«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза

В драме «Гроза» Островский изобразил нравы купечества и мещанства. Автор не находил в них положительных черт и выразил все пороки данного слоя в своем произведении. Олицетворением их являются образы Кабанихи и Дикого.

Марфа Кабанова («Кабаниха») — глава семьи Кабановых. После смерти мужа женщина взяла дом в свои руки. Для Кабанихи самое главное — это извлечение прибыли, получение дохода. Она стремится из всего получить выгоду, поэтому она одобрила женитьбу сына на Катерине лишь потому, что за девушку обещали большое приданое, но надежды не реализовались. Именно поэтому свекровь была не рада такой невестке.

В доме Кабановых творит ложь и фальшь. Варвара, дочь Кабанихи, говорит, что на лжи у них весь дом держится. Дочь обманывает мать, а мать принимает это.

Кабаниха кажется верующей и порядочной женщиной. В ее доме всегда находят приют страницы. Но на самом деле ее религиозность лишь напускная, ведь не могут христианские ценности быть рядом с жестокостью, злобой, притворством Марфы Кабановой.

Кроме всех этих качеств главе семьи присущ и эгоизм. Марфа Кабанова не задумывается об мнении и желаниях своего сына, поэтому он вырос слабым духом человеком. Она решает все за своих детей в угоду своим желаниям. Марфа Кабанова не дает своим детям вздохнуть свободно, поэтому они и идут на хитрости.

Кроме Кабанихи в городе есть и другой видный купец — Дикой. К нему приезжает племянник Борис, который якобы должен получить в будущем наследство от дядюшки, но должен поработать у него. Дикой относится к племяннику холодно. Он не испытывает к нему родственных чувств. Все его эмоции мотивируются с финансовой стороны. Дикой груб к Борису, нагружает его работой.

Сам купец прослыл самодуром, так как совершает жестокие, нерациональные поступки по отношению к своим работникам. Он делает лишь то, что хочет сам. Дикому не присущи такие качества как доброта, справедливость, честность, великодушие. Это черствый и злой человек.

Кабаниха и Дикой являются отражением «темного царства» в драме, так как им присущи такие качества как эгоизм, жестокость, глупость. В их окружении царит ложь и притворство. Конечно же, из-за них несчастливы и их дети. Из-за злого нрава Кабанихи Варвара должна врать, а Тихон вырос слабовольным человеком. Борис чувствует себя неуютно в доме Дикого. Молодому человеку чуждо такое общество.

Кабаниха и Дикой символизируют пороки купечества в эпоху жизни драматурга.

Самодурство как социально-типологическое явление

Разберем подробнее указанное явление. Отчего появляются в обществе самодуры? В первую очередь от осознания собственной полной и абсолютной власти, полного нивелирования интересов и мнений других по сравнению с собственными, чувства безнаказанности и отсутствия сопротивления со стороны жертв. Таким и показано «темное царство» в пьесе Островского «Гроза». Дикой и Кабанова — самые богатые жители маленького провинциального городка Калинов, расположенного по берегу Волги. Деньги позволяют им ощутить личную значимость и значительность. Они же дают им и власть — над своими домашними, над чужими, в чем-то зависимыми от них людьми, и шире — над общественным мнением в городе. «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» страшно тем, что оно губит или корежит малейшие проявления протеста, любые веяния свободы и независимости. Самодурство — оборотная сторона рабства. В равной степени развращает оно как самих «хозяев жизни», так и тех, кто зависим от них, отравляя своим тлетворным дыханием все России. Именно поэтому, по определению Добролюбова, «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» и является синонимом самодурства.

Философия «темного царства»

С первых же строк пьесы в наше сознание врываются две стихии: вольного чудесных далей, широких горизонтов и душная, сгущенная атмосфера предгрозовья, томительное ожидание каких-то потрясений и жажда обновления. Представители «темного царства» в пьесе «Гроза» ужасаются катаклизмам природы, видя в них проявление гнева Божьего и грядущих наказаний за грехи — явные и мнимые. Об этом твердит все время Марфа Игнатьевна, вторит ей и Дикой. На просьбу Кулигина пожертвовать денег на строительство громоотвода для горожан он упрекает: «Гроза-де дана в наказание, а ты, такой-сякой, от Господа хочешь шестом оборониться». В этой реплике наглядно показана философия, которой придерживаются представители «темного царства» в пьесе «Гроза»: нельзя противиться тому, что господствовало веками, нельзя идти против воли или наказания свыше, смирение и покорность должны оставаться этическими нормами современности. Что интересно: сами же главные самодуры Калинова не только искренне верят в такой порядок вещей, но и признают его единственно правильным.

Кудряш, Варвара и другие

А что вообще представляют собою жертвы «темного царства» по драме А. Н. Островского «Гроза»? Это люди с поломанной судьбой, искалеченными душами, изуродованным нравственным миром. Тот же Тихон от природы добрый, мягкий человек. Самодурство матери убило в нем зачатки собственной воли. Он не может сопротивляться ее давлению, не умеет противостоять и утешение находит в пьянстве. Поддержать жену, стать на ее сторону, защитить от кабановского произвола тоже ему не под силу. По наущению матери он бьет Катерину, хотя и жалеет ее. И только гибель жены заставляет его открыто обвинить мать, но понятно, что очень быстро запал пройдет, и все останется по-прежнему.

Совсем иное дело другой мужской персонаж — Ваня Кудряш. Тот дает отпор всякому и даже «пронзительному» Дикому не спускает грубости. Однако и этот характер испорчен мертвящим влиянием «темного царства». Кудряш — копия Дикого, только еще не вошедшего в силу, не заматеревшего. Пройдет время, и он окажется достойным своего хозяина. Варвара, ставшая лгуньей и терпящая притеснения матери, в конце концов убегает из дома. Ложь стала ее второй натурой, и потому героиня вызывает у нас сочувствие и сострадание. Робкий Кулигин редко осмеливается защитить себя перед нахрапистостью самодуров «темного царства». По сути, никто, кроме Катерины, тоже, кстати, жертвы, не имеет достаточной твердости, чтобы бросить этому «царству» вызов.

Ложь в ранге закона

«Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза» — самодурство в высшем его проявлении. Катерина, сравнивая жизнь в родной семье и в семье мужа, подмечает важнейшее отличие: здесь все как будто «из-под неволи». И это правда. Либо ты подчиняешься бесчеловечным правилам игры, либо тебя сотрут в порошок. Кулигин прямо заявляет о том, что нравы в городе «жестокие». Кто богат, тот старается закабалить бедняков, чтобы на их грошах увеличить состояние. Тот же Дикой куражится над зависимым от него Борисом: «Будешь мне угождать, так отдам наследство!» Но угодить самодуру невозможно, и судьба несчастного Бориса и его сестры предопределена. Они останутся униженными и оскорбленными, бесправными и беззащитными. Есть ли выход из положения? Есть: лгать, изворачиваться, пока возможно. Так поступает сестра Тихона — Варвара. Ее просты: делай, что хочешь, лишь бы никто ничего не заметил, все «шито да крыто» было. А когда Катерина возражает, что не умеет лукавить, не может врать, Варвара говорит ей попросту: «И я не умела, а нужно стало — выучилась!»

Немилосердие — общая черта Кабанихи и Дикого

Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского показывает ее общую черту с образом купца Дикого, несмотря на их очевидные характерные различия. Это немилосердие к людям. Оба они относятся к своим ближним и к согражданам не по-христиански, потребительски.

Правда, Савел Прокофьич это делает в открытую, а Марфа Игнатьевна прибегает к мимикрии, имитируя христианские убеждения. В разговоре с ближними она предпочитает тактику «лучшая защита — нападение», обвинив их в несуществующих «грехах». Она даже не слышит обратные доводы со стороны детей и невестки. «Поверила бы… кабы своими ушами не слыхивала… каково почитание…» Не правда ли, очень удобная, практически «непробиваемая» позиция?

Характеристика и образ Кабанихи из пьесы «Гроза» А. Островского совмещает ханжество и жестокость. Ведь на самом же деле Кабаниха, исправно ходящая в церковь и не жалеющая милостыни нищим, оказывается жестокой и не способной простить покаявшуюся и признавшуюся в измене мужу Катерину. Более того, она дает указание лишенному собственной точки зрения сыну Тихону избить ее, что он и делает. Мотивируют они это, опять же, традициями.

От «Банкрота» до «Грозы»

Да, именно с комедии «Свои люди — сочтемся» (второе название «Банкрота») начинается широкая популярность Александра Николаевича Островского, драматурга, объединившего в своем творчестве и мастерски переработавшего лучшие традиции «натуральной» школы — социально-психологические и сатирические. Став «Колумбом Замоскворечья», он открыл миру дотоле неизвестный пласт русской жизни — среднее и мелкое купечество и мещанство, отразил его самобытность, показал, как яркие сильные, чистые характеры, так и мрачную суровую действительность мира торгашества, лицемерия, отсутствия высоких порывов и идеалов. Произошло это в 1849 году. И уже в своей первой значительной пьесе писатель намечает штрихами особый тип личности, который будет у него появляться снова и снова: от Самсона Силыча Большого к Титу Титычу Брускову из «В чужом пиру похмелье» и далее, к Марфе Игнатьевне Кабановой и Савелу Прокопьевичу Дикому из «Грозы» — тип самодура, названный очень точно и емко и вошедший, благодаря драматургу, в наш речевой обиход. Под эту категорию подходят люди, напрочь нарушающие логические и морально-нравственные, человеческого общежития. «Самодурами русской жизни» названы критиком Добролюбовым Дикой и Кабаниха, представляющие «темное царство» в пьесе Островского «Гроза».

Различное понимание старины Кабанихой и Катериной

Если быть точным, Катерина также является представителем патриархального общества. Эту мысль высказал актер и литературный критик Писарев в ответ на известную статью Николая Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Однако, если ее свекровь представляет собой «старину» мрачную, догматичную, подчиняющую людей и убивающую их устремления бессмысленными «нельзя» и поучениями «как должно быть», то Катерина, в отличие от нее, питает совершенно другие взгляды на «старину».

Для нее также существуют вековые традиции, однако они выражены совершенно в ином: в любви к окружающим и заботе о них, в по-детски восторженном отношении к окружающему миру, в умении видеть и воспринимать все хорошее вокруг, в инстинктивном неприятии мрачного догматизма, в милосердии. «Старина» для Катерины — красочна, романтична, поэтична, радостна. Таким образом, Катерина и Кабаниха персонализируют два противоположных аспекта русского патриархального крепостного общества — темного и светлого.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
<