- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Защита человеческой личности в повести Дубровский
В отличие от Троекурова, которому нравились народные страдания, Андрей Дубровский, напротив, уважал крестьян и стремился отстаивать их права. Он искренне сопереживал простому люду, сетовал на их радости и горести. Автор достаточно явно показывает, кто из помещиков заслуживает уважения, а кто является отрицательным героем.
Посему мотив защиты человеческой личности является одним из ключевых в творении. Дубровский в попытках защитить свое достоинство, потребовал у заклятого врага отдать ему на суд крестьянина, что его унизил. Однако распределение власти деспотичному Троекурову невыгодно, потому он отказывает. Именно с этого начинается конфликт, финалом которого становится смерть Дубровского.
К слову, сами крестьяне понимают ситуацию, и их не радует перспектива служить Троекурову. Для них предпочтительнее отправиться с младшим – Дубровским в леса. Кстати, обостренное чувство справедливости и любовь к простому люду делает Дубровского схожим с другим «народным героем», правда, уже европейским – Робин Гудом. Последний также создал своеобразную «народную армию» и старался отстоять интересы простого народа, совершая грабежи высокопоставленных людей, передавая средства бедным и следил за тем, чтобы личность крестьянина не была унижена.
Что же касается ситуации с Машей, здесь мотив защиты личности видоизменяется – герой не протестует против замужества своей возлюбленной, которая выходит замуж за другого человека, поскольку понимает, что это личный выбор. Хоть, безусловно, ему очень больно и обидно это пережить. Кстати, даже отказываясь от мести Троекурову, герой проявляет благородство и невиданное великодушие – ведь уважение к личности врага – это качество, присущее немногим.
Впрочем, это еще одна черта, что объединяет Дубровского и Робин Гуда. Сложно сказать, намеренно ли Пушкин прибегал к заимствованию, но параллель между этими двумя героями порой видна невооруженным глазом.
Дубровский верит, что все люди, вне зависимости от социальной прослойки, рождены свободными, а, следовательно, никто не имеет права оскорблять честь и достоинство другого человека, не важно, в какой семье он родился, имеет ли он титул. Ведь человеческая личность – это нечто гораздо большее, чем фамилии, чины и прочие «знаки отличия». И в мире каждый имеет право на уважение и защиту своих прав. Тем не менее, практика показывает, что в некоторых случаях идеалы Дубровского, как и века назад, остаются актуальными. Ведь даже в век цифровых технологий унижение человеческой личности хоть иногда, но происходит.
2 вариант
Одна из основных проблем, поставленных в произведении А. С. Пушкина «Дубровский» — это защита человеческой личности. На протяжении сюжета автор пытается донести до читателя, что нужно оставаться человечным, несмотря на несправедливую ситуацию.
А. С. Пушкин показывает, что защита собственного достоинства — важнейшая часть человеческой жизни. Так, Андрей Гаврилович Дубровский, защищая свою честь, требует, чтобы Кирила Петрович Троекуров отдал ему на суд его крестьянина, нанёсшего первому оскорбление. Однако, Троекуров не хочет, чтобы над его крестьянами имел власть кто-либо ещё. Вследствие этого между старыми друзьями возникает ссора, приводящая впоследствие к смерти Андрея Гавриловича.
Помимо него, свою честь защищают и сами крестьяне, принадлежащие Кириле Петровичу. Вместо того, чтобы оказаться под его властью, они идут в леса с Владимиром Дубровским.
Но даже став разбойниками во главе с Дубровским-младшим, они продолжают проявлять уважение по отношению к людям. Они грабят исключительно богатых людей, а бедным либо только помогают, либо не трогают их. Когда он вновь имеет возможность видеться с Машей Троекуровой, он в конце концов отказывается от мести, распустив при этом своих подельников, в надежде, что они заживут спокойной жизнью. Что касается венчания Маши и старика, нарочно устроенного её отцом, Дубровский отпускает их, когда понимает, что брак уже заключён.
Как известно, о защите личности крестьян до отмены Крепостного права и речи не было. В произведении автор показывает, как Кирила Петрович Троекуров, пользуясь своей властью, буквально издевается над своими крестьянами. К примеру, он мог закрыть крестьянина наедине с разозленным медведем и наслаждаться «зрелищем». Это говорит о том, что Троекуров совершенно не принимает крестьян за людей (впрочем, как и многие другие помещики тех времён).
Что касается другого помещика, Андрея Дубровского, то он относился к своим крестьянам с большим уважением. Об этом говорит то, что он постоянно заботится о них, переливает вместе с ними все трудности, все невзгоды. Дубровский-старший понимает, что они — тоже люди, и к ним нужно относиться так, как подобает относиться ко всем окружающим, независимо от его статуса.
Подводя итог, можно сказать, что А. С. Пушкин отлично показал читателю отношение к людям со стороны каждого из ключевых персонажей своего произведения.
6 класс
Подготовительная работа
Пушкин — не только гениальный поэт, оставивший в литературе после себя уникальное творческое наследие, но и прозаик-гуманист, который высоко ставил честь и достоинство, полагая, что один человек не может унижать другого. И эта идея ярко отобразилась в его прозаическом творчестве. Вот почему на уроках в классе или при выполнении домашней работы школьникам предстоит провести анализ текста повести «Дубровский» и найти в нем доказательства. Основной вид работы — сочинение-рассуждение с использованием событий произведения.
Предварительная подготовка состоит из следующих этапов:
- Внимательно перечитать произведение, отмечая наиболее значимые для раскрытия темы эпизоды. Можно делать закладки или карандашные пометки.
- Составление плана. Важно понимать, о чем будет написано сочинение, какие именно фрагменты текста подвергнутся анализу.
- Подбор доказательство того, что защита человеческой личности в повести Пушкина «Дубровский» является ключевой тематикой.
- Написание чернового варианта работы.
После этого следует тщательно перечитать получившийся текст, исправить ошибки, удалить повторы, при необходимости дополнить или немного изменить используемые конструкции. Это поможет довести текст до совершенства и рассчитывать на отличную отметку.
Защита личности крепостных и помещиков
В XIX веке, во времена крепостничества, защите человеческой личности не предавалось большого значения. Вернее оскорбление помещика или человека с высоким социальным статусом могло вызвать осуждение или даже привести к дуэли. Однако о защите человеческой личности крестьян никто не заботился. Крестьяне не считались людьми: их можно было наказывать физически, передавать от одного помещика к другому. Помещик Троекуров любил издеваться над простыми людьми. Он мог запереть человека в одной комнате с разъяренным медведем и потешаться над страданиями бедняги. В наше время такое трудно представить! Такое поведение в современном мире привело бы к уголовному преследованию!
Другой помещик, Андрей Дубровский, напротив, уважал крестьян, заботился о них и переживал вместе с ними их тяготы и невзгоды. Уже по отношению к рабочим людям можно понять, кто из помещиков является положительным героем, а кто отрицательным.
Тема и проблематика произведения
Защита чести, независимости личности в повести «Дубровский» является ключевой, несмотря на то, что в классическом литературоведении произведение считается незаконченным, а его финал — открытым. Идея красной нитью проходит через весь текст, заставляя внимательного читателя серьезно задуматься.
Писатель наглядно демонстрирует, что попав в сложную жизненную ситуацию, его герои ведут себя по-разному: кто-то смиряется с неизбежным и сдается, покоряется более сильным. Иные же сопротивляются благородными методами, наконец, уставший от несправедливости главный герой, Владимир Дубровский, решается на отважный, хотя и не совсем честный путь — становится разбойником.
Таким образом, в мире, где царит покорность, где личность не ставится ни во что, находятся готовые бросить вызов системе, поднять бунт. Именно Владимир, достойный представитель дворянского сословия, решает взять на себя роль благородного защитника слабых и униженных.
Его разбойничья деятельность не имеет цели обогащения, этот человек пытается всеми силами помогать бедным, при этом не только в финансовом плане. Скорее, он пытается убедить их в том, что справедливость возможна. А проблема защиты человеческого достоинства в романе «Дубровский» становится ключевой и наиболее значимой.
Текст для примера написания
Александр Сергеевич Пушкин написал бессмертное произведение, которое, даже будучи незаконченным, является гениальным творением, ведь затрагивает актуальные во все времена проблемы общества. На протяжении всего романа происходит борьба за поруганную честь, проявления жестокости и человечности в героях «Дубровского» искусно переплетаются, заставляя читателя искренне сопереживать честным персонажам.
В лице Троекурова, богатого барина, показан отрицательный герой. Он тщеславен, безразличен к мнению окружающих и деспотичен. Несмотря на то, что слуга богача унизил своим высказыванием лучшего друга, Андрея Дубровского, Троекуров отказывается наказывать бойкого работника, тем самым ставя под сомнение честь товарища.
Автор показывает читателю, какой характер у богача:
- он не принимает сторону друга, не защищает его;
- не ценит дружбу;
- горд, мстителен;
- добивается своего любыми путями, не останавливается перед законом, решает проблемы с помощью денег или власти;
- человек, не имеющий совести, сострадания, он отбирает у друга последнее, не заботясь о последствиях.
Показывает автор и честный, гордый дух Дубровского, который не стал преклоняться перед богатым товарищем и потакать его прихотям. Он сразу же проявил себя достойным человеком, способным защитить свою честь. Но не принял всерьёз угрозу о посягательстве на собственное имение и проиграл.
Приехавший сын Владимир увидел плачевную картину:
- отец скончался от сердечного приступа, не выдержав предательства соседа;
- имение и титул отходят Троекурову, который добился этого нечестным путём;
- преданные Дубровским крестьяне боятся нового хозяина и протестуют против вопиющей несправедливости.
Молодой человек, столкнувшись с реальными проблемами, повзрослел в одночасье и решил защищать честь своего рода и собственное достоинство. Бороться с существовавшим беззаконием и продажностью чиновников можно было лишь схожими методами, и главный герой выбирает разбойничество, чтобы показать негодяям, каково это, когда у тебя насильно отбирают личное имущество.
Владимир не грабил бедных, а наоборот, им помогал, отдавая деньги нечестных богачей. Парень не занимался разбоем с целью обогатиться. Он лишь пытался изменить несправедливый мир, мстил лживым слугам закона и заставлял их почувствовать ответственность, страх за содеянные поступки.
Образ главного персонажа
Благородный разбойник Владимир Дубровский — очень важный для Пушкина герой, поскольку именно он помогает понять, что в непростое время, когда человек, имеющие деньги, может позволить себе унижать бедняков, справедливость все же возможна. Владимир становится классическим героем-романтиком, в его образе нашли отражение черты народного защитника, который приходит на помощь тем, кто не в силах сам отстоять свои интересы. Кратко особенности персонажа можно описать так:
- Привлекателен внешне.
- Получил отличное образование.
- Умен, начитан (в отличие от своего оппонента, Троекурова, который в жизни не держал в руках книгу).
- Смелость и благородство в крови у Владимира. Если бы жизнь его сложилась иначе, возможно, он смог бы добиться неплохих успехов на службе, однако обстоятельства вынудили молодого человека встать на преступный путь.
- Благодаря своей храбрости, юноша очень быстро завоевал доверие крестьян, которые поняли и оценили его благородную натуру, согласились на бунт против грозного барина Троекурова под предводительством его заклятого врага.
Однако важно в письменной работе подчеркнуть ключевой момент: Дубровский пытался восстановить справедливость только в отношении разорившихся или бедных дворян, попавших в сложные жизненные обстоятельства и вынужденных терпеть издевательства и унижения со стороны богачей этого же сословия.
Владимир добр к крестьянам-разбойникам, но их права и достоинство защищает не столь добросовестно. Даже этот прекрасный человек не лишен недостатков своего времени и не считает крестьян равными себе.
Основной конфликт
Кирила Петрович Троекуров — ярчайший представитель своего времени. Он баснословно богат, привык к тому, что все окружающие благоговеют перед ним и готовы чуть ли не падать на колени. Именно такое раболепие соседей и сделало Троекурова тем, кем он предстает перед читателем со страниц романа. Возможно, если бы смелый и отважный человек поговорил с ним по душам, в голове у этого «старинного русского барина» и возникла бы мысль о том, что он ничуть не лучше остальных. Но увы, страх перед его своенравием настолько силен, что на это никто не отваживается.
Единственным другом, которого Троекуров по-своему любил и ценил, был для него Андрей Гаврилович Дубровский, отец главного героя. Это отставной поручик, человек весьма скромного финансового положения, но честный, благородный и отличающийся независимым нравом. Он не заискивает перед могучим товарищем, именно поэтому и импонирует ему.
Именно Дубровский-старший является примером личности, поставленной в непростые условия, но сумевшей сохранить честь и достоинство. С него, согласно позиции автора, могут смело брать пример те представители дворянства, для которых нравственность, благородство и мораль — не простые слова, а жизненные стержни.
Последующее развитие конфликта семей Дубровских-Троекуровых выглядит так:
- Ссора соседей. Троекуров, смертельно обиженный на Андрея Гавриловича, решается на жестокость: он подкупает чиновников и отсуживает имение Дубровского-старшего. Хотя прекрасно понимает, что отнимает у того последнее.
- Старший Дубровский умирает от пережитого позора, не в силах справиться с бесчестьем.
- Его сын, Владимир, сжигает имение, чтобы им не завладел «Троекур» и решает отомстить ему.
Однако события принимают неожиданный поворот и Владимир влюбляется в юную дочь врага, прекрасную Машу. Он настолько благороден, что готов даже простить своего недруга, чтобы не печалить возлюбленную, но этому сбыться было не суждено.
Сочинение на тему защита личности в романе дубровский 6 класс
Защита человеческой личности в романе А. С.Пушкина «Дубровский» Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа А. С.Пушкина «Дубровский». Это произведение глубокое и интересное. Меня оно впечатлило своей идеей, поворотами сюжета, печальным финалом, героями. Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Дубровский, Маша Троекурова – все это сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Троекуров от природы был неплохим человеком, его связывали добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему были свойственны человеческие порывы, но в то же время он был деспотом и самодуром. Троекуров – типичный барин-крепостник, в котором до предела развито чувство собственного превосходства и вседозволенности, порочности и невежественности. Тогда как Дубровский и Маша – натуры благородные, искренние, чистые и честные. Главной проблемой романа является проблема защиты человеческого достоинства. Но, так или иначе, она связана со всеми персонажами произведения. В первую очередь эта проблема касается семьи Дубровских, которую Троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство. Андрей Гаврилович был уверен в своей правоте, мало заботился о судебном деле, которое затеял против него Троекуров, поэтому и не смог отстоять свои права. Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал неравной схватки с более сильным соперником и умер. Тогда отстаивать свою собственную честь пришлось Дубровскому-младшему. Волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд». Но он с самого начала был не согласен с методами борьбы против помещиков. Его чистая и искренняя натура не позволяла ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Он был справедлив и милосерден, поэтому руководил Владимир крестьянами недолго. Крестьянский бунт был стихийным, действия их часто были противоречивыми, поэтому они покорились приказу Дубровского, прекратили вооруженное выступление и разошлись. «…Грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны». Но почему же Владимир не трогает владения своего обидчика, самого богатого помещика в округе – Троекурова? Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своему кровному врагу. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирилла Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Владимир не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком. Таким поворотом сюжета, печальным финалом, как мне кажется, А. С.Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы. Поэтому я понимаю Владимира Дубровского, который стал разбойником. А что ему еще оставалось делать? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».
Любовная тематика
Человечность настолько несвойственна главному антигерою, что Кирила Петрович решается сломать жизнь единственному дорогому для него человеку — собственной дочери. Он собирается против воли Маши выдать ее, молодую и прекрасную, за старика — князя Верейского, человека совершенно непривлекательного, зато богатого и знатного.
Конечно, Дубровский не может допустить такой подлости, именно поэтому, получив письмо девушки, решает похитить ее и спасти от позорного брака. Но не успевает.
Даже в любовном аспекте произведения Пушкин показывает, насколько слабо ценилась в его время человеческая личность. Отец своими руками лишает любимую дочь самого главного — возможности создания семьи и рождения детей. При этом следует подчеркнуть, что Троекуров искренне любит Машу и желает ей счастья, выдает замуж за нелюбимого не из вредности или собственных интересов. Он уверен, что делает для нее добро. Его нравственный облик настолько ужасен, что даже собственная дочь становится невинной жертвой его своенравия и неумения думать о других.
Маша обречена на несчастную жизнь, ее протест — просьба Дубровскому о помощи и готовность покинуть деспота-отца — оказывается слабым. Автор показывает, что борьба одного человека против несправедливости не способна принести реального результата. Поэтому любовная тема заканчивается на минорной ноте — влюбленные вынуждены расстаться.
Противостояние персонажей
В тексте произведения встречаются разноплановые герои, есть благородные и отважные люди, вроде Дубровского-старшего, которые не боятся сильных мира сего, не бросают им вызов, но и не пресмыкаются перед ними. Рисует Пушкин и портреты самых обычных крестьян, бесправных в той эпохе, в которой они вынуждены жить, но не лишенных великодушия и доброго сердца. Это кучер Антон, кузнец Архип, няня будущего благородного разбойника.
Следует обратить внимание и на смысл названия произведения. Почему автор вынес в заголовок фамилию главного героя? Ответ прост — именно Владимир является тем человеком, который отказался способным на бунт против несправедливости и попрания человеческого достоинства, которые стали жизненным принципом Троекурова. Однако необходимо понимание того, что этот «Робин Гуд» действует ради мщения, он желает уничтожить своего врага из-за того, что тот свел с ума отца и стал причиной его смерти. Конечно, намерения героя благородны, но движет им ненависть.
А крестьяне, которые добровольно вступили в его «шайку» и рискуют своими жизнями, не имеют стремления отомстить, они добры, отважны и действительно хотят помогать нуждающимся. Вот почему ярчайшими примерами проявления лучших человеческих качеств следует считать именно этих простых, даже безымянных, людей.
Встречаются на страницах романа и представители самодурства, тираны и деспоты, которые делают жизнь окружающих невыносимой. Помимо собственно Троекурова, это князь Верейский; Шабашкин с его продажной душонкой; истинный «лакей» и подлиза Спицын, использующий все варианты, дабы угодить сильным и богатым. И непонятно, что оказалось способным толкнуть их на путь низости и подлости, ведь эти люди имели все необходимое для счастья. Они богаты, знатны, ни в чем не нуждаются. Однако понятия о том, что составляет смыслы жизни, у них настолько извращены, что персонажи оказываются начисто лишенными морали.
Такова тематика человеческого достоинства, которую Пушкин в свойственной ему лаконичной манере раскрыл в своем приключенческом произведении. Автор показал, что среди простых крестьян, лишенных всего, есть благородные души и смелые характеры. А в дворянской среде нередким является подхалимство, трусость и низость.
Отношение автора к закону
Автор рассказа показывает несправедливость существовавшего в то время права на власть исключительно для дворян, это было признано обществом и позволяло богачам всячески издеваться над бедными, которые зачастую не имели способа защитить не только имущество, но и репутацию. Поэтому защита чести и достоинства в романе «Дубровский» показана писателем ярко и страстно.
Пушкин всегда в своих произведениях защищает крепостных, искренне им сопереживая. Он противник бесчинства, которое происходит в суде, лжесвидетельств, портящих судьбы многих ни в чём не виноватых людей.
Так, он не осуждает Владимира Дубровского за участие в банде, а наоборот, не видит иного способа достучаться до высшей власти и сообщить о чиновниках, которые отбирают чужие дома и слуг, злоупотребляя должностными полномочиями.
Также автор — противник баринов-тиранов, относящихся с маниакальной жестокостью как к животным, так и к людям. Например, в повести это показано в пристрастии Троекурова к издевательствам над медведями, которых морили голодом и специально раздражали с целью развлечения.
Отношение собственных крепостных к барину (их страх и неприязнь) также отрицательно характеризуют богача. Именно такие люди, жестокие и излишне властные, зачастую унижали окружающих, которым приходилось как-либо защищаться. Не имеющие другого выхода обиженные терпели или шли на кардинальные меры, как и Владимир, персонаж романа.
Сложно проявить независимость крепостному, следует только преступить закон, но многие не выдерживали несправедливости судьбы и шли на сознательные преступления. Но боролись гуманными способами, избирательными. Грабили только того, кто действительно этого заслуживал, как признанный негодяй Троекуров.
🗹