«Снег» — анализ стихотворения Иннокентия Анненского

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Анненский Иннокентий Фёдорович (1855-1909)

Величайший литератор России, русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог — один из ярчайших представителей Серебряного века.

Анненский Иннокентий Фёдорович (1855-1909) недавно публиковал (посмотреть все)

  • Анненский Иннокентий ~ Трилистник ледяной (цикл) (Кипарисовый ларец, Трилистники) — 01.09.2021
  • Анненский Иннокентий ~ Снег (+ Анализ произведения) — 01.09.2021
  • Иннокентий Анненский ~ Я на дне (+ Анализ) — 01.09.2021

Иннокентий Фёдорович Анненский

СНЕГ Иннокентий Анненский Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От неё даже дыму Не уйти в облака. Эта резанность линий, Этот грузный полёт, Этот нищенский синий И заплаканный лёд! Но люблю ослабелый От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег… И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Из цикла «Трилистник ледяной»

Снег, зима

Короткий анализ произведения

Чтобы понять глубокий смысл стиха, нужно не просто прочитать его или прослушать аудиовариант, а проанализировать каждую строчку, опираясь на историю создания произведения и биографические сведения из жизни автора. Можно выделить несколько важных идей, послуживших мотивом для написания этого шедевра русской поэзии XX столетия. Анализ стихотворения Анненского «Снег» по плану:

Анненский снег стихотворение

  • История. Стих был написан автором в преддверии его кончины. Примечательно, что создано произведение было в 1909 году, а опубликовано посмертно, в 1910, в Петербурге.
  • Тематика произведения. Несмотря на то что поэт любил зиму, для него в последний год жизни холодная пора отождествлялась со смертью, избавляющей от иллюзий, поэтому счастье от ее пришествия он не испытывал.
  • Композиционные основы. Условно весь стих можно разделить на две части. В первой о зимней поре говорится, как о времени года, которое становится для него обузой. Во второй о зиме повествуется, как о предвестнице весны.
  • Жанр. Произведение написано в стиле пейзажной и философской лирики.
  • Стихотворный размер — анапест с перекрестным рифмованием.
  • Использование эпитетов, метафор и сравнений.

Придерживаясь этого плана, можно сделать быстрый и понятный построчный анализ стихотворения, которое из-за глубины философских изречений и размышлений мастера, написавшего произведение, после исследования захочется прочитать не один раз.

История создания и выхода в свет

Анненский чаще всего не датировал свои стихи, видимо, не придавая значения хронологии написания, а выстраивая собственный план внутреннего развития некой философской идеи. Лирическое стихотворение о снеге написано, вероятно, в последний год его жизни, весной 1909 года, и было опубликовано посмертно.

«Кипарисовый ларец», сборник стихов Иннокентия Анненского, который готовил к изданию сын поэта Валентин, вышел в свет в апреле 1910 года, спустя всего несколько месяцев после кончины отца. Эта книга интересна своей композицией: все опубликованные в ней стихи разделены на так называемые трилистники — группы по три стиха. Стихотворение о снеге относится к группе «Трилистник ледяной».

Оригинальную компоновку сборника высоко оценил поэт К. Бальмонт, считавший красивую форму хорошим дополнением к содержанию и дополнительным источником эстетического наслаждения. Другие спорили с такой точкой зрения и обвиняли автора в излишней, неоправданной манерности.

Впрочем, спорам суждено было стихнуть, а прекрасной лирике — остаться богатством народа в веках.

История написания

Иннокентий Анненский всегда славил зиму в своих стихах так, что невозможно было не полюбить это чудеснейшее время года с его снегами, прерывистыми ветрами, морозными узорами, дремотностью природы, красным закатом. Холодная пора 1909 года стала для автора последней в его жизни, что нагоняло на поэта особую тоску. Зима становилась для него непереносимым грузом, ведь Анненский серьезно болел и предчувствовал свою скорую кончину.

Им было написано пять вариантов стиха, история которого взаимосвязана с мыслями о смерти, о том, как идеал в виде любимой поры года становится роком в его судьбе. Лишь один вариант стихотворения попал в сборник и на публикацию. Самый хороший из них Иннокентий Федорович поместил в отдельную папку. Опубликован посмертный сборник Анненского был благодаря друзьям, решившим почтить так память гениального поэта.

