Одним из важных женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является Вера – молодая женщина, к которой был по-настоящему привязан главный герой, Григорий Александрович Печорин. Мудрая, нежная, бесконечно любящая, она стала той единственной, которая смогла полюбить не вымышленный образ, а самую суть Печорина, со всеми его достоинствами и недостатками. Характеристика Веры имеет большое значение в романе, поскольку помогает лучше раскрыть внутренний мир героя. Благодаря ей становится понятно, что и у бездушного на первый взгляд Печорина есть глубокие чувства, он способен любить, страдать, сопереживать.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.
Полное имя — Вера.
Возраст — не указан, молодая женщина.
Род занятий — без определенного рода деятельности.
Семья — сын от первого брака, второй муж — Семён Васильевич Г…в.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — среднего роста, привлекательная блондинка с голубыми глазами, родинкой на щеке.
Характер — мягкая, добрая, жертвенная, ревнивая, мудрая, заботливая, прагматичная.
Положительные черты — любящая, добрая, нежная.
Отрицательные черты — ревнивая, собственница, способная на измену мужу.
Произведение — «Герой нашего времени».
Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов.
Характеристика Веры другими героями
Печорин
Вера — давняя любовь Печорина, которую он случайно вновь встретил на водах.
«Я её не видал ещё, но уверен, узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая
«…ужасная грусть стеснила моё сердце. Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?..»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая
Печорин считает, что Вера относится к тем женщинам, которые в любви более всего ценят печаль и разочарование.
«Может быть, — подумал я, — ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая
Печорин относится к Вере с большой бережностью. Он по-своему любит её и не намерен осознанно причинить ей боль.
«Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, — я её не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть. Я знаю, мы скоро разлучимся опять и, может быть, на веки: оба пойдём разными путями до гроба; но воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая
Печорин, считающий себя злым гением, разрушителем женских надежд и иллюзий, не понимает, отчего Вера так сильно любит его. Она является единственной женщиной, которая смогла принять его со всеми недостатками и пороками.
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 23-го мая
«Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня
Вернер
О присутствии Веры Печорину сообщил доктор Вернер. Он отметил не только привлекательную внешность молодой женщины, но и в силу своей профессии сделал выводы о её серьёзной болезни.
«…какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы её у колодца? — она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка; её лицо меня поразило своей выразительностью…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая
Подробная характеристика Вернера.
ЛЮБЯЩАЯ МАТЬ И БАБУШКА
В июне прошлого года Вера Глаголева, а также ее дочери и внуки приняли участие в программе «Гости по воскресеньям» с Ириной Муромцевой. На съемках передачи царила теплая домашняя атмосфера. Звезда рассказала о своих планах и грядущих проектах. Тогда старший сын наследницы знаменитости Марии Нахапетовой Кирилл сказал, что не хочет сниматься в кино у бабушки, а его брат Мирон, наоборот, изъявил желание поработать с близкой родственницей.
«Бабушка очень добрая. Мы очень любим пить с ней чай, играть в «Мафию», – говорили внуки актрисы.
Вера Глаголева считала себя строгой матерью и бабушкой
Фото: Кадр программы «Гости по воскресеньям»
В то же время Вера Глаголева могла быть требовательной и даже строгой матерью и бабушкой. Женщина редко делала комплименты дочерям, чтобы те не зазнавались. Актриса старалась следить за воспитанием наследниц, считая, что те должны расти с правильными жизненными ориентирами.
«Я не люблю баловать детей, не люблю это. Просто нас по-другому воспитывали. Мама была придирчива ко мне. Отец восторгался во всех проявлениях. Мама никогда не говорила, что я сделала хорошую работу. Никогда. Не то, чтобы ругала, просто не хотела. Чтобы не зазнавалась. Я от этого не страдала», – рассказывала звезда.
Вера Витальевна считала, что каждый должен был занят своим делом. Поэтому актриса не всегда позволяла себе какие-то нежности по отношению к малышам.
«Я не хорошая бабушка, которая нянчится с внуками и читает им книжки на ночь… У них для этого есть родители», – полагала звезда.
Биография
Вера — молодая привлекательная женщина. Дважды замужем. В первом браке у Веры родился сын, но о судьбе мужа ничего неизвестно — скорее всего, он скончался. Чтобы обеспечить сыну стабильное будущее и подобающее место в обществе, Вера вновь вышла замуж.
