В своем произведении «Дубровский» А. С. Пушкин повествует о драматичной судьбе обедневшего дворянина, незаконно лишенного поместья.
Действие романа происходит в российской глубинке, где по соседству обитают помещики Андрей Дубровский и Кирила Троекуров.
У них немало общего. Оба происходят из старинных дворянских семей, оба несли службу у царя, где были товарищами. Уйдя на покой, возвратились в свои родовые владения, расположенные по соседству, «оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку». Характеры обоих соседей — помещиков не отличались покладистостью: Дубровский слыл горячим и нетерпеливым, а Троекуров был наделен «пылким нравом». Определенное сходство наблюдается и в их интересах: к примеру, любовь к охоте.
Оба персонажа – дворяне, но их положение в обществе неодинаково. Кирила Петрович чрезвычайно богат, обладает могущественными связями, а губернские чиновники трепещут при его имени. Дубровский же разорен и не играет существенной роли в свете. Жизненный уклад героев также отличен: Троекуров коротает дни за увеселениями и застольями, Андрей Гаврилович вынужден вести скромное существование.
Разительно отличаются нравы помещиков. Дубровский – порядочный человек. Невзирая на свое бедственное состояние, он не теряет самоуважения, ни пред кем не лебезит и всегда говорит правду в глаза. Дубровский ведет себя на равных и с Троекуровым, хотя тот значительно состоятельнее и более знатен. Как благородный дворянин, со своими крепостными Андрей Гаврилович обходится требовательно, но справедливо. Жестокое обращение Троекурова с домашней прислугой Дубровский порицает: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».
Троекуров высокомерен и бесцеремонен даже с людьми высокого положения. Кирила Петрович – самодур: он глумится над крепостными, безжалостно подшучивает над гостями. После ссоры с Дубровским, он, используя свои связи, преступными методами отнимает у него поместье. Собственную юную дочь Троекуров насильно отдает замуж за пятидесятилетнего старика, руководствуясь лишь голым расчетом.
Пушкин ненавидел Троекуровых, и с уважением относился к таким помещикам как Дубровский.
Кирила Петрович Троекуров и крепостные
О сложном нраве помещика читатель узнает из первых глав романа «Дубровский». Пушкин наделяет персонажа следующими характеристиками:
- жестокость и деспотизм;
- вспыльчивость;
- аморальное поведение;
- неуважительное отношение к людям;
- властолюбие;
- черствость души, безразличие к чужому горю.
Александр Сергеевич изображает Кирилу Петровича как чрезвычайно деспотичного человека. Жестокое отношение Троекурова распространялось и на близких ему людей, и на друзей, и на слуг. Автор романа говорит, что «с крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно». Для него ничего не стоит высечь ни в чем ни повинного человека.
Например, в эпизоде, когда после ссоры со старшим Дубровским Троекуров поехал на охоту, которая к тому же не задалась, и настроение еще больше было испорчено, жестокий помещик избивает повара. Таким образом, он сорвал свою злость на человеке, который не был виноват в скандале.
Этот персонаж не считался с интересами окружающих, относился к людям как к вещам, даже чиновники из-за его материального положения пресмыкались перед ним. Ещё и свою единственную и любимую дочь Машу Троекуров выдает замуж насильно, чем причиняет девушке невыносимые страдания.
Кирила Петрович был достаточно богат, у него было много крепостных. Пушкин пишет, что «в одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных». Помещик держал своих подчиненных под замком, окна комнаты, где обитали слуги, были загорожены решетками. За молодыми девушками присматривали старухи, чтоб те не убежали. Кирила Петрович не стыдился вступать с крестьянками в близкие отношения, поэтому по его двору бегали дети, как две капли воды похожие на старого барина. Троекуров признал своим ребенком только Сашу, сына гувернантки Мими.
Вседозволенность подданных
Изображая крепостных, Пушкин доносит до читателя мысль, что слуги всегда перенимают черты характера своего господина. Люди Троекурова, несмотря на суровый нрав барина, были преданы ему. Пушкин говорит, что «они тщеславились богатством и славою своего господина и, в свою очередь, позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство».
Именно поэтому один из псарей Кирилы Петровича не постыдился высокомерно пошутить над Андреем Гавриловичем Дубровским, сказав, что некоторым дворянам было бы неплохо поменять свою усадьбу на собачью конуру в поместье Троекурова. Покровские мужики совершают грабежи и воруют лес во владениях Дубровского, и этим открыто демонстрируют, что на мнение соседского помещика им наплевать.
К своим крепостным Кирила Петрович относится как к собственности, которой он очень дорожит. Когда отец-Дубровский потребовал к себе псаря Парамошку с повинной, Троекуров был сильно разгневан, ведь, по его мнению, какой бы ни была причина, только он имел право наказывать или миловать своих людей.
Если высокомерие помещика уязвлено, тот забывает о дружбе и ведет себя в высшей степени недостойно даже по отношению к честным дворянам. За воровство леса Андрей Гаврилович справедливо наказывает покровских мужиков, и за это Кирила Петрович жестоко мстит своему лучшему другу, обманным путем забрав у него родовое поместье.
Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих — вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию. Что касается Кириллы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирил а Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего — себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем. Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “…более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же. Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура — значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”. Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.
Взаимоотношения Андрея Гавриловича со слугами
Сравнительный анализ двух помещиков показывает, что между персонажами есть немаловажное отличие — социальное положение. Дубровский — обедневший дворянин, которому принадлежит небольшое имение Кистеневка. Их дом уже обвешал, крепостных людей намного меньше, чем у Кирилы Петровича. Тем не менее хозяева маленького поместья — честные и порядочные люди, которым чужд разгульный образ жизни.
А. С. Пушкин наделяет Андрея Гавриловича лучшими человеческими качествами:
- честность;
- благородство;
- скромность;
- справедливость;
- смелость;
- чувство собственного достоинства;
- уважительное отношение к крестьянам.
Дубровский не злоупотреблял своей властью над людьми. Между ним и слугами сложились добрые, дружеские отношения. Это касается всех членов семьи Андрея Гавриловича. Крепостные очень любят своих господ, считают их родными. Например, можно рассмотреть эпизод, когда дворня окружает вернувшегося в Кистеневку молодого Дубровского: крестьяне целуют юношу, он никак не может освободиться из их объятий.
Крепостные поддерживают своих господ и в радости, и в горе. Они рядом со старым Дубровским в минуту его смерти. Во время отпевания Андрея Гавриловича «бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком».
Опечаленные крестьяне бегут к Владимиру, когда суд приезжает их отбирать. Они целуют руки своему молодому господину и говорят, что готовы ради него совершить любой поступок: «прикажи, государь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим».
Люди Дубровского — смелые и решительные, они готовы жертвовать собой ради своего хозяина. Когда староста объявляет кистеневских крестьян собственностью Троекурова, голос из толпы дерзко выкрикивает, что никого, кроме Владимира, они своим барином не признают. После этого толпа крепостных двинулась на старосту с его помощниками, которые скрылись в господском доме.
Владимир очень ценит преданность своих людей. Как Дубровский относился к крепостным, можно увидеть в эпизоде, когда он хотел спалить родную усадьбу. Прежде чем сделать это, юноша выводит из помещений всех своих крестьян и обращается к ним со словами: «Ну, дети, прощайте, иду, куда бог поведет; будьте счастливы со своим новым господином». Но крепостные не хотят расставаться с Владимиром.
Сочинение на тему два помещика по дубровскому
Троекуров надменен и груб даже с людьми самого высокого звания. Никто и ничто не способно заставить его преклонить голову. Кирила Петрович постоянно окружает себя многочисленными гостями, которым он демонстрирует свое богатое имение, псарню и которых шокирует сумасшедшими забавами. Это своенравный, самолюбивый, тщеславный, избалованный и извращенный человек. Единственный, кто пользуется уважением Троекурова, — это Андрей Гаврилович Дубровский. Троекуров сумел разглядеть в этом бедном дворянине смелого и независимого человека, способного горячо отстаивать чувство собственного достоинства перед кем бы то ни было, умеющего свободно и прямо высказывать собственную точку зрения. Подобное поведение — редкость в окружении Кирилы Петровича, поэтому иначе, чем с другими, сложились его отношения с Дубровским. Правда, троекуровская милость быстро сменилась на гнев, когда Дубровский пошел наперекор Кириле Петровичу. Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек горячий и неосмотрительный. Поэтому несправедливо было бы возлагать вину только на Кирилу Петровича. Троекуров, безусловно, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гавриловича, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требование соседа выдать Парамошку для наказания. Однако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей. Подобное поведение, как утверждает автор, противоречило «всем понятиям о праве войны», а написанное несколько ранее письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этикете было «весьманеприлично9raquo;. Коса нашла на камень. Кирила Петрович выбирает самый страшный способ мести: он намеревается лишить соседа крыши над головой, пусть даже и неправедным путем, унизить, раздавить его, заставить повиноваться. «В том-то и сила, — утверждает Троекуров, — чтобы безо всякого права отнять имение». Богатый барин подкупает суд, не задумываясь ни о нравственной стороне дела, ни о последствиях совершающегося беззакония. Своенравие и властолюбие, горячность и пылкий нрав в два счета разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского. Кирила Петрович отходчив, через некоторое время он решается на примирение, так как «от природы не корыстолюбив», но оказывается слишком поздно. Троекуров, по словам автора, всегда «выказывал все пороки человека необразованного» и «привык давать полную волю всем порывам своего пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Дубровский не захотел смириться с этим и понёс тяжелое наказание, обрекая на нищету не только себя, но и собственного сына. Обостренное честолюбие и уязвленная гордость не позволили ему трезво взглянуть на сложившуюся ситуацию и пойти на компромисс, ища примирения с соседом. Будучи человеком глубоко порядочным, Андрей Гаврилович не мог предположить, как далеко Троекуров может зайти в желании отомстить, как легко может быть подкуплен суд, как без законного основания могут выставить на улицу. Он мерил окружающих своей меркой, был уверен в собственной правоте, «не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньгами», а потому «мало беспокоился9raquo; о возбужденном против него деле. Это сыграло на руку его недоброжелателям. Обрисовав конфликт между Троекуровым и Дубровским-старшим, А. С. Пушкин обличил жесткость и мстительность, показал цену горячности, остро поставил нравственные вопросы своего времени, которые очень близки и сегодняшнему читателю. Внимание, только СЕГОДНЯ!
Роль крестьян в жизни Дубровских
Некоторых крепостных этого семейства Пушкин наделяет индивидуальными характерами. Активное участие в жизни своих господ принимают такие персонажи:
- Орина Егоровна Бузырева, няня Владимира Дубровского;
- кучер Антон;
- кузнец Архип;
- дворовый человек Гриша.
Эти люди оказались не просто послушными слугами для Владимира Дубровского, а самыми настоящими друзьями. Они всюду следовали за хозяином после уничтожения Кистеневки.
Орина Бузырева
Егоровна — старая няня Дубровского, мать Гриши, которая на момент описываемых событий занимает в поместье должность экономки. Безусловно, изображая заботливую старуху, Пушкин вдохновляется образом собственной няни — Арины Родионовны (даже имена у них одинаковые).
Как ангел-хранитель, Егоровна всегда рядом и с отцом-Дубровским, и с его сыном. После известия о том, что Кистеневка больше не принадлежит ему, хозяин имения тяжело заболевает. В это время старая няня присматривает за своим барином «как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать».
Егоровна — умная и рассудительная старушка. Она единственная из всех обитателей Кистеневки сохраняет способность здраво рассуждать, когда болеет Дубровский, поэтому женщина с помощью повара Харитона пишет Владимиру письмо, в котором уведомляет о болезни отца и настаивает, чтоб сын приехал домой, ведь имением некому управлять.
Преданность семье Дубровских, безграничная любовь к своим хозяевам выражается у Егоровны еще и в том, что, несмотря на преклонный возраст, старуха продолжает сопровождать Владимира и тогда, когда он уже стал разбойником. Ей не страшна жизнь в лесу. Когда молодому Дубровскому наносят увечья, она кормит юношу, перевязывает ему раны.
Старый кучер Антон
От станции к родной Кистеневке Владимира везет именно этот персонаж. Увидев молодого барина, старик прослезился и поклонился юноше до земли. Очевидно, Антон очень любит Владимира и надеется, что он не даст кистеневских крепостных в обиду. Именно старый кучер рассказывает молодому Дубровскому о подробностях ссоры его отца с Троекуровым.
Когда Владимир спрашивает Антона, желают ли кистеневские крестьяне перейти во владение к соседу, старик говорит: «Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, то не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец». Антон просит Владимира Дубровского не отдавать крестьян Троекурову, обещая, что все в поместье «станут горой» за молодого барина. Старик покидает сгоревшее имение вместе с хозяином и всюду сопровождает его.
Гриша и Архип
Сын Егоровны всегда рядом с молодым Дубровским. Именно он выставил Троекурова со двора, когда скончался старый барин. Гриша не может уснуть в ту ночь, когда приказные сообщили о переводе кистеневских крестьян во владение Троекурова. Он выступает одним из зачинщиков пожара и после уничтожения Кистеневки вместе со своим хозяином ведет разбойничью жизнь.
Самым смелым из людей Дубровского был кузнец Архип. Очевидно, чувство гордости и собственного достоинства он перенял у своих господ. Известие, что кистеневских крестьян отдают Троекурову, сильно опечалило мужчину. Ему противна мысль, что нужно покориться жестокому помещику, поэтому Архип хочет ночью пробраться к спящим приказным и всех перебить топором.
Кузнец — не кровожадный убийца. Он жалостливый человек, ведь во время пожара мужчина, рискуя своей жизнью, спасает из пламени кошку. Архип остается преданным Владимиру и после уничтожения Кистеневки.
Роман «Дубровский» пронизан гуманистическим пафосом, ведь в своем произведении Пушкин осуждает любые проявления деспотизма и насилия. Собственные представления о настоящем дворянине Александр Сергеевич воплотил в образах Андрея и Владимира Дубровских. Кроме того, писатель утверждает, что крепостной человек тоже может иметь красивую и благородную душу. В романе Пушкин показывает необходимость коренных преобразований в общественно-политической жизни России.
По литературе часто проводят открытые уроки на тему «Два помещика в романе «Дубровский». Сочинение по этому произведению может попасться на ЕГЭ в 11 классе.
🗹