- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Характеристика и образ Сони Ростовой
Соня Ростова не является главной героиней, но, во многом, ее образ дает читателю понять другие, более важные образы произведения. Соня представляет символ покорности, доброты и смирения и порядочности.
С самого детства Соня росла в семье Ростовых, но родной дочерью она их не была. Ее любили и окружали теплом и заботой в этой семье. Внешне она довольно проста, ее лучистые добрые глаза выражали любовь ко всему, что ее окружает. Она была весьма привлекательна, кротка, имела покладистый характер и добрый нрав. У нее были длинные густые ресницы, длинные волосы, изящные красивые руки. Она была довольно миниатюрна и стройна.
Соня влюбляется в своего троюродного брата Николая. Графиня не был довольна тем, что Соня влюблена в Николая, так как она хотела, чтобы сын нашел себе другую девушку, хотя в принципе к Соне она относилась неплохо.
Наташа очень хорошо общается с Соней, она советуется с ней в важных вопросах, прислушивается к ее мнению. Соня была против того, что Наташа хочет сбежать с Анатолем. После того, как Николай построил свое счастье с Марьей Болконской, Соня продолжает хранить Надежду на воссоединение с возлюбленным, но Николай остается непреклонным.
К сожалению, несмотря на свое доброе сердце, эта девушка будет одна, хоть она и способна преданно любить всю жизнь одного человека. Она продолжила жить в доме Ростовых, помогая семье в быту и хозяйстве. Эта удивительная девушка, которая могла жертвовать ради других, идти на жертвенные поступки, была обречена на одиночество.
Она полностью отдается чувствам, когда это необходимо. Когда девушка узнала о том, что Николай задумался о свадьбе с княжной Марьей, она долго переживала и мучилась. Возможно, виной всех ее проблем было то, что она зациклилась на Николае и не рассматривала кого-то другого в качестве спутника жизни. Девушка не смогла подстроиться под те обстоятельства, которые уготовила для нее жизнь, нужно было в чем-то пренебречь своими принципами, и попробовать открыться другому человеку. Она мыслила слишком категорично и не всегда могла подстроиться под ситуацию. Я думаю, что это являлось первопричиной ее неудач в личной жизни.
Все герои романа Война и мир Толстого
Атмосфера семей Ростовых и Болконских
Семейный уклад, традиции и нравственная атмосфера в доме – важная составляющая семейного счастья. Болконские и Ростовы представляют собой образцы семьи, но во многом они противоположны. Поэтому князь Андрей недолюбливает старших Ростовых и Николая. А старый князь Болконский не хотел бы видеть Наташу Ростовой женой своего сына, поэтому старается оттянуть свадьбу.
Чтобы понять это противостояние, следует пристальнее вглядеться в уклад этих семей.
Семья Ростовых: гостеприимство и щедрость
Атмосфера этого дома не может не очаровать читателей: Ростовы-старшие живут в любви и согласии, у них чудесные дети. Домашний уют притягивает и своих детей (они с радостью и нетерпением ждут возвращения домой), и чужих. В этом доме не скрывают своих чувств — все семейные радости и горести переживают сообща. Дом Ростовых славится в Москве своим хлебосольством и гостеприимством.
В семье Ростовых четверо своих детей (Вера, Николай, Наташа и Петя), а также приёмная дочь Соня и воспитанник Борис Друбецкой.
Но в этой, казалось бы, гармоничной семье присутствуют и настораживающие моменты: старшая Вера высокомерна и нетерпима к окружающим, а Соня страдает от невозможности сполна отблагодарить своих благодетелей и от неприятия её любви к Николаю.
Семья Болконских: закрытость и сдержанность
После отставки старшего Болконского семья живёт в имении Лысые Горы. В этом доме совсем другая атмосфера и порядки: здесь не откровенничают по любому поводу, только в наиболее важные минуты жизни произносятся самые важные слова. О любви говорят редко, так же редко открывают друг другу душу. Вернее, лишь приоткрывают.
Система нравственных ценностей в этом доме несколько иная, достаточно хотя бы вспомнить сцену прощания уходящего на войну князя Андрея с отцом.
Знакомство с героиней
В первых же «мирных» главах романа, не связанных с великосветскими салонами, автор знакомит читателей с семьёй Ростовых. Говоря о барышнях, нетрудно заметить сразу несколько контрастов. Разумная, высокомерная, всегда правая и очень неприятная Вера (списана с Лизы Берс) – антипод младшей сестры, весёлой, непоседливой и симпатичной Наташи. В то же время Соня как бы стоит посредине: весёлого озорства маловато, в то же время она красивая и симпатичная (автор сравнивает героиню с кошечкой-подростком).
Соня влюблена в троюродного брата, Николая, а потому чувствует ревность, когда с любимым кокетничает Жюли Карагина. Правда, вспышка ревности вскоре гаснет.
Соня в семье Ростовых
Полное её имя — Софья Александровна Ростова. Сироту Соню ещё младенцем приняли в семью Ростовых, и теперь она носит фамилию своего дяди, Ильи Андреевича Ростова. Все дети Ростовы – её троюродные братья и сёстры.
Соня — второстепенный персонаж, но читатели следят за её жизнью на протяжении всех четырёх томов романа: сначала это 15-летняя девочка, а в конце эпопеи ей уже почти 30 лет. Почему же автор проводит этот образ через весь роман, хотя некоторые главные персонажи появляются только в определённом отрезке времени? Ответ на этот вопрос — впереди.
Неудачное предложение от Долохова
Как ни странно, Долохов время от времени оказывался иным — не тем типичным циником, заядлым дуэлянтом (как его прототип Фёдор Толстой, «Американец»), но добрым, ищущим свой идеал.
И нетрудно понять, почему суровый Долохов полюбил Соню Ростову и даже сделал ей предложение. Фёдор Иванович, любивший мать и сестру, заметил, что возможная невеста — как раз тот самый идеал.
Но девушка отказала — не могла она идти замуж за нелюбимого человека. Отказ оказался настолько неприятным сюрпризом, что Долохов от разочарования и досады разозлился и обыграл Николая Ростова в карты. Удивительно, но шулер неспроста решил сыграть на сорок три тысячи рублей: цифру «сорок три» Фёдор Иванович получил, сложив свой возраст с возрастом Сони.
Внешность Сони
По сюжету романа читатели встречаются с Соней в 1805 г. — тогда она была миниатюрной тоненькой 15-летней брюнеткой. Её отличали мягкий взгляд, густая чёрная коса, два раза обвивавшая голову, и худощавые, но грациозные руки. Когда Соня спала, свернувшись калачиком, она походила на милую кошечку… Это сходство с котёнком (кошечкой) Толстой подчёркивает в романе несколько раз.
В 16 лет её красота расцвела ещё больше. Особенно красивой она казалась в минуты счастливого, восторженного оживления. Автор сравнивает красоту девушки с прелестью только что распустившегося цветка.
В 1810 г. Соне шёл уже 20-ый год. Она достигла того возраста, когда внешность уже не обещает ничего нового, но Толстой о. В этот период времени её любовь к кузену Николаю была на самом пике и обещала счастливую семейную жизнь.
В 22 года Соня выглядела румяной девушкой с чёрной косой. Она была похожа на «плавную, мягкую и гибкую кошечку». Толстой отмечает также, что в ней появилась неприятно-притворная улыбка (так показалось княжне Марье) и «несколько хитрая и сдержанная манера».
В эпилоге романа читатели видят уже 30-летнюю Соню. Она осталась одинокой и живёт в доме Николая Ростова. По словам Толстого, внешне Соня как будто не тяготилась этим и примирилась с теми обстоятельствами своей жизни, которые совершенно не зависели от неё. Но, возможно, это только казалось. Автор не раскрывает состояния души Сони, можно только догадываться, что чувствовала эта девушка, перед глазами которой протекала семейная жизнь человека, которого она любила больше всех на свете. Любила только его одного.
Соня терпеливо ухаживает за старой графиней Ростовой, разбившей её счастье, играет с детьми Николая… А те услуги, которые она оказывала и оказывает этой семье, принимаются как должное, без особой благодарности.
Прототип
Прототипом Сони была родственница писателя — Татьяна Александровна Ергольская. Сходства с героиней романа предостаточно. Сироту Ергольскую взяли на воспитание в семейство Толстых. Татьяна росла вместе с Николаем (отцом писателя), и любила его. Как и героиня романа, Ергольская понимала, что спасти Толстых может лишь женитьба Николая на богатой невесте, и пожертвовала мечтой выйти замуж за любимого человека. Наконец, Татьяна Александровна заботилась о семье Николая и Марии, помогая воспитывать детей.
Характер
Соня — сирота, с младенческих лет она живет и воспитывается в доме Ростовых, называя графа и графиню Ростовых «маменькой» и «папенькой».
Соня — верная и преданная подруга Наташи. Сначала они делятся всеми своими детскими секретами, но когда наступил сложный момент в жизни Наташи (задуманный побег и венчание с Анатолем Курагиным), Соня спасает её от этой роковой ошибки. Она думает не только о позоре Наташи, но и о последствиях её поступка для семьи. Однако главная, постоянно мучающая её мысль о том, что она недостаточно ещё доказала свою преданность и благодарность семье за все проявленные к ней благодеяния, говорит о том, что сердце её ранено навечно. И рану эту нанесли ей именно те, кто являются её благодетелями.
Соня умна, хорошо учится и всегда помнит всё, чему её научили. Она благодарна семье Ростовых за то, что они её вырастили и воспитали. Эта благодарность порой становится слишком навязчивой, но это не её вина. Её просто поставили в такое положение. Да, именно в этой хлебосольной семье Ростовых, облагодетельствовавшей бедную сироту, она почувствовала всю свою уязвимость и невозможность реализовать себя так и в таком объёме, как дано было это родным детям Ростовых.
Соня преданно любит кузена Николая. Она из тех людей, которых называют однолюбами. Такова и княжна Марья: полюбив Николая Ростова, она поняла, что это навсегда. Но в княжне эта особенность характера показана как добродетель, а Соню попрекают её сильным чувством: графиня Ростова не желает брака своего сына с бесприданницей — для налаживания материального положения семьи предпочтителен брак Николая с богатой княжной Марьей Болконской.
Николай, так восторженно относившийся к Соне, мечтавший жениться на ней, говорил: «Соня! мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё… Я докажу тебе». Он сочиняет стихи для неё. И Соня уверена в своих чувствах к нему и говорит Наташе: «Что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь». И это правда, любовь её не только сильна, но и бескорыстна.
Но Николай, узнав о сватовстве Долохова к Соне, не был обрадован проявлением верности своей любимой девушки, не оценил его, но, наоборот, предупредил, что «не обещает ей жениться, так как еще молод и может влюбиться в другую». И Соня покорно приняла это. Графиня Ростова против отношений Николая и Сони: она считает, что эта любовь испортит ему карьеру, и называет девушку неблагодарной. Если человека постоянно упрекать в неблагодарности, указывать ему на его место в семье, то поневоле сформируется вот это чувство жертвенности, которое буквально съедало Соню, и желание эту жертвенность постоянно демонстрировать. Графиня-мать открыто обвиняла Соню в заманивании Николая — как же тяжело было девушке жить в этом доме!
Соня пожертвовала своей любовью в угоду графине, которая всё-таки вынудила её написать письмо Николаю, объявив его свободным от своей любви. То, что блестящий офицер Долохов делал Соне предложение, а она отказала ему из-за сильной любви к Николаю, даже автором не ставится в заслугу девушке, констатируется лишь сам факт. А ведь это характеризует Соню как человека порядочного, не способного к предательству, умеющего сильно и преданно любить.
Николай перед свадьбой рассказал княжне Марье о своей любви к Соне. Он чувствовал себя виноватым перед ней и просил княжну не обижать бедную девушку. Княжна Марья старается любить Соню, но «не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их».
Упрямая невеста
Несмотря на то что вокруг девушки читатель не видит множества кавалеров, она вполне достойна личного счастья. Но в романе Соня остается в одиночестве, хотя шанс устроить свою судьбу был, и неплохой. К юной воспитаннице Ростовых посватался гвардейский офицер Долохов. Федор Иванович имел дворянское происхождение и по многим причинам был прекрасной партией. Перечень его достоинств довольно убедителен:
- Молод и хорош собой — все невольно обращали внимание на 25-летнего статного мужчину. Имел красивое лицо, светлые глаза и вьющиеся волосы.
- Получил прекрасное образование и воспитание.
- Имеет «положение» в обществе — это немаловажно для Сони, у которой нет приданого.
- На войне проявил себя как храбрый военный.
- Нежно любит свою сестру и мать.
Почему же Долохов и Соня не стали парой? Возможно, причиной тому стало не только упрямство девушки, которая решила пожертвовать всем ради приютившего ее семейства. Ведь София была вполне разумной (в отличие от своей подруги Наташи Ростовой). Девушка, вероятно, ясно увидела все пороки потенциального жениха.
В компании приятелей Долохов способен на безумные выходки, порой бывал просто безрассуден. Например, во время одной шумной вечеринки выпил бутылку шампанского прямо на карнизе, не держась руками. Также Федор Иванович страстный игрок в карты. В свете даже поговаривали, что офицер нечист на руку, поэтому часто выигрывает.
Гордость и наглость, свойственные Долохову, становились причиной дуэлей. Общество часто прощало молодому красавцу его «шалости», в том числе и романы с замужними дамами. Но однажды за очередную выходку офицера разжаловали в солдаты. Правда, Долохов сумел самостоятельно вновь дослужиться до звания.
В романе Соне не суждено выйти замуж. Девица отказывает блестящему жениху. Другую судьбу она получает только в фанфиках — фантазиях на тему сюжета великого классика русской литературы.
Толстой же обошелся с Соней довольно жестоко, лишив героиню женского счастья. Возможно, Долохов действительно оказался бы неплохой партией. Ведь кажется, что только «правильная» жена сумела бы сдержать его темперамент.
Вывод
Образ Сони Ростовой помогает читателям лучше понять других героев романа: графиню-мать, Николая, княжну Марью, Наташу и др.
Толстой несколько раз подчёркивает настойчивое желание Сони доказать свою благодарность приютившей и воспитавшей её семье. Это обстоятельство говорит само за себя: девушке никогда не давали забыть о её положении бедной родственницы, из милости принятой в семью. Материнскую любовь Толстой считал святой. Но он всё же разделяет любовь матери, воспитывающей Человека, от слепой любви к своему детёнышу, свойственной и животным.
Соню растят как родную дочь, но почему-то она никак не может забыть, что она «облагодетельствована», а это значит, что она, в сущности, чужая.
Характеристика образа Сони Ростовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Картонный идеал
Лев Николаевич изображает Соню чуть ли не святой. Она никогда не оступается, в отличие от Наташи, все делает по правилам, хозяйничает в доме, платит добром за добро. Но все это как-то неискренне, словно Соня не живая молодая девушка, а кукла. Ее идеальность не является результатом сознательного выбора. Поступки продиктованы страхом огорчить своих благодетелей. Это, конечно, не исключает того, что девушка и правда умеет испытывать привязанность, благодарность.
Соня воспринимает все в жизни либо как черное, либо как белое. Для нее не существует других вариантов. Она не в состоянии проявлять гибкость, подстраиваться под обстоятельства. Например, не может отказаться от юношеского увлечения троюродным братом, который даже ее не любит. Жертвенность Сонечки — результат неумения выйти за рамки, проявить собственную волю.
Хотя в девушке много хорошего, этот образ малоинтересен. Судьба приживалки является результатом ее собственного выбора. Да, она вызывает сочувствие, подает пример самопожертвования. Но для этого ли дана человеку жизнь, чтобы бросать ее к ногам человека, недостойного такого подарка? Ведь Николай никогда не оценит жертву своей кузины, лишь пользуется ее добротой. Поэтому Соня у многих вызывает неоднозначные чувства. Хотя, конечно, девушка в целом положительная, но судьба ее могла быть более значительной и наполненной.
Несколько интересных сочинений
- История создания романа Отцы и дети Тургенева
В 1860 году обрывается сотрудничество Тургенева с журналом Современник. Либеральные взгляды писателя были не совместимы с революционно-демократическим настроением Добролюбова, написавшего критическую статью в Современнике на роман Тургенева - Главные герои произведения Ночь перед Рождеством
Героями произведения гоголя «Ночь перед Рождеством» являются храбрые веселые парни, красивые гордые девушки, а также их родители. Все эти люди просто живут и в их жизни царит доброта, любовь и красота. - Сочинение Уроки древнерусской литературы
Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература. Понять это можно довольно легко по некоторым признакам - Сочинение Дорант в рассказе Мещанин во дворянстве Мольера образ и характеристика
Изначально комедия «Мещанин во дворянстве» была написана по заказу Людовика 14. Дело происходило так. Однажды король принимал у себя в гостях турков. - Сочинение Воскресенье — мой любимый день недели