Пример итогового сочинения на тему: «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»

  1. Сочинения
  2. 9 класс и ОГЭ
  3. Гордость

Если обратиться к словарям, то можно отметить, что слово гордость имеет не одно значение. Под этим словом понимают не только чувство самоуважения к себе, но и чувство удовлетворенности от чего-либо, например, от своих успехов или детей, от похвалы, от достижения какой-либо цели. Но гордость не стоит путать с гордыней. Не надо ставить себя выше окружающих и угодничать тем, кто этого не стоит.

Гордость показывает оценку собственного достоинства. Она стимулирует человека качественно и ответственно выполнять работу и другие дела. С помощью нее человек может достигнуть больших успехов в карьере и наоборот. Гордиться своим признанием и результатами, вот что можно назвать истиной гордостью.

Гордость — это еще и внутренняя искра, которая помогает здравомыслию. Она воспитывает, поучает, помогает не совершать повторных ошибок. Например, после оскорбления или унижения кем-то необходимости отстранения от обидчика.

Под настоящей гордостью понимают верность любимым людям, идеалам, принципам. Человек, наделенный гордостью, верен своей внутренней силе. В разных обстоятельствах он остается самим собой. Если человек всегда верен своей семье, не изменяет своего мнения под воздействием других людей, пребывает в гармонии с самим собой, тогда он может испытывать гордость по отношению к себе.

Для гордой личности немаловажным остается положение в обществе, а о принятии каких-либо подачек и речи быть не может. У каждого должна быть гордость, ведь с помощью нее можно трезво оценить свои слова и действия. Она помогает испытывать уважение по отношению к себе и ценить пройденный путь.

Есть в этом чувстве и отрицательные моменты. Например, она иногда не позволяет подойти первым, попросить прощения, признаться в собственных ошибках. Когда у человека переизбыток гордости, то она вполне вероятно станет гордыней, а это не очень хорошо.

В нашем современном обществе огромное количество людей путают гордость с хвастовством. Они забыли о светлых чувствах, которые связаны с этой чертой. Люди уже не испытывают гордость за великих поэтов, актеров, за страну и историю. К счастью, для многих она остается замечательным, трепетным чувством, славящим русский народ.

Вариант 2

Каждый из нас – личность со своей индивидуальностью, мнением, вкусом и стилем. У каждого свое мнение по тому или иному вопросу, часто отличное от других. Эти качества составляют уникальность человека. В течение жизни некоторые черты терпят кардинальные перемены, а некоторые остаются неизменными, несмотря на влияние внешних факторов. Речь пойдет о таких качествах, как гордость и гордыня. Не нужно путать эти черты характера. Гордость – это положительное качество, сродни чувству собственного достоинства. А вот гордыня — качество отрицательное, сходное с самодурством. Разберем подробно слово «гордость».

Гордость заставляет людей стремиться к чему-то новому, сложному и неизведанному. Человек может гордиться не только собой, а ребенком, братом, доктором, государством, артистом и т.д.

Гордость стимулирует человека на качественное выполнение порученной ему работы. Подумайте, если преподаватель похвалит вас на глазах у всего класса за отличный ответ, не ощутите ли вы чувство, что кто-то испытывает гордость за вас? В такие моменты появляется желание доставлять все большую радость этому преподавателю, чтобы еще заслужить похвалу.

С помощью гордости человек может преодолеть несколько ступеней карьерной лестницы, но опускаться или подниматься, будет зависеть от него самого. К примеру, один работник своевременно сдает отчеты и выполняет работу качественно, в то время как другой ничего не успевает, и допускает много ошибок. Гордый работник проявит себя как отзывчивого работника, а при преобладании гордыни он станет указывать на отрицательные моменты работы коллеги, чтобы выслужиться перед начальником. Такие люди обычно не пользуются уважением в обществе.

Гордость показывает уровень чувства собственного достоинства. Каждый из нас хотя бы раз в жизни произносил фразу: «Моя гордость не позволит так поступить». Это говорит о том, что чувство собственного достоинства диктует нам манеру поведения и рамки дозволенного.

В каком-то смысле гордость приходит во время удовлетворения результатом своих трудов. При качественно выполненной работе наступает именно удовлетворение.

Нужно быть осторожными. Гордость может приносить неудобство, и даже быть опасной. Грань между гордостью и гордыней настолько мала, что заигравшись в честь и достоинство, человек может не заметить, как переступил черту. Бывает, что нужно позвонить первым, попросить прощения или признаться в ошибке, но гордыня не позволяет совершить первый шаг.

Введение

Часто, когда речь заходит о гордости, люди путают это понятие с понятием гордыни. Тем временем между этими понятиями существует большая разница. Если понятие «гордыня» несет в себе отрицательное значение, то понятие «гордость» рассматривается как положительное явление.

Гордыня связана с тем, что человек слишком высокого мнения о себе, он совершает эгоистичные поступки, считая себя лучше всех остальных. Гордость же – это осознание человеком собственных достоинств, принятие и уважение самого себя, защита собственных ценностей и принципов, чести и достоинства.

Чтобы разобраться, в чем отличие между данными понятиями, приведем конкретные примеры гордости и гордыни из литературы.

Рассуждение

Не раз в жизни у каждого человека возникало непреодолимое ощущение того, что он должен поступить так, как велит не его разум, а именно его внутреннее состояние души. Это состояние можно описать как некую эмоцию, помогающую человеку быть, в зависимости от ситуации, непоколебимым, надменным, высокомерным или же самовлюбленным. Эта эмоция называется «гордость».

Но ни в коем случае нельзя относить эту эмоцию к однозначно положительным либо отрицательным. Ведь в каждой конкретной ситуации она имеет свой определенный оттенок и идейный смысл.

Если, к примеру, человек был обижен, унижен или оскорблен, то это чувство гордости за своё мнение, своё положение в обществе просто обязано проснуться. И в этой ситуации гордость — очень даже положительная эмоция, заставляющая любить, уважать и ценить самого себя.

А если мы рассмотрим другую ситуацию, к примеру, имея больше материальных благ, чем остальные, человек ведет себя надменно и ни при каких обстоятельствах не собирается не то, чтобы общаться с такими менее обеспеченными людьми, а даже и смотреть в их сторону. В этом случае, гордость носит явно негативный характер.

Рассмотрев эти два абсолютно разных и антонимичных примера, хочется подытожить и определить, что же такое гордость?! Гордость – это внутренняя искра человека, отвечающая за самое главное – за здравый смысл. Почему искра? Да потому, что эта эмоция, словно спичка, загорается в зависимости от каких-либо обстоятельств, ситуаций и действий. С одной стороны, можно предположить, что эта черта характера человека абсолютно неконтролируема, будто вспышка или ответная реакция на происходящее. Но с другой стороны, эта черта, воспитывающая нас, поучающая и отталкивающая от совершения повторных ошибок (после унижения кем-либо без обоснованной причины не нужно больше вести никаких дел с обидчиком -это трактует нам наша гордость).

Так сложилось, что в наше время огромное множество людей понимают гордость как нечто глупое и отвратное, поскольку мир современных технологий постепенно притупляет разум людей. Погоня за новейшими гаджетами и приобретением усовершенствованных материальных благ привела к пониманию гордости, как к хвастовству и зазнаванию. И люди совершенно позабыли о тех теплых чувствах, связанных с этой чертой. Теперь люди перестали испытывать гордость за своё отечество, предков, победы, за историю в конце концов. Но, естественно, это касается не всех. Есть еще масса людей, для которых гордость – это великое и трепетное чувство, славящее русский народ.

Первый аргумент

Самым ярким художественным произведением, демонстрирующим разницу между понятиями гордыни и гордости, является рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Носителями противоположных внутренних качеств являются герои двух рассказанных старухой Изергиль легенд: Ларра – яркий пример гордыни, Данко – яркий пример гордости.

Ларра был человеком эгоистичным, он никогда не думал о жизнях других людей, считая, что ему позволено все, что он захочет. Ларра был высокомерен, так как считал себя лучше всех окружающих.

Данко имеет силу характера, позволяющую ему повести за собой людей к свету. Когда народ начинает говорить, что в смертях людей, шедший по дороге к свету, виноват никто иной, как Данко, герой защищает свою честь и достоинство. Он доказывает всем вокруг, что все свои обещания он исполнит любой ценой. У Данко отсутствует эгоизм, его действия направлены на достижение народного, а не собственного блага. Поэтому он вырывает собственное сердце ради спасения народа и погибает сам.

Сочинение про гордость

Гордость семьи — дети.

Семья — это отражение жизни человека. Семья, в которой отношения между всеми членами являются позитивными, которая ведет к самосовершенствованию человека, — это настоящий предмет гордости. Дети — это не только члены семьи, но и отражение родителей. Можно даже сказать, что дети действительно являются будущим своих родителей, отражением их внутреннего мира. И каждый шаг, который делает ребенок, заставляет родителей гордиться, заставляет их чувствовать, что они не будут забыты в этом мире, а реализованы через своих детей. Много сил и любви вкладывается в семью, и поэтому факт, что моя семья самая лучшая в мире, не подлежит обсуждению, а воспринимается как аксиома. Моя семья — это моя гордость.

Гордость — работа.

Хорошая работа — это большое достижение в наше время, потому что в неё вложено много сил. Хорошая работа — это результат хорошего образования, которое всегда является честной преданностью профессии, бессонными ночами и мечтами о лучшем будущем. Хорошая работа — это ещё и залог стабильного благополучия человека и его семьи. Хорошая работа означает признание со стороны работодателей и коллег. Хорошая работа — это самореализация и удовлетворение потребностей в отношении окружающих и самоуважении. Наличие работы означает, что на человека претендует компания, в которой он работает. Это открывает возможности для успешной карьеры. Иметь работу — значит иметь больше возможностей в жизни и проявлять настоящий профессионализм, поэтому гордость — это работа.

Гордость — это верность.

Настоящая гордость — это верность людям, местам, чувствам, убеждениям, точкам зрения, идеалам, принципам. Речь идёт о верности честности, достоинству и внутренней силе. Все дело в том, чтобы оставаться человеком, которым вы являетесь, при любых обстоятельствах. Это подразумевает знание того, кто вы есть и какими качествами вы обладаете. Если человек верен своим близким и друзьям, если его мнение о них не меняется под влиянием каких-либо факторов, если его убеждения глубоки и его поступки находится в гармонии с его словами, тогда человек может гордиться собой. Преданность включает честность, как неотъемлемую часть. Таким образом, человеком, который предан своему мнению до самого конца, стоит гордиться. Вот почему гордость — это верность.

Гордость — это много вещей одновременно.

Но главный аспект заключается в том, что предмет гордости должен принести позитивные изменения в жизнь человека и в мир вокруг него. Будь то семья, работа или верность, речь всегда идёт о том, чтобы оставаться на вершине: жить в гармонии с семьёй, достигать самореализации через работу или быть честным и преданным людям и чувствам. Каждый из них — это гордость, а гордость — это все эти вещи одновременно.

9 класс. 15.3

Другие сочинения: <- Что такое Отзывчивость? 9 класс и ОГЭЧто такое страх ->

Православная Жизнь

сайт Сретенской духовной семинарии

Страсть гордости сложна. Ее видов — множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого — обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия.

О гордости в Священном Писании сказано немало. Однако из его текстов ясно видно, что гордость не проявляется в чем-то одном. Потому святые отцы выделяют различные виды гордости, в зависимости от того, что становится объектом классификации.

1. По степени явности признаков (прп. Иоанн Лествичник[1], прп. Паисий Святогорец):

· внешняя

(
видимая
) — «заметна и потому легко поддаётся врачеванию»[2];

· скрытая

(
невидимая
,
внутренняя
) — «она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её»[3]; ею страдают, в основном, люди духовной жизни[4].

2. По частям души, которые оказываются поражены гордостью (прп. Никодим Святогорец, свт. Нектарий Эгинский, старец Клеопа (Илие), свт. Николай Сербский):

· гордость сердца

(по свт. Нектарию Эгинскому);

· гордость воли

(прп. Никодим Святогорец, старец Клеопа (Илие));

· гордость ума

(
гордыня ума
[5]) — «сатанинская гордыня, которая отрицает Бога и хулит Духа Святого, и через это [делает человека] едва исцелимым»[6], «гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ум, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван?»[7]. «Гордость ума низвергла сатану во ад; гордость ума отлучила Адама и Еву от Бога; гордость ума подвигла фарисеев и книжников на убийство Господа. Гордость ума и до сего дня является главным червем греха»[8].

3. По основанию гордости (прп. авва Дорофей, прп. Нил Сорский):

· мирская

— «та, когда кто гордится пред братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его; <?…>; тщеславятся какими-либо природными дарованиями: иной, например, тщеславится тем, что у него хорош голос и что он хорошо поёт, или что он скромен, усердно работает и добросовестен в служении»[9];

· монашеская

(
иноческая
) — «та, когда кто тщеславится, что он упражняется во бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живёт и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы»[10].

В зависимости от оснований, на которых укореняется гордость, святитель Феофан Затворник различает: тщеславие

— «останавливается на предметах ничтожных, например, на силе тела, красоте, одежде, родстве и другом чем»[11];
властолюбие
— «обращается к степеням славы»[12];
честолюбие
— «обращается к степеням чести»[13];
славолюбие
— услаждается «молвою, говором и вниманием людей»[14].

4. По стадиям гордости и по тому, против кого направлена гордость (прп. Иоанн Лествичник): начало

гордости — «корень тщеславия»[15];
средина
— «уничижение
ближнего
, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения»[16];
конец
— «отвержение
Божией
помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[17].

Эта классификация лежит в основе той, которую выделяет современный старец Клеопа (Илие)[18]. Особенность его деления заключается в том, что он выделяет: первая ступень

— «гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом»;
вторая ступень
— «человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того»;
третья ступень
— «когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет»;
четвертая ступень
— «кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они»;
пятая ступень
— «человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы»[19].

Епископ Варнава (Беляев) делит гордость на роды в зависимости от того, кого гордость искушает

(прп. Иоанн Кассиан[20], прп. Паисий Святогорец):
плотская
— искушает «новоначальных и плотских»[21];
духовная
— искушает «мужей духовных и высоких»[22], «тех, которые, победив предыдущие пороки, находятся уже почти на верху добродетелей»[23]. Этот род гордости «гибельнее первого бывает»[24].

При этом относительно духовной гордости епископ Варнава отмечает, что и в ней можно отметить две степени. Первая степень духовной гордости

— «грубее второй, потому что добродетели у нее главным образом внешние: пост, общая молитва в церкви, общее послушание»[25]. «Кто спасается на людях, тому бес всячески внушает, чтобы он совершал подвиг подчеркнуто напоказ, даже “с блеском”»[26].
Вторая степень духовной гордости
— может проявляться «у затворников и живущих в одиночку»[27]. Эта степень «конечно, тоньше»: «Безмолвнику бесы стараются испортить дело тем, что сами тонко нахваливают его и стараются уверить, что высота добродетели дает ему возможность легко побеждать их (демонов)»[28].

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что страсть гордости многоаспектна, многоструктурна и сложна. В понимании святых отцов и подвижников благочестия страсть гордости классифицируется, во-первых, по степени явности признаков; во-вторых, по частям души, которые оказываются поражены гордостью; в-третьих, по основанию гордости; и в четвертых, по стадиям гордости.

Однако следует заметить, что по классификации страстей, выделяемой святыми отцами, страсти располагаются по степени их возрастающей губительной опасности, и тщеславию отводят седьмое место, а гордости — восьмое.

Но устоявшаяся модель исчисления страстей в Церкви не является строго догматизированной. У святых отцов встречается плюрализм мнений на этот счет. Кто-то выделял страсти гордости и тщеславия, кто-то их наоборот объединял. Для того чтобы определить, насколько четко может быть проведено различие между страстями гордости и тщеславия и можно ли объединить эти две страсти в одну, следует, прежде всего, обратиться к классификациям страстей — семеричной и восьмеричной (то есть состоящей из семи или восьми частей).

Само указание на возможность различного исчисления страстей можно найти у преподобного Иоанна Лествичника

, который соотносит страсти «тщеславие» и «гордость», указывая на их отличие не в сущности, а в степени выраженности, степени овладения ими человеком: «Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец»[29].

Известный афонский старец преподобный Паисий Святогорец

также считал, что гордость и тщеславие — это одна страсть. Так он пишет: «Гордость, эгоизм, тщеславие — это одна и та же страсть, только в разных ее оттенках и проявлениях»[30].

А некоторые святые отцы, несмотря на устоявшуюся классификацию страстей, получившей достаточное распространение в Церкви, использовали свою собственную систему страстей. Так, например, преподобный Исаак Сирин

выделял такие страсти[31], как: славолюбие, сребролюбие, нерадение, печаль, гордыня и при этом не выделял тщеславие как отдельную страсть.

Преподобный Максим Исповедник

предлагал свое видение иерархии грехов. Он указывал: «Берегись матери зол, самолюбия, которое есть неразумная любовь к телу. Ибо от него с кажущеюся благословностью рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, заимствуя поводы от необходимой потребности телесной; а от этих рождается все племя страстей»[32]. Преподобный Максим видит в «себялюбии матерь всех зол (
µ????? ??? ?????
) и находит в этой греховной наклонности причину (
?????
) всех страстей. Самолюбие паразитирует на желательной части души, которая выходит из-под контроля ума и проявляет себя в беспорядочных стремлениях ко всему, что только приносит наслаждения. Разум, находясь под властью чувств, уже не возводит душу к Богу, а измышляет различные способы к поддержанию чувственного наслаждения — настоящей цели самолюбия»[33].

Преподобный Марк Подвижник

видит основание всех страстей в трех главных страстях — сребролюбии, тщеславии и сластолюбии, именуя их матерями всех пороков. При этом преподобный Марк в своих сочинениях выделяет гордость как самую опасную страсть[34]. Преподобный Петр Дамаскин выделяет 299 страстей, насчитанных им в Священном Писании, и в качестве отдельных страстей он выделяет — тщеславие и гордость[35]. При этом важно заметить преподобный Петр ставит тщеславие перед гордостью.

Рассуждению о соотношении гордости, тщеславия и славолюбия и попыткам определить сущность каждого из них посвящены некоторые труды преподобного Исидора Пелусиота

. Так, он о[36]. Также он указывает: «Тщеславным же назвать должно того, кто готов хвалиться и тем, чего не делает; славолюбивым — того, кто величается тем, что делает; горделивым — того, кто, хотя делает, но хвалится сим, а других поносит»[37]. В то же время, как можно заключить по ряду мыслей, высказанных учителем преподобного — святителем Иоанном Златоустом, он последовательно не различает страсти гордости и тщеславия. Так, если в одном месте он называет «корнем и источником всякого беззакония» именно гордость, то в другом случае говорит о том, что «Причина всех зол — тщеславие…»[38]

В творениях русских святых и подвижников благочестия

можно видеть как объединение страстей гордости и тщеславия, так и различение особенностей каждой из них. Так,
святитель Петр Могила
в своем произведении «Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» выделяет только грех гордости и дает ему определение[39].

В ряде сочинений святитель Тихон Задонский

перечисляет страсти гордости и тщеславия, разделяя их: «Зло, кроющееся в сердце человеческом, есть высокоумие, гордость, тщеславие, самолюбие, славолюбие, самоволие, зависть <?…>»[40], а также: «Убежал ты от сродников и от мира, отрекись же от мира, который в сердце нашем живет, то есть от тщеславия, гордости, <?…> и прочего, и блажен будешь»[41].

Обращение к наследию преподобных Оптинских старцев также обнаруживает, что такие представители старчества, как преподобные Амвросий и Макарий

не разделяли между собой страсти гордости и тщеславия. При этом можно видеть некоторую последовательность в развитии этих страстей, как ее представляет преподобный Амвросий Оптинский: «Тщеславие и гордость — одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость»[42]. Преподобный Макарий Оптинский просто о[43].

