Образ и характеристика Наташи Ростовой — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Портрет искренней дочери, подруги, матери и женщины с чистотой душой представлен в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого. Юная особа растет и меняется на глазах. Она живет сердцем, а не умом. Доброта Наташи Ростовой является той характеристикой, которая отличает ее от других персонажей в произведении. Истинное добро героиня проявляет заботливым и ласковым отношением к людям.

Происхождение, воспитание, занятия

Наташа — дочь не очень богатого графа Ильи Ростова. Семья Ростовых жила в Москве. У героини была старшая сестра Вера, старший брат Николай и младший брат Петя. Наташу воспитывала эмигрантка-француженка. Девочка была любимицей отца и матери, но графиня делала ей иногда замечания, когда та слишком вольно вела себя при гостях. Наташа, как и Николай, славилась своей музыкальностью. Родители наняли итальянца, чтобы обучать её пению. Девочка любила петь, с удовольствием училась танцевать, умела плавать и ездить верхом.

Доброта и очарование

В образе Натальи соединяются два других качества: очарование и доброта. К девушке с первых встреч ощущается любовь автора. Нельзя не замечать интереса к персонажу. Ростова привлекает своей непосредственностью, искренностью и открытостью. В поступках нет злости или обиды. Есть страх быть незамеченной (сцена бала), неправильно понятой, отвергнутой. С первых страниц от персонажа веет теплом. Она как лучик теплого солнца согревает всех вокруг себя, вселяет надежду на будущее, заставляет восхищаться собой. Очарованием наполняется Наталья, повзрослев и став грациозной элегантной дамой высшего света.

Характер

Наташа — девушка весёлая, шустрая, общительная, искренняя. Ей совершенно несвойственна сдержанность, свои эмоции она не считает нужным сдерживать. Например, когда Николай приехал со службы в отпуск со своим однополчанином Василием Денисовым, Наташа, расцеловав брата, «прыгала, как коза, всё на одном месте и пронзительно визжала». Мало того, когда Денисов отрекомендовался как друг Николая, она, не помня себя от восторга, взвизгнула: «Голубчик Денисов!» — подскочила и поцеловала его. Все были смущены таким поступком Наташи. В этом эпизоде видна излишняя непосредственность девушки. Сама она ничуть не была смущена.

Наташа очаровательна своей молодостью и обаянием. Толстой отмечает, что она не умна и живёт сердцем, чувствами. Сущность её жизни — любовь. Вернувшийся домой Николай почувствовал счастье под влиянием «жарких лучей любви» сестры, а она не могла сдерживать «радости, выражавшейся смехом».

То, что героиня «не удостаивает быть умной», как сказал о ней Пьер Безухов, означает, что ей не нужны умственные интересы, глубокое образование. Ум у неё не очень развит, но эмоции иногда бьют через край. Это ведёт иногда к безрассудным, безответственным, легкомысленным поступкам. Она собиралась сбежать из дома с Анатолем Курагиным, не подумав о том, какое горе причинит отцу и матери, которых всё же любила. Эта искренняя, увлекающаяся девушка считает Соню врагом, так как та пыталась уговорить её не сбегать с Анатолем.

Наташа слишком доверчива была с Элен и Анатолем, интуиция не подсказала ей, что за их красотой и добродушием скрывается безнравственность, бездуховность.

Внутренняя красота Наташи состоит в том, что она отзывчива, добра. Во время наступления Наполеона на Москву она убеждает мать оставить почти все вещи, которые стоят сто тысяч рублей, в доме и взять на подводы раненых.

Когда её мать была раздавлена горем, узнав о гибели младшего сына, Наташа напрягала «все силы своей любви на то, чтобы как-нибудь снять с неё на себя излишек её горя». Две ночи она не отходила от графини и смогла удержать её от безумного отчаяния. Три недели Наташа жила в комнате матери и ухаживала за ней.

Несмотря на то, что девушка была воспитана француженкой, в ней всё же был русский дух, который проявился в её пляске в гостях у дядюшки.

Азарт Наташи проявляется на охоте. Она говорит, что охота на волков — это самое большое её удовольствие. Во время охоты она оживлена, весела, с удовольствием ездит верхом.

Эта девушка одарена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», способна проникнуться чувством другого человека. Тонко чувствует она и красоту природы (вечер в Отрадном — том 2, часть 3, глава 2).

Княжна Болконская

Жизнь Марии является примером самоотречения во имя интересов близких людей. Дочь терпит своенравного отца с христианской покорностью и преданностью, не требуя от сурового человека благодарности за свою трогательную заботу. Проявляя дочернюю смиренность, Мария понимает, что без нее старому графу будет очень плохо, не жалуется, не озлобляется на окружающий мир, подавая бедным прохожим:

…Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя.

Княжна находит в себе силы, любовь, доброту и ласку, чтобы заменить племяннику умершую мать, посвятив себя полностью его воспитанию. Едва услышав о ранении брата, женщина отправляется к нему, не смотря на тяжесть дороги и беспокойное время. Лишь одну родственную душу встречает девушка в Ярославле, это Наташа.

После замужества княжна следит, чтобы вспыльчивый граф Ростов не бил крестьян в порыве восстановления справедливости. Когда Николай однажды ударил провинившегося мужика, графиня повела себя так строго, что муж никогда потом не позволял себе распускать руки.

Жизненный путь, духовные искания

Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа. Писатель представил духовную эволюцию этой героини на пятнадцатилетнем отрезке её жизненного пути (с 1805 по 1820 год). В начале романа Наташе 13 лет. Главные черты её характера в этом возрасте — весёлый нрав, неудержимая эмоциональность, легкомыслие. У неё восторженное восприятие жизни, она живёт в состоянии любви ко всему свету, к родным людям. Любовь — сущность жизни героини, поэтому её духовные искания связаны именно с этим чувством.

Путь духовных исканий Наташи Ростовой:

  • Радостное восприятие жизни, детская любовь к Борису.
  • Кажущееся счастье, когда стала невестой Андрея Болконского.
  • Не смогла выдержать испытания разлукой с женихом, увлеклась Анатолем Курагиным.
  • Разочарование в себе, глубокий духовный кризис после разрыва с князем Андреем.
  • Возрождение к жизни под влиянием необходимости спасения матери от безумия после гибели Пети.
  • Первая осознанная высокая и трагическая любовь к раненому князю Андрею.
  • Постижение своего предназначения быть женой и матерью. Смысл жизни нашла в семье.

Описание произведения

Произведение «Война и мир» повествует о жизни российского общества во времена войны с Наполеоном. В романе поднимается множество проблем: честь, достоинство, любовь, нравственность, тема отцов и детей, свобода, смысл жизни. Главные герои проживают их и стараются обрести счастье. Одним из центральных персонажей является Наташа Ростова.

История создания

Произведение написано в 1863—1869 годы. Его направление — реализм, а жанр — роман-эпопея. Первоначально оно планировалось Л. Н. Толстым как повесть о декабристе, вернувшемся к себе домой после продолжительной ссылки в Сибирь. Но в ходе работы замысел стал расширяться. Автор увлекся описанием персонажей, появились другие герои. В итоге работа проходила почти семь лет.

Основной темой романа является историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Писатель рассуждает о таких темах, как жизнь, смерть, мир, любовь, семья, чувство долга и война. Эпопея состоит из четырех томов. Сюжетная линия начинается с 1805 года. Первое название книги было «Три поры».

Л. Н. Толстой хотел описать три этапа:

  • рассказ о жизни молодых декабристов;
  • их восстание;
  • амнистия и возвращение домой после ссылки.

Но в результате автор решил направить все свои усилия на описание первого этапа. Поэтому вместо обычной повести получился роман-эпопея. В литературном мире нет аналогов этому произведению.

Помимо описания главных персонажей, Лев Николаевич погрузился в историю России. Он изучал мемуары участников войны, был в Бородино, чтобы собрать достоверную информацию о войне.

Сюжетные линии

Роман делится на несколько сюжетных линий, связанных между собой. Среди них можно выделить основные три, представленные персонажами:

  1. Наташа Ростова — героиня переживает лицемерие и пошлость светского общества, семейные проблемы. Она является проявлением доброты и чистоты. Юная и ветреная девочка вырастает в любящую жену и мать.
  2. Пьер Безухов — этот персонаж находится в поисках смысла жизни. В его судьбе происходит немало плохих событий: неудачный брак, кутежи, масонство, в котором герой разочаровался, плен. Но позже Пьер обретает духовного наставника в лице простого русского солдата Платона, который помог ему получить внутреннее успокоение.
  3. Андрей Болконский — персонаж, который сначала искал славы, потом смысл существования. Он пытался стать счастливым в браке, защищал свою Родину. Но лишь перед лицом смерти получил покой и смирение.

Отношение к окружающим

Наташа Ростова — очень чуткая девушка, которая интуитивно понимает суть каждого человека. Она даёт героям точные характеристики. Например, Долохова считает злым человеком, неестественным, неприятным. Но иногда Наташа ошибается: не смогла разглядеть за прекрасной наружностью Элен и Анатоля бездушных, низких людей.

Наташа Ростова и Борис Друбецкой

В 13 лет героиня была по-детски влюблена в Бориса, а затем 4 года не видела его, так как он служил в армии. Когда он приехал к Ростовым с визитом, был удивлён и восхищён тем, как изменилась девочка-шалунья. Ей же приятно было это восхищение, она кокетничала с Борисом, хотя он был не совсем в её вкусе. Графиня Ростова сказала дочери, что зря она вскружила Борису голову, ведь ей нельзя за него выйти замуж: он ещё молод, беден и, кроме того, он родня. На все убеждения матери Наташа отвечала: «А если я хочу…», поэтому графине пришлось самой поговорить с Борисом, и он перестал ездить к Ростовым.

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Вскоре после этого, 31 декабря 1809 года Наташа приехала на свой первый большой бал. Там она влюбилась в князя Андрея Болконского, князю тоже понравилась эта оживлённая очаровательная девушка, и под её влиянием он вновь поверил в возможность счастья.

Когда князь Андрей сделал ей предложение и сообщил, что свадьба состоится, по воле его отца, только через год, Наташа была в отчаянии, но всё же согласилась. Она не выдержала испытания разлукой, так как инстинктивное стремление к счастью сделало её эгоистичной, и она увлеклась Анатолем Курагиным. Узнав после неудачного побега из дома, что Анатоль женат, Наташа испытала стыд, отчаяние, проглотила немного мышьяка, испугалась, сказала об этой Соне, и нужные меры против яда были приняты. Вернувшись из-за границы, князь Андрей не смог простить невесту и разорвал с ней отношения.

Когда во время войны раненый Болконский попал к Ростовым, уезжавшим из Москвы, Наташа стала за ним ухаживать. Она испытывала к князю беспредельную любовь и жалость, сознавала свою вину перед ним. После его смерти у неё был глубокий духовный кризис.

Наташа Ростова и Анатоль Курагин

Стремление Наташи к любви, к тому, чтобы рядом был тот, кто будет восхищаться ею, явилось причиной её измены жениху. Из-за этого страстного стремления быть любимой, она не разглядела в Анатоле низкого, пустого, ничтожного эгоиста.

Пьер Безухов и Наташа Ростова

Наташа всегда относилась к Пьеру хорошо, она чувствовала, что это добрый, чуткий человек. А он всегда восхищался её искренностью и непосредственностью. Пьер помог девушке преодолеть душевный кризис после её разрыва с князем Андреем. Он понял, что любит её. После смерти князя Андрея и жены Пьера Элен Наташа своим чутким сердцем поняла, что Пьер любит её. Эта любовь возродила её к жизни, и она тоже полюбила Безухова.

Умение любить

Доброта Наташи Ростовой безгранична, ее чувства искренни. Она очень хочет любить и быть любимой. Роман с Курагиным показал, насколько она доверчива, принимая лживые слова этого ловеласа за подлинную любовь. Девушка тяжело переживает крах своих надежд и потерю веры в искренность мужчин. Чтобы стало более понятно, насколько сложны метания Натальи, автор рассмотрел их со всех сторон:

  • изнутри;
  • с позиции героини;
  • с внешней стороны;
  • глазами независимого наблюдателя.

Мученья девушки выворачивают ей душу. Только доброе сердце способно так переживать, коря себя за ошибки. Бездушные красавицы типа Элен считают, что все вокруг должны преклоняться перед их красотой. Такие дамы всегда ищут выгоду в отношениях. Им незнакомы отчаяние и раскаяние. Ростова же в своих метаниях очень искренна, а это не может не подкупить.

Отдельной темой для сочинения могут стать отношения Наташи и князя Болконского.

В своих чувствах девушка открыта, начиная с момента знакомства и заканчивая периодом ухаживания за умирающим Андреем.

Смерть любимого стала тяжелым ударом для молодой женщины, сделав ее характер более жестким. Но человечность и доброта в сердце все же остались.

Полюбив Пьера, Наталья преображается, оставляя усталость и печаль в прошлом. Теперь она заботливая и любящая мать, которая обожает своих детей и мужа. Как простая крестьянка, молодая женщина предпочитает кормить детей грудью, заботясь об их здоровье. В виде заключительных аккордов побеждающей жизни показано искусство Натальи сохранить семейный очаг, который ей подарила судьба. Именно таким должен быть идеал женщины по мнению Толстого.

Генерал Кутузов

Ярким примером участливого командующего является образ Михаила Илларионовича. Перед Бородинским сражением старик не выступает с длинной речью, а коротко приказывает : «Выспаться!»

. Как только французская армия начала отступление, нашлись генералы, которые хотели завязать сражение, чтобы с высоковероятной победой получить почести и награды.

Но Кутузов видел, что русские войска понесут потери напрасно. Вступив в бой с врагом, которому от отчаяния нечего терять, его заставили бы драться насмерть. На главнокомандующего писали доносы, император Александр присылал гневные письма, желая громких побед, солдаты роптали, не понимая ситуации. Кутузов терпел все с целью сохранить остатки армии, не допуская напрасной гибели солдат.

Отзывчивый старик часто пускал слезу, благословляя в бой.

Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правою, на которой было кольцо, видимо, привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку.

Княжна Курагина

Бездушный пустой образ создал автор на примере Элен Курагиной. Будучи нездорово эгоистичной, девушка преследует в жизни исключительно корыстные цели. Боль человека, живущего рядом, не трогала холодное сердце красавицы. Княжна соблазнила молодого графа и вышла замуж исключительно желая улучшить свои финансовые дела. Жена равнодушно изменяла Пьеру, не обращая внимания на чувство унижения.

Элен стала любовницей Долохова, которого муж пустил в свой дом, дав ему кров над головою, желая помочь другу в трудный период жизни. Чувства оскорбленного Безухова не интересовали обоих любовников, как проявление крайнего безучастия к состоянию человека, благосклонно к ним относившегося.

? Поиск смысла жизни

Андрей и Пьер совсем не похожи по типу личности (их различие заметно в первой же сцене романа – на светском приеме у Анны Павловны Шерер), но их объединяет и делает близкими общее свойство – необходимость понимания жизни и своего места в ней. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром («Эта жизнь не по мне», – скажет он в разговоре с Пьером), это выражено в стремлении воздействовать на ход событий личным деянием, подвигом. Для Пьера, перед которым после дуэли его собственная жизнь, как и жизнь всеобщая – современная и историческая, предстает в беспорядке и разрушении, как «завалившееся» здание, возможностью благоустройства становится идея самосовершенствования. Но умозрительные идеи («наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера) не способны справиться с жизненным беспорядком, бессмысленной и неподвластной человеку стихией. Эти этапы закончатся крушением – разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Андрея. Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем интуитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г. князь Болконский будет не адъютантом главнокомандующего, но пойдет служить «в рядах», где для него станет понятным зависимость исхода событий от того «общего духа», который есть в нем, Кутузове, Тимохине и в последнем солдате. Для Пьера главными уроками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом видение той истинности общей народной жизни, которую он почувствует в Каратаева.

? Как общество влияет на формирование целей?

С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной дели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем), ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу – прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается «делать карьеру». Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует ни искренних чувств (отказ от Наташи), ни искренней дружбы (холодность к Ростовым, которые много для него сделали). Даже женитьбу он подчиняет этой цели (описание его «меланхолической службы» у Жюли Карагиной, признание ей в любви сквозь отвращение и т. д.). В войне 12-го года Борис видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга: Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа; Борису же нужны ее деньги.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: