В литературе множество примеров на тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Часто взаимное чувство возникает между двумя противоположностями. Как это повлияет на душу каждого из них? Или же любовь между ними по тем или иным причинам окажется невозможна, как перенесут они это испытание? Что присуще только женщинам? А что мужчинам? Попробуем разобраться вместе с Многомудрым Литреконом. Он привел для Вас аргументы на тему «Любовь» для итогового сочинения 2019-2020 года. Также не забудьте рассмотреть примеры по направлению «Он и она» и банк аргументов для 2019-2020 года.
«Гранатовый браслет»
- Настоящая любовь
. Чтобы убедиться в искренности чувства, нужно проанализировать его проявления. Например, герой повести «Гранатовый браслет» на протяжении семи лет писал избраннице нежные и проникновенные письма, но не мешал ей строить свою жизнь вдали от него. Георгий видел сущность любви в обожании и заботе, но не в обладании и насилии. Он принимал выбор Веры, которая предпочла выйти замуж за человека из своего круга, такого же спокойного, как и она сама. Желтков не навязывал ей себя, а лишь выражал свои чувства и довольствовался тем, что она знает о них и, быть может, думает о нем. Ради покоя и счастья избранницы герой готов отдать все, что у него есть, поэтому он уходит из жизни. Эта самоотверженность и готовность принять любимого человека таким, какой он есть, свидетельствуют об истинной любви. - Безответная любовь
. Георгий Желтков из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» испытывает безответную любовь к княгине Вере Шеиной. Героям не суждено быть вместе, ведь они живут в разных мирах. Она, представительница аристократии, привержена традициям и ни за что не выберет в качестве спутника жизни простого телеграфиста. Желтков беден и не имеет титула, поэтому его письма о любви воспринимаются как шутка или даже оскорбление. Несмотря на пренебрежение, Георгий любит Веру и уже не рассчитывает на взаимность. Он довольствуется платонической связью с ней, передавая ласку и восторг через письма. Ему не нужно ничего взамен, он готов мириться с безответностью и дальше, лишь бы иметь возможность хотя бы говорить о своих эмоциях. Это и есть безответная любовь — чувство, не требующее ответа. - Все аргументы из творчества Куприна Вы можете найти в подборке.
Любовная лирика в «Асе»
Рассматривая прозу Тургенева о любви, следует начать с того, чтобы кратко проанализировать повесть «Ася», в которой образ «тургеневской девушки» раскрывается со всей своей трагической пронзительностью. Это повесть о любви, главный герой которой искренне полюбил Асю, но оказался робок и нерешителен, как и сам писатель в реальной жизни, вот почему отношениям не суждено было возникнуть, а счастье не смогло объединить этих людей.
Увы, даже взаимное чувство, согласно позиции классика, трагично, приносит лишь страдания, но при этом очищает и облагораживает душу. Сам писатель из-за сильнейшего влияния личности матери и боязни ослушаться ее был несчастлив в личной жизни. Вот почему любовь в произведениях Тургенева трагична — он просто использует собственный жизненный опыт, наделяет своих героев теми же испытаниями, что прошел сам.
Особенности любовной тематики в «Асе»:
- Сильная и волевая, хотя и немного странная, героиня противостоит неуверенному в себе молодому человеку.
- Их чувства взаимны, но если девушка готова выражать их откровенно, то мужчина оказывается неспособен на это.
- Идейный замысел повести — любовь и борьбу за нее нельзя отложить, иначе судьба серьезно покарает за нерешительность, сделав несчастным.
Герой делает над собой усилие и готов предложить Асе руку и сердце, но поздно. Девушка уже уехала, разочарованная, с разбитым сердцем, но все такая же яркая и самобытная. История первой любви заканчивается для героини печально, для Тургенева же текст повести стал возможностью выразить свои идейно-философские и нравственные взгляды.
«Дама с собачкой»
. В рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» повествуется о встрече двух духовно одиноких людей, не познавших настоящего счастья. Дмитрий Дмитриевич Гуров – человек, казалось бы, нравственно сложившийся. Он не любит жену, к женщинам относится цинично, но часто находится в их окружении. Изменять жене – привычное для него дело. Примечательно, что именно его чувства и их перемена являются в рассказе центральными. На курорте в Ялте он знакомится с Анной Сергеевной. У них начинается роман, но постепенно оказывается, что в его основе не пылкая страсть, а настоящее духовное родство, такое, какое должно быть между мужем и женой. Эти отношения влияют на Гурова. Сначала он относится к ним, как к обычному курортному роману, но, вернувшись в Москву, понимает, что Анна Сергеевна — дорогой для него человек. Когда он обрел любовь, то понял, какой пошлой и мелочной жизнью он отвлекал себя от главного — от одиночества. Гуров прозрел и увидел в окружающих людях ничтожество и серость одинаковых дней, которые он потерял.
. Для Анны эти отношения изначально имели большое значение. Своего мужа она не любит, но никогда не изменяла ему. Анна – другой человек, для неё измена – грех. Она воспринимает свой поступок как нравственное падение, и всё же чувствует, что иначе не может. Анна любит Гурова. Ей тяжело даются их встречи, и тяжело даётся жизнь без любви. Для нее это чувство — и страдание, и наслаждение, ведь в романе с Гуровым она мучается от укора совести, но радуется новой, более осмысленной и полной жизни. Оба героя понимают, что упустили что-то важное, и обрели это только сейчас, когда встретились.
«Отцы и дети» Ивана Тургенева: Евгений Базаров и Анна Одинцова
Будущий уездный врач Евгений Базаров, молодой циник, влюбился во вдову Анну Сергеевну Одинцову. Любовь тяготила его, тяжелым вышло и признание — одна из ключевых сцен романа.
— Вы называете дружескую беседу болтовней… Или, может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойною вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете. — Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете. — Нет, я ничего не знаю… но положим: я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит… — Происходит! — повторил Базаров, — точно я государство какое или общество! Во всяком случае, это вовсе не любопытно; и притом разве человек всегда может громко сказать все, что в нем «происходит»? <?…> — Как хотите, — продолжала она, — а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец? — А вы заметили во мне сдержанность… как вы еще выразились… напряженность? — Да. <?…> — Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились. <?…> <?…> Он рванулся к ней… — Вы меня не поняли, — прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула… Базаров закусил губы и вышел.
Анна Одинцова отказала Базарову, рассудив, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете». Вскоре он умер — получил заражение крови во время анатомических опытов.
«Капитанская дочка»
, читатель найдёт в романе-повести «Капитанская дочка». Маша Миронова – именно в честь неё Пушкин назвал своё произведение – кроткая героиня с добрым нравом и светлой душой. В начале повествования она предстаёт перед нами как девушка, которую хочется защищать. Однако именно благодаря ей, Пётр Гринёв обретает свободу. Несмотря на все сложности, которые выпали на её долю (смерть родителей, восстание, нападки Швабрина), Маше удаётся сохранить в себе способность к любви. Когда героиня узнает об аресте Петра, она бросается на выручку и доходит до самой императрицы. Своим заступничеством она не боится навлечь на себя позор или немилость. Она — не жена и даже не невеста Гринева, а просит за него перед Екатериной Второй и подставляет себя под удар. Смелый поступок Марьи оправдал себя, и она спасла Петра. Порой именно любовь требует от нас гораздо больше сил, чем злоба и ненависть.
. Пётр взрослеет по мере повествования. Если свой дом он покидает беспечным ветреным человеком, который мечтает о лёгкой службе в Петербурге, то в конце повествования перед нами серьёзный и благородный юноша, способный защищать своих близких. Именно любовь к Маше делает его отважным человеком. Ради неё он совершает самые смелые поступки: вызывает на дуэль опытного и сильного соперника, храбро дерется, отстаивая крепость, возвращается в логово врагов, чтобы спасти любимую. Все эти шаги помогают герою раскрыть внутренний потенциал и стать увереннее в себе. Он любит и учится нести ответственность за свою любовь, именно этого чувства ему не хватило в доме родителей. Видя преобразившегося храброго сына, родители дают согласие на брак с бесприданницей, ведь именно эта первая и горячая любовь сделала Петра настоящим мужчиной.
«Война и мир»
. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» описаны взаимоотношения главной героини – Наташи Ростовой и её мужа Пьера Безухова. Это необычный союз, и у многих читателей по его поводу возникают самые разнообразные чувства: от радости до разочарования. После пережитых ею испытаний, тяжёлого расставания с Андреем Болконским, его смерти, она получает неожиданное признание от Пьера, и впоследствии выходит за него замуж. Несомненно, она смогла оценить его качества. Он был другом Болконского, он благородный человек, но любит ли она Пьера? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. В начале романа мы видим пылкую, горящую сердцем девушку, в конце – женщину, главная функция которой – растить и воспитывать детей. Вряд ли Наташа утратила остальные качества своей личности, но сейчас они менее востребованы, а потому в тени. Кажется, что сложись их судьба с Болконским счастливо, читатель на страницах романа нашёл бы совсем другую Наташу. Однако это не значит, что она несчастлива с Пьером. Просто в этом союзе проявились другие черты её личности.
Пьер Безухов – человек несомненно добрый и честный, ему свойственна некоторая наивность: Элен Курагина с лёгкостью обманывает его, делая несчастливым их брак. Уставший от разочарования, прошедший испытания войной, как человек, совсем к ней не подготовленный, он наконец обретает личное семейное счастье. Пьера тоже можно отнести к героям ищущим, пытающимся прийти к истине, единому знаменателю. Его он и находит к семейной гармонии наедине с теми, кто ему действительно дорог. Он честен, добр и благороден, поэтому надежный и верный брак с Ростовой делает его счастливым. Это его вознаграждение за предыдущее несчастье.
Наташа Ростова – девушка с пытливым, живым умом, но ей присуща некоторая импульсивность в поступках. Она добра и способна сочувствовать людям, но в то же время может по незнанию и неопытности нанести им вред. Так, в ожидании свадьбы Ростова увлеклась другим мужчиной и едва не убежала с ним из дома. Анатоль Курагин обманул ее и хотел воспользоваться ее невинностью, хотя сам уже был женат. Этот побег расстроил помолвку и нанес глубокое оскорбление Андрею Болконскому. Но трудно осудить её за поступок с Анатолем Курагиным: она была слишком юна и потому поверила ему. Вероятно, если бы Болконский по воле отца не откладывал свадьбу на год, этого бы не произошло. Ведь Наташа любила Болконского, ждала его. Силу ее чувства читатель видит в эпизоде, когда Наташа ухаживает за раненым Болконским, чувствует себя виноватой перед ним. Она раскаивается в ошибке и даже хочет возобновить отношения, если князь поправится. Так, в любви не стоит делать поспешных выводов: возможно, попытка изменить — это лишь легкое наваждение, которое можно понять и простить.
«Герой нашего времени»
. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин – разочарованный в жизни человек, часто приносит боль и разочарование другим. Печорин устал от всего, он не видит ни в чём смысла, и относится к жизни, как к наизусть заученной книге – всем известно, что будет в конце. И иногда кажется, что он этот финал приближает. Печорин имеет успех у женщин, но и он приносит ему лишь кратковременное удовольствие. Чаще всего в конце любых отношений, Григорий испытывает разочарование и приносит боль другим. Но Печорин отнюдь — не злодей, ему, как и Онегину, можно лишь посочувствовать. Ведь та боль, которую он причиняет другим, ранит и его: именно осознание того, что он сделал несчастным кого-то, заставляет Печорина верить в порочность собственной натуры. А если ты считаешь себя злым, то и совершать зло для тебя естественно. Когда причиняешь боль многократно, перестаёшь удивляться этому, это становится нормальным для тебя состоянием.
. Одной из девушек, описанных в романе «Герой нашего времени», была Бэла. Увидев её, Печорин захотел заполучить расположение прекрасной черкешенки. Бэла, неприступная, необычайно красивая девушка, долго никак не реагировала на подарки Печорина, игнорировала все его попытки наладить контакт. Она воспитывалась по совершенно другим законам, в другой культуре, и это тоже пленяло Григория. Он даже выучил татарский язык, чтобы общаться с ней. Постепенно Бэла полюбила Печорина. Полюбила ровно настолько, насколько была неприступна. Она очень привязалась к Григорию. Всего четыре месяца продлилось их счастье. После этого Печорин устал от такой привязанности. И Бэла стала не нужна ему. На уязвленную и раздавленную любовью девушку было тяжело смотреть, и Максим Максимыч очень ее жалел. Героиня мучительно переживала свою ненужность и, кажется, была даже рада смерти как избавлению.
Биографическая основа
Любовь в жизни и творчестве Тургенева занимала особую роль. Известно, что в молодости он был влюблен в крестьянку и от этой связи родился ребенок. Однако властная барыня, мать Ивана Сергеевича, пришла в ярость и разлучила влюбленных. Возможно, что чувство вины перед девушкой, невольно обиженной им, мучило писателя всю жизнь.
Известны следующие романы, повлиявшие на творческий путь классика:
- Увлечение Екатериной Шаховской. Девушка была на 4 года старше будущего писателя, писала стихи. Но ею увлекся отец Тургенева, Екатерина ответила взаимностью, чем разбила сердце своего юного поклонника. Позднее переживания вылились в текст романа «Первая любовь», в котором в образе Зины Засекиной угадываются некоторые черты Шаховской.
- Уже упомянутая простая девушка Дуня (Авдотья Иванова) стала следующей любовью прозаика. Известно, что Иван Сергеевич был готов жениться на белошвейке, узнав о ее беременности, однако история закончилась печально. Волей матери Тургенева влюбленные были разлучены и Дуня была вынуждена отказаться от ребенка. Эту дочь писатель признал лишь спустя 16 лет.
- Отношения с Татьяной Бакуниной, сестрой знаменитого революционера Бакунина, оказали серьезное влияние на творческий путь. Эта увлеченная немецкой философией девушка занималась самоанализом, писала Тургеневу письма на немецком. Поэтому их отношения в литературоведении называют философским романом. Общение с Татьяной нашло отражение в поэме «Параша».
Непродолжительный роман связывал писателя с кузиной, Ольгой Тургеневой. Он даже был готов жениться на девушке, которая позднее стала прототипом Татьяны в романе «Дым». С сестрой Льва Толстого, Марией Николаевной, писателя связывали платонические отношения, хотя ради него она ушла от мужа.
Однако Тургенев оказался нерешительным и единственное, что сумел сделать для Марии — воплотить ее образ в повести «Фауст», в героине Верочке.
Самый трагичный, продолжительный и серьезный роман писателя — отношения с Полиной Виардо. Чувства к певице стали причиной того, что Иван Сергеевич впервые ослушался матери, уехал за семейством Виардо в Париж, где остался практически без денег — мать, недовольная увлечением «проклятой цыганкой» (так она именовала Полину) отказала сыну в финансовой помощи. Истинный характер взаимоотношений этих творческих людей по сей день вызывает споры, но факт остается фактом — Полина Виардо оказала серьезное влияние на личностное и творческое становление Тургенева.
Наконец, последние отношения связывали писателя с Марией Савиной, актрисой, сыгравшей на театральной сцене роль из пьесы Тургенева. Несмотря на разницу в возрасте на более чем 30 лет, они начали общаться. Но писатель был искренне влюблен, Мария же относилась к нему скорее как к другу и собиралась замуж за другого мужчину.
«Вешние воды»
. Повесть И. А. Тургенева «Вешние воды» построена в форме воспоминаний русского помещика, который обращается в своё прошлое за дорогим ему образом – образом первой любви — красивой итальянской девушки Джеммы. Дмитрий Павлович Санин, будучи молодым человеком, путешествовал за границей и нашёл в этом путешествии свою любовь. Дмитрий помогает девушке привести в чувство её младшего брата, который потерял сознание. Он легко находит контакт с ним и матерью Джеммы. Санин – человек, способный защитить и способный искренно любить. Но в нём нет нравственного стержня, у него не хватает силы воли справиться с обстоятельствами и отстоять свою любовь. Он уезжает, чтобы наладить дела перед свадьбой и продать имение. Так он знакомится с красивой русской богатой женщиной – Марьей Николаевной. Она знает о своей власти над мужчинами, и ради забавы решает заполучить Санина любым способом. Ей это удаётся. Санин борется с собой, но его попытки оказываются тщетными. Он едет за Марьей Николаевной в Париж, и теряет свою настоящую любовь – Джемму. Всю свою жизнь он сожалеет об этом поступке.
. Образ Марьи Николаевны, выступившей в роли роковых обстоятельств, сломавших Санина – это образ красивой, но холодной женщины. Ей нет дела до чувств других людей, на Санина она смотрит как на добычу: жалкую и лёгкую. Для неё даже интереснее, если условия игры усложняются. При этом с нравственной точки зрения она свои поступки не оценивает, вероятно, считая, что в этом нет необходимости. У неё нет задачи искать истинные причины своих и чужих поступков. В Париже она бросает Санина, теряя к нему всякий интерес. Игра окончена, а значит, потерян и смысл общения с ним.
Тематика в «Дворянском гнезде»
Рассматривая трагические особенности любви в произведениях Тургенева, нельзя обойти вниманием его роман «Дворянское гнездо». Поэтому если учитель даст задание написать сообщение на тему, его анализ непременно должен быть сделан.
Именно любовь позволяет автору раскрыть подлинный духовный мир своих персонажей, показать их личную позицию, стремление к счастью и неготовность переступить через морально-нравственные нормы.
Любовь Лизы Калитиной и Лаврецкого вспыхивает не сразу. Это страсть, заставляющая забыть обо всем на свете, это нежное и искреннее чувство, рожденное в ходе разговоров, сомнений, самоанализа. Разочарованный жизнью Лаврецкий сначала любуется красотой и невинностью Лизы, наслаждаясь в ней теми качествами, которыми его развратница-супруга не наделена.
Постепенно молодые люди сближаются, возникает и развивается любовь. Но она оказывается роковой — возвращается жена Лаврецкого, влюбленные вынуждены расстаться, а юная Лиза уходит в монастырь. Эта девушка слишком чиста и религиозна, поэтому даже простое признание в чувствах женатому человеку воспринимается ею, как тяжкий грех.
«Евгений Онегин»
. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» описывается любовь без взаимности, которая сделала обоих героев несчастными. Главная героиня жила в деревне и большую часть досуга посвящала французским романам. Вполне понятно, что сердце Татьяны было развито не по годам и ждало любви, но не обычной, а красивой, как на страницах любимых книг. Как нарочно, в деревне появился байроновский герой — Евгений Онегин. Он был замкнут, ко всему равнодушен, насмешлив, умен, и на его лице выражалось страдание, как будто он многое испытал. Татьяна тут же влюбилась и даже скомпрометировала себя письмом к возлюбленному. Евгений не был готов к семейной жизни и прямо сказал об этой юной девушке, не желая ее обманывать. Татьяна приняла его отказ, но сердце ее никогда уже отпускало Евгения. Даже когда она вышла замуж, любовь все еще жила в ее сердце. Тогда и Евгению пришлось столкнуться с отказом, ведь брак Татьяны навсегда разлучил любящих людей.
. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» описывается пример фальшивой любви, когда один человек обманывается в чувствах другого. Так, Владимир без памяти влюбился в Ольгу. Он посвящал ей стихи и грезил о семейной жизни. Их свадьба уже была назначена, ведь молодой особе льстили подобные знаки внимания. Ольга по-своему увлеклась поэтом, но была ветреной и легкомысленной девушкой, поэтому не могла ответить Ленскому тем же глубоким чувством. Ее нрав раскрывается на именинах Татьяны, когда Онегин, желая позлить друга, начинает ухаживать за Ольгой. Барышня тут же начала флиртовать и заигрывать с Евгением. Она и забыла о женихе, а он в это время непомерно страдал. По ее вине он и погиб в цвете лет на дуэли, а сама Ольга горевала недолго и вскоре вышла замуж за офицера.
Предыдущая
Банк аргументовАргументы против войны (для итогового сочинения 2019-2020)
Следующая
Банк аргументовАргументы на тему: Война и мир в произведениях Л.Н. Толстого
Образ «тургеневской девушки»
Нередко при изучении темы школьники получают задание написать сочинение, в котором следует раскрыть основные черты образа «тургеневской девушки». Эти героини присутствуют практически во всех произведениях писателя, представляют собой его женский идеал. Это нежные и хрупкие барышни, которые тем не менее нередко оказываются с более сильным характером, нежели мужские персонажи.
Особенности такой девушки:
- Яркий, запоминающийся образ. Девушки прозы Тургенева не готовы вершить революции, не рвутся к власти, не пытаются чего-то доказать миру. Они нежные, трогательные, ценят семейные узы и открыты любовным чувствам. Но при этом наделены очень сильным характером.
- Отдаются своим чувствам полностью, растворяются в избраннике. Героиням тургеневских текстов чужд расчет, желание обогатиться. Они искренни и готовы ради возлюбленного на все. Но через собственные честь и достоинство не переступят.
Яркий пример такой героини — Елена Инсарова, персонаж романа «Накануне». Ее супруг — мужчина колоритный, мужественный и смелый, подлинный борец за свободу болгарского народа. Но прекрасная Елена, воплощение верной жены и надежной подруги, не затерялась на его фоне, напротив, именно она запоминается читателю.
🗹После смерти возлюбленного она решилась продолжить его дело, что и сделала со всей страстностью, на которую оказалась способна ее душа.