- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Вера Ростова в романе Война и мир
В романе Льва Николаевича Толстого, женский образ Веры Ростовой представлен наиболее интересно среди персонажей второстепенных ролей. Вера, по замыслу великого писателя, составляет полную противоположность своей сестры Наташи. Взрослость, ответственность, воспитанность и вместе с тем, несчастная судьба персонажа собрана автором в произведении.
Вера, самый старший ребенок из четверых детей графской семьи Ростовых. Строгая и серьезная девушка, развитая не погодам, считает себя взрослой женщиной. Мать, графиня Ростова, явно недолюбливает девочку и очень скупа к ней на материнские чувства и любовь. Безусловно, повзрослев, Вера отдаляется от матери. В семейном гнездышке семьи Ростовых девушка чувствует свою отстраненность и одиночество. Шумные балы, приемы гостей все это не для нее.
Образ героини, описываемый в романе, особенно красив. Неотразимая улыбка делает ее лицо еще более строгим и холодным, скорее каменным. Создав для себя идеальный образ, и настолько вжившись в него, кажется, что выйти из него она уже никогда не сможет, оставшись навсегда ледяной красавицей.
Сдержанность и молчаливость характера, скрытность чувств и эмоций, характеризуют героиню как закрытого человека. Девушка мысли и переживания держит в себе и порой от этого она тяжело страдает, но иначе не может.
Всплеск эмоций, взрыв чувств — это ей не знакомо.
Автор произведения в своем романе мало уделяет внимания своему персонажу, касаясь ее как бы невзначай. Иногда, кажется, что данного героя могло бы вовсе и не быть на страницах романа и от этого произведение не стало бы менее интересным.
Скорее всего, на примере героини, Лев Николаевич хотел показать, что такие, как Вера Ростова, отталкивают других людей, обличая себя в строгие рамки поведения, не соответствующего их внутреннему миру. Холодная красота персонажа, на поверку, оказывается малоинтересной и не привлекательной. На протяжении всей книги образ так и остается непонятным и нераскрытым для читателя. Вместе с тем, Веру нельзя назвать отрицательным героем, так за ее внешней холодностью и неприступностью можно разглядеть ранимую душу и хрупкую натуру, что вызывает жалость и сострадание, но никак не восхищение читателя.
Вера и её семья
Совсем юной девушкой, какой она появляется в начале романа, Вера уже вызывает недоумение. Интересно, что о её присутствии в гостиной, где Ростовы принимают Карагиных, автор упоминает лишь к концу визита, хотя Вера была там с самого начала. Уже состоялся разговор о Безуховых. Уже нарушили чинную атмосферу приёма ворвавшиеся в комнату дети, посидели и снова убежали. Гостьи оправляют платья, готовясь удалиться при первой возможности. Только тут автор вспоминает о ещё одном лице, находящемся в гостиной: «Из молодежи, не считая старшей дочери графини, … в гостиной остались…». Две главы (VII и VIII) Вера сидит рядом с матерью, но читатель узнаёт об этом только в IX главе, и то ему сразу предлагают её «не считать».
До тех пор, пока она не произносит слов, которые всем кажутся неуместными, на неё не обращают внимания. И как первую характеристику Лев Николаевич делает очень важное для него замечание: «Улыбка не украсила лица Веры … лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Ещё в повести «Детство» Толстой писал об улыбке, как о существенном для него критерии красоты. Если она делает человека привлекательнее, он красив, если уродует, значит, нет. Замечание Веры у всех вызывает неловкость. И с этого момента при каждом появлении этого персонажа читатель чувствует вторжение чего-то инородного, чуждого, нарушающего гармонию.
Вера Ростова никогда дискомфорта не испытывает. Мать просит её не мешать разговору с Анной Михайловной и выйти: «Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя?» Николай резко упрекает: «Наговорила всем неприятностей, расстроила всех». Красавицу Веру невозможно смутить такими мелочами. С прежней самоуверенностью и самодовольством она продолжает разглядывать себя в зеркале.
Автор делает акцент на том, что с первенцем Верой «много мудрили», держали в строгости, воспитывали совсем не так, как остальных. В итоге выросла дочь, умеющая себя вести, но не имеющая ни капли такта, лишённая способности к сопереживанию.
Внешность девушки
Старшая дочь графини появляется в романе в возрасте 20 лет. Вера – красивая «девица». Этот эпитет сопровождает девушку по всему произведению. Красивая графиня производит неприятное впечатление, раздражает окружающих. Она презрительно улыбается, холодно говорит, спокойна в беседе. Вера рассматривает свою внешность и становится еще более уверенной и независимой. Женщина «несомненно хороша», но улыбка не украшает лицо, оно становится неестественным и неприятным. Красивая внешность – приятный голос. Все гармонично в образе девушки, но нет слов в описании, которые бы показали хорошее к ней отношение. Автор пишет отчуждено, где-то с сарказмом, частично с усмешкой. В большинстве строк заметно противопоставление Веры другим членам семьи. Как признается отец, в воспитании дочери графиня «намудрила», взяв за основу идеалы другой женщины – Марии Друбецкой.
Замужество
Вера всегда убеждена в своей правоте, довольна собой и своим поведением. Это чувство служит ей щитом от излишних переживаний и волнений. Родители испытывают неловкость, соглашаясь на явно неравный брак Веры с Бергом. Граф понимает, что ситуация выглядит так, словно он рад избавиться от старшей дочери. Не оскорбляет это двусмысленное положение только саму невесту.
У молодожёнов общая цель — быть образцовой светской семьёй. Устраивать приёмы, на которых пуфик и столик, пелеринка на плечах хозяйки, разговоры между гостями, приглашённый генерал — всё абсолютно такое же, как в других приличных гостиных. Нехитрое счастье Бергов в какой-то степени умиляет своей наивностью. Их желания незатейливы, примитивны, ограничены текущим существованием. В панцире своего эгоизма они не доступны ни бедам, ни тревогам, общим для всех. После Бородинской битвы, заехав ненадолго в Москву, Берг просит у тестя денег, чтобы купить кое-что из мебели Юсуповых, бегущих из Москвы. Общая паника, охватившая москвичей при подходе Наполеона, ему на пользу: можно дёшево приобрести изящную мебель, порадовать жену.
Отношение к войне
Семья Ростовых, как почти все семьи московских дворян, в 1812 году, когда Наполеон подступил к городу, покинула Москву. Граф Ростов приказал снять с подвод сундуки с добром и погрузить на подводы раненых. Графиня была против, так как это лишило бы детей состояния. Узнав об их споре, Наташа решительно приняла сторону отца, и мать, устыдившись, согласилась, чтобы вывозили раненых.
Война отняла у графа и графини младшего сына Петю. Он погиб, сражаясь в партизанском отряде Василия Денисова. Смерть любимого сына чуть не погубила графиню, но Наташа смогла выходить свою мать, неотлучно находясь при ней три недели.
Николай, в 1805 году вступивший в гусары, в Отечественную войну 1812 года был уже эскадронным командиром, воевал до победы и дошёл с русскими войсками до Парижа. Ему пришлось оставить военную службу в 1813 году после того, как умер отец. Старая семья распалась. Наташа, вышедшая замуж за Пьера Безухова, сейчас жила в Петербурге, а Николай с матерью и своей кузиной Соней поселился в маленькой квартире. Он стал служить по статской части и взял на себя обязательство уплачивать долги отца.
Место в романе
Юная Вера, живущая в доме родителей, обнаруживает, насколько уродливо выглядит поведение в рамках светских приличий, если за ним нет подлинных чувств. Вера — продукт «правильного» воспитания молодых, неопытных родителей. Остальные дети росли вне всяких ограничений, окружённые любовью и вниманием. Толстой даёт возможность сравнить результаты.
Жизнь Веры, превратившейся в замужнюю даму, жену полковника Берга, продолжает представлять образец существования по светским канонам, но без души, без реальных забот, без переживаний о близких, без волнений за свою страну. К концу романа Вера исчезает с его страниц. Герои, прошедшие через сложнейшее духовное взросление, живут полнокровной, настоящей жизнью. Вере в ней нет места.
Семья Ростовых имена
Семья Ростовых в романе
В их семье, кроме собственных детей, воспитывается Соня, племянница старого графа, с детства здесь живет Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны, приходящейся им дальней родственницей. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих.
И создают ее сами люди. Глава семьи старый граф, Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, беспечный и простодушный, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у графа близкие, доверительные отношения с детьми: он не препятствует желанию Пети пойти в армию, беспокоится о судьбе и здоровье Наташи после ее разрыва с Болконским. Илья Андреевич буквально спасает Николая, попавшего в неприятную историю с Долоховым.
Вместе с тем хозяйство Ростовых пущено на самотек, их обманывает управляющий, семья постепенно разоряется. Но исправить создавшееся положение старый граф не в состоянии – Илья Андреевич слишком доверчив, слабоволен и расточителен. Однако, как замечает В. Ермилов, именно эти качества героя выступают в «совершенно ином, новом смысле и значении» в большую, героическую эпоху.
Граф Илья Андреевич Ростов
Граф Илья Андреевич Ростов
В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. Здесь в романс звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения мира»: освобождение от мира материальных вещей — это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, тупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, — то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель.
Поэтому Толстой симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывая его. «…Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», — говорят знакомые после смерти старого графа.
Графиня Ростова
Графиня Ростова
Замечателен в романе и образ графини Ростовой, обладающей настоящим воспитательным даром. У нее тоже очень близкие, доверительные отношения с детьми: графиня — первая советчица своих дочерей. «Держи я се строго, запрещай я ей…бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет», — говорит графиня о влюбленной в Бориса Наташе.
Графиня великодушна, как и все Ростовы. Несмотря на тяжелое материальное положение своей семьи, она помогает своей давней подруге, княгине Анне Михайловне Друбецкой, достав деньги на обмундирование се сына, Бориса.
Та же теплота, любовь, взаимопонимание царят и в отношениях между детьми. Долгие задушевные разговоры в диванной — неотъемлемая часть этих отношений.
Наташа и Соня подолгу откровенничают, оставшись наедине. Духовно близки и нежно привязаны друг к другу Наташа и Николай. Радуясь приезду брата, Наташа, живая, порывистая девочка, не помнит себя от восторга: она от души веселится, целует Денисова, рассказывает Николаю свои секреты и обсуждает с ним чувства Сони.
Когда девочки подрастают, в доме устанавливается та особая неуловимая а. «Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную — беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи… испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала сама молодежь дома Ростовых».
Стоящие у клавикордов Соня и Наташа, «хорошенькие и счастливые», Вера, играющая в шахматы с Шипшиным, старая графиня, раскладывающая пасьянс, — вот та поэтическая атмосфера, которая царит в доме на Поварской.
Именно этот семейный мир так дорог Николаю Ростову, именно он доставляет ему одно из «лучших наслаждений жизни». Об этом герое Толстой замечает: «даровитый и ограниченный». Ростов бесхитростен, прост, благороден, честен и прям, отзывчив и великодушен. Помня о былой дружбе с Друбецкими, Николай, не задумываясь, прощает им старый долг. Как и Наташа, он восприимчив к музыке, к романтической ситуации, к добру. Вместе с тем герой лишен творческого начала в жизни, интересы Ростова ограничены миром его семьи и помещичьим хозяйством. Мысли Пьера о новом направлении для всего мира не только непонятны Николаю, но и кажутся ему крамольными.
Образ героя Наташа Ростова
Образ героя Наташа Ростова
Душой семьи Ростовых является Наташа. Образ этот является в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа — живое воплощение самой сущности человеческого единения. Степень душевной близости того ли другого героя «Войны и мира» к Наташе является вернейшим критерием его оценки. Мера душевной близости к Наташе — это одновременно и мера близости к мирскому началу», — замечает В. Ермилов.
Одновременно Наташа воплощает собой эгоизм как естественное начало человеческой жизни, как свойство, необходимое для счастья, для реальной деятельности, для плодотворного человеческого общения.
«Естественному эгоизму» Наташи в романс противопоставлены «холодный эгоизм» Веры и Элен, возвышенный альтруизм и самоотречение княжны Марьи, «корыстное самопожертвование» Сони. Ни одно из этих свойств, по мысли Толстого, не годится для живой, подлинной жизни. Наташа интуитивно чувствует самую суть людей и событий, она проста и открыта, близка к природе и музыке.
Как и другие Ростовы, она не слишком интеллектуальна, ей не свойственны глубокие раздумья о смысле жизни, трезвый самоанализ Болконских. По замечанию Пьера, она «не удостаивает быть умной». Главную роль для нее играют чувства, «жизнь сердцем», а не рассудком. В конце романа Наташа находит свое счастье в браке с Пьером.
Семья Ростовых необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи (за исключением Веры) обожают пение и танцы. Во время званого обеда старый граф лихо отплясывает «Данилу Купору» с Марьей Дмитриевной Ахросимовой, пленяя зрителей «неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног».
«Батюшка-то наш! Орел!» — восклицает няня, восхищенная этой чудной пляской. Необыкновенна и пляска Наташи у дядюшки в Михайловке, ее пение. У Наташи прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью, нетронутостью, бархатностью. Николая глубоко трогает пение Наташи: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно настоящее… Боже мой! как хорошо!…как счастливо!.. О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».
Вывод
Образ Веры Ростовой воспринимается как нечто уродливое, хотя автор не раз подчёркивает правильность черт её лица, изящество нарядов, грациозность жестов. Уродливой кажется привлекательная оболочка, если за ней скрыто отвратительное содержимое. Взгляды, правила, представления о добре и зле Веры ничтожны, потому что обусловлены эгоизмом, граничащим с самолюбованием. Она и подобные ей не несут открытого зла. Но их существование построено по принципу «как полагается» и противоречит самой жизни, которую нельзя вместить ни в какие рамки.
Характеристика образа Веры Ростовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Популярные сочинения
- Сочинение Санька в рассказе Конь с розовой гривой (образ и характеристика) Астафьева
Санька – второй по старшинству сын Левонтия. Ему около семи лет, ведь как заметил автор рассказа, у мальчишки уже выпадают молочные зубы. - Портреты с описанием мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева
Самым старшим из всей этой гурьбы был Федя. Он был хорошо одет, что показывало то, что он из небедной семьи. Он находится здесь просто из интереса - Сочинение Швабрин из произведения Капитанская дочка (Образ и характеристика)
Одним из ключевых персонажей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является Алексей Швабрин – полная противоположность Петра Гринева.