- Об авторе
- Недавние публикации
Анненский Иннокентий Фёдорович (1855-1909)
Величайший литератор России, русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог — один из ярчайших представителей Серебряного века.
Анненский Иннокентий Фёдорович (1855-1909) недавно публиковал (посмотреть все)
- Анненский Иннокентий ~ Трилистник ледяной (цикл) (Кипарисовый ларец, Трилистники) — 01.09.2021
- Анненский Иннокентий ~ Снег (+ Анализ произведения) — 01.09.2021
- Иннокентий Анненский ~ Я на дне (+ Анализ) — 01.09.2021
СНЕГ Иннокентий Анненский Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От неё даже дыму Не уйти в облака. Эта резанность линий, Этот грузный полёт, Этот нищенский синий И заплаканный лёд! Но люблю ослабелый От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег… И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.
Из цикла «Трилистник ледяной»
Короткий анализ произведения
Чтобы понять глубокий смысл стиха, нужно не просто прочитать его или прослушать аудиовариант, а проанализировать каждую строчку, опираясь на историю создания произведения и биографические сведения из жизни автора. Можно выделить несколько важных идей, послуживших мотивом для написания этого шедевра русской поэзии XX столетия. Анализ стихотворения Анненского «Снег» по плану:
- История. Стих был написан автором в преддверии его кончины. Примечательно, что создано произведение было в 1909 году, а опубликовано посмертно, в 1910, в Петербурге.
- Тематика произведения. Несмотря на то что поэт любил зиму, для него в последний год жизни холодная пора отождествлялась со смертью, избавляющей от иллюзий, поэтому счастье от ее пришествия он не испытывал.
- Композиционные основы. Условно весь стих можно разделить на две части. В первой о зимней поре говорится, как о времени года, которое становится для него обузой. Во второй о зиме повествуется, как о предвестнице весны.
- Жанр. Произведение написано в стиле пейзажной и философской лирики.
- Стихотворный размер — анапест с перекрестным рифмованием.
- Использование эпитетов, метафор и сравнений.
Придерживаясь этого плана, можно сделать быстрый и понятный построчный анализ стихотворения, которое из-за глубины философских изречений и размышлений мастера, написавшего произведение, после исследования захочется прочитать не один раз.
История создания и выхода в свет
Анненский чаще всего не датировал свои стихи, видимо, не придавая значения хронологии написания, а выстраивая собственный план внутреннего развития некой философской идеи. Лирическое стихотворение о снеге написано, вероятно, в последний год его жизни, весной 1909 года, и было опубликовано посмертно.
«Кипарисовый ларец», сборник стихов Иннокентия Анненского, который готовил к изданию сын поэта Валентин, вышел в свет в апреле 1910 года, спустя всего несколько месяцев после кончины отца. Эта книга интересна своей композицией: все опубликованные в ней стихи разделены на так называемые трилистники — группы по три стиха. Стихотворение о снеге относится к группе «Трилистник ледяной».
Оригинальную компоновку сборника высоко оценил поэт К. Бальмонт, считавший красивую форму хорошим дополнением к содержанию и дополнительным источником эстетического наслаждения. Другие спорили с такой точкой зрения и обвиняли автора в излишней, неоправданной манерности.
Впрочем, спорам суждено было стихнуть, а прекрасной лирике — остаться богатством народа в веках.
История написания
Иннокентий Анненский всегда славил зиму в своих стихах так, что невозможно было не полюбить это чудеснейшее время года с его снегами, прерывистыми ветрами, морозными узорами, дремотностью природы, красным закатом. Холодная пора 1909 года стала для автора последней в его жизни, что нагоняло на поэта особую тоску. Зима становилась для него непереносимым грузом, ведь Анненский серьезно болел и предчувствовал свою скорую кончину.
Им было написано пять вариантов стиха, история которого взаимосвязана с мыслями о смерти, о том, как идеал в виде любимой поры года становится роком в его судьбе. Лишь один вариант стихотворения попал в сборник и на публикацию. Самый хороший из них Иннокентий Федорович поместил в отдельную папку. Опубликован посмертный сборник Анненского был благодаря друзьям, решившим почтить так память гениального поэта.