Анализ стихотворения анненского снег

Применённые художественные приёмы

Анализируемое произведение написано литературным языком, богатым на выразительные средства. Ритмика и интонация меняются на протяжении стиха: чёткий строгий такт первых строк нарастает к концу второй строфы за счёт анафоры и обрывается при помощи восклицательного знака, меняясь на более мягкий и распевный рисунок второй части «Снега».

В этом стихотворении Анненский использует следующие литературно-художественные приёмы:

  1. Размер — анапест, трёхсложный с ударением на третий слог, причём в нечётных строках по семь слогов, а чётные короче — по шесть;
  2. Рифма — перекрёстная, из четырёх строчек строфы первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой;
  3. Олицетворение — снег описан как живое существо, он «ложится усталый» и «ослабелый от нег»;
  4. Анафора — во второй строфе три строчки начинаются с одного местоимения «этот»;
  5. Эпитеты — много разнообразных оригинальных ярких определений, например, лёд «нищенский» и «заплаканный»;
  6. Сравнение — сны «словно стада в тумане».

Искусное владение этими выразительными средствами русского языка позволяет поэту виртуозно описать широкую гамму чувственных состояний — от усталости и безысходности до неистребимой любви к жизни и надежды на лучшее.

Интерес к необычайно тонкой, изящной и образной лирике Иннокентия Анненского неуклонно растёт с годами. Загадочная недосказанность его поэзии, как и малочисленность достоверных сведений о его биографии, привлекают современных исследователей и ставят перед ними серьёзную задачу — оценить наследие творческого, талантливого и высоконравственного человека, выделить для него достойное место в истории великой русской словесности.

Тематика, жанр и композиция

Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.

Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.

Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:

Иннокентий анненский снег

  • Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
  • Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.

В этом стихотворении Анненский старается максимально красноречиво описать пейзажи, которые видит за оконными стеклами. Философские мотивы с размышлениями о вечной иллюзии со сменой времен года наталкивают на мысли о жалкости существования людей и скором приходе конца жизни.

Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.

Анализ стихотворения Анненского «Снег» 1 вариант

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения. Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями. О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации. О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит. Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования. В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

Ещё по теме: Иннокентий Анненский ~ Смычок и струны

Тема, жанр и литературное направление

Размещение «Трилистника ледяного» после «Трилистника призрачного» намечает в цикле «Трилистники» как бы контуры сквозного сюжета. Ведь сквозной темой «Трилистника призрачного» является неудовлетворённость «тревожной пустотой» бытия и – конкретно – в последнем, третьем стихотворении этого «Трилистника» («Мучительный сонет») душевной суетой и мучительной пустотой обычного летнего дня, там же противопоставленного времени первоначального таянья зимнего снега и весенней мечты. Но в первом же стихотворении «Трилистника ледяного» («Ледяная тюрьма») «мечта весны, когда-то голубая», уже поставлена лирическим героем под сомнение. А второе – «Снег» – также с некоторым сомнением обращено к зиме, начинаясь в сослагательном наклонении: «Полюбил бы я зиму…».

Таким образом, на поверхности эти два «Трилистника» объединяет простая пейзажно-музыкальная тема «времён года», глубокое её переживание современным человеком, излишне нервным, некстати сентиментальным (ср. популярный музыкальный цикл П.И. Чайковского). Однако мотив природы легко оборачивается у Анненского мотивом судьбы со всеми его атрибутами недобровольного «нахождения здесь», скрытого предназначения и неминуемой жертвы.

При этом даже в контексте первой публикации в журнале «Аполлон» данное стихотворение и «Ледяной трилистник» в целом трудно было бы причислить к символизму, господствовавшему в журнале на момент его открытия и лишь после смерти Анненского и здесь уступившему место акмеизму. Автор даже этого отдельно взятого «трилистника» ярко обнаруживает черты предшественника акмеизма (каковым его считали и сами акмеисты). Во всяком случае, выход на философскую тематику, как всегда у Анненского, совершается через быт, без претензию на расширенно символическую трактовку образов и переживаний лирического героя.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: