Образ и характеристика Анны Павловны Шерер — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»


Образ Анны Павловны Шерер

В Петербурге у высшей знати был популярен салон Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближённой императрицы Марии Фёдоровны. Хозяйка салона была сорокалетней незамужней дамой, всегда оживлённой, энергичной и полной энтузиазма. На её лице всё время была сдержанная улыбка, не подходившая к увядающим чертам её лица. Все привыкли, что эта дама большая энтузиастка. Иногда она уже уставала от своего оживления и порывов, но подчиняясь устоявшемуся мнению общества о себе, продолжала быть энтузиасткой.

Анна Павловна, говоря о политике, часто горячилась и потом насмешливо улыбалась над своей горячностью. Хваля какого-нибудь человека, она восторженно улыбалась. Об императрице и об императорской фамилии Шерер всегда говорила грустным тоном, и на лице её появлялось выражение искренней преданности и глубокого уважения, соединённое с грустью.

Анна Павловна интересуется не только политикой, она не прочь обсудить со своими гостями и частную жизнь. Князю Василию она предлагает женить Анатоля, его «блудного» сына, на княжне Марье, дочери богатого князя Николая Болконского. Шерер также хотела, чтобы Элен Курагина очаровала Пьера Безухова, получившего большое наследство. Она пригласила его на вечер в свой салон и старалась тонко намекать ему, какая милая и прекрасная девушка Элен.

с чего начинается война и мир

Автор . задал вопрос в разделе Домашние задания

Почему роман «война и мир» начинается с описания салона Шерер? и получил лучший ответ

Ответ от ¤(Girl)¤[гуру] Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Именно в этом эпизоде происходит наше знакомство с большинством главных героев произведения. Здесь и зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире. Всех своих героев Толстой разделяет на любимых и нелюбимых. Автор открыто показывает свое отношение к ним. Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий и в жизнь героев. Сцена в салоне Шерер рисует нам все дворянское общество, высший свет. Описывая героев, Толстой использует приём антитезы. Рассмотрим это на конкретных примерах. Хозяйка салона – Анна Павловна Шерер. Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой. Анна Павловна имеет свой шаблон, по которому она действует. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». Весь вечер в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной. Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением» . Еще одна дама – Элен Курагина. Она очень хороша собой, что заменяет ей внутреннюю красоту, которая у неё совершенно отсутствует. В портрете Толстой выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на неё при описании данного персонажа. Для Элен это её мраморные плечи и улыбка, которая никогда не изменяется. Даже при описании её одежды все указывает на её холодность и похожесть на статую. Что касается мужских образов, то вся семья Курагиных тоже увлечена своей игрой. Князь Василий втягивает в это своих детей. Он пришел сюда по личным интересам. Главное для него – богатство. В его планах получить наследство от умирающего князя Безухова. Его сын – Ипполит. Он всегда ведет себя неестественно, сначала говорит, а потом думает. Из-за его маски все считают, что он умен, раз говорит столь самоуверенно. Совершенно не вписывается в салонную обстановку Пьер Безухов. Он только что приехал из-за границы и впервые попал на подобный вечер, поэтому Пьер ведет себя не так как все остальные. Мы видим в нем естественность и желание быть откровенным. Анну Павловну совсем не радует то, что начинает происходить: «в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту». Она боялась, что своим детским желанием поделиться своими мыслями со всеми, вступить в ненужные споры не умеющий жить Пьер испортит ей весь вечер. Толстой симпатизирует Безухову, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке. Есть еще один герой, который тоже не совсем вписывается в обстановку. Это Андрей Болконский. Возможно, молодой князь когда-то увлекался подобными вечерами, но по его поведению мы видим, что все это ему надоело, он разочарован в свете. Даже его жена подчинена законам высшего общества и не может жить в другой среде. Здесь она также играет свою роль, подыгрывая Анне Павловне. Маленькая княгиня умела очаровать всех своими недостатками. Все, что она делала, радовало её: «будто всё, что она ни делала, было увеселением для неё и для всех её окружающих». Даже дома с мужем Лиза продолжала играть эту роль. Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все чем они живут. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие и делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речь, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатым и знаменитым.Источник: посмотри здесь шерер или здесь ссылка

Салон Анны Павловны Шерер

На вечерах у Шерер в её гостиной бывала высшая петербургская знать, люди, по характерам и возрасту разнородные, но одинаковые по обществу, в котором проходила их жизнь.

Описание салона

Встретив очередного гостя, хозяйка салона первым делом подводила его к своей старой тётушке. Это был у неё своеобразный обряд. Гость приветствовал тётушку, а та говорила каждому одни и те же слова о здоровье (гостя, своём и её величества). Совершив скучный обряд приветствия тётушки, гости отходили от неё и в течение вечера больше уже к ней не подходили.

Толстой сравнивает салон Шерер с разговорной машиной и с веретенами, равномерно, без остановок шумевшими с разных сторон. Общество разбивалось на кружки, и в каждом из них шёл свой разговор. Чтобы разговорная машина салона работала равномерно и прилично, хозяйка, прохаживаясь по гостиной, подходила к слишком много говорившей группе гостей или к замолкнувшему кружку и одним словом или перемещением гостей, вновь (том 1, часть 1, глава 2).

Гости салона Анны Павловны Шерер

На вечере, описанном в начале романа, хозяйка салона «угощала» своих гостей новинкой — виконтом Мортемаром, а также итальянским аббатом Морио, как чем-то сверхъестественно-утончённым. Виконт рассказал анекдот о герцоге Энгиенском и Бонапарте, а аббат разговаривал с Пьером Безуховым. Пьер говорил громко и горячо о политическом равновесии. Их разговор был слишком оживлённым, и это не понравилось Анне Павловне. Она строго взглянула на Пьера и, спросив аббата о том, как он чувствует себя в здешнем климате, присоединила и аббата, и Пьера к общему кружку, который слушал виконта. Это она сделала для удобства наблюдения за Пьером, поведение которого внушало ей опасения: он держался слишком естественно.

Пьер Безухов в салоне Анны Павловны Шерер был каким-то чужеродным гостем, совершенно непохожим на светского человека. Этот молодой человек, по мнению Шерер, вёл себя слишком естественно, говорил слишком увлечённо, и это не подходило для утончённой атмосферы её салона. Шерер пригласила Пьера на вечер, вероятно, потому, что он был родня князя Василия Курагина и незаконный, но любимый сын очень богатого графа Безухова. Пьер воспитывался за границей, приехал в Россию недавно и не знал, как прилично вести себя в светском обществе. Поэтому Анну Павловну пугает Пьер с его естественной манерой поведения. Она испуганно смотрела на него, когда он не дослушал речи тётушки о здоровье императрицы и отошёл от неё. Анна Павловна считала его молодым человеком, не умеющим жить, и обещала князю Василию образовать Пьера, научить его вести себя в свете.

Пьер в присутствии Шерер всё время чувствовал, что он говорит не то, что нужно, что его речи она считает глупыми. Но когда он после смерти отца стал богатым графом Безуховым, Анна Павловна всё, что он говорил, находила прелестным. Так проявилось её двуличие, но наивный Пьер этого не замечал.

Князь Андрей Болконский в салоне Анны Павловны Шерер появился в середине вечера. По его поведению видно было, что все гости Анны Павловны Шерер ему были знакомы и уже надоели. Увидев Пьера Безухова, князь Андрей ему обрадовался и пригласил после вечера приехать к нему.

Политические споры в салоне Анны Павловны Шерер

В 1805 году гости салона часто говорят о Наполеоне. Они спорят о его величии. Хозяйка салона и виконт с горечью говорят о коронации Бонапарта, а князь Андрей и Пьер Безухов одобряют его действия. Пьер говорит, что Бурбоны бежали, предоставив французский народ анархии, а Наполеон победил злоупотребления революции и удержал то, что было в ней хорошее — свободу слова и печати, равенство граждан. Но виконт возражает, что Бонапарт уничтожил свободу, и с ним были согласно большинство гостей Шерер.

В 1812 году в салоне Шерер так же, как в 1805 году, с недоумением говорили об успехах Наполеона и видели в них и в потакании ему европейских властителей злостный заговор, цель которого — «неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна» (том 3, часть 2, глава 6).

О Кутузове в салоне Шерер было нелицеприятное мнение, но когда государь его назначил главнокомандующим армий, мнение это резко изменилось, и Кутузова стали расхваливать. Таким образом, мнение посетителей салона о политике и войне всегда соответствовало мнению придворных императора и императрицы.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

6

Тема урока: Вечер в салоне Шерер. Жизнь Петербурга

Тип урока:

комбинированный урок.

Цели урока:

Обучающая: проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества; дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; выделить определяющие черты светского общества и те художественные средства, с помощью которых характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому обществу и свое собственное.

Развивающая:

обеспечить условия для развития навыка монологического высказывания, умения работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует героя.

Воспитательная:

побуждать учащихся к искренности и взаимоуважению.

Материально-техническое оснащение урока:

презентация, видеоролик, текст романа «Война и мир».

Ход урока

  1. Организационная часть

2. Целевая установка и мотивация, стимулирование деятельности учащихся.

  1. Актуализация опорных знаний, контроль знаний по пройденному материалу.

Беседа по вопросам:

1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел романа?

2. Объясните смысл названия – «Война и мир».

3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?

4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?

5. Каковы ваши первоначальные впечатления о прочитанном?

  1. Словарная работа.

Салон – это комната для приёма гостей в богатом доме, а также общая гостиная в отеле.

Салон – политический, литературно-художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме какого-либо частного лица.

5.
Задание классу:
К А. П. Шерер на прием в великосветский салон приезжает цвет петербургской знати и интеллигенции. Внешне это прекрасные, хорошо воспитанные, умные, культурные, внимательные друг к другу лица. Никто не совершает неблагородных поступков, все внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, о мировой политике.

1. Но от души ли это говорится? От чистого ли сердца идет?

2. Нет ли несоответствия между внешней формой и внутренним содержанием?

3. Обратить внимание на то, что говорят и как говорят.

  1. Вступительное слово учителя.

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер, где мы знакомимся с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и андрей Болконский, Пьер Безухов и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённые часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой».

Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка.

Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств. Автор пишет: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». «Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно утонченное».

Среди гостей Анны Павловны автор выделяет двух героев. Это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Вроде бы совершенно разные по характеру и темпераменту, по положению в светском обществе люди. (Пьера Анна Павловна приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне). О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся. Он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он для всех свой. Они для него — чужие.

  1. Беседа.

Петербург. Июль 1805 г. Салон А. П. Шерер.

1. Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей?

(Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. Наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни. Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора и т. д. Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта». Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна).

2. Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения.

(Собравшееся общество «разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, — красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем — Мортемар и Анна Павловна»).

3. Почему князь Василий Курагин приехал первым?

(В погоне за выгодой он готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)

4. Кто же главный гость на вечере?

(Виконт-эмигрант.)

5. С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей?

(Наряды гостей поражают роскошью и великолепием; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.)

6. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке?

(Язык «высшего света» – французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе. Французский язык – как норма светского общества. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа (это язык знати, язык «фальши» Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык).

7. О чем говорят в салоне?

(Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…)

  1. Портреты героев

    (сообщения учащихся).

Князь Василий

: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица. Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку».

Ипполит Курагин:
«…
он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».

Элен:
«…
она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, внося с собою блеск бала».

Княгиня Болконская:

«Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её — короткость губы и полуоткрытый рот — казались её особенною, собственно её красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую своё положение… «

Андрей Болконский:
«…
был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело».

Пьер Безухов:

«Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке.»

Вот в гостиной появляются два новых лица: Пьер Безухов и Андрей Болконский

.

— Свои ли они в великосветской гостиной? Что их отличает от других?

1. Внешность:

взгляд Пьера – умный, робкий, наблюдательный, естественный.

2. Поведение:

нарушает заведенный у Шерер этикет (не дослушивает тетушку, уходит), неуклюжесть.

3. Как принимают?

поклон, относящийся к людям низшей иерархии.

Итог: Пьер в этой блестящей гостиной всем чужой, чужой среди чужих.

Взгляд презрительный и скучающий; гримаса скуки.

в этом обществе он не медведь, он на равных правах, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество.

его уважают (известен его отец, князь Болконский) и боятся.

Итог: князь Андрей для всех свой. Они для него чужие.

  1. Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь, на вечере у Шерер, завязываются все нити романа.

Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи; именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, когда завязывается основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Кроме того, сцена в салоне Шерер показывает неоднородность общества и выявляет симпатии и антипатии Толстого.

  • Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.
  • Анатоля Курагина решают женить на Марье Волконской.
  • Князь Андрей готовится идти на войну.
  • Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.
  • Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.

9. Просмотр видеоролика.

Просмотрите 2 главу, отметьте детали, говорящие о неестественности и фальши этого общества. Что нового добавляет 2 глава в характеристике аристократического салона?

1. Обряд никому не нужной тетушки;

2. Особая манера поведения: не принято говорить о том, о чем интересно;

3. Иронически звучит сравнение салона Анны Павловны с прядильной мастерской;

10. Москва. 1805 г. Дом графа Безухова.

1. Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.

(князь Василий, княжна Катишь ( Мамонтова) и еще две младшие княжны Мамонтовы ( одна из них Софья) , Пьер, Анна Михайловна, француз-доктор Лоррен, духовные лица, адьютант, доктора, прислуга)

2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?

(Василий, приехав в Москву, хочет завладеть наследством Пьера, уничтожив завещание его отца).

3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля?

(Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают.)

4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?

(Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.)

11. Подведение итогов урока.

В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка…» За этой краткой характеристикой – авторская ирония.

Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели.

Определяющей чертой «высшего света» Н. Н. Наумова называет «всепроникающую фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.

Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх. Андрей Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света.

  1. Домашнее задание

Читать роман «Война и мир»1 Т. ГЛ. 6-17

КОММЕНТАРИЙ.

Салон Анны Павловны Шерер. Художник В. Серов.

Л.Н. Толстой описывает несколько встреч в салоне Анны Павловны Шерер в ходе романа.

Это следующие главы романа «Война и мир»:

том 1 часть 1 главы I-V (июнь 1805 года)

том 1 часть 3 глава I (начало 1806 года)

том 2 часть 2 глава VI (конец 1806 года)

том 3 часть 2 глава VI (июль 1812 года)

том 4 часть 1 глава I (август 1812 года)

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: