Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова

Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 38.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 38.

«Внимая ужасам войны» – стихотворение Н. А. Некрасова, которое никогда не «постареет». В нём нет описаний сражения, но психологическая характеристика тыла поражает воображение читателя. Школьники изучают его в 8 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, используя краткий анализ «Внимая ужасам войны» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Внимая ужасам войны.
История создания – произведение было написано в последние годы Крымской войны под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Исследовали называют разные даты создания стихов: 1855 г. и 1856 г.

Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.

Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героя, погибшего на войне, и о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.

Метафоры – «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива».

Эпитеты – «лицемерные дела», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива».

Сравнения – «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Композиция и жанр

Композиционно стихотворение состоит из 17 строк, но при этом не делится на привычные четверостишия. По смыслу произведение можно разделить на 2 части:

  • размышление о погибшем солдате, его жене и друге;
  • повествование про слезы матерей и их скорбь.

По жанру стихотворение относится к элегии, потому как сам автор с сожалением рассказывает о близких погибшего солдата.

При написании Некрасов использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Однако последние 5 строчек имеют особый порядок — аабба. В стихотворении чередуются мужская и женская рифма.

История создания

История создания анализируемого произведения связана с Крымской войной, хоть сам Некрасов не был её участником. На службе был Л. Н. Толстой. Молодой писатель, впечатленный кровавыми событиям, написал «Севастопольские рассказы», которые были опубликованы в 1855 г. Некоторые главы произведений Л. Толстой читал Некрасову ещё до публикации. Рассказы, правдиво изображающие войну, впечатлили поэта. Вскоре из-под его пера появились стихи «Внимая ужасам войны».

Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.

Впервые стихотворение опубликовали в 1856 г. во 2-м номере журнала «Современник».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Внимая ужасам войны»

По писателю: Некрасов Николай

Тема

В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

В первых стихах лирический герой признается, что, представляя ужасы кровавых событий, он не жалеет ни павших на войне, ни их друзей, ни жён так, как жалеет он матерей погибших. Свою позицию он аргументирует тем, что друг и жена быстро забывают погибшего. Их лирический герой противопоставляет «душе», которая до смерти будет хранить память о солдате. Это душа матери.

Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слёз больше не отыскать в мире. Они ещё раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.

В контексте указанной темы реализуется вечная тема – тема материнской любви. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.

Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX–XX вв.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Преобладают в стихотворении эпитеты: ««лицемерные дела», «святые, искренние слёзы», «бедные матери», «плакучая ива». Метафоры придают чувствам и эмоциям – выразительность: «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива». В последних строках использовано сравнение, которое позволяет автору провести параллель между человеком и природой: «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации например, скорбь подчёркивается словами с согласным «с»: «святые, искренние слёзы».

Краткое содержание

Первое слово стиха «внимая» было употреблено не зря. Автор кратко показывает, что он сам отнесся ко всему в тексте с особым вниманием и читателя просит сконцентрироваться и внемлить в суть сказанного.

В первых двух строках автор употребляет слова, с которыми ассоциируется война — «жертва», «ужас», «бой». Далее поэт рассказывает, кто страдает по погибшим героям — жена и друг. Но тут же он продолжает, что увы, пусть супруги говорят о вечной любви, но они найдут утешение, а друзья забудут. Есть только один человек, кто всегда будет помнить о своей потере и горевать по погибшему — это мать.

Дальше Некрасов рассказывает о материнских слезах — они самые искренние на свете. И в глазах матери отражается вечная боль от потери своего ребенка и скорбь по нему, которой никогда не стихнуть.

В последних четырех строках автор говорит обо всех матерях, что когда-то потеряли детей на войне. Он сравнивает их с плакучей ивой, ведь как маме не забыть своих сына или дочь, так и дереву не поднять опущенных ветвей.

Тропы и образы

В своем произведении Некрасов использовал ряд средств выразительности. Все они сделали стихотворение более ярким:

  1. Все эпитеты о войне или людях имеют исключительно положительный или отрицательный смысл: «бедные», «лицемерные», «святые», «искренние».
  2. Метафоры в большинстве своем похожи на фольклорные — «кровавая нива», «до гроба помнить будет».
  3. Сравнение образа матери убитой горем во своему ребенку и плакучей ивы. При помощи художественного приема проблема материнского горя становится общей для всех людей.
  4. Поэт тщательно выбрал и расставил синонимы, тем самым противопоставив их: «забудет» и «до гроба помнить будет»

Война меняет естественное течение жизни и заставляет матерей видеть смерть своих детей, поэтому война делает каждого человека жертвой вечного боя и несет ему горе или смерть.

Столь сильная философская мысль делает произведение вечно актуальным.

Числа играют немаловажную роль в стихотворении: герой, друг, жена — но матери. Индивидуальность противопоставляется общности. В первом катрене особую атмосферу задают повторы слова «мне жаль». Они в сумме с отрицанием словно требуют вывода — второй части стихотворения.

Произведение Некрасова хоть и имеет название, связанное с войной, имеет гораздо более широкий смысл. Оно отражает истинную любовь родителей к детям, ведь никто другой не может так любить и переживать за человека, как его мать и отец.

Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны»

Патриотизм народного поэта Некрасова чувствуется в каждом его стихотворении, в каждой поэме. Вот и очередное произведение «Внимая ужасам войны» подтверждает мою мысль. С первой строки поэт осуждает войну, не приемлет ее, считает ужасной. Речь идет не конкретно о Крымской войне, которая была недавно проиграна, и на основе событий которой пишется это стихотворение.

Нет, Некрасов не приемлет войны вообще. Каждая строка пронизана печалью и скорбью о геройски погибших солдатах и офицерах. Поэт искренне соболезнует женам, друзьям, и по настоящему понимает горе матерей, потерявших на поле брани своих сыновей.

Автор сам не был на войне, но его горячий ум и пылкое сердце впитывает каждое слово, каждый сюжет и событие, которые рассказывают очевидцы. Не даром он использует деепричастие «внимая», таким образом, он показывает, что и зрением, и слухом, и душой он переживает то горе, которое несет война.

Даже само построение стихотворения говорит о том, что мысли поэта текут непрерывно. И невозможно разделить чувство сострадания к близким, уважение к солдатам и ненависть к войне. Вот и пишет Некрасов свое произведение, не разбивая на строфы.

Скорбью проникнуты строки о матерях, о их страдании, о том, что ожидания их не оправдались. Автор сравнивает несчастных женщин с плакучими ивами, образ которых связан в русской литературе с печалью. И никто не в силах помочь осиротевшим матерям, никто не вернет детей, отнятых проклятой войной.

Так тонко чувствуя и сопереживая, Некрасов учит нас сострадать тем, кто потерял близких, он осуждает войну. Удивительно, что написанное в 1856 году стихотворение и в наши дни не потеряло своей актуальности. И сегодня нормальный человек высказывается против военных действий. И в наши дни мы сочувствуем матерям, дети которых погибли в бою с врагом.

Остается отдать дань глубочайшего уважения таланту Некрасова, его умению описать образы таким образом, что и через века читателю до слез жалко несчастных матерей. Каждый, у кого есть сердце и душа, посочувствует и Родине, потерявшей в жестокой, ненужной войне лучших своих граждан.

Вечная память всем погибшим на поле брани.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: