О чем критическая статья Гончарова
И. А. Гончаров «Мильон терзаний» очень кратко:
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкою живучестью от других произведений слова.
«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своей нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.
Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт.
Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой — моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает всякого на каждый обиходный шаг жизни.
Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь «ум».
«А судьи кто?» и т. д. Тут завязывается борьба, важная и серьезная, целая битва. Здесь в нескольких словах раздается, как в увертюре опер, главный мотив. Намекается на истинный смысл и цель комедии. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.
Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших»; с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование, как новейшие натуралисты определяют естественную смену поколений в животном мире.
«Мильон терзаний» — и «горе» — вот что Чацкий получил за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.
Между тем ему досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого» уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».
Литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены поколений.
«Мильон терзаний» Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Комедию Грибоедова «Горе от ума
» поистине можно считать бессмертной, ведь она показала нам не только особенности жизни русского дворянства, но и подняла проблемы, которые характерны для современного общества. Это произведение будет актуально пока общество будет наполнено желанием обогатиться, обманом и лицемерием, желанием нажиться на других, достижением своей цели любыми средствами и методами, пока будут люди готовые прислуживать и угождать другим. Все эти пороки человечества ярко описаны в произведении Грибоедова. Писатель через плеяду образов Фамусова, Скалозуба, Молчалина и других показал утопичность идей и желаний представителей «века минувшего».
Единственным человеком, который пытался противостоять этим людям, был Чацкий
.
Он вернулся в дом, где прошло его детства, ведомый чувством любви к Софье
. Человеку, который был дорог Чацкому, который разделял его взгляды на жизнь и поддерживал. Но что он там увидел? Софья стала другим человеком, теперь ей нравятся такие люди, как Молчалин. К Чацкому она не испытывает никаких чувств, кроме раздражительности. Их прежние отношения называет детской забавой.
Чацкий пытается найти причину этих кардинальных изменений и возродить былые чувства, но Софья остается холодна к молодому человеку. С этого момента и начинается личная трагедия Чацкого, которая вылилась в конфликт с фамусовским обществом.
Молодой человек в одиночку пытается сломать старую систему, он борется за изменения в жизни, за воскрешение былой любви. Его личные отношения переплетаются с общественными, и в этот момент, по словам Гончарова, Чацкий переживает «мильон терзаний».
Меняется и эмоциональное состояние главного героя произведения. Если в начале произведения мы видим Чацкого, как уравновешенного и логичного человека, то в доме Фамусова его мысли начинают путаться, высказывания становятся противоречивыми и не логичными. Как результат, о молодом человеке начинают ходить слухи о его сумасшествии.
Чацкий под гнетом «мильона терзаний», не понимая того, усиливает эти слухи. Он говорит:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!
В образе Чацкого писатель показал нам человека, сумевшего в одиночку выступить против фамусовского общества и обвинить его в лицемерии, предательстве, лжи. Он показал, что на место старого всегда придет новое, как бы оно не сопротивлялось. Такие люди, как Чацкий обязательно найдут свое место в жизни и построят новую жизнь.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусовская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума» Анализ сцены бала в комедии Грибоедова «Горе от ума» Анализ заключительного эпизода комедии Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение №2
Комедия А.С. Грибоедова является произведением, которое сыграло большую роль в становлении и воспитании нравственного облика российского общества. В данном труде мы видим позывы к борьбе с глупостью, безнравственностью, подлостью и насилием. Произведение и до сих пор не сходит со сцен театров, оно будоражит умы точно так же как и во времена Российской империи.
В пьесе Грибоедов изобразил всего лишь один день в доме Фамусова. Но, несмотря на это, автор сумел затронуть множество значимых вопросов: образование, долг, служба, крепостное право и поклонение всему заграничному. Мы видим борьбу старых устоев с новым веком.
В Фамусовском обществе все построено на лицемерии и лжи. Все, чем они заняты, это лишь веселье и беззаботность. И вот, в этот дом, где каждый угол истощает пороки, врывается Чацкий. В его образе Грибоедов запечатлел молодого человека, полного новых идей и стремлений. У него свой, отличающийся от других склад ума, он находится в постоянных поисках нового, доселе неведомого.
В основе произведения находится любовная драма, за ширмой которого скрываются социальный и идеологический конфликты. В них мы видим страдания и душевные муки Чацкого. Он приезжает в дом Фамусовых к любимой девушке, но она изменяет молодому человеку, предпочитая Молчалина. Молчалин недалекого ума человек, в чьих талантах лишь аккуратность и услужливость. Софья целиком принадлежит фамусовскому обществу, и оттого не может быть вместе с Чацким, поскольку он совершенно другой, непривычный для ее понимания. Софья оказывается одной из «мучителей» бедного главного героя. Чацкий один противостоит этому обществу, он простой мечтатель, желающий свергнуть старое и установить на его месте светлое и доброе.
Чацкому претит российское общество тех времен, он видит весь ужас крепостничества, когда людей меняют на собак, когда к ним относятся как ко второму сорту. Он видит, что власть находится в руках у худших из людей, их не волнуют судьбы народа.
В таком обществе замечательно себя чувствуют именно Молчалины, умеющие в нужный момент польстить, услужить. Чацкий лишний, он понимает это, и желает все, наконец, изменить.
Чацкий – человек новой эпохи, он выступает против устоев старой Москвы. В вопросе служения народу у него свои взгляды. Он не желает видеть, что чины и богатства довлеют над честностью и умом. Он против тех, кто боится науки и просвещения. По его мнению, прогресс наступит лишь тогда, когда люди начнут развиваться, задумываться, но в обществе Фамусова это чуждо.
Идеи и речи Чацкого остаются никем не понятыми. Он желает раскрыть душу, все высказать. На балу он настраивает всех против себя, потому что он считает невозможным такое поведение, как у собравшихся «господ». Но общество смеется над ним. Его принимают за сумасшедшего и выгоняют.
В этой комедии мы видим человека, который страдает от своего ума. Из-за своей образованности он становится в глазах общественности чудаком и сумасшедшим. Он находится среди тех, в ком нет ничего человеческого, они лишь прикрываются нормами морали. Он не в состоянии оставаться с ними, и, в конце концов, уходит от них прочь.
Популярные сегодня темы
Каждому человеку в этом мире нужны друзья. Ведь они всегда помогут в трудную минуту, поддержат, составят компанию. Для меня друг – это человек, на которого я могу положиться, доверить все свои секреты
В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления
Основные темы творчества Ф.П.Абрамова – проблема деревни и человек-труженик. Поднимаются они и в рассказе «О чем плачут лошади». Это лирическое повествование, основная мысль которого заключена в простой формуле
В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. И. Лесков опубликовал в журнале «Русь» в 1881 году. Чтобы понять цель, которую поставил в произведении писатель Н. С.Лесков, следует рассмотреть отношение к нему других героев.
Понятие «мильон терзаний»
Если внимательно читать произведение, то в нем можно заметить оригинальное словосочетание «мильон терзаний». Так, в третьем действии комедии один из персонажей (Фамусов) размышляет о том, что Чацкий находится «не в своей тарелке». В ответ на это Александр Андреевич говорит, что после того, как приехал в Москву, пережил «мильон терзаний». По признанию главного героя, находясь в столичном доме Фамусова, он почувствовал что такое «настоящее горе».
Известный литературный критик И. А. Гончаров одну из своих работ озаглавил именно этим словосочетанием. С тех пор оно стало популярным, даже нарицательным.
Иван Александрович отмечал, что Чацкий переживает сомнения по тому или иному поводу на протяжении всего произведения. От этого чувства он не избавляется даже после того, как покидает Москву.
Любовные терзания
Вся комедия «Горе от ума» завязывается на любовном конфликте. Главный герой Чацкий после длительного отъезда оказывается в доме Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Показывая свое неравнодушное отношение к девушке, Чацкий видит, что она холодна с ним. Это заставляет главного героя задуматься о любви, терзаться сомнениями, любит ли его Софья, а если не любит, то почему.
Чацкий буквально сразу определяет причину равнодушия Софьи: она влюблена в Молчалина. Он внутренне и внешне терзается непониманием, что его возлюбленная нашла в этом лицемерном человеке. Чацкий пытается доказать Софье то, что Молчалин ей не пара.
Популярные сочинения
- Сочинение Правдин в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ)
Денис Иванович Фонвизин написал свое знаменитое произведение в стиле традиционного классицизма. Одна из особенностей данного стиля — четкое деление героев на положительных и отрицательных. - Сочинение-описание по картине Аленушка Васнецова
Васнецов В.М. любил писать картины, которые повторяют сюжет народных сказок. В 1881 году он написал полотно «Аленушка». В основе картины лежит сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке» - Моя малая Родина — сочинение-рассуждение (1-11 класс)
Сегодня хочется рассказать о своей малой родине. Это место, которое я очень люблю. Здесь я родился и росту. Этому месту принадлежит мое сердце и даже душа.
Подготовка и алгоритм написания сочинения
Перед написанием сочинения на тему «Мильон терзаний Чацкого» школьникам рекомендуется прочитать как саму комедию, так и критический этюд И. А. Гончарова.
Для грамотного выполнения работы лучше предварительно составить краткий план сочинения (из каких блоков оно будет состоять). И также подготовить все необходимое:
- литературу;
- тетрадь;
- черновик для пометок;
- две ручки;
- карандаш и ластик.
Написав план, необходимо оставить место для подзаголовка, поскольку он может быть придуман потом. Если название сочинения уже готово, то можно смело вписывать его в отведенную для этого строку.
Дальше имеет смысл кратко изложить основной смысл произведения, а потом переходить непосредственно к основной теме. Далее нужно написать монолог-рассуждение на тему, почему именно главный герой испытывает эти сомнения. Затем будут два основных раздела, в которых будут обозначены те самые муки Чацкого: любовные и общественные.
В заключение нужно рассказать о том, как следует понимать терзания, и сделать определенные выводы и умозаключения.
🗹Темпераментные индивидуалки Пенза, сладкие и ухоженные, они такие изобретательные и стройные, что любой захочет их. Не упусти свой шанс. Встречаются с адекватными и порядочными мужчинами, индивидуалки Пенза, для обоюдно приятного времяпрепровождения с комфортом в тихой и уютной обстановке.