Краткое содержание Андреев Кусака для читательского дневника

????? «Кусака» за 2 минуты и подробно по главам за 4 минуты.

В рассказе “Кусака” Андреев поднимает темы сочувствия, преданности и ответственности, рассказывая историю о собаке, обитающей на безлюдной даче.

Кусака никогда не получала любви от людей до тех пор, пока в летний домик не вернулись хозяева. Они были первыми, кто проявил заботу к Кусаке, но когда пришло время возвращаться в город, вновь оставив беднягу в одиночестве.

Сюжет — краткое содержание

Кусака живет одна и прячется от людей, от которых видит только боль.

На дачу приезжают дачники, и Кусака пытается отстоять свою территорию.

Ласка детей смягчает сердце Кусаки, и она позволяет себя гладить.

Кусака привыкает к людям и становится счастливой.

Дачники бросают Кусаку одну на даче и уезжают в город.

Кусака воет от тоски.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

История создания

Произведение «Кусака» было написано Леонидом Николаевичем Андреевым в 1901 году. По жанру это рассказ. Первая публикация состоялась тогда же в сентябрьском выпуске «Журнала для всех». Произведение было включено в «Книгу рассказов и стихотворений», опубликованную издательским домом «С. Курнина и K°». Годом позже деньги, полученные от продажи сборника, были переданы в поддержку комитета работников почты и телеграфа.

Рассказ Андреева включен в одну из образовательных программ России по литературе. Его рассматривают школьники 7 классов, занимающиеся по учебникам В. Я. Коровиной.

Пословицы к произведению

Не жалей того, который скачет, пожалей того, который плачет.

Чужой собаке на селе жилья нет.

Без друга сирота, а с другом — семьянин.

Кто живет только для себя, тот для других умирает.

Нет плохих собак, есть плохие хозяева.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Первая глава

Кусака — это несчастная бездомная собака. У нее нет хозяев, она никому не нужна. На тот момент у нее не было имени, было непонятно, что она ела, чтобы прожить. Кусака всего боялась. Ведь за короткую жизнь она успела повидать лишь жестокость и зло. Дети, гуляющие на улице, бросаются в нее камнями и палками, чтобы она шла прочь. А дворовые псы, имеющие хозяев, лают на нее, чтобы она уходила подальше от их теплых домов. В испуге собака всегда бежала на окраину села и пряталась в огромном саду.

Лишь однажды она услышала добрые слова в свою сторону. Это был пьяный мужчина, шедший домой. Он улыбался, звал собаку к себе и хвалил ее. Но настроение у пьяниц переменчиво. И пока Кусака решалась подойти к мужчине, тот вспомнил все свои обиды на людей и разозлился. Когда собака подошла и легла рядом на спину, он, вместо того чтобы погладить, пнул ее в бок ногой. С тех пор Кусака ненавидит всех людей без исключения. Собака больше не доверяет тем, кто хочет ее приголубить. В ответ она лишь испуганно убегала или лаяла и пыталась укусить.

С наступлением холодов собачка понимает, что нужно найти убежище, чтобы согреться. Она поселяется на пустующей без сторожа даче и там переживает зиму. Кусака настолько привязалась к этому месту, что начала охранять его и лаять на всех проходящих мимо людей. Так она ощущала себя нужной.

Отзывы читателей

Этот рассказ я читал еще в раннем детстве. Мне было очень жаль бедную собаку, потому что она прошла много испытаний, а в конце ее жестоко предали. Произведение Андреева оставило глубокий след в моей душе.

Сергей, Москва

Произведение Леонида Андреева раскрывает нам глаза на окружающий мир, в котором так много несправедливости и злости. Я думаю, что необходимо быть добрее к окружающим, и тогда они отплатят добром. Но нельзя быть слишком доверчивым, потому что человека может ожидать судьба Кусаки.

Андрей, Саранск

Этот рассказ я читала вместе со своими детьми. Автор смог передать душевные переживания бедной собачки и ее радость от встречи с маленькой девочкой. Главной мыслью произведения является то, что всегда необходимо отвечать за собственные поступки и не бросать животных на произвол.
Светлана, Санкт-Петербург

Жанр, направление

«Кусака» представляет собой рассказ, принадлежащий реалистическому направлению. Жизненные ситуации, реальная обстановка, «естественные» персонажи – всё это позволяет читателю ощутить себя рядом с происходящим. Для рассказа типичны ограниченное количество персонажей и сюжетных линий (в этом случае – два центральных героя и один мотив; побочные ответвления создаются только для развития основного повествования). Также о происходящем сообщается через одно лицо. Им может выступить кто-то из героев или сам рассказчик.

Рассказ не отличается большим объёмом, однако захватывает несколько сезонов года, тем самым раскрывая чувства центрального героя в полном масштабе. Как и во многих произведениях, здесь используется символичная композиция: весна олицетворяет надежду, лето — счастье, осень — печаль, зима — страдание.

Относительно направления можно сказать следующее: Леонида Николаевича считали родоначальником русского экспрессионизма. Данному модернистскому литературному течению были присущи трагизм, чрезмерное преувеличение (гротеск), сосредоточение на эмоциях и ощущениях, контрастность. Эти черты вполне можно найти в рассказе. Вместе с тем он довольно реалистичен за счет психологизма, так как автор подробно исследует эмоции живого существа, достоверно изображает душевные переживания.

Главные герои

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Третья глава

И расцвела Кусака, теперь она принадлежала людям, у нее было имя. Собака ела очень мало по своей старой одинокой привычке. Но и этого хватило, чтобы похорошеть. Длинная шерсть, ранее грязная и висевшая космами, стала чистой, блестящей, почернела. Теперь, когда собака выбегала к воротам, у людей не было мысли дразнить ее. Но она все так же боялась их и не умела выразить свою благодарность и любовь.

Кусака могла лишь вертеться и нелепо кувыркаться, вызывая тем самым восторг и хохот дачников. Они собирались вокруг нее, чтобы посмотреть. Люди хвалили ее за старания и жалели лишь о том, что она стесняется показывать свои умения перед посторонними. Со временем собака привыкла к домашней жизни и стала все реже убегать.

Проблематика рассказа «Кусака»

Таким образом, в этом произведении затрагиваются следующие проблемы:

  1. Проблема безответственности человека по отношению к живым существам, зависящим от него.
  2. Проблема одиночества и озлобленности того, кого много раз предавали разные люди.
  3. Проблема эгоизма: каждый думает только о себе и воспринимает Кусаку как игрушку, которую можно просто оставить и уехать.

Рассказ является составной частью литературного сборника писателя под названием «Книга рассказов и стихотворений» и впервые публикуется в начале двадцатого века.

Ключевой темой рассказа является проблематика проявления в человеке сострадательных и милосердных черт характера, раскрывающаяся на примере людского отношения к братьям нашим меньшим.

Сюжетная линия произведения повествует о встрече девочки Лели с бродячей собакой, которая, не зная в этой жизни ничего, кроме жестокости людей, обижавших ее, кусает девочку и разрывает ее одежду. Но, несмотря на плохое начало знакомства с животным, Леля с разрешения матери оставляет собаку в доме, который они снимают в летний период для всей семьи. Девочка называет новую подружку Кусакой и для собаки наступает райская жизнь в виде постоянной ласки, заботы, полноценного ежедневного питания и веселых, забавных игр с детьми. Кусака полностью преображается и внешне, и внутренне, становясь беззаботным, милым псом.

Однако с наступлением осени семейство возвращается в город, а собаку оставляют на пустой даче, поскольку в городских квартирах для нее нет места, не задумываясь о последствиях своего поступка в отношении брошенного на волю случая животного.

Главными персонажами рассказа являются бродячая собака по кличке Кусака и девочка Леля, учащаяся гимназии, из жалости приютившая пса. На примере образа Лели писатель демонстрируют проявление сиюминутной человеческой жалости и эгоистичной любви, которые в конечном результате приводят к трагическим последствиям, поскольку люди не понимают ответственности за привязавшееся к ним животное, выражая черствость, безразличие, бездушие и равнодушие. Писатель изображает в негативном свете проявление фальшивой человеческой любви, заключенной в скрашивании собственной скучной загородной жизни.

Писатель сознательно делает финал произведения грустным, заканчивая его тоскливым собачьим воем, поскольку стремится донести до читателей необходимость проявления человечности, милосердия, сострадания ко всему живому на этой земле, тем более по отношению к беззащитным и слабым, а также на всем протяжении повествования звучит авторская уверенность в понимании людьми последствий совершаемых ими поступков не только по отношению к окружающим людям, но к доверчивым животным, бескорыстно любящим своих хозяев.

Рассказ представляет собой проникновенное и вдумчивое произведение, подталкивающее к размышлениям о понятиях нравственности, совестливости, доверия, добросердечности, умения чувствовать чужую боль, а также достойного воспитания подрастающего молодого поколения.

Произведение относится к эпическому жанру рассказа, представляющей малую форму литературного повествования в виде небольшого художественного творения, изображающего отдельный жизненный эпизод.

План для пересказа

Если прочитать очень краткое содержание «Кусаки» Леонида Андреева, то можно составить такой план пересказа сюжета:

  • злоба псины на окружающий мир и охрана пустой дачи;
  • приход весны и возвращение дачников;
  • знакомство с девочкой и счастливая жизнь;
  • наступление осени и отъезд людей;
  • грусть и разочарование в людях.

В своем произведении писатель рассказал о грустной судьбе одинокой псины. Его целью было научить читателя быть ответственным и проявлять сострадание к тем, кто в этом нуждается. После ознакомления с кратким содержанием сюжета «Кусаки» для читательского дневника стоит прочитать рассказ полностью.

Художественные особенности

В произведении Андреева примечательно активное использование средств художественной выразительности: эпитетов («заснувшая дача», «чуткая весенняя ночь»), сравнений («как капельки разбежавшейся ртути», «как крылья ласточки»), метафор («огнём ласк», «звенящей, острой… нотой ворвался этот вой»).

Автор использует эпитеты, позволяющие создать более красочную картину происходящего (тихая дача, обледеневший неподвижный сад, хорошенький носик, наивно-прелестное личико, туманная даль), можно встретить олицетворения (дождями заплакало небо, огнями загорелась осень, застонали половицы) и сравнения («…луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным», «…звенящей, острой, как отчаяние, нотой…», «дети <?…> быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути»).

Вместе с тем почти все диалоги содержат в себе либо восклицательные, либо вопросительные предложения. Благодаря использованию этого приема речь становится эмоциональной («Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злюу-щая!», «Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!»)

Также выделяются подробные описания природы, особенно – при смене времён года. Подобная красочность повествования позволяет читателю погрузиться в атмосферу рассказа, что помогает прочувствовать настроения героев.

Четвертая глава

Листва начала желтеть, а с дач стали постепенно уезжать люди. Леля, понимая, что скоро и они отправятся домой, спросила у мамы, что будет с Кусакой. Женщина ответила, что придется оставить ее тут, у них нет для нее условий. Девочке стало жалко животное, она уже была готова заплакать. Тогда мама в качестве аргумента против собаки сообщила, что друзья предлагают ей взять хорошего породистого щеночка. А Кусака ведь обычная дворняга. Леля опять повторила, что ей жаль, но плакать не стала.

Когда семья собралась уезжать, Леля позвала Кусаку с собой. Они вышли на шоссе, все вокруг было по-осеннему пустым, лил дождь. А вдалеке местные дразнили деревенского парня. Леля огляделась и, отметив как это все скучно, пошла назад. Лишь будучи на вокзале, девочка вспомнила, что так и не простилась с собакой.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: