История создания
«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта — период изгнания (1302 — 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.
Размер и рифмовка
Всё произведение написано строфами из трёх стихов. Для «Комедии» Данте изобрёл новый вид строфы. В традиционных тристихах (терцетах) рифмуются 3 строки. У Данте же схема рифмовки такая: аба бвб вгв. То есть каждая песнь должна заканчиваться моностихом, чтобы завершить цепочку. Такая строфа была названа терциной.
Сегодня Данте переводится на русский язык пятистопным ямбом. Но стихосложение «Божественной комедии» Данте силлабическое. Его стихи состоят из одиннадцатисложников.
- «Божественная комедия», краткое содержание по песням произведения Данте
- Данте Алигьери, краткая биография
По писателю: Данте Алигьери
Жанр и направление
«Комедия» — особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане — это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет. Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.
По направлению — это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII — XVII веков.
Композиция
Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть — «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.
Описание ада
«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:
- во втором кругу — за похоть;
- в третьем — за чревоугодие;
- в четвертом — за скупость с расточительством;
- в пятом — за гнев;
В шестом и седьмом за последствия зверства:
- в шестом за лжеучения
- в седьмом за насилие, убийства и самоубийства
В восьмом и девятом за ложь и все ее производные. Худшая участь у Данте ждет предателей. По логике современного, да и тогдашнего человека, наиболее тяжелым грехом является убийство. Но Аристотель, вероятно, считал, что желание убить человек контролировать может не всегда из-за звериной натуры, в то время как ложь — дело исключительно сознательное. Данте, очевидно, придерживался той же концепции.
В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.
Описание чистилища
«Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.
Описание рая
«Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее — девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) — обитель влюбленных, а шестой (Марс) — место для воителей за веру.
«Божественная комедия», или рецепт счастливой жизни от Данте
«Стол» публикует сокращенную версию лекции
украинского философа и богослова, доцента кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина Александра Филоненко.
Когда Данте был молодым человеком, с ним произошло потрясающее событие. (Хотя это то, что было с каждым из нас.) Девятилетним мальчиком он пошёл, как обычно, в церковь. Как обычно, ему было скучновато, но там он пережил то, что переживают все дети в определённом возрасте: влюбился в девочку. Ей тоже было девять лет, и звали ее Биче. (Имя Беатриче он придумал потом.)
Прошло девять лет. Данте уже выдающийся итальянский поэт, его знают в разных кругах современного ему общества (а это эпоха Возрождения, Флоренция, XIII век, он был современником Джотто и не только…). И вот идёт он по улице вечером в компании друзей, навстречу им стайка девушек. Он ещё издалека видит «свою». И вдруг происходит потрясающее событие: пока он выглядывает её, она поворачивается, видит его и задерживает взгляд чуть дольше, чем положено. Она просто его увидела. Только взгляд и улыбка. Больше они не виделись.
Данте пришёл домой и начал писать стихи, которые затем вошли в книгу «Vita Nova» («Новая жизнь»). Это стихи и медитация, смешанный жанр – впервые в литературе. Как бы «документация» Встречи. Но гениальность Данте не в том, какие стихи он написал, а в его реакции на это, казалось бы, рядовое событие. Он потрясён тем, что с ним произошло. Он столько лет работал над собой: занимался философией, богословием, поэзией. Всё это он делал, чтобы стать живым. Это была непростая работа. И вдруг какая-то девушка на него смотрит, и он чувствует, что величайшие задачи человечества для тебя решены. Весь мир становится потрясающе новым. До этой секунды цветы его вообще не интересовали, а теперь он знает, сколько стоят гиацинты, где их лучше брать – через дорогу или напротив. Весь мир обновляется. И всё оттого, что она просто на него посмотрела. То, чего он рассчитывал достигнуть годами напряжённой работы, произошло за секунду.
Картина «Данте и Беатриче», художник Генри Холидей,1882 — 1884 года. Фото: wikimedia.org
Был и второй пережитый опыт, который его после этой встречи поразил. У Данте, как и у всех людей, была проблема с прощением. Всегда есть вещи, которые ты хотел бы простить, но не можешь. Даже когда ты решил для себя, что простил, вдруг ты видишь этого человека и понимаешь, что не простил. Это одна из серьезных проблем нашей жизни – по-настоящему простить. Но вдруг эта девушка на него смотрит, и он понимает в ту же секунду, что он всем всё простил.
Данте и Беатриче после этого не стали, как это бывает, встречаться по ночам, спрашивать друг друга «как ты там без меня?». Через какое-то время она умерла. Данте в шоке. Он не может понять: если Беатриче – это подарок от Бога, который принёс ему вкус счастья, то что это значит? Бог издевается? Как ему теперь жить? Забыть нельзя, потому что с ним ничего более серьёзного не происходило. Он понимает, что не может жить так, будто этого не случилось. В итоге «Новую жизнь» Данте заканчивает обещанием Богу, что он больше ничего не будет писать до тех пор, пока он не найдёт слова, которые никто и никогда в истории человечества не говорил о женщине. Ему в это время около 25 лет.
Мужчины и не такое обещают. Удивительно не само обещание, а то, что он его выполнил. После смерти Беатриче Данте стал заниматься политикой, стал одним из правителей Флоренции, был изгнан, приговорён к смертной казни в случае возвращения, стал одним из величайших дипломатов своего времени, большую часть жизни проводил в разъездах, писал философские трактаты. Казалось, что о поэзии он забыл. Как будто он был поэтом до смерти Беатриче, а потом повзрослел и у него начался другой период в жизни: он стал заниматься серьезными делами – решал проблемы Европы. И вот посреди такой жизни он вдруг начал выдавать те слова, которые никто никогда в истории человечества не говорил о женщине. Вначале он выдает «Ад», потом «Чистилище», потом «Рай». В «Рае» он не дописал 10 песен и умер. Его дети в шоке. Но тут его сын видит во сне, как к нему приходит его безмолвный папа, куда-то его приглашает и показывает место. Проснувшись, сын идет к этому месту, открывает и видит недостающие части «Божественной комедии». Первая рукописная книга «Божественной комедии» выходит через 50 лет после смерти Данте.
В письме правителю Вероны Кан Гранде, одному из самых жестоких и умных возрожденческих политиков, Данте объясняет, зачем он пишет такую красоту. Он пишет, что его поэма предназначена для прямого действия: она должна вывести человека из бедственного состояния несчастья и привести его к состоянию счастья. Иными словами, если человек к этому тексту правильно отнесётся, он обречён быть счастливым. Мы сейчас к книгам так не относимся. Но я уверен, что будем, потому что меняется антропология литературы, восстанавливается средневековая культура чтения: ты книгу воспринимаешь не как фантазию автора, не как определенную порцию знания, а как свидетельство об опыте. Автор приглашает тебя пойти за ним. Вот и Данте выступает как проводник, который ведет тебя к счастью.
Картина «Данте в Вероне», художник Антонио Котти, 1879 год. Фото: wikimedia.org
Во Флоренции представители цехов написали мэру города письмо (оно сохранилось) примерно такого содержания: «Дорогой мэр, мы тоже имеем право читать Данте. Но мы неграмотные, поэтому мы собрали сумму и передаём ее тебе, чтобы ты учредил кафедру Данте. Ты должен нанять профессора, который будет нам разъяснять Данте в установленное время, а мы будем ему платить». Простые ребята, строители, просят, чтобы им растолковали Данте. Мэр выполнил эту просьбу. Главный храм Флоренции, кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, насквозь пересекала улица, и горожане прямо через него – под куполом, мимо алтаря – ходили на работу на базар с гусями и коровами. В соборе они останавливались, молились и шли дальше, также и обратно. И там же в этом храме стояла кафедра, где профессор всем желающим читал и объяснял Данте. Обычно там стояла толпа и слушала. Первым нанятым на эту работу человеком был Бокаччо, который и придумал выражение «Божественная комедия».
Как начинается поэма, все помнят:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.
В 35 лет Данте переживает такое состояние, когда всё хорошо и он понимает, что живёт прекрасную жизнь, но только не свою. Действие поэмы происходит в Пасхальную неделю 1300 года. Данте – очень точный автор: в поэме все рассчитано до часа – весь полет с Беатриче, в каком месте на небе они были и т.д. По «Божественной комедии» можно восстановить, какое небо было в тот день!
Итак, он вдруг обнаруживает себя в тёмном-претёмном лесу. Не объясняется, как он там очутился, он уже там. Ему страшно. Вдруг он видит холм, а за ним – заходящее солнце и начинает к нему бежать. На пути ему по очереди встречаются три зверя, – рысь, лев и худющая голодная волчица, – которые символизируют похоть, гордыню и алчность. Двух первых он пытается обойти, но волчица его видит, и он понимает, что она его сейчас сожрет, до холма ему не дойти, надо возвращаться. Так бывает и в жизни: наталкиваясь на препятствия, человек в отчаянии останавливается и говорит себе, что, конечно, есть подлинная жизнь, есть счастье где-то во вселенной, но у меня нет, у меня обстоятельства: не заладилось с рысью, со львом, денег нет… И человек разворачивается и возвращается в лес, потому что понимает, что у него нет сил бежать, этот холм он не возьмёт. Казалось бы, выхода нет. В этой точке и начинается Данте. До этого была постановка задачи. Он как бы спрашивает читателя: вам это знакомо, с вами это было? Вы боялись в лесу? Пытались найти в жизни что-то положительное? Бежали к нему? Но ничего не вышло, потому что «такие обстоятельства», «такая страна» и так далее.
Вернёмся к Данте. Лес, ночь, он стоит и не знает, что делать. Вдруг в темноте появляется какой-то человек, и Данте начинает ему кричать. Первое слово, которое Данте произносит в этой поэме, – «Смилуйся!». «Я не знаю, кто ты – мертвый или живой, – но смилуйся надо мной!» – говорит он и просит незнакомца вывести его оттуда. Оказывается, что это, во-первых, мертвец, а во-вторых, Вергилий.
Это гениальный ход Данте. Если современного человека спросить, кого Бог отправит на помощь тому, кто кричит «смилуйся!», то он скорее всего ответит, что святого или ангела. Это логично. Данте – абсолютно средневековый человек, он кричит: «Смилуйся!» – и Бог отправляет к нему язычника Вергилия. При чем тут Вергилий? Если бы вы были, например, футболистом и оказались в лесу, Бог послал бы вам для спасения Пеле. Для Бога ведь важен не статус, Ему важно послать того, за кем вы пойдёте. А пойдёте вы потому, что в этой жизни вы обязательно что-то любите. Если вы цветы выращиваете, Бог пошлёт вам самого любимого вами флориста, и вы пойдёте за ним, потому что вам есть, о чём поговорить, вы ему доверяете. Поскольку Данте пишет стихи и боготворит Вергилия – на тебе Вергилия! Мы идём за удивлением, за тем, что приводит наше сердце в движение.
Вергилий объясняет Данте, что нужно идти за ним – и всё будет хорошо, он его проводник. Мы сейчас спустимся под землю, в ад, продолжает он, потом пройдем Чистилище (это такая гора), там ты встретишь свою любимую и вы немного полетаете, долетите до самого Господа, и там ты увидишь такое, от чего ты уже не сможешь грустить. Не переживай, мол, всё будет хорошо. На этом заканчивается первая песня.
Если бы это была плохая литература, так бы и было, но в «Божественной комедии» есть песня номер два. Если прочитать её концовку, видно, что она почти дословно повторяет конец первой:
Иди, одним желаньем мы объяты:
Ты мой учитель, вождь и господин!»
Так молвил я; и двинулся вожатый,
И я за ним среди глухих стремнин.
Первая песня тоже заканчивается тем, что Данте двинулся за Вергилием. Чем они, спрашивается, во второй песне занимались? Это величайшая песня, пособие для психотерапевтов. Что там происходит? Данте, конечно, обрадовался, когда появился проводник, готовый отвести его к счастью. Но когда он узнаёт, через что нужно для этого пройти – ад, чистилище, «Беатриче встретишь», «полетаете» – в этот момент при всём своём согласии он начинает нервничать и идет в отказ. Он видит, что уже вечереет, какие-то мужики-крестьяне домой возвращаются, жены уже разогревают ужин, дети какие-то бегают, так уютно. А ты идешь в отверженные селенья, лететь на небо, в ад, сейчас ты увидишь Люцифера. И ты, в принципе, не против, но думаешь: а, может, попозже? Есть знаменитая молитва святого Августина: «Господи, прийди! Но не сегодня». Главная христианская молитва – молитва прокрастинации: как отказаться от собственного счастья. Данте начинает приводить Вергилию серьёзные аргументы: кто до него был в аду? По пальцам можно перечесть – и все это великие люди. А он, мол, Данте, простой паренек из Флоренции. Есть самый подлый аргумент, который мужчины придумали, чтобы отказаться от любви: я тебя не достоин! Его же использует Данте. Он говорит, что он не достоин, он ничтожество. Женщина за такое должна была бы его пристрелить, но тут Вергилий, и он пытается его мотивировать. Эта песня – скандал мотивации: как человека, который собирается идти смотреть телевизор, потому что «ужин уже разогрели», убедить в том, что ему надо на небо в рай, через Люцифера? Вергилий это сделал. Этому посвящена вторая песня.
Картина «Ладья Данте», художник Эжен Делакруа, 1822 год. Фото: wikimedia.org
Какой аргумент он нашел? Он не убеждал Данте, что он достоин. Он говорит примерно следующее. Ладно, если тебе не надо, то я пошел. Но прежде я хочу тебе одну историю рассказать. Ты понимаешь, что я делаю в этом лесу? Я вообще-то мертвец, живу в аду, в очень хорошем месте. У нас там есть город, где живут все философы: Платон, Аристотель, Сократ, нам там хорошо (следует прекрасное описание псевдо-рая). Обычно я оттуда никуда не ухожу, рассказывает Вергилий, но однажды сидим мы, и вдруг появляется нереально красивая девушка – глаз не оторвать. Она плачет. Конечно, я сказал, что не должна плакать такая красивая девушка! Прекратите немедленно! Что я могу для вас сделать? И эта девушка рассказывает, что сидит она в Божественной розе в раю, а к ней прибегает святая Лючия (в Италии это особо почитаемая святая) и говорит, что у её Данте на земле серьёзные неприятности и что он сегодня погибнет. Об этом Лючия узнала не сама – святые не чувствуют того, что происходит на земле, – об этом ей рассказала сама Богородица. Беатриче ещё может его спасти, говорит святая. Проблема в том, объясняет она, что Беатриче не может вернуться на землю, она может только дойти до ада.
И вот Беатриче дошла до ада и плачет, говорит, что её возлюбленный погибает. То есть Богородица предупредила Лючию, Лючия побежала к Беатриче – только она его может спасти, потому что по-настоящему любит, – Беатриче сделала всё, что могла, – спустилась до ада и попросила о помощи Вергилия, Вергилий побежал на землю за Данте, а Данте не хочет идти, потому что у него, утрируя, разогрет ужин и по телевизору новости начинаются. Тут, конечно, Данте не остается ничего другого, как согласиться.
Вергилий ведёт Данте под землю. Оказывается, под землей есть конусообразная шахта. Ниже шахты, в центре мира, застрял Люцифер, он мерзкий: у него шерсть, слизь, три головы, он чавкает, пережёвывая предателей. Откуда взялась конусообразная шахта? Когда Люцифер летел с неба, земля отпрянула от отвращения и как бы втянулась: с одной стороны втянулась, а с другой выпятилась. Так получился конус. Это вся космология Данте, он сам её придумал. Конусообразная шахта – это ад. Там, кстати, нет огня – там лёд, потому что самое худшее, адское состояние – это когда все твои желания заморожены, когда ты больше ничего не хочешь.
Данте и Вергилий проходят через ад и спускаются по шерсти Люцифера, минуя его чавкающий рот, к основанию горы. Эта гора – Чистилище, туда попадают только мертвые (за исключением Данте). На вершине горы – Земной рай. Там никто не живет, кроме девушки Матильды. (До сих пор не понимают, кто это – это целая тема в комментариях к Данте). Здесь Данте уже без Вергилия (Вергилий туда не может входить), он встречает Беатриче. И они улетают. Они пересекают небо неподвижных звезд и вверху оказывается Божественная роза. Там, как в амфитеатре, сидят миллионы людей и куда-то смотрят. Оказывается, что на Бога. Данте тоже осмеливается посмотреть. Он всматривается. Сначала он видит только слепящий свет, но потом замечает разноцветные геометрические формы. И далее он видит самую поразительную вещь: он видит в Боге человеческое лицо. В этот момент он понимает, что его разум окончательно изнемог, и поэма заканчивается.
Данте придумал одну из самых развитых топологических метафор преодоления всякого рода насилия через встречу. Чтобы это преодоление произошло, нам нужен проводник и проводница. Проводник находится в области моего желания: это желание доводит меня до неба, до Бога. Каждая из трех частей («Ад», «Чистилище» и «Рай») заканчивается одним и тем же словом – «звёзды». Важно понимать, что в слове desiderio – «желание» – корень (sidero) – «звезда». Главный тезис заключается в том, что мы можем спастись, только придя в движение. Сами мы прийти в движение не можем. Мы приходим в движение всегда во встрече. Если во мне есть какое-нибудь желание – каким бы маленьким оно ни было – и я буду правильно с ним обращаться, это желание приведёт на небо. Это главная мысль Данте: найдите в своей жизни то, что приводит вас в движение, заставляет проснуться. Если вас что-то заставляет встать с кровати – вы друг Данте, с правильным руководителем вы дойдёте до неба. Потому что все желания ведут на звезды, в Божий мир.
Начальная страница первого печатного издания «Божественной комедии», 1472 год. Фото: wikimedia.org
Для Данте путь к счастью – это всегда путь по вертикали. Но вертикали мы в себе не знаем, пока не встретились с Другим. Вертикаль рождается во Встрече. У человека при этом появляется глубина и высота. Высота – это когда я встречаю красоту, перед которой теряю дар речи, а глубина открывается в тот момент, когда я вижу в себе такое, чего до этой встречи не знал. Например, встречаю человека, который смотрит на меня гораздо серьёзнее, чем я сам на себя смотрю. Что он во мне находит? Когда мне говорят: Христос распят, умер и воскрес из-за тебя, – я думаю: кто я такой? Почему Бог должен делать это из-за меня?
Когда Данте увидел Бога, он вернулся на землю и стал писать. Никогда до этого в истории христианства ни один автор не описывал нормально ад. И вот Данте выдает 33 песни. Как он может смотреть на зло? Мы на зло даже смотреть не можем, не то чтобы его преодолевать. Данте же описывает его подробнейшим образом, в деталях. Что дает ему силы смотреть? Либо он не видел его на самом деле и выдумывает (но тогда бы это было неинтересно, и эту книжку все забыли бы), либо у него есть силы смотреть на зло, не отводя глаз, и ещё другим рассказывать, как это зло преодолеть. Эти силы – это его опыт рая. Увидев такую любовь и такой рай, он уже может прямо смотреть на зло, он его может даже описать. Если «Ад» перечитать после «Рая», он будет восприниматься совсем по-другому – это будет история преодолённого насилия.
Лет 15 назад в Макдональдсе продавались такие игрушки – кепсы. Это пластмассовые фишки с довольно примитивной штамповкой, которые дети тем не менее собирали, потому что там были серии, посвящённые их любимым фильмам, например, «Пиратам Карибского моря». Эти безделушки меня возмутили в своё время: как за такое можно брать 10 гривен? Но всё мое негодование ушло, когда я вдруг поднес этот кепс к свету и посмотрел сквозь него на солнце. Качество изображения было поразительное, оно достигалось за счет разной толщины пластмассы на оттиске.
Так же и жизнь: если её поднять на свет, она перестает быть кусочком пластмаски, в ней появляется качество изображения, которого ты совсем не ждал. Ты понимаешь, что свою жизнь ты никогда не видел в таком качестве.
Что получается? Смысл жизни мы можем изучать, читая многие тома книг и разглядывая детальки плохой печати. А можем поднять её на свет (только сначала понять, откуда этот свет бьёт) – и та же самая жизнь окажется преображённой. Это самая примитивная модель преображения.
Вообще преображение – это не когда с нами происходят, как в фильме ужасов, превращения. Это когда нам удалось нашу жизнь поднять на свет. Этот свет – опыт красоты. Иными словами, есть два способа разобраться со смыслом своей жизни. Первый – прочитать все книги и провести процедуру интерпретации. (Но это скорее всего вам не удастся, потому что очень сложно.) Второй – поднять эту жизнь на свет, и тогда у вас ничего не останется, кроме восхищения и благодарности за то, что вам удалось такую красивую жизнь прожить.
О чем?
Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» — самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, — в аду, поэма — для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте — Вергилий — любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).
Образ Данте
Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.
Часть 3. Рай
«Рай» — книга о настоящей жизни, о том, что она возможна. Эта книга о том, что в перипетиях, в причудливых складках повседневности, в которой мы постоянно забываем о Боге, предаем Его, — словом, в соприкосновении с этим злом, с этим грехом нас неизменно настигает красота, надежда, Его присутствие. «Рай» рассказывает нам именно о такой жизни, а не о загробном мире. Точнее сказать, это описание загробного мира, сделанное с помощью средств и образов, которыми располагал человек средневековой культуры, но Данте рассказывает о нем для того, чтобы мы лучше понимали этот, реальный мир. Это рассказ о возможной жизни, об опыте такой жизни. Данте позволяет себе посмотреть на вещи глазами Бога, Того, Кто создает их изо дня в день. Этот взгляд дает возможность жить в правде и истине, видеть и переживать истинную сущность всего происходящего».
Темы
- Главная тема поэмы — любовь. Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она — стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
- Назидание — следующая тема «Комедии». Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
- Политика. Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
- Сила духа. Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.
Проблематика
- Борьба за идеал. Данте стремился к своим целям как в реальной жизни, так и в поэме. Будучи некогда политическим активистом, он продолжает отстаивать свои интересы, клеймя всех тех, кто с ним в оппозиции и поступает плохо. Автор, конечно, не может назвать себя святым, но тем не менее он берет на себя ответственность, распределяя грешников по их местам. Идеалом в этом вопросе для него является христианское учение и собственные взгляды.
- Соотнесение мира земного и загробного. Многие из тех, кто жил, по мнению Данте, или по христианскому закону, неправедно, но, например, в свое удовольствие и с выгодой для себя, тот в аду оказывается в самых страшных местах. В тоже время в раю находятся мученики или те, кто при жизни прославился великими и полезными делами. Концепция наказания и награды, разработанная христианской теологией, существует в виде морального ориентира для большинства людей и сегодня.
- Смерть. Когда скончалась его возлюбленная, поэт очень горевал. Его любви не суждено было сбыться и получить воплощение на земле. «Божественная комедия» — попытка хоть ненадолго воссоединиться с навсегда потерянной женщиной.
Герои «Комедии»
У Данте два проводника: любимый античный поэт Вергилий и возлюбленная Беатриче. Беатриче – реальная девушка, современница Данте. Девятилетний Данте увидел восьмилетнюю Беатриче Портинари и влюбился в неё. Второй раз он увидел её уже взрослой. Она вышла замуж (не за Данте), Данте тоже женился и стал отцом четырёх детей. Но это не мешало его рыцарской любви к Беатриче, которая вылилась в стихи, ей посвящённые. Данте сделал её символом любви.
Беатриче умерла в 24 года от бушевавшей в 1300 г. эпидемии чумы. Она слышит мольбы возлюбленного о помощи и спускается к нему. Ниже Лимба она спуститься не может, поэтому там находит наиболее дорогого Данте язычника – Вергилия, чтобы он показал Данте Ад. Любовь Беатриче и состоит в том, чтобы предостеречь возлюбленного от грехов, показав ему наказание за них.
Перед взором Данте (и читателя) проходит галерея соотечественников и современников Данте. Вот граф Уголино, которого архиепископ Руджери заточил в Башню голода вместе с двумя сыновьями и двумя внуками. Вот юные любовники Паоло и Франческа. Франческа, дочь правителя Равенны, была выдана замуж за кривого, старого и злого Джанчотто, правителя Римини. Она влюбилась в младшего брата Джанчотто Паоло Малатесто. Оба были убиты, когда муж застал любовников. Данте было в тот момент около 20, история потрясла его, ведь в средневековье не было избирательной любви. За свой грех любовники были помещены Данте в первый круг ада и наказаны вечным вращением в объятьях.
Данте не придумывал героев для заполнения Ада и Чистилища. Он описывал только существующих людей, современников и героев мифологии. Так во втором круге Ада среди сладострастников страдают Елена и Парис – виновники гибели Трои. Данте встречает Ахилла, чья плотская страсть привела его к собственной гибели.
Смысл
«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.
Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.
Художественное своеобразие
«Божественная комедия» полна аллегорий и символов. Например, герой оказывается «в сумрачном лесу», пройдя до половины земной путь. В средневековье нормальной продолжительностью жизни считалось 70 лет, потому что так написано в Библии. Правда, почти никто не доживал до этого возраста. И сам Данте умер в возрасте 56 лет. 35-летие Данте приходилось на 1300 год. Это было мистическое время для средневекового человека, который на рубеже веков ждал конца света или просто мистических событий.
Для средневековья обычным было несколько истолкований одного текста. Кроме прямого смысла, был аллегорический, о чём Данте говорил сам. Сумрачный лес – аллегория жизненных неурядиц, невзгод, препятствий. Это собственные заблуждения. Ещё одна аллегория связана с политической жизнью Италии. Животные, которых встречает Данте в лесу – рысь (в оригинале Пантера), волчица и лев – аллегории человеческих пороков: сладострастия, алчности и гордыни. Одновременно это политическая аллегория: пантера –олигархии, волчица – папской власти, лев – тирании.
В «Комедии» Данте прибегает к новаторским приёмам, которые сегодня можно было бы назвать кинематографическими. Так, наблюдая сладострастников, Данте сначала видит «дальний план» — сплошной вихрь. Затем «средний план» — кружащихся в вихре античных и библейских героев. И только после этого Данте различает фигуры знакомых, а затем – своих соотечественников и ровесников Паоло и Франческу.
Он беседует с ними, желая понять, что стало причиной их любви. И Франческа открывает поэту, что перед изменой они читали книгу о Ланселоте (рыцаре Короля Артура, влюблённом в его жену и обвинённом ложно в измене с ней). Так Данте поднимает проблему о влиянии на личность литературы.
🗹