Применённые художественные приёмы
Анализируемое произведение написано литературным языком, богатым на выразительные средства. Ритмика и интонация меняются на протяжении стиха: чёткий строгий такт первых строк нарастает к концу второй строфы за счёт анафоры и обрывается при помощи восклицательного знака, меняясь на более мягкий и распевный рисунок второй части «Снега».
В этом стихотворении Анненский использует следующие литературно-художественные приёмы:
- Размер — анапест, трёхсложный с ударением на третий слог, причём в нечётных строках по семь слогов, а чётные короче — по шесть;
- Рифма — перекрёстная, из четырёх строчек строфы первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой;
- Олицетворение — снег описан как живое существо, он «ложится усталый» и «ослабелый от нег»;
- Анафора — во второй строфе три строчки начинаются с одного местоимения «этот»;
- Эпитеты — много разнообразных оригинальных ярких определений, например, лёд «нищенский» и «заплаканный»;
- Сравнение — сны «словно стада в тумане».
Искусное владение этими выразительными средствами русского языка позволяет поэту виртуозно описать широкую гамму чувственных состояний — от усталости и безысходности до неистребимой любви к жизни и надежды на лучшее.
Интерес к необычайно тонкой, изящной и образной лирике Иннокентия Анненского неуклонно растёт с годами. Загадочная недосказанность его поэзии, как и малочисленность достоверных сведений о его биографии, привлекают современных исследователей и ставят перед ними серьёзную задачу — оценить наследие творческого, талантливого и высоконравственного человека, выделить для него достойное место в истории великой русской словесности.
Тематика, жанр и композиция
Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.
Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.
Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:
- Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
- Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.
В этом стихотворении Анненский старается максимально красноречиво описать пейзажи, которые видит за оконными стеклами. Философские мотивы с размышлениями о вечной иллюзии со сменой времен года наталкивают на мысли о жалкости существования людей и скором приходе конца жизни.
Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.
Анализ стихотворения Анненского «Снег» 1 вариант
Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.
Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения. Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями. О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации. О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит. Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования. В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.
Ещё по теме: Иннокентий Анненский ~ Смычок и струны
Тема, жанр и литературное направление
Размещение «Трилистника ледяного» после «Трилистника призрачного» намечает в цикле «Трилистники» как бы контуры сквозного сюжета. Ведь сквозной темой «Трилистника призрачного» является неудовлетворённость «тревожной пустотой» бытия и – конкретно – в последнем, третьем стихотворении этого «Трилистника» («Мучительный сонет») душевной суетой и мучительной пустотой обычного летнего дня, там же противопоставленного времени первоначального таянья зимнего снега и весенней мечты. Но в первом же стихотворении «Трилистника ледяного» («Ледяная тюрьма») «мечта весны, когда-то голубая», уже поставлена лирическим героем под сомнение. А второе – «Снег» – также с некоторым сомнением обращено к зиме, начинаясь в сослагательном наклонении: «Полюбил бы я зиму…».
Таким образом, на поверхности эти два «Трилистника» объединяет простая пейзажно-музыкальная тема «времён года», глубокое её переживание современным человеком, излишне нервным, некстати сентиментальным (ср. популярный музыкальный цикл П.И. Чайковского). Однако мотив природы легко оборачивается у Анненского мотивом судьбы со всеми его атрибутами недобровольного «нахождения здесь», скрытого предназначения и неминуемой жертвы.
При этом даже в контексте первой публикации в журнале «Аполлон» данное стихотворение и «Ледяной трилистник» в целом трудно было бы причислить к символизму, господствовавшему в журнале на момент его открытия и лишь после смерти Анненского и здесь уступившему место акмеизму. Автор даже этого отдельно взятого «трилистника» ярко обнаруживает черты предшественника акмеизма (каковым его считали и сами акмеисты). Во всяком случае, выход на философскую тематику, как всегда у Анненского, совершается через быт, без претензию на расширенно символическую трактовку образов и переживаний лирического героя.
🗹