Её вторым мужем оказался человек очень знатный, состоятельный, но при этом старый и больной. Этот союз изначально стал своего рода сделкой, в которой Вера отдала себя, свою молодость и красоту взамен на благополучие единственного сына.
Ещё будучи в первом браке Вера, встретила сильную, страстную и, по сути, единственную любовь всей своей жизни — Григория Александровича Печорина. Эта встреча оказалась судьбоносной, оставившей глубокий след в сердцах и душах Веры и Печорина.
Вторая встреча состоялась спустя несколько лет в Пятигорске, куда Вера приехала уже со вторым своим супругом на лечение. К тому времени женщина уже страдала тяжёлой болезнью, которая медленно, но верно подтачивала её жизненные силы.
Как и в первый раз, Вера не смогла противостоять силе своего чувства к Печорину. Об этой связи стало известно её супругу, и в страшном гневе он поспешил увезти молодую жену подальше от соблазна. Вера лишь успела написать прощальное письмо Печорину, в котором признавалась ему в вечной любви.
Образ Веры
В образе Веры М. Ю. Лермонтов заключил все те качества, которые сам высоко ценил в женщинах: женственность, мягкость, жертвенность, мудрость, способность к всепрощению. Наиболее полно героиня раскрывается в своей любви к Печорину.
Полюбив всем сердцем молодого красивого офицера, Вера решилась на супружескую измену ради своего чувства. Она впервые смогла полюбить по-настоящему, отдав всю себя без остатка любимому мужчине. Обладая умом и природной мудростью, Вера смогла принять Печорина таким, каким он был на самом деле — со всеми его недостатками, слабостями, дурными наклонностями. Вера поняла, что нет смысла ждать от Печорина сверх того, что он мог ей предложить, и просто наслаждалась сильным и ярким чувством.
Личность Веры раскрывается и в её отношении к сыну. По сути, это единственный человек, к которому она привязана на этой земле. Ради благополучия своего ребёнка Вера повторно вышла замуж без любви, исключительно по расчёту. Прекрасно понимая, что дни её сочтены, женщина пожертвовала своей молодостью и красотой ради будущего сына.
Вера не способна бороться за свою любовь, строить жизнь так, как подсказывает ей сердце. Она подстраивается под жизненные обстоятельства, безропотно подчиняется воле тех, кто сильнее её. В итоге Вера чувствует себя глубоко несчастным, опустошённым человеком, неспособным на решительные поступки.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых компанейских —
Главные герои «Герой нашего времени»
для самых занятых —
Читательский дневник «Герой нашего времени»
для самых крутых —
Читать «Герой нашего времени» полностью
ЧЕТКИЙ ГРАФИК И СТРОГИЙ ХАРАКТЕР
Разумеется, столь строгая дисциплина невозможна без сильного характера. Вера Глаголева с детства увлекалась спортом, выработавшим у нее внутренний стержень. Кроме того, у актрисы было «пацанское» детство.
«Корни силы этой, наверное, в том, что у меня старший брат, который почти на три года старше, и вот эта закалка драками и борьбой всякой… Я думаю, что я прошла эту школу. Мы, конечно, дружили, это понятно. Но очень так мутузили друг друга. Конечно, этот момент и общение с его друзьями. Я не была маминой дочкой с игрушечками и куколками. Я была в окружении мальчишек. Это футбол, казаки-разбойники, все такое», – говорила звезда.
«Выйти замуж за капитана» (1985)
Фото: Кадр фильма
Благодаря своему воспитанию Глаголева научилась ставить высокие цели и добиваться их. Звезда хотела продемонстрировать общественности, что она не только хорошая актриса. В 90-е знаменитость сняла картину «Сломанный свет». Тогда Глаголева переживала крайне непростой жизненный период – она разводилась с первым мужем Родионом Нахапетовым, когда-то открывшим ее кинематографу. Но Вера Витальевна не жаловалась журналистам на проблемы в семье, а лишь сетовала, что было сложно договариваться с актерами.
Однако обстоятельства сложились так, что лента не вышла в прокат. Поэтому Глаголева снова оказалась по ту сторону камеры лишь спустя 15 лет – на съемках фильма «Заказ». После этого Вера Витальевна более активно занялась режиссерской деятельностью и смогла добиться в ней определенных высот. В 2014 году на экраны выходит картина «Две женщины» с участием всемирно известного актера Рэйфа Файнса. Глаголева признавалась, что у артиста был сложный график, но ему очень понравилась идея проекта, в основу которого легла пьеса Тургенева «Месяц в деревне».
не пропуститеВеликолепная юность Веры Глаголевой: какой она ворвалась в сердца зрителей
Обычный рабочий день актрисы был построен по четкому графику. Звезда проводила много времени в офисе и отмечала, что главное для нее – поддержка родственников.
«Как это ни звучит банально, мне хочется, чтобы добро побеждало. Для этого мы занимаемся искусством. Чтобы питать зрителей. Чтобы эмоционально выходили подпитанными. Вот это очень важно для меня – положительная энергия. Все, что я делаю, – мне очень важна оценка моих близких», – говорила знаменитость.
Вера Глаголева была искренне предана любимому делу
Фото: Кадр фильма Первого канала «Вера Глаголева. Меня обижать не советую»
Работая над фильмом, Глаголева могла быть очень требовательной по отношению к коллегам. «Маму на самом деле все артисты боятся на съемочной площадке», – сказала дочь актрисы Анна в одном из интервью. Сама звезда считала, что нужно выкладываться на работе на все сто процентов. «Не знаю, почему они боятся. Они, мне кажется, понимают, что если я не добиваюсь того, что мне нужно… Но они видят на экране результат. Вот это, мне кажется, самое главное», – делилась артистка.
не пропустите«Она излучала исключительный свет»: близкие и коллеги вспоминают Веру Глаголеву
Вывод
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» большое значение играет образ Веры, с помощью которого можно лучше понять внутренний мир Печорина, его внутренние переживания и сомнения, отчаянное стремление любить и быть любимым.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать, что истинная любовь невозможна без взаимности, искреннего и уважительного отношения друг к другу. Краткая характеристика Веры с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение или доклад на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Трагичная связь
Печорин же испытывает глубокое чувство тоски и ведет ожесточенные поиски собственного места в этом мире. Он искренне хочет добиться морального удовлетворения и найти в жизни цель. История взаимоотношений героев развивается в трагичном свете:
- Долгая разлука с Верой и неожиданная встреча разбудили былые чувства. Героиня не ограничивает себя отношениями с мужем, однако с Печориным встречается тайно.
- Их счастье длилось недолго, потому что герой пытается добиться чувства ревности со стороны Веры и начинает флиртовать с княжной Мери, чем только доставляет возлюбленной душевные страдания.
- У Печорина с Грушницким планируется дуэль из-за княжны, и Вера сильно переживает за главного героя.
- Страх потерять любимого человека и душевное беспокойство толкают героиню на признание мужу в измене.
- Супруг увозит Веру как можно дальше от Печорина, и она оставляет прощальное письмо Григорию с проникновенным признанием в любви.
Героиня — очень чувствительный персонаж и невероятно умный. Именно это привлекает Печорина. Однако эти качества не помогают девушке избежать пагубных отношений, обреченных на провал.
Печорин преследует свои эгоистичные цели, и Вера это понимает, однако желает помочь ему, исцелить от депрессии, которая завладела героем.
Ярко характеризует любовь к Печорину образ Веры. В романе «Герой нашего времени» можно увидеть, как женщина жертвует собой ради любимого, но ответной реакции на это не получает. Таким образом, Вера просто пытается быть счастливой хотя бы на короткий промежуток времени, пока болезнь не забрала все силы. Однако Печорин не просил ее жертвовать собой.
Руководствуясь своими желаниями, женщина становится трагичным образом в романе Лермонтова. Автор показывает, как напрасно растрачивает героиня свои силы на человека, который ничего не обещал ей.
Вера стала невероятно важной женщиной в жизни Печорина. Он чувствовал с ней крепкую духовную связь, и героиня могла сделать его жизнь счастливее, помочь ему найти цель его существования. Но моральная дисгармония Печорина не позволяет осознать важность этих чувств, и он теряет единственного человека, способного его поддержать. Вера же могла благодаря главному герою найти душевное спокойствие, но пожертвовала собой напрасно.
🗹