В литературе множество примеров на тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Часто взаимное чувство возникает между двумя противоположностями. Как это повлияет на душу каждого из них? Или же любовь между ними по тем или иным причинам окажется невозможна, как перенесут они это испытание? Что присуще только женщинам? А что мужчинам? Попробуем разобраться вместе с Многомудрым Литреконом. Он привел для Вас аргументы на тему «Любовь» для итогового сочинения 2019-2020 года. Также не забудьте рассмотреть примеры по направлению «Он и она» и банк аргументов для 2019-2020 года.
«Гранатовый браслет»
- Настоящая любовь
. Чтобы убедиться в искренности чувства, нужно проанализировать его проявления. Например, герой повести «Гранатовый браслет» на протяжении семи лет писал избраннице нежные и проникновенные письма, но не мешал ей строить свою жизнь вдали от него. Георгий видел сущность любви в обожании и заботе, но не в обладании и насилии. Он принимал выбор Веры, которая предпочла выйти замуж за человека из своего круга, такого же спокойного, как и она сама. Желтков не навязывал ей себя, а лишь выражал свои чувства и довольствовался тем, что она знает о них и, быть может, думает о нем. Ради покоя и счастья избранницы герой готов отдать все, что у него есть, поэтому он уходит из жизни. Эта самоотверженность и готовность принять любимого человека таким, какой он есть, свидетельствуют об истинной любви. - Безответная любовь
. Георгий Желтков из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» испытывает безответную любовь к княгине Вере Шеиной. Героям не суждено быть вместе, ведь они живут в разных мирах. Она, представительница аристократии, привержена традициям и ни за что не выберет в качестве спутника жизни простого телеграфиста. Желтков беден и не имеет титула, поэтому его письма о любви воспринимаются как шутка или даже оскорбление. Несмотря на пренебрежение, Георгий любит Веру и уже не рассчитывает на взаимность. Он довольствуется платонической связью с ней, передавая ласку и восторг через письма. Ему не нужно ничего взамен, он готов мириться с безответностью и дальше, лишь бы иметь возможность хотя бы говорить о своих эмоциях. Это и есть безответная любовь — чувство, не требующее ответа. - Все аргументы из творчества Куприна Вы можете найти в подборке.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Сложность взаимоотношений между мужем и женой в тяжелые для страны времена показывает В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Военные действия, на фоне которых происходят события повести, раскрывают истинные лица главных героев: Андрея Гуськова и его жены Настены.
Настена узнает о том, что Андрей стал дезертиром и находится рядом с деревней. Героиня не может держать зла на своего мужа, хотя и понимает, что его поступок бесчестен. Она смиряется с предательством Родины, которое совершил Андрей, и во всем поддерживает мужа, потому что такова обязанность жены и любящего человека.
Настена скрывает появление мужа и тайно приходит к нему, чтобы помогать. Чувства девушки отличаются жертвенностью и безумной любовью. Настена делает все возможное для того, чтобы выразить свою любовь. Она ставит свою жизнь под угрозу, когда переправляется на лодке к Андрею. Забеременев от него, Настена принимает на себя удары соседей и родителей Андрея. Героиня не рассказывает о том, что она ждет ребенка не от другого мужчины, а от своего законного мужа. Собственные честь и достоинство для Настены оказывают не так важны, как жизнь мужа. Это говорит об искренности огромной любви, на которую способен не каждый. Ради ребенка от любимого человека, ради счастья рядом с Андреем Настена терпит сплетни со стороны жителей деревни и недовольства матери Гуськова. В.Г. Распутин показывает, какие препятствия приходится преодолевать героине.
