Описание внешности
Для того чтобы дать характеристику Ильинской Ольге Сергеевне, следует вспомнить слова автора. Как описывал Гончаров свою героиню? «Если Ольгу обратить в статую, она станет образцом грации, гармонии» — так автор говорит о девушке, покорившей сердце Обломова. Она невысока ростом, но при этом ее стан обладает необычным величием. Весь образ ее гармоничен, притягателен. Ильинской Ольгой Сергеевной многие восхищались. Было в ней внутреннее обаяние, мало общего имеющее с внешней красотой.
Характер, интересы героини
Ольга Сергеевна Ильинская получила прекрасное образование. Она разбиралась в науках, искусстве. Много читала и находилась в постоянном развитии. Эта молодая женщина обладала пытливым умом, беспрерывно познавала что-то новое. Внутренние черты отразились на внешности. Губы Ольги всегда немного сжаты – признак задумчивости, стремления к поиску истины.
Что еще известно об Ильинской Ольге Сергеевне? Место жительства героини – дом родственницы, тетки Марии Михайловны. Ольга рано осиротела, быстро повзрослела. Она отличается удивительной активностью, энергичностью. А потому очень странно, что при встрече с Обломовым мгновенно заинтересовывается этим инфантильным, слабохарактерным человеком. Что привлекает Ольгу в Илье Ильиче?
Идеальный объект любви
В голове Ильи Ильича уже была идеальная женщина, и она была отражением его любимой деревни – Обломовки, места, где он провел свое детство. Совершенная дама должна быть такой же, как атмосфера в селе, – мирная, уютная, слаженная. Заглянув в мысли персонажа, читатель узнает, за что Обломов полюбил Ольгу. В его сердце уже давно живет мечта о скромной и смиренной красавице, которая впишется в пейзаж Обломовки. Молодая девушка — воплощение гармонии, к которой так стремился мужчина. Ее голос, лицо, поведение — все захватывало. Будучи человеком застенчивым, он сам никогда бы не решился подойти к волшебной Ильинской, но девушка сама сделала первые шаги.
Роман приобретал обороты, возникла взаимная симпатия. Но разные планы друг на друга сразу обрекли молодых людей на провал их отношений. Илья Ильич поменял свои привычки и полностью отдавался чистому чувству. И только потом понял, что его картинный образ далек от сути, которую скрывает в себе избранница. Почему Обломов полюбил Ольгу? На эту тему можно размышлять долго. Она была хорошенькой, тихой, покорной, из уважительной семьи и главное — неравнодушна к нему. Но разошлись они только по одной причине — различные соображения о счастливой семейной жизни.
Обломов
Как ни странно, история любви — одна из основных сюжетных линий в романе, повествующем о человеке, проведшем почти всю свою жизнь на диване. В произведении Гончарова раскрыты различные грани прекрасного чувства. Отношения Ильинской и Обломова – это пример всеохватывающей, яркой любви. Однако герои обречены на расставание.
Критики по-разному воспринимают роль Ольги Сергеевны Ильинской в судьбе главного героя. Одни полагают, что это светлый образ, способный спасти его из пучины «обломовщины». Другие говорят об эгоизме Ильинской – женщины, для которой сомнительные обязательства становятся превыше чувств.
История любви героев Гончарова начинается весной, в тот самый период, когда цветет сирень, и воздух словно пропитан романтичностью, чувственностью. С Ильинской Обломова знакомит его друг Штольц. Для Ильи Ильича девушка – воплощение идеала, женственности, гармонии. После первой же встречи ее образ не выходит из его головы. Обломову, наконец-то, впервые за много лет не спится. И халат ему невыносим, и Захар вдруг раздражает.
После первой встречи между героями завязываются романтические отношения. Обломов испытывает по отношению к Ольге настоящие чувства. Кем же для Ильинской становится этот чувствительный, рефлексирующий человек? Любит ли она его? Нельзя сказать, что Ольга не испытывает к мечтателю Обломову никаких чувств. Но скорее, она хочет любить того человека, которого она в будущем сделает из Ильи Ильича. Она получает удовольствие от нравоучений, воспитания Обломова. Она не способна полюбить его таким, какой он есть. Ольга Сергеевна стремится изменить его. Обломов это понимает. И это понимание становится для него невыносимым. Между ними происходит разрыв.
Обломов и Ольга
Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»
Ольга – героиня нового времени. Музыка соединяет Обломова и Ольгу еще до личной встречи. Штольц, узнав о самой дорогой Илье мелодии, поражен совпадением: «Ты любишь эту арию? Я очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя – вот голос, вот пение!» Илья Ильич безошибочно «узнает» свою суженую, как узнавали герои любимых им сказок. «Посмотрите в зеркало, – продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, – глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..» «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!» – тихо сказал Обломов <?…>. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина». В своем ответном чувстве героиня быстро взрослеет: «Она как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам… С ней совершилось то, что совершается с мужчиной в двадцать пять лет при помощи двадцати пяти профессоров, библиотек…» Итак, если духовному становлению мужчины нужно помогать, а непродуманное руководство грозит бедой (как мы это видели на примере Александра Адуева), для девушки существует другое условие: не мешать. Это условие исполнилось в жизни Наденьки Любецкой, которая послужила первым наброском образа новой женщины. Это условие случайно реализовалось в судьбе героини «Обломова». Про родителей Ольги не говорится ни слова – должно быть, она их потеряла в детстве. Тетка, чопорная светская барыня, строго соблюдая приличия, на самом деле мало обращала внимания на племянницу.
Но одной свободы мало: необходимы богатые духовные задатки. «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! – с восхищением восклицает автор. Понятно, что подобная девушка не пользуется успехом в лицемерном светском обществе – «зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки. <?…> Говорила она мало, и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись. Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил ее». Так начинается ряд реминисценций «Евгения Онегина» Пушкина. По поводу цитированного эпизода вспоминается поведение Татьяны на светском балу в Благородном собрании и ее «неблагосклонная» оценка «архивными юношами» – самыми модными кавалерами. Ее безыскусное обаяние и прелесть могут быть замечены только равными ей по духу людьми. Штольц, как «Вяземский» в романе Пушкина, «душу ей занять успел». Незаурядность Ольги становится рельефнее благодаря этой постоянной параллели. И благодаря контрастному противопоставлению, которое она мысленно проводит между своим поведением и манерой некоей «Сонечки». Сама Сонечка на страницах романа так и не появится. Зато читатель знает, как поступила бы при таких обстоятельствах обыкновенная светская барышня. Самостоятельной искренней Ольге жизнь так легко не дается. Ее сравнения с подругой неизменно заканчиваются печальным рефреном «счастливая Сонечка». Но это смотря что считать счастьем…
Главное в новой женщине – стремление к равенству с мужчиной. Ну а равенства быть не может без равного уровня образованности. «Зачем нас не учат этому? – с задумчивой досадой говорила она, иногда с жадностью, урывками, слушая разговор о чем-нибудь, что привыкли считать ненужным женщине», от «двойных звезд» до «школ живописи». В этом вопросе – крик души современной ей женщины, обреченной ограничить свой кругозор узкими рамками семьи и «пристойных» девушке знаний. Скоро русские девушки начнут бегать из дому, доводя до отчаяния родителей. Будут венчаться фиктивным браком, чтобы иметь возможность учиться… Скоро, скоро появятся женские курсы и другие учебные заведения. Но это случится уже ближе к шестидесятым годам. Так что Ольга опередила свое время. Ей приходится требовать поделиться знаниями Штольца, Обломова: «Всего мучительнее было для него, когда Ольга предложит ему специальный вопрос <?…>; а это случалось с ней часто <?…> просто из желания знать, в чем дело…»
Первая же встреча дарит Обломову невиданный жизненный подъем: «Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг…» Описание его душевного состояния автор перемежает комментарием: «с ужасом думал он», «с ужасом сказал он», «лицо у него подернулось нерешительностью». Чего больше в этом страхе – трепета за любимую или обывательского благоразумия? В разгар страсти, после объяснения, он пишет странное послание. Обломов выражает сомнения в ее чувстве: «Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня?» Он отстаивает необходимость разлуки: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка летает с ветки, где села ошибкой…!» Затем пробирается в парк, чтобы увидеть ее реакцию (как нетрудно угадать, это были слезы). Оскорбленная Ольга называет его поведение эгоизмом – «у вас нет сердца». А после примирения продолжает: «В письме этом, как в зеркале, видна ваша нежность, ваша осторожность, забота обо мне, боязнь за мое счастье, ваша чистая совесть». Очевидно, правда где-то посередине…
Ольга не просто полюбила. Она выбрала великую цель и поставила перед собой грандиозную задачу: «Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..» Поначалу кажется, что у нее это получилось: «“Жизнь, жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Саstа divа… все здесь…” – Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку». Эта ветка сирени тоже становится символом – обновления, радостных надежд, возвышенной любви. История любви Обломова и Ольги потрясла сурового немца, или вернее, австрийца Стефана Цвейга: «Широкие просторы <?…> книги наполняются светом идиллии, точно серебряным карандашом зарисованы в произведении интимные и целомудренные сцены любви, и забываешь, что их написал русский (интересно, почему? – О.Т.), такой от них исходит веселый, тихий и чистый свет». Гончаров рисует сцены и диалоги не только поэтические, но и беспечно-шаловливые – в тех случаях, когда Ольга замечает или узнает от болтуна-Захара о новых рецидивах злополучной обломовщины:
– Вы заняты были? – спросила она <?…>. «Сказал бы занят, да это Захар!» – простонало у него в груди.
– Да, я читал кое-что, – небрежно отозвался он.
– Да не ужинайте, – прибавила она серьезно.
«Захар!» – шевелилось у него в горле яростное воззвание к Захару.
– Стоит только поужинать хорошенько, – продолжала она <?…> – да полежать дня три <?…>, непременно сядет ячмень.
«Ду…р…р..ак!» – грянуло внутри Обломова обращение к Захару».
О новаторстве Гончарова при изображении чувств писал Дружинин: «Его бесподобная, насмешливая, бойкая Ольга с первых минут сближения видит все смешные особенности героя, не обманываясь нисколько, играет ими <?…>. Все это поразительно верно и вместе с тем смело, потому что до сих пор никто еще из поэтов не останавливался на великом значении нежно-комической стороны в любовных делах, между тем как эта сторона <?…> вечно существует и выказывает себя в большей части наших сердечных привязанностей». В пронизанных мягким юмором диалогах, заключена задушевная мысль Гончарова, которую он впервые выразил описанием любви Александра Адуева и Наденьки – о том, что счастье существует на свете, но оно не бывает, не должно быть одинаковым, статичным – иначе это уже не счастье. «А завтра, завтра блеснет уже другое, может быть, такое же прекрасное, но все-таки другое…»
Настоящая любовь не отвергает прозу жизни, она органично входит в повседневное бытие и придает ему смысл; минуты любви остаются прекрасным воспоминанием; постоянно утопать в облаках блаженства нельзя – иначе это тоже не счастье. Подобные размышления приходят на ум Илье Ильичу после объяснения с любимой: «Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый ее (любви) луч, а там она будет уже – не блистать ярко, а согревать невидимо жизнь; жизнь поглотит ее, и она будет ее сильною, конечно, но скрытою пружиной. …Поэма минует, и начнется строгая история: <?…> поездка в Обломовку, постройка дома, проведение дороги, нескончаемый разбор дел с мужиками. <?…> Кое-где только изредка, блеснет взгляд Ольги, раздастся торопливый поцелуй, а там опять на работы ехать, в город ехать». Однако сама мысль о трудах, хотя бы ради любимого существа, охлаждает Обломова. «Да ты прежде шагни два раза…», – подталкивает его Ольга. И он попытался, даже подъехал было к крыльцу присутственных мест, но, по обычаю всех лентяев, отложил дело «на потом»: «А мне и есть хочется, и жарко. Да и Ольга ждет меня… До другого раза!»
Обломов желает действовать, но первый его поступок: найти человека, на которого можно было бы переложить свои дела и снова существовать бездумно. С поразительной наивностью Обломов признается, что «ничего не знает» о своем имении и готов подчиниться «доброму» Ивану Матвеичу в выборе управляющего. Такой управляющий, по фамилии Затертый, нашелся, и в письмах из деревни сообщал то, что хозяин желал услышать: «о дороге, о мостах писал он, что время терпит, что мужики охотнее предпочитают переваливаться через гору и через овраг». Обломов не учел одного: в мире не так много людей, которые бескорыстно занимались бы чужими делами, старания Затертого и Тарантьева грозят Илье Ильичу многими бедами. Когда же необходимость собственных хлопот становится очевидной, Илья Ильич вновь безвольно склоняется в сторону дивана. Конечно, для этого приходится хитрить, прятаться, лгать, словно школьнику, не выучившему урока. Психология нашего героя подтверждает японские наблюдения писателя: ложь– прибежище слабого, безвольного, не владеющего своей судьбою человека. К удовольствию Обломова, развели мосты – еще один предлог не встречаться с Ольгой и не отвечать на докучливые расспросы.
Его бесконечные отсрочки доводят до отчаяния Ильинскую, которая предчувствует, что за этим последует. Читательское переживание последних глав выразил С. Цвейг, говоря: «Никогда не было у меня такой потребности прямо-таки вмешаться в действие, чтобы встряхнуть его (Обломова): Пробудись, пробудись, счастье пройдет мимо тебя, ты можешь еще его поймать». Но Илья Ильич уже сделал выбор. Ольге остается лишь констатировать: «Ты обманул меня, – холодно сказала она, – ты опять опускаешься <?…>. Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен <…> голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого <…>!» Минуту спустя, осознав жестокость своих слов, Ольга бросается к нему с извинениями. На сей раз Обломов отстраняет ее, почуяв, что все сказанное – правда, и извинения лишь продлят мучительную для каждого из них связь.
Ольга произносит приговор Обломову и… себе. Девушка сознается в грехе гордости. Недаром, оказывается, Илья Ильич сомневался в ее чувстве. При последнем свидании Ольга созналась, ему и себе: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним». Ее привязанность балансирует на тонкой грани между желанием помочь и стремлением переделать, мудрой предусмотрительностью и юной нетерпимостью, самопожертвованием и «самолюбием». Так что же, надо принять дорогого человека, как он есть, смириться с его слабостями? Гончаров не хочет дать прямого ответа. Зато переносит свет авторского внимания на новую героиню…
?
Штольц
После разрыва с Обломовым у Ильинской завязываются теплые отношения со Штольцем. Сначала это всего лишь дружба. Позже она перерастает в романтические отношения. Наконец, Штольц делает Ольге Сергеевне предложение. Они яркие, деятельные, целеустремленные личности. Казалось бы, идеально подходят друг другу. Однако и со Штольцем Ильинская не становится счастливой.
Андрей Иванович увидел в Ольге благодарную ученицу. Он окружил ее вниманием, стал ее наставником. Он был для Ольги тем, кем она пыталась когда-то стать для Обломова. После расставания с Ильей Ильичом Ольга уезжает в Европу, где проводит много времени со Штольцем. Она слушает его с интересом. Он же очаровывается не только стремлением Ольги к знаниям, но и ее женственностью.
Проходят годы. У Андрея Ивановича и Ольги Сергеевны появляются дети. Со временем Штольцу становится все сложнее соответствовать мужскому идеалу Ильинской. А она же начинает страдать от скупости, немецкой рациональности мужа. И все чаще вспоминает мечтательного Обломова. Между Ильинской и Штольцем любви нет. Нет и понимания, которое, несомненно, сложилось бы между Ильинской и Обломовым, сложись их жизнь иначе. Идеал для Ольги – Илья Ильич. Однако в период их романтических отношений она была слишком молода, для того чтобы проявить больше понимания, тактичности и терпения.
🗹