Примечательно также, что в тексте Священного Писания на церковнославянском языке, традиционно ориентированном в словоупотреблении на греческий язык, находится минимальное количество контекстов, обозначающих именно тщеславие

. Таково, например, поучение апостола Павла к Галатам и Филиппийцам:
Не бываим тщеславни
[44]
, друг друга раздражающе, друг другу завидяще
(Гал. 5:26),
ничтоже по рвению или тщеславию
[45],
но смиреномудрием друг друга честию болша себе творяще
(Флп. 2:3). В отличие от более частотного употребления этого слова и однокоренных ему в Синодальном переводе Библии.

Наконец, исследователи проблемы взаимоотношения страстей гордости и тщеславия священноисповедник митрополит Николай Могилевский

и
священник Владимир Демин
считают, что различия между гордостью и тщеславием нет. Так митрополит Николай (Могилевский) пишет: «Что касается последней пары страстей — тщеславия и гордости
,
то они между собою связаны такой тесной связью, что нет возможности сделать точные разграничения между ними»[46]. Священник Владимир Демин делает интересное заключение: «Эти две страсти так соединены между собою, что… между ними нет почти различия. Тщеславие — это как бы первый период горделивой страсти, когда Божественная благодать стоит еще при дверях нашего сердца, ожидая покаяния и смирения. Гордость — это же второй период той же духовной болезни, когда наклон к духовной смерти делается все больше и больше, благодать Божия отступает, самолюбие становится основой и целю жизни»[47]. Т. е., по сути, исследователи этой проблемы отождествляют гордость и тщеславие, выделяя тщеславие как первый этап гордости.

Рассмотрев виды проявления гордости, будем считать и мы страсть тщеславия первым этапом развития страсти гордости, что не противоречит святоотеческой традиции. К такому же заключению, как видим, позволяет прийти и рассмотрение трудов русских святых отцов, которые не разделяли страсти гордости и тщеславия, используя их в основном их значении как тождественные понятия.

Монах Кирилл (Попов)

сайт Сретенской духовной семинарии

[1]Прп. Иоанн Лествичник о. См.: Иоанн Лествичник, прп.

Борьба с гордостью // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 551. (О борьбе с восемью главными страстями).

[2]Паисий Святогорец, прп.

Страсти и добродетели. Т.5. — Святая Гора, 2010. — С. 80.

[3]Там же.

[4]См. там же.

[5]Нектарий Эгинский, свт.

Путь к счастью. — М.: Православно Миссионерское Обществ имени прп. Серапион Кожеозерского, 2011. — С. 18.

[6]См. там же.

[7]Никодим Святогорец, прп.

Невидимая брань (Перевод с греческого еп. Феофана). — М.: Типо-Литография Ефимова, 1892. — С. 36.

[8]Николай Сербский (Велимирович), свт.

Творения: В 3 кн. Кн. 2: Беседы / Предисл. иером. Игнатия (Шестакова); пер. А. Евстратовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — С. 234.

[9]Авва Дорофей, прп.

Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсонуфия Великого и Иоанна пророка. — Калуга.: Типография Михайлова, 1895. — С. 46.

[10]Там же. С. 46-48.

[11]Феофан Затворник, свт.

Начертание христианского нравоучения. — М: Отчий дом, 2010. — С. 346.

[12]См. там же.

[13]См. там же.

[14]См. там же.

[15]Иоанн Лествичник, прп.

Борьба с гордостью // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 545. (О борьбе с восемью главными страстями).

[16]См. там же.

[17]См. там же.

[18]Архимандрит Клеопа (Илие).

Что такое гордость и из чего она рождается / Перевод с румынского Зинаиды Пейковы. Электронный ресурс. // URL: https://oprelesti.ru/index.php/chto-takoe-gordost/469-chto-takoe-gordost-uma-i-gordost-voli (дата обращения: 01.06.2016 года).

[19]Там же.

[20]Феодор Поздеевский, архим.

Аскетические воззрения прп. Иоанн Кассиана. — Казань, 1902. — С. 190-191.

[21]Иоанн Кассиан, прп

. Борьба с духом гордости // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 81. (Борьба с восемью главнейшими страстями).

[22]Там же. С.81.

[23]Там же.

[24]Там же.

[25]Варнава (Беляев), еп.

Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики в четырех томах. — Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 2002. — С. 345.

[26]Там же.

[27]Там же.

[28]Там же. С. 346.

[29] См. указание на это: Варнава (Беляев), еп.

Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. — Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. — С. 311-313.

[30] Паисий Святогорец, прп.

Страсти и добродетели. Т.5. — Святая Гора, 2010. — С. 101.

[31]Исаак Сирин, прп.

Слова Подвижнические. — М.: Правило веры, 1993. — С. 141.

[32]Максим Исповедник, прп.

Четыреста глав о любви. Гл. 159 // Добротолюбие. Т. 3. — СТСЛ., 1993. — С. 188.

[33]Алексеев С., свящ.

Аскетическое наследие прп. Максима Исповедника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. — Сергиев-Посад, 2008. — С. 89.

[34]Зверев А., диак.

Аскетическое учение прп. Марка Подвижника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. — Сергиев-Посад, 2008. — С. 77.

[35]Петр Дамаскин, прп.

Исчисление страстей // Его же. Творения. — М., 1993. — С. 213-217.

[36]Творения святого Исидора Пелусиота. — М., 1859. — С. 396-397.

[37]Исидор Пелусиот, прп.

Письмо 471. Светлейшему Дорофею // Письма. Книга II. — М., 2001. — С. 111.

[38]Иоанн Златоуст, свят.

Толкование на Евангелие от Иоанна. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — С.134.

[39]Петр (Могила), свт.

Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. — М., 1900. Ч. III. — С. 116-117.

[40]Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского. Плоть и Дух. Том 5. — М., 2003. — С. 374.

[41]Там же. С. 670.

[42] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 2. 1-е изд. — Сергиев Посад, 1908. — С. 73.

[43] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 3. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — С. 148.

[44]Греч. ????????? «тщеславный».

[45]Греч. ?????????? «тщеславие, суетность».

[46]Николай (Могилевский), священноисп., митр.

Тайна души человеческой. — СПб.: Библиополис, 2008. — С. 54.

[47]Владимир Демин, свящ.

Сущность и анализ страстей гордости и тщеславия. Курсовое сочинение. — Загорск, 1965. — С. 42.

Сказ о Гордости и Смирении

Жили-были на свете Гордость и Смирение. Гордость проживала в большом роскошном особняке с красивым фасадом и балконами, а Смирение скромно ютилось в маленькой ветхой хижине. У Гордости было множество слуг, которые постоянно обхаживали ее и несколько раз в день подавали ей к столу самые изысканные кушанья. Но Гордость была вечно всем недовольна. А кроме того, угрюмость и недоверчивость никогда не сходили с ее лица. Смирение же, напротив, привыкло всегда довольствоваться самым малым. Слуг у него никогда не было и всю жизнь оно работало само на себя. И вот наступило в той стране такое время, что многие сильно обогатились, но еще больше людей обеднело. И не было никакой возможности найти работу для самого простого человека. На дорогах появились разбойники, города и деревни захлестнул голод. Настигла нужда и Смирение. Долго-долго терпело оно, но, наконец, не выдержав, пошло наниматься на работу к самой Гордости. Гордость слыла в тех краях баснословно богатой личностью, и многие от большой нужды пускались в путь, чтобы наняться к ней на работу. Труден был путь для простого Смирения. Много невзгод довелось испытать ему на пути, многое потерпеть. Нелегкой была дорога. Дождь и снег застигал в пути. Безжалостно бил в лицо ветер, но Смирение не сдалось, ни на шаг не отступило. И вот в конце концов привела его дорога к большой и высокой ограде. А была ограда та сделана из чистого золота. Сидело на каждом столбике по золотой птичке. И каждая из них пела свою золотую песенку. Загляделось Смирение на это великолепие, едва не забылось. А потом тихо и робко постучало в ворота. Но случилось так, что на ту пору не было Гордости дома. Она как выяснилось отправилась в тот день за покупками в большой город, и сейчас задерживалось. Пришлось Смирению присесть недалеко у ворот на травку и дожидаться, пока Гордость явится. Только к самому вечеру вернулась Гордость. С шумом выбралась она из своей кареты, сошла на землю, и тут же увидела, что у ворот ее сидит Смирение. — Что тебе нужно, Смирение? — спросила Гордость. — Прежде ты никогда не бывало в гостях у меня. — Прости меня, любезная Гордость, — тихо ответило Смирение и поднялось с земли. — Нужда вынудила. Вот и пришло к тебе. Не найдется ли у тебя какой-нибудь работы для меня? А то тяжело стало жить, невмоготу порою. — Ах, ты у меня работы пришло просить? Ну что ж. Работу я тебе дам, но ты уж не обессудь. Времена-то и вправду тяжелые. Только у меня к тебе одна будет просьба: не путайся под ногами. И с этими словами Гордость зашла к себе в дом и затворилась. Через какое-то время она распорядилась, чтобы для Смирения выделили какую-нибудь комнатку при дворе. И слуги отвели Смирение в самую маленькую и захудалую каморку, какую только можно было себе представить. Помещалась в ней одна лишь кровать да стол. Окон в ней не было, а потолок был таким низким, что даже сидя на стуле надо было наклонять голову. Но Смирение весьма учтиво и покорно приняло это свое новое жилище, и только вздохнув, молча улеглось на узенькую койку и тут же уснуло. Крепок сон у Смирения, но нет сна совсем у Гордости. Нелегко пережила она встречу со Смирением. Взволновалась она, и даже в обиде была на Смирение. Но из гордости своей не показало своих чувств перед ним, и трудно ей было сдержаться. Ходит Гордость по комнате своей туда-сюда, ни в чем не видит она покоя. Не выдержала и пошла прямо ко Смирению. Не стучась зашла, захлопнула за собой дверцу. — Ах и низко у тебя здесь! — воскликнула Гордость, как ты только будешь жить тут? И что? Пока не передумало? все так же хочешь пойти ко мне на работу? — А что тут такого? — ответило Смирение и село на край койки. — Раз уж судьба такова, то надо терпеть. Ничего не поделаешь. Раз каморка такая, значит другой нету. А на работу, конечно, пойду. мне очень нужна работа. — Ну хорошо, — прошипела сквозь зубы, Гордость. — Ты мне вот что скажи, Смирение. почему ты такое забитое, неуклюжее? Не скучно тебе живется? — Напротив, мне очень весело живется. — ответило Смирение. — С утра я радуюсь тому, что прошла еще одна ночь и настал новый день. Я улыбаюсь солнышку и птичкам. Подставляю ладони дождю и ловлю ласковые снежинки. Меня радует эта жизнь. Посмотри, сколько всего прекрасного вокруг, разве тут можно скучать, не радоваться? — Ничего не понимаю, — проговорила Гордость и опустилась на стул. — Радоваться птичкам и солнышку? Почему? Ведь солнце слишком сильно светит, его лучи обжигают, а птицы порой так надоедливо поют, что просто не дают мне спать по утрам! У меня столько всего. Огромный дворец, комнаты, галереи. Есть комнаты для приема гостей, для отдыха. Есть бассейны, есть угодья для охоты. — Подожди, пожалуйста, я тебя перебью. — Смирение вздохнуло, а затем сказало: — Знаешь ли ты, что такое Счастье? — Счастье? У меня много счастья. — и Гордость от важности сделало очень умный вид. — Я же тебе говорю: много комнат, бассейнов.. — Но ты чувствуешь себя счастливой? В этих комнатах, ты чувствуешь себя по-настоящему счастливой? Гордость молчала. Она просто смотрела вниз на самый носок своей белоснежной туфельки. А в глазах ее было что-то похожее на проблеск какой-то живой мысли. ***

Второй аргумент

Проблема гордости и гордыни поднимается и в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Здесь противопоставляются образы Петра Гринева и Алексея Швабрина, которые оказываются в одинаковой ситуации. Перед героями всего два выбора: сохранить свою жизнь, предав Родину, или пожертвовать своей жизнью, но остаться верным своей Отчизне. А. С. Пушкин показывает, что Петр Гринев обладает гордостью, так как он остается верным как Родине, так и самому себе, защищая свою честь и достоинство, понимая при этом, что ему придется пожертвовать собственной жизнью. Алексей Швабрин выбирает другой путь, демонстрируя свою гордыню. Предательство Швабрина связано не только с сохранением своей жизни, но и с желанием продемонстрировать всем вокруг собственное превосходство.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: