Краткий анализ романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина: Стих


«Евгений Онегин» – это роман в стихах

Этому произведению присуща многоплановость, наличие нескольких сюжетных линий. Хотя центральным персонажем произведения остается Евгений Онегин, и все литературные герои тесно связаны с ним. В этом произведении описана жизнь Онегина, Татьяны, Ольги Лариных, Ленского на протяжении нескольких лет. Показаны отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны в развитии, показана жизнь матери сестер Лариных. Для романа присущ и географический охват. События начинаются в Петербурге, потом перемещаются в деревню, затем Татьяна с матерью едут в Москву. И заканчивается роман в Петербурге встречей Онегина и Татьяной и их финальным разговором. Таким образом, жанр произведения – роман в стихах.

Для романа также присуще наличие нескольких тем. В стихотворном романе «Евгений Онегин» представлены:

  • тема любви,
  • тема дружбы,
  • тема взаимоотношений помещиков и крепостных.

Хотя, в общем, это произведение посвящено межличностным отношениям.

Анализ романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом в стихах «Евгений Онегин». Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен в Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание «Евгения Онегина» вышло в 1833 году. В поэтическом предисловии к роману автор, обращаясь к читателю, говорит: Прими собранье пестрых глав, / Полусмешных, полупечальных, / Простонародных, идеальных, / Небрежный плод моих забав, / Бессонниц, легких вдохновений, / Незрелых и увядших лет, / Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет.

По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века «Евгений Онегин» — явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени.) Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.

В «Евгении Онегине» с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому «свету», а Татьяна — к патриархальному дворянству. Ленский занимает промежуточное положение между «светским денди» и «уездной барышней»: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды. Судьба героев романа — гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с «постылой жизни мишурой», — свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье: …француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил, / И в Летний сад гулять водил… ; о моде в высшем свете для молодых людей: Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет…; об образовании, которого было достаточно, чтоб «свет решил, что он умен и очень мил»: Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…; о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло: Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, / Стоит Истомина…

Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», чем и с кем торговала Россия той эпохи. Рисуя высший свет Петербурга с «необходимыми» глупцами, клеветниками, чопорными «бальными диктаторами», Пушкин не забывает «о соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах», о характерах и нравах высшего света. Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных «бессвязный пошлый вздор», «ярмарку невест», Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России: Москва… как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось!

Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их «патриархальная» строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам. Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой — «свежие мечтанья» истлевают, «как листья осенью гнилой». Широкое и правдивое изображен» этого мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой подсказывают возможный вывод: «Человек родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумное законное наслаждение благами бытия, его стремления справедливы… Зло скрывается не в человеке, но в обществе…» (В. Г. Белинский). В этом заключается и гуманизм романа, и народность его. Отрывки Х главы «Евгения Онегина», дошедшие до нас, посвящены характеристике движения декабристов, в круг которых попадает Онегин. По-видимому, она содержала широкую панораму общественно-политической жизни России со времен войны 1812 года до восстания декабристов.

«Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований. В романе-дневнике отражено пережитое, в нем и «холодные наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета. Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман «поэтической биографией» Пушкина.

Пушкин и Онегин неразрывно присутствуют вместе в романе: Онегин, добрый мой приятель, / Родился на брегах Невы, / Где, может быть, родились вы / Или блистали, мой читатель; / Там некогда гулял и я: /Но вреден север для меня.

Автор, представляя Онегина в качестве своего «доброго приятеля», уточняет и обстоятельства своего знакомства с ним: Условий света свергнув бремя, / Как он, отстав от суеты, / С ним подружился я в то время.

В Онегине автора привлекает «неподражательная странность и резкий охлажденный ум». И тот и другой познали «страстей игру», «в обоих сердца жар угас», «обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей». Нравятся автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные шутки и мрачные эпиграммы. Вместе они бродили в белые ночи по уснувшей столице, стояли над дремлющей Невой. Вместе с Онегиным автор собирался путешествовать по «чужим странам», но по воле случая они разошлись. Их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтение Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных в целом.

Автор и Онегин противопоставлены в отношении к театру: первый называет его «волшебным краем», а второй видит в нем лишь развлечение, выражая светский взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий, автор же любят природу. Они по-разному относятся к любви: для главного героя это «наука страсти нежной», о себе же автор говорит: Замечу кстати: все поэты — / Любви мечтательной друзья.

Важна разница и в их отношении к литературе. Об Онегине он пишет: Не мог он ямба от хорея, / Как мы ни бились, отличить.

Поэт прямо говорит, что он и Онегин — два разных лица: Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной, / Чтобы насмешливый читатель (…) Не повторял потом безбожно, / Что намарал я свой портрет…

Свободное движение повествования дает автору возможность легко переходить от одного предмета к другому, тем самым автор может рассказать обо всем: об элегиях и одах, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем «брате двоюродном Буянове» и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города.

«Роман героев» существует внутри «романа автора». Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина»: Я кончил первую главу; / Пересмотрел все это строго: / Противоречии очень много, Но их исправить не хочу. / Пора мне сделаться умней, / В делах и в слоге поправляться, /

И эту пятую тетрадь / От отступлений очищать.

Автор рассуждает о собственном прошедшем, «когда в садах лицея… расцветал», в котором промчалась весна его дней, о настоящем и будущем.

Пушкину хотелось создать жизнеподобный роман. Таким романом стал «Евгений Онегин». Автор сумел показать в романе тот жизненный водоворот, который был необходим для раскрытия и верного понимания не только образов героев, но и самого автора.

Тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине» весьма разнообразна. Мы узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, быте «золотой» дворянской молодежи. Это и тема любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному народному творчеству, — сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, гадания.

Останавливаясь на описании быта поместного дворянства, в частности семьи Лариных, живущей в деревне, автор говорит: Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины. (…) Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, / Вела расходы, брила лбы…

Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки. Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна: Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года; / …и соловей / Уж пел в безмолвии ночей.

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие: В окно увидела Татьяна / Поутру побелевший двор.

Еще одна тема лирических отступлений имеет важное значение в романе — это экскурс в русскую историю. Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года: Москва… как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось! (…) Напрасно ждал Наполеон, / Последним счастьем упоенный, / Москвы коленопреклоненной / С ключами старого Кремля; / Нет, не пошла Москва моя / К нему с повинной головою.

Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

«Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

«Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

«Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Краткие характеристики героев

Онегин – молодой человек, выросший в Петербурге. Этакий светский денди, не имеющий никаких увлечений, занятий. Он нигде не служит. Получив наследство дяди, приезжает в деревню, но так и не сумел стать хорошим помещиком. Единственное нововведение, которое он произвел в деревне,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

Чем настроил против себя соседей. Он не захотел дружить с соседями, всякий раз, когда видел, что к нему ехали гости, сбегал через задний двор. Единственный человек, с кем он близко сошелся, был Ленский.

Владимир Ленский богатый молодой помещик, окончивший университет в Германии. Поэт, влюбленный в Ольгу Ларину. Ольга – соседка Онегиных, совсем девочка. Ей едва исполнилось 13 лет. Живая, энергичная, в меру веселая, любознательная девочка. Внешне и характером она сильно отличается от флегматичной, задумчивой Татьяны, которую ничего не интересовало.

Матушка – милая старушка, помещица, вдова. Радушная и гостеприимная хозяйка.

Главные и второстепенные герои романа

Основными главными героями Александр Сергеевич сделал четырёх представителей дворянской молодёжи, ярко и подробно описав характеры каждого из них:

  • Онегин — «молодой повеса», красивый восемнадцатилетний юноша, потомок знатного дворянского рода. Наш герой получил модное по тем временам домашнее «французское» воспитание, умел эффектно подать себя в обществе. Как и большинство дворянских юношей того времени, Евгений знал толк в моде и был «как денди лондонский одет».
  • Татьяна Ларина — тихая, спокойная, благовоспитанная девушка. Она является старшей дочерью в семье дворян Лариных. Татьяна любит чтение и большое количество времени проводит в одиночестве.
  • Владимир Ленский — молодой семнадцатилетний помещик, друг Онегина. Этот юноша представлен автором как восторженная личность, поэт и мечтатель. После того как Владимир окончил своё обучение в Германии, он вернулся в родное поместье.
  • Ольга Ларина — горячо любимая невеста Владимира Ленского. Будучи младшей сестрой серьёзной и вдумчивой Татьяны, Ольга олицетворяет собой веселье и лёгкость.

Второстепенные герои романа:

  • Автор — именно от его лица и ведётся рассказ о событиях, происходящих в романе. Также именно автором и описываются биографии главных героев произведения. На протяжении всего произведения автор как бы вмешивается в ход событий, периодически напоминая о себе.
  • Княжна Полина Ларина — знатная дворянка преклонных лет, мать главных героинь Татьяны и Ольги Лариных.
  • Няня Филипьевна — добрая старушка, которая с детства ухаживала за сёстрами Лариными. По мнению большинства критиков в этом образе Пушкин запечатлел свою няню, Арину Родионовну, к которой питал бесконечную привязанность на протяжении всей жизни.
  • Зарецкий — кутила и картёжник в прошлом, который впоследствии стал обыкновенным тихим помещиком. Являясь соседом Ленского и Онегина, именно он стал секундантом в трагически окончившейся дуэли Евгения с Владимиром.

Построение стиха

Выполняя анализ романа в стихах «Евгений Онегин», нельзя не вспомнить об особой онегинской строфе, примененной им в этом произведении. В ней 14 строк. Рифмовку стихов в строфе можно выразить схемой AbAb CCdd EffE gg. Таким образом, в каждой строфе присутствуют рифмы перекрестные, парные, кольцевые. Строфы изложены четырехстопным ямбом.

От общей формы стиха отличаются письма Татьяны к Онегину, Онегина к Татьяне и песня девушек в саду. В этих частях произведения пушкинская строфа ломается. Таким образом, автор отделяет их от себя, как бы говоря, что не он написал эти письма, и не он автор песни.

Жанр произведения

По поводу жанра «Евгения Онегина» существуют разные мнения, так как он написан в стихах, но имеет большой объём. Роман, как правило, пишется в прозе, имеет сложную структуру и объем. «Евгений Онегин», конечно, подходит под такие характеристики за исключением одной, – написан он не в прозе. Поэтому литературоведы относят его к особому жанру — роман в стихах.

Критик Белинский относил это произведение к поэме, хотя такое соотнесение кажется сомнительным. Поэма – тоже повествовательное произведение, но «Евгений Онегин» более сложное произведение, в котором присутствует не только эпический компонент, но и социально-бытовой, а также любовный, которые можно отнести скорее к роману. Любовный сюжет можно отнести к роману, так как он имеет здесь важную роль.

Замечание 1

Таким образом, сложно отнести это произведение к какому-то определенному жанру, но многие склонны признать, что это все-таки роман в стихах.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Пушкин А.С. «Евгений Онегин», краткий анализ 460 руб Реферат Пушкин А.С. «Евгений Онегин», краткий анализ 240 руб Контрольная работа Пушкин А.С. «Евгений Онегин», краткий анализ 240 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Краткое содержание произведения по главам

Все произведение состоит из восьми глав. Краткий пересказ «Евгения Онегина» по главам с описанием ключевых событий представлен ниже.

1 глава

Евгений Онегин — петербуржский дворянин, получивший стандартное домашнее воспитание и образование от гувернёров — французов. Юношей он начал увлекаться романтическими похождениями, поездками по ресторанам и развлечениями на балах и в театрах. Но вскоре его серьёзная натура одержала верх над юношеским легкомыслием и бессмысленное прожигание жизни ему наскучило. Онегин не скрывал своей неудовлетворённости окружающим его миром и собой самим.

Именно в этот период жизни Евгения он и знакомится с автором повествования. Подружившись, они вместе строят планы отъезда за границу, но смерть отца Онегина заставляет их изменить решение. Оставшееся от отца наследство приходится отдать на оплату долгов и у героя не остаётся денег на путешествие. Евгений вынужден остаться в Петербурге.

В это время случается смерть его дяди, который оставил в наследство любимому племяннику огромное богатое имение в деревне. После того как Евгений узнаёт о наследстве, он принимает решение переехать в это имение из Петербурга.

Изначально юноша строит планы о том, как он всецело отдастся занятиям по хозяйству и управлению имением, но однообразная деревенская жизнь быстро становится для него скучной.

2 глава

Во второй главе описывается уже начало дружбы двух героев. Онегин живёт в деревне с живописной местностью, в доме посреди сада. При этом жаждущий перемен юноша решает установить новые порядки в своём имении и меняет традиционную в те времена барщину на оброк.

Именно этими действиями Евгений вызывает опасение у соседей, которые начинают его сторониться. Но и наш герой не слишком жаждет новых знакомств и не стремится в местное общество.

В это время по соседству начинает жить Владимир Ленский, возвратившийся на родину после обучения. Постепенно юноши становятся друзьями.

Через некоторое время Ленский делится с другой сердечной тайной — он влюблён. Избранницей юного поэта становится Ольга Ларина, с которой Владимир знаком с детства.

Именно в этой главе автор даёт нам первые характеристики и описывает портрет каждой из сестер семейства Лариных, рассказывает историю выхода замуж их матери княжны Полины за нелюбимого по принуждению, что являлось обычным делом в девятнадцатом веке.

3 глава

Влюблённый Владимир всё больше времени проводит в поместье Лариных. Онегин не может понять — как может быть его другу интересно коротать вечера в простой помещичьей семье, озабоченной только хозяйственными вопросами. Ему становится интересно, какова же Ольга Ларина, и в один вечер Ленский берёт его с собой в гости.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: