Анатоль Курагин — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»


Антагонист Пьера Безухова

Анатоль Курагин, как и протагонист романа-эпопеи, Пьер Безухов, появляется в произведении как человек, вернувшийся в Россию после длительного пребывания за границей (вероятно, в Париже), куда был отправлен своим отцом, князем Василием Курагиным, для получения воспитания и образования.

Если для Безухова возвращение в Россию стало начало периода метаний, исканий, мучительного самопознания, то Анатоль, как говорится, с места в карьер бросился во все тяжкие. Он искренне полагал, что единственной естественной для него формой существования являются всевозможные развлечения.

Если Пьер Безухов задумывается о том, насколько он может быть полезен другим людям, Отечеству, то Анатоль Курагин ни секунды не сомневается в том, что его родная стихия — беспрестанные кутежи. Он без зазрения совести тратит родительские деньги, по поводу чего сокрушается его отец, даже однажды упомянувший, что «шалости» сына обходятся «в сорок тысяч в год».

Стоит отметить, что в романе «Война и мир» вся семья Курагиных — средоточие негативных человеческих качеств: развратности, безнравственности, глупости, алчности. Например, безнравственность Анатоля и его сестры Элен видна в том, что их отношения рисковали перерасти в инцест, что опозорило бы семью (поэтому их отец решил, что Анатоль будет жить отдельно от семьи). Элен и Анатоль очень привлекательны внешне. В этом проявляется фирменный приём Льва Толстого при изображении им отрицательных персонажей. Большинство таких персонажей в произведениях писателя имеют весьма выигрышную внешность, которая должна усиливать у читателя негативное впечатление от вопиющего морального уродства.

Таков и Анатоль Курагин. Внешность он имеет очень приятную. Это высокий чернобровый красавец с большими красивыми глазами, но этим его достоинства и ограничиваются. Анатоль по причине скудоумия не может поддержать даже не особенно интеллектуальную светскую беседу. Но в то же время он — воплощение самовлюбленности и напыщенности.

Урок по теме «Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского»

Технологическая карта урока литературы

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ

Желтоногова И.Ю.

ПРЕДМЕТ Литература КЛАСС 10б Уровень образовательной программы:

базовый

Тема урока: Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского Тип урока: комбинированный
Цели урока: Образовательные технологии (приемы и методы)
Образовательный аспект:

1) на основе анализа текста показать трагический, противоречивый, полный сомнений, поисков и страстного стремления к правде и добру путь Андрея Болконского.

2) выявить авторское отношение к герою и определить свой взгляд на героя и его поступки

Развивающий аспект:

1) умение анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока

2) формирование навыков работы в группах;

3) формирование навыков самооценки и оценки знаний других;

Воспитательный аспект:

1) формирование коммуникативных качеств;

2) формирование высокого уровня мотивации;

Информационно-коммуникационные технологии

Приемы технологии критического мышления, поискового метода

Планируемые результаты:

Предметные:

совершенствовать речь учащихся, умение анализировать текст художественного произведения в соответствии с поставленными задачами

Познавательные УУД

: поиск и выделение необходимой информации, построение текста в устной и письменной форме, свободное восприятие текста художественного произведения; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД

: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, умение найти ответ на вопрос « В чём смысл человеческой жизни? Чему учит нас жизненные искания главных героев романа « Война и мир » Л.Н.Толстого ?»;

Регулятивные УУД

: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД

: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, в т.ч. в группах, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование урока

: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, текст романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Основные этапы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Постановка учебных задач (Создание проблемной ситуации.) «…Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой…». Речь, конечно же, идет о жизненном пути.

— Как вы понимаете, что такое «жизненный путь», «жизненная дорога»? Как данное понятие связано с изучаемым на уроках произведением?

Тема урока (слайд2

)

— В романе Л.Толстого «Война и мир» более 500 героев. Одни — вымышленные, другие – реальные исторические люди. Но мы остановимся сегодня на одном образе – образе Андрея Болконского. Это не только один из любимых персонажей Толстого, но и персонаж, чей жизненный путь можно проследить на страницах романа.

Цель: анализируя главы «Войны и мира», пройти дорогой жизни Андрея Болконского, проследить эволюцию его нравственных исканий.

— Прежде чем приступить к работе, объясните, как вы понимаете слова «князь», «честь»…

(слайд3

)
Проблемный вопрос: Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…»

Смотрят слайды презентации, отвечают на вопросы, приходят к выводу: Герой романа-эпопеи назван «князем Андреем» неслучайно. Он носитель родовых традиций, воплощенное мужество и честь дворянина. В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр I в начале 18 века.) Князь – наследник отца, князь Андрей — наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России. Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей — ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси.
2. Совместное исследование проблемы. Итак, давайте пройдем вместе с Андреем Болконским дорогой его духовных исканий.

Слайд4

Какие эпизоды являются поворотными в судьбе героя? (меняли его взгляды на жизнь)

— Какие средства выразительности следует помнить при анализе романа? (Принципы построения романа)

Определяют эпизоды, которые являются поворотными в судьбе князя Андрея: Разочарование в светской и семейной жизни. Война 1805 года — желание славы. Ранение под Аустерлицем – « вечное небо, покой». Богучарово – изменение положения крестьян , спор с Безуховым о смысле жизни. Попытка служить государству (Аракчеев, Сперанский). Влюбленность в Наташу — желание жениться. Разрыв с Наташей. Война 1812 года – «наш князь» — единение с народом.

Принципы построения романа: Прием антитезы, семейственности, внутренний монолог, «мысль народная»

3.Моделирование. работа в группах.

Аналитическая работа с текстом

Работая с текстом, составьте ответ на вопрос: «Как данные вам для анализа эпизоды раскрывают характер кн. Андрея, его стремление найти истину? смысл жизни?»

Группа 1.

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1. ч. 1. гл. III—IV)

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).

Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.

Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что «все это не то» (т. 1. ч. 2. гл. XXI).

Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI—XIX)

1. Стремление найти смысл и содержание жизни в военной деятельности, славе и героическом подвиге. Итог – разочарование.

Группа 2.

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

2. Жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и своих близких. Итог – нравственный кризис.

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I—III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV—VI, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней

3. Возрождение к жизни. Стремление к полезной общественной деятельности. Участие в законодательной деятельности М.М.Сперанского и разочарование в ней.

Группа 3.

Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV—V, XIX—XXXVI)

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале — прощение. Встреча с Наташей — прощение. Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX—XXXII)

4. Разрыв князя Андрея со светским обществом и сближение с народом в период Отечественной войны 1812 года.

Учащиеся делятся на группы. Состав групп определяется произвольно, 6-7 человек в группе, они составляют план ответа или полный ответ на вопрос (часть вопроса). Задания группе распечатаны.

Задание группе 1.

Каким предстает перед нами князь А. Болконский в салоне А.П. Шерер? Кому искренне обрадовался Андрей? Почему Болконский решил пойти на войну? О чем мечтал Андрей? О чем думал князь накануне Аустерлицкой битвы? Как вел себя герой на батарее Тушина? Что стало символом нового, высокого понимания жизни героя?

Сделайте вывод: в чем был смысл поступков князя Андрея и к чему он привел?

Задание группе 2.

Что взволновало Андрея в Отрадном? Какие мысли вызвали у Андрея встречи со старым дубом? Есть ли связь между этим образом и небом Аустерлица? Какой? Почему Болконский разочаровался в общественной деятельности? Что привлекало князя Андрея в Наташе?

Сделайте вывод: в чем был смысл поступков князя Андрея и к чему он привел?

Задание группе 3.Причины разочарования князя? Какие события отвлекли Болконского от жизненных неурядиц? Как князь Андрей командовал полком? Какие черты характера проявились? Почему Болконский отказался служить в штабе Кутузова? Как был ранен герой? Что чувствовал он, о чем думал? Как отреагировал князь Андрей, увидев Анатоля Курагина? Какую книгу попросил князь в Мытищах? Почему? Какими были последние дни жизни Андрея Болконского?

Сделайте вывод: в чем был смысл поступков князя Андрея и к чему он привел?

4.Практическое решение задач. Каждая группа получает возможность выступить по своей теме. В результате обсуждения тем делается общий вывод. Слайд 6

Несколько взлетов и падений пережил князь Андрей в своей жизни. Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. Самое главное, он не трус, не карьерист, не «ищет уютного местечка». Князь Андрей появляется в салоне А.П. Шерер и, еще не зная его, мы можем о нем сказать нечто важное. Что именно?

Каждая группа учащихся знакомит со своими мыслями на тему «Духовные искания А. Болконского, делает запись высказывания по заданию группы, по возможности определяют вклад каждого члена группы в общую работу. (примерные ответы)

(Выступает первая группа)

У Болконского скучающий вид, красивое лицо портит гримаса. Но мы узнаем, что он может быть совсем другим с теми, кого любит… Когда Пьер спросил его, зачес он идет на войну, он отвечает: « …Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне». Князь Андрей не удовлетворен пустой светской жизнью, он хочет большего, он мечтает о славе. И хочет заслужить ее настоящим подвигом, настоящим делом. Его задевает тщеславие, свойственное светскому обществу, он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни. После Аустерлицкого сражения его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон – мелким.

(Вторая группа)

После войны 1805-1807 года Болконский возвращается домой и живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Дружба с Пьером Безуховым возвращает его к жизни. Он страдает из-за отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. В его жизни появляется Наташа Ростова, и он вновь наполнен желаний, сил, едет в Европу, мечтает. Но…

(Третья группа)

Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены: он желает отомстить Курагину, выступает за Отчизну, участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование. Он понимает, что жить надо для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей. Он понимает, как был жесток с Наташей, становится мягче, добрее, мудрее. Только такому активному человеку нужно активное выражение любви. Его не оказалось. И встал перед Болконским тупик.

5. Подведение итогов Слайд 7

Возвратимся к вопросу, поставленному в начале урока.

Проблемный вопрос: Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…»

Слайд 8

Итак, подводя итоги нашей работы, посмотрим, какой была дорога жизни Андреи Болконского:

Презрение к обществу — армия — Шенграбенское сражение — Аустерлиц, ранение — Лысые Горы, кризис – Богучарово — поездка в Отрадное, возрождение — Петербург, служба у Сперанского — знакомство с Наташей — разрыв отношений – армия, ранение…

Слайд 9

Как бы вы графически изобразили жизненный путь Андрея Болконского?

Слайд 10
Синквейн по теме урока
Вывод по уроку.

Высказывают мнения по поставленной проблеме. Приходят к выводу:

Жизненный путь Андрея Болконского свидетельствует о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Любовно рисуя близких ему героев, Толстой обнажает их внутреннюю жизнь, диалектику их души, так как писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу.

6. Рефлексия. Что удалось сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Что вынесли для себя? Анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

7. Задание на дом Дифференцированное домашнее задание.

1.Изобразить «линию жизни» (графически) Андрея Болконского и прокомментировать ее.

2. Перечислить эпизоды, ставшие поворотными в судьбе Пьера Безухова

3. Написать рассуждение («У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе». (Герман Гессе))

записывают задание, объясняют ход его выполнения

Задание группе 1.

Составить сообщение, опираясь на текст произведения, по следующим вопросам:

Каким предстает перед нами князь А. Болконский в салоне А.П. Шерер? Кому искренне обрадовался Андрей? Почему Болконский решил пойти на войну? О чем мечтал Андрей? О чем думал князь накануне Аустерлицкой битвы? Как вел себя герой на батарее Тушина? Что стало символом нового, высокого понимания жизни героя?

Эпизоды для анализа.

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1. ч. 1. гл. III—IV)

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).

Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина » (т. 1. ч. 2. гл. XX).

Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что «все это не то» (т. 1. ч. 2. гл. XXI).

Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI—XIX)

Задание группе 2.

Составить сообщение, опираясь на текст произведения, по следующим вопросам:

Что взволновало Андрея в Отрадном? Какие мысли вызвали у Андрея встречи со старым дубом? Есть ли связь между этим образом и небом Аустерлица? Какой? Почему Болконский разочаровался в общественной деятельности? Что привлекало князя Андрея в Наташе?

Эпизоды для анализа.

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

Новое разочарование, кризис Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I—III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV—VI, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней (т. 2. ч. 3. гл.XIX, XXI-XXIV).

Задание группе 3.

Составить сообщение, опираясь на текст произведения, по следующим вопросам:

Причины разочарования князя? Какие события отвлекли Болконского от жизненных неурядиц? Как князь Андрей командовал полком? Какие черты характера проявились? Почему Болконский отказался служить в штабе Кутузова? Как был ранен герой? Что чувствовал он, о чем думал? Как отреагировал князь Андрей, увидев Анатоля Курагина? Какую книгу попросил князь в Мытищах? Почему? Какими были последние дни жизни Андрея Болконского?

Эпизоды для анализа.

Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний. Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV—V, XIX—XXXVI)

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале — прощение. Встреча с Наташей — прощение. Внутреннее состояние Андрея перед смертью. (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX—XXXII)

Безвольный злодей

Анатоль Курагин относится к тому типу злодеев, для которых совершаемые жуткие поступки — не этапы на пути к достижению некоей жизненной цели. У Анатоля Курагина нет никакой личной сверхзадачи . Он для её наличия слишком убог, мелок и безволен. Этот персонаж плывёт по течению, то есть, по избранному им варианту течения.

Апогей мерзости Анатоля Курагина в романе — попытка соблазнить и совратить Наташу Ростову. Ему удалось влюбить в себя неопытную девушку, и едва ни дошло до трагедии. Курагин предлагал Ростовой совместный побег и тайное венчание. Притом, что сам был женат, но тщательно скрывал свой брак с некоей полькой.

Толстой более чем красноречиво дает понять читателю, что Анатоль Курагин — из тех персонажей-антагонистов, у которых превалирует инстинкт, животная природа, которых не скрыть никаким шармом, никакой внешней привлекательностью. Именно эту подноготную тонко подмечает старый князь Болконский в сцене сватовства Анатоля к княжне Мари Болконской, когда Курагин не видит ничего зазорного в браке с «уродливой богатой наследницей» исключительно ради денег.

Еще одна Льва Толстого в описании им негативных персонажей — «потеря интереса» к ним на очень важных и критичных для них этапах бытования в произведении. Например, о военной службе Анатоля Курагина автор пишет очень мало, намекая на то, что юноша из влиятельной семьи, конечно же, неплохо устроился, но в его военной карьере нет ничего даже относительно примечательного. Даже нет описания участия персонажа в Бородинском сражении, где он был тяжело ранен.

Отношения между членами семьи

Отношение к детям в семье Курагиных не отличается душевностью, теплотой. Князь Василий не любит своих детей, в этом он шутливо признаётся Анне Павловне Шерер, которая хвалила Элен и Ипполита. Однако он заботится о них, старается пристроить на выгодное место Ипполита (но первым секретарём в посольстве в Вене устроить его не удалось, и он стал просто служащим дипломатического корпуса). Младшему сыну Анатолю князь Василий выхлопотал должность адъютанта главнокомандующего и старался, чтобы он женился на богатой невесте. То, что Элен вышла замуж за богатого Пьера Безухова — тоже заслуга её отца, умело воздействовавшего на наивного Пьера. Таким образом, князь Василий старался, чтобы его дети были богаты, имели нужные связи в обществе. Но душевной близости у него с детьми нет, в разговорах он часто упоминает, что они — его крест и обуза.

Жена князя Василия княгиня Алина, тоже не испытывает к своим детям любви. Она завидует дочери: её молодости, красоте и богатству. Мужа она тоже, скорее всего, не любит. Когда Элен, чтобы развестись с Пьером и выйти замуж за иностранного принца, переходит в католичество, старая княгиня сожалеет, что она в молодости не догадалась сделать так же.

Отношения в семье Курагиных между детьми тоже нельзя назвать хорошими. Ходили даже слухи, что Анатоль и Элен были влюблены друг в друга, и чтобы семья не была опозорена, отец удалил Анатоля из своего дома.

Вывод

Однако образ Анатоля Курагина — всё-таки необычный образ негативного персонажа. Он выполняет в романе одну сверхзадачу. Точнее, автор заставляет своего персонажа выполнить её. Последняя сцена, в которой Курагин появляется в романе, — сцена в лазарете, когда тяжело раненный Андрей Болконский видит жалкого и рыдающего Курагина, которому отняли ногу. И Болконский, который ранее был очень зол на Анатоля из-за истории с Наташей Ростовой, видя его страдания, прощает его. Князь Андрей незадолго до ухода из земной жизни постигает таинство высшего прощения, причём, благодаря Курагину, как это ни парадоксально.

Характеристика образа Николая Ростова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Месть

  1. (Как избавиться от мести) Некоторым героям, чтобы освободиться от гнетущих чувств, пришлось пройти тяжелые моральные испытания. Так, причиной возвращения князя Андрея на места сражений было связано не только с его стремлением защитить родные земли – он мечтал убить Анатоля Курагина, который соблазнял его невесту Наташу. Перед этим он пытался вызвать соперника на дуэль, но тот смог этого избежать. Андрей, человек чести, понимает, что подобное чувство чуждо его трусливому противнику. Герой знает характер Курагина, который сватался к его сестре, оттого он чувствует себя особенного оскорбленным и униженным, и эти эмоции рождают в нем желание мести. Он не может успокоиться и думает лишь о ней, но вскоре встречает врага в госпитале на операционном столе. Анатоль плачет от боли: он лишился ноги. Увидев муки, которые он так желал увидеть, Андрей раскаивается в своем желании и прощает обидчика. Только на войне, видя смерть и горе, он осознал, как глупо думать о личной мести, когда в мире столько страданий и проблем.
  2. (Почему люди начинают мстить) Вендетта была в начале романа у Пьера Безухова. Он узнает об изменах своей жены с приятелем Долоховым, а тот еще и произносит достаточно красноречивый тост, обращаясь к Пьеру: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников». Герой, выслушав от соперника достаточно колкостей и издевок, вызывает его на дуэль. Кроткий и стеснительный Пьер был доведен Долоховым, который глумился над ним на глазах у всех. Молодой граф признается, что это был опрометчивый поступок, он растерян и не осознает происходящего. Пьер даже находит оправдания для Долохова и плачет, когда ранит его на дуэли. Чувство мести оказалось очень слабым у Пьера и быстро исчезло. Но его причину легко понять: близкие люди переполнили чашу его терпения, предав и осрамив его. Месть за такие издевательства даже сложно осудить.
  3. (Можно ли оправдать месть) Многие люди заблуждаются, считая месть поиском справедливости, но это не так. К примеру, Элен Безухова (в девичестве Курагина) пытается отомстить Пьеру, когда знакомит Наташу и своего повесу-брата Анатоля. Есть ли у Элен объективные причины так поступать? Юная Ростова – чистая и искренняя девушка, очень жизнерадостная и весела, за что ее и любит Пьер. Но Безухова не ревнует: она с первых дней супружества начала изменять мужу, откровенно ему признавалась, что не любит его и не хочет иметь от него детей, ей всегда нужно было лишь его состояние. У Элен холодная, мертвая душа, недаром Толстой сравнивает ее со статуей. Ей нравится плести козни и смотреть, как от ее действий страдают окружающие. Так получается с Наташей: Элен специально сводит ее с Анатолем, оставляет их наедине, помогает брату писать письма для девушки. Если чувство мести обычно рождается из оскорбления, то для Элен все было игрой. Поэтому жестокая женщина в конце произведения не получает счастья, а умирает в муках.

Таким образом, Л. Н. Толстой подводит читателя к мысли, что месть не стоит того, чтобы жертвовать чужими жизнями или своей. Через нравственный рост героев он показывает, что, проявляя великодушие, человек обретает внутреннюю свободу и спокойствие. Так, умирая, князь Андрей чувствует облегчение; Наташа и Пьер, осознав свои чувства друг к другу, живут в счастливом браке; финал мстительных Курагиных оказывается печальным, но он не вызывает жалости.

Автор: Альбина Исмаилова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анатоль Курагин

семья курагиных характеристика

Анатоль также наделен всеми теми качествами, что олицетворяет семья Курагиных. Характеристика этого персонажа в первую очередь основывается на словах самого автора: «Простой и с плотскими наклонностями». Для Анатоля жизнь – непрерывное веселье, которое ему все обязаны устраивать. Этот человек никогда не думал о последствиях своих действий и об окружающих людях, руководствуясь лишь своими желаниями. Мысль о том, что за свои поступки надо отвечать, Анатолю никогда даже в голову не приходила.

Этот персонаж совершенно свободен от ответственности. Эгоизм Анатоля почти наивен и добродушен, исходит из его животного начала, именно поэтому он абсолютен. Этот эгоизм является неотъемлемой частью героя, он внутри его, в его чувствах. Анатоль лишен возможности задумываться над тем, что будет после сиюминутного удовольствия. Он живет только настоящим. В Анатоле крепко убеждение в том, что все вокруг предназначено только для его удовольствия. Ему неведомы муки совести, сожаления или сомнения. При этом Курагин уверен в том, что он является прекрасным человеком. Именно поэтому в самих его движениях и облике столько свободы.

Однако свобода эта проистекает из бессмысленности Анатоля, так как он чувственно подходит к восприятию мира, но не осознает его, не пытается осмыслить, как, например, Пьер.

Отношение к войне

У Элен в Петербурге был свой салон. Его гости, как и хозяйка салона, опровергали мнение о жестокости наполеоновских войск в 1812 году. Они считали войну «пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром» (том 3, часть 2, глава 6).

В салоне Анны Павловны Шерер, в отличие от французского кружка Элен, собирались патриотически настроенные люди. Князь Василий был звеном между этими кружками и часто по ошибке говорил в салоне Шерер то, что нужно было сказать в салоне Элен, и наоборот. Ему хотелось быть значимой фигурой в обоих противостоящих светских лагерях. Мнение своё он менял в зависимости от того, где его озвучивал. Кутузова он очень критиковал. Как только Кутузов был назначен главнокомандующим армий, князь Василий сразу стал его расхваливать. Всё это говорит о двуличности князя Василия Курагина. У него и его дочери нет любви в Родине, нет сочувствия к бедствиям русского народа.

Князь Ипполит во время войны вёл светскую жизнь в Петербурге, а Анатоль воевал и был тяжело ранен в Бородинском сражении.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: