Василя Быкова можно с уверенностью назвать военным писателем. Многие его произведения посвящены теме войны, раскрывающие трагизм того времени. В своих книгах Василь Быков не приукрашивает действительность, а с достоверностью восстанавливает события фронтовых дней. Он правдиво и точно описывает характеры и судьбы своих героев, показывает их внутренний мир. Быков предлагает читателю поставить себя на место книжного героя, и почувствовать ту или иную ситуацию, в которую попадает персонаж, и принять решение.
Особого внимания заслуживает его произведение «Сотников». На примере героев повести автор показывает драматичность ситуации, когда герои стоят перед выбором.
Одним из таких героев является Рыбак, простой русский солдат. Это взрослый человек, серьезный, умеющий разумно мыслить. Можно сказать, он смелый и храбрый. Рыбак храбро воюет против захватчиков, до ранения он был старшиной. Он надежный товарищ и смелый боец. Когда местные жители его вылечили, он ушел в партизанский отряд. Как и все советские люди, он с честью защищает свою землю.
В вылазке за продуктами, куда они отправляются вдвоем с Сотниковым, Рыбак ведет себя, как настоящий друг и товарищ. Он сочувствует больному напарнику, во всем ему помогает. Рыбак ведет своего товарища к хутору, где они думают запастись продуктами, но хутор оказался сожженным. Партизаны решают идти дальше. В одном из хуторов, бойцы попадают к старосте. К удивлению Сотникова, Рыбак оставил старосту в живых. Рыбак простой деревенский парень, и когда старик готовил для отряда овцу, все это напомнило ему о родном доме, о собственном отце. Рыбак пожалел старика.
В дороге к партизанскому отряду, друзья нарвались на полицаев, спасаясь от погони, Рыбак вырвался вперед, Сотников был ранен в ногу. Рыбак не бросил товарища в беде, он вернулся за ним. Рыбак не упрекает Сотникова, он помогает ему двигаться дальше.
В следующем хуторе их схватили полицаи. Здесь начинается перелом в сознании Рыбака. Он все так же не любит захватчиков, он готов и дальше бороться против них, ему просто хочется жить. Ему хочется выжить, чтобы снова воевать. Он переходит на сторону полицаев. В нем до последнего живет надежда, что ему удастся сбежать. И только когда он выдернул полено из-под ног Сотникова, он полностью понимает, что теперь ему просто некуда бежать, теперь кругом все для него враги. Когда он осознал ужас своего поступка, то решил повесится, но даже и этого не смог сделать, ремень у него забрали полицаи. Рыбак сделал свой выбор. Он сожалеет об этом, но уже поздно.
Здоровье
Сотников слабый и хилый, постоянно болел
. Не отличался крепким, физическим здоровьем. Даже на задание отправился в ужасно плохом состоянии. Он постоянно кашлял. Его мучила одышка, но несмотря на хворь добровольно вызвался пойти в поход на поиски продовольствия для отряда.
Рыбак полон жизненных сил
. Настоящий Илья Муромец. Крепкий и здоровый. Он отличался физической выносливостью. Ему с легкостью удавалось переносить любые нагрузки и тяготы нелегкого партизанского быта.
Рыбак
Рыбак, напротив, полный желания выжить, стремится преодолеть обстоятельства и поэтому идет на компромисс, — соглашается стать полицаем. Нет, в мирной жизни он не был негодяем, предателем или врагом. Но сейчас ситуация совершенно иная: перед лицом смерти он любыми возможными средствами хочет сохранить себе жизнь. Он уверен, что обманув врагов, сможет сохранить жизнь и уйти к партизанам, чтобы продолжить там борьбу с фашистами.
Однако, шаг за шагом, он угождает врагам, лукавит и юлит, и, наконец, думая только о себе, катится в духовную бездну. Рыбак понимает чудовищность своего поступка и пытается покончить с собой. Но этому помешали обстоятельства. И тогда он всячески оправдывает свои действия, обвинив в этом и жестокие условия, и ненавистную войну, и даже Сотникова, болезнь которого послужила, по его мнению, причиной плена.
Способность идти на компромисс
Сотникову слово компромисс было чуждо
. Мужчина был убежден, что на войне нет места уступкам. Пощадив врага, можно самому погибнуть. Война слишком жестока и законы ее суровы. В этом им пришлось убедиться в случае со старостой Петром. Пожалев его и оставив в живых, партизаны подставили самих себя.
Рыбак оказался продажным
. Он готов идти на компромисс видя выгоду. Твердость духа и характера не про него. Он ясно дал понять Сотникову, несмотря на его приказ расстрелять старосту, что он этого делать не будет. Хотя прекрасно знал, что тот работает на немцев.
Сотников
Главный герой повести смиряется с обстоятельствами только внешне. Сотников понимает, что не в его силах что-то изменить. Но внутренне он ищет силы для противостояния. Прежде всего, он вспоминает и анализирует события из личной жизни и поведение других людей. Писатель показывает, что сила этого человека заложена в его способности к самоанализу и переосмыслению, при помощи которых и формировались его нравственные ценности.
Его подвергают страшным пыткам, но Сотников с честью переносит тяжелые испытания и остается человеком, верным своим идеалам. Он, безусловно, предпочел бы погибнуть в бою и «уже завидовал» тем, кто нашел свою смерть на поле боя. Но Сотников думает не о себе. Его мысли заняты тем, как спасти Демчиху, которая из-за них оказалась в этом подвале. Сотников требует следователя, которому говорит, что он – партизан, а остальные тут ни при чем. Но на палачей его признание не подействовало. Утром из пяти приготовленных для пленных виселиц свободной осталась только одна.
Отношение к товарищу
На протяжении повести видно, как Рыбак заботится о товарище
. Он постоянно ему помогает. Беспокоится, как он себя чувствует. Переговоры со старостой тоже его рук дело. Он хотел, чтобы друг согрелся. Когда Сотников был тяжело ранен у Рыбака была возможность бросить его и уйти, но совесть не позволила ему это сделать. Он побоялся, что командир потребует объяснений. Он вернулся за ним и помог выбраться из леса.
Сотников заботился о других, искренне переживая и волнуясь
. Когда их в лесу обнаружили немцы, Сотников начал отстреливаться, пытаясь задержать и дать возможность другу уйти.
Главные герои
В повести, как и в большинстве своих произведений, автор поднимает проблему личной ответственности за судьбу других людей, выясняет причины нравственного падения и предательства одних и духовного величия и благородства других. Писатель исследует и показывает, на что способен человек, когда возможности защитить жизнь исчерпаны до конца. Центральное место в повести писатель отводит партизанам Сотникову и Рыбаку.
Главные герои, Сотников и Рыбак, — оба не новички в борьбе с врагом. Сотников — сын участника Гражданской войны, командир батареи, воевавший на фронте, чудом вырвавшийся из плена. Он продолжил борьбу в партизанском отряде. Рыбак – старшина стрелковой роты, также воевал на фронте, попал в окружение и принял участие в партизанском движении. Но писателю важно проверить нравственный потенциал своих героев и их дух.
Поведение в плену. Выбор
В плену, обнажилась натура каждого из друзей. Сотников
взял на себя вину, выгораживая товарищей. Тем самым он пытался спасти их от смерти, но слово его не имело значения. Полицаи вынесли вердикт. Всех ждала казнь через повешение. Сотников спокойно принял смерть, умерев, как герой. Он до конца остался верен своим убеждениям. Выбор Рыбака был ему непонятен. Он не смог его простить, возненавидев за предательство. Он был твердо убежден, что лучше умереть, чем продать себя и предать Родину.
На Рыбака
сильно подействовал вид Сотникова, вернувшегося с допроса. Он представил себя на его месте и понял, что физические муки испытание не для него. Страх смерти от пыток заставляет его согласиться работать на полицаев. Он ошибочно полагал, что оказавшись среди врагов, сможет победить фашистскую машину. Желание выжить толкнуло его к принятию такого решения. Он переходит на сторону немцев. В последний момент он осознал, какую страшную ошибку совершил, но было поздно. До конца дней он будет помнить, как предал близких людей, вспоминать сцену казни и последние слова Сотникова перед смертью, брошенные ему с эшафота.
Последнее задание
Автор поставил цель — раскрыть и понять внутреннее состояние главных героев «Сотникова». Быков неумолимо ведет их к последнему пристанищу — дому Демчихи — и ставит их перед выбором, который они должны совершить. Последнее свое задание героям повести выполнить не удалось — они наткнулись на подводу с немцами и попали под обстрел.
Добравшись до деревни, партизаны скрываются на чердаке дома Демчихи, многодетной матери. В хату в поисках водки нагрянули с обыском немцы и полицаи. И кашель Сотникова, раздавшийся с чердака, выдает беглецов. Они попадают в плен. Вместе с ними забирают и Демчиху. В подвале, куда их бросили, сидит и еврейская девочка Бася. Туда же брошен и староста, скрывавший ее у себя.
Перед лицом смерти Рыбак и Сотников ведут себя соответственно своим характерам и убеждениям. Сотников до последнего вздоха остается верным своему долгу. А Рыбак, ухитрявшийся найти выход из любой ситуации, внутренне уже готов был к предательству.
Образ и характеристика Сотникова
Замечательное произведение «Сотников» Василия Быкова, написанное им в 1969 году, раскрывает перед читателем реальные события, основная проблема которых – нравственность. «Сотников» — это второе название повести, изначально книга называлась «Ликвидация».
Главный герой, Сотников – простой солдат, отправившийся защищать родную страну. Он был спокойным, миролюбивым человеком, работал в школе учителем. В самом начале войны его назначили командиром батареи. Но впоследствии, в связи с обстоятельствами он попал в плен, а затем сбежал из него.
Он попал к партизанам и познакомился со многими интересными людьми. Один, из них носил фамилию Рыбак. Сотникова в нем привлекло то, что Рыбак был простым, умным, смекалистым и сильным солдатом. Хотя Рыбак и бросил сначала раненого Сотникова, но впоследствии они стали товарищами.
Через некоторое время после знакомства оба друга попадают во вражеский плен. Их жизнь зависит от правильного выбора, предать себя и свою Родину и встать на сторону врага? Или остаться верным себе, своим принципам и стране и умереть?
Хитрый и изворотливый Рыбак, принял решение договориться с врагами, пойти на сговор с ними, тем самым сохранив себе жизнь. Но сотников считает такой поступок аморальным, для себя он понимает, что не может переступить через свою совесть и принципы и пойти на договор с врагом.
Больной и раненый, испытывающий не только физические, но и душевные страдания, Сотников не может найти поддержку перед наступающими событиями. Самый большой стыд он испытывает перед теми, кто может погибнуть от принятого им решения. Но Сотников, увидев во сне отца, Героя Гражданской войны, понял, как нужно ему поступить.
Сотников – это человек, с высокой нравственной ценностью и моралью, для многих этот молодой человек – герой. Он все душой и сердцем со своим народом и страной. Образ Сотникова говорит о том, что человек должен помнить о своей чести и достоинстве. Для него было победой избежать позора и принять смерть.
Поэтому он принимает собственную гибель и идет с высоко поднятой головой. Он не сдался в плен врагу, тем самым избежал позора и отстоял свою честь и совесть. Характер Сотникова говорит о силе духа, о преданности своей Родине и бесстрашии даже перед самой смертью.
Повесть «Сотников» заставляет задуматься о том, что нужно стараться жить по совести, быть более гуманным и человечным по отношению друг к другу.
Вывод
Произведение В. Быкова названо именем главного героя — «Сотников». Эта повесть — глубокое размышление о человеческом долге и гуманизме, несовместимыми с любыми проявлениями эгоизма. Анализ действий, мыслей и слов героев — одна из определяющих черт произведения.
Духовная сила Сотникова в том, что он, поставленный перед выбором, сумел принять смерть и показал несокрушимость характера и величие человеческого духа. Без этих качеств невозможно преодолеть обстоятельства.
Размышляя над проблемой предательства и героизма, автор уверен, что человеку в качестве опоры необходимы индивидуальная духовная культура и нравственность. Без этих начал личность не способна различить границы добра и зла. В итоге незаметно для себя она окажется на территории зла. Что и произошло с Рыбаком, одним из главных героев Быкова.
Сотников не исключителен, то есть его способность к самопожертвованию и его поведение, поскольку точно такой же выбор совершили и многодетная мать Демчиха, и староста, и даже маленькая еврейская девочка, отказавшаяся назвать имена тех, кто ее прятал.
Таким образом, автор поднимается до философского анализа войны. Прежде всего его интересуют не внешние ее обстоятельства, а внутренние: состояние человека и борьба в его душе. Писатель уверен, что преодолеть тяжелые, нечеловеческие обстоятельства можно только опираясь на нравственные и духовные ценности.
Рыбак и Сотников в повести «Сотников» Быкова В.В.
Кратко:
Как остаться на войне человеком — ответ на этот вопрос звучит в повести В. Быкова «Сотников». Это не единственное произведение писателя о войне, но наиболее значимое. Интересен тот факт, что Папа Римский вручил писателю специальный приз католической церкви — так велико нравственное начало этого произведения. Война и нравственность составляют главное содержание повести.
Предлагаем сопоставить двух героев — Сотникова и Рыбака. Во время войны Сотников не отрекается от своих убеждений, тяжелейшие испытания проходит мужественно, не теряя чести, человеческого достоинства. Рыбак же, спасая свою жизнь, предает Родину. Страх за свою жизнь — вот что главное для него. Один герой преодолевает этот страх. Другого же этот страх заставляет убивать и предавать. Дорога смерти уготована для каждого, и все, кроме Рыбака, прошли ее до конца. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего. Он хотел погибнуть в бою, но этого ему не было дано. Остается одно — достойно принять смерть. Перед лицом смерти человек предстает таким, каков он на самом деле.
По-другому ведет себя Рыбак. Он не хотел умирать и при пытке сообщил некоторые сведения следователю. Он согласился вступить в полицию, пытаясь при этом убедить себя самого, что он не предатель, что он убежит. Что же произошло с этим героем? Война оказалась для него тяжким, непосильным испытанием. У него была возможность выжить, и он ею воспользовался, но выжить можно было лишь ценой предательства. Рыбак был потрясен примером Сотникова, выполнившего до конца долг гражданина и человека. Возможно, для этого запутавшегося человека еще возможен путь искупления своей вины, путь признания своего падения и дальнейшей борьбы.
Огромная нравственная сила повести «Сотников» Быкова состоит в том, что ее главный герой принимает страдания за свой народ, что он не поддается той подлой мысли, которой поддался Рыбак. Смерть не имеет смысла — такое оправдание придумал себе Рыбак. Автор спорит с ним. Имеет. Страдания за веру, за народ будут иметь смысл во все века и времена. Величие подвига и книги о нем заключаются в том, что они вселяют веру в других людей и служат надежной нравственной опорой.
Использованы материалы книги: О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. — Казань, 2015
Подробнее:
Как и лейтенанту Ивановскому в «Дожить до рассвета» с его самопожертвованием, Сотникову дано испытать всю тщету лелеемой им надежды, что его «героическое заступничество» сможет уберечь остальных. Но не только. Вслед за первым ударом, от которого он так и не смог до конца оправиться, судьба приготовила ему еще один страшный удар: пережить предательство вчерашнего товарища. И для него это было такое убожество и мерзость, что буквально не хотелось верить собственным глазам.
На что только не способен человек. Истязать, бить другого нещадно, до потери сознания, пинками поднимать и снова бить, всячески унижать его. Но и быть мужественным, честным и благородным, не изменить, не предать товарищей по оружию. Своим поведением Сотников, избитый полицаями, как раз являет пример такого человека. Поступая так, как он поступает, Сотников и от других требует того же. Отсюда — противостояние не только полицаям, но и Рыбаку.
«Сволочь!» — одно-единственное слово, которое Сотников обращает к Рыбаку. Но оно раз и навсегда ставит точку в отношениях между ними. Вспомним, что и юный Толкач в «Круглянском мосте» свое презрение к Бритвину формулирует однозначно. Но у Толкача был автомат, за проклятием словом последовало действование. Сотников же не только лишен такой возможности, но и вынужден — раненый и больной — идти на свою Голгофу, поддерживаемый Рыбаком.
«Мир в повести В. Быкова четко делится на две стороны, — подчеркивал И. Золотусский (Золотусский И. Час выбора. М., Современник, 1976, стр. 68—69): — с одной — Сотников, Демчиха, староста и деревня, которая, сочувствуя им и ненавидя палачей, смотрит на казнь, с другой — сами палачи и их пособник Рыбак. За какие-то несколько секунд, за те самые мгновения, когда он, придя в кабинет следователя и взглянув ему в глаза, устрашился и колебнулся, и произошло все, произошла эта «перестановка». Ведь вчера еще Рыбак был на той, далекой и чуждой ему теперь стороне. Он был с теми, кто ненавидел палачей и не подчинялся им. Теперь он шагает в рядах полицаев, и ему не дают выбиться из строя, выпрыгнуть из самого себя, того что он выбрал,— он навечно и необратимо в этих рядах».
То, что Рыбак «навечно и необратимо» остается среди тех, кого выбрал, — с этим спорить не приходится. Равно и с тем, что мир в «Сотникове» поделен на «две стороны». Взятый в четком контрасте, этот мир как бы вбирает в себя и отражает противоборство жизни и смерти, духа и бездуховности, трусости и героизма. Вместе с тем суждение критика о «перестановке» в Рыбаке именно в кабинете следователя нуждается по крайней мере в уточнении. Ибо «устрашился и колебнулся» Рыбак еще раньше, на чердаке в избе Демчихи, он уже тогда покатился; в кабинете же Портнова нравственное падение Рыбака продолжается, неуклонно приближаясь к своей кульминации, но это еще не кульминация. Рыбак еще думает «насказать сказок», обхитрить, вывернуться из-под пресса необходимости. Он, боясь следователя и проклиная его в душе («Чтоб ты издох, сволочь!»), приходит в отчаяние, считает попросту глупым упорство Сотникова, не дающего себя втянуть в ту «игру», в которой Рыбак наивно полагает набрать спасительные для собственной жизни «очки». Стараясь заслужить доверие Портнова, Рыбак не осознает еще, что за это доверие нужно платить потерей своего людского обличья. Отсюда, думаю, и почти искреннее его возмущение несговорчивостью, неподатливостью Сотникова, и изменения в психологии самого Рыбака, эволюционирующего к роковой для него черте, пределу, за которым жизнь человека безвозвратно теряет нравственное содержание.
Каждому человеку вменено в обязанность то, что он, как гражданин, считает долгом себе вменить. В этом смысле Сотников и Рыбак — антиподы не только по своим нравственным качествам, по ответственному отношению к жизни, войне, людям, но и по уровню мышления, по уровню понимания тех последствий, которые с необходимостью должны вытекать из сложившихся для них обстоятельств. В народе издавна бытует поговорка: коготок увяз — всей птичке пропасть.
Думающий перехитрить судьбу и остающийся жить Рыбак не в состоянии постичь того, что ясно с самого начала Сотникову. «Я с ними поторгуюсь»,— говорит Рыбак о полицаях. И холодным душем окатили его слова Сотникова: «Смотри, проторгуешься».
Однако отрезвляющие слова Сотникова, как видно, пали не на ту почву. Жажда выжить любой ценой для Рыбака сильнее всех принципов на свете. Убеждая себя в том, что он еще вывернется, Рыбак шаг за шагом сдает позиции: от промелькнувшего было и тут же исчезнувшего намерения выгородить перед следователем-полицаем безвинную Демчиху и до тайного желания смерти Сотникову: «Если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся». Всякому величию сопутствует крайность, всякой посредственности — склонность к компромиссу. В повести сильна мысль о том, что некоторые поступки могут стоить человеку жизни. Речь идет даже не о физической смерти, а о моральном умирании. Не вняв предостережению Сотникова и всячески заглушая свой внутренний голос в редкие минуты отрезвления, отбрасывая попытки взглянуть на себя со стороны,— Рыбак утрачивает те изначальные человеческие качества, которые, по мысли писателя, должны быть незыблемыми во все времена.
Говорят, понять — это значит простить. Но в такой словесной формуле, на мой взгляд, имеется элемент завышения. Ибо если и можно понять стремление Рыбака избежать веревки, то уж никак нельзя простить того «корыстного расчета ради спасения своей шкуры, от которого всего один шаг до предательства». Страх за жизнь вытравил в Рыбаке и без того неустойчивые моральные принципы, и, с другой стороны, отсутствие их оказалось достаточным для того, чтобы страх бесконтрольно овладел его существом.
При всей физической силе не было в Рыбаке того крепкого внутреннего стержня, который заставляет человека до конца быть человеком. Но этот стержень оказался в Сотникове.
Сотников не меньше Рыбака хочет жить, но его максимализм, большую требовательность, нравственную непреклонность питают чувства настоящего долга, ответственности, совести. Эти понятия в нем настолько «проросли», что вырвать их можно только с корнем. Жертвенность Сотникова, к необходимости которой он пришел, могла бы показаться легковесной, если бы она не обладала ценностью постольку, поскольку сам герой в состоянии преодолевать причины, порождающие пессимизм, или по крайней мере стремиться к этому.
Недюжинные нравственные силы потребовал от Сотникова его выбор. И они у него оказались. Благодаря им он не надломился, выдержал проверку поражением. Голгофа, на которую он взошел сам, добровольно, стала и его духовным Олимпом.
Уже под самый конец, когда на растерянный шепот бывшего «партизанского друга»: «Прости, брат!» — Сотников «коротко бросил», как отрубил: «Пошел к черту!» — он отыскал в толпе взглядом «застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами».
Казалось бы, какое дело теперь Сотникову, которого через минуту не станет, до незнакомого мальчишки, затерявшегося в людской толпе? Но этот эпизод по мысли и чувству, в нем заключенному, вырастает в наших глазах до значения символа. Писатель всеми доступными ему средствами стремится подчеркнуть, выделить мысль: величайшим поражением является то, когда отсутствуют наследники. Солдаты, погибающие в бою или на виселице, как Сотников, если им на смену придут другие и продолжат борьбу, погибли не напрасно. Когда их наследники победят,
они также внесут в победу свою лепту, станут ее соучастниками. Но без таких наследников они останутся солдатами, потерпевшими поражение, и никто не выбьет на камне в их честь слова о бессмертии свершенного ими подвига.
Для Сотникова таким наследником является незнакомый подросток. Он еще мал по годам, но с какой мукой и с каким участием переживает он происходящее у него на глазах! Острое ощущение неотвратимости чужой смерти в мальчишке, показанном нам глазами Сотникова, для него самого является, пожалуй, высшим подтверждением ненапрасности своего выбора, за который он принял такие муки.
Сотников знал, за что погибает. Человек долга и совести, он как бы подтверждал всей жизнью и смертью своей ту нравственную правду, которая была для него высшей правдой на свете. Перед казнью он думал не о физических муках, которые перенес, и не о том, что прожил мало, и не о струсившем Рыбаке думал Сотников в последние минуты жизни. В отпущенные ему мгновения взгляд Сотникова снова прикован к мальчишке, с которым у него установилась невидимая для других, но прочная духовная связь. «Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и все вел так, все ближе и ближе. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца».
В то время, как сохранивший в неприкосновенности свои принципы Сотников уходит во тьму, Рыбак продолжает наполнять легкие воздухом. Но и только. Казнь Сотникова и других — Демчихи, старосты Петра, Баси, к которой он оказался причастным, стала
и самоликвидацией его как личности. Подгоняемый силами зла, он должен будет теперь всякий раз держать экзамен на бесчеловечность. «В. Быков не дает Рыбаку даже выхода Иуды,— подчеркивал И. Золотусский,— Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но не удается, нет ему и этого смягчения, этого полупрощения, что ли. Это была бы, с точки зрения В. Быкова, слишком легкая смерть для Рыбака. Нет, он будет жить, он будет видеть глаза людей, наблюдавших, как он стоял под виселицей, на которой вешали его вчерашнего товарища, он будет мучиться и проклинать тот час, когда родился на свет, и сама жизнь превратится для него в проклятие. В. Быков казнит Рыбака лицезрением своего падения, напоказ выставляя его предательство перед всем миром, перед толпою, которую согнали на казнь, перед мальчиком в буденовке, который видит, как умирает Сотников…».
Человек, совершивший бесчестный поступок, должен отвечать прежде всего перед собственной совестью. Подобная позиция, которую Сотников демонстрирует по отношению к переметнувшемуся к врагам Рыбаку, когда тот, оказавшись духовно абсолютно голым, все еще никак не может осознать этой своей наготы— этической, нравственной и в конечном счете фатальной для него, — является очень устойчивой для сильных духом героев В. Быкова. Она может разниться в деталях, частностях, но в главном, основном, в том, что исповедуют эти люди в выпадающих на их долю испытаниях войной, и в том, как они поступают,— эта позиция остается неизменной. Никто не должен подбирать грязь за другим! В Сотникове этот принцип возведен в степень абсолюта, и в его «Пошел к черту!», обращенном к бывшему товарищу, слышится одновременно и суровый приговор, и твердое убеждение, что человек должен сам отвечать за содеянное.
Источник: Шагалов А. А. Василь Быков. Повести о войне. — М.: Худож. лит., 1989.
🗹