- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Тема свободы в лирике Лермонтова
Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве.
О свободе Михаил Юрьевич говорит в разных стихах, сложно разделить его творчество на «о свободе» и «о другом». Однако можно найти несколько стихотворений именно о свободе.
Часто Лермонтов говорит о вольных славянах. Например, что их колокола звенели только свободе. Естественно, в те времена нужно было защищаться от ига. В стихотворении «Новгород» автор упрекает сынов славян, что они мужество потеряли.
Также тема свободы проявляется в стихотворениях об отдельной личности. К примеру, «Листок». Здесь растения одушевлены. Лист дуба оторвала буря, а в своих свободных странствиях он засох. Стал проситься к молодому деревцу на берегу моря, как к девушке. Но она гордо отказала: зачем ей этот странник с его историями? Вот, у такой воли есть обратная сторона. Нет гарантии, что страннику дадут приют.
Свободу ярче чувствуешь, если её не хватает. Вот «Узник» Лермонтова мучается за «решеткой». Он призывает дать ему коня, чтоб спастись, но на деле герой дома – просто одинок.
В стихотворении «Соседка» герой обращается к прекрасной пленнице с просьбой вместе бежать, придумывает план, сравнивает их с птицами в клетке. Есть и стихотворение «Сосед», где узник просто смотрит на своего собрата – уже без особой надежды на освобождение. В обоих стихах подробно описывается тюрьма с её сырыми стенами, холодом, темнотой, надзирателями… И «Пленному рыцарю» из подземелья только смерть видится освобождением. И всё же, как признаётся автор, в груди живы чувства, кровь кипит, мыслей много, и они уносят любого узника на свободу. Мысли в темницу не посадить!
В «Воле» герой беден и свободен, у него, собственно, ничего и нет, кроме воли. Зато, он общается со степью, со всей природой, даже деревья ему – братья. Опять странный момент того, что свобода несёт с собой одиночество.
Эта важнейшая тема проявляется во всем творчестве Лермонтова. Герои его часто лишены её, но, как говорится в стихотворении «М.П. Соломирской», свобода приходит, даже если герой в заточении, приходит, благодаря мечте.
Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова
Тема свободы занимает одно из главных мест в лирике Лермонтова. Это поэма «Мцыри», стихотворения «Узник», «Белеет парус одинокий…», «Тучи». Поэт хочет обрести свободу и покой.
…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?
Вот погода наладилась. И появился луч солнца. Но это не нравится одинокому моряку. Он опять хочет кинуться в бурю. Там ему спокойнее, там ему никто не мешает, никто не докучает. Видимо, в буре для него лучше, чем на твёрдой земле. Это как надо было «достать» человека, что он готов мотаться по бурлящему морю на утлом судёнышке?
Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.
Человека нельзя лишать свободы. Без неё он чахнет, как цветок без живительной влаги. Вот красавица черкешенка Белла из повести «Максим Максимыч». Она угасала и чахла на глазах. Максим Максимыч и гулял с ней, и относился как к дочери. Но «выдернутая», как цветок, из родной земли, даже при хорошем уходе и заботе, она погибает.
Точно также, как погибает без свободы мальчик-горец из поэмы «Мцыри». Да, монахи спасли его, выходили, вырастили. Но его свободолюбивая натура не может смириться с аскетичной жизнью в монастыре. Там надо жить по распорядку, подавлять свои инстинкты и желания.
А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.
Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.
Стихотворение «Узник» было написано перед ссылкой, практически, когда поэт находился под арестом. В нём тоже красной нитью проходит тема свободы.
А «Тучи» раскрывают, что подразумевает Лермонтов под словом «свобода». Это значит мыслить, мечтать, не зависеть от мнений и устоев, принятых в обществе.
Популярные сочинения
- Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича из повести Куприна
Повесть Александра Куприна «Олеся» считается одним из классических произведений о любви. Автор повествует о трагических отношениях Олеси и Ивана Тимофеевича. - Сочинение Доброта
Доброта – что это такое? Обычно дают следующее определение – это отличное отношение человека не только к людям, но и ко всем животным, растениям и т. п. Добрые люди это те, который совершает огромное количество хороших поступков - Сочинение Полковник в рассказе После бала Толстого (образ и характеристика)
Львом Николаевичем Толстым был выбран такой жанр, при котором он старался в достаточно коротком стиле провести повествование. При помощи того, что композиционная часть картины была выбрана реалистичной
- Автор: М. Ю. Лермонтов
- Произведение: Лирика Лермонтова
- Это сочинение списано 21 836 раз
Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет.
Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на самом деле свобода могут только птицы, парящие в небесах, неограничивающие себя в чем-либо.
Не свобода – это полная противоположность. То самое, что известно каждому из нас. Не свобода – это наша жизнь, наши рамки, выставленные обществом.
Многие писатели поднимали тему свободы. Например, М.Ю.Лермонтов в произведении “Мцыри” ярко выражает эту мысль:
Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла.
То есть, под червем Лермонтов подразумевает мысли о свободе, о том, что она грызла душу Мцыри.
Так же, во время своего побега, когда главный герой увидел чужой аул и мог пойти туда, но не пошел. И все потому, что свобода для Мцыри может быть лишь на своей родной стороне.
Исходя из всего этого можно сделать вывод: человек нуждается в свободе, а если не получает ее, то мысль о свободе ежесекундно сгрызает, не оставляя возможность думать о чем-либо другом. В итоге умирает человек, вернее душа. Но что может быть важнее и ценнее? Пожалуй, ничего. Человек может почувствовать свободу только там, где родной дом.
Напоследок делаю лаконичный вывод: счастье является следствием свободы.
Посмотрите эти сочинения
- Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
- Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
- Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
- Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова (сочинение) «Дума» — одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
- Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) — размышляет лирический […]
- Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
- Основные мотивы лирики Лермонтова (сочинение) Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь […]
- Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного […]
- Три дня на воле (сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри) Поэма 1839 г. «Мцыри» - одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы - могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: Таких […]
- Стихотворение Лермонтова «Пророк» (анализ) Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
- Сравнительная характеристика «Печорин и Грушницкий» (таблица) Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
- Мцыри — свободолюбивая личность (сочинение) Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
- Мцыри как романтический герой (сочинение) В первую очередь, произведение «Мцыри» отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
- Картины природы в поэме Мцыри Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы - это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
- Как Печорин относится к проблеме судьбы? (сочинение) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно-философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
- Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - образ юноши-горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
- На чьей стороне правда в «Песне про царя…» Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов очень точно описал атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце […]
- Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…» Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна. Одна из важнейших характеристик героев «Песни про купца […]
- Быт и нравы Москвы 15 в. в «Песне про царя…» Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и вдохновения. В Москве происходит действие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]
- Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича…» Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
«Я ищу свободы и покоя. » Лирика М. Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов творил в тяжелый исторический период — эпоху «безвременья», начавшуюся после разгрома декабристского восстания. В это время общество жаждало перемен. В творчестве Лермонтова и отразились эти проблемы. Известный критик В. Г. Белинский писал, что когда «для человека все старое разрушено, а нового еще нет», Лермонтов мощно отразил это «переходное состояние человеческого духа».
В лирике Лермонтова понятие «свобода» тесно связано с понятием «одиночество». Возможно, это обусловлено тем, что Михаил Юрьевич рано потерял мать и с ранних лет чувствовал свою особенность, исключительность.
Тема свободы и покоя наглядно отражена в стихотворении «Узник» (1837), написанного перед ссылкой, когда Лермонтов находился под арестом. Все произведение пронизано страданием поэта, который тяготится своего заточения и одиночества:
Но только о физической несвободе хочет сказать автор? Нет, заточение для Лермонтова — это еще и духовное рабство. Автор выражает протест против внутреннего и наружного заточения. Символ свободы в стихотворении — «добрый конь»:
Лирический герой испытывает боль оттого, что не моет быть также свободен:
В более позднем произведении «Тучи» (1840) поэт раскрывает перед читателем, что такое же в его представлении означает свобода. Это свобода мыслить, действовать, мечтать и летать, независимость от общественного мнения и устоев. Стихотворение представляет собой необычное сочетание таких литературных жанров, как элегия и романс. Как элемент романса Лермонтов использовал мелодическое трехчастное построение, характеризующееся сравнительно ровной интонацией первой строфы, подъемом на вопросах второй и понижающей интонацией ответом на них в третьей строфе. Это так называемый смысловой перелом, идущий от сопоставления к противопоставлению.
Тучки — символ свободы в этом произведении. Себя Лермонтов отождествляет с ними — они мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер.
В середине произведения, задавая вопросы к тучкам, поэт перечисляет ряд проблем, являющихся для него наиболее важными, обрисовывает окружающую себя обстановку:
В конце стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Его гонит не ветер, а неприятие обществом. Он не «странник», а изгнанник:
Лермонтову было тяжело найти свое место в современном обществе. Даже среди людей он чувствовал себя одиноко. Одиночество поэта не было навязано ему миром, а избрано им добровольно как естественное состояние души.
В своем творчестве Лермонтов М. Ю. не раз упоминает о тоске по месту, где он бы ощутил покой. Например, в стихотворении «Листок» дубовый листок ищет себе пристанища:
И вот листок находит то, что искал, райское для себя место, где он смог бы обрести покой:
Но чинара не нуждается в его обществе, она прогоняет листок прочь:
Листок остается опять в одиночестве. Нетрудно догадаться, что поэт проводит параллель между собой и листком. Лермонтов также искал себе пристанища, но так и не нашел.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу. », о котором Н. Добролюбов сказал: «Шедевр, написанный кровью», было написано в 1841 году. В нем вся душевная боль и горечь достигает своего апогея, произведение пронизано тоской и печалью Лермонтова. Он одинок, у него нет друзей и любимой. Поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной:
Поэт устал от горечи и разочарований, оттого, что не смог достичь гармонии с миром и самим собой:
Поэт хочет забыться и погрузиться в вечно безоблачный и идеальный мир, в котором нет ни боли, ни одиночества:
В конце своего творчества Лермонтов находит то место, в котором ему спокойно. Это природа, именно там для поэта сосредоточена вся гармония и полнота бытия. В своем произведении он прямо говорит, что желает слиться с ней:
Лермонтов не нашел человека, которой бы понимал, разделял его взгляды. И он отворачивается от современного поэту общества, обретает душевный покой только с природой. В лирике Лермонтова отразился весь сложный духовный мир поэта, ощущение своего избранничества, которое обрекло Лермонтова на скитание.
Узник
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем, Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет весел и игрив, Хвост по ветру распустив.
Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями, Звучномерными шагами, Ходит в тишине ночной Безответный часовой.
*****
🗹