соседи. Была у него «приветливая и говорливая» жена, были две милые дочки и сын. Жена умерла, старшая дочь убежала с кавалерийским офицером, вторая дочь умерла, сын, служа в полку, проигрался в карты. Плюшкин отказался от дочери, проклял сына, перестал принимать гостей и бывать у соседей, руководствуясь соображением, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки. В дальнейшем Гоголь сухо и сжато рассказывает о постепенном превращении живого человека в духовного мертвеца.

Плюшкин – самый страшный типаж в галерее гоголевских помещиков. При создании этого образа Гоголь шел по пути наибольшего сопротивления – у него были гениальные предшественники в изображении скупца: Мольер, Пушкин, Бальзак. Плюшкин ужаснее всех скопцов на свете, потому что здесь выведена душа заведомо мертвая. Нарисовав жуткую картину нравственного падения, Гоголь заставляет читателя ужаснуться и задуматься.

Характер

Главная черта характера этого богатого помещика — невероятная скупость. Автор пишет, что «подобное явление редко попадается на Руси», Плюшкин — не типичный герой, а своего рода исключительность, «какая-то прореха на человечестве».

Хозяйство Плюшкина разваливается, так как он не заботится о нём, не заботится и о крестьянах, которые от нищеты и голода умирают или сбегают. Плюшкин весь ушёл в скопидомство, в мелочное крохоборство. Он морит голодом своих дворовых и сам недоедает, всех подозревает в воровстве. Плюшкин — раб вещей, скупость изуродовала его личность, его ничего не интересует кроме сбора различных вещей и продуктов. Кладовые у него забиты овощами, сушёной рыбой, холстами и т. д., и всё это портилось. На рабочем дворе скопилось столько дерева и посуды, сколько невозможно было употребить за всю жизнь даже на два таких имения, как у Плюшкина.

Сочинение по литературе. Анализ эпизода «Чичиков у плюшкина»

Эх ты, подлец’-Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положительного героя. Но не было его в этом несправедливом мире. Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, «свихнувшись» на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются оеху на человечестве». Таков Плюшкин. «А ведь было вре-когда он только был бережливым хозяином! был женат и се-” ‘ и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, — – -хозяйству и мудрой скупости. Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей. перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее. по-4 пйтельнее. скупее. » Бережливость переродилась в скаред-сть, а некогда богатое поместье — в развалившееся хозяйство. R-ьехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает «какую-то особенную ветхость. на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек. Окна в избенках были без стекол. » Господский дом глядел «каким-то дряхлым инвалидом», только сад, «заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении». Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: «баба или мужик». Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель», все ветхо, грязно и убого. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами». Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен. «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высматривают кота, боясь попасться ему в зубы. Встреть его Чичиков в церкви, «то, вероятно, дал бы ему медный грош». Но Плюшкин «не нищий. У этого помещика была тысяча с лишком душ». В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, «не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни», заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок». И все тащил к себе в комнату. «Вон уж рыболов °Шел на охоту»,— говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе. Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем еРшим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвептг* /- **Kv бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея нельзя обойтись «восьмушкой». ° В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящег «ничтожности» и «гадости», до которой может дойти челове подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах ‘ которым стремился в юности. «Грозна, страшна грядущая впеп ди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосеп днее ее, на могиле напишется: “Здесь погребен человек!”-—», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости». Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла — крепостного права делающего из людей рабов мелких «страстишек», вытравляющего душу. Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ «птицы-тройки», способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства».

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: