Сочинение на тему: Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные социальные проблемы, не исчезнувшие с отменой крепостного права. Автор показывает, что реформа ударила “одним концом по барину, другим — по мужику”. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — поистине народная поэма. Некрасов писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа. Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”. Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне — великая сила, за которой будущее России: Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба — типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух “злодеев-грешников”. Роль легенд в поэме дублирует роль песен. Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям… Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве. В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: “…и гнется, да не ломится, не ломится, не валится…”. В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: “добра, ты, царска грамота, да не про нас ты писана”, “высоко бог, далеко царь”, “с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат”, “хвали траву в стогу, а барина в гробу” и т. д. Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян: …Иди скорей, да хрюкалом В канаву ляг, воды испей! Авось, соскочит дурь!.. Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой, .точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что “…брань господская, что жало комариное, мужицкая — обух”. Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею — поэму “Кому на Руси жить хорошо”. .
Сочинение по рассказу Кому на Руси жить хорошо
«Кому живется весело, вольготно на Руси?» – этим вопросом задаются главные герои поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Они проделали непростой путь, чтобы узнать ответ и для нас остается загадкой, поняли ли они его.
На написание этой поэмы автора вдохновила отмена крепостного права в 1861. Несмотря на всю свою прогрессивность и необходимость этот процесс повлек за собой множество проблем. Николай Алексеевич решил выразить эти проблемы в своих произведениях «Элегия» и «Кому на Руси жить хорошо». Первое написано непосредственно в 1861 году, а второе автор начал в 1863 году и закончил спустя четырнадцать лет. Поэма состоит из четырех разрозненных частей из восьми запланированных, потому что, к сожалению, при жизни Некрасов не успел их дописать и соединить, поэтому, когда книга издавалась, возникло множество споров, в каком порядке они должны располагаться. Разрешил их Корней Иванович Чуковский, расположив их так, как мы сейчас привыкли читать: «Последыш», затем «Крестьянка» и далее «Пир на весь мир».
Жанр этого произведения определить не очень просто, но и сам автор и большинство критиков сошлись на мысли, что это поэма-эпопея. В ней соблюдены все отличительные особенности этого жанра: оно наполнено одной общей идеей, показывает жизнь простого русского народа и изображает исторически значимые события, в данном случае – процесс приспособления крестьянского люда к жизни без крепостного права. В произведении нет одного главного героя, есть семь странников-крестьян, находящихся в центре сюжета, объединенные одной общей идеей и целью: найти же все-таки того, кому живется хорошо и счастливо на Руси?
Сюжет произведения достаточно прост и весьма незамысловато изложен непосредственно в начале произведения: собрались на дороге мужики и начали спорить, кому же лучше всех живется на земле русской? Попу, помещику, чиновнику, купцу, боярину или, может быть, царю? Самостоятельно они так и не смогли прийти к единому мнению и поэтому начали путешествовать и спрашивать людей. За время своих странствий они успели повидать множество людей, услышать большое количество мнений, но, как автор дал понять читателям, так и не смогли найти ответ на свой вопрос. А этот ответ был очень прост и нам он открылся благодаря Грише Добросклонову – сыну дьячка, семинаристу. Его счастье заключалось в том, что он искренне любил свою родину – Русь-матушку, думал о ее судьбе, необъятной мощи и силе, обо всех ее жителях. Именно образ этого героя и дает нам понимание смысла счастливой, хорошей жизни – жить не ради себя, а ради других; думать не только о себе, но и о других; заботиться не только о своем счастье, но и о всеобщем счастье.
Так, прочитав произведение Некрасова, каждый читатель сможет сделать для себя свой собственный вывод, но все согласятся в одном – тому на Руси живется хорошо, кто думает о ней и обо всем ее могучем народе. Несмотря на то, что поэма не закончена, она уже несет в себе большую смысловую нагрузку, огромную литературную ценность, имеет большой философский смысл.
Другие сочинения: <- Слово о полку Игореве? ДругиеПроблема народного счастья в Кому на руси жить хорошо ->
Вариант 2
Эта поэма – сама полностью этот вопрос. Мужики-спорщики решают пойти по Руси – ответ искать. Конечно, не обходится без волшебства: тут скатерть волшебная не только им готовит, но ещё и стирает.
Мне было очень интересно следовать за этими искателями счастья. Они думали, что счастлив богатый. Не собирались они спрашивать о счастье у крестьян и солдат. Трудно простому народу живётся, сил остаётся только выпить, чтоб немного заглушить боль. Может быть, зря так решили мужики, ведь счастье – это только чувство. Богатый может быть очень несчастливым (из-за денег бояться, что его ограбят, например), а бомж может быть счастливцем. Но это я так думаю, а они спорили, кто счастлив на Руси: помещик, поп…
С каждым они поговорили. Например, поп рассказал им, как ему на самом деле тяжело. Действительно, не позавидуешь – ездить нужно постоянно к умирающим или совсем на похороны, чтобы обряды проводить. Деньги за это платят, но часто такие маленькие и так их от сердца бедняки отрывают, что он и взять их не может. А молитвы если всю ночь читать над трупом? Нет, не очень счастлив поп.
Спросили у помещика. Вот только не осталось их на Руси – отменили же крепостное право. И в поэме показывают, что стало меньше порядка. Все потеряли привычный образ жизни. А есть забавная сцена со «счастливцем». Это барин, которому не говорят, что больше нет крепостных у него, старость его жалеют. И он счастлив практически, вот только живёт в обмане – комедию для него все играют.
И ещё спрашивали у женщины, но Матрена так несчастна оказалась! И муж бил, хоть один раз, и работы у неё с утра до ночи, и дети умирали страшно… Женщина страдает не только за себя, но и за всех своих детей, мужа и родных.
И нашли они счастье в том, кто думает не о себе. Гриша Добросклонов, хотя судьба ему приготовлена страшная (страдания, тюрьма), счастлив, что думает о Родине, о народе.
Думаю, что все другие персонажи тоже могли бы быть счастливыми, если б верили в своё счастье. Поп мог бы радоваться тому, что помогает людям, тогда не так тяжело было б ему ехать по плохим дорогам в дождь к больным. Матрёна могла б радоваться, что остальные дети её живы, что сама жива. А так всем тяжело, конечно. Важно отношение.
Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» по главам
Кликните по нужной главе или части произведения, чтобы перейти к ее краткому содержанию
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- Пролог
- Глава 1. Поп
- Глава 2. Сельская ярмонка.
- Глава 3. Пьяная ночь
- Глава 4. Счастливые
- Глава 5. Помещик – краткое содержание
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
- Последыш
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Крестьянка
- Пролог
- Глава 1. До замужества
- Глава 2 – Песни
- Глава 3. Савелий, богатырь святорусский
- Глава 4. Демушка
- Глава 5. Волчица
- Глава 6. Трудный год
- Глава 7. Губернаторша
- Глава 8. Бабья притча
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Пир — на весь мир
- Вступление
- I. Горькое время — горькие песни
- III. И старое и новое
- IV. Доброе время — добрые песни
Сочинение на тему: «Кому на Руси жить хорошо» — народная поэма
Сочинение. «Кому на Руси жить хорошо» — народная поэма
Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Кго поэма стала народной. Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства поэта. Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, произошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повествования являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытаются найти ответ на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы? Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века -крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Свобода и счастье — вот два ключевых понятия, .которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье — одно и то же ли рто? Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос в поэме-эпопее. Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Некрасова крестьянин-труженик — это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет огромное влияние на судьбу государства. Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — центральный в поэме. Некрасов ставит вопрос, как стал жить народ после реформы, изменилось ли что-нибудь. Ответ, мы знаем, весьма неутешительный: все так же бедствует крестьянин, надрываясь от тяжелого труда. Увы, жизнь не стала лучше. Интересно, что проблему счастья автор пытается решить, смотря на вещи глазами крестьян, то есть глазами народа. Поиски счастья не дают никаких результатов. В главе, иронично названной “Счастливые”, перед мужиками-правдоискателями чередой проходят “счастливцы”: рябая баба, солдат, охотник, грузчик, старый лакей, нищие, У каждого из них свое понимание счастья. Для одного — досыта поесть хоть черного хлеба, для другого — остаться в живых после десяти сражений, для третьего — быть здоровым, для четвертого — “пропустить косушечку”, для пятого — быть причастным, хоть и через болезнь, к барской жизни. Но истории этих людей трагикомичны. Каждый прохожий рад любому минутному счастью, которое касается лишь бытовых проблем. Трудно назвать их счастливыми. Поэтому-то мужики-правдоискатели и восклицают: “Эй, счастие мужицкое, дырявое, с заплатами,… проваливай домой”. Счастье же более цельных натур, таких как Матрена Тимофеевна, дед Савелий или Ермила Гирин, не вечно, легко теряемо. И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен. Ведь не может же рухнуть в одно мгновение то, что было образом жизни многие века. Черты народности поэмы Некрасова прослеживаются не только в проблематике и главной идее, но и в стиле, и в языке повествования. Перед нами поэма-эпопея. Она имеет форму, близкую к устному народному творчеству. Сам поэт знал фольклор не только по книгам и сборникам. Общение с крестьянами помогло Некрасову создать это произведение. Поэма создана по аналогии с фольклорными произведениями: сказками, былинами, песнями. Некрасов пользуется постоянными эпитетами, типа: горе лютое, ветры буйные. Много в поэме и пословиц, и поговорок, и загадок. Например: “Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом”. Есть в поэме и песни, которые по стилю трудно отличить от истинно народных. Особенно их много в части “Пир на весь мир”: песни “Соленая”, “Русь”, “Бурлацкая” и др. А притча “О двух великих грешниках” стала народной песней. В поэме переплетаются различные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, верлибр, тонический стих, дольник. Это помогает передать колорит разговорной речи, приближает читателя к героям — простым людям. Некрасов попытался в поэме решить вопрос, что же такое народное счастье. Ответ его прост и ясен — в свободном труде для каждого человека: “Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Мы же немного Просим у бога: Честное дело Делать умело Силы нам дай!” Роль Некрасова и его поэмы “Кому на Руси жить хорошо” для дальнейшего развития русской поэзии исключительно велика. В стихотворной области он сделал то, что сделал Гоголь в прозе — обратил литературу, высокую поэзию к проблемам простого народа. Поэтому творчество Некрасова народно, доступно и понятно каждому.
🗹