Образ Наполеона, созданный Львом Николаевичем Толстым в романе «Война и мир», показывает портрет этого исторического лица. Но не стоит воспринимать его как документальное изображение. Произведение великого писателя является художественным, и, значит, при изображении образов исторических личностей могла использоваться художественная выдумка либо субъективное мнение. Толстой постарался разносторонне раскрыть образ Наполеона и как человека, и как полководца. О нём говорится с первых строк романа и почти до последних.
Портрет: описание внешности, речь, поведение
В романе Наполеон Бонапарт предстаёт как человек невысокого роста с моложавым, полным лицом с выступающим подбородком. Описывая, каков он был в 1812 году, Толстой отмечает, что лицо его было «опухшее и жёлтое», а потолстевшая «фигура с широкими, толстыми плечами и невольно выставленным вперёд животом и грудью» была осанистой и представительной. Глаза у Наполеона были большие, улыбался он неприятно-приторно или насмешливо. Когда был раздражён, делал быстрые, энергичные жесты своими маленькими пухлыми руками. Голос был резкий, все слова Бонапарт произносил точно и чётко.
Походка была решительная, ходил он «быстро, подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову».
Характер, поступки
Наполеон в романе «Война и мир» представлен как жестокий завоеватель и эгоистичный человек. Отличительной чертой его характера являлся эгоцентризм. Толстой о, «всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» (том 3, часть 1, глава 6).
Он нисколько не сомневался, стоя в 1812 году на Поклонной горе, что сейчас придут к нему русские «бояре» и с низким поклоном вручат ему ключи от Москвы. Толстой показал в этом эпизоде мнимое величие Наполеона.
Бонапарту неинтересны окружающие, он равнодушен к их судьбам, его заботит только, чтобы он выглядел в их глазах как великий человек, он любит внимание к своей персоне и власть.
Позёрство и фальшь Наполеона проявились в сцене, когда он накануне Бородинского сражения любовался портретом своего сына. «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история» (том 3, часть 2, глава 26). Он «сделал вид задумчивой нежности», так как считал, что лучше всего сейчас выказать отеческую нежность.
Наполеону были свойственны такие черты характера как самовлюблённость, тщеславие, высокомерие, он всегда уверен в своей правоте и привык, что его слова и поведение вызывают у окружающих восхищение.
Наполеон как полководец. Отношение к солдатам
Бонапарт был целеустремлённым человеком и храбрым полководцем. Он считал своим ремеслом войну, но его распоряжения часто были неэффективными. Он был уверен, что знает, как правильно вести войну. Интересно, что в 1812 году Бонапарт жаловался императору Александру I и Кутузову на то, что русские ведут войну не по правилам («как будто существуют какие-то правила для того, чтоб убивать людей», — замечает Толстой). Но, несмотря на эти его жалобы, «дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой», не учитывая никаких правил.
Чтобы вселить боевой дух в своих воинов, Наполеон перед сражениями произносил пафосные, воинственные речи. От места сражения он предпочитал держаться подальше.
К своим солдатам Наполеон относился равнодушно, ему были безразличны не только судьбы простых солдат, но и армии в целом. Главным желанием Бонапарта было, чтобы он всегда выглядел величественно. Но из России ему пришлось бежать, забыв о своём величии и предав армию. Он уехал, закутавшись в прекрасную тёплую шубу, от своего гибнущего, замерзающего войска, а за ним поспешали короли и герцоги.
«Война и Мир»: Непобедимая французская армия.
«Война и Мир»: Непобедимая французская армия.
Кутузов представляется читателю таким, каким его видел Толстой и никак иначе. А вот Наполеон, наоборот, двоится: в начале третьего тома Бонапарт виден читателю коротеньким, с толстыми ногами и надушенного одеколоном, тогда как Пушкин и Лермонтов описывал полководца могучим, величественным и трагичным …
Толстой писал о полководце, как о бессильном человеке перед армией России, он …
«был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Бал, конечно, автор к этой персоне необъективен.
Наполеон был гениальным человеком. Он, в истории Европы, многое определил, да и в истории всего мира. А вот в войне с русским войском оказался бессильным. Французы оказались слабыми, против сильного русского духа.
И вот читатель, словно видит наяву, ту психологическую победу, которую Кутузов одержал в Филях на совете. Как эта победа была достигнута!? Авто явно даёт понять, что победе вовсе не способствовали план и командование, диспозиция и распоряжения, а множество поступков, совершённых простыми «мужиками» …
«мужики Карп и Влас … и всё бесчисленное множество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его»; «партизаны уничтожали великую армию по частям»; «партизанских отрядов различных величин и характеров были сотни … Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».
Автор смог точно описать партизанскую войну, то, как люди поджигали дома, как стреляли и убивали. Жестоко? Но это война …
«Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой, и … не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».
Несколько раз в течение не одной главы, автор описывает пленных французов. Это и босой, дрожащий от холода, барабанщик. Его пожалел Петька. Это и больные, обмороженные пленные, которые жалкой толпой плелись за русской армией. Это и Рамбаль, которые был невероятно счастлив и весел, когда военные дошли до Москвы и проникли в столицу.
Рамбаль — рыцарь, победитель, как полагал тогда он. Толстой описывал его так …
«высоки, бравый и красивый мужчина … молодецким жестом …расправил густые усы и дотронулся рукой до шляпы».
Это француз общался с побеждёнными снисходительно, весело, добродушно …
«почтение всей
Или же, как Толстой писал о сюжете, когда Пьер спас Рамбалю жизнь:
«красивое лицо его приняло трагически — нежное выражение» и вот тогда-то он заявил, что Пьер — тоже француз!
«Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его … было, без сомнения, самым великим делом».
Не хотел Пьер делить ужин с Рамбалем, но тот был вежлив, добродушен … Не в силах было ему отказать! Весь вечер француз рассказывал самодовольно и весело истории о том, как он — победителем, входил в каждый город. Болтовня была пустой … И вот, спустя какое-то время о нём вновь проносится слух, один солдат рассказывает другому …
«То-то смеху … Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет».
А дальше, читатель приближается к костру, возле которого сидят две «странно одетые фигуры».
Это были, денщик Рамбаля — Морель … «обвязанный по-бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубёнку»
и сам Рамбаль … «хотел сесть, но упал на землю», а когда его русские пожалели и подняли, понесли, он … «жалобно заговорил: О, молодцы! О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди!.. — и, как ребёнок, головой склонился на плечо одному солдату».
В лице Рамбаля, умевшего молодцевато расправлять свои усы и снисходительно беседовать с побеждёнными, Толстой показывает жалкое положение французской армии. Ведь и Рамбаль, и денщик Морель — в плен не попали, потому как, поняв в каком положении они оказались, сами же из лесу, где прятались, и вышли к русским.
Русские, когда встретили французов, могли бы сразу их убить. Бесчеловечно … Вот только Толстой показывает читателю, что у солдат уже не осталось той жестокости и нет той лютой ненависти к французам … «чувство оскорбления и мести» уже давно заменилось в душе народа «презрением и жалостью».
Покормили двух французов, дали выпить водки. В избу унесли Рамбаля, а Морель пел песни русским, те, в свою очередь, хохотали до упаду, старые солдаты, поглядывая на денщика — улыбались.
« — Тоже люди, — сказал один из них, уворачиваясь в шинель, — и полынь на своём кореню растёт». Это было сказано Кутузовым, который всегда чувствовал в каждом солдате … душу, даже во французском. Достаточно читателю вспомнить его слова: «Мы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно …»
Лично для автора романа, самым лучшим качеством в человеке было — человечность. В лице Наполеона, он показал, наоборот, бесчеловечность. Ведь, взмахом руки, он посылал вооружённых солдат, убивать беззащитных женщин, детей, колхозников-стариков. Кутузов — это «человечный» полководец, даже в войне, старавшийся сохранить жизни людей, пусть даже и врагов.
Свою мысль человечности, Толстой показал в этом сюжете, на примере двух французов и русских солдат. Враги изгнаны, но в душе солдат — есть чувство сожаления, а в нём-то и кроется высшая степень благородства! Которое воин должен проявлять став победителем!
Полезный материал по теме:
- Cравнение Наполеона и Кутузова по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого
- Анализ эпизодов встреч князя Андрея с дубом, Л. Н. Толстой «Война и мир»
- «Война и Мир» Графина Элен Безухова — красивая женщина или бездушная эгоистка?
- Сравнение эпизодов «Салон Анны Павловны Шерер» и «Именины у Ростовых» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Роман Ивана Гончарова «Обломов». Особый мир в романе.
Отношение Толстого к Наполеону
Для Л. Н. Толстого Бонапарт — «палач народов», жестокий завоеватель. Он зациклен на своей военной славе, поэтому является ограниченным человеком, лишённым простоты, интереса и сочувствия к людям. Толстой своё отношение к Наполеону подробно изложил в 3 главе 1 части эпилога. Он подчёркивает, что Бонапарту дали власть «миллионы случайностей», случайности сопутствовали его успеху как военачальника.
По мнению Толстого, «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). Писатель считал, что Бородинское сражение было дано не потому, что этого хотел Наполеон, а потому что солдаты его армии, измученные походом, хотели «найти пищу и отдых победителей в Москве».
Толстой уверен, что ходом этого сражения Наполеон не распоряжался, так как ничего из его диспозиции не было исполнено, и он не знал, что происходило в сражении впереди него. «Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его». Он просто «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).
Герои романа о Наполеоне
В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался. В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.
Андрей Болконский
В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать». Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.
Пьер Безухов
Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.
Николай Ростов
Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».
Борис Друбецкой
Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»
Граф Растопчин
Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».
🗹