В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина собрана удивительная галерея персонажей, которые так или иначе коснулись власти в городе Глупове. Один из самых запоминающихся героев-градоначальников – Угрюм Бурчеев. Этот образ имеет реального прототипа: историки и литературоведы проводят параллель с любимцем Александра I – графом Алексей Андреевич Аркчеевым. Имена героя и графа созвучны, также прозрачен намёк на деятельность Аркчеева, который славился манией величия и идеями масштабного переустройства русского государства.
О градоначальниках города Глупова
В тексте романа подробно рассказывается только о двенадцати градоначальниках, начиная с Брудастого и кончая Угрюм-Бурчеевым. Также вставлено особое «Сказание о шести градоначальницах», боровшихся за власть после Брудастого.
В некоторых градоначальниках очевидны черты российских самодержцев и их приближенных: Негодяев — Павел I, Грустилов — Александр I, Беневоленский — Сперанский, Угрюм-Бурчеев — Аракчеев. Но большинство градоначальников невозможно так просто опознать.
«Деяния»
Угрюм-Бурчеев страстно желал иметь власть над людьми, получив желаемую должность, он упивается её.
Грандиозные планы по «благоустройству» города сводятся у Угрюм-Бурчеева к тому, чтобы разрушить старый Глупов, а на его месте построить новый Непреклонск. Этот город будет полностью соответствовать его характеру. Он будет иметь только прямые линии, поэтому градоначальник начинает строить одинаковые здания. По замыслу самодура, в новом городе все жители будут всё делать одновременно. Таким образом, Непреклонск будет больше похож на армейскую казарму или тюрьму, чем на город.
Ещё одной безумной идеей градоначальника являлось то, что он хотел повернуть течение реки вспять или совсем её убрать. По его приказу, безропотные жители города начинают забрасывать русло мусором. Но свободную стихию нельзя остановить грубыми методами, и градоначальника смывает течением.
Безропотно подчиняющиеся бессмысленным идеям самодура глуповцы, наконец, потихоньку начинают возмущаться.
Но жестокий тиран вдруг исчез, произнеся ясным голосом: «Придёт…».
Угрюм-Бурчеев стал последним градоначальником города глупцов. После его исчезновения город накрывает смерч.
Внешность и характер Угрюм-Бурчеева
Главу о нём Салтыков-Щедрин начинает словами: «Он был ужасен».
Ужасен и внешностью, и поступками.
Это был мужчина среднего роста с лицом, казавшимся деревянным, которое никогда не озаряла улыбка. Его конусовидный череп и узкий покатый лоб покрывали чёрные волосы, остриженные под гребёнку.
Серые впавшие глаза смотрели прямо и не выражали никакой мысли, от этого казались страшными: невозможно было вынести этот взгляд, если он останавливался на ком-то.
Челюсти выражали готовность «раздробить или перекусить пополам».
Его фигура была сухощавой, руки — длинными и мускулистыми, а узкие плечи он всегда держал приподнятыми. Грудь искусственно выпячивалась вперёд.
Военного покроя сюртук всегда был застегнут на все пуговицы.
Эта внешность наводила на людей ужас.
Автор много раз повторяет слово «идиот», характеризуя Угрюм-Бурчеева.
Умственную ограниченность он совмещал с непреклонностью. В нём не присутствовала не только какая-либо страстность (он никогда не кричал, не жестикулировал, не топал в ярости ногами), он вообще никогда не проявлял никаких чувств, все они были заменены непреклонностью. Приказал — и всё.
Его идеалом была прямая линия — простота, доведённая до наготы.
Человеческий разум он не признавал, веселья или безделья (досуга) не понимал. Они не приводили его в бешенство, просто он недоумевал, а всякое недоумение выражал только одним словом: «Зачем?»
Он действовал, как бессознательная сила природы, сметая с лица земли всё, что не успевало посторониться.
В народе его называли «сатаной», но никто не мог объяснить, почему. На этот вопрос жители не отвечали, а только дрожали и показывали на свои дома, построенные по прямой линии, на свои одинаковые одежды (казакины).
Ужас этот градоначальник наводил не только своей внешностью, но и образом жизни. Спал он на голой земле, лишь в сильные морозы уходил на сеновал. Вместо подушки ему служил камень.
Вставал очень рано, одевался в вицмундир, бил в барабан, что означало подъём для остальных. Ел лошадиное мясо, свободно перемалывал зубами воловьи жилы. Каждый день по три часа маршировал на дворе, сам себе подавал команды и даже сам себя подвергал наказаниям, причём не притворно, а по-настоящему.
Внешность
Последний градоначальник Угрюм-Бурчеев стал самым жестоким и деспотичным из всех управленцев города.
Салтыков – Щедрин не скупится в эпитетах, чтобы описать его внешность. Перед читателем живо встаёт грубое, вызывающее неприязнь «деревянное» лицо. Оно не выражает никаких эмоций потому, что сам градоначальник их не испытывает. По его лицу не пробегает даже тень улыбки, а серые глаза холодные и пустые, как у рыбы, « нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности» Волосы чёрные и коротко подстриженные, а лоб узкий и покатый. Каждая черта такой внешности уже многое говорит о характере. По узкому лбу можно судить о наличии «большого ума», по развитым челюстям – об упрямстве, по холодным глазам и ничего не выражающему лицу — об отсутствии чувств. В целом получается не живой человек, а механический робот.
Под стать отталкивающему лицу и фигура градоначальника. Это худой среднего роста мужчина с узкими плечами.
План нового города
Ещё до прибытия в город Глупов он составил образцовый план нового города, который решил возвести. Всё в этом городе было подчинено установленному им порядку.
От площади в центре радиусами шли улицы (роты). Город окружён рвом для неприступности. В каждом доме — три окна, в палисадниках должны произрастать только предусмотренные планом растения. Все дома окрашены одной краской — светло-серой. В каждом доме должны жить по двое представителей каждого возраста: престарелых, взрослых, подростков и малолетков. Животные также должны быть по парам. Дома будут называться поселенной единицей, которая должна иметь своего командира и своего шпиона (это важно!). Десять домов — взвод, там тоже должен быть свой командир и шпион и т. д. Все живут по команде: встают, едят чёрный хлеб с солью, выходят на работу — жизнь казармы.
Весь этот бред по строительству нового города (план) он представил начальству. Никто не встревожился. Всех даже удивил размах мысли будущего градоначальника. План был одобрен.
Значение в произведении
Писатель с помощью такого образа показал, что важно какие люди приходят к власти. Поэтому пример главного героя занимает позицию ужасного руководителя, который насильственными методами шел к мечте. Наделен властью, бесчувственный, не приносил пользу обществу, а ухудшал жизнь населения.
Но градоначальник не единственный, кто ведет работу в городе без пользы. Потому что деяния других градоначальников также изображены сатирически.
Работа таких деятелей бесполезна, поскольку вводили в употребление новые приправы для еды, градоначальник Бородавкин просил академию в городе, а при отказе построил съезжий дом. Они все совершают одинаковые ошибки и те же преступления, поэтому развития у города нет.
Автор при описании внешности Угрюм-Бурчеева использует прием гипербола: например, «деревянное лицо», «каменная фигура». Так он представляется не человеком, а чем-то неживым. Салтыков-Щедрин свои работы посвящал описанию действий властей и наделял такими качествами героев.
Он изучал психологию руководителей всех рангов, знал устройство «государственного аппарата». Поэтому писал правдоподобную действительность. Градоначальники не хотели слышать людей, потому что надоели эти бесконечные просьбы. Задача русского чиновника была «гнать» и «не пускать». И думать необязательно, даже вредно.
Писатель сообщал, что городом Глуповым может быть любой город в России — и Астрахань, и Москва, и другие, так как властолюбивые и жестокие начальники существуют везде, причем и поныне, поэтому история, описанная в романе, актуальна в современном мире.
Строительство
За строительство нового города градоначальник взялся с рвением идиота. Он ходил по старому городу с жестом руки вперёд, проектируя прямую линию. И вдруг наткнулся на реку, которая безмятежно текла, преграждая ему путь. И в его голове возник план разрушить этот неправильный город и устранить реку. Все силы были брошены на этот безумный проект. Но как ни старались глуповцы, реку они победить не смогли. Они разрушили свой город, забросали реку брёвнами, землёй и мусором, но она не сдавалась и продолжала течение. Но раз река не захотела уйти от него, он решил уйти от неё. И отдал приказ строить новый город на новом месте. Построенный город назвал Непреклонск. Фактически это был не город, а военное поселение, где жители носили униформу, маршировали и т. д.
Постепенно глуповцы начали понимать, что их градоначальник не злодей, а простой идиот. Начались одиночные нарушения дисциплины, ночные совещания…Он сам начал что-то подозревать. Но однажды в городе произошло нечто необычное — не то ливень, не то смерч… Салтыков-Щедрин назвал это явление «оно». Наступила торжественная минута, оно пришло, а Угрюм-Бурчеев исчез, «словно растаял в воздухе».
Характер
Неудавшуюся внешность и рост, градоначальник компенсировал чудовищными планами по «благоустройству города» и деспотичностью и самодурством по отношению к горожанам.
Для того чтобы держать людей в повиновении, Угрюм-Бурчеев настроил везде военные поселения и занимался муштрой людей.
Во всех действиях градоначальника проступают самые низменные качества человека: жестокость, беспросветная тупость, самодурство и злоба.
Этот мужчина явно умственно не совсем здоров:
- Он спал на голой земле, а под голову клал камень.
- Он ел сырое лошадиное мясо.
- Он часами маршировал, сам себе отдавая команды.
- Он отрубил собственный палец, чтобы доказать преданность своему начальнику.
Ни один из этих поступков не соответствуют поведению адекватной личности. А автор, он же летописец, напрямую называет градоначальника идиотом и прохвостом.
Угрюм-Бурчеев деспотичен по отношению не только к жителям города, но и к своей семье. Он держал родственников в подземелье и изредка подкармливал по ночам скудной едой.
Вариант 2
Этот градоначальник города Глупова – один из самых несимпатичных в ряду правителей вымышленного населенного пункта. Рисуя их образы Салтыков-Щедрин высказывал свое отношение к российской элите и истории страны.
Писатель-либерал по своим политическим взглядам, утверждал в «Истории одного города», что чем менее власть вмешивается в жизнь населения, тем лучше и богаче народ живет. Для доказательства этого положения сатирик нарисовал много образов тиранов и самодуров. Одним из самых ужасных стал Угрюм-Бурчеев. В образе этого военного отражены все неприглядные методы управления, существовавшие в Российской империи, правители которой с детства получали воспитание офицеров.
Салтыков-Щедрин описывает Угрюм-Бурчеева как идиота с очень узким кругозором. К низким интеллектуальным способностям градоначальники добавляются рассказы о его жестоких методах управления и насилиях, которым он подвергал глуповцев. Все это прямые намеки на порядки в дворянско-крепостнической России и, особенно, ярко проявлявшиеся в военной среде.
У Угрюм-Бурчеева был исторический прототип, которого автор романа слегка зашифровал, лишь слегка изменив фамилию. Это Аракчеев, ненавидимый почти всей страной и поднятый наверх Александром I также, за исполнительность и отсутствие привычки думать и рассуждать. Другим прототипом градоначальника является император Николай I, на что намекает взгляд Угрюм-Бурчеева, который, как и у реального правителя России трудно вынести.
Писатель-сатирик подчеркивает мелочный характер тирании, установившейся в Глупове. Угрюм-Бурчеев сечет и наказывает, но не создает полезного. Вся его деятельность – это попытки установить порядок ради порядка как такого. Борьба градоначальника с рекой вводится в роман, чтобы показать глупость и бесперспективность противостояния начальства самой природе, естественному ходу вещей.
Попытка Угрюм-Бурчеева создать идеальное государство не просто реакция писателя-либерала на военные поселения и аракчеевщину. В этой реформе, отбиравшей у солдат-крестьян остатки свободы и частной жизни трудно не видеть чудовищный эксперимент, но в романе показано большее. Конец истории с деспотическим градоначальником, уничтожившим в Глупове остатки нормальной жизни, это скорее антиутопия и предвидение писателем к чему впоследствии может привести диктатура, основанная на нерассуждающей грубой силе. Автор романа соединил в его конце многократно продемонстрированную им ранее покорность населения. Она показана, чтобы как можно ярче продемонстрировать противоестественность, которая, по его мнению, присуща абсолютной власти.
Популярные сочинения
- Сочинение Я — личность по обществознанию (6 класс)
Слово личность в смысловом своем аспекте восходит к слову личина, которое в свою очередь связано со словом маска. Именно личность и является тем самым полотном, на котором мы рисуем различные рисунки - Сочинение-описание по картине Автопортрет Брюллова
Брюллов написал огромное количество разных картин, которыми любуются все искусствоведы и любители живописи. Рисовать его научил отец, который с ним занимался. - Сочинение Прогулка на лыжах по зимнему лесу
Зима замечательное время года. Вся земля покрывается белым одеялом, деревья укутываются в белую шубку. Обожаю волшебную зиму. Солнце светит иногда очень ярко и небо выглядит чистым и красивым
Образ 3
В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина повествуется о городе с очень характерным названием Глупов. Необычные и странные вещи, происходящие в городе, неординарные горожане и не менее чудаковатые правители Глупова, подтверждают его название.
Градоначальники отличились каждый по-своему, постарались оставить о себе яркое воспоминание, и все они как один были глупцами.
Данное литературное творение поразительно тем, что его персонажи олицетворяют реальных государственных деятелей, проявивших свои сомнительные таланты по управлению Россией, в сложный период, отмеченный в истории, как Эпоха дворцовых переворотов.
Впечатляющим героем сатиры является Угрюм-Бурчеев. Этот амбициозный представитель власти, любитель грандиозных перестроек, прототип графа Аракчеева.
Внешне ничем не примечательный человек, сухощавый, невысокого роста, с лицом, не выражающим эмоций, впалыми серыми глазами, прямым носом, тонкими губами, и взглядом, демонстрирующим железную хватку. Приверженец сурового казарменного быта, он вел аскетический образ жизни. Спал на голой земле, в пищу употреблял сырую конину. Его одинокие маршировки часами на пролет, навязчивое желание все устроить прямолинейно, вызывают недоумение и наводят на мысль, что у человека нездоровое восприятие действительности.
Угрюм-Бурчеев держит в страхе не только своих близких, но и горожан. Жизнь глуповцев под управлением такого деспота уныла и безотрадна. А родных он вообще заточил в подвал. Несчастные потеряли человеческий облик, практически лишившись рассудка.
Приступив к обязанностям градоначальника, Угрюм-Бурчеев затевает масштабную стройку. У него грандиозные планы по изменению внешнего вида города и уничтожению реки. Глуповцы безропотно подчиняются, но раздражение горожан постепенно назревает. Да и природа протестует против подобного беспредела, разразившись неведомым катаклизмом, унесшим в неизвестность Угрюм-Бурчеева.
Несмотря на беспросветную глупость, жители города все-таки не смогли смириться с тем, что преобразования нового главы привели к разрушению их города. Авыстроенный на новом месте с другим названием Непреклонск очень уж походил на тюрьму нежели на уютное место, где можно счастливо зажить.
Автор острой сатирой обличает эгоцентризм и деспотизм правящей элиты, их недальновидность и жестокость способствующих приближению катастрофы. Просматривается явное негодование писателя в отношении кротости и бессловесной уступчивости горожан. Ведь не может не возмутить подчинение местного населения жестокому идиоту.
Образы, созданные автором в этом сатирическом фарсе скорее попытка обличить существующий крепостнический строй и деспотизм царивший в военных кругах.
🗹