Противоречивы чувства Андрея Гуськова. Герой, оказавшись дезертиром, думает только о себе и своей жизни. Он постоянно напряжен, потому что боится, что его найдут. Андрей не понимает, насколько Настене тяжело скрывать от родственников и соседей его возвращение. Он воспринимает поступки жены как должное, но сам будто ей ничем не обязан. Нельзя сказать, что Андрей Гуськов любит свою жену. Об этом говорит то, что при первой же встрече Андрей стал угрожать Настене, которая могла раскрыть его кощунственную тайну. Сохранение жизни оказалось важнее того, чтобы обнять жену и признаться в своей любви. Все дни встреч с Настеной Андрей воспринимает так, будто заботиться о нем – обязанность героини. Андрей Гуськов ни разу не поблагодарил Настену за то, что она делала для него, рискуя собственной жизнью. Главный герой думает лишь о себе. Предав Родину, он фактически предает и жену. Именно его поступки становятся причиной самоубийства Настены. Андрей же должен жить и помнить о том, что он стал причиной смерти своей жены.
«Дама с собачкой»
- Любовь меняет людей
. В рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» повествуется о встрече двух духовно одиноких людей, не познавших настоящего счастья. Дмитрий Дмитриевич Гуров – человек, казалось бы, нравственно сложившийся. Он не любит жену, к женщинам относится цинично, но часто находится в их окружении. Изменять жене – привычное для него дело. Примечательно, что именно его чувства и их перемена являются в рассказе центральными. На курорте в Ялте он знакомится с Анной Сергеевной. У них начинается роман, но постепенно оказывается, что в его основе не пылкая страсть, а настоящее духовное родство, такое, какое должно быть между мужем и женой. Эти отношения влияют на Гурова. Сначала он относится к ним, как к обычному курортному роману, но, вернувшись в Москву, понимает, что Анна Сергеевна — дорогой для него человек. Когда он обрел любовь, то понял, какой пошлой и мелочной жизнью он отвлекал себя от главного — от одиночества. Гуров прозрел и увидел в окружающих людях ничтожество и серость одинаковых дней, которые он потерял. - Любовь — и страдание, и наслаждение
. Для Анны эти отношения изначально имели большое значение. Своего мужа она не любит, но никогда не изменяла ему. Анна – другой человек, для неё измена – грех. Она воспринимает свой поступок как нравственное падение, и всё же чувствует, что иначе не может. Анна любит Гурова. Ей тяжело даются их встречи, и тяжело даётся жизнь без любви. Для нее это чувство — и страдание, и наслаждение, ведь в романе с Гуровым она мучается от укора совести, но радуется новой, более осмысленной и полной жизни. Оба героя понимают, что упустили что-то важное, и обрели это только сейчас, когда встретились.
Тезисы
- Сила любви заставляет человека меняться ради того, кого он любит
- Любовь не всегда красива внешне, она выражается в счастье внутри человека
- Любовь может заставить человека пойти на необдуманные, бесстрашные и даже безнравственные поступки
- Суть любви заключается в том числе и в том, что любящий человек никогда не причинит боли возлюбленному
- Любовь к людям — это способность пожертвовать собой ради их счастья
- Любовь открывает в человеке лучшие чувства
«Капитанская дочка»
- Пример добрых взаимоотношений, выдержавших испытания судьбы
, читатель найдёт в романе-повести «Капитанская дочка». Маша Миронова – именно в честь неё Пушкин назвал своё произведение – кроткая героиня с добрым нравом и светлой душой. В начале повествования она предстаёт перед нами как девушка, которую хочется защищать. Однако именно благодаря ей, Пётр Гринёв обретает свободу. Несмотря на все сложности, которые выпали на её долю (смерть родителей, восстание, нападки Швабрина), Маше удаётся сохранить в себе способность к любви. Когда героиня узнает об аресте Петра, она бросается на выручку и доходит до самой императрицы. Своим заступничеством она не боится навлечь на себя позор или немилость. Она — не жена и даже не невеста Гринева, а просит за него перед Екатериной Второй и подставляет себя под удар. Смелый поступок Марьи оправдал себя, и она спасла Петра. Порой именно любовь требует от нас гораздо больше сил, чем злоба и ненависть. - Любовь делает людей лучше
. Пётр взрослеет по мере повествования. Если свой дом он покидает беспечным ветреным человеком, который мечтает о лёгкой службе в Петербурге, то в конце повествования перед нами серьёзный и благородный юноша, способный защищать своих близких. Именно любовь к Маше делает его отважным человеком. Ради неё он совершает самые смелые поступки: вызывает на дуэль опытного и сильного соперника, храбро дерется, отстаивая крепость, возвращается в логово врагов, чтобы спасти любимую. Все эти шаги помогают герою раскрыть внутренний потенциал и стать увереннее в себе. Он любит и учится нести ответственность за свою любовь, именно этого чувства ему не хватило в доме родителей. Видя преобразившегося храброго сына, родители дают согласие на брак с бесприданницей, ведь именно эта первая и горячая любовь сделала Петра настоящим мужчиной.
«Война и мир»
- Любовь делает человека другим
. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» описаны взаимоотношения главной героини – Наташи Ростовой и её мужа Пьера Безухова. Это необычный союз, и у многих читателей по его поводу возникают самые разнообразные чувства: от радости до разочарования. После пережитых ею испытаний, тяжёлого расставания с Андреем Болконским, его смерти, она получает неожиданное признание от Пьера, и впоследствии выходит за него замуж. Несомненно, она смогла оценить его качества. Он был другом Болконского, он благородный человек, но любит ли она Пьера? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. В начале романа мы видим пылкую, горящую сердцем девушку, в конце – женщину, главная функция которой – растить и воспитывать детей. Вряд ли Наташа утратила остальные качества своей личности, но сейчас они менее востребованы, а потому в тени. Кажется, что сложись их судьба с Болконским счастливо, читатель на страницах романа нашёл бы совсем другую Наташу. Однако это не значит, что она несчастлива с Пьером. Просто в этом союзе проявились другие черты её личности. - Счастье в браке.
Пьер Безухов – человек несомненно добрый и честный, ему свойственна некоторая наивность: Элен Курагина с лёгкостью обманывает его, делая несчастливым их брак. Уставший от разочарования, прошедший испытания войной, как человек, совсем к ней не подготовленный, он наконец обретает личное семейное счастье. Пьера тоже можно отнести к героям ищущим, пытающимся прийти к истине, единому знаменателю. Его он и находит к семейной гармонии наедине с теми, кто ему действительно дорог. Он честен, добр и благороден, поэтому надежный и верный брак с Ростовой делает его счастливым. Это его вознаграждение за предыдущее несчастье. - Верность и измена в любви.
Наташа Ростова – девушка с пытливым, живым умом, но ей присуща некоторая импульсивность в поступках. Она добра и способна сочувствовать людям, но в то же время может по незнанию и неопытности нанести им вред. Так, в ожидании свадьбы Ростова увлеклась другим мужчиной и едва не убежала с ним из дома. Анатоль Курагин обманул ее и хотел воспользоваться ее невинностью, хотя сам уже был женат. Этот побег расстроил помолвку и нанес глубокое оскорбление Андрею Болконскому. Но трудно осудить её за поступок с Анатолем Курагиным: она была слишком юна и потому поверила ему. Вероятно, если бы Болконский по воле отца не откладывал свадьбу на год, этого бы не произошло. Ведь Наташа любила Болконского, ждала его. Силу ее чувства читатель видит в эпизоде, когда Наташа ухаживает за раненым Болконским, чувствует себя виноватой перед ним. Она раскаивается в ошибке и даже хочет возобновить отношения, если князь поправится. Так, в любви не стоит делать поспешных выводов: возможно, попытка изменить — это лишь легкое наваждение, которое можно понять и простить.
Э.М. Ремарк «Три товарища»
В романе «Три товарища» Э.М. Ремарк показывает величие и силу любви, которая все же имеет трагический характер. Взаимоотношения Роберта Локампа и Патриции Хольман развиваются на фоне послевоенных событий.
Знакомство между будущими возлюбленными происходит совершенно случайно. В этот же день Роберт оценивает Патрицию и пытается обратить ее внимание на себя.
Любовь между Робертом Локампом и Патрицией Хольман развивается стремительно, однако во многом она похожа на подростковые чувства. Главный герой смущается, общается с Патрицией с робостью и стеснением. Связано это с тем, что всю свою молодость Роберт потратил на войну, у него не было времени на обычные развлечения и на любовь. Юность прошла мимо него, поэтому только в тридцать лет он узнал, что такое любовь. До этого у Роберта совершенно не было опыта общения с противоположным полом. Здесь автор подчеркивает проблему столкновения любви и войны.
Чувства Роберта Локампа построены на стремлении помочь и поддержать свою возлюбленную. Он посвящает ей себя полностью. Патриция поступает также. Их отношения можно назвать примером истинной любви. Действия в их отношениях оказываются важнее громких слов. Роберт и Патриция любят друг друга, но не кричат об этом. Их любовь похожа на дружбу, но она намного глубже и чище.
Для персонажей любовь становится смыслом существования. После тяжелых событий, с которыми пришлось столкнуться и Роберту, и Патриции, они нашли счастье друг в друге.
Все же этой огромной и великой любви между Робертом и Патрицией суждено было закончиться. На отдыхе Роберт узнает о том, что Патриция смертельно больна туберкулезом, который являлся следствием военного времени.
Патриция просит Роберта оставить ее, ведь ей все равно суждено умереть. Она не хочет травмировать душу своего возлюбленного, поэтому хочет пойти на такую жертву. Но Роберт не может отказаться от своей любви.
Роберт всячески поддерживает девушку, помогает ей справиться с горечью, хотя сам чувствует огромную боль. Роберт не бросает Патрицию в трудные минуты, даже понимая, что имеет шанс заразиться от нее. Любовь между героями основана на жертвенности. Роберт делает все, что в его силах. Но девушка все же умирает. Любовь стала для Патриции подарком перед смертью.
Э.М. Ремарк в своем романе «Три товарища» демонстрирует счастливую, но в то же время трагичную историю любви.
«Герой нашего времени»
- Всегда ли любовь делает человека счастливым
. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин – разочарованный в жизни человек, часто приносит боль и разочарование другим. Печорин устал от всего, он не видит ни в чём смысла, и относится к жизни, как к наизусть заученной книге – всем известно, что будет в конце. И иногда кажется, что он этот финал приближает. Печорин имеет успех у женщин, но и он приносит ему лишь кратковременное удовольствие. Чаще всего в конце любых отношений, Григорий испытывает разочарование и приносит боль другим. Но Печорин отнюдь — не злодей, ему, как и Онегину, можно лишь посочувствовать. Ведь та боль, которую он причиняет другим, ранит и его: именно осознание того, что он сделал несчастным кого-то, заставляет Печорина верить в порочность собственной натуры. А если ты считаешь себя злым, то и совершать зло для тебя естественно. Когда причиняешь боль многократно, перестаёшь удивляться этому, это становится нормальным для тебя состоянием. - Безответная любовь
. Одной из девушек, описанных в романе «Герой нашего времени», была Бэла. Увидев её, Печорин захотел заполучить расположение прекрасной черкешенки. Бэла, неприступная, необычайно красивая девушка, долго никак не реагировала на подарки Печорина, игнорировала все его попытки наладить контакт. Она воспитывалась по совершенно другим законам, в другой культуре, и это тоже пленяло Григория. Он даже выучил татарский язык, чтобы общаться с ней. Постепенно Бэла полюбила Печорина. Полюбила ровно настолько, насколько была неприступна. Она очень привязалась к Григорию. Всего четыре месяца продлилось их счастье. После этого Печорин устал от такой привязанности. И Бэла стала не нужна ему. На уязвленную и раздавленную любовью девушку было тяжело смотреть, и Максим Максимыч очень ее жалел. Героиня мучительно переживала свою ненужность и, кажется, была даже рада смерти как избавлению.
Митина любовь
Другим примером любви к женщине является пример Мити из повести Ивана Бунина «Митина любовь». Молодой человек очень ярко и непросто переживал период первой влюбленности. Он отдавался чувству полностью и ждал такого же ответа, однако Катя не могла ему его дать. Это была яркая и творческая девушка, которой постоянно требовалось чувство чего-то нового, необычного, неопробованного. Ревность Мити душила ее точно также, как душила бы его любовь.
Также в этом произведении Бунин противопоставляет любовь платоническую и плотскую. Митя безумно сильно платонически любил Катю, поэтому ждал с ней физической близости. Тот же самый акт с Аленкой, неверной женой, не принес ему никакого счастья. Таким образом, Бунин придает сильнейшее значение любви платонической и считает, что любовь плотская должна быть не продолжением.
«Вешние воды»
- Первая любовь — самая сильная
. Повесть И. А. Тургенева «Вешние воды» построена в форме воспоминаний русского помещика, который обращается в своё прошлое за дорогим ему образом – образом первой любви — красивой итальянской девушки Джеммы. Дмитрий Павлович Санин, будучи молодым человеком, путешествовал за границей и нашёл в этом путешествии свою любовь. Дмитрий помогает девушке привести в чувство её младшего брата, который потерял сознание. Он легко находит контакт с ним и матерью Джеммы. Санин – человек, способный защитить и способный искренно любить. Но в нём нет нравственного стержня, у него не хватает силы воли справиться с обстоятельствами и отстоять свою любовь. Он уезжает, чтобы наладить дела перед свадьбой и продать имение. Так он знакомится с красивой русской богатой женщиной – Марьей Николаевной. Она знает о своей власти над мужчинами, и ради забавы решает заполучить Санина любым способом. Ей это удаётся. Санин борется с собой, но его попытки оказываются тщетными. Он едет за Марьей Николаевной в Париж, и теряет свою настоящую любовь – Джемму. Всю свою жизнь он сожалеет об этом поступке. - Любовь как игра
. Образ Марьи Николаевны, выступившей в роли роковых обстоятельств, сломавших Санина – это образ красивой, но холодной женщины. Ей нет дела до чувств других людей, на Санина она смотрит как на добычу: жалкую и лёгкую. Для неё даже интереснее, если условия игры усложняются. При этом с нравственной точки зрения она свои поступки не оценивает, вероятно, считая, что в этом нет необходимости. У неё нет задачи искать истинные причины своих и чужих поступков. В Париже она бросает Санина, теряя к нему всякий интерес. Игра окончена, а значит, потерян и смысл общения с ним.
Введение
Отношения между мужчиной и женщиной всегда отображались в произведениях русских и зарубежных писателей. Чувство любви всегда индивидуально и неповторимо. Отношения между людьми всегда складываются по-разному, они имеют различные оттенки: дружба, страсть, грусть, корысть, невзаимность. Отношения между мужчиной и женщиной часто неоднозначны и противоречивы, их можно оценивать по-разному. Любовь может длиться вечно, отношения могут заканчивать через весьма непродолжительное время. Все отношения развиваются по-разному и имеют различные финалы: благоприятные и счастливые или трагичные и жестокие. Любовь может делать жизнь счастливой или несчастной. Новая любовь может иметь другой характер, в этом и заключается ее прелесть.
«Евгений Онегин»
- Нераздельная любовь
. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» описывается любовь без взаимности, которая сделала обоих героев несчастными. Главная героиня жила в деревне и большую часть досуга посвящала французским романам. Вполне понятно, что сердце Татьяны было развито не по годам и ждало любви, но не обычной, а красивой, как на страницах любимых книг. Как нарочно, в деревне появился байроновский герой — Евгений Онегин. Он был замкнут, ко всему равнодушен, насмешлив, умен, и на его лице выражалось страдание, как будто он многое испытал. Татьяна тут же влюбилась и даже скомпрометировала себя письмом к возлюбленному. Евгений не был готов к семейной жизни и прямо сказал об этой юной девушке, не желая ее обманывать. Татьяна приняла его отказ, но сердце ее никогда уже отпускало Евгения. Даже когда она вышла замуж, любовь все еще жила в ее сердце. Тогда и Евгению пришлось столкнуться с отказом, ведь брак Татьяны навсегда разлучил любящих людей. - Ненастоящая любовь
. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» описывается пример фальшивой любви, когда один человек обманывается в чувствах другого. Так, Владимир без памяти влюбился в Ольгу. Он посвящал ей стихи и грезил о семейной жизни. Их свадьба уже была назначена, ведь молодой особе льстили подобные знаки внимания. Ольга по-своему увлеклась поэтом, но была ветреной и легкомысленной девушкой, поэтому не могла ответить Ленскому тем же глубоким чувством. Ее нрав раскрывается на именинах Татьяны, когда Онегин, желая позлить друга, начинает ухаживать за Ольгой. Барышня тут же начала флиртовать и заигрывать с Евгением. Она и забыла о женихе, а он в это время непомерно страдал. По ее вине он и погиб в цвете лет на дуэли, а сама Ольга горевала недолго и вскоре вышла замуж за офицера.
Автор: Таисия Ишниазова
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрировано несколько любовных историй. Большой интерес представляют отношения центрального персонажа Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
И.С. Тургенев показывает сложность характеров Базарова и Одинцовой. Оба персонажа являлись свободными и независимыми людьми. Автор указывает на то, что это послужило причиной трагичного финала отношений между Базаровым и Одинцовой. Их любовь с самого начала была обречена.
Однако любовь в произведении имеет огромное значение для раскрытия внутреннего мира центрального персонажа. Придерживаясь теории нигилизма, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову, хотя и не признается себе в этом. Чувства к Одинцовой помогают показать истинное лицо Базарова, а также помогают развенчать его нигилизм. И.С. Тургенев демонстрирует, на что способна любовь. Только она может показать человеку истинные ценности жизни. Любовь оказывается сильнее нигилизма. И.С. Тургенев показал, что отрицать любовь невозможно, потому что она воздействуют на всю жизнь человека.
Несмотря на трагичность отношений, нельзя сказать о том, что между героями не было любви. Она была – сильная и страстная. Одинцова поняла, что встреча с Евгением Базаровым повлияла на нее, словно ее сердце было уколото. Базаров долгое время не мог признаться самому себе, что он чувствует к Одинцовой. Герой, который смеялся над любовью и вообще отрицал ее существование, не мог согласиться с тем, что он влюбился. Он обманывает не только возлюбленную, но и самого себя. Только на пороге смерти он до конца осознал это и принял этот факт. Отношения с Одинцовой открыли центральному персонажу глаза на жизнь, однако было уже слишком поздно: Базаров был смертельно заражен.
Чувства Базарова были сильны. Одинцова воспринимала зарождающиеся между ними отношения более просто. Когда главный герой признается Одинцовой в любви, она не готова ответить согласием, потому что больше всего на свете она ценила спокойствие и размеренность жизни. Быть с Базаровым значило получать все новые и новые эмоции, а Одинцова не привыкла к этому, она не хотела этого. Из-за мировоззрения героини отношения Базарова и Одинцовой были обречены на провал. Автором подчеркивается, что отношения между мужчиной и женщиной всегда строятся не только на взаимности чувств, но и на схожести жизненных целей и приоритетов.
🗹