Реферат по литературе Тема семейная в романе Толстого Война и мир


Граф Кирилл Безухов

О старом графе Безухове известно лишь то, что он не придерживался строгих моральных принципов. По слухам, он имеет много незаконнорожденных детей, и даже сам не знает точно их количества. Виной всему любвеобильный нрав графа в молодости. Он был красавцем, щёголем, и ценителем женского пола. Граф обладает величественной фигурой. Автор описывает некоторые детали его внешности, которые позже будут выделяться и в образе любимого сына Пьера: большие руки, улыбка, взгляд. Граф не был близок с сыном, но всегда заботился о нём, о его воспитании и будущем. Автор упоминает, что граф честный благородный человек, прямой и справедливый.

Курагины, или мерзость пустого эгоизма

Семья Курагиных прямо противоположна двум предыдущим родам. Глава семьи, князь Василий, за внешним лоском прячет прогнившую натуру алчного, насквозь фальшивого грубияна. Для него главное – это деньги и общественное положение. Его дети, Элен, Анатоль и Ипполит, ничем не уступают отцу: внешне привлекательные, поверхностно умные и успешные в обществе молодые люди на деле – пустые, хоть и красивые, сосуды. За собственными эгоизмом и жаждой наживы они не видят духовного мира – или не желают видеть. В общем, семья Курагиных – это мерзкие жабы, одетые в кружева и обвешанные драгоценностями; они сидят в грязном болоте и довольно квакают, не видя прекрасного бесконечного неба над головой. Для Толстого эта семья – олицетворение мира «светской черни», который сам автор презирал всей душой.

Пьер Безухов

Сыну искренне жаль умирающего отца, он сочувствует его немощности и болезни. Наследство, обрушившееся на молодого человека становится для юноши неожиданным сюрпризом и испытанием. Он не готов к тому, что станет центром внимания в обществе, не умеет управлять состоянием и 40 тысячами душ, которые достались ему. Лицемерие общества проявляется именно в этот период: Пьера с удовольствием принимают во всех известных домах Петербурга, салонах, клубах. Большой, неуклюжий молодой человек благороден и простодушен, наивен и чист, как дитя. Ему приходится пройти испытание интригами, предательством, обманом, чтобы стать сильнее и научиться разбираться в людях. Обстоятельства складываются так, что Пьер женится на Элен Курагиной, она разбивает представление героя о семье, любви и браке.

Измены жены, дуэль и расставание учат Пьера быть осторожнее, не доверять всем подряд и вынуждают героя на поиски своего предназначения. На пути молодого Безухова встают религиозные братства, ложные идеи, иллюзии счастья. Ему сложно определиться со своим призванием – слабоволие, неумение принимать решения, мягкий характер приносят персонажу много страданий и жизненных уроков.

После дуэли с Долоховым мир героя переворачивается, начинается новый жизненный этап. Пьер осознаёт, что погряз во лжи, перестал радоваться жизни, устал от непонимания устройства мира. Он уверен, что во всём есть некий скрытый смысл. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену возвращает Пьера к жизни. Он получает ответы на волновавшие его вопросы, с удовольствием делится историей своей жизни с простым мужиком. Каратаев не духовный учитель, он обыкновенный человек, который смотрит на жизнь просто. Эта простота покоряет сознание Безухова: жить, любить, растить детей, трудиться – в этом смысл человеческой жизни. Принимать всё, что дарует судьба и избегать излишества. Оно часто мешает человеку быть счастливым, развращает, сбивает с пути.

Л.Н.Толстой «Война и мир» «Мысль семейная в романе»

10 класс

JI.
Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.
Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

______________________________________________________________________________________________________________________

Цель:

  • на материале романа JI. Н. Толстого «Война и мир» рас­крыть тему «Мысль семейная», используя элементы ана­лиза средств создания образов героев;
  • через сопоставитель­ную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;
  • совершенствовать исследовательские навыки учащихся:

— умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

  • формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование:

учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный мате­риал, таблицы.

Тип урока:

урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты:

учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на мате­риале романа JI. Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют автор­ский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • Как группируется система образов в романе-эпопее?
  • Как посредством портретной характеристики JI. Н. Толстой раскрывает

психологию героя и его внутренний мир?

  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души. Атмо­сфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психоло­гии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особен­ности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем опреде­ляет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI. Н. Толстой выде­ляет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,— это и хранящие аристократические традиции Бол­конские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начина­ет своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге ро­мана JI. Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи — Пьер и На­таша, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

  1. Работа над темой урока
  1. Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)

1-я группа.

Семья Бергов — идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.

  • Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?

2-я группа.

Семья Курагиных — стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.

  • Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
  • Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благород­ство, совесть, жертвенность?

3-я группа.

Семья Ростовых — стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье — залог счастья всех её членов.

  • Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI. Н. Тол­стого?
  • К какому типу семьи примыкают Ростовы?
  • Что значит для них родительский дом?
  • В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
  • Каковы взаимоотношения родителей и детей?
  • Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить се­мья в жизни Наташи-матери?

4-я группа.

Семья Болконских — идеалы, фундамент семьи, стиль отноше­ний между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Анд­рея, Марьи.

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?
  • Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?
  • Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
  • Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?
  • Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
  • Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Ориентировочные ответы

Семья Бергов.

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приоб­ретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств — эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выго­ды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,— точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хоро­шие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодуши­ем к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,— материальные приобретения, кото­рые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен.

Члены се­мьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волков­ских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею — это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.

Семья Болконских.

Глава семьи, старый князь Болконский, устанавли- в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ и бережно сохраняет все традиции аристократии.

Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,— расплата за его деспотизм. Бол­конский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети — князь Андрей и княжна Марья — лю­бят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Мо­жет быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоин­ство, патриотизм.

Семья Ростовых.

На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Росто­вы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непри­нуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна жи­вость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вы­воза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых на­следуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление лю­бить весь мир, всё человечество.

  1. Обобщение учителя

— «Эпилог» — это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в мо­лодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязан­ность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.

Николай Ростов и Марья Болконская.

Любовь этих людей зарождается в мо­мент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов.

Цель их любви — супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию — интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины — только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины — в осознании себя опо­рой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» явля­ется одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привыч­ки, мировоззрение и мироощущение.

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования — это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впере­ди. Судьба героев романа — только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегод­ня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё — не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,— считает А. Яшин.

Наше время — особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья — это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою се­мью, вы вспомните сегодняшний урок.

Каждая семья — это большой сложный мир, в котором свои традиции, отно­шения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети — эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естествен­ной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших де­тей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные тради­ции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонима­ние, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

  • Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?
  • Какая же семья для Толстого — идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?
  1. Домашнее задание
  1. Перечитать главы, посвящённые Шенграбенскому сражению (т. 1, ч. 2, гл. 16, 17, 20, 21). Кратко пересказать главы, посвящённые Аустерлицкому сражению, переправе через Энс.
  2. Опережающие задания
  1. Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой…» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше…».
  2. Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.

Выводы

Заканчивая сочинение «Тема семьи в романе война и мир», я хочу отметить, что эта тема – одна из основных в тексте. Эта нить пронизывает судьбы почти всех героев произведения. Читатель может в действии наблюдать причинно-следственную связь между воспитанием, атмосферой в родительском доме, дальнейшей судьбой повзрослевшего человека – и влиянием его на мир.

Предыдущая

СочиненияНародная война в романе «Война и мир» сочинение по теме

Следующая

СочиненияШенграбенское сражение в романе «Война и мир» сочинение с анализом главы

Семья Ростовых

Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.

Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: