- Анализ стихов
- Лермонтов
- Кавказ
М.Ю. Лермонтов не один раз бывал на Кавказе, поэтому большое количество его стихов было посвящено природе этого чудесного места. Он посещал горы ещё в детстве, с бабушкой, и они смогли влюбить в себя поэта. Но влюбился он не только в сказочную природу, а так же в девушку, к которой он впервые испытал любовные чувства.
Написал Лермонтов «Кавказ» в совсем юном возрасте, поэту было тогда всего лишь 15 лет, однако опубликовано стихотворение было лишь после его кончины. Стихотворение содержит в себе три строфы, каждая из которых является самостоятельной частью. В первой строфе повествуется о том, как герой расставался с Кавказом. Вторую строфу он посвятил своей матери, образ которой он не может вспомнить, потому что был слишком маленьким, когда она умерла. А уже в третьей строфе он вспоминает ту самую девочку, свою первую любовь.
В данной композиции Лермонтов старался передать всё своё внутреннее душевное состояние, поэтому повествование идёт от первого лица. Вспоминая об этих горах, в памяти поэта так же воспроизводятся моменты с кончиной своей матери, и ещё другие всевозможные детские переживания. Лермонтов не забывает и о своих первых трогательных чувствах, которые он испытал, когда встретил ту девочку.
В стихотворении встречается множество метафор и эпитетов, что прибавило ещё больше выразительности стихотворению. Встречаются и цитаты со сравнением, и олицетворение с инверсией, что делает стихотворение лиричнее и благозвучнее. Лермонтов вложил во всё это часть своей души, он показал всем, насколько сильно любил Кавказ. Всё это подтверждается и последними фразами строф в стихотворении: «Люблю я Кавказ!».
Своей любовью к Кавказу Лермонтов был очень сильно схож с Пушкиным. Однако у Лермонтова там было всё, самые светлые и яркие воспоминания, незаменимая природа, верхушки гор, ущелья, степи, а своей выразительностью он сумел передать всю красоту Кавказа. Композиция вышла очень нежной и в каком-то смысле даже музыкальной благодаря интонации. Кавказ стал частью жизни Лермонтова, у него нет ни одной биографии, где не упоминаются красоты этого края, он любил это место, здесь у него появлялось вдохновение, здесь он отдыхал, отдыхал душой. Но это вовсе не означает, что он не тосковал по своему родному краю. Именно благодаря всему этому он открыл в себе весь свой поэтический дар, и вдохновлять не только себя, но и всех других людей.
8 класс кратко по плану
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..
Кавказская тема в творчестве М. Ю. Лермонтова
1. Стихотворения, посвященные Кавказу. 2. Поэмы. 3. Кавказ в романе «Герой нашего времени».
Романтический образ Кавказа, описание природы и нравов его коренных жителей занимают значительное место как в поэзии, так и в прозе М. Ю. Лермонтова. И это неслучайно. С Кавказом связаны яркие впечатления детства писателя. В 1825 году Лермонтов побывал там с бабушкой. Позднее, в 1830 году, он написал стихотворение «Кавказ», проникнутое любовью к этому краю и нежными воспоминаниями как о матери, которую поэт едва знал, так и о первой детской любви: Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию за стихотворение «Смерть Поэта», написанное на смерть А. С. Пушкина. Здесь же, на Кавказе, и закончилась его земная жизнь в 1841 году. Стоит ли удивляться, что многие произведения Лермонтова посвящены Кавказу! Это горный край, суровый и прекрасный, с особой дикой красотой, предстает в поэзии Лермонтова в разных обличьях. Например, в стихотворении «Дары Терека» река Терек и Каспийское море выступают своего рода сказочными существами, в чем-то похожими на языческие божества. И сюжет стихотворения — в духе романтической баллады: Терек приносит подарки Каспию, прося впустить его, реку, в простор моря. Иным предстает Кавказ в стихотворении «Валерик». Романтическая тональность уступает место жестокой действительности: Кавказ — это край, где ведется изнурительная, непрекращающаяся война с горцами. Почти пророческое предвидение собственной гибели звучит в стихотворении «Сон»: В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана По капле кровь точилася моя.
И в этом же стихотворении — горный пейзаж:
… Уступы скал теснилися кругом…
Образ Кавказа вновь и вновь возникает в творчестве поэта. В поэме «Демон» «дух изгнанья», пролетая над Кавказом, видит княжну Тамару и вспоминает о своей прежней жизни в раю. Лермонтов рисует не только дикие красоты кавказкой природы, поэт показывает быт, обычаи и нравы людей, живущих в этом краю. Несколькими словами автор изображает дом князя Гудала, выстроенный на скале, ступени, ведущие к реке, и даже белое покрывало дочери князя. Пир в честь помолвки дочери, во время которого гости сидят на плоской кровле дома, танец невесты, аккомпанирующей себе ударами в бубен -в этих картинах Лермонтов передает неповторимый колорит Кавказа. А часовня у дороги, где нетерпеливый жених не помолился неведомому святому, и гибель жениха Тамары от рук разбойников — это тоже многоликий образ Кавказа, отражение многовекового противостояния христиан и мусульман: Куда бы путник ни спешил, Всегда усердную молитву Он у часовни приносил; И та молитва сберегала От мусульманского кинжала. Но презрел удалой жених Обычай прадедов своих. И заканчивается поэма «Демон» описанием горного пейзажа, неизменного и незыблемого по сравнению с человеческими судьбами и страстями: Скала угрюмого Казбека Добычу жадно сторожит, И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит. В поэме «Беглец» Лермонтов показывает нравы горцев, останавливаясь на таком обычае, как месть за родных. Месть и свобода в глазах горцев намного ценнее жизни; поэтому все так презирают Гару-на, трусливо бежавшего с поля боя, где пали его отец и братья. Друг, любимая и даже мать с презрением отвергают беглеца, потому что его поступок в их глазах — это предательство свободы и памяти погибших родных. Первое, что спрашивает мать у сына-беглеца, узнав, что ее муж и сыновья пали в бою: «Ты отомстил?» В этих словах заключен священный долг воина и мужчины. Узнав, что сын постыдно бежал, спасая свою жизнь и забыв о долге мести, мать безжалостно гонит его прочь.
Кавказ не обойден вниманием Лермонтова и в его романе «Герой нашего времени». Пейзажные зарисовки, несомненно, навеяны воспоминаниями о собственных впечатлениях автора. Лермонтов не устает восхищаться красотой Кавказа: «…На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..».
В «Герое нашего времени» Лермонтов показывает Кавказ не только в ясную погоду, но и в снегопад, предвестием которого является своеобразный «дымок» над вершиной Гуд-горы. Автор достаточно подробно описывает не только горные ущелья и перевалы, но и местных жителей, их быт и нравы. Нужно заметить, что горцы в «Герое нашего времени» изображены в более реалистично, чем романтические герои поэтических произведений Лермонтова. Интересно также отметить, что автор сравнивает обычаи и характеры нескольких кавказских народов. Вот что говорит на этот счет штабс-капитан Максим Максимыч, много лет прослуживший на Кавказе: «…Кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!» Конечно, оценка довольно грубоватая, зато мы можем сделать вывод о достаточно мирном существовании осетинского народа. В романе описано и типичное жилище коренного населения Кавказа. Сакля — это дом, выстроенный на скале, к дверям которого ведут ступени. Вошедшие приезжие увидели в доме не только людей, но и их домашних животных, то есть сакля служит домом и для тех, и для других. В романе «Герой нашего времени» мы находим и описание свадьбы у мусульманских народов Кавказа: «Сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников едят, пьют бузу; потом начинается джигитовка… потом, когда смеркнется, в кунацкой начинается, по-нашему сказать, бал». Дикий, неукротимый кавказский нрав, не всегда понятный европейцу, живет в таких героях романа Лермонтова, как Бэла, ее брат Азамат, Казбич. Характеры этих людей в чем-то схожи с краем, где они живут: издалека горы прекрасны и величественны, но, когда может произойти обвал, кто знает?..
…Что? были ль обвалы на Крестовой? — спросил он извозчика. — Не было, господин, — отвечал осетин-извозчик, — а висит много, много. И все же несомненно, что Лермонтов любил этот край, поэтому так охотно переносил действие многих своих произведений на Кавказ. «Славное место эта долина! — восклицает автор в «Герое нашего времени», описывая Койшаурскую долину. У нас нет причин сомневаться в искренности Лермонтова, восхищающегося Кавказом, ведь он сам в стихотворении «Кавказ» признается: «Люблю я Кавказ».
Анализ стихотворения
Совсем маленьким мальчиком Лермонтов трижды бывал на Кавказе с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Мишель часто болел, а сестра бабушки, Елизавета, проживала в местности, богатой лечебными минеральными водами. Там мальчик, рано потерявший мать, почувствовал себя свободным и счастливым.
Особое место в памяти Михаила Юрьевича занимала поездка на Кавказ, совершенная им в 1825 году. Понимая, что обучение в пансионе надолго разлучит ее с любимым внуком, бабушка приняла решение провести все лето в горах. Здесь он познакомился с «Кавказским пленником» Пушкина, много читал, начал рисовать акварелью любимые пейзажи.
Через пять лет Лермонтов пишет стихотворение «Кавказ», имеющее три строфы. В первой он с грустью описывает расставание с «южными горами», с которыми его разлучила судьба. Однако, побывав там всего единожды, по мнению автора, забыть Кавказ невозможно. Более того, автор считает край своей второй отчизной.
Вторая часть стихотворения посвящена матери, чей нежный голос слышал мальчик в шорохе ветра. Тихими вечерами, в час заката, степь будто разговаривала материнским голосом с ребенком, который был лишен родительского тепла.
В третьей части автор тоскует о первой пылкой юношеской влюбленности. В его сердце воспоминания о Кавказе всегда находят самый трепетный отклик. Использование рефрена, усиленного восклицанием, помогает подчеркнуть искренность и неподдельное восхищение красотой Кавказа.
«Кавказ! Далекая страна…»
«Свободы прежде милый край» вновь принял М.Ю. Лермонтова в 1837 году. В той, первой, ссылке за «непозволительные стихи», в которых он заступился за честь с юности любимого Пушкина, ему не довелось испытать себя в сражениях: » …Я приехал в отряд слишком поздно, — с огорчением сообщил он другу… слышал только два, три выстрела…». Но именно тогда, на Кавказе, в душе Лермонтова свершилось что-то очень важное, невидимое для посторонних глаз, но необходимое для его духовного развития: все его произведения, написанные впредь, отмечены знаком высокого художественного совершенства.
Большую часть времени пришлось беспрерывно странствовать то на перекладной, то верхом —«по казенной надобности». Подробности своих путешествий он охотно описывал С. Раевскому, близкому другу своего тарханского детства: «…изъездил всю Кавказскую линию вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже….ты видишь из того, что я сделался ужасным бродягой…право, я расположен к этому роду жизни». Не обошлось без опасных приключений, пришлось отстреливаться -»чуть не попался шайке лезгин». Он с каким-то отчаянным удовольствием гнался с ними наперегонки, и, благодаря умелому владению кинжалом да превосходству своего коня, увернулся от них.
Ссылка одарила его близким знакомством с людьми «очень порядочными». Среди них — поэтесса Е. Ростопчина, родители и сестры однокашника Михаила Юрьевича по юнкерской школе Николая Мартынова, декабристы Сергей Кривцов и Валериан Голицын, приятель по пансиону В. Сатин. В его квартире Лермонтов встретился с лечившимся на водах В.Г. Белинским. Правда, при первой встрече они дуг другу не понравились. Как вспоминал Сатин, Лермонтов «на серьезные мнения Белинского начал отвечать разными шуточками, это явно сердило Белинского, который начинал горячиться; горячность же Белинского более и более возбуждала юмор Лермонтова, который хохотал от души и сыпал разными шутками». Сближение этих гениальных людей произошло чуть позже…
В Тифлисе Лермонтов познакомился с тогда только еще начинающим свою литературную карьеру азербайджанским поэтом и философом Мирзой Фатали Ахундовым, служившим переводчиком с восточных языков при канцелярии главноуправляющего Грузией. Вероятно, с его слов Лермонтов записал турецкую сказку «Ашик-Кериб», и у него же начал учиться «татарскому» (азербайджанскому) языку, о чем писал С. А. Раевскому: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе, - да жаль, теперь не доучусь…»
Со своим другом, ссыльным декабристом А. Одоевским, Лермонтов часто бывал в гостеприимном доме грузинского поэта, князя А. Г. Чавчавадзе. Лермонтова рекомендовала в этой семье его петербургская родственница, троюродная сестра матери, П.Н. Ахвердова. Она воспитывала дочь князя Н. А. Чавчавадзе, будущую жену А.С. Грибоедова, двоюродного брата Одоевского. Поэт познакомился с этой удивительной женщиной когда она была в глубоком трауре. По преданию, в одну из тех памятных встреч, Нина Александровна подарила Лермонтову и Одоевскому на память кинжалы из коллекции своего мужа и отца. Кто знает, может быть этот подарок и описывает поэт в стихотворении «Кинжал»: Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза – жемчужина страданья… Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Перестрелка в горах Дагестана, 1837-1838 гг. Холст, масло Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Горец, 1830-1832 гг. Бумага, акварель Копия с рисунка М.Ю. Лермонтова. Пляска грузинок на плоской кровле, 1837 г. Бумага, карандаш
Копия с рисунка М.Ю. Лермонтова. Развалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 г. Бумага, карандаш
Испытать себя под чеченскими пулями «в настоящем, горячем деле, Лермонтову пришлось в 1840 году. Новой ссылке предшествовала дуэль с сыном французского посланника. Усомнившийся в национальном достоинстве русских, молодой и заносчивый француз услышал от Лермонтова ответ: «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем себя оскорблять». Спор закончился поединком и Лермонтов, принимая вызов, четко осознавал, чем он рискует. Но Николай I принял в уважение причины, вынудившие поэта участвовать в дуэли – «…не по одному личному неудовольствию с бароном де Барантом, но более из желания поддержать честь Русского офицера». Наказание смягчили, определив его перевод из гвардии в действующую армию, в расквартированный на Кавказе Тенгинский пехотный полк. Так поэт вновь отправился в любимый край, на Кавказ, под пули: «Еду в действующий отряд, на левый фланг, в Чечню, брать пророка Шамиля…, а если возьму, пришлю по пересылке», — написал он в письме к другу.
«Расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством», он сразу обратил на себя внимание командования, следствием чего стало новое задание, сопряженное «с величайшею для него опасностью». Ему, офицеру штаба, была поручена команда охотников, по словам самого поэта — «нечто вроде партизанского отряда», доверить которую можно было не всякому. Потому что далеко не каждому, несмотря на требования дисциплины, она бы стала подчиняться. В ней были татары-магометане, кабардинцы, казаки, словом, люди всех племен и верований, встречавшихся на Кавказе, были и такие, что и сами забыли, откуда родом. Это были профессионалы войны, для которых опасность, удальство и лишения были привычным делом.
Огнестрельное оружие они презирали и резались только шашками да кинжалами. Её прежним командиром был Руфин Дорохов, чья легендарная храбрость не только не требовала сравнений, а сама служила её известным мерилом. Именно он одним из первых высоко оценил воинскую отвагу поручика Лермонтова: «Славный малый — честная, прямая душа…он пылок и храбр». Его похвала дорого стоила, т.к. Дорохов, как и многие офицеры-кавказцы, уважение человеку оказывал не по мундиру, а по боевым делам. Выбывший по ранению, он увидел себе замену в Лермонтове, и его мнение совпало с выбором не менее храброго генерала-лейтенанта Галафеева. Потому Лермонтов, принимая отряд друга под свое командование, держал экзамен еще и на командирскую зрелость. Почти месяц он выполнял задание командования и действовал во главе передового отряда, осуществлявшего по сути функции современного спецназа. «Нельзя было сделать выбора удачнее, — отмечал в наградной характеристике генерал Галафеев, — всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. Его всесторонняя одаренность и успешно перенятые у противника боевые качества партизанского отряда обеспечили их действиям максимальный эффект». И не только они. Для своих охотников Лермонтов за короткий срок стал непререкаемым авторитетом, совершенно входя в их привычный образ жизни, не позволяя себе излишних удобств и комфорта: спал на голой земле, ел с ними из одного котла, разделяя все тяготы боевого похода.
«Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем», - пообещал он другу после выполнения задания. Но успел он рассказать лишь об одном своем сражении, самом страшном в его военной биографии, бое у речки Валерик, которую горцы называли «рекой смерти». Рассказал о нем по-мужски скупо, в письме, без излишних подробностей, но они читаются в каждом его предложении: «Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6000; и все время дрались штыками. У нас убыло 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте… В овраге, где была потеха, час после дела пахло кровью». О том бое, длившемся «6 часов сряду», он и через несколько месяцев вспоминал, едва сдерживая волнение: И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть… (И зной и битва утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна. Нетрудно понять, что чувствовал Лермонтов, вдоволь хлебнувший пота, крови, наглядевшийся на смерть и множество других, противоестественных для нормального взора эпизодов «физиологии» войны. Судя по стихам, в которых он исповедовался, страдания не ожесточили его, а привели новым размышлениям: Окрестный лес, как бы в тумане, Синел в дыму пороховом. А там в дали, грядой нестройной, Тянулись горы — и Казбек Сверкал главой остроконечной И с грустью тайной и сердечной, Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет?… Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем? Как человек православный и верующий, он войну ненавидел, но как воин, давший клятву верности Родине, прекрасно понимал, что обязан служить интересам ее целостности на Кавказе. Но все, что было им написано о горцах, в высшей степени человеколюбиво и гуманно по отношению к ним. Нет в них и следа животной ярости, ненависти, которые неизменно, пусть ненадолго, но охватывают человека в бою. «Я жизнь постиг!»- это было для него главным. В Петербург, в отпуск, который выхлопотала Елизавета Алексеевна, надеясь на отставку, он приехал с готовым планом издания нового литературного журнала.. У него созрела идея написать о жизни трех эпох русских обществ, уже был задуман роман из кавказской жизни «с Тифлисом при Ермолове и цикл стихов под общим названием «Восток» «Я многому научился у азиатов – признается он издателю «Отечественных записок», —. и мне бы хотелось проникнуть в таинства азиатского миросозерцания, зачатки которого и для самих азиатов, и для нас малопонятны <?…>. Там, на Востоке, тайник богатых откровений».
Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Эпизод сражения при Валерике, 1840 г. Бумага, акварель
Неизвестный художник. Отстреливающийся казак, 1840-е гг. Бумага, акварель
Средства художественной выразительности
Три строфы, в каждой из которых содержится по пять строчек, написаны четырехстопным амфибрахием, что подчеркивает лиричность произведения, а усиленная мужская рифма придает ощущение определенной упругости. В качестве средств художественной выразительности Лермонтов использовал:
•
метафоры «на заре моих дней», «пять лет пронеслось»;
•
олицетворение «Та степь повторяла…», «И сердце лепечет..»;
•
характерное для поэта использование инверсии «отчизны моей», «в розовый вечера час»;
•
обращения акцентируют внимание читателя на особом отношении Лермонтова к Кавказу, он считает их близкими и родными («О южные горы…», «Я счастлив был с вами, ущелия гор…»).
Возвращение на Кавказ
Долгое время Михаил Юрьевич вынужден был жить в Москве и в родовом поместье, у бабушки. Юноша тосковал о Востоке, мечтал снова туда вернуться. Мечты его сбылись, однако не совсем так, как хотелось бы. На Кавказ Лермонтов вернулся в ссылку, а потом для прохождения службы.
Стихотворение «Смерть поэта», написанное в 1837 году, являлось для поэта своеобразным криком души, вызванном неоднозначным отношением общества к великому Пушкину. Строки быстро распространились среди читателей, вызывая самые противоречивые отзывы. Наконец стихотворение попало в руки царя. Последовал арест, а затем, согласно закону, ссылка.
По дороге на Кавказ Лермонтов простудился, попал на лечение в ставропольский военный госпиталь. По прошествии некоторого времени был отправлен для продолжения лечения в Пятигорск. Во время ссылки Михаилу Юрьевичу случилось завести несколько знакомств, которые играли вследствие большую роль в его жизни. Так, например, судьба свела его с доктором Н.В. Майером, который стал прообразом доктора Вернера в «Княжне Мери». Проводя много времени с товарищем по пансиону, поэт знакомится с Виссарионом Григорьевичем Белинским. Отношения Лермонтова и критика изначально не сложились, однако, встреча через три года в Петербурге имела продолжение в виде крепкой дружбы.
Особое внимание биографы уделяют общению поэта с двоюродным братом. В компании Акима Акимовича Хастатова Лермонтов много времени проводил на восточных свадьбах и пирах. Именно здесь поэт тщательно изучил особенности национальных обычаев, которыми позднее наполнил свои произведения.
Во время ссылки Михаил Юрьевич отдохнул и душой и телом, полностью восстановится после психологических потрясений. Именно за это лечебное действие Кавказа Лермонтов искренне считал его своей второй Родиной. Поэт часто сравнивал свободный Восток с душным Петербургом. И всегда предпочтение отдавал Кавказу.
Анализ стихотворения «Кавказ» М. Лермонтова
Анализ произведения «Кавказ» Лермонтова.
Лермонтов является одним из самых известных писателей и поэтов, которые так впечатлили в свое время Россию. Михаил Лермонтов к сожалению родился не слишком здоровым ребенком. С самого рождения он был болезненным и слабым человеком. А именно потому он достаточно долгое время пробыл в горах Кавказа. Он так и не смог забыть эти горы, которые так прекрасны своим красноватым отсветом вечером, в то время, когда солнце заходит. Он не смог забыть те первые впечатления о том крае, которые навсегда остались в его памяти, как самые прекрасные воспоминания в его жизни, и особенно – детства. Ведь именно там Лермонтов, будучи еще ребенком, испытал впервые прекрасные эмоции любви. Такой нежной, красивой и романтичной. Именно потому неудивительно, что Лермонтов написал вскоре после этого первое свое произведение. Оно было названо в честь Кавказа, а именно «Кавказ». Это был
1829
год, когда юному поэту исполнилось едва ли пятнадцать лет. Тогда он был полон надежд, радости и счастья, которое клокотало в его смелой юношеской груди. И тогда он еще не знал, что ему придется вернуться в те прекрасные места, но уже не в качестве ребенка, отправившегося поправить здоровье, и без того шаткое. Он не знал в тот момент, когда писал строки о том, что к сожалению никогда больше не увидит этих прекрасных и красивых мест, что ему суждено туда вернуться. Но уже в качестве взрослого мужчины, военного. Что ему придется защищать свою Родину от врагов. И именно в тех романтичных местах он будет, но уже не как наивный ребенок, мечтающий о первой любви. Так или иначе, но первое произведение может считаться шедевром, так как у Лермонтова был истинный талант, который он развивал с годами все больше и больше. И в этом отчасти стоит благодарить его бабушку, которая отправила его на лечение в Кавказ. Ведь именно те места заставили его творить, испытать такие яркие незабываемые эмоции. Возможно, если бы тогда ребенком он не побывал в тех местах, его талант проснулся бы намного позже. И не факт, что именно такие яркие и детские эмоции руководили бы поэтом. В произведении «Кавказ» описаны детские воспоминания, которые ни с чьими не спутаешь. Ведь так может мыслить только ребенок, который впервые увидел такую красоту. Кроме того, он написал тогда, что он будет помнить все те моменты в тех местах всегда, но для этого там нужно побывать обязательно один раз, и только. Ведь иначе, с Кавказом у него могут появиться и другие воспоминания, и не факт, что они будут такими же приятными и радужными. Также, можно заметить, что особенностью стилистики этого произведения может служить фраза «Люблю я Кавказ!». Ведь эта фраза повторяется после каждого четверостишья. Как будто бы тогда еще юный и неопытный в жизни поэт не мог выразить на всю мощь свои эмоции. Настолько сильно он полюбил Кавказ, что настолько сильно это было невыразимо словами. Слова не всегда могут передать то, что чувствует человек. И тем более, не всегда это подвластно обычному пареньку, который только начинал писать, даже будучи уже талантливым человеком с рождения. Кроме того, у Лермонтова горы Кавказа всегда ассоциировались с матерью, которую он толком-то и не знал. Ведь он потерял ее, будучи еще маленьким. А потому, побывав на Кавказе, он только-только ощутил, что он любит свою мать и даже помнит ее в какой-то степени, несмотря на то, что не знает ее до конца, как ему бы хотелось того. Лермонтов уважал и обожал даже великого Наполеона, считая его великим человеком и полководцем. А именно потому, неудивительно, что даже в своем стихотворение, которое писал впервые, он также упомянул о Наполеоне Бонапарте.
Вторая ссылка
Первая дуэль, арест и последующее наказание даже отдаленно не напоминало первую ссылку. В наказание за столь грубое нарушение закона Лермонтов был отправлен на самый опасный участок, где велись активные боевые действия. В первых же боях Михаил Юрьевич проявил себя отважным и хладнокровным воином, был отмечен командованием.
В это время ведется активная работа над романом «Герой нашего времени». Его замысел Лермонтов вынашивал давно, писал отдельные главы, которые позднее опубликовал в «Отечественных записках». Даже в таком разрозненном виде они имели большую популярность. В тщательно проработанном образе главного героя многие узнавали самого автора. Позже, во втором издании, доработанный и собранный в единое целое роман вышел с пояснениями самого автора, где образы были чётко разграничены.
Природа Кавказа в произведениях поэта
Судьба распорядилась так, что Михаил Юрьевич побывал почти во всех уголках этого удивительного края. Бесконечная любовь к местным пейзажам нашла отражение во всех произведениях поэта. С самого детства он отмечал величие природы, ее движение, яркие краски, четкие образы. Но описания Лермонтова не содержат мелких деталей. Его образы полны света, динамики, детского восторга и восхищения. Сочетание цвета и движения помогает создать удивительные декорации для описанных событий.
Например, действие поэмы «Демон» Лермонтов перенес на Кавказ, тем самым придавая ему ощущение фантастичности, долю мистики. Сила природы оживает благодаря движению животных и птиц. Поэт мастерски передаёт разные состояния природы, используя увиденное глазами различных героев. Так, например, в глазах Демона – это богатый, бесконечный, бушующий мир. Тамара же видит его статичным, спокойным, умиротворенным.
Особое место в поэзии Михаила Юрьевича занимает небо Кавказа. Именно пролетая в небе, Демон замечает танец Тамары, в голубое небо обращен взгляд Печорина перед дуэлью, в небе видит ангела Мцыри. Особый лазурный цвет над головой позволяет героям Лермонтова переноситься в высший мир.
Комментарии 9
ПК
Пётр Красовский
был 2 года назад
16.09.2017 17:01
Андрей! Во первых, принято при обращении к кому- либо в письменной форме писать «вы» с большой буквы: «Вы». А во-вторых, Вы страдаете потерей памяти. П.К.
Ответить
0
АН
Анатолий
был 2 часа назад
16.09.2017 13:14
Приходите завтра, 17 сентября на Круглый стол ОДР 14144 кГц 08:30 UTC (11:30 MSK).
Ответить
0
АН
Анатолий
был 2 часа назад
16.09.2017 12:56
Здравствуйте! Ваше заявление поступило на рассмотрение в Совет ОДР. Клуб радиолюбителей «ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ РАДИО».
Ответить
0
АН
Андрей
был 11 месяцев назад
16.09.2017 12:03
Пётр Михайлович, извините, но чему вы так удивляетесь. У меня вопрос, вы так горячо поднимаете эту тему, вы имеете отношение к клану Лермон?
Ответить
0
ПК
Пётр Красовский
был 2 года назад
17.04.2016 15:19
Вопрос прямо таки гамлетовский. Быть диплому или нет — зависит не только от нас. Он зависит от радиолюбителей Пятигорска в первую очередь, от их желания, настроения, чувства долга к памяти великого поэта. Время остановилось. Такого диплома не будет. На Ставрополье дипломом никто не занимается, кроме одного радиолюбителя преклонного возраста, больного человека, и почти не имеющего опыта создания таких раритетов. Будет другой диплом памяти поэта. Он разработан дружным коллективом радиолюбителей одного из регионов России, подготовлено положение о дипломе. Ждите хороших новостей в разделе «Новости» портала QRZ.ru
Ответить
0
ПК
Пётр Красовский
был 2 года назад
20.03.2016 14:01
Эта статья имеет 1873 просмотра, и ни одного комментария. Что, маменька не велит? Да, дожились… «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, меж тем, под бременем познанья и сомненья, в бездействии состарится оно». Так писал в своё время великий поэт России. Не далеко ушло и наше, совремённое поколение… Ни памяти о нём, ни диплома…Никто из радиолюбителей не хочет проявить свои гражданские чувства уважения к памяти поэта, ни в Пятигорске, ни в Ставрополе, ни, в так называемом, Союзе радиолюбителей России. Зачем оно им? Да грош им цена не только в базарный день. Быть уважаемыми людьми или казаться ими — две большие разницы. Потому и нет, кроме авторских, других комментариев по теме этой статьи. Надежды на учреждение диплома рухнули. 37! Больше дать не могу.
Ответить
0
ПК
Пётр Красовский
был 2 года назад
12.12.2015 16:02
Предлагаю проект положения о дипломе «Лермонтов на Кавказе». ПОЛОЖЕНИЕ о дипломе «Лермонтов на Кавказе» . Электронный диплом «Лермонтов на Кавказе» учреждается памяти великого русского поэта М. Ю.Лермонтова. Для получения диплома необходимо провести не менее 27 QSO (по числу прожитых им лет) на различных диапазонах с радиолюби- телями областей, краёв и республик, расположенных на географической территории Кавказа разными видами излучения. На одном диапазоне допускаются радиосвязи также разными видами излучения. Связи засчитываются с 15 октября 2014года, 200 — летия со дня его рождения по 15 июля 2021 года, 175 – летия со дня гибели. Радиосвязи с городами Кисловодск, Пятигорск, Железноводск и Ставрополь обязательны. Далее по стандартной форме… Заявки на диплом следует направлять на …
Ответить
0
ПК
Пётр Красовский
был 2 года назад
19.11.2015 10:38
Памятный диплом «Лермонтов на Кавказе» должен быть делом чести не только радиолюбителей городов Кавказских Минеральных Вод и Георгиевска, но и всего Ставрополья. И не только. И в первую очередь в его учреждении обязаны быть региональные отделения СРР и ДОСААФ Ставропольского Края
Ответить
0
ПК
Пётр Красовский
был 2 года назад
17.11.2015 15:41
Прочтите это стихотворение Лермонтова, написанное в 1837 году. Оно как исповедь его души. *** Не смейся над моей пророческой тоскою; Я знал: удар судьбы меня не обойдёт; Я знал, что голова моя, любимая тобою, С груди твоей на плаху перейдёт: Я говорил тебе: ни счастия, ни славы Мне в мире не найти; настанет час кровавый, И я паду, и хитрая вражда С улыбкой очернит мой недоцветший гений; И я погибну без следа Моих надежд, моих мучений. Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый; Пускай толпа растопчет мой венец; Венец певца, венец терновый!.. Пускай! Я им не дорожил. ***
Ответить
0
1224712240122391223896489510908689978994
Обсуждение этой статьи — Скажите свое мнение!
Женские образы
Возможно, именно первая влюбленность, о которой автор с тоской вспоминает в третьей строфе стихотворения «Кавказ», нашла отражение в образах восточных девушек, описанных Лермонтовым. Та «пара божественных глаз» на всю жизнь запечатлелась в сердце юного поэта. В своих произведениях он часто сравнивает русских барышень, представительниц высшего общества, и восточных девушек. При этом простота, выполнение родительской воли и подчинение обычаям всегда выигрывают перед жеманничеством и кокетством.
Восточная девушка, описанная Михаилом Юрьевичем, истинное дитя восточной природы. Она также горда, высока, прекрасна и неприступна. Однако гордость грузинок отличает их от русских девушек. Они неприступны, но способны на искреннюю, глубокую любовь, которая часто губительна. Особенно ярко это выражено в образах Бэлы и Тамары.
Черкесская девушка, сохраняя внутреннее величие, настолько глубоко любит Печорина, что его чувства на ее фоне выглядят бледными и поверхностными. Русский офицер оказывается недостойным такой искренней любви.
Стойкость Тамары, ее подчинение воли отца, сопротивление сладким речам Демона, также свидетельствуют о целостности характера. Однако, восточные красавицы, вопреки божьим законам, способны и на преступление, что делает их настоящими наследницами дерзкого и вольного народа. Особенно ярко это изображено автором в образе Ундины. Общей чертой, характерной для восточных красавиц в творчестве Лермонтова, является их трагическая судьба. При этом и покорение воли отца приводит к рабству в доме мужа, и влечение к неизведанному — к смерти.
Но об этом юный поэт будет писать став старше, а пока он с восторгом признаётся в любви краю, который стал для него родным и понятным.
🗹