Анализ стихотворения И. Анненского «Среди миров. Среди миров иннокентия анненского Среди миров в мерцании светил анализ

  • Анализ стихов
  • Анненский
  • Среди миров

И. Анненский – практически не признанный при жизни поэт Серебряного века. Его стихотворения известны широкой публике, однако не все знают, что именно его рукой были написаны многие замечательные строчки.

Прекрасные восемь строк «Среди миров» покорили души людей. Эти два четверостишия были написаны в 1909 году, однако опубликованы уже после смерти поэта. Сын Анненского выпустил сборник стихов «Кипарисовый ларец». В книгу в последний раздел под названием «Разметанные листы» вошло стихотворение «Среди миров». Также музыкальным и благозвучным нашли это произведение многие композиторы. Каждый находил в этих строчках что-то личное и сокровенное. Этим же можно объяснить неугасающую популярность стихотворения, которое с удовольствием перечитывали и цитировали весь XX век.

Лирический герой в этом стихотворении страстно любит одну звезду. Она является для него воплощением всего хорошего на планете. Именно с ней часы для героя полны отрадой, когда как со всеми другими он испытывает скуку и томится в их обществе. Создаётся впечатление, что автор создаёт идеальный мир, в котором есть всего два существа — лирический герой и его звезда. Причём им не тоскливо вместе, а хорошо друг с другом. В тяжёлых жизненных ситуациях герой идёт за помощью к своей звезде. Она даёт ему веру и надежду, поддержку. Эта звезда обеспечивает единственное бессмертное постоянство в мире полном сомнений и вопросов.

Многие литературоведы и критики пытались разгадать образ звезды. Вполне возможен вариант, что у Анненского была своя конкретная муза, которой он посвятил эти строчки. Однако утверждать эту мысль наверняка нельзя. Другие филологи считают, что звезда — это скорее собирательный образ. Автор представляет не определенную настоящую женщину, а идеальную, в которой бы воплотились все лучшие черты. Он рисует такую представительницу женского пола, с которой бы не нужен был «свет», ведь она воплощает его собой. Таким образом, тема любви рассматривается под необычным углом. Ведь здесь чувства героя одухотворены, они выше земных эмоций, поэтому устремлены в небесные сферы.

Есть ещё третье мнение: исследователи считают, что образ звезды — это поэзия. Именно в ней автор находит утешение, она не способна предать. От лирики исходит положительная энергия, и она источает тёплый свет. Таким образом, наряду с темой любви здесь затрагивается проблема творчества.

Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»

Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А.С.Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», — отмечала современная ему критика. Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах стихотворный прозаизм: «Он был преддверием, предзнаменованием всего того, что с нами позже совершилось…», — писала Анна Ахматова. Лирика И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…» Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем. Композиционно стихотворение состоит из двух четверостиший, причем каждое из них заканчивается анафорой (повторением одинаковых слов): Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. * * * Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.
В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха – ямб (ударение на второй слог), рифма – перекрестная. Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются – в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив). «в мерцании светил», «томлюсь с другими», «сомненье тяжело», «молю ответа», «не надо света». Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя. Несмотря на то, что автором употребляются главным образом глаголы настоящего времени (повторяю, томлюсь, молю), категория пространства и времени в этом стихотворении не может быть реальной и точно определенной. Интересным приемом создания образности является здесь употребление прописных букв в словах «Звезда», «Её», «Ней». Тем самым автор подчеркивает важность, незаменимость образа лирической героини (олицетворение) Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание. Таким образом, поэтические лексика, синтаксис – все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой. Особенностью символизма И.Анненского является то, что единичное в его поэзии – это свернутое целое. А трагизм, столь присущий произведениям И. Анненского, передан особым приемом «смысловой вспышки», за счет скупого, но точного и верного отбора определений («сомненье тяжело», «мерцании светил»). В стихотворении «Среди миров» нет ни одного лишнего слова, каждое слово употреблено с исчерпывающим содержанием, внушающей силой и твердостью.

Лирическая проза Бунина 1900-х годов. Проблематика, жанрово-стилевое своеобразие . 900 годы – мастер лирической прозы, лирический повествователь пытается понять «тайну ненужности и в то же время значительности всего земного». Пытается осмыслить неумолимый ход природы, мир природы смягчает его печали и одиночество, в природе он видит «любовь и радость бытия». Это не христианское мировосприятие, ода аскетизма. Вопросы о религии спорны, верующий человек, но не христианство. «Сосны» — 1 рассказ, где смерть представлена во всей своей грозной тайне. Повествование от лица лирического повествователя. ЛГ пытается осмыслить загадку своей жизни. Смерть имманентна природе, внутренне присуща. В природе смерть – естественный момент жизненного круговорота. Культуре смерть не положена. Леонардо да Винчи жил, картины есть. В мире культуры смерти нет. Ни природа, ни культура жизни не знает, знает только человек, трагизм индивидуальной смерти. Все лирические рассказы – поток воспоминаний, память здесь — структурный принцип. Лирический сюжет движется ассоциативно. Воспоминания могут быть ярче и тусклее, но они уже не меняются. Поводом для размышления о смерти в рассказе является смерть охотника Метрофана. Он жил бедно, не тяготился ею. Жил послушно природе, когда заболел, повествователь вспоминает, что предлагал ему лечь в больницу, сказал: « за траву не удержишься». Повествователь размышляет о покорности смерти. После смерти Метрофана приходит его брат, он не ужасается, спокойно говорит о погоде. Разум ЛГ только ставит вопросы, разрешить он их не может. Разговор с братом – равнодушие или сила? В 3 части брат отказывается рассуждать, что –то интуитивно приоткрывается. Симфоническая композиция, 3 главы: 1.Ужас смерти, параллель – ночной буран, метель в лесу. «ураган проносится, гул леса отвечает как гул органа». Смятение, ужас. 2.По контрасту, радость жизни. Яркий солнечный день, вся деревня прощается спокойно. Икона красоты мира. 3.Повествователь возвращается домой через лес: «и не хотелось ни о чем уже думать. Гул сосен говорил о вечной величавой жизни». Рассудок тайну жизни не разрешит, к разгадке человек может приблизиться при созерцании (мировой жизни), при вчувствовании в нее, при синхронном настрое на ее ритм. По Бунину, нет никакой отдельной от человека природы. Человек – часть природы. Если человек – биосоциальное существо, то у Бунина акцента на –био (природа). Важно при трактовке любви. Поэтика пейзажа в рассказе Приемы в поэтике (динамизация): -прием растянутого мгновенья, изображается отдельный момент, но такой, который несет следы прошлого и намечает будущее состояние, движение от земли к небу. Ех. Солнца еще нет на небе, но на вершинах солнцах уже играет солнечный свет; -цветовая и световая гамма: белый, зеленый. Но если посмотреть на отдельные фразы, то увидим дополнительно красный. Ех снега на поляне алеют (на закате), зеленоватое небо… Бытовое пространство всегда темное, мир природы светел. У него нет горизонта, но там есть вертикаль, все описания природы – от земли к небу. -прием сквозной формы; -состояние воздуха. Одно из первых значимых произведений — рассказ «Антоновские яблоки».1900г. Особенность — бесфабульное произведение, строится на импрессионист. признаке. Запах антоновсих яблок заставляет героя очень живо представить то, что присходило с ним когда-то. Б говорит о даре чел. чувственно воспринимать мир, но боле того, о даре памяти. Память позв.человеку заново пережить и ощутить то, что он когда-то переживал. В ант.яб. параллельно рассказу о временах года идет рассказ об увядании дворянских гнезд.

Стихотворение «Глаза» Цветаевой было написано в 1918 году, когда первое потрясение Октябрьской революции ушло, люди убедились, что новый строй — надолго, и в общем-то не очень понимали, как в этой новой стране жить.

Это непонимание и растерянность не могли не задеть семью Цветаевых. Поэтесса жила в Москве, голодной и неуютной, её супруг воевал в рядах Белой армии, выживать с дочерью пришлось своими силами. Поэтому фантазийный мир ранних стихотворений Марины Цветаевой был вытеснен миром реальным, с его горечью и откровениями.

Тема произведения — крестьянские глаза и неизбывная печаль в них. Нет ни одного слова, прямо указывающего на тоску и горечь. Однако повторение «привычные к слезам» и не совсем подходящее к описанию глаз прилагательное «солёные» не оставляют сомнений: эти глаза видели больше горя, чем радости.

В первой и второй строфе Цветаева указывает на цвет — зелёные. Именно такие глаза были у самой Марины Ивановны, поэтому стихотворение отражает в немалой степени чувства автора. Нельзя сказать, что это — попытка примерить на себя простонародный образ (что было весьма популярно у творческой интеллигенции тех лет), скорее, читателю предлагается исследование натуры поэтессы.

«Была бы бабою простой». — дважды повторяет героиня, пытаясь понять, какой тогда стала бы её жизнь. И удальство, бесшабашность, свойственные самоощущению Цветаевой, прорываются и здесь: «всегда платили б за постой всё эти же глаза». И далее следует нарочитая скромность: «молчала бы, потупивши глаза». «спят под монашеским платком». Этот переход от веселья к тишине и смирению отражает и неспокойное настроение лирической героини, и такое же настроение среди тех самых крестьян, выражение чьих глаз она подсмотрела.

Само слово «глаза» повторяется в произведении девять раз на пять строф, всегда — в сильной позиции. Ударение в этом слове подчёркивает последний слог, окончание строки и каждой строфы. И после прочтения остаётся впечатление, что описываемые глаза принадлежат не только лирической героине, а целой нации, женщинам, крестьянкам.«Что видели — не выдадут крестьянские глаза!» — это утверждение заставляет задуматься о том, что же они видели. Страшное, горькое, мёртвое. В строках стихотворения — самоощущение целого народа, выраженное через одну его единицу.

Стихотворный размер в произведении не очень чёткий, плавающий. При разном интонировании может получиться четырёхстопный ямб или двустопный пеон, но если принимать во внимание обилие двухсложный слов, правильнее будет назвать ямб. Сокращённая последняя строка каждой строфы словно отчёркивает сказанное, придавая стиху энергичности. Этой же цели служат и многочисленные, столь любимые Цветаевой тире в середине предложений.

Художественно-выразительных средств в стихотворении немного, голос лирической героини звучит с нарочитой простотой. Это впечатление усиливается простонародными словами: «баба». «постой». «потупивши». «застилась». Вкрапления выглядят очень естественными, как будто автор на самом деле смогла найти внутри себя ту «народную жилку». которая есть в каждом русском человеке. И которая отзывается, стоит к ней лишь прикоснуться.

Проблема национального хар-ра в «деревенских» рассказах Бунина 1910-х годов. 2 период – 10-е годы, проза становится более аналитична и эпична. Он не просто созерцает, а пытается трезво разобраться в том, что происходит в России. Создает цикл «деревенских произведений»: две повести: «Деревня» и «Суходол» — название поместья и несколько десятков рассказов. Бунин не противопоставляет дворян и крестьян. Это одинаковые русские люди, душа одна. Деревня — единый социум. Бунин показывает, как велика роль инстинктов, подсознания в поведении человека. Герои деревенских рассказов немного странные люди, не от мира сего. Заметнее их относительная самостоятельность от среды, это врожденное. Странные герои острее на все реагируют, острее все замечают. Бунин далек от предвзятости, не рисует только одной черной краской своих героев. В рассказах есть герои добрые, кроткие – светлые образы. В рассказе «Веселый двор» показан образ деревенской женщины Анисьи с очень тяжелой судьбой. Ее муж печник пил, веселым в деревне двор был прозван в насмешку: когда муж ее напивался, начинал ее бить, гонять, двор говорил: У Минаевых опять веселье идет. После смерти мужа Анисья перенесла любовь на сына Егора, который о ней не заботится. Не смотря на тяжелую судьбу, она не озлобилась, открыта миру, не отказывает в помощи, замечает красоту мира. В рассказе три главы — сегментная композиция. Первая глава – рассказ об Анисье, 2 – о Егоре, они автономны, а 3 – смерть и похороны Анисьи, смерть Егора, фактически также делится на 2 части. Смысл этой формы? Разрыв связи между матерью и сыном. Распадение близкородственных связей. Это проявление глобальной национальной катастрофы. Егор живет сам по себе, умирает также. Егор устроился караульщиком в лес, не думает, что мать умирает с голоду, Анисья перед смертью хочет увидеть сына, идет по дороге, у нее предобморочное состояние, предсмертное, но замечает красоту летнего дня, устала, присела на межу, набрала букет полевых цветов. Ей кажется, что две горлинки перед ней садятся на дорогу, они перелетают дальше, слышит хоровое пение. Замечает красоту мира. Не видит Егора. Техника потока сознания – элитарная техника (М.Пруст), Бунина упрекали в элитарности, но Бунин эту технику применил к образу простой крестьянки, это поток ощущения, сознания, не мыслей. В рассказе, кроме Анисьи, дан образ ее сына Егора – странного, загадочного, внутренне противоречивого. Говорил в начале о том, как быстро удавится, жажда самоуничтожения. Печкник, искусство, но не может жить на одном месте, ему хочется куда-то. Увязался с купцами, чуть не замерз в степи. Потом потратил последние деньги. Испытывает постоянную тоску, жажда смерти, не думает о матери. Сначала кажется, что смерть матери ничего не изменила в его жизни. Он безобразно вел себя на похоронах, чувствовал себя в центре внимания, юродство, лицедейство, желание играть роль. Но после ухода матери оборвалась его последняя связь с миром, он постарел, ему стало не за чем жить, бросается под поезд. Здесь не только социальные причины, но и врожденная дефектность психики. Другой пример светлого характера – главный герой в рассказе «Захар Воробьев», богатырь, обладатель нерастраченных возможностей, его дело – доброе, хочет совершить подвиг. Осознает, что из рода богатырей. Но этот герой также гибнет, гибнет нелепо. В летнюю жару на спор выпивает четверть ведра водки – 2,5 ведра, выигрывает спор. Выходит и падает на дорогу, умирает. Но в этих людях – светлое начало. В других героях преобладают разрушительные страсти, слепые инстинкты. «Ночной разговор» Рассказ, полемически направленных с рассказом Тургенева «Бежен Луг». Герой интеллигент оказывается ночью (с мальчиками), здесь -молодой студент со взрослыми мужиками. Но результат встречи с народом противоположный. Тургенев показывает лучшие качества русского народа – отвага Павлуши. У Бунина иначе: студент, каникулы, народнические иллюзии, целые дни работает в поле с мужиками. Отправляется с мужиками. они рассказывают истории – кому как доводилось убивать – от козы до человека, рассказывается без содрогания, без сожаления и раскаяния. Студент возвращается утром домой потрясенный, он не полагал в них такого психологического подполья.

Стих Брюсова «Первый снег». Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.

В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Другие работы по этой теме:

  1. Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы….
  2. В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник “Кипарисовый ларец”. Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи…
  3. У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого…
  4. По своему мировоззрению и поэтическому стилю Иннокентий Федорович Анненский – символист. Ho символы для него – не средство познания “непознаваемого”, как для большинства других символистов,…
  5. Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который…
  6. Стихотворение “Петербург” было создано И. А. Анненским в 1909 году, вскоре после событий 1905-1907 гг., известных в русской истории как “первая русская революция”. Они сопровождались…
  7. Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник “Кипарисовый ларец” (1910).
    Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов,…

Примеры похожих учебных работ

Батюшков, «Мой гений»: анализ стихотворения. История любви, вдохновившая поэта

… Батюшков творил в эпоху расцвета романтизма. Его стихотворения проникнуты грустью и тоской. По жанру стихотворение «Мой гений» является элегией, … достойна стать его супругой. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне …

Пространство и время как категория философской лирики (на материале поэзии Иннокентия …

… по мнению критиков, творчество гения литературы не укладывается в рамки «символизма», а представляет собой «предсимволизм». Писатель Иннокентий Анненский Помимо этого Иннокентий Федорович старался следовать «религиозному жанру» испанского живописца …

Мир природы в прозе куприна

… уровню яв­ляется достойным образцом русской классики. Сочинение на тему «Мир природы в прозе А.И. Куприна» Матушке-природе в русской литературе всегда уделялось особое место. Вель природа реальна, осязаема и до такой степени …

Воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора в лирике стихотворение …

… составом большинства песен. Русская и вообще славянская народная лирика сохранилась в более свежем и архаичном виде. Она … Хиосский, Дионисий афинянин, Критий афинянин и др. Из лириков последней поры греч. литературы, так наз. александрийского периода, …

«Анализ стихотворения И. Анненского «Среди миров»»

Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», — отмечала современная ему критика.

Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах стихотворный прозаизм: «Он был преддверием, предзнаменованием всего того, что с нами позже совершилось…», — писала Анна Ахматова.

Лирика И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…»

Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем.

Композиционно стихотворение состоит из двух четверостиший, причем каждое из них заканчивается анафорой (повторением одинаковых слов):

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими…

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света…

В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха — ямб (ударение на второй слог), рифма — перекрестная.

Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются — в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив): «в мерцании светил», «томлюсь с другими», «сомненье тяжело», «молю ответа», «не надо света». Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя.

Несмотря на то, что автором употребляются главным образом глаголы настоящего времени (повторяю, томлюсь, молю), категория пространства и времени в этом стихотворении не может быть реальной и точно определенной.

Интересным приемом создания образности является здесь употребление прописных букв в словах «Звезда», «Её», «Ней». Тем самым автор подчеркивает важность, незаменимость образа лирической героини (олицетворение)

Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание.

Таким образом, поэтические лексика, синтаксис — все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой.

Особенностью символизма И. Анненского является то, что единичное в его поэзии — это свернутое целое. А трагизм, столь присущий произведениям И. Анненского, передан особым приемом «смысловой вспышки», за счет скупого, но точного и верного отбора определений («сомненье тяжело», «мерцании светил»).

В стихотворении «Среди миров» нет ни одного лишнего слова, каждое слово употреблено с исчерпывающим содержанием, внушающей силой и твердостью.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.

Отрицательный синтаксический параллелизм («не потому … а потому») связывает воедино две строфы стихотворения.

Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.

В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная («среди миров»), лампады — «мерцание светил», молитва — обращение к Звезде («одно Звезды я повторяю имя»). Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.

Анализ стихотворения И.Анненского «Среди миров»

Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А.С.Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», — отмечала современная ему критика. Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах стихотворный прозаизм: «Он был преддверием, предзнаменованием всего того, что с нами позже совершилось…», — писала Анна Ахматова.

Лирика И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…»

Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем. Композиционно стихотворение состоит из двух четверостиший, причем каждое из них заканчивается анафорой (повторением одинаковых слов):

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха – ямб (ударение на второй слог), рифма – перекрестная.

Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются – в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив). «в мерцании светил», «томлюсь с другими», «сомненье тяжело», «молю ответа», «не надо света». Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя.

Несмотря на то, что автором употребляются главным образом глаголы настоящего времени (повторяю, томлюсь, молю), категория пространства и времени в этом стихотворении не может быть реальной и точно определенной.

Интересным приемом создания образности является здесь употребление прописных букв в словах «Звезда», «Её», «Ней». Тем самым автор подчеркивает важность, незаменимость образа лирической героини (олицетворение)

Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание.

Таким образом, поэтические лексика, синтаксис – все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой.

Особенностью символизма И.Анненского является то, что единичное в его поэзии – это свернутое целое. А трагизм, столь присущий произведениям И. Анненского, передан особым приемом «смысловой вспышки», за счет скупого, но точного и верного отбора определений («сомненье тяжело», «мерцании светил»).

В стихотворении «Среди миров» нет ни одного лишнего слова, каждое слово употреблено с исчерпывающим содержанием, внушающей силой и твердостью.

0

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема, жанр и литературное направление

Тема стихотворения – трагическое одиночество человека во Вселенной (среди миров): одиночество и даже отчаяние, которому что-то мешает стать истинной трагедией; «дух отказа» (О. Мандельштам). В 1900-е годы это вообще одна из главных тем русского символизма, доводившего «невозможную трагедию» до состояния трагикомедии и даже автопародии (ср., напр., лирическую драму А. Блока «Балаганчик»). Однако, по глубокому замечанию О. Мандельштама, «Анненский никогда не сливался с богатырями на глиняных ногах русского символизма – он с достоинством нёс свой жребий отказа – отречения. Дух отказа, проникающий поэзию Анненского, питается сознанием невозможности трагедии в современном русском искусстве благодаря отсутствию синтетического народного сознания, непререкаемого и абсолютного (необходимая предпосылка трагедий)».

Таким образом, по жанру восьмистрочное стихотворение «Среди миров» – классическая элегия (в исконном, древнегреческом смысле), одинокий лирический плач индивида, пребывающего в «томлении» среди мириад чуждых ему звёзд.

Но кто же эта «одна Звезда», написанная с заглавной буквы, как и четыре относящихся к ней местоимения (Её, у Неё, от Неё, с Ней)? Перепробовав множество версий (начиная женой поэта и другими знакомыми ему женщинами и заканчивая Девой Марией), его биографы на сегодняшний день в основном согласны с тем, что Звезда не имеет ни прототипического, ни даже символического значения и что акмеисты верно усматривали в авторе «Среди миров» своего предтечу:

тропы и образы его, ясные и законченные по смыслу и объединённые в стройную художественную систему, не дают основания для расширительного толкования своего иносказательного, а именно метафорического, значения ни в сторону символа, ни в сторону олицетворения. Иными словами, Звезда – это звезда, одна из звёзд во Вселенной. У неё есть имя, которое знает и повторяет лирический герой, но не читатель стихотворения.

Отчего же имя Звезды не названо в тексте стихотворения? Быть может из суеверия, а быть может и потому, что имя может меняться и вообще не важно (здесь сказывается влияние Пушкина, «вечного спутника» Анненского: «Что в имени тебе моём?»), как не важна и любовь («Не потому, чтоб я её любил»).

В первой половине стихотворения (в 1-м катрене) лирический герой всё это и высказывает, он как бы стремится поразить читателя парадоксальностью своего мировосприятия и вызвать закономерный вопрос: если всё это не важно, что же важно?

Во второй половине стихотворения (2-м катрене) содержится ответ на этот вопрос. Сформулировать его позволяет употребление эпитета, единственного в данном стихотворении (и то данного в форме не полного, а краткого прилагательного) и потому особенно важного. Сомненье тяжело, и было бы невыносимо тяжело, если бы у человека не было возможности просто поделиться с кем-то этим своим сомнением – хотя бы со Звездой, не дающей ни света, ни ответа. А то что это не просто мечта и поэтическая блажь, а на самом деле какой-никакой ответ, можно видеть на примере свежего, ещё не затуманенного перепевами, восприятия этого образа 50-летнего И. Анненского 20-летним В. Маяковским, который через четыре года после публикации «Среди миров» пишет «Послушайте!» («Просит – чтоб обязательно была звезда!» и т.д.).

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Среди миров»

Фамилия Анненского не известна широкому кругу людей, но это не мешает его стихам пользоваться популярностью. Его стихи знакомы многим. Вот только мало кто знает, кому принадлежат эти стихи? Его творческий путь был очень длинным и сложным, славу и признание он получил только после смерти.

Будучи ребенком он серьезно заболел, долгое время он лечился от болезни сердца. Это обстоятельство найдет отражение не только в его жизни, но и лирике.

Известно, что первый сборник стихов не вызвал у читателей особой симпатии. Такие поэты как Брюсов, Блок и Гумилев, решили воздержаться от комментариев. Но Анненский был не огорчен их реакцией, так как понимал, что его стихи достойны своей оценки. Уже более позднее творчество поэта наберет популярность и значимость.

Стихотворение «Среди миров» было опубликовано в посмертном сборнике под названием «Кипарисовый ларец». Инициатива принадлежала сыну поэта, который разобрал старые и перепутанные листки с лирикой отца. Стихотворение очень быстро покорило сердца людей, особенно оно приглянулось композиторам, которые находили его особо звучным. Известно, что популярность стихотворения сохранялась до конца двадцатого века.

Литературный герой стихотворения обращается к «Одной звезде», она для него является олицетворением всего самого лучшего, что можно найти на земле. Звезда является его единственным другом, когда он говорит: «я томлюсь с другими», создается ощущение, что в мире не существует никого, кроме героя и звезды. Он явно обращается к ней, в тяжелые моменты жизни, видя в ней надежду и веру.

Из-за популярности стихотворения ему было уделено детальное внимание. Когда много различных исследователей, поэтов и литераторов, рассматривали истинный смысл данного шедевра. Мнения разделились, под звездой люди понимали разных персонажей. Были те, кто был уверен, что звезда это любимая девушка, которая является воплощением красоты и мудрости. Некоторые выходили за рамки обычной любви, считая. что образ описанный им это не одна конкретный персонаж, а собирательный образ идеальной женщины.

Каждый человек воспримет стихотворение «Среди миров» по своему. Сам поэт не успел рассказать, что именно он подразумевал под своей звездой. МЫ лишь знаем, что он отдал ей большое значение, это особенно видно по последним строкам его стихотворения, которые звучат так: «А потому, что с Ней не надо света.»

Рекомендуется к прочтению:

«Среди миров» И.Анненский

«Среди миров» Иннокентий Анненский

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.

Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»

В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти — в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.

Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, — неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.

Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.

История создания и публикации

Стихотворение впервые опубликовано в сборнике: И. Анненский. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов. Посмертная. М.: Кн. изд-во «Гриф», 1910. Согласно плану автора, «Среди миров» печатается в разделе «Размётанные листы».

Сохранилось два автографа, один из них датирован 1901 годом, на другом стоит дата 3 апреля 1909 года и место написания – Царское Село. 1909 – последний год жизни поэта, когда он метался между Царским Селом, где в тиши домашнего кабинета пытался привести в порядок все свои рукописи и подготовить их к публикации, и Петербургом, где у него было множество служебных, редакторских и лекторских обязанностей. Но скоропостижная смерть от инфаркта в подъезде Царскосельского (ныне Витебского) вокзала прервала бурную деятельность Анненского и оставила множество тайн и загадок его почитателям. Данное стихотворение – одна из таких загадок, а быть может и тайн поэта.

«Среди миров» – одно из самых популярных стихотворений И. Анненского. Однако своей популярностью оно обязано прежде всего композиторам и исполнителям («бардам»), положившим его на музыку и таким образом вскрывшим глубоко в нём упрятанную «романсовую струю». В первой половине ХХ века романс «Моя звезда» на текст «Среди миров» широко разошёлся в записи Александра Вертинского. Во второй половине ХХ века среди любителей так называемой «авторской песни» огромной популярностью пользовался романс «Среди миров», созданный в 1976 году математиком, композитором и «бардом» Александром Сухановым. Менее известна музыкальная версия известного композитора Юрия Шапорина, написанная во время Великой Отечественной войны.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: