Пример итогового сочинения по направлению “Война и мир” – к 150-летию великой книги


Что помогает победить на войне? Л.Н. Толстой «Война и мир»

В одиночку выиграть войну невозможно. Только сплоченность народа перед лицом всеобщей беды, подкрепленная храбростью, преодолевающей страх, открывает путь к победе. Читатель с остротой ощущает чувство единства русского народа во время войны.

Борьба за жизнь, свобода объединила самых разных людей. Одержать победу над армией французов и защитить родную землю, русским помог боевой дух, солдатская храбрость, вера в свои силы. Описание сражений под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино, наиболее ярко демонстрирует сплоченность защитников отечества. Победителями в этой войне выходят не те, кто гонится за наградами и чинами, не карьеристы, а простые солдаты, ополченцы, крестьяне, которые совершают подвиги ежеминутно. Перед глазами читателя проходят образы Тушина – скромного командира батареи, Тихона Щербатого, Платона Каратаева, купца Ферапонтова, юного Пети Ростова. В них объединились основные черты характера русского народа, которые помогли противостоять врагу. Все эти люди сражались по собственной воле. Им не нужен был приказ – они встали на защиту собственного дома, земли, родных и близких. И победили.

Война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Описывая картины войны 1812 года, Толстой интересуется не солдатскими и офицерскими образами, а поведением и проявлением людских характеров. В рассказах о партизанах героях ощущается любовь и уважение к ним автора, который показывает, что Денисов, Долохов и Тихон Щербатый (обычный русский мужик), совершая свои подвиги, не демонстрировали жестокость по отношению к врагу. В партизанском отряде сам командир проявляет жалость к французам, находящимся в плену, по возможности заботится о них. Хотя поведение Долохова, которого в первую очередь волнует карьера, а не пленные, скорее исключение, чем норма.

Автор показывает не только проявление смелости, отваги на войне, но и черствости, безжалостности. Так, смерть Пети Ростова совершенно не трогает Долохова, который мечтает о мести. Ему нужна кровь побежденного врага. Победа в войне добыта русским народом, имеющим добрую душу, а не жестокими карьеристами типа Долохова.

Читатель видит, как искренно Денисов переживает гибель Пети во время атаки на французские позиции. Даже казаки были удивлены реакцией и стоном, напоминавшим «собачий лай», вырывающимся из груди офицера. Но, несмотря на боль утраты, Денисов держит себя в руках и не сгоняет злобу на пленных французах, не выказывает жестокости к ним. В романе Толстой акцентирует внимание читателя на мысли о гуманности русского народа, об отсутствии у него жажды мести, чтобы любой ценой пустить кровь врагу, даже уже побежденному. Об этом высказывается в книге главнокомандующий Кутузов, с сочувствием говоря о пленных французах: «Когда они были сильными, их не надо было жалеть, а сейчас можно, поскольку они ведь тоже люди».

Итоговое сочинение

Злость и агрессию способны демонстрировать не только злобные по своей природе люди. К сожалению, бывает и так, что добрый и чуткий человек резко меняет свое поведение, отношение к жизни, и становится жестоким не только по отношению к близким, но и к самому себе. Чаще всего подобные перемены являются следствием пережитого предательства, горя, разочарования. Но способны даже столь веские причины оправдать жестокость? Способен ли человек стать выше своих обид, своей боли и одержать верх над темной стороной своей души? Ответы на эти вопросы попробовал дать в своем романе «Война и мир» выдающийся русский писатель Лев Николаевич Толстой.

  1. (Доброта – это признак силы или слабости человека?)
    В княжне Марье Болконской писатель воплотил лучшие черты, которые только могут быть у женщины: доброту, милосердие, душевную чуткость. Героиня, позабыв о себе, о собственных интересах и мечтах, самоотверженно заботилась о старике-отце, о маленьком племяннике, оставшемся без матери. Даже в отчем доме Марья не чувствовала себя свободно и непринужденно. Ее отец, князь Николай Андреевич Болконский, обладал невероятно тяжелым, деспотичным характером. Он искренне верил, что истинным стержнем характера является жестокость, направленная как на окружающих, так и на самого себя. Доброта и проявление любви были для него признаками слабости, безволия. Князя раздражала мягкость и доброта дочери, и он без устали бранил ее по каждой мелочи. Желая вылепить из Марьи волевую, целеустремленную натуру, он ежедневно терзал ее занятиями по точным наукам, был чрезмерно требователен в вопросах дисциплины. Однако всего его попытки были обречены на провал – княжна не озлобилась, не ожесточилась против деспота-отца. Она оставалась все той же нежной, кроткой девушкой, чья душа была открыта нараспашку любви и доброте. Однако ожесточенное противостояние отца дочери объяснялась не его нелюбовью к ней, а боязнью старческой немощи, которая липкой паутиной опутывала князя. Впрочем, жизнь расставила все по своим местам, и Николай Андреевич осознал свою вину перед дочерью. Когда он слег, крестьяне, не любившие хозяина, совсем отбились от рук. В тот период Марье пришлось совсем несладко – на ее хрупкие плечи было взвалена чрезмерная ноша: умирающий отец, маленький племянник, бунтующие крестьяне, приближающаяся наполеоновская армия. Казалось бы, что способна сделать беспомощная девушка в подобной ситуации? Однако именно доброта Марьи, ее удивительно отзывчивая, открытая душа помогли справиться со всеми жизненными испытаниями. Она не бросила больного отца, не оставила мальчика, а на помощь доброй девушке пришел Николай Ростов, по достоинству оценивший все ее чудесные человеческие качества. Таким образом, можно сделать вывод, что именно доброта и милосердие являются движущей силой, показателем сильного характера, в то время как жестокость – лишь проявление собственного бессилия и неуверенности.
  2. (Как не ожесточиться во время тяжелых жизненных испытаний?)
    Почти все герои романа «Война и мир» — люди с непростой судьбой, которым довелось на своем веку хлебнуть немало горя и лишений. Не стал исключением и Пьер Безухов. Он пережил смерть отца, предательство красавицы-жены, подлость лучшего друга, все ужасы войны и плена. Однако, будучи от природы добрым и благодушным человеком, Пьер не утратил свои природные качества. Он не ожесточился на весь мир, не закрылся в скорлупе из подозрения и ненависти ко всему окружающему миру. Пройдя сквозь мясорубку личных обид, комплексов и страхов, Пьер остался все тем же добродушным наивным человеком, каким предстал в самом начале произведения. Ему удалось избежать неприятных перемен только потому, что он был способен на чистосердечное прощение тех, кто волей или неволей причинил ему зло. Отпуская от себя все негативные эмоции, он сохранял свою душу чистой, непорочной. Пьер оказался настолько благородным и далеким от низменных страстей, что примирился с женой после ее предательства, простил Долохова, который соблазнил Элен. Безухов не держал в своем сердце зла и на Курагина, который чуть было не лишил его законного титула и немалого наследства. Удивительно, но этот человек не только сам излучал в этот мир доброту и всепрощение, но и пытался наставить на путь истинный и своих друзей. Так, Пьер советовал Андрею не держать зла на Наташу, и простить ее побег с Анатолем. К сожалению, гордый князь не смог сделать этого, о чем горько сожалел на смертном одре. Лишь глядя в смерти в глаза, он сбросил со своей души тяжкий груз и навсегда простился с горькой обидой. Выходит, способность прощать – это важнейшее условие здорового, сильного общества, в котором люди имеют шанс прожить долгую счастливую жизнь. Осознание этой простой истины приходит не ко многим, поскольку требует от человека серьезной душевной работы. Но только так можно надеяться на духовное очищение и освобождение.
  3. (Как научить человека доброте?)
    В своем романе писатель описал одно семейство, в котором царили удивительно добрые, открытые отношения между всеми членами семьи. Речь идет о чете Ростовых, которым удалось вырастить детей в атмосфере любви, взаимопонимания. Возможно, именно поэтому Наташа априори не могла быть такой холодной, жестокой и равнодушной, как Элен Курагина. Особенно ярко раскрылся характер Наташи Ростовой в трудные для всей России времена, когда наполеоновская армия вот-вот должна была ворваться в столицу. Девушка проявила себя удивительно милосердным, сострадательным человеком, всячески помогая тем, кто остро нуждался в помощи. Но откуда у Наташи оказалось такое качество, столь не привычное в кругах столичной аристократии? Да, среди местной знати было модно выказывать себя истинным патриотом и кичиться любовью к родине, но все это были показные чувства. Очевидно, что добродетель, любовь и чувство сострадания были привиты Наташе в ее семье. Родители не столько рассказывали, сколько показывали детям на собственном примере, каким нужно вырасти человеком – добрым, справедливым, глубоко порядочным. Ростовы взяли на воспитание сиротку Соню, хотя сами не располагали лишними средствами. Глава семьи без лишних слов и упреков собрал большую сумму, чтобы оплатить карточный долг сына и тем самым не запятнать его честь дворянина. Глядя на родителей, их реакцию на сложные жизненные ситуации, Наташа бессознательно впитывала их модель поведения. Выходит, ребенок может стать по-настоящему хорошим человеком только в том случае, если перед его глазами есть наглядный родительский пример. Можно справиться со всеми проблемами, если поддерживать друг друга, быть добрыми и неравнодушными к чужим бедам людьми.
  4. (Доброта на войне, добро побеждает зло)
    Война – это страшнейшее испытание, в котором в полной мере раскрывается человеческий характер. На поле брани невозможно долгое время лицемерить, носить ту или иную маску. К примеру, один из героев романа, будучи простым солдатом, смог сохранить душевное благородство и доброту даже в непростых условиях плена. Душа Платона Каратаева была полна милосердия и сострадания к людям. Он стремился помогать тем, кто нуждался в помощи, просто в добром слове. Так, герой поделился последним куском картошки с пленным Пьером Безуховым, и подобный жест был для него привычным делом. Каратаев чурался любого проявления жестокости, насилия, злобы. Он искренне верил, что в каждом, даже самом подлом и жестоком человеке скрывается чистая душа и добрые помыслы, просто не все догадываются об этом. Испытания войной и пленом никак не повлияли на личность Платона, который по-прежнему оставался добр с людьми и животными. Благодаря его поддержке Пьер Безухов получил шанс на жизнь. Выходит, доброта Платона Каратаева, его вера в лучшее оказались сильнее бессмысленной жестокости войны, раз Пьер смог выжить, полюбить, построить счастливую семью и всю жизнь сеять ростки доброго, прекрасного.
  5. (Жестокость как проявление душевной слабости
    ) Одним ярких, самобытных, но при этом на редкость отрицательных персонажей романа по праву считается Анатоль Курагин. Эгоистичный, надменный и холодный красавец-дворянин превыше всего ставил лишь собственные интересы. Полностью погрязнув в разврате, он все свое время проводил в кутежах и бесконечном поиске новых развлечений. Молодой человек искал острые ощущения, он любил ходить по острию ножа, тем самым испытывая судьбу на прочность. Подобным образом жизни Анатоль позорил честь своей семьи, доставлял крупные финансовые неприятности отцу. Герой совершенно не задумывался о том, к каким серьезным последствиям может привести его беспутная жизнь. Он настолько морально опустился, что был готов выгодно продать себя, подыскав подходящую невесту. Однако и это дело он не смог довести до логического завершения. Увлекшись очаровательной Наташей Ростовой, он решил совершить подлый поступок — похитить девушку и тем самым обесчестить ее. К счастью, о планах Анатоля стало известно Соне, которая обо всем рассказала родителям Наташи. Когда коварные планы Курагина были раскрыты, он попросту исчез из города, чтобы не держать ответ за свою подлость. Молодой человек не испытывал ни капли сожаления о содеянном, но вместе с тем боялся наказания, словно нашкодивший маленький мальчик. Его жестокость по отношению к людям можно смело назвать проявлением душевной слабости, безволия, неуверенности в собственных силах. Своим примером Анатоль Курагин доказал, что жестокость – это удел трусов и неудачников.

Как война раскрывает характер человека? Л.Н. Толстой «Война и мир»

Война заставляет человека проявить свои внутренние черты, то есть показать себя трусом или храбрецом. Примеры можно найти в романе. Например, Шенграбенское сражение открывает характер офицера Жеркова, из-за трусости которого погибает множество солдат и офицеров. Багратион поручает ему доставить приказ об отступлении на левый фланг войска. Жерков трусит, он не готов рисковать жизнью ради победы.

Именно в это время французы атакуют левый фланг, приводя защитников в смятение. Командиры не знают что делать. Приказа отступать нет, а вперед идти невозможно. Начинается неразбериха: пехота бежит в лес, гусары решают атаковать врага. Из-за малодушия Жеркова огромное количество русских солдат гибнет.

Совсем по-другому проявляет себя юный Николенька Ростов, который вместе с гусарами отважно бросается в атаку. И, несмотря на полученное ранение, продолжает сражаться. За проявленное мужество его производят в офицеры.

Читатель в этом эпизоде видит последствия страха на войне, который одних парализует, а других толкает на подвиги. Гарантировать спасение жизни не может ни бегство от реальности, ни яростная борьба. Но отвага помогает сохранить честь, увеличивает силы в бою, а это повышает шансы на выживание.

Отрицательные герои

Негативных персонажей-мужчин в романе Толстого больше, нежели героинь. В качестве аргумента для сочинения можно привести следующие примеры:

  1. Анатоль Курагин. Брат Элен, очень похож на свою сестру. Он тоже отличается привлекательной внешностью, но за красивой оболочкой скрывается пустота, лицемерие и эгоизм. Парень глуповат, не интересуется ни искусством, ни литературой, порхает по жизни и не думает о будущем. Анатоль разбил множество женских сердец и опозорил фамилии разных барышень. В ситуации с Наташей Ростовой эта связь чуть не обернулась трагедией для девушки. Он заставил ее поверить ему и влюбиться, а сам не испытывал к Наташе никаких чувств. Даже при желании Анатоль не смог бы на ней жениться, ведь у него уже была супруга, но девушка не знала об этом, а ему хотелось развлечься. Однажды мужчине пришлось жениться только потому, что он обесчестил барышню и не смог уйти от гнева ее семьи. Когда побег сорвался, а Наташа была опозорена, Анатоль не почувствовал ни капли раскаяния, он уже неоднократно проворачивал такую авантюру. Негативные качества Курагина стали проявляться не только на любовном фронте, но и на поле боя. Из него не получился храбрый солдат, да и умом он не отличался. Анатолю так и не удалось стать счастливым, ему пришлось уехать из города и скрывать свое прошлое от других.
  2. Василий Курагин. В формировании мировоззрения и личности большую роль играет пример родителей, поэтому неудивительно, что у Элен и Анатоля был отец с не самыми лучшими жизненными качествами. Василий — не последний человек в обществе, он состоятелен и влиятелен. Мужчина не стремится намеренно сделать кому-то плохо, но при этом он всегда использует людей в своих корыстных целях. Василий — настоящий интриган, он умеет воспользоваться любой ситуацией себе на благо. Он отправляет Анатоля свататься к Марье Болконской, а Пьера Безухова женит на Элен. На первый взгляд кажется, что Василий не делает ничего плохого, но по факту он совершает множество поступков, которые характеризуют его как подлого героя.
  3. Борис Друбецкой. Сын Анны Друбецкой — женщины, которая хочет, чтобы ее ребенок был счастлив. С помощью Василия она пристраивает Бориса в гвардию. Друбецкой понимает, что ему хочется сделать прекрасную карьеру на службе, и ради этого он готов на все. Борис стремится заводить полезные связи, тратит все свои деньги, чтобы казаться успешным и состоятельным. Друбецкой заводит отношения с замужней Элен, потому что она является светской дамой и знает все обо всех. В какой-то момент Борис увлекается Наташей Ростовой, но их отношения не задаются, ведь брак с девушкой невыгоден мужчине. Друбецкой становится супругом Жюли Курагиной — состоятельной героини, к которой он не испытывает никаких чувств. Желание денег и признания приводит к моральной деградации. Он превращается в человека, который наживается на войне, сидит в штабе и получает чины. Мужчина даже не думает о судьбе своей Родины и не стремится оказывать помощь солдатам.

Лев Николаевич Толстой написал уникальное произведение. В «Войне и Мире» можно найти аргументы на любую тему, а уж тема добра и зла здесь раскрыта как нельзя лучше. Примеры из книги позволят хорошо написать итоговое сочинение и преподадут ценные жизненные уроки.

Уроки войны. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе на примере прозрения одного из главных героев, автор показывает уроки войны. А.Болконский, отправился на войну с восторженным настроением, с предвкушением, что его ждет блестящее будущее кадрового военного. Он готовился к ратным подвигам – карьере офицера. Для осуществления задуманного, он покинул семью, друзей, близких и пошел на войну за славой.

Но на деле все оказалось по-другому. Его охватила горечь и разочарование в тот момент, когда он понял, что его личная битва проиграна.

Все его эпические представления о блеске батальных сцен, окрашенных героическим сиянием, в реальности оказались жуткой кровавой бойней, лишенной привлекательности, наполненной человеческими страданиями, болью. Увидев все это, герой прозрел, понимая, насколько война страшна и неприглядна. В ней нет ничего стоящего, кроме боли. Осознав и приняв личное поражение, Болконский переоценил свою жизнь, отдав приоритет семье, дружбе, любви, отодвинув на второй план признание и славу.

Жестокость войны. Л.Н Толстой «Война и мир»

Зачастую романтические представления о неизвестном явлении рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.

Яркий пример этому – сцена из романа «Война и мир», когда главный герой А.Болконский сталкивается с войной. Собираясь на фронт, чтобы сражаться с Наполеоном, он рисует в своем воображении героические картины, наполненные доблестью, храбростью, красотой подвига.

Но первое же боевое соприкосновение с французами, сбрасывает ореол романтики и показывает изнанку войны. Под непрерывным обстрелом, среди падающих снарядов, русская армия старается преодолеть мост через реку. Болконский видит хаос, неразбериху, жуткие крики раненых, растерзанные тела убитых, бегущих солдат, грязь, кровь. Эта картина поражает его своей реалистичностью и правдой жизни, приносит понимание, что война – не романтика и красота, а жестокость, боль и кровь.

Негативные персонажи-девушки

В «Войне и мире» встречается несколько ярких героинь-злодеек. В сочинении можно привести примеры следующих женщин:

  1. Элен Курагина. Меркантильная и эгоистичная барышня. Девушка очень красива, но ее внутренний мир не соответствует внешней оболочке. Элен лишена добра и сострадания. Она тщеславна, имеет корыстные мотивы и надевает на себя маску притворной доброты, стремясь казаться лучше, чем она есть на самом деле. Барышне совершенно все равно, кто станет ее супругом, главное, чтобы он был богат и влиятелен, ведь это значит, что она сможет занять видное положение в обществе. Элен становится супругой Пьера Безухова и делает его жизнь безрадостной. Мужчина мечтал о настоящей семье, но Элен не любила его, ее интересовали только балы и развлечения, кроме того, она изменяла мужу. Героиня не боится переборщить в своем поведении, поскольку точно знает, что Безухов ее не бросит. Она нагло пользуется добротой мужа. В конце книги девушка умирает.
  2. Жюли Курагина. Девушка, которая явно не блещет умом и является крайне самовлюбленной. Жюли мечтает как можно скорее выйти замуж, поэтому она приезжает на все светские мероприятия в надежде познакомиться с каким-нибудь мужчиной. Ей симпатичен Николай Ростов, но он не разделяет ее чувств, а жениться из меркантильного интереса юноша не может. Семья Курагиных стремится производить на других благоприятное впечатление, чтобы обрести одобрение общества. Жюли описана как женщина, которая готова стать супругой кого угодно, только бы не остаться «старой девой». В конечном счете девушка так и не смогла стать счастливой. Героиня не совершает зла напрямую, но проявляет фальшь, равнодушие и лицемерие. Она была богатой наследницей и помещицей, в ее руках находились судьбы множества крестьян. Жюли безрассудно тратила деньги родственников и совершенно не заботилась о своих подчиненных. Ей не было никакого дела до народа и его проблем.

Толстой дал понять, что красота женщины вовсе не является залогом счастья, она может вообще никак не помогать в жизни. Гораздо важнее иметь богатый внутренний мир, человеческие качества, доброту и милосердие.

Дети на войне (В. Катаев «Сын полка»)

Детям не место на страшной, бесчеловечной войне. Там люди гибнут, теряют близких, ожесточаются от боли и ужаса. Понимая это, взрослые изо всех сил стараются уберечь детей от кошмаров войны, хотя далеко не всегда это удается. Такова судьба Вани Солнцева, описанная в рассказе Катаева. Потеряв на войне всех родных, он остается совсем один – бродит по лесу, не зная, как быть, пытается перейти линию фронта, чтобы попасть к «своим». Голодного, напуганного мальчика находят в лесу разведчики. Берут его с собой и приводят в лагерь, доложив командиру о «находке». Капитан Енакиев, умудренный жизнью человек, понимает, что на фронте не должно быть детей, и отсылает Ваню в детский приемник для сирот. Но мальчик желает воевать и мстить за погибших родителей. Он сбегает, не доехав до места назначения, и возвращается (хоть и не с первой попытки). Енакиеву ничего не остается делать, как смириться и оставить Ваню в отряде. Он видит его неимоверное желание помочь общему делу, принести пользу. Проявив инициативу, Ваня отправляется на разведку, зарисовывая на страницах букваря план местности, но попадает в руки немцев. На его счастье, у них начинается суматоха, о нем забывают на время, Ване удается сбежать и вернуться к «своим». Командир восхищен патриотизмом ребенка, продолжая волноваться за него. Стремясь спасти мальчику жизнь, Енакиев отсылает его с важным поручением подальше от линии фронта. Ваня приносит в батарею письмо от командира. Понимая, что расчету первого орудия предстоит тяжелая битва (по сюжету весь расчет в ней погибает), Енакиев пишет в послании прощальные слова с просьбой позаботиться о Ване.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. В. Гроссман «Авель»

В рассказе автор рассуждает о войне, касаясь одной из ее трагических страниц, небольшого эпизода – взрыва урановой бомбы над Хиросимой, изменившего судьбы людей, городов, стран и всего человечества. Гроссмана интересует война не только как общечеловеческая беда или экологическая катастрофа, а как персональная трагедия человека, вовлеченного в нее разными обстоятельствами.

Читатель знакомится с экипажем самолета, поставившим ранним утром 6-го августа смертоносный груз в небо над Японией. Автор рисует разные характеры, с различным отношением к происходящим событиям и отличной друг от друга реакцией. Самый молодой в экипаже Дж. Коннор – бомбардир. Именно ему довелось нажать на кнопку, пустившую бомбу в свободное падение на ничего не ведающий, просыпающийся город. И эта ответственность тяжелым бременем ложится на Джозефа. Для него это личная война, на которой каждый солдат – человек, со свойственным ему страхом, слабостью, стремится остаться в живых. Но бывают ситуации, когда лучше умереть, чем потерять достоинство.

В рассказе автор старается донести, что истинной человечности присуща сопричастность к происходящим событиям и, как следствие, ответственность за них.

Члены экипажа, каждый по-своему реагирует на трагедию 6-го августа. Не всех трогает это событие, не все ощущают себя в ответе за произошедшее. В разговорах звучит оправдание беспрецедентного (даже с точки зрения фашистов) акта разрушения, ставшего якобы общественной необходимостью борьбы с фашизмом всеми силами. Но Дж. Коннор очень остро, даже болезненно воспринимает случившееся. Испытывает вину и персональную ответственность. Он постоянно моет руки, стараясь смыть с них кровь невинных жертв. Обостренное чувство Мира, дисциплинированность, исполнительность солдата, привитые системой воспитания и государством, не могут ужиться в его сознании, что для юноши становится роковым. В итоге он сходит с ума, не в силах вынести ношу, выпавшую на его долю.

Нравственная оценка войны. М. Зусак «Книжный вор»

Главная героиня романа – Лизель. Ей девять лет и буквально перед самой войной она попадает к приемным родителям. Из-за связи родного отца Лизель с коммунистами, мать решает отдать дочку на воспитание в чужую семью, чтобы защитить ее от фашистов.

У Лизель начинается новая жизнь в незнакомой обстановке, вдали от родных. Обживаясь, она учится читать, писать, проходит через конфликт со сверстниками, обзаводится новыми друзьями. Но в обычную жизнь ребенка вносит коррективы война, добавляя к детским заботам боль, страх, разочарование. У девочки никак не укладывается в голове, почему люди убивают людей. От приемного отца она учится доброте и состраданию, невзирая на то, что эти качества во время войны могут принести одни неприятности. Лизель бесстрашно помогает родителям укрывать в подвале дома еврея. Читает ему книжки, ухаживает. Вместе с другом, которого зовут Руди, дети разбрасывают куски хлеба по дороге, где должны провести колонну пленных. Лизель ощущает уверенность в чудовищности и непостижимости войны. Как понять, почему люди не хотят жить, радоваться, а начинают убивать, арестовывать тех, кто против, сжигать книги, и повсюду царит смерть.

Показательно, что в книге рассказ ведется от лица Смерти – этой вечной противницы жизни, спутницы войны.

Сила или порок?

Доброта в романе представлена в любимых автором и читателем персонажах: Пьер Безухов, Наташа Ростова и вся ее семья, княжна Марья. Очевидная жестокость представлена в таких персонажах как Князь Василий, Анатоль и Элен Курагины и вся чета Курагиных. Через разницу в поведении положительных и отрицательных персонажей Толстой показывает, что доброта приводит к положительным результатам, в то время как жесткость – это деструкция личности, выражение трусости и слабости.

Один из ярких примеров контраста доброты и жестокости читатель может наблюдать в семье Болконских. Князь Василий не допускает проявлений доброты. Для него это выражение слабости. Все время он унижает свою дочь Марью, обвиняет ее во всем. Княжна Марья в свою очередь человек добрый и отзывчивый. Для нее доброта – это образ жизни. Даже оказавшись лицом к лицу с опасностью, с маленьким ребенком на руках, она остается доброй, не бросает своего отца, который не давал ей спокойно жить. А вот князь со своим полным неприятием доброты оказывается слаб перед лицом опасности

Как дети переживали военные события? Л. Кассиль и М. Поляновский «Улица младшего сына»

Во время войны Родину защищали все: и взрослые, и дети. Невзирая на возраст, ребята стремились помочь родным, городу, стране в тяжелый период борьбы с врагами. Герой повести – обычный мальчик. Его зовут Володя Дубинин, а живет он в Керчи. Действие произведения начинается в послевоенное время. Подростки, увидев улицу, носящую имя их сверстника, очень удивляются, и у них возникает желание узнать историю Володи. Для этого они отправляются в музей, встречаются с мамой пионера-героя, знакомятся с его товарищами, школой, где он учился. Они узнают, что Володин отец был капитаном военного корабля. Он воспитал в сыне храбрость и стойкость. Мальчик мечтал, как все обычные ребята о мирной счастливой жизни, строил планы на будущее, но война их жестоко разрушила. Володя храбро встал на защиту своей земли. Ушел в партизанский отряд и стал разведчиком. Рискуя жизнью, добывал ценные сведения из вражеского тыла. Он первым сообщил новость о готовящемся отступлении немцев – во время проведения разминирования прохода к каменоломне подорвался на мине и погиб.

Володя Дубинин – настоящий герой, который, не страшась, каждый день, совершал подвиг, как многие взрослые, и отдал свою жизнь, чтобы спасти других. Родной город не забыл отважного героя, назвав его именем одну из солнечных улиц.

Андрей Болконский

Отзывчивость молодого князя проявляется в попытках повлиять на отца, чтобы он не обходился жестоко с подчиненными и крестьянами. Генерал времен Екатерины II жестко следил за порядком, отвечая за дела ополчения, сыну приходилось сдерживать гнев старика.

Наблюдая за угнетенным состоянием мужиков в условиях крепостного права, князь Андрей всячески пытался облегчить их жизнь, проводя кардинальные реформы в имениях сына.

Своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования.

В оставшихся селах князь ввел оброк вместо изнуряющей барщины.

Из своих личных доходов Болконский оплачивал услуги ученой повивальной бабки, помогающей роженицам. В Богучарово дети обучались грамоте, преподавание священника тоже оплачивал передовой хозяйственник Болконский.

Забота о ближних в годы войны. Е. Верейская «Три девочки»

Главные героини повести – Наташа, Катя, Люся – подружки, живущие в одной большой ленинградской коммунальной квартире, которые учатся в одной школе. Беззаботное детство девочек оборвалось с приходом войны – впереди трудные испытания, которые ложатся на хрупкие детские плечи. Школа разрушена, учиться негде. Уроки преподает сама жизнь, заставляя быстрее взрослеть. Еще недавно легкомысленная хохотушка Люся становится организованной и ответственной, Наташа – вдумчивой, Катя приобретает уверенность в своих силах. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, девочки не утрачивают человеческое достоинство, окружая заботой близких. Трудности еще больше сплачивают их. Огромная коммунальная квартира превращается в одну дружную семью, где каждый думает в первую очередь о другом. До слез трогает эпизод, когда доктор, не задумываясь большую часть хлебного пайка, отдает маленькому мальчику.

Несмотря на голод, слабость, рискуя умереть голодной смертью, люди всем, что имеют, делятся с ближними. Это объединяет, поддерживает, укрепляет веру в победу. Такие отношения, основанные на любви, заботе, творят чудеса. Они помогли людям пережить тяжелый период истории страны, выпавший на их долю.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: