Краткий анализ стихотворения Александра Пушкина «Поэт»

Редко можно найти писателя, который бы не поднимал в произведениях проблему предназначения человека в мире. Александр Сергеевич не стал исключением. В его творчестве значительное место отведено поэзии. «Эхо», «Певец», «Пророк» — только небольшая часть из всего разнообразия произведений, где отражалась такая тематика. Краткий стиховедческий анализ стихотворения Пушкина «Поэт» позволит ученикам 7 класса разобраться еще с одним творением, где автор использует эту идею.

История создания

Стихотворение написано в 1828 г., когда автор находился в селе Михайловском, с которым был тесно связан в зрелом возрасте. Здесь он был в ссылке и создал множество своих уникальных творений.

В 1827 г. заканчивается ссылка Пушкина в Михайловском, но уже через год писатель возвращается сюда из Петербурга, чтобы побыть одному, отдохнуть от городской суеты Северной столицы и заняться творчеством. В это время он создает большое количество своих творений, решает написать прозаическую повесть «Арап Петра Великого».

В сельской тишине муза писателя пробудилась ото сна и воспарила. Стих «Поэт» отображает удивительное пробуждение автора, когда он из загнанного человека постепенно начал превращаться в великого творца.

Композиция произведения

Анализ «Поэта» Пушкина следует продолжить особенностями композиции. Его можно поделить на две части. В самом начале показана жизнь поэта, когда в ней нет вдохновения. Когда он не творит, то ничем не отличается от простых людей. Поэту кажется, что он — лишь маленькая частица, а его душа пуста без вдохновения.

Далее поэт чувствует, что муза посетила его. Он слышит «божественный глас», который словно пробуждает ото сна. Ему становятся не нужны никакие материальные блага, развлечения. Он находился во власти вдохновения. Поэт стремился найти покой и уединение в отдалении от людей, в гармонии с природой.

анализ стиха поэт Пушкин

Жанровое своеобразие

Произведение написано в жанре лирики — одном из наиболее любимых направлений автора. Повествование идет от лица писателя, он рассказывает об особенностях творцов. По мнению Пушкина, талантливого человека часто не замечают в обществе, но до того мгновения, пока к нему не прикоснется рука Аполлона. Погрузившись в мир муз, он начинает изменяться. Его мир трансформируется.

Произведение можно разделить на несколько частей. Человек в обычном мире находится до тех пор, пока к нему не прикоснется «божественный глагол». Затем писатель переходит в творческий мир, в царство искусств и волшебной музыки.

Стихотворение представляется как жанр романтической лирики. Одна из отличительных черт романтизма — описание двоемирия, что читатель тоже может наблюдать в стихотворении «Поэт».

Размер стихотворного произведения — четырехстопный ямб, благодаря которому можно создать связный и ровный ритм. Поэзия читателем воспринимается словно притча. В мыслях у людей возникает седой старик, монотонно повествующий о какой-то мудрой сказке. У Пушкина получилось создать атмосферу удивительной истории, которая завораживает легкостью прочтения, погружает в мир муз и мечтаний.

Описание структуры

Маленькое стихотворение можно разделить на 2 главные части, которые описывают серую жизнь среди суеты, не представляющей никакой ценности, и радость от творческой работы лирического героя. К негативным оттенкам первых строк добавляются эпитеты, которые талантливо смог найти Пушкин:

  • ничтожный;
  • суетный;
  • хладный.

Писатель не боится преувеличений и патетики, поскольку убежден в наивысшем предназначении поэтического творчества. В финале произведения общий настрой изменяется, для этого применяются следующие прилагательные:

  • божественный;
  • священная;
  • святая.

В распространенном в то время стиле написания конкурируют два способа чередования рифм: перекрестный и кольцевой. Альтернативная рифмовка сделала акцент на изменении настроения рассказа.

Эмоциональные прилагательные, возвышенный стиль повествования, мотив независимости человека от общепринятых правил, противопоставление вдохновения и суеты — все это характерные черты романтизма.

Пронизывающая лирика автора, открывающая множество граней его неординарной души, красочно повествует о том, что волновало писателя, о чем он не хотел больше молчать.

Отношения талантливого человека и Вселенной, роль поэзии в разрешении общественных вопросов — важные темы, которые занимают основное место в стихотворении «Поэт».

Художественный талант, как считал Пушкин, обязывает его владельца к конкретным действиям. Силой слова писатель должен пытаться сделать мир чище, добавить в него жизненной реальности и красоты.

Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков. Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение «Певец», созданное в 1816 году. Оно абстрактно по своему содержанию, однако имеет необычную форму. Написанное пятистопным ямбом, который так любил поэт, это произведение обладает одной особенностью: каждое его четверостишие заканчивается пятой строфой виде вопроса. Фактически стихотворение представляет собой отдельные куплеты, поэтому еще при жизни Пушкина оно было положено на музыку и превратилось в романс. Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который в романсе выполняет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является. Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в весьма угнетенном душевном состоянии. Он слишком близко воспринял к сердцу свой мимолетный летний роман с дочерью соседского помещика, поэтому главного героя стихотворения изображает, как «певца любви, певца своей печали». Стоит, впрочем, отметить, что с этого момента грусть становится верной спутницей всех романтических увлечений поэта, и Пушкин считает это вполне закономерным явлением. Именно по этой причине своего певца поэт наделяет прискорбной улыбкой и потухшим взором, а его песню считает «унылой и простой». У рефрена в виде вопроса, повторяющегося после каждого четверостишия, помимо смысловой нагрузки есть и еще одна задача – привлечь внимание читателей к образу страдающего юноши. Именно поэтому поэт спрашивает, видели ли его окружающие, слышали ли они его песню и вздохнули ли, заглянув в глаза человеку, наполненные тоской и разочарованием? Таким нехитрым образом Пушкин хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви. Поэт не подозревает, что подобное испытывают не только юноши, но и люди более зрелого возраста, потому что от неудачных романов никто не застрахован. Именно поэтому романс «Певец» до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.

< ПредыдущаяСледующая >

Характеристика героя

В основе сюжетной линии находится поэт, предстающий перед читателями в различных ипостасях. Сначала он представлен ничтожным человеком, частью серой массы. Но когда «божественный глагол» касается глубины души поэта, он пробуждается после сна и начинает постепенно расцветать. Теперь он не может жить по-старому, не смиряется с обывательским существованием, для него чужды материальные ценности и мелочные страсти.

Если до этого поэт был таким же слепцом, как и все, то сейчас по-настоящему прозрел, ему душно в мире корысти и обмана. Он пытается убежать от этого бренного общества на свободу.

В произведении автор затронул одну из основных проблем поэтов. Здесь говорится о творческой теме, перевоплощении человеческой души, что удалось сделать с помощью искусства. Пушкин показал, как лишь одним движением муза может изменять жизненные взгляды.

Помимо этого, писатель поднимает проблематику «слепоты» в обществе. Этой теме посвящается первая часть стихотворения. Мир здесь является ничтожным, меркантильным и равнодушным:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Именно таким является равнодушный человек, у которого спит душа. Поэт так жить не может, у него острая реакция на все, что происходит вокруг, он тонко замечает порочность людей, находящихся рядом с ним, и не может с этим примириться. Мир, который был до этого привычным, начинает открываться для него в новом непристойном свете.

Кроме того, Александр Сергеевич рассказывает об особой специфике вдохновения: муза может прийти и покинуть поэта, она является своевольной и независимой.

Смысл стихотворения

В произведении можно выделить две основные мысли: «слепая» жизнь, где спит душа, и удел пробудившегося поэта, который не закрывается за мелочными интересами от бесполезного прозябания. Теперь он может смело посмотреть в лицо проблемам. Это идеал человека, которого воспевает Александр Сергеевич.

Основная идея стихотворения заключается даже не в том, что поэт начинает возвышать собственное мастерство, а в том, что любой человек должен пытаться стать выше обыденных мелочей, которые заменяют духовные потребности. Не стоит мириться со злом, нужно выступать против него, чтобы и остальные люди смогли увидеть, что необходимо изменять ситуацию в лучшую сторону.

Поэт пытается призвать к неравнодушию. Он воспарил ввысь гордой птицей, когда услышал «божественный глагол». Важно уметь открыть собственную душу этому голосу, ведь именно он раскрывает мир перед человеком.

Краткий анализ стихотворения «Поэту» А. С. Пушкин

Вариант 1

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Данное произведение написано в 1830 году. Это было то время, когда А. С. Пушкина активно критиковали в реакционной печати. И это была не критика в хорошем смысле, а совсем, напротив. Поэт активно полемизировал в письмах с критиками и вероятно это вдохновило его обратится к вечному образу непонятого поэта, который в некотором смысле изгой.

Первые строки говорят о том, что поэт — это человек, личность, которые имеет связь с божественным и имеет свое призвание. Оно также имеет высшую природу и лишь иногда проявляется. А пока поэт обречен тонуть в жизненной суете, в бытовых проблемах, которые его томят, и он безусловно от них страдает. Во втором четверостишии Пушкин хочет сказать, что поэт которые не пишет находиться в ничтожном состоянии духа.

Во второй части стихотворения Александр Сергеевич описывает состояние поэта, как только к нему прикоснется “божественный глагол”. То-есть поэт, который словит музу и начнет писать переживает высокий духовный подъем. Тогда поэт не страдает от суеты мира, а превозносится над ними.

В данном произведении автор также хочет предостеречь поэта от “любви народной”. Он не должен ею дорожить, восхищаться, ведь она очень быстротечна. К тому же величие поэта отличается от холода, тупости толпы, которая руководствуется только эмоциями, а не чувствами. Ценить можно только личности, уважение личностей, а не толпу, которая похожа на стадо в своем поведении.

Пушкин превозносит поэта к высотам, он называет его царем, хозяином своей судьбы. Он велит ему гордо жить одним, ценить свободу и использовать ее двигаясь по жизни туда куда сердце зовет. Пушкин говорит также о том, что не нужно искать награды и признания за свое творчество, ведь оно плод духа и просто бесценно само по себе. Он считает, что лучше всех творения поэта может оценить он сам и это самая справедливая оценка. А толпа бессильна перед величием стихотворца, она своей бранью только превозносит его перед собой.

Вариант 2

Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. Основной темой данного произведения является поэт и толпа.

В первом четверостишии автор обращается к поэту с просьбой не дорожить любовью и похвалами народа, которые со временем пройдут. Тогда, как говорит Пушкин, поэт услышит и злой смех, и брань толпы. Но на все это не нужно реагировать, важно оставаться спокойным и самим собой.

Во втором катрене автор призывает поэта творить и продолжать писать исключительно для себя, не в угоду властям и толпе. Не требовать похвал, любви и наград от народа за свое творчество, а продолжать совершенствоваться и расти. Но не для народа и государства, а для самого себя.

Далее Пушкин говорит о том, что награды – это сам писатель, он сам должен ценить и оценивать свои произведения. И не народ судья поэту, а он сам. Ему необходимо самому быть довольным своим творчеством, а толпа пусть делает что хочет.

Все стихотворение «Поэту» построено на контрасте между холодной и глупой толпой и наделенным талантом поэтом. При этом автор явно возносит поэта над миром, характеризуя его как нечто высокое и называя его царем. Пушкин советует поэту творить для самого себя, писать только то, что хочешь, а не то, что требует от тебя народ и власть.

Стихотворение «Поэту» имеет очень интересный жанр – сонет (для которого характерны 14 строк и сложная строфа, состоящая из 2 катренов (четверостиший) и 2 трехстиший).

Стихотворение написано ямбом, в первых двух катренах используется перекрестная рифмовка, а в следующих трехстишиях парная. Пушкин задает торжественное настроение, пропитывая стихотворение искренностью.

Автор использует средства, добавляющие яркости и выразительности произведению. Например, инверсию (любовию народной), риторические вопросы (11 и 12 строки), эпитеты (минутный шум, свободный ум), метафоры (суд глупца, смех толпы холодной), анафору (13 и 14 строки), обращение (Поэт!).

Подводя итог, можно сказать, что стихотворение «Поэту» пропитано смыслом и отражает мысли Александра Сергеевича Пушкина. Ведь автор сам побывал во всех тех ситуациях, что описаны в произведении и, наконец, пришел к выводу, что толпа, ее похвалы и брань только мешает поэту, запутывают его.

И поэтому ему не следует обращать на народ внимания. Поэт должен слушать только свое внутренне «я» и писать о том, что считает важным, дабы оставить после себя наследие.

Способы выразительности

В произведении Александр Сергеевич применяет аллюзию («молчит его святая лира»), создающую художественный образ чего-то очень пугающего. Читатель видит, что святые молчат, поэтому начинает господствовать дьявол. Душа не уснула, что создает яркий образ праздного счастья и дворянской сытости. Ей нравится комфорт слепой жизни, для нее чужды искренние чувства, мечтания и влечения. Интересными могут показаться эпитеты, которые применяет Пушкин:

  • суетный свет;
  • священная жертва;
  • божественный глагол.

Все это подчеркивает принцип стихотворного построения. Поэзия Александра Сергеевича построена на антитезе: начало — суета и потемки, конец — свет и прозрение. При этом писатель применяет в начале произведения инверсию («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»). Она подсказывает читателю, что Пушкин скажет дальше, что происходит с ним во время вдохновения. Инверсия указывает на непостоянство нахождения в полумертвом и сонном состоянии, поэтому нужно верить, что душа человека способна проснуться.

Мнение критиков

Судьба автора стихотворения была сложной, ведь несколько лет он находился в ссылках. В произведении Пушкин пытался выразить стремление к творческой свободе, показать остальным, что писатель не является хозяином самому себе, им властвуют искусство, муза и творчество.

У современников к Александру Сергеевичу было разное отношение: одни им восторгались, другие не принимали славы писателя в том масштабе, что ему приписывали. Вот почему некоторые творения поэта подвергались нападкам. Например, Пушкина сильно критиковал Ф. Булгарин, работающий редактором правительственного издания «Северная пчела».

Но русский литературный критик и писатель Апполон Григорьев о нем хвалебно отзывался: «Пришел поэт, появилась огромная творческая сила, которая равна по задаткам всему, что в мире проявлялось не только великого, но и величайшего: Шекспира, Гетте, Гомера — появился Пушкин».

Извечная тема миссии поэта и поэзии раскрывается в стихотворении кратко и точно. Александр Сергеевич видел смысл искусства в пробуждении доброты в душах его почитателей. По смысловой нагрузке произведение напоминает стихотворение автора «Пророк», которое он сочинил годом раньше.

Тема миссии поэта

В своем творчестве Александр Сергеевич неоднократно затрагивал волнующую его тему места поэзии и поэта в обществе. Это можно увидеть и при проведении анализа «Поэт и толпа» Пушкина. В этом стихотворении автор также затрагивает вопросы, касающиеся миссии творца, его роли в обществе.

В другом произведении поэт спорит с толпой, которой нет никакого дела до красоты и изящества слога. Она понимает и признает только те вещи, которые могут принести пользу обществу. Герой не пускается в дальнейшие пререкания с людьми, понимая, что каждый выбирает то, что ему нравится.

Эти стихотворения похожи тем, что в своих рассуждениях автор приходит к выводу, что поэт выделяется из толпы. Его освещает огонь вдохновения. Он своим словом способен сподвигнуть задуматься о важных вещах.

поэт и толпа Пушкин анализ

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: