тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова и его предшественниковплан-конспект урока по литературе (10 класс) на тему


klassreferat.ru

Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом — это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки: Поэтом можешь ты не быть, Но Гражданином быть обязан. Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь. Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения. В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях. Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения — “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” — посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” — понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю: “Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”. И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение — неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом. Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу. Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову. Это тоже в какой-то мере долг поэта — не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг. Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества — борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”. В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь: Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ! И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым Бог тебя ведет… Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, — неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

Рекомендуем посмотреть:

  • Художественный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»
  • Тема страданий народа в лирике Н.А. Некрасова
  • Тема любви в лирике Н.А. Некрасова
  • Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н.А. Некрасова
  • Сопоставительный анализ стихотворений «Поэтам» и «Поэт и Гражданин»
  • Образ народа и его судьбы в поэзии Н.А. Некрасова
  • Смысл названия стихотворения Н.А. Некрасова «Тишина»
  • Образ народа и его судьбы в поэзии Н.А. Некрасова
  • Интерпретация стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»
  • Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова

Трудно в России найти поэта, который бы не размышлял о смысле своего творчества и о назначении искусства вообще. Н.А. Некрасова эти раздумья сопровождали всю жизнь. В начале своего творческого пути он находился под влиянием своего друга и учителя В.Г. Белинского. В годы творческой зрелости ближайшими соратниками Некрасова стали Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Великие наставники поэта требовали, чтобы искусство служило народу и выражало важнейшие общественные интересы своего времени. Некрасов стал на позиции гражданского направления в литературе и вступил в борьбу с поэтами «чистого искусства», которые утверждали, что поэзия должна уводить людей от общественных проблем в мир грез и красоты. «Вы, — говорил Н.А. Некрасов о себе и своих сторонниках, — постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских».

Тему поэта и поэзии не обделяли вниманием многие русские поэты. Достаточно вспомнить лирику Державина, Пушкина, Лермонтова. Но каждый из них подходил к этой теме по-своему, внося в ее рассмотрение именно свои штрихи и мотивы. В лирике Некрасова эта тема также получает особенное звучание.

Как и другие русские поэты, Некрасов не раз в своих стихотворениях обращается к образу Музы. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848) Некрасов ставит в один ряд простую женщину-крестьянку и символ поэтического вдохновения — Музу. Мы понимаем, что Муза и крестьянка для поэта равны и одинаково дороги. Некрасов сумел сказать, что его поэтическая Муза — это сестра униженной и страдающей крестьянки и всего русского народа. У неё те же беды, заботы и печали, что и у народа, она подвергается таким же гонениям и притеснениям и так же бесправна, как простая женщина.

Муза Некрасова — «муза мести и печали», «сестра народа», «печальная спутница печальных бедняков». Так называл ее поэт. В отличие от Некрасова, стороник «чистого искусства» А. Фет, например, создал свою музу в образе небесной богини, «в венце из роз», чуждую страданиям народа.

Тему поэта и поэзии Некрасов продолжает развивать в своем программном стихотворении «Поэт и гражданин» (1856). Оно построено как диалог между Поэтом и Гражданином и похоже на пушкинское стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Стихотворение содержит скрытые и прямые цитаты из Пушкина. Дело в том, что провозглашенное Пушкиным требование независимости поэзии от власти и народа, представление о поэте как о творце, вдохновленном Богом, было подхвачено и неверно истолковано сторонниками так называемого «чистого искусства», которые считали, что поэзия не должна опускаться в сферы реальной жизни. Н.А. Некрасов рассуждает в своем стихотворении о том, на каких позициях должен стоять поэт — на позициях гражданской поэзии или «искусства для искусства».

Гражданин упрекает Поэта в отстраненности от общественных проблем и восклицает:

Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать…

Стихотворение «Поэт и гражданин» создавалось в период общественного подъема после «мрачного семилетия» в эпоху Николая Первого. Некрасов говорит о том, что Россия испытывает потребность в людях высокого гражданского сознания:

Наперечет сердца благие, Которым родина свята.

Годы безвременья привели к разобщенности людей, к потере ими высокой цели в жизни, к измельчанию и утрате гражданского сознания. Беспокойство и взволнованность вызывают у Некрасова люди, сознательно бездействующие. Таким образом, в стихотворении «Поэт и гражданин» спор идет не только о назначении поэзии, а в целом об общественном поведении любого человека, в том числе и поэта, в тревожные для родины моменты. Поэт приводит Гражданину известные пушкинские строки:

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновения, Для звуков сладких и молитв.

Некрасовский Гражданин отвечает:

С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.

Можно предположить, что Некрасов отрицает поэзию и искусство вообще, отдавая предпочтение гражданственному содержанию творчества. Что же означает хрестоматийная фраза Гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан»? Некрасов имеет в виду то, что бывают времена, когда нужнее всего оказываются люди, готовые идти «…В огонь за честь отчизны, // За убеждения, за любовь…»

Некрасов требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и служил народу своим искусством. Некрасовский Гражданин — это и оратор, и проповедник, и человек высоких нравственных чувств и помыслов.

Иной характер у Поэта. Он раскрывается через отношение к нему Гражданина и в его собственной самооценке. В начале стихотворения Поэт — сторонник и защитник «чистого искусства». Он бездействует и хандрит. Разгадка такого психологического состояния героя раскрывается в его последнем монологе в конце стихотворения. Такова трагическая судьба многих поэтов 40-х — 50-х годов XIX века. Как начинал свой творческий путь Поэт?

Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренне любил!

Он не выдержал испытаний времени, «сложил смиренно руки». Но Гражданин не презирает Поэта, потому что тот суровее всех судит себя сам.

Нет в стихотворении ответа на вопрос, изменится ли Поэт, станет ли он гражданином или будет продолжать бездействовать. Отказ от истинного назначения поэта привел лирического героя Некрасова к душевному и творческому кризису. В образе Гражданина воплотилась норма общественного поведения, а в Поэте — сомнения и колебания времени.

Некрасов обращается к Музе и в своем последнем стихотворении, которое так и начинается «О Муза! Я у двери гроба!» Здесь поэт подводит итог своему творческому пути, который был не прост. Но как бы ни преследовала Некрасова «людская злоба», он остался верен себе и своим убеждениям. Его Муза служила народу. Поэт выражает надежду, что народ его не забудет, а его «кнутом иссеченная» Муза навсегда останется символом честного выполнения поэтом своего долга перед обществом. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции гражданского искусства Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Николай Алексеевич стал певцом народа и духовным наставником поколения революционеров-демократов 50–70-х годов XIX века.

Читаемое в разделе:

  • Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»
  • Долюшка женская в произведениях Н.А. Некрасова
  • Идея бунта в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Идея бунта в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Долюшка женская в произведениях Н.А. Некрасова
  • Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Новые материалы раздела:

  